Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное мышление / индивидуальность / развитие личности / формирование личности / наследственность / среда. / innovative thinking / individuality / personality development / personality formation / heredity / environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадирова Д.Н.

Данная статья раскрывает некоторые вопросы особого внимания всестороннему развитию и формированию в качестве гармонично развитой личности детей дошкольного возраста, а также формированию у них навыков инновационного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INNOVATIVE THINKING SKILLS IN CHILDREN

This article reveals some issues of special attention to the comprehensive development and formation of preschool children as a harmoniously developed personality, as well as the formation of their innovative thinking skills.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ»

Кадырова Д.Н. преподаватель

Кокандскый государственный педагогический институт

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ ИННОВАЦИОННОГО

МЫШЛЕНИЯ

Аннотация. Данная статья раскрывает некоторые вопросы особого внимания всестороннему развитию и формированию в качестве гармонично развитой личности детей дошкольного возраста, а также формированию у них навыков инновационного мышления.

Ключевые слова: инновационное мышление, индивидуальность, развитие личности, формирование личности, наследственность, среда.

Kadirova D.N. teacher

Kokand State Pedagogical Institute FORMATION OF INNOVATIVE THINKING SKILLS IN CHILDREN

Annotation. This article reveals some issues of special attention to the comprehensive development and formation of preschool children as a harmoniously developed personality, as well as the formation of their innovative thinking skills.

Key words: innovative thinking, individuality, personality development, personality formation, heredity, environment.

Во всем мире уделяется особое внимание всестороннему развитию и формированию в качестве гармонично развитой личности детей дошкольного возраста, а также формированию у них навыков инновационного мышления. В частности, в опыте таких развитых зарубежных государств, как Южная Корея, Франция, Япония, Германия, Финляндия, в дошкольных образовательных организациях наряду с физическим и эстетическим развитием детей, особое внимание уделяется развитию у них мышления, мировоззрения, интеллектуальных и творческих способностей, навыков инновационного мышления. В принятой странами мира международной Концепции образования до 2030 года определен ряд задач в этой области. В том числе вопрос "развития инновационного мышления при овладении прочной основой знаний" рассматривается в качестве актуальной задачи. Такие задачи, в свою очередь, показывают необходимость уделения серьезного внимания сотрудничеству ЮНЕСКО (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) с дошкольными образовательными организациями в решении проблем

формирования навыков инновационного мышления у детей дошкольного возраста на основе креативного мышления.

В мире осуществляются многочисленные исследования, посвященные проблемам обучения детей инновационному мышлению на основе креативного подхода, созданию возможностей и благоприятных педагогических условий для их всестороннего развития в соответствии с их интеллектуальными способностями, интересами, потребностями и возрастными особенностями. Анализ данных научных изысканий показывает важное значение изучения и исследования научно -исследовательских работ, посвященных таким проблемам, как определение эффективных методов и средств, имеющих важное значение в формировании навыков инновационного мышления у детей дошкольного возраста; эффективное использование интегративных подходов к подготовке детей к школьному образованию и вариативных программ, адаптируемых к особенностям их комплексного развития; использование методик, направленных на формирование у детей навыков инновационного мышления на основе креативного подхода в процессе образовательной деятельности; дидактические игры и определение их роли в формировании у детей навыка инновационного мышления; широкое внедрение инновационных технологий в процессы образования и воспитания; совершенствование содержания, форм, методов и методики формирования у детей дошкольного возраста навыков инновационного мышления на основе современных подходов.

В нашей республике на основе изменений, происходящих в области образования в условиях глобализации, осуществляются коренные реформы в системе дошкольного образования, в результате которых поэтапно совершенствуется материально-техническая база, нормативно-правовое, методическое обеспечение дошкольной образовательной организации.

В Законе Республики Узбекистан "О дошкольном образовании и воспитании" определена такая приоритетная задача, как "Внедрение современных инновационных и информационно-коммуникационных технологий в целях создания и всестороннего развития альтернативных форм образования и воспитания детей". С этой точки зрения креативный подход к процессу дошкольного образования, совершенствование процесса формирования навыков инновационного мышления у детей являются одними из актуальных задач.

Настоящая статья в определенной степени служит выполнению задач по внедрению инновационных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, воспитание физически здоровой, самостоятельно мыслящей, обладающей интеллектуальным потенциалом, ищущей, творческой и всесторонне развитой личности, намеченных в Республики Узбекистан ЗРУ-595 от 16 декабря 2019 года "О дошкольном образовании и воспитании", Указе Президента Республики Узбекистан УП-60 от 28 января

2022 года "О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 -2026 годы", Законе ПП-4312 от 8 мая 2019 года "Об утверждении Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года", постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан № 802 от 23 декабря 2020 года "Об утверждении государственного стандарта дошкольного образования и воспитания", № 391 от 13 мая 2019 года "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности дошкольных образовательных организаций" и других нормативно-правовых актах, относящихся к данной сфере деятельности

Соовтетствие исследования приоритетным направлениям развития науки и технологий республики. Исследование выполнено в соответствии с приоритетным направлением развития науки и технологий республики I. «Формирование системы инновационных идей социального, правового, экономического, культурного, духовно-просветительского развития информационного общества и демократического государства и пути ее реализации».

Степень изученности проблемы. В данном исследовании охвачены педагогические, психологические и методические взгляды, выдвинутые в исследовательских работах, посвященных вопросам деятельности дошкольных образовательных организаций, креативного подхода к формированию навыков инновационного мышления у воспитанников. В нашей республике вопросы внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс, совершенствования механизмов организации инновационной педагогической деятельности рассмотрены в работах таких педагогов, психологов и методистов, как А.Абдукодиров, Н.Азизходжаева, Б.Адизов, Н.Сайидахмедов, Ж.Йулдошев, Ф.Юзликаев, Р.Джураев, Ш.Мардонов, У.Толипов, Д.Юнусова, С.Бозорова, М.Жуманиёзова, Ш.Шодмонова, Р.Сафарова, А.Чориев, Г.Ибрагимова, С.Гуломов, У.Нишоналиев; исследования, посвященные теоретико-методическому обогащению учебно-воспитательного процесса вдошкольных образовательных организациях, всестороннему развитию детей, осуществлены такими учеными, как Ф.Р.Кодирова, Д.А.Абдурахимова, Т.Л.Хурвалиева, Х.Ё.Нажмиддинова, М.К.Абдухакимова, Н.Абдуллаева, З.Азизова,

H.Х.Бегматова, Г.Бердалиева, У.Бутаева, К.Окилова, Ф.Н.Вахабова, Д.Т.Махмудова, Г.Назирова, Н.Ж.Абдусаматова, Ш.Б.Набихонова, С.В.Пак, Н.Режаметова, Г.Е.Джанпеисова ва Г.Амирова.

Использованные источники:

I. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - Ч.1, гл. 2.

3."Ilk qadam" davlat o'quv dasturi O'zbekiston Respublikasi Maktabgacha ta'lim vazirligining Muvofiqlashtiruvchi kengashining 2022-yil 4-fevraldagi 1-sonli bayonnomasi bilan tasdiqlangan

5.O'zbekiston Respublikasida jismoniy tarbiya va sportni rivojlantirish davlat dasturi Konseppiyasi. Vazirlar Maxkamasining 1999-yil 27-maydagi qaroriga ilov

6. Kadirova, Dildora Nadzhatbekovna, and Solieva Mastura. "Pedagogical Creativity as A Factor of the Professional Development of the Teacher-Teacher." International Journal on Orange Technologies 3.12 (2021): 77-79.

7.Abdullayev A. Jismoniy tarbiya vositalari. O'quv qo'llanma. Fargona.

8.Abdumalikov R., Yunusev T.T. va boshsalar. "O'zbekistonda jismoniy tarbiya va ta'limining rivojlanishi", metodik tavsiyanoma. T., O'zDJTI,1992.

9.Arakchaa P.K. Istoki ekologicheskogo vospitaniya Tekst: ucheb.-metod, posobie / P. K. Arakchaa. Kizil: Tuvin. kn. izd-vo, 2004. - 264 s.

10. Кадирова, Дилдора Наджатбековна. "CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN." Актуальные научные исследования в современном мире 11-8 (2020): 19-22.

11. Nadjatbekovna, Kadirova Dildora. "BASIC PRINCIPLES OF TECHNOLOGY FOR TEACHING METHODOLOGICAL SUBJECTS IN PRESCHOOL EDUCATION." Open Access Repository 9.11 (2022): 241-244.

12. Kadirova, Dildora Najotbekovna, and Khosiyatkhon Khusniddinovna Alieva. "ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО САДА И ЗНАЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ." International Academic Research Journal Impact Factor 7.4 1.6 (2022): 203-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.