Безина И.А., кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе, Холуйский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 155633, Ивановская область, Южскийрайон, с. Холуй, ул. Московская, д. 1а., e-mail: [email protected]
Bezina I.A., candidate of pedagogical Sciences, Deputy Director for scientific and methodological work, Kholuy branch of the Higher school of folk arts (Academy), 155633, Ivanovo region, Yuzhsky district, Kholuy village, Moskovskaya str., 1A., e-mail: [email protected]
Формирование творческой активности в процессе обучения проектированию будущих художников холуйской лаковой
миниатюрной живописи Formation of creative activity in the process of training the design of future artists of Kholui lacquer miniature painting
Аннотация. В статье автор рассматривает формирование творческой активности при создании оригинальных произведений в области холуйских лаков от разработки проектов до воплощения их в материале папье-маше на учебной дисциплине «Проектирование». Назван круг основных задач, решаемых в рамках обучения студентов проектной деятельности; раскрыта специфика понятий «творчество» и «творческая деятельность»; описаны основные компоненты художественно-творческой деятельности и их особенности в контексте подготовки художника лаковой миниатюрной живописи.
Ключевые слова: активность, творчество, обучение, проектирование, метод, миниатюра, традиция.
Abstract. In the article the author considers the formation of creative activity in the making of original works of Kholui lacquer miniature painting from the development of projects to their embodiment in the material of papier-mache on the discipline "Design". The author describes the range of main tasks to be solved within the framework of training students in project activities; reveals the specifics of the concepts of "creativity" and "creative activity"; describes the main components of artistic and creative activity and their features in the context of training an artist in lacquer miniature painting.
Keywords: activity, creativity, training, design, method, miniature, tradition.
Русские лаки, являясь важнейшим историческим художественным пластом национальной культуры России, представляют собой вид традиционного прикладного искусства. Каждый центр лаковой миниатюры (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй) имеет свои художественно -стилистические особенности: технические и технологические приёмы выполнения росписи на папье-маше.
Изделия русских лаков (ларцы, шкатулки, панно, пудреницы, женские украшения и другие) благодаря уникальной технологии изготовления из
папье-маше и высокопрофессиональной росписи мастерами лаковой миниатюрной живописи являются настоящими произведениями искусства.
В современном образовательном пространстве в связи с возрастающими требованиями к уровню профессиональной подготовки будущих художников лаковой миниатюрной живописи возникла потребность в оригинально мыслящих специалистах.
Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова Высшей школы народных искусств (академии) является уникальным учебным заведением в области русских лаков, где ведётся подготовка по системе непрерывного образования. На этапе среднего профессионального образования даётся старт для развития творческой активности будущего художника-миниатюриста. На этапе высшего образования повышается квалификация и уровень творческой активности и мастерства.
Холуйский филиал ВШНИ (академия) при обучении будущих специалистов в области холуйской лаковой миниатюрной живописи ставит целью формирование устойчивого интереса к творческой активности и самореализации в выбранной профессии.
Подготовка художников холуйской миниатюры долгое время была ориентирована в основном на выполнение студентами узкопрактических задач, что не только лишало их свободы, но и привело к забвению холуйского искусства.
Для успешной реализации художественно-творческой деятельности выпускнику необходимо не только владение высоким исполнительским мастерством, но и знание основных положений, особенностей изобразительного языка, правил, принципов и приёмов композиционного построения, которые существуют в холуйской лаковой миниатюрной живописи.
Проектная деятельность среди других видов деятельности будущего специалиста лаковой миниатюры, занимает приоритетную позицию. Она заключается в разработке и выполнении росписи уникальных изделий из папье-маше на занятиях учебной дисциплины «Проектирование», которая входит в профессиональный цикл учебного плана.
Проектирование в подготовке будущих художников холуйской лаковой миниатюрной живописи соответствует характеру дальнейшей профессиональной деятельности. Обучение проектированию представляет собой серьёзный процесс и ставит перед студентами ряд задач, решение которых углубляет и обогащает представления об искусстве холуйских лаков:
- изучение приёмов, принципов построения композиции на заданную
тему;
- владение навыками росписи и орнаментального оформления изделий из папье-маше в технике холуйской лаковой миниатюрной живописи;
- установление связи декоративной росписи с формой изделия.
Важной составляющей профессиональной подготовки специалистов в данной области является формирование способности к проектной деятельности.
Проектная деятельность в обучении будущих художников холуйской миниатюрной живописи так же является способом подготовки к самостоятельной работе, дает возможность адаптироваться к изменяющимся событиям, быть конкурентоспособным на рынке труда.
Проектная деятельность помогает: понимать значение и роль учебной дисциплины «Проектирование»; выступать в качестве исследователей; выявлять наиболее креативные решения использования материалов в изделиях холуйских лаков; определять художественно-эстетические особенности произведений холуйской миниатюрной живописи; формировать необходимые для художественно-творческой деятельности профессионально-значимые качества; обогащать историко-культурное наследие в целях создания уникальных произведений.
Формирование творческой активности происходит в процессе обучения проектированию при создании уникальных произведений холуйской миниатюрной живописи посредством собственного художественного видения формы изделия из папье-маше, композиционного и колористического решения задуманной темы, оформление живописи орнаментом.
Для понимания сущности формирования творческой активности в процессе обучения проектированию будущих художников холуйской миниатюрной живописи, необходимо рассмотреть понятия «творчество» и «творческая активность».
В советском энциклопедическом словаре под словом «творчество» понимается деятельность, которая отличается неповторимостью и оригинальностью. Творчество является диалектическим процессом, который представляет особую форму развития, характерную только для человека [3]. По мнению акмеолога А.А. Деркача, результатом творчества являются научные открытия, изобретения в любой области познания: музыки, изобразительного искусства, педагогики, науки и т.д. [2].
«Творческая активность» в понимании учёного М.А. Данилова -подвижная, интенсивная деятельность, направленная на исполнение полученного задания. Г.И. Шевченко считает, что творческая активность - это процесс быстрого формирования познавательных способностей у студентов в изобретении уникальной продукции [1].
Для формирования творческой активности в процессе обучения проектированию будущих художников холуйской миниатюрной живописи необходимо, чтобы каждый усвоил все виды художественно-творческой деятельности: целевой, мотивационный, содержательный, деятельностный, результативный.
Целевой компонент ставит цель обучить студентов проектированию. Это развитие способности создавать высокохудожественные произведения в области холуйских лаков.
Мотивационный компонент включает интересы и мотивы желания, т.е. всё то, что вводит будущего художника-миниатюриста в активный процесс обучения на всех этапах учебной деятельности. Познавательный интерес к учебной дисциплине «Проектирование» является основой этого компонента. Стремление студента самостоятельно расширить свои знания и решить проблемные задачи - проявление познавательного интереса, который порождает активность личности. Повышение активности углубляет познавательный интерес.
Содержательный компонент представляет собой систему знаний, законов и правил проектирования. Эти знания дают возможность студенту организовать свою творческую деятельность.
Деятельностный компонент отражает применение знаний на практике. Например, овладев навыками написания элементов орнамента, студент реализует свои творческие способности в оформлении изделия из папье-маше оригинальным орнаментальным узором. Или, например, свои знания по получению различных сочетаний цветов на дисциплине цветоведении, обучающийся может применить в проектировании при работе темперными красками. Показательными проявлениями деятельностного компонента является законченная художественно-творческая работа.
Результативный компонент является важным стимулом в развитии творческой активности будущих художников лаковой миниатюры, т.к. происходит самоанализ своей творческой работы и сравнение её с результатами творческой деятельности других студентов.
При определении роли учебной дисциплины «Проектирование» в формировании творческой активности будущих художников холуйской лаковой миниатюрной живописи нами был разработан учебно-методический комплекс: учебное пособие «Проектирование», рабочая программа учебной дисциплины «Проектирование», методические рекомендации к выполнению практических работ по дисциплине «Проектирование», методические материалы.
Содержание рабочей программы и методика обучения проектированию связаны общими принципами дидактики: научностью, интеграцией, системностью, последовательностью, сознательностью, активностью.
На основе принципа научности строится анализ художественных произведений в области холуйских лаков. Для будущих специалистов холуйской миниатюры в построении композиции изделий из папье-маше необходимо знать основополагающие законы: цельность рисунка, ритм, тоновая и цветовая гармония.
С учётом принципа интеграции раскрывается взаимосвязь проектирования в среднем профессиональном образовании с учебными дисциплинами: «Основы композиции», «Исполнительское мастерство», «Совершенствование мастерства».
Принцип системности и последовательности определил целостность познания художественно-творческой практики и приёмами осмысления
действительности. Так, первое практическое задание на начальном изучении проектирования состояло в выполнении простейшего растительного орнамента на полосе картона. В раппортной композиции орнамент повторяется через одинаковые интервалы. У будущих художников развиваются чувство ритма, декоративные возможности колористического решения орнаментальной полосы, необходимые в дальнейшем при выполнении высокохудожественных произведений. Овладев технологией выполнения первого задания, студент на основе изученных художественно-стилистических традиций расписывает изделие из папье-маше растительным орнаментом по собственной композиции.
Принцип сознательности и активности строится на самостоятельной художественно-творческой деятельности, основанной на знаниях и предшествующем опыте. Результатом творческой активности является импровизация в работе над композицией (увеличение или уменьшение работы, изменение формы композиции с добавлением необходимых элементов).
Рассматривая характер творческой активности студентов - будущих художников холуйских лаков в процессе обучения проектированию, можно отметить, что формирование творческой активности проявляется в созданном художественно-творческом пространстве в рамках тандема «преподаватель-студент», где в качестве связующего находится искусство холуйской лаковой миниатюрной живописи. Обучение проектированию, выступает эффективным средством формирования творческой активности будущих художников холуйской лаковой миниатюрной живописи.
Литература
1. Алексеенко Е.В. Методика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Елена Владимировна Алексеенко. - Москва, 1994. - 147 с.
2. Денисова С.Н. Формирование творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Светлана Николаевна Денисова. - Санкт-Петербург, 2012. - 205 с.
3. Крамар П.П. К определению понятия «творчества» // Вопросы общественных наук. - Киев: Наукова Думка,1982 - 88 с.
4. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 1600 с.
References
1. Alekseenko E.V. Metodika formirovaniya tvorcheskoj aktivnosti u studentov fakul'teta pedagogiki i metodiki nachal'nogo obucheniya v processe prepodavaniya narodnogo iskusstva: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02 / Elena Vladimirovna Alekseenko. - Moskva, 1994. - 147 s.
2. Denisova S.N. Formirovanie tvorcheskoj gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti budushchih hudozhnikov palekhskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Svetlana Nikolaevna Denisova. - Sankt-Peterburg, 2012. - 205 s.
3. Kramar P.P. K opredeleniyu ponyatiya «tvorchestva» // Voprosy obshchestvennyh nauk. - Kiev: Naukova Dumka,1982 - 88 s.
4. Sovetskij enciklopedicheskij slovar'. - M.: Sovetskaya enciklopediya, 1986. - 1600 s.