Научная статья на тему 'Формирование у младших школьников трудовых навыков на уроках технологии посредством работы с природным материалом'

Формирование у младших школьников трудовых навыков на уроках технологии посредством работы с природным материалом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вшивцева М. Н.

Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. На уроках технологии необходимо уделять особое внимание природному материалу, который является кладовой для фантазии и игры воображения. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у младших школьников трудовых навыков на уроках технологии посредством работы с природным материалом»

ском режиме [2]. Учитывая динамику развития науки, не учитывается фактор развития интеллектуальных ресурсов.

Уменьшение часов на изучение точных наук, а, следовательно, уменьшение объема изученного материала развивает опухоль «интеллектуальной нищеты». Материал изучается поверхностно. Не вдаваясь в подробности, некоторые темы, которые отображают действительность современного представления об окружающем мире, элементы знания, которые входят в структуру современной физической картины мира, вообще исключены из курса обучения. Это напрямую касается физики частиц, которая в школе вообще практически не изучается, если образовательная школа не имеет профильных классов, то физика частиц на уровне общего образования выглядит «голой» и не показывает какие реальные, необходимые в жизни каждого человека она делает преобразования. Нет связи науки с образованием. Это порог в области мира фантастики и мистификации многих явлений природы, которые не может объяснить физика, но так старательно используется лженаучными «трактирщиками».

Нобелевский лауреат С. Вайнберг, говоря о задаче исследования частиц, видел в ней «самый верный - а возможно, и единственный - путь к пониманию фундаментальных законов природы» [4, с. 15]. Как физики мы должны понимать, что наше будущее, будущее всего человечества, является технологическим. Как педагоги мы должны понимать что, если мы не сможем на качественном уровне передавать знания следующим поколениям, это приведет к катастрофе XXI века - пороку интеллектуальной нищеты.

Список литературы:

1. Баландина Р.К. Научные мифы. От Николы Тесла до Большого взрыва. - М.: Яуза; Эксмо, 2009. - 352 с.

2. Информация о достижениях физики высоких энергий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.elementy.ru.

3. Любимов А., Киш Д. Введение в экспериментальную физику частиц. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001. - 272 с.

4. Окунь Л.Б. Физика элементарных частиц. - 2-е изд. - М., 1988. - 272 с.

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

© Вшивцева М.Н.*

Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск

Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления

* Магистрант кафедры Психолого-педагогических дисциплин. Научный руководитель: Орехова Т.Ф., заведующий кафедрой Психолого-педагогических дисциплин, доктор педагогических наук, профессор.

школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. На уроках технологии необходимо уделять особое внимание природному материалу, который является кладовой для фантазии и игры воображения. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале спросить себя, а была ли перед ним поставлена такая цель? Очень распространенный недостаток организации учебной работы учащихся - то, что они не видят за выполняемой ими работой учебной цели. Чтобы поставить перед учениками четкую цель, учителю необходимо сначала самому иметь соответствующую программу формирования навыков. Ставя цель сформировать определенный навык, учитель должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно этот навык. Большое значение в формировании всех типов навыков придается упражнениям. Благодаря упражнениям происходит совершенствование умений и автоматизация навыков. Упражнения необходимы как на этапе выработки навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества. Тренировка, нужная для обработки навыка, не должна быть односторонней и чрезмерной. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает «выпадать». Избежать этого можно, приучая ребенка совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности [1, с. 133-148]. Процесс формирования умений и процесс усвоения знаний должны протекать параллельно, это значит, что при усвоении темы урока необходимо подобрать такие упражнения, задания и т.п., которые одновременно будут обучать умению. При этом упражнения могут быть самые разные, не только по содержанию, но и по сложности и видам деятельности [2, с. 38]. Проанализировав различные точки зрения педагогов, исследователи (А.К. Бешенков, Е.В. Васильченко, А.И. Иванов и

др.) выявили, что отличительная особенность уроков труда состоит в том, что они направлены на формирование творческого потенциала ребенка и базируются на предметно-практической деятельности, а известно, что практические действия с предметами обеспечивают ребенку, прежде всего, чувственное (сенсорное) познание действительности [4, с. 191].

Ниже исследователи развивают свою мысль о том, что смысл сенсорного опыта для человека заключается в том, что он дает представление не просто о свойствах и качествах окружающих предметов, но и о значении этих свойств [4, с. 191]. Педагоги и психологи (В.А. Сухомлинский, А.А. Леонтьев и др.) отмечают в предметно-практической деятельности еще одно важное обстоятельство: оперируя предметами, человек может нагляднее «увидеть» многие абстрактные связи и понятия. Не только дети, но и взрослые часто прибегают к этому способу: то, что с трудом решается «в уме», мы стремимся по возможности смоделировать на предметах [3, с. 304].

Также важной особенностью уроков труда в школе является воспитание в детях любви к природе. Это проявляется во время работы с природным материалом на уроке. И при любой работе с природным материалом описывается важность его включения в процесс работы. Педагогами отмечается, насколько важно развивать различные навыки работы на уроках технологии.

Авторы данных статей пытаются выявить важность использования таких методов обучения и воспитания, при которых природный материал берется за основу, как ведущий в формировании трудовых навыков на уроках технологии. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. Работа с природным материалом, по словам Ф.П. Филенко, заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. Труд с использованием природных материалов - один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов. В желуде, в шишке таятся образы сказочных героев, реальное воплощение мыслей мечты. Поиск идеи, замысла будущих работ - исключительно важный этап в развитии у младших школьников трудовых навыков. Именно поэтому труд с природными материалами так привлекает к себе детей всех возрастов [5, с. 6]. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений [5, с. 3].

Как утверждает Ф.П. Филенко, большое влияние оказывает работа с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с природным материалом, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем, после усвоения этого процесса задания

усложняются: показывается эскиз работы, и, наконец, они без предварительного анализа выполняют работу по заданию или собственному замыслу. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой поделки, очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются стимулом воспитания трудолюбия. Работа с природным материалом способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Под руководством педагога ученик старается устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда [5, с. 7-9]. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы соотносить свой результат с образцом. Работа с природным материалом может быть индивидуальной и коллективной. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что цель труда по своему содержанию весьма многогранна: она включает и учебную, и воспитательную, и предметную, и эстетическую, и общественную стороны. Учебная и воспитательная цели труда направлены на формирование личности детей; предметная, эстетическая, общественная - связаны с объектом труда, направлены на достижение высоких результатов при формировании навыков. Самый продуктивный вид развития творческого мышления и развития ребенка вообще - это свободное творчество или творчество по собственному замыслу. Ребенок должен создать замысел будущего изделия, для чего необходима очень сложная преобразующая деятельность детского мышления и воображения, носящая творческий характер. Для наиболее успешного эстетического воспитания детей, выработки у них творческого видения необходимо постоянно воздействовать на чувства школьников эмоциональными стимулами, проявлять заботу о том, чтобы уроки трудового обучения наполняли души детей радостью познания нового, удивлением своими творческими способностями. Труд детей на таких уроках всегда будет носить творческий характер и постоянно доставлять радость и эстетическое наслаждение.

Список литературы:

1. Гурьянов Е.В. Навык и действие / Е.В. Гурьянов. - М.: Уч. зап. МГУ, 2002. - С. 133-148.

2. Каменев С.А. Советская школа / С.А. Каменев. - М.: Изд-во «Севкав-книга», 1999.

3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Этика коммунистического воспитания / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1990. -288 с.

4. Технология. Содержание и образование: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 304 с.

5. Филенко Ф.П. Природные материалы на уроках труда в начальных классах / Ф.П. Филенко. - М.: Просвещение, 2005. - 228 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Герасименко А.А.*, Шабля И.Н.*

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

В статье представлен литературный обзор источников, отражающий взгляды педагогов-теоретиков и педагогов-практиков по вопросам игровой деятельности младших школьников. Показана актуальность и значимость применения дидактических игр на уроках в начальной школе в свете ФГОС НОО 2 поколения.

Изменения, происходящие в системе образования, подталкивают педагогов к поискам качественных и эффективных способов организации обучения. Вступивший в силу ФГОС НОО 2 поколения [13] задает новые направления в поисках организации обучения младших школьников. Ведь правильно подобранные и хорошо организованные способы работы помогают формировать необходимые для последующей жизни компетенции; способствуют развитию универсальных учебных действий; содействуют укреплению здоровья школьников. Стандарт ориентирует педагогов строить процесс обучение таким образом, чтобы он был направлен на воспитание и развитие личности учащегося с учетом его возрастных особенностей.

О возрастных особенностях детей младшего школьного возраста имеется большое количество исследований. В частности, И.А. Зимняя в учебнике «Педагогическая психология» отмечает, что в начальной школе у младшего школьника формируется основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые умения и навыки, развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления [3, с. 174]. Однако, не-

* Кафедра Педагогики. Научный руководитель: Шабля И.Н., старший преподаватель кафедры Педагогики.

* Старший преподаватель кафедры Педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.