Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мифтахутдинова Анастасия Николаевна

В статье представлено авторское понимание требований, предъявляемых к современному учителю иностранных языков в условиях цифрового образования. Представлена система подготовки студентов будущих учителей иностранного языка, обладающих цифровыми компетенциями, а также описан опыт формирования цифровых компетенций у преподавателей Института языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мифтахутдинова Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL COMPETENCES FORMATION OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER

The article deals with the author's understanding of the requirements for a modern teacher of foreign languages in the context of digital education. The article presents the system of training students -future teachers of foreign languages - who have digital competencies, and describes the experience of developing digital competencies in lecturers at the Institute of language and literature.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

УДК 372.8 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-169-175

ББК 74

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

DIGITAL COMPETENCES FORMATION OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER

Мифтахутдинова Анастасия Николаевна

Доцент кафедры романской филологии, второго иностранного языка и лингводидактики ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», доцент, кандидат педагогических наук E-mail: miftakhutdinova.an@gmail.com

Miftakhutdinova Anastasiia N.

Assistant Professor at the Department of Romance Philology, Second Foreign Language and Linguistic Didactics, Udmurt State University, Associate Professor, PhD in Education

E-mail: miftakhutdinova.an@gmail.com

Аннотация. В статье представлено авторское понимание требований, предъявляемых к современному учителю иностранных языков в условиях цифрового образования. Представлена система подготовки студентов будущих учителей иностранного языка, обладающих цифровыми компетенциями, а также описан опыт формирования цифровых компетенций у преподавателей Института языка и литературы.

Abstract. The article deals with the author's understanding of the requirements for a modern teacher of foreign languages in the context of digital education. The article presents the system of training students -future teachers of foreign languages - who have digital competencies, and describes the experience of developing digital competencies in lecturers at the Institute of Language and Literature.

Ключевые слова: учитель иностранного языка, профессиональные требования, цифровое образование, цифровые компетенции, образовательная программа.

Keywords: a foreign language teacher, professional requirements, digital education, digital competencies, an educational program.

Для цитирования: Мифтахутдинова А. Н. Формирование цифровых компетенций учителя

Cite as: Miftakhutdinova A. N. Digital competences formation of a foreign

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Мифтахутдинова А. Н., 2022

иностранных языков // Проблемы современного Language teacher. Problemy sovremennogo образования. 2022. № 5. С. 169-175. DOI: obrazovaniya. 2022, No. 5, pp. 169-175. DOI:

10.3 1 862/22 1 8-8711-20 2 2-5-169-175. 10.31862/2218-8711-2022-5-169-175.

Институт языка и литературы Удмуртского государственного университета (классический университет, а изначально педагогический институт), готовит учителей и преподавателей иностранных языков (английский, немецкий, французский, китайский, испанский) для Удмуртской республики и близлежащих регионов. Десятилетиями в Институте выстраивалась классическая система подготовки кадров, формировались научные школы: «Языковое и межкультурное образование и воспитание в полиэтническом регионе» (рук. д-р пед. н. А. Н. Утехина), «Методология сравнения языков и лингвокультур в диахронии и синхронии» (рук. д-р филол. н. Т. И. Зеленина), «Деятельностное обучение языку/языкам в культуре» (рук. д-р пед. н. И. Б. Ворожцова) [1]. Однако в связи с новыми вызовами - цифровая трансформация образования, необходимость формирования цифровых компетенций учителя - возникла потребность в кардинальном обновлении системы подготовки.

Обозначим основные документы, которые обязывают актуализировать образовательные программы подготовки бакалавров.

Уже в профессиональном стандарте «Педагог» были заложены элементы цифровых компетенций педагога. Учитель должен владеть информационно-коммуникационной компетентностью, которая композиционно состоит из:

• общепользовательской - это элементарное знание компьютера, знание пакета Microsoft Office (основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, форматами PowerPoint), умение пользоваться интернет-сервисами (электронная почта, браузеры), мультимедийным оборудованием и т. д.;

• общепедагогической ЙКТ-компетентность предполагает методически грамотное использование веб-ресурсов, обучающих программ для достижения целей урока, умение организовать обучение в компьютерном классе, умение вести документацию в электронной среде образовательного учреждения;

• предметно-педагогической ЙКТ-компетентность включает в себя способность оптимизировать процесс обучения своему предмету с использование информационных технологий [2].

Кроме этого, в профстандарте также затронуто поведение в мире виртуальной реальности и социальных сетях. Педагог должен знать законы развития личности и поведения в виртуальной среде. Знают ли это наши педагоги? Вряд ли, поскольку стали частью этой среды уже во взрослом возрасте, поэтому и учить правилам поведения в виртуальном мире подрастающие поколения сложно.

Стратегия развития информационного общества 2017-2030 (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203), целью которой является развитие общества знаний, стала основой для развития информационного пространства РФ, внедрения информационных и коммуникационных технологий во всех сферах экономики, в том числе образования. Уже в этом документе, предвосхищающем последствия эпидемии Covid-19, обозначена

необходимость развития дистанционного и электронного обучения при реализации образовательных программ, создание технологических платформ [3].

На основе задач, обозначенных в указе президента РФ от 07.05.2018 г. № 214 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», был разработан национальный проект Образование, в котором одним из показателей обозначена цифровая трансформация системы образования, предполагающая помимо решения проблем всеобщего доступа к цифровой образовательной среде, также повышение квалификации педагогических кадров в сфере информационных технологий [4].

Подытоживая вышеуказанные документы, становится очевидным корректировка программ подготовки преподавателей иностранного языка. Современная наука активно занимается разработками теоретических основ формирования цифровых компетенций в высшей школе (Н. В. Апатова, Е. С. Полат, И. В. Роберт), изучает вопросы подготовки педагогических кадров в условиях информатизации образования (А. Ю. Кравцова, A. A. Кузнецов, C. B. Панюкова, И. В. Роберт).

Предметом анализа нашего исследования стала образовательная программа подготовки бакалавров по направлению 45.03.02 Лингвистика (профиль Теория и методика преподавания языков и культур), готовящая преподавателей английского, немецкого, французского и китайского языков. Кроме этого, следует отметить роль преподавателей в процессе подготовки специалистов нового формата, которым приходится самим обучаться для того, чтобы эффективно работать в электронной информационно-образовательной среде вуза, грамотно использовать ресурсы сети Интернет и организовывать онлайн-обучение.

Остановимся на основных понятиях нашего исследования - цифровые компетенции и цифровое образование. М. Е. Вайндорф-Сысоева, М. Л. Субочева, проанализировав определения В. Н. Погодина, В. Н. Платонова, А. М. Кондакова, М. Ракова, сделали вывод о том, что цифровое образование - это «процесс организации взаимодействия между обучающими и обучающимися при движении от цели к результату в цифровой образовательной среде, основными средствами которой являются цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые следы как результаты учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате» [5, с. 29]. Следовательно, в условиях цифрового образования учитель должен владеть цифровыми технологиями, цифровыми инструментами, это человек, способный оставить цифровой след.

Цифровые технологии для изучения английского языка - подкасты ^astbox, Apple podcasts, podcasts in VK), технологии для работы с лексикой (Memrise, Ouizlet, Lingualeo, Duolingo), онлайн-словари (McMillan, Multitran, Urban Dictionary, Cambridge Dictionary, Woordhund, Reverso Context), технологии для общения с носителями языка (Italki.ru, InterPals.net, Mylanguageexchange.com, Rosettastone.com, Tandem), для отработки фонетики (Forvo.com, Upodn.com, Am-en.ru), а также социальные сети, тематические сайты.

Цифровые инструменты - виртуальные доски JAM BOARD, PADLET, MIRO, онлайн-опросники, скринкасты, системы для создания тестов; сервисы для организации образовательного процесса в дистанционном формате (GoogleClassroom, например), интерактивные презентации и инфографика, образовательный веб-квест, интерактивные

упражнения через онлайн-сервисы, интерактивные игры, викторины, кроссворды в он-лайн-сервисах, онлайн-сервисы для создания анимации и видеороликов.

Цифровой след - загруженные в сети Интернет презентации, видео, комментарии в сетях, блоги, сетевые проекты и т. д.

Если учитель владеет всеми этими инструментами и технологиями, то можно утверждать, что он владеет цифровой компетентностью. Это подтверждают и выводы, сделанные в работе Д. С. Константиновой и М. М. Кудаевой, в которой представлены различные трактовки характеристики цифровых компетенций в России и зарубежных странах [6]. По их мнению, учитель, обладая цифровой компетентностью, умеет работать в электронной информационно-образовательной среде, применяет различные информационно-коммуникативные средства, использует ресурсы сети Интернет для организации работы обучающихся на занятиях и за их пределами.

Для того чтобы выяснить, насколько активно в настоящее время учителя стали использовать цифровые технологии, нами был проведен опрос среди учителей иностранного языка школ г. Ижевска. В опросе принял участие 41 респондент, 70% из которых используют интернет-технологии почти каждый урок, совмещая традиционные и современные методы обучения, 10% стараются использовать все преимущества Интернета на каждом уроке. Но есть и те, кто прибегает к помощи новых информационных технологий довольно редко, не чаще одного раза в месяц, пару раз в месяц или только во время дистанционного обучения.

Причина тому кроется в трудностях, с которыми можно столкнуться в ходе использования интернет-технологий: сложно привыкнуть, невозможно тратить много времени на поиск или подготовку новых информационных технологий, отсутствие положительной обратной связи со стороны учеников. Все это заставляет некоторых возвращаться к традиционному методу обучения. Иногда возникают и технические проблемы, но зачастую они не пугают учителей. Они обращаются за помощью к ученикам, коллегам, освоившим уже эту технологию, или пытаются решить проблему самостоятельно, просматривая обучающие ролики.

Благодаря результатам опроса было выявлено, что интернет-технологии больше применяются к аудиальной деятельности, поскольку Интернет помогает погрузиться в языковую среду через прослушивание самих носителей и лучше понимать речь на слух, что является крайне важным аспектом в овладении иностранным языком.

И на втором месте по использованию интернет-технологий стоит онлайн-тести-рование, ввиду того, что это способ эффективно, просто и быстро проверить знания учеников, не тратя времени на проверку тетрадей. В целом, учителя пользуются цифровыми технологиями с целью обеспечить учеников необходимыми аутентичными материалами, разнообразить уроки/виды деятельности, повысить мотивацию и активность учеников, а также сделать более эффективным контроль учеников.

Судя о системе формирования цифровых компетенций у преподавателей и студентов, необходимо остановиться на следующих составляющих: подготовка преподавателей (учебная и научная деятельность), подготовка студентов (учебная и про-ектно-научная деятельность). В данном случае, техническая оснащенность учебного процесса не подлежит обсуждению, поскольку это первоочередная задача. В Институте

функционируют 3 компьютерных класса, общей вместимостью на 40 студентов; каждая аудитория Института оснащена современными компьютерами, мультимедийным и демонстрационным оборудованием с выделенным выходом в Интернет.

Подготовка преподавателей. Учебная деятельность. С 2019 г. Институт организовывает практико-ориентированные курсы повышения квалификации в рамках научно-образовательного форума «Международная неделя многоязычия в УдГУ»: 2022 г. -«Многоязычие в цифровом образовательном пространстве»; 2021 г. - «Перспективные технологии современного языкового образования: смешанные и дистанционные формы»; 2020 г. - «Цифровизация учебного процесса (иностранные языки)»; 2019 г. - «Игро-педагогика и многоязычие: инновационные технологии для педагога» [7].

Курсы ведут как привлеченные специалисты, так и преподаватели Института, делятся своим опытом и разработками. Кроме этого, многие преподаватели прошли курсы в АНО ВО «Университет Иннополис» в рамках проекта «Кадры для цифровой экономики», что позволило модернизировать учебные дисциплины, создать новые курсы, актуализировать образовательные программы. В настоящее время 40% преподавателей разработали свои курсы в системе электронного обучения Moodle.

Научная деятельность преподавателей. Для повышения эффективности проведения научных исследований преподавателям был предложен курс «Введение в интеллектуальный анализ данных для лингвистов», в рамках которого у преподавателей формируются компетенции в области сбора, обработки и синхронизация исходных данных; применения специализированных математических методов и моделей; содержательной интерпретации полученных результатов. Эти компетенции позволят реализовывать проекты научного и прикладного типа в области автоматической обработки больших данных, что позволит вывести науку на другой качественный уровень и реализовать в Институте проект «Искусственный интеллект в филологии».

Подготовка студентов. Учебная деятельность. Во все образовательные программы института включен модуль «Введение в информационные технологии и системы искусственного интеллекта», который содержит такие дисциплины, как «Цифровая культура, цифровой профессионализм и основы искусственного интеллекта», «Информационные технологии в лингвистике».

В рамках этих дисциплин у студентов формируется в первую очередь общепрофессиональная компетенция - способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-6 в ФГОС ВО по Лингвистике).

В ходе освоения этих дисциплин студенты, помимо овладения практическими навыками работы в электронной среде, учатся проводить экспертизу лингвистических программных продуктов, использовать их в учебной и научно-исследовательской деятельности, знакомятся с понятием компьютерной лингвистики, электронными корпусами, электронными словарями на русском и иностранных языках [8].

В методическом модуле представлены дисциплины: «Организация обучения в цифровой среде», «Педагогический дизайн цифрового урока». Студены изучают основные направления реализации цифровой дидактики в иноязычном образовании, овладевают

стратегиями организации урока иностранного языка с помощью различных цифровых инструментов и способами проектирования и конструирования научно-образовательной деятельности в иноязычном образовании с учётом требований цифрового общества [6].

Подготовка студентов. Проектно-научная деятельность. Разработка идей проектных работ студентов непосредственно связана с цифровой составляющей. Если студент разрабатывает проект-мероприятие, то уже нет необходимости проводить его в оффлайн формате. Онлайн-викторины, веб-квесты, интеллектуальные игры, проводимые онлайн, позволили охватить больший объем желающих, а сами студенты в ходе разработки и реализации проектов приобретают новые цифровые знания и навыки, осваивают новые цифровые инструменты.

В настоящее время и работодатели (в нашем случае, в первую очередь, это государственные школы с гуманитарным/языковым уклоном и частные лингвистические клубы/центры) заинтересованы в продуктах цифрового формата - курс на образовательной платформе, веб-квест, электронный учебник, онлайн-тренажеры, мастер-классы для учителей по использованию цифровых инструментов.

За последние 2 года количество выпускных квалификационных работ студентов по вопросам дистанционного, электронного, смешанного обучения выросло в 5 раз. В качестве примера приведем такие темы, как Веб-квест как эффективная технология формирования познавательных универсальных учебных действий (на уроках английского языка), Дидактические возможности Miro в преподавании китайского языка, Дидактические функции интернет-технологий в процессе обучения и изучения иностранного языка и т. д.

В заключение отметим, что вызовы современного общества подталкивают учителей к постоянному развитию, к формированию новых компетенций, в частности, цифровой компетенции, содержание которой корректируется в зависимости от развития интернет-технологий. Для того чтобы сформировать молодые кадры для цифровой экономики, учителям необходимо самим постоянно повышать свою квалификацию и осваивать новые технологии.

Список литературы

1. Научные школы и направления УдГУ. URL: http://school.udsu.ru/ (дата обращения: 20.06.2022).

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изм. и доп.). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 20.03.2022).

3. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». URL: https://base.garant. ru/71670570/ (дата обращения: 20.03.2022).

4. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 20.03.2022).

5. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. 2018. № 3. С. 25-36.

6. Константинова Д. С., Кудаева М. М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Т. 7, № 11. С. 1055-1072.

7. Международная неделя многоязычия в УдГУ. URL: https://f-iiyl.udsu.ru/udsu_Lingua/ nedelya_mnogoyazychiya (дата обращения: 20.06.2022).

8. Основная образовательная программа по направлению 45.03.02 Лингвистика. Профиль «Теория и методика преподавания языков и культур». URL: https://Ludsu.ru/04-education#table-6-rowlevel-2 (строка 485) (дата обращения: 20.06.2022).

References

1. Nauchnye shkoly i napravleniya UdGU. Available at: http://school.udsu.ru/ (accessed: 20.06.2022).

2. Prikaz Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity RF ot 18.10.2013 No. 544n "Ob utverzhdenii professionalnogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatelnost v sfere doshkolnogo, nachalnogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel, uchitel)" (s izm. i dop.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_155553/ (accessed: 20.03.2022).

3. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 No. 203 "O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2030 gody". Available at: https://base.garant. ru/71670570/ (accessed: 20.03.2022).

4. Natsionalnyy proekt "Obrazovanie". Available at: https://edu.gov.ru/national-project/ (accessed: 20.03.2022).

5. Vayndorf-Sysoeva M. E., Subocheva M. L. "Tsifrovoe obrazovanie" kak sistemoobrazuyushchaya kategoriya: podkhody k opredeleniyu. Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser.: Pedagogika. 2018, No. 3, pp. 25-36.

6. Konstantinova D. S., Kudaeva M. M. Tsifrovye kompetentsii kak osnova transformatsii professionalnogo obrazovaniya. Ekonomika truda. 2020, Vol. 7, No. 11, pp. 1055-1072.

7. Mezhdunarodnaya nedelya mnogoyazychiya v UdGU. Available at: https://f-iiyl.udsu.ru/ udsu_Lingua/nedelya_mnogoyazychiya (accessed: 20.06.2022).

8. Osnovnaya obrazovatelnaya programma po napravleniyu 45.03.02 Lingvistika. Profil "Teoriya i metodika prepodavaniya yazykov i kultur". Available at: https://Ludsu.ru/04-education#table-6-rowlevel-2 (line 485) (accessed: 20.06.2022).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 5

Статья поступила в редакцию 03.04.2022 The article was received on 03.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.