Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / РИСОВАНИЕ / DRAWING / СПОСОБНОСТИ / ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина И.А.

В статье рассмотрена проблема формирования творческих способностей детей с помощью использования нетрадиционных техник рисования.The article considers the problem of formation of creative abilities of children through the use of non-traditional drawing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»

И.А. Фомина

воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 9 «Чебурашка»,

г. Мичуринск Тамбовской области

I.A. Fomina

educator, MBDOU "kindergarten № 9 "rainbow" Michurinsk, Tambov region

(p891566117806@yandex.ru)

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования творческих способностей детей с помощью использования нетрадиционных техник рисования.

Annotation. The article considers the problem of formation of creative abilities of children through the use of non-traditional drawing techniques

Ключевые слова: личность, творчество, рисование, способности.

Key words: personality, creativity, drawing, ability.

Одной из важнейших проблем современного дошкольного образования и воспитания является формирование творческой личности. Творческая личность -это личность, имеющая направленность на творчество, обладающая мотивацион-но-творческой активностью, которая проявляется в единстве с высоким уровнем творческих способностей, позволяет ей достигнуть значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности. Воспитание личности, обладающей творческой активностью и богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, начинается в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.

Творческие способности ребенка проявляются в его умении находить необычно в привычном и повседневном. Творческие способности формируются на основе творческого воображения и творческого мышления. В дошкольном возрасте происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности. В дошкольном образовательном учреждении творчество развивается через различные виды деятельности ребенка, такие как: игровая, коммуникативная, продуктивная и другие.

Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. «Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности» [2]

Творчество начинается с творческого отношения к делу, которое выполняют дети. Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуа-

ций) - одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогом дошкольного образовательного учреждения.

Важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей необходимо, на наш взгляд, акцентировать внимание на следующих моментах в работе с детьми:

• стремление к открытиям;

• умение познавать;

• активность;

• фантазия;

• инициативность;

• стремление к познанию;

• умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;

• живость ума;

• умение изобретать и открывать;

• свобода воображения;

• интуиция;

• умение на практике применять полученные знания, опыт;

• открытия и изобретения.

Периодом наибольшей творческой активности малышей является возраст 3-4 лет. Именно в это время нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности.

Четвертый год жизни - начало качественно нового этапа в его развитии. У ребенка возникает собственное самостоятельное «Я», что составляет основу перехода в дошкольное детство, меняет отношение ребенка ко всему, что его окружает. Если его интересы в раннем возрасте определялись миром предметов, то в этот период центральное место в поле его осознания занимает мир людей. Начинается активное познание социальной действительности. Объектами пристального внимания, восприятия, подражания, наблюдения и осознания со стороны ребенка становятся человек, его деятельность.

В возрасте 3-4 лет усложняется коммуникативное поведение ребенка, развиваются различные функции речи, совершенствуется предметное и начинает развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые представления, образное мышление, воображение и новые (продуктивные) виды деятельности.

У ребенка появляется способность к решению задач в плане образов-представлений, что выражается в овладении им формообразованием и появлении предметного (узнаваемого) рисунка, социального (ролевого) замещения в игре, умении работать по простейшему образцу, конструированию целого из частей и пр.

Одним из важнейших психологических новообразований дошкольного детства является воображение. По утверждению Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева воображение является результатом игры, результатом ролевого поведения ребенка [5, 3].

Четвертый год жизни - время становления предметного рисунка (узнаваемого не только самим ребенком, но и другими людьми), изобразительных (вырази-

тельных) движений, действий с воображаемыми объектами, в основе чего лежит способность к воображению. Исследования педагогов и психологов показали, что воображение проходит ряд этапов [1, 3]. Для младшего дошкольного возраста характерны самые первые действия воображения - «опредмечивание» (наполнение значением, смыслом). Наряду со способностью к «опредмечиванию» методом ассоциирования (каракулей, пятен и пр.) появляется возможность к «дополнению» (дорисовыванию, договариванию, дополнению действием и пр.)

Свои впечатления и ощущения дети в этом возрасте пытаются отразить в изобразительном творчестве. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком. Стремясь выразить свои фантазии, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками. Но рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков приносит разочарование ребенку, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Превратить процесс рисования в увлекательную, завораживающую деятельность, удивляющую и восхищающую детей, помогут нетрадиционные техники рисования.

Ведь на раннем этапе дошкольникам иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши могут рисовать пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами, что очень важно в их возрасте. Можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, при этом быстро получая желаемый результат, что важно для детей 3-4 лет.

В возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия которого -

стадия предметного рисования (схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» в том, что нарисовано, что способствует развитию творческого мышления. Это определяет выбор нетрадиционных техник рисования, используемых нами на занятиях по изо-деятельности.

На занятиях по изодеятельности нами используются следующие нетрадиционные техники рисования:

1. Тычок жесткой полусухой кистью

2. Рисование пальчиками

3. Рисование ладошкой, кулачком

4. Скатывание бумаги

5. Оттиск поролоном

6. Оттиск печатками из картофеля, яблоком.

7. Оттиск смятой бумагой

8. Восковые мелки и акварель

9. Свеча и акварель

10. Отпечатки листьев

11. Рисование зубной щеткой

12. Рисование спичечным коробком

13. Паспарту

14. Пластилинография

15. Рисование воздушными шариками

Вначале дети приобретают простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. Закладываются основы наглядно-образного и логического мышления, развиваются творческие способности детей и активизируется их речевая деятельность. Использование разнообразных изображающих материалов, новых технических приемов, которые ориентируют ребенка на выполнение точных движений, но не ограничивают пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша). Вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т.п.

Начиная эту работу с детьми 3-4 лет, мы используем такие техники, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., а в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Приведем фрагмент занятия по изодеятельности с использованием нетрадиционной техники «рисование ладошкой».

Цель: формирование творческих способностей, развивать память, логическое мышление.

Задачи: приобщать детей к нетрадиционной технике рисования; развивать у детей эстетическое восприятия, любовь к окружающему миру, желание передать его красоту; закреплять технические приёмы рисования ладошкой, пальчиками, кисточкой.

Оборудование: Бумага белая, голубая, гуашь, акварель кисти, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, тазик с водой.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим маленькое открытие. Я предлагаю вам исследовать новый способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Мы будем обводить ладошки и придумывать на их основе интересные рисунки.

(Далее занятие ведется с демонстрацией схем для рисования.)

1. Присмотритесь-ка получше:

Это кактус. Он колючий. А когда дожди пойдут, Все колючки расцветут.

2. На полянке есть пенек,

Он не низок, не высок. Посмотрите-ка, ребятки, Что растет на нем? Опятки!

3. Сына папа-осьминог целый час догнать не мог.

Еле-еле осьминожек успокоился немножко, Потому что надо спать, Ножкам надо отдыхать.

4. Мчится быстро, со всех ног

Под водой морской конек.

Вот застрял в траве густой, Я кричу: «Попался, стой!»

5. Мы вместе с подружкой рисуем загадку,

Ладошку, другую прижмем по порядку. Добавим кружков, украсим их снова -И вот уже бабочка наша готова.

Воспитатель: Вам понравились рисунки, выполненные с помощью ладошек? А вы хотите попробовать? Внимательно посмотрите на свои руки. Приложите ладошку к листу бумаги. Поворачивайте её. Посмотрите! Представьте! Пофантазируйте! Наши ладошки могут превратиться в то, что вы захотите! Придумали? Тогда плотно прижмите ладошку к листку бумаги и обведите простым карандашом. Теперь расскажите, что у вас получилось. Какие детали нужно дорисовать, чтоб образ получился законченным? (Ответы детей) Берем в руки карандаш и дорисовываем недостающие детали.

Такой необычный способ рисования приводит детей в восторг. Ведь рисование ладошками - это один способов изображения окружающего мира. Дети с радостью обмакивают ладошки с блюдечко с красками, а дошкольники старшего возраста с увлечением раскрашивают свои ладошки кисточкой. При этом ребята знакомятся со свойствами красок, их цветом, у них развивается художественный вкус и пространственное воображение. Поворачиваю ладошку, дети дорисовывают разные детали и воплощают свои фантазии. С помощью ладошек можно создавать любые абстракции, сюжетные рисунки и коллективные работы. Но самое главное - они создают простор для детского творчества, о чем писала Е.А. Флерина, выделяя проблему творческого развития как одну из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому" [4].

Таким образом, не вызывает сомнений, что проводимая нами работа на занятиях с использованием нетрадицонных техник рисования способствует формированию творческих способностей детей. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Важно то, что результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это способствует возникновению у детей желания создавать новое, формирует изобразительное творчество, оказывает влияние на всестороннее и гармоничное развитие детской индивидуальности и формирование творческой личности. Источники:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991

2. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

3. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Советская педагогика. - 1944. - № 8-9. - С. 37-47.

4. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флёрина. - М.: Учпедгиз, 1956 г. - 208 с.

5. Эльконин Д. Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1999. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.