Бесшапошникова Ю.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры лаковой миниатюрной живописи, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Санкт-Петербург, 191186, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. А, e-mail: [email protected]
Besshaposhnikova J.A., candidate of pedagogical sciensce, associate professor of the department of lacquer miniature painting of Higher school offolk arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2., lit. А, e-mail: Julia_avengeronvna@mail. ru
Завалей Д.В., старший преподаватель кафедры лаковой миниатюрной живописи, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», г. Санкт-Петербург, 191186, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. А, e-mail: [email protected]
Zavaley D.V., senior teacher of the department of lacquer miniature painting of Higher school of folk arts (academy), Higher school of folk arts (Academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2., lit. А, e-mail: dariavshni@mail. ru
Реализация концепции М.А. Некрасовой о слиянии традиции и современности в искусстве лаковой миниатюрной живописи в практике обучения студентов Высшей школы народных искусств The implementation of the concept of M.A. Nekrasova about the integration and modernity in the art of lacquer miniature painting in the practice of teaching of students of Higher school of folk arts
Аннотация. В данном исследовании рассматривается идея доктора искусствоведения Некрасовой М.А. о народном искусстве, как самостоятельном типе художественного творчества. Ученый трактует понятие «современность» как связь настоящего с прошлым и будущим. На примере анализа художественного своеобразия выпускных квалификационных работ студентов Высшей школы народных искусств, обучающихся лаковой миниатюрной живописи, представлена взаимосвязь традиции и современности в их декоративных решениях.
Ключевые слова: лаковая миниатюрная живопись, современность, традиции.
Abstract. This paper examines has the idea of M.A. Nekrasova, a doctor of art critic about folk art as an independent type of artistic creativity, the basis of which are the artistic traditions inalienable from modernity. The scientist understands the concept of "modernity" as a connection between the present with the past and future. By the example of the analysis of the artistic originality of the final qualifying works of students of the Higher school of folk arts, studying lacquer miniature painting, the interrelation of tradition and modernity in their decorative solutions is presented. Key words: lacquer miniature painting, modernity, traditions.
Вопрос о соотношении традиции и новаторства в произведениях художественных промыслов - одна из основных проблем, рассматриваемых в теории народного искусства. Обращаясь к этой проблеме важно осознавать специфику содержания понятия «народно искусство»: что определяет его жизнестойкость и движущую силу развития? М.А. Некрасова в своих трудах настойчиво утверждает позицию рассмотрения народного искусства как самостоятельного типа художественного творчества, не применяя к нему критерии искусства профессионального [1, 2].
По мнению ученого, народное искусство - феномен, который основывается на особенной системе выразительных средств, живом непосредственном восприятии образа, поэтическом мироощущении, коллективном опыте. Всякое произведение или форма народного искусства символичны и несут собой скрытый смысл общечеловеческого понимания правды, истины, красоты.
Художественные традиции в народных промыслах являются основополагающим стержнем их содержания. Однако живая народная традиция не закована в архаичную форму, а развивается и дополняется с каждым новым поколением. И каноническая система достаточно гибка и подвижна. Одно в ней остается неизменно веками - высокий ценностный уровень, сложившийся на духовно-нравственном воспитании и чувственно-переживательном опыте многих поколений.
Исходя из этого суждения, М.А. Некрасова не делит понятия традиции и современности: «Народное искусство как искусство традиции всегда современно всем эпохам в силу объемности содержания и своей целостности» [1, с. 243]. Каждый художник осознанно или подсознательно, так или иначе, отражает в своем творчестве «существующие тенденции в мировоззрении эпохи» [2, с. 12].
Яркий пример возрождения и приобретения художественной традицией новой формы- искусство палехской лаковой миниатюры. Рождение нового искусства изначально основано на слиянии глубоких иконописных традиций и революционной действительности. Богатый опыт народного мастерства древнерусской живописи палешане воплотился в произведениях декоративно-прикладного искусства с новым эстетическим содержанием. Уникальное явление синтеза в палехском искусстве, вместе с индивидуальным пониманием традиции и своеобразием художественной манеры каждого мастера, обусловили его жизненную силу в системе народных промыслов.
Опыт Палеха помог определить путь формирования и развития нового искусства художественных лаков ближайшим иконописным центрам - Мстере и Холую. В мстерской и холуйской лаковой миниатюре отразились индивидуальные традиции местного иконописания.
Несмотря на смену эпох в лаковой миниатюре Палеха, Мстеры и Холуя всегда присутствовала современность. В лучших своих образцах она не являются лишь констатацией факта, а отражает переосмысленные художником явления или события через образы-символы вечной
человечности, духовности и гармонии. «Есть вечная тема народного искусства - поэзия Света, Красоты, Добра. В лаковой миниатюре эта тема звучит в лирическом восприятии, в лирическом преломлении, очень тонком задушевном звучании, что и создает поэтическую сокровенность миниатюры, соответствующую средствам, системе художественного языка каждого его вида, канону» [2, с. 263].
Понятие «современность» М.А. Некрасова не рассматривает как обращение к теме современности через реалистическую конкретность или самодеятельную оригинальность индивидуального авторского выражения. Эти принципы разрушают систему выразительных средств, а в произведениях появляется нарочитость и холодная искусственность. «Современность необходимо понимать объемно, исторично, в связях настоящего с прошлым и будущим. Традиция в этом случае живет и как опыт, и как новое прочтение старого» [2, с. 262]. То есть современность может выражаться через индивидуальное восприятие автором всеобщего, историчного, национального, коллективного, на основе традиционной системы художественных средств. «Ведь и в старой теме может быть выражено свое современное отношение к действительности, соединенное с традицией, независимо от того, взят ли сюжет из событий исторического прошлого или, может быть, это просто пейзаж» [2, с. 262].
В исследовании «Палехская миниатюра» Мария Александровна подробно рассматривает вопрос конкретности и современности в декоративном образе. Ученый подчеркивает, что отображение реальной действительности с сохранением традиций требует возвышенного содержания и большого мастерства. Эта концепция в настоящее время является основой обучения лаковой миниатюрной живописи студентов Высшей школе народных искусств. Современность декоративного образа прослеживается в темах художественных работ студентов, в формах изделий, композиционных подходах.
Разработка современной темы предполагает серьезную подготовительную научно-исследовательскую работу: подбор теоретического и иллюстративного материала, изучение современной тенденции развития выбранной темы, нередко научно-исследовательская работа предполагает изучение не только современного состояния, но и истории. Так, например, величественная значимость исторических образов, сила, отвага и стойкость русского народа были переданы в выпускной квалификационной работе А. Соболева «Героизм русского солдата» (рис. 1) в технике холуйской лаковой миниатюры. Выбор темы был обусловлен 65-летием порбеды в Великой Отечественной войне. Автор спроектировал письменный набор, который включает шкатулку для бумаги, визитницу и стаканчик для канцелярских принадлежностей. М.А. Некрасова выделяет принцип одновременного совмещения в миниатюре многих повествовательных образов менее обобщенных с более обобщенным, что является традицией древнерусской живописи. В этом заложены большие возможности выражения сложных тем и
идей (3, с. 230). Принцип положен в основу данной работы, которая представляет собой сложную многоклеймовую композицию, выполненную на шкатулке. В работе изображены военные события: татаро-монгольское нашествие, битва Александра Невского на Чудском озере, сбор ополчения Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина для освобождения Москвы от поляков, Отечественная и Великая Отечественные войны. Символ героя освободителя, победителя, защитника Родины - образ воина с маленькой девочкой на руках. Тщательно продуман и выполнен орнамент с включенной в него атрибутикой на кузовке шкатулки, стакане и визитнице. Данной работой автор выражает почет и уважение предкам за совершенные подвиги, за то, что ценой собственных жизней они добивались светлого будущего для потомков.
Рис. 1. Шкатулка «Героизм русского солдата». 2010 г. Автор: А.С. Соболев. Руководитель: Ю.А. Бесшапошникова
Тема современности нашла развитие в работах Е. Навозовой и В. Першаковой, которые выбрали для выпускных квалификационных работ одну тему - «Высшая школа народных искусств» (рис. 2-3), но содержание работ отличалось.
Е. Навозова изобразила на вертикальной пластине деятельность студентов и педагогов Высшей школы народных искусств в наше время, сохраняя традиции холуйской лаковой миниатюрной живописи (рис. 2). Здание института изображено на фоне архитектурного пейзажа Санкт-Петербурга и занимает основную плоскость пластины. Внутреннее пространство здания разделено арками с колоннами, в их проемах -изображение занятия по художественному кружевоплетению, художественной вышивке, росписи по ткани, ювелирному искусству,
иконописи, лаковой миниатюрной живописи. В работе преобладают коричневые, розовые и зеленовато-голубые цвета. Живопись обрамляет золотой растительный орнамент.
В. Першакова соединила в работе историю школы от ее создания - до современного состояния, выполнив диплом в стиле мстерской лаковой миниатюрной живописи (рис. 3). Основная идея: Высшая школа народных искусств имеет длительную историю и постоянно развивается. На вертикальной плоскости пластины изображено здание ВШНИ в разрезе. В центре композиции - утверждение плана строительства школы Николаем I, его супругой Александрой Федоровной и попечительницей В.П. Шнайдер. Комиссия изображена на фоне алтаря домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В других помещениях здания - процесс обучения студентов в наше время. Заключают композицию декоративные золотые растения, горки. Колорит работы светлый, построен на голубых, розовых, охристых тонах. В орнаменте, обрамляющем живопись, герб РФ - двуглавый орел.
Рис. 2. Пластина Рис. 3. Пластина
«Высшая школа народных искусств». 2009 «Высшая школа народных искусств». 2012 г. Автор: Е.Н. Навозова г. Автор: В.Н. Першакова
Руководитель: Н.А. Кротова
М.А. Некрасова говорит об усилении конкретизации образа в произведениях лаковой миниатюры на современную тему, что отражается не только в сюжете, обстановке действия, но и в самом характере индивидуального образа [3, с. 227].
Студентами Высшей школы народных искусств, обучающимися холуйской лаковой миниатюре, созданы работы, которые посвящены возрожденной в 2003 году Тихвинской ярмарке в Холуе. Данные работы отображают современность. Подход к разработке темы находит развитие в композиционном решении, формах изделий, колорите, художественных образах, олицетворяющих духовность и гармонию. Одним из таких примеров
является выпускная квалификационная работа М.В. Елисеевой «Тихвинская ярмарка в Холуе» - декоративная тарелка и две шкатулки шарообразной формы (рис. 4). Основной сюжет на декоративной тарелке. Ярмарка начинается с крестного хода на переднем плане, далее действие разворачивается на центральной сцене, вокруг которой развернулась торговля и ярмарочные развлечения. Веселье изображено на фоне пейзажа Холуя. На двух круглых шкатулках (подобные формы ранее не существовали) изображены торговые прилавки с разнообразными товарами и катание на карусели. Композиция легка и ритмична, прослеживается единение и согласованность с формой изделий.
Рис. 4. Декоративная тарелка на подставке «Тихвинская ярмарка в Холуе». 2010 г.
Автор: М.В. Елисеева. Руководитель: Ю.А. Бесшапошникова
Мария Александровна подчеркивает необходимость конкретизации характеристики отдельных персонажей. Так, наблюдательность Е. Буровой помогла в разработке выпускной квалификационной работы на тему «Представление коллекции студенческих работ ВШНИ на Тихвинской ярмарке» в технике холуйской миниатюрной живописи (рис. 5). В работе показана не просто ежегодная ярмарка, здесь художественный образ приобретает большую конкретность. В 2013 году Высшая школа народных искусств принимала участие в организации дефиле работ студентов на данной ярмарке. Это событие дипломантка отобразила в своей работе. Форма изделия - пластина. При выборе большого формата она сумела сохранить миниатюрный подход к разработке композиции. На фоне живописного пейзажа Холуя развернулась ярмарка-продажа. Главное действие -демонстрация коллекции текстильных изделий студентов Высшей школы народных искусств и Московского филиала академии. Вокруг местные жители с большим интересом наблюдают за показом. Автор выделяет это действие как явление значительное, новое, не виданное ранее местным населением, изделия вызывают восторг, восхищение и удивление. Эмоциональное содержание образов передается через характеристику каждого персонажа и пластическое
содержание образов. Среди зрителей дипломантка изобразила холуйского художника лаковой миниатюрной живописи Льва Леонидовича Никонова, преподавателя ВШНИ Петра Евгеньевича Серова, студенток, демонстрирующих модели.
Рис. 5. Пластина «Представление коллекции студенческих работ ВШНИ на Тихвинской
ярмарке». 2014 г. Автор: Е.А. Бурова. Руководитель: Ю.А. Бесшапошникова
Учебная работа, выполненная по проекту Н. Буровниной, также посвящена Тихвинской ярмарке в Холуе, проходившей в 2013 году (рис. 6). Применяя декоративные средства холуйской миниатюрной живописи, студентка вносит в них много нового. В однофигурной композиции ярко проявляется эмоциональность, декоративная выразительность и явно прослеживается развитие индивидуального образа. На главной сцене ярмарки идет демонстрация кружевных изделий. В образе модели автор работы находит живую выразительную линию, подчеркивая ее игривость и горделивость. Движения и чувство удовольствия героини помогают понять, что традиционное искусство может быть современным и привлекать внимание молодежи. По периметру сцены расположены изделия художественного кружевоплетения и вышивки, которые говорят о мастерстве студентов. За ширмой видно, как ожидают своего выхода на сцены модели, одна из них следит за происходящим, выглядывая из-за ширмы. Орнаментальная обобщенность, условность композиции делают образ живым, создают декоративный строй произведения. Орнамент, обрамляющий живопись, создает щедрое узорочье. Его решение новое: это красная полоса, которую обвивает вьющееся растение с синими цветами. В нижних углах от полосы выходят орнаментальные букеты цветов, над которыми порхают стрекозы, в верхних углах серебром исполнены птицы, летящие к центру композиции. Для большей выразительности образа в работе используется черный фон, красный цвет служит акцентом.
Рис. 6. Пластина «Молодость, ты молодость». 2014 г. Автор: Н.А. Буровнина. Руководитель: Л.Л. Никонов
Современность декоративных образов проявляется и в композиционном решении. Так, выпускная квалификационная работа Н. Кротовой «Альбом художника», выполненная в стиле мстерской лаковой миниатюрной живописи, представляет собой набор для художника, состоящий из шкатулки, пенала и стакана (рис. 7). При разработке проекта автор обратился к стилю модерн. Н. Кротова показала творческую жизнь художника на фотоснимках, изобразив на крышке шкатулки раскрытый фотоальбом с фотографиями и словно разлетевшиеся снимки на боковых сторонах шкатулки и верхней плоскости пенала. Дополняют композиции растительные элементы, кружевные салфетки, темперные краски, кисти, карандаши, шкатулка и стакан с традиционной цветочной росписью в стиле мстерской миниатюры, икона Богоматери. Интересно и по-новому решена композиция на стакане для художественных принадлежностей, на нем изображены инструменты художника (кисти, мастихины, лампемзель, перо), обозначающие специфику художника, которому предназначен набор.
По-новому решен орнамент на кузовке шкатулки и пенала. В отличие от традиционного мстерского орнамента, выполненного линейно, тонкой живой линией, нижняя часть кузовка шкатулки и пенала плотно покрыты золотом и мягко растворяется к верхней части черного фона изделия. По золотому фону черным цветом написана основная линия орнамента с цветочными элементами, а листья покрыты плотным слоем алюминия с детальной проработкой фактуры листа черным цветом (3, с. 223).
Рис. 7. Набор для художника «Альбом художника». 2009 г. Автор: Н.А. Кротова. Руководитель: В.Ю. Борисова
Интересна композиционная находка А. Бирюковой в выпускной квалификационной работе «Холуйские вышивальщицы» (рис. 8). Она обратилась к мало изученной и разработанной в лаковой миниатюрной живописи теме традиционной художественной вышивки. Вышивкой в Холуе занимаются издревле - белая гладь и строчка традиционны для искусства Холуя. Композиция развернулась на вертикальной плоскости пластины. Центром является мастерская, в которой мастерицы ведут активную работу над декорированием тканых изделий. С пяльцев из-под рук вышивальщиц вниз панно через всю поверхность панно проходит шлейф полотенца с вышивкой в технике строчка, край которого занимает значительную часть нижней плоскости пластины и тщательно проработан рисунок вышивки, тем
137
самым показывая значимость этого вида искусства. За пяльцами мастерицы вышивают жар-птицу - символ холуйской миниатюры. Для орнамента применины мотивы русской белой глади, переработанные в творческий орнамент и выполненные золотом и серебром.
Рис. 8. Пластина «Холуйские вышивальщицы». 2014 г.
Автор: А.А. Бирюкова. Руководитель: Ю.А. Бесшапошникова
В истории лаковой миниатюрной живописи существуют попытки создания композиций, выполненных исключительно золотом и серебром. Например, в работах холуйских художников В.Б. Киселева «Бой петухов», В.А. Белова «Рыбки», мстерский художник Е.В. Юрин создавал цветочные композиции, в Палехе - Ф.А. Каурцев «Мир животных», И.И. Голиков «Адам в раю».
Данное направление стали развивать в выпускных квалификационных работах в стиле холуйской миниатюры Ю.А. Бесшапошникова и В.А. Мольков. Ю. Бесшапошникова создала набор для женских украшений, который состоит из пяти шкатулок и подставки на тему «Времена года» (рис. 9). На кузовке большой центральной шкатулки золотом и серебром выполнены пейзажи времени года. Ей удалось передать состояния времен года в каждом клейме, используя сочетание золота и серебра.
Рис. 9. Набор шкатулок для женских украшений «Времена года». 2009 г.
Автор: Ю.А. Бесшапошникова
В. Мольков создал композицию «Слово о полку Игореве», расписав пятисторонний ларец твореным металлом (золотом и алюминием) (рис. 10). Это не просто орнаментальные оформление ларца, а сложные тематические композиции, объединенные единым пластическим решением и образным строем каждого сюжета. Четкость и графичность росписи отличает манеру письма.
Рис. 10. Ларец «Слово о полку Игореве». 2012 г.
Автор: В.А. Мольков. Руководитель: Ю.А. Бесшапошникова
Много находок в работе Л. Никонова, который к моменту окончания Высшей школы народных искусств уже являлся членом Союза художников России, создавал творческие работы в стиле холуйской лаковой миниатюрной живописи, принимал участие в Международных, Всероссийских выставках. Это помогло ему разработать высокохудожественное произведение «Мой Холуй. Долго весна медлила...» (рис. 11). Он изобразил историю Холуя на основе своих знаний и воспоминаний, посвятив работу 80-летию холуйской лаковой миниатюрной живописи. Особенностью является ахроматический колорит, свойствененный художественному стилю автора, выразительное художественно-образное решение композиции, проникнутое глубоким смыслом и символикой.
Работа Л. Никонова выделяется особым художественным стилем, который автор выработал за годы художественно-творческой деятельности. С первого взгляда его роспись сложно отнести к какому-либо виду лаковой миниатюрной живописи. Но если проанализировать, можно выявить те основные стилистические традиции, которые положены в основу холуйского искусства: списанность живописи к фону изделия, разделка пробелами, внимание к пейзажу. Первые работы мастера были очень традиционны и не выделялись из общей массы холуйской миниатюры. Глубокие знания традиций и стремление найти собственный почерк привели его к новому, не похожему на других, художественному стилю. Л. Никонов гармонично использует черный цвет изделия, который не является основным фоном как в Палехе, а всего лишь дополняет и помогает выразить художественные образы.
Черный фон на лаковых изделиях применяет и основоположник холуйской миниатюры С. А. Мокин и педагог Л. Никонова В.А. Белов. Манера
140
письма мазками характерна для произведений Н.Н. Денисова, такой же прием прослеживается и у Л. Никонова. Колорит в миниатюрах Л. Никонова довольно монохромный, фигуры напоминают лубочные изображения. Л. Никонов применяет в своих работах перламутр, есть работы, в которых изобилует золото. В 2014 г. Лев Леонидович и его сын Павел окончили бакалавриат в Высшей школе народных искусств. Сын продолжает художественные традиции отца. Их работы выполнены в одной художественной манере. Таким образом, творческие искания художников расширяют художественно-стилистические направления холуйской лаковой миниатюрной живописи.
Рис. 11. Пластина «Мой Холуй». 2014 г. Автор: Л.Л. Никонов. Руководитель: Ю.А. Бесшапошникова
Форма предмета является важной составляющей лаковой миниатюрной живописи. Она тесно взаимосвязана с содержанием художественной росписи. Студенты Высшей школы народных искусств, проектируя выпускные квалификационные работы лаковой миниатюрной живописи, осуществляют разработку новых, ранее не существовавших конструктивных форм изделий из папье-маше. При разработке форм соблюдается требование: форма изделия должна усиливать, подчеркивать и выявлять тему. Так, темы лирические, связанные с женским началом, предполагают плавные, округлые и покатые формы. Сцены охоты, битвы, исторические, былинные сюжеты и другие темы, относящиеся к военной тематике, выполняются на формах с преобладанием прямых, четких линий.
В отдельных случаях форма способствует конкретизации темы. Так, при проектировании вертикальной пластины набора для
филателиста/филокартиста «Третьяковская галерея» был применен силуэт архитектурного элемента Третьяковской галереи (рис. 12 а,б).
б)
Рис. 12 а) вход в здание Третьяковской галереи;
Рис. 12 б) набор для филателиста/филокартиста. Автор Т. Нажимова
Студенты Высшей школы народных искусств, обучающиеся лаковой миниатюрной живописи, для выполнения дипломных работ проектируют комплекты изделий. При конструировании наборов изделий учитывается то, что все предметы должны быть взаимосвязаны и представлять собой согласованное, гармоническое целое. Композиционное единство конструктивных форм достигается общим стилистическим решением, пластическим единством комплекта. Например, формы изделия решают более строго, жестко или более мягко, пластично. Объединяют несколько форм комплекта единой конструкцией; подставками, объединяющими предметы, которые используются по отдельности. Студенты учитывают соразмерность, пропорциональность всех деталей и предметов комплекта.
Создавая форму, студенты уделяют большое внимание ее эстетической функции, чтобы предмет удовлетворял осязательному ощущению и эстетическому восприятию. Так были разработаны следующие формы изделий из папье-маше: шкатулки для женских украшений разнообразных форм, настольный кабинет, секретер (рис. 13), памятный набор, ларец-теремок, набор для филокартиста/филателиста, столик интерьерного назначения (рис. 14), декоративная тарелка на подставке и шарообразные шкатулки, футляр для
Библии, шахматный набор (рис. 15), каминный набор (рис. 16), набор для вышивальщицы (рис. 17), свадебный набор и другие предметы из папье-маше.
Рис. 13. Секретер «Левша». Холуй. 2010 г. Автор: О.Н. Егорова. Руководитель: Ю.А. Бесшапошникова.
Рис. 14. Столик интерьерного назначения «Сказочный мир В.М. Васнецова». Холуй. 2011 г. Автор: И.Ю. Колесникова. Руководитель: Ю.А. Бесшапошникова.
Рис. 15. Шахматный набор (шахматная доска, секундомер, футляр для шахмат) «Поединок». Мстера. 2010 г. Автор: В.М. Антоновский. Руководитель: Н.А. Кротова.
Рис. 16. Каминный набор (панно, 2 подсвечника, шкатулка для каминных спичек) «Евгений Онегин». Палех. 2007 г. Автор: И.Н.Мельникова. Руководитель: А.В. Арапов.
Рис. 17. Набор для вышивальщицы (шкатулка, футляр для ножниц, игольница, бисерница) «Ярмарка». Палех. 2007 г. Автор: В.Н. Ежова. Руководитель: А.В. Арапов.
Раскрытый ученым М.А. Некрасовой аспект органичного слияния традиции и современности в искусстве лаковой миниатюрной живописи важен для изучения и понимания молодыми художниками, т.к. связан с жизнестойкостью данного искусства и перспективой его развития.
Литература
1. Некрасова М.А. К вопросу о понятии «народный мастер». О природе его творчества. // Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1. Сб. статей / НИИ теории и истории изобраз. искусств ордена Ленина Акад. художеств СССР; под ред. М.А. Некрасовой. - М.: Изобраз. искусство, 1985. -С. 8-26.
2. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 344 с.
3. Некрасова М.А. Палехская миниатюра. - Л.: Художник РСФСР, 1978. - 363 с.
References
1. Nekrasova M.A. To the question of the concept of "folk master". About the nature of his work. // Folk craftsmen. Traditions, schools. Vol. 1. Sat articles / research institutes of theory and history Arts Order of Lenin Acad. USSR arts; under the editorship of M.A. Nekrasova. - M.: Izob. Art, 1985. - S. 8-26.
2. Nekrasova M.A. Folk art as part of culture. Theory and practice. - M.: Fine Arts, 1983. - 344 p.
3. Nekrasova M.A. Palekh miniature. - L.: Artist of the RSFSR, 1978. -
363 p.