Тарасова Надежда Ивановна,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №17 «Юнармеец», структурное подразделение №2, учитель русского языка и литературы, г.Мичуринск
Формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях Федерального государственного образовательного стандарта
Перед системой общего среднего образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущей является подготовка молодого поколения, способного адаптироваться в быстро меняющемся социуме, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта. В соответствии с этим, необходимо обеспечивать условия для самоопределения и самореализации молодого поколения.
Успешность работы школы в условиях принятия ФГОС сегодня оценивается уровнем сформированности личностных качеств, способных к самостоятельной творческой деятельности. Но задача формирования творческих способностей учащихся является достаточно сложной. С одной стороны, для каждого ученика нужно создать условия, позволяющие свободно и раскованно решать различные проблемы. Причем, чем раньше у него будет «размах» и необычнее решения, тем лучше, так как это говорит об успешном развитии творческих способностей. С другой стороны, весь этот «свободный полет» мысли ученика должен проходить в рамках программ образовательных дисциплин и поддерживаемых школой норм поведения.
Достижение поставленных целей во многом зависит от умения организовать эффективное взаимодействие с учащимися. Это определяет характер методического поиска адекватных средств организации познавательной деятельности учащихся, в связи с чем особенно важно осваивать инновационные технологии обучения, основной составляющей которых являются суъектно-субъектные отношения. Эти технологии прежде всего направлены на развитие у учащихся умений оперировать информацией, выдвигать гипотезы, выбирать правильный способ решений в проблемной ситуации и т.д.
Традиционная система обучения не предусматривала развитие целого ряда особенностей общего развития ребенка. Речь идет о способности к рефлексии, воображении, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умение самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать ее, о способности к творчеству и др. В условиях
реализации ФГОС задача развития интеллектуальных и творческих способностей стала одной из главных.
Выбор адекватных средств организации творческой деятельности велик, но наибольший эффект дают такие методы, как:
- творческое задание;
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
- дискуссия (организация обсуждения материала);
- перевод игры на другой, более сложный уровень;
- создание креативного поля;
- проектная деятельность и др.
Творческое задание представляет собой учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащимся необходимо использовать знания и приемы или способы решения, никогда ими ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий как сочинение, рисунок, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений. Такая деятельность приучает учащихся постоянно думать о заданиях, искать различные варианты их выполнения.
Творческие работы требуют соответственного оформления. Так упражнение на использование глаголов повелительного наклонения можно превратить в красивые рецепты приготовления блюд. А собственные сказки ученики представляют в форме книжек. При изучении темы «Лексика» - учащиеся подготавливают словарики устаревших, профессиональных слов, словарики фразеологизмов.
Дети очень любят рисовать. Созданные ими рисунки различны по исполнению и по степени самостоятельности, однако они убеждают в достаточно дифференцированном и глубоком восприятии текста. Уроки на вольную тему предусматривают для обучающихся самостоятельный выбор темы. Дети рисуют не только иллюстрации. Интересен подход учащихся к созданию обложек прочитанных книг. При работе над описанием памятника (урок русского языка) учащиеся представляют эскизы памятников литературным героям: В.Теркину, князю Олегу и т.д. Анализируя творческий потенциал детей, можно сделать вывод, что подобная деятельность становится для многих учеников основой самоопределения.
Учащимся нравится свободное сочинительство - пиши, что хочешь.
Интересны формы:
«Мой дневник» - пиши о том, что сейчас переживаешь, что очень волнует;
«Фантазия - картина» - опиши словами картину, которой нет, которую видишь в своем воображении.
Если написанное будет выразительно, слова могут воплотиться в рисунок, сценарий мультфильма по выполненным рисункам, музыкальное сочинение. 1-й вариант - опиши образы, которые возникают в твоем воображении под впечатлением прослушанного отрывка музыкального произведения. 2-й вариант - воспроизведи фрагмент из фильма, спектакля, сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.
Наиболее существенной оказалась динамика развития таких творческих умений, как умение исследовать объект, умение выдвигать собственную гипотезу и степень выраженности личного «Я» автора в работе. Поэтому часто перед обучающимися ставится проблема или создается проблемная ситуация. Этот метод организации учебной деятельности довольно хорошо известен. Суть его заключается в представлении учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у учащихся сильную мотивацию. «Нужна ли поэзия в наш технократический век?» или «Что может произойти с людьми, которые не любят читать?»
Обучающиеся вовлечены в проектную деятельность. Иногда для такой деятельности избирается только одна тема. Школьники сами решают, какой аспект для исследования им определить для себя. Метод проектов предполагает «погружение» в проект. Затем необходимо составить план деятельности. После осуществления деятельности происходит презентация результатов. Например, для учащихся может быть предложена тема «В чем особенности русского фольклора?» Цель: посмотреть, как функционируют жанры. Задача: определиться с традиционными жанрами (какие существуют), выяснить, почему отмирают жанры (былина, народная сказка), как функционирует жанр частушки. Способы:
воспользоваться литературой, провести фольклорную экспедицию. Данный творческий проект предполагает соответственное оформление: сборник частушек, альбом,
музыкальное сопровождение.
Изучение творческого мышления в современной психологии может происходить при анализе решения задач на смекалку, использование наводящих задач и вопросов, при анализе продуктов деятельности, при использовании некоторых проективных тестов (ММРТ, тест Роршаха), специальных тестов креативности (открытые задачи).
Для того чтобы создать творческую атмосферу в классе, используется метод «Создание креативного поля». Сам термин впервые использовался Д.Б.Богоявленской для описания проводимых ею психологических экспериментов и обозначил собой пространство возможных творческих решений. На основе непосредственной учебной деятельности обучающимся предлагается развернуть другую, более интересную - креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей. Показать метод в действии может сочинение-эссе, так как в нём предмет служит предлогом для мыслей пишущего. Автор как бы ходит кругами вокруг какой-то темы, и для него главным является личностное постижение мира и отношение к нему.
Игровая деятельность - замечательная возможность развить творческие способности детей. Можно в хорошо известную и привычную для учащихся игру вводить новые элементы, дополнительные правила, задания творческого характера.
Развитие творческой деятельности способствует работа с ассоциациями. На уроке по феерии «Алые паруса» А.Грина ставится вопрос после того, как ученики послушали музыку Е.Доги: «Какие у вас возникли ассоциации с именем главной героини Ассоль?» Ответы необычные: «Имя героини тоже можно отнести к художественным особенностям повести. Ассоль - как нота в музыкальном произведении, как шум, свист морской раковины». Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, ученик использует произвольное ассоциирование, что составляет основу его мыслительного и творческого процессов.
Уже на первых уроках, связанных с творческими заданиями, необходимо объяснить ученикам, что к своему труду они должны относиться уважительно и достойно. Школьники должны сами отказаться от заниженной самооценки на уроке. Именно поэтому, анализируя в классе любую детскую работу, надо спрашивать себя: «За что можно похвалить автора данной работы?» В ученических «творениях» в первую очередь отмечаются достоинства, а уж потом промахи и ошибки. Поэтому творческое задание даёт возможность даже очень слабому ученику получить хорошую отметку, почувствовать себя увереннее.
Необходимо иметь в виду, что существует множество факторов, влияющих на творческий процесс - ситуативные: время, состояние стресса, повышенная тревожность, желание быстро найти решение, мотивация, неуверенность в себе, страх, повышенная самоцензура. Поэтому нельзя подавлять интуицию учеников, нужно формировать у них уверенность в себе, положительные эмоции, поощрять к риску, стимулировать самостоятельность, не допускать формирования конформного мышления, стремиться к тому, чтобы ученик слушал свое «Я» и был самим собой.
Методы и приемы, развивающие творческие способности учащихся, иллюстрируют эвристические, личностно ориентированные, имитационные технологии.
Развитие творческих способностей учащихся благоприятно сказывается на учебной деятельности. Положительна динамика качества знаний по русскому языку и литературе. Творчески работающие учащиеся участвуют в конкурсах, предметных олимпиадах, занимают призовые места.
Таким образом, для того, чтобы развитие творческой индивидуальности на уроке состоялось, нужно создать определенные педагогические условия, организовать учебную деятельность и, конечно, самому педагогу необходимо быть творческой, неординарной личностью. Результаты такой работы появятся не сразу, но так отрадно видеть, что ученики, ставящие перед собой и выполняющие творческие задания, тоже становятся неповторимыми людьми с ярко выраженной индивидуальностью. Использование средств педагогических инноваций (приемов, стратегий реализации технологий, компьютерных
обучающих средств, образовательных Интернет-ресурсов) в сочетании с классическим инструментарием методики преподавания русского языка и литературы обеспечит создание широкой вариативной учебной среды, которая позволит включить учащихся в творческую, самостоятельно мотивируемую деятельность и подготовить их к жизни в условиях современности.
Литература
1.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанский ун-т, 1998.
2.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
3.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Института профессионального образования, 1995.
4.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей:Учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5.Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности ? // психология. Журнал высшей школы экономики, 2004.
6.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д: ГУ,1983.
7.ВайнцвайнгП. Десять заповедей творческой личности. /Пер. с англ. М.: 1999.
8.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
9.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения // Соч. в 2т. М.: Педагогика, 2003.
10.Скаткин М.Н.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.
11.Смирнов С.Д.Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.:2005.
12.Штернберг Р. Дж. Интеллект, приносящий успех. Минск,2000.