УДК 373.24
Гареева Р.М.
бакалавриат Дошкольное образование, Институт педагогики Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы (г. Уфа, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в статье рассматривается содержание предпосылок учебной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются особенности формирования представлений о форме предметов у старших дошкольников. Представлены результаты исследования, подтверждающие эффективность дидактических игр с геометрическим материалом для формирования представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: форма, предмет, представления, предпосылки, старшие дошкольники.
Учебная деятельность рассматривается как ведущая деятельность младших школьников, в которой происходит управляемое усвоение социальных и когнитивных знаний, в первую очередь в виде базовых интеллектуальных операций и теоретических понятий. Результат учебной деятельности проявляется в поведении ученика, выражающемся либо в потребности продолжить эту деятельность (интерес, вовлечённость, положительные эмоции), либо в отказе от неё (отсутствие интереса, уход от участия). Учебная деятельность обладает своей структурой, определяемой взаимодействием её элементов. Основные структурные элементы учебной
деятельности включают учебные задачи, учебные действия, контрольные действия и оценивающие действия.
Предпосылки учебной деятельности делятся на две большие группы: психологические (включающие достаточное развитие познавательных процессов, таких как внимание, память, наглядно-образное мышление, логика, воображение и т.д.) и коммуникативные, или психосоциальные (умения слушать и воспринимать информацию, следовать указаниям, понимать и выполнять учебные задания и т.д.). Важнейшие предпосылки учебной деятельности у дошкольников включают наличие устойчивого познавательного интереса, умения самостоятельно выбирать и применять способы действий, находить решения для практических и познавательных задач, а также контролировать собственные действия. Особое внимание уделяется развитию этих предпосылок.
Вопрос формирования у детей дошкольного возраста представлений о форме предметов также привлекает значительный научный интерес. Исследователи, такие как: Е.В. Леденева [1], В.А. Лукаш [2], М.В. Найденова, А.Ю. Калинова, Т.В. Рождественская, М.А. Чуева [3], Ю.А. Предеина [4] и другие, подчеркивают важность систематичной и целенаправленной работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о форме предметов.
Методика знакомства с формой предметов и геометрическими фигурами отличается особенностями в каждой возрастной группе. В образовательных программах детского сада акцент делается на ознакомление не только с плоскостными, но и с объёмными геометрическими фигурами, и предлагается изучение большего разнообразия геометрических фигур. Эти темы включены в образовательную область «Познавательное развитие» в разделе «Форма».
Для успешного формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста необходимы следующие условия: создание развивающей предметно-пространственной среды дома и в детском саду, предоставление возможности использования геометрического материала в
различных видах деятельности, а также формирование представлений о форме предметов как в непосредственной образовательной деятельности, так и в рамках других форм активности.
По заявленной проблеме было проведено исследование среди старшей группы дошкольников (20 человек). Для определения степени сформированности у детей предпосылок учебной деятельности через выявление их представлений о форме предметов использовались методики Е.И. Щербаковой, такие как «Геометрическое лото», «Найти по форме», «Копировальщик» и другие.
На этапе стартовой диагностики мы выяснили, что у детей преобладали низкие уровни. Показатели высокого уровня составляли лишь 7,5%, что является очень низким показателем для детей старшего дошкольного возраста. Исходя из результатов диагностического этапа, мы разработали и апробировали (в рамках формирующего этапа исследования) методические рекомендации по формированию предпосылок учебной деятельности посредством формирования представлений о форме предметов, которые могут быть полезными как для педагогов, так и для родителей. Мы создали методическое пособие для педагогов и родителей, содержащее систему игр, которые помогут в формировании представлений о форме предметов и предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Для проведения дидактических игр, направленных на формирование у детей представлений о форме предметов, требуются следующие материалы:
1. Наглядные пособия:
- Модели геометрических фигур и тел из цветного картона, плотной бумаги, дерева, пластмассы и других материалов.
- Картинки с изображениями геометрических фигур.
2. Раздаточные материалы:
- Геометрические фигуры различного размера.
- Пластилин.
- Емкости для сортировки предметов.
- Трафареты для создания геометрических фигур.
- Мелкие предметы быта, посуды, фруктов и овощей из полимерной глины и т.д., соответствующие формам геометрических фигур.
- Паззлы из геометрических фигур или разрезные картинки из таких фигур (может изготовить педагог).
После проведения занятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о формах предметов, направленных на создание предпосылок к учебной деятельности, мы снова использовали те же методы в конце исследования, чтобы оценить эффективность предложенных методических рекомендаций по результатам тестирования.
В финальном исследовании мы обнаружили, что показатели дошкольников значительно улучшились: показатели низкого уровня уступили место показателям высокого уровня. Учитывая позитивную динамику показателей у старших дошкольников по итогам всего исследования, мы можем утверждать, что разработанные и внедренные методические рекомендации по формированию предпосылок учебной деятельности через представления о форме предметов оказались эффективными для достижения поставленных целей и задач исследования
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Леденева, Е.В. Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о форме предметов // Актуальные вопросы современной науки и образования: Материалы научной сессии 2021 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ» (Борисоглебск, 01 апреля 2021 года). - Москва: Издательство «Перо», 2021. - С. 212 - 214;
2. Лукаш, В.А. Формирование геометрических представлений детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2020. - № 27 (317). - С. 234-236;
3. Найденова, М.В. Формирование математических представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр у дошкольников: сборник трудов конференции // Общество и наука: векторы развития: материалы конф. (Чебоксары, 6 апр. 2022 г.) Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2022. - С. 61-63;
4. Предеина, Ю.А. Социально-педагогическое значение геометрической игры для развития у дошкольников представлений о геометрических фигурах // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2020. -№ 2. - С. 2-9
Gareeva R.M.
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
(Ufa, Russia)
FORMATION OF PRESCHOOL CHILDREN IDEAS ABOUT SHAPE OF OBJECTS AS CONDITION FORMATION OF PREREQUISITES FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES
Abstract: the article examines the content of the prerequisites for educational activities for older preschool children. The peculiarities of the formation of ideas about the shape of objects in older preschoolers are revealed. The results of the study confirming the effectiveness of didactic games with geometric material for the formation of ideas about the shape of objects in older preschool children are presented.
Keywords: form, subject, ideas, prerequisites, senior preschoolers.