Научная статья на тему 'Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в работе кружка «Юный исследователь» (1 класс)'

Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в работе кружка «Юный исследователь» (1 класс) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО КЛАССА / КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Югова Наталья Львовна

Статья посвящена описанию успешного опыта формирования универсальныхучебных действий средствами исследовательской деятельности в рамках кружка «Юный исследователь», организованного автором в первом классе. Автором последовательно рассмотрены основные УУД и предложены способы их формирования на самом первом этапе школьного обучения. В своей деятельности автор опирается на известное пособие А.И.Савенкова, удачно раскрывая его практическое применение учителем начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Югова Наталья Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в работе кружка «Юный исследователь» (1 класс)»

раздел IV

формирование универсальных учебных действий и компетентностей обучающихся в процессе преподавания учебных дисциплин и организации разных видов внеурочной деятельности

УДК 371.385 Югова н.Л.

Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в работе кружка «Юный исследователь» (1 класс)

Статья посвящена описанию успешного опыта формирования универсальныхучебных действий средствами исследовательской деятельности в рамках кружка «Юный исследователь», организованного автором в первом классе. Автором последовательно рассмотрены основные УУД и предложены способы их формирования на самом первом этапе школьного обучения. В своей деятельности автор опирается на известное пособие А.И.Савенкова, удачно раскрывая его практическое применение учителем начальных классов.

Ключевые слова: универсальные учебные действия; исследовательская деятельность детей первого класса; кружковая работа по развитию познавательных способностей; основные компоненты исследовательской деятельности в первом классе.

Одним из основных результатов начального образования должно стать формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Уже с первого года обучения педагог начальной школы может формировать универсальные учебные действия, в том числе с помощью кружковой работы. Для решения этой задачи нами был организован кружок «Юный исследователь» для группы учащихся 1 класса.

В разработке содержательного наполнения программы кружка мы опирались на методику исследовательского обучения младших школьников А.И. Савенкова [2]. Программа занятий предусматривает тренинг исследовательских способностей, исследовательскую практику и мониторинг исследовательской деятельности.

Приведем приемы формирования познавательных общеучебных УУД, которые ис-

пользуются нами на занятиях кружка «Юный исследователь» в 1-м классе. Виды и номенклатура универсальных учебных действий приводятся в соответствии с классификацией А.Г. Асмолова [1].

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

На занятии «Методы исследования» знакомим учащихся с методами исследования с использованием символических картинок [2, с. 40]. На занятии «Проектная работа "Профессии в моей семье"» учащимся рекомендуется воспользоваться следующими методами сбора информации: интервьюирование представителей семьи, изучение семейных фотоальбомов, изучение литературы о профессиях, изучение документов, подтверждающих успехи в трудовой деятельности.

Пермский педагогический журнал (№ 7/2015)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

На занятиях «Методы исследования» и «Методика проведения самостоятельных исследований» дети готовятся к выступлению перед одноклассникам, опираясь на собственную серию пиктограмм.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

На занятии «Что такое исследование» проводим рефлексию настроения и эмоционального состояния. С этой целью учащимся предлагаются карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Дети должны выбрать ту, которая соответствует их настроению к концу первого занятия.

На занятии «Рефлексия в конце первого полугодия» после организации путешествия по станциям, на которых участники кружка закрепляют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях, им выдается «Рефлексивный лист». Он содержит 4 утверждения («знаю методы исследования», «получается задавать вопросы», «умею фиксировать сведения в виде пиктограмм», «нравится выступать с мини-исследованием») и 3 варианта ответа (да, не уверен(а), нет). После заполнения детьми рефлексивного листа проводим анализ результатов по вопросам: «Что получается лучше всего?», «С какими трудностями вы столкнулись?».

На занятии «Что такое эксперимент» после того, как дети провели опыт в группах или в парах, проводим рефлексию по схеме «Дерево экспериментатора». Схема представляет собой плакат с рисунком дерева, на которое ученики прикрепляют символы

- листья, цветы, плоды. Символы имеют следующее значение: плоды - эксперимент шёл интересно, принёс мне новые знания; цветок

- эксперимент прошёл неплохо; зелёный листок - не совсем удовлетворён проведённым экспериментом; жёлтый листок - экспери-

мент не удался. Вместе с детьми выясняем причины, почему дана именно такая оценка.

На занятии «Обучение умению видеть проблемы» в конце проводится рефлексия «Закончи предложение»: здесь мы просим детей сформулировать свои впечатления от занятия, закончив предложения: «Сегодня у меня получилось ...», «Мне понравилось ...», «Я узнал ...», «Мне было сложно (что делать?) ...».

На занятии «Исследовательская работа» на тему «Распространённые и редкие имена сверстников» ребята собирают и обрабатывают информацию, а при подведении итогов работы обсуждаются следующие вопросы: подтвердилась ли гипотеза? Что помогло её проверить? Как мы действовали при работе со списками? Где нашли значение имён? В каком направлении можно продолжить исследование по этой теме?

На занятии «Развитие наблюдательности» после проведения упражнения в группах и обсуждения выводов проводится рефлексия в группе, в ходе которой учащиеся используют опорные слова и фразы для оценки работы каждого члена своей группы: «помог мне ...», «вместе обсуждали ...», «сумел доказать ...», «терпеливо слушал ...», «был (каким?) ...», «подружились ...», «другое».

На занятии «Развитие умения высказывать суждения» в качестве рефлексии предлагаем подарить цветы разного цвета тем членам группы, кому ребенок посчитает нужным (голубой - самому вежливому в общении; розовый - умеющему дипломатично доказать своё мнение; оранжевый -умеющему организовать работу всей группы и др.). Потом обсуждаем результаты: у кого получился самый большой букет? Как вы думаете, почему?

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

На занятии «Методы исследования» обучаем детей способу фиксации полу-

Раздел IV. Формирование универсальных учебных действий и компетентностей обучающихся в процессе преподавания учебных дисциплин и организации разных видов внеурочной деятельности

чаемых сведений с помощью пиктограмм. Использование пиктографического письма объясняется следующими причинами: большинство первоклассников ещё не владеют в совершенстве навыками письма, поэтому отражение в пиктографическом письме собственных впечатлений ребёнка является показателем того, что прочитанное стало предметом осознания, размышления.

На занятии «Методика проведения самостоятельных исследований» детям предлагается следующее задание: изучить информацию, зафиксировать её в виде пиктограмм, быть готовым к выступлению. Для этого занятия предварительно выбираем интересный текст из научно-познавательной детской литературы, разрезаем его на части по количеству детей. Наиболее интересными текстами для учеников являются тексты из книги «Замечательные звери» (автор С. Старикович), «Детёныши мелких животных», «Животные морских заливов и океанских глубин» (составитель М.И. Тучкова).

Определение основной и второстепенной информации.

На занятии «Методы исследования» на этапе обобщения полученных данных детям предлагается рассмотреть пиктограммы и разложить их в определённой последовательности: сначала главные идеи, затем второстепенные и третьестепенные.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

На занятии «Методика проведения самостоятельных исследований» просим детей разложить карточки с символическим изображением методов исследования в строгой логической последовательности; таким образом, каждый ребёнок создаёт «Папку исследователя», которая и является планом работы.

Особое внимание в работе с младшими школьниками мы уделяем формированию познавательных логических УУД.

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков реализуется на занятии «Развитие наблюдательности» посредством упражнения «Найди, какие предметы изображены на рисунке» [2, с. 161].

Умение доказывать точку зрения тренируем на занятии «Развитие умения высказывать суждения» через упражнение в группах «Проверьте правильность утверждений» [2, с.174-175].

Пример:

Все ученики 1 класса играют в компьютерные игры.

Коля Иванов играет в компьютерные игры.

Следовательно, Коля Иванов - ученик 1 класса.

При обсуждении результатов работы групп заслушиваются все точки зрения, предъявляются доказательства.

Умение выдвигать и обосновывать гипотезу актуализируется нами на занятии «Что такое исследование». Перед проведением эксперимента «Плавучесть предметов» спрашиваем детей: «Как, по вашему мнению, будут вести себя эти предметы, если их опустить в воду?». Потом проверяем гипотезу методом эксперимента.

На занятии «Исследовательская работа» по теме «Распространённые и редкие имена сверстников» подводим детей к выдвижению гипотезы о том, какие имена наиболее распространены среди их сверстников - учеников начальной школы: среди девочек, среди мальчиков?

В работе кружка «Юный исследователь» обращаем внимание и на формирование такого актуального УУД, как постановка и решение проблем. Для этого, например, на занятии «Обучение умению видеть проблемы» используем упражнение «Посмотри на мир чужими глазами» [2, с. 116].

Приведенные педагогические приёмы, на наш взгляд, способствуют интенсивному формированию у первоклассников по-

Пермский педагогический журнал (№ 7/2015)

знавательных УУД. Результаты психолого-педагогического наблюдения говорят о том, что участники кружка «Юный исследователь» характеризуются высокой степенью активности и самостоятельности на уроках; умением перенести знания и умения, полученные на занятиях кружка, на выполнение заданий по предмету. Ребятам присуща высокая мотивация к публичному выступлению и умение

список ЛИТЕРАТУРЫ

выступать с сообщениями о результатах мини-исследований перед классом и родителями. Ребята с интересом и результативно участвуют в различных интеллектуальных и творческих конкурсах и олимпиадах. Таким образом, организация кружковой работы по программе «Я - исследователь» способствует формированию универсальных учебных действий учащихся уже в первом классе.

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурминская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., испр. и доп. Самара: изд-во «Учебная литература», ИД «Федоров», 2010. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.