Научная статья на тему 'Художественно-эстетическое развитие. Нетрадиционные технологии рисования'

Художественно-эстетическое развитие. Нетрадиционные технологии рисования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественно-эстетическое развитие. Нетрадиционные технологии рисования»

Художественно-эстетическое развитие. Не традиционные технологии

рисования.

Главная цель национальной дошкольного образования сегодня -создание благоприятных условий для личностного становления и творческой самореализации ребенка, формирования его жизненной компетентности. Дошкольное детство - это период жизни, когда закладываются основы личности и в значительной мере определяется будущее человека. Каким вырастет ребенок, как приспособится к жизни - в значительной степени зависит сегодня от педагога.

Дошкольник ежедневно получает массу информации об окружающем мире. Он имеет возможность познавать его всеми органами чувств: видеть цвета радуги, слышать мелодичное пение птиц, чувствовать нежный запах полевых цветов и вкус спелых сочных фруктов. Все это вызывает определенные впечатления и ощущения, откладывает в памяти ребенка информацию об окружающей среде на всю жизнь. В эмоциональном восприятии детства зарождаются истоки будущей личности [4].

Впервые увидев предмет или явление, почувствовав его свойства, малыш обращается с множеством вопросов к взрослому и сразу хочет услышать ответ. Поэтому от того, как мы ее сформулируем, насколько эстетично и творчески дадим оценку, будет зависеть умение ребенка принять красоту и эмоционально ее почувствовать, а в дальнейшем выражать свое отношение к прекрасному.

Для эстетического и творческого развития ребенка большие возможности имеет изобразительная деятельность. Занятия по

изобразительной деятельности в дошкольном учреждении могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства, обеспечивать эмоционально-образное восприятие действительности,

формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей создавать изображения, используя

средства выразительности, предоставляя им оригинальности,

неповторимости.

На своеобразие образов, которые создают дети, влияют и особенности обучения. Мир вокруг ребенка - это, по словам Сухомлинского, "мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой". Углубившись в этот мир, впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. У него развивается неоценимое качества - наблюдательность. Любознательный и жадный до всего нового ум ребенка стремится проникнуть в сущность явлений, пытается понять их закономерность, целесообразность и обусловленность [1].

В творческом процессе тесно взаимосвязаны воображение и чувства. Ощущение стимулируют работу воображения, образы воображения рождают ощущение. У ребенка ощущение неглубокие (хотя и яркие), недостаточно сознательные. Детским ощущениям характерны открытость,

раскрепощенность. Именно поэтому выразительность детского рисунка не всегда является результатом целенаправленного поиска, она может быть случайной, интуитивной, обусловленной яркими чувствами. Восприятие, мышление, чувства, интуиция проявляются у ребенка в структуре воображения. Одни дети предпочитают изображению предметов более подробно, последовательно, проявляя при этом творчество, а другие - также творчески фиксируют в изображении в основном свои переживания, отношения.

Несмотря на содержание рисунка, если у ребенка доминирует "познавательное" воображение, он будет пытаться более подробно изобразить предмет и сюжет, а если доминирует "эмоциональное" воображение, малыш может удовлетвориться и более схематичным изображением. Для него более важно, чтобы рисунок позволил ему выразить свое состояние, что значит для него смысл ситуации или предмета. Таким образом, преобладающий вид воображения влияет на характер рисунка: на

его полноту, детали. Данная закономерность позволяет понять, почему в одной и той же группе одни дети стараются тщательно изображать, рисовать детали, а другие только намечают изображение, фиксируя внимание на динамике событий.

Изобразительная деятельность приобретает творческий характер, настроения постепенно, когда дети овладевают различными техниками изображения. Поэтому в практике работы используются нестандартные техники рисования, применяются нетрадиционные художественные материалы. Дети рисуют не только кистями, карандашами, но и пальчиками, ладошками, кулачками, губкой, зубной щеточкой, перьями. А кроме того и штампуют - тычком, скомканной бумагой, листьями деревьев, губкой. Маленькие художники используют в своем творчестве кроме обычных, рельефные краски, крупы и рисуют на яичной скорлупе. Это помогает расширить изобразительные возможности детей, способствует преодолению неуверенности при выполнении работы, предоставляет оригинальности рисункам воспитанников. Дети охотно создают различные интересные рисунки [2].

Чтобы образы, которые создают дети были более своеобразными и выразительными, в своей работе педагогу следует придерживаться следующих методов и приемов организации изобразительной деятельности:

- организовать содержательную и интересную для детей дошкольного возраста деятельность;

- обогатить эмоционально-интеллектуальный опыт, который служит основой для возникновения замысла, является материалом, необходимым для работы воображения;

- придерживаться последовательности занятий от простого к сложному, подбирая соответствующий материал;

- стараться, чтобы ребенок овладел умениями и навыками (техническими приемами, средствами художественной выразительности каждого вида искусства);

- помогать каждому ребенку реализовать себя творчески (образотворение в различных видах художественной деятельности, через различные техники, в работе с разными материалами) [3].

На занятиях стараться создать теплую непринужденную атмосферу, способствовать доброжелательному доверительному общению со взрослым. Ведь положительное эмоциональное состояние детей - обязательное условие для развития их творчества. И как результат - дети свободно чувствуют себя в работе, не боятся раскрыть то, что родилось в глубинах их маленькой души. Предоставляя свободу малышам, поощрять смелость, выделять

оригинальность, не применяя жестких оценок. Все это помогает детям использовать свой опыт, экспериментировать, находить новое в темах, замыслах, способах исполнения.

Данные техники создают неисчерпаемые возможности для развития детской фантазии, стимулируют к новым поискам. Добиваться, чтобы каждый ребенок достиг определенного конечного результата в творчестве, преодолел трудности на пути к нему и получил от него эмоциональное удовлетворение, радость и уверенность в своих силах; формировать настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

Знакомя детей с данной техникой рисования, предлагается детям намочить пальчик, ладошку в емкость с гуашевой или акварельной краской и сделать отпечаток в соответствии с темой занятия. Дети охотно, с легкостью создают изображения. На рисунках весело танцуют капельки дождя, созревают ягоды земляники, черешни, калины, появляются на снегу птицы. Солнышко, нарисованное ладошкой, оставляет несравненное восторг, радость и множество эмоций в их душам.

С детьми средней, старшей групп, используя листья кустов, деревьев, как штамп, рисуют Ежика-путешественника, веселые елки, сказочные деревья и др. Дети с удовольствием и интересом наносят гуашь на поверхность листа и делают оттиск. А дальше, привлекая свое воображение и фантазию, с помощью кисти или карандаша дополняют необычные

изображения, в которых воплощены красота и очарование природы. При создании изображений следует стимулировать и поощрять детей к повторному выполнению задачи, что способствует закреплению полученных навыков, активизации речи и развития сюжетно-игрового характера рисунка.

Рисуя губкой, отметьте, что ее не нужно смачивать водой. Набирать на губку только краску, начиная со светлых тонов. Штамповки губкой могут быть простыми промакиваниями, примакиваниями с движением по прямой и промакиваниями с круговым движением, по полукругу. Благодаря этой технике возникают на бумаге "Краски и звуки весны".

Выполняя штамповки скомканной бумагой, дети сначала комкают кусочек бумаги, обмакивают его в густую гуашь и выполняют им изображение, которое приобретает прозрачности в образе цветного дождя.

Знакомя детей с техникой рисования тряпочкой, объясните детям, что тряпочка рисуем так же, как и обычной кисточкой. Сначала хорошо смачиваем ее в воде, набираем краски и рисуем осенний листопад, переходя в цвете от темного к светлому оттенку. Или размещаем орнамент на яйце при декоративной росписи. Изобразить волшебницу Зиму предлагаем полусухой тряпочкой. Ее блеск, прозрачность, хрустальность и пушистость удачно передаст техника рисования тряпочкой с добавлением к белой краске соли.

Белье белых хлопьев дети передают с помощью зубной щеточки и зубной пасты, которой густо покрывают уже готовый пейзаж. Елочные украшения прибавляют объемности и блеска тоже с ее помощью.

Воспользовавшись техникой сухой кисти, дошкольники выполняют анималистический рисунок "Лесная красавица елка". Для этого нужна жесткая кисточка для клея. Сначала выполняется изображение елки простым карандашом. Затем на кисточку набирается густая гуашь, которая наносится на изображение легким касанием. Кисточку при этом нужно держать перпендикулярно к листу.

Знакомя детей с техникой рисования свечой, показывают процесс работы. Сначала контур рисунка наносят карандашом, затем поверх

карандаша рисуют восковой свечой, ею же закрашивают отдельные элементы рисунка, которые должны быть светлыми. С помощью поролоновой губки покрывают всю поверхность листа акварельной краской. Дети наблюдают как на их глазах появляется изображение светлого тона. Так возникают изображения на темы "Мы летим в космос", "Жители подводного царства".

Нежности и сказочности добавляет изображению техника выполнения рисунка пером. Так появляется первая весточка весны - подснежник -хрупкая и удивительная.

Подводя итог, отметим следующее. Ребенок еще не успела родиться, а в нем уже живет большая тайна таланта. И высокое назначение педагога -помочь маленькому человеку разгадать секреты своего внутреннего "я", приобщить ее к красоте и гармонии в мире, к искусству, пробудить его творческие силы, желание овладеть различными видами художественной деятельности. Ребенок должен поверить, что он способна фантазировать, придумывать и воплощать плоды своего воображения в рисунках. Поэтому возможность творить детям нужно предоставлять ежедневно, ежеминутно.

Воспитатель должен не только управлять изобразительной деятельностью детей, а стать активным участником творческого процесса, в полной мере передать детям свой опыт - способность замечать красоту, чувствовать и эмоционально переживать ее, сопереживать, распознавать добро и зло, доброжелательно относиться к окружающему, владеть своими эмоциями и чувствами, понимать человеческую жизнь и уметь найти свое место в нем.

Примечания

1. Белкина Е., Науменко Т. Мир искусства и ребенок. // Дошкольное воспитание - 2000. - № 1.

2. Кабыш И.Ю. Развитие художественных способностей детей младшего возраста. К .: "Просвещение", 1981.

3. Кириченко Н.Т. Сюжетное рисования в детском саду. К.: "Просвещение", 1986.

4. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: "Педагогика", 1984

5. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: "Просвещение", 1991.

6. Шульга Л. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. С.: "Липс", 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.