Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КЛАСТЕРА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КЛАСТЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровое обучение / образовательная среда / обучение предпринимательству / кластерный подход / компетенции предпринимателя / уровни образования / digital learning / educational environment / entrepreneurship education / cluster approach / entrepreneur competencies / levels of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Ирина Васильевна

Обоснована целесообразность использования кластерного подхода для формирования цифровой среды обучения с синергией различных участников, определены их интересы и функции. Предложены конкретные формы совместной деятельности в кластере по формированию цифровой среды обучения предпринимательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A DIGITAL ENVIRONMENT FOR ENTREPRENEURSHIP TRAINING AT DIFFERENT LEVELS OF EDUCATION IN A CLUSTER CONDITION

One of the main modern challenges of Russian development is the strategic transformation of entrepreneurship, which requires the creation of a unified digital learning environment. The purpose of the study is to develop and argue the main provisions for the formation of a digital environment for entrepreneurship education. The feasibility of using a cluster approach to form such an environment with the synergy of various participants is substantiated, their interests and functions are determined. Specific forms of joint activities in the cluster to create a digital environment for entrepreneurship education are proposed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КЛАСТЕРА»

УДК 371.21

БО!: 10.24412/2308-7196-2024-1-126-132

Корчагина Ирина Васильевна

кандидат экономических наук, директор Института экономики и управления

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», Кемерово, Россия

650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 e-mail: korchagina-i@mail. ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ КЛАСТЕРА

Irina V. Korchagina

Candidate of Economic Science, Director of the Institute of Economics and

Management

Kemerovo State University, Kemerovo, Russia 650000, Kemerovo, Krasnaya st., 6, e-mail: korchagina-i@mail.ru

FORMATION OF A DIGITAL ENVIRONMENT FOR ENTREPRENEURSHIP TRAINING AT DIFFERENT LEVELS OF EDUCATION IN A CLUSTER

CONDITION

Аннотация. Обоснована целесообразность использования кластерного подхода для формирования цифровой среды обучения с синергией различных участников, определены их интересы и функции. Предложены конкретные формы совместной деятельности в кластере по формированию цифровой среды обучения предпринимательству.

Ключевые слова: цифровое обучение, образовательная среда, обучение предпринимательству, кластерный подход, компетенции предпринимателя, уровни образования.

Abstract. One of the main modern challenges of Russian development is the strategic transformation of entrepreneurship, which requires the creation of a unified digital learning environment. The purpose of the study is to develop and argue the main provisions for the formation of a digital environment for entrepreneurship education. The feasibility of using a cluster approach to form such an environment with the synergy of various participants is substantiated, their interests and functions are determined. Specific forms of joint activities in the cluster to create a digital environment for entrepreneurship education are proposed.

Key words: digital learning, educational environment, entrepreneurship education, cluster approach, entrepreneur competencies, levels of education.

Современные тренды обучения и воспитания детей и молодежи на разных уровнях образования предполагают учет новых «больших вызовов», стоящих перед российской экономикой и обществом. К одному из таких вызовов можно с уверенностью отнести опережающее развитие малого и среднего предпринимательства (МСП), что диктуется следующими соображениями. Во-первых, институционально закрепленной целью развития России стратегического (верхнего) уровня является «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» [4], что предполагает «увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 миллионов человек» [Там же]. В 2022-2023 гг., как можно заключить из выступлений первых руководителей страны, предпринимательству отводится стратегическая роль в формировании новой модели развития российской экономики [7].

Во-вторых, современное состояние отечественного предпринимательства таково, что оно нуждается в стратегических преобразованиях. По оценкам ведущих российских исследователей, МСП обеспечивают потребительский рынок товарами и услугами, формируют определенную часть рабочих мест, демпфируют последствия экономических кризисов [2, с. 70; 6, с. 120]. Но при этом здесь наблюдаются низкая производительность (и, как следствие, низкая оплата) труда, крайне ограниченная инновационно-инвестиционная активность. Подавляющее большинство малых предприятий не растет до уровня средних и крупных (хотя, по современным представлениям, именно такой переход движет экономический рост) [5, с 129; 8, с. 76].

Поэтому необходима смена парадигмы развития МСП России на инновационно-инвестиционную, что непосредственно зависит от личности предпринимателя, его компетенций, мотивации. В современных условиях особое звучание в этом контексте приобретает фактор цифровизации, продуктивного использования цифровых технологий для развития собственного бизнеса. Поэтому одним из стратегических приоритетов образовательной системы страны на среднесрочную перспективу следует считать организацию целостного обучения предпринимательству на разных уровнях, что предполагает коррекцию существующих образовательных стандартов.

Важнейшим условием стратегического преобразования

предпринимательства является раннее высококачественное обучение в этой сфере, начиная с первых ступеней образовательной системы страны. По мнению автора, принципиально важно знакомить обучающихся с идеей и принципами предпринимательства как можно раньше, одновременно ориентируя их на лучшие практики, самые высокие цели и предоставляя им компетенции для этого. Безусловно, для начального, основного общего, среднего профессионального и высшего образования подход к обучению предпринимательству должен быть серьезно дифференцирован.

Кроме того, автор разделяет точку зрения, что в предпринимательстве есть компоненты, которым можно научить практически любого человека, и те, которым научить нельзя (нужны талант, предрасположенность, определенные

личные качества). Однако неоспорима важность обучения предпринимательству на всех уровнях образования в рамках цифровой среды, потенциал которой ярко проявил себя в «коронавирусный» период.

Создание систем и сред цифрового обучения активно исследуется различными авторами, тем более с учетом импульсов, которые получило применение цифровых технологий в образовании за последние несколько лет [1; 3; 9]. Однако создание цифровых сред и систем для обучения предпринимательству требует дальнейших исследований с применением инновационных подходов, которые открывают новые возможности и снимают ограничения. Исходя из этого, мы избрали цель исследования - разработать и аргументировать основные положения формирования цифровой среды обучения предпринимательству.

В качестве методологической основы выбран кластерный подход, который предполагает тесную интеграцию различных субъектов, заинтересованных сторон, как правило, в рамках единой системы деятельности по получению определенного результата. Кластеризация позволяет получить синергетический эффект от объединения ресурсов и усилий (что образно характеризуется квазиматематическим выражением 2 + 2 > 4). По мнению автора, целесообразно формирование кластеров образовательных организаций и других заинтересованных сторон с целью построения единой среды и системы обучения предпринимательству на цифровых принципах.

Цели такого кластера - создание цифровой среды обучения предпринимательству на разных уровнях образования, обеспечивающей раннее ознакомление с ним как феноменом рыночной экономики и возможным треком личной стратегии; формирование у обучающихся мотивации к открытию собственного дела с использованием наиболее современных компетенций и подходов. В рамках данных целей необходимо решить ряд задач:

1) создать цифровую инфраструктуру как основу цифровой образовательной среды, включая различное оборудование (стационарные компьютеры, ноутбуки и др.), сети, программные продукты и т. п.;

2) подготовить сотрудников образовательных организаций к обучению предпринимательству, а также привлечь внешних менторов и спикеров;

3) выработать рациональные форматы и приемы обучения предпринимательству с учетом уровня образования в средней и высшей школе, а также его направленности, специализации (т. е. имплантировать обучение предпринимательству в существующие образовательные стандарты);

4) создать структуру кластера, выработать формы и механизмы кластерного взаимодействия, включая мягкие и неформальные.

При этом, разумеется, кластер обучения предпринимательству требует реализации общепринятых функций педагогического менеджмента и администрирования, т. е. организации, мотивации, контроля. Однако главное -создать работающую систему взаимодействия различных субъектов для получения единого результата. Этим результатом, или «выходом» системы, является молодежь, не только ориентированная на предпринимательство как

стратегический жизненный трек, но и владеющая широким спектром профессиональных компетенций, а также заинтересованная в осуществлении масштабных бизнес-проектов, способных повлиять на экономическое развитие страны.

Предполагаемые участники кластера по формированию цифровой образовательной среды, их интересы и функциональные роли показаны в табл. 1. Представляется, что определенная синергия интересов и функций способна создать потенциал кластерного взаимодействия, особенно в условиях массированного внедрения цифровых технологий. При ограниченности компетенций, опыта, дефиците лучших практик и обоснованных рекомендаций по обучению предпринимательству здесь необходимо широкое использование цифровых форматов работы (включая дистанционные), а также присущих цифровому обществу технологий совместной деятельности и совместного пользования.

Наряду с этим необходима преемственность и синергия обучения потенциальных предпринимателей на всех уровнях образования. Здесь можно провести параллели с «вытягивающей» моделью логистики (управления потоками в любой сфере), когда элементы образовательных стандартов, связанных с обучением предпринимательству, формируются на основе объективного экономического запроса.

Так, в частности, для современной российской экономики по очевидным причинам исключительно важен вопрос активизации технологического предпринимательства. Значительна потребность также в запуске социальных предпринимательских проектов на стыке бизнеса и решения общественно значимых задач. Все это необходимо имплантировать в существующие образовательные стандарты на различных уровнях, что позволит участникам кластерных взаимодействий работать на единый результат.

Таблица 1

Основные участники кластера по обучению предпринимательству __в цифровой среде _

Участники Интересы Основные функции

Образовательные организации

Дошкольное образование (детские сады) Начало формирования культуры и качеств, способствующих появлению первых знаний о предпринимательстве и заинтересованности в нем; рост престижа, привлекательности учреждения Внедрение элементов обучения и формирования культуры предпринимательства; участие в создании цифровой инфраструктуры

Начальное и основное общее образование (школы) Продолжение и укрепление предпринимательской культуры компетенций; рост престижа, привлекательности учреждения Внедрение в учебный процесс ряда предпринимательских компетенций и навыков; участие в создании цифровой инфраструктуры

Участники Интересы Основные функции

Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи) Подготовка обучающихся к самостоятельной деятельности как предпринимателей, созданию собственного рабочего места; рост востребованности, престижа выпускников и вуза/ссуза; появление академических стартапов и спиноффов Создание и реализация курсов, других обучающих мероприятий по предпринимательству, запуск программ акселерации; создание «точек подключения» студенческого сообщества к менторству и финансированию

Высшее образование (вузы)

Другие организации и институты

Малые и средние предприятия, предприниматели Сотрудничество с новыми предпринимательскими проектами, появление новых поставщиков, вложение средств, менторство Участие в системе обучения предпринимательству, созданию инфраструктуры, налаживание партнерства с потенциальными предпринимателями, организация подключения потенциальных предпринимателей к программам поддержки

Институты развития бизнеса (центры поддержки предпринимательства, технопарки) Развитие МСП в стране, регионе, муниципальном образовании; эффективное использование средств государственной поддержки предпринимательства

Операторы цифровых технологий, инфраструктуры Продуктивное использование имеющихся возможностей и технологий, получение положительного экономического эффекта Предоставление доступа, поставки цифровой техники, программных продуктов

Крупные индустриальные партнеры Создание единых цепочек создания ценности, компенсация дефицитов, разработка продукта для тиражирования на мощностях индустриального партнера Спонсорство, содействие развитию цифровой инфраструктуры, формирование заказа на новые разработки и продукты

После этого можно переходить к определению конкретного дидактического содержания образовательных модулей, включая те предпринимательские компетенции, которые должны быть сформированы у обучающихся, дидактические единицы, содержание новых элементов образовательных программ, конкретные приемы и технологии (например, кейс-стади, деловые игры, учебное проектирование и др.). Реализация конкретных элементов обучения предпринимательству должна быть сбалансированной с точки зрения соотношения между традиционными очными занятиями (в классе, аудитории) и новыми дистанционными, цифровыми формами (вебинар, компьютерная симуляция), имеющими определенные ограничения.

Возвращаясь к формированию непосредственно цифровой среды в обучении предпринимательству, следует отметить, что соответствующие технологии довольно дороги сами по себе, кроме того, в условиях санкций часть техники и программного обеспечения является малодоступной для

образовательных организаций. В данном случае кластер, действуя по модели «совместных закупок», характерной для современной цифровой экономики, способен приобретать современные технологии и программы.

При этом целесообразно использовать различные формы коллективного пользования («уберизация»). Например, технология пула позволяет использовать сложные дорогостоящие активы без приобретения их в собственность путем взноса за использование машинного времени или вычислительной мощности. Такой метод обеспечивает доступность для участников вычислительного кластера высокопроизводительных бизнес-симуляторов, технологий дополненной реальности для повышения эффективности обучения предпринимательству. Разумеется, это не единственная модель кластерного взаимодействия для подготовки подростков, молодежи к тому, чтобы изменить отечественное предпринимательство к лучшему.

Проведенное исследование показывает, что стратегические сдвиги в экономике и качестве жизни в России предполагают качественное изменение предпринимательства на основе развития талантов и компетенций действующих и потенциальных предпринимателей «со школьной скамьи». Для этого предложена модель образовательной кластеризации различных организаций, которая позволит создать цифровую среду для обучения. Также определены основные участники образовательного кластера, уточнены их интересы и функции.

Список литературы

1. Барышников А. А., Трофимова Г. Н. Цифровое обучение русскому языку как иностранному в парадигме креативных индустрий (межкультурная специфика) // Русский язык за рубежом. - 2021. - № 6. - С. 15-20.

2. Бессонов И. С. Анализ деятельности и оценка малых предприятий Приволжского федерального округа // Регионалистика. - 2020. - Т. 7, № 4. -С. 62-78.

3. Мухаметшин Р. Р Электронное, цифровое, дистанционное, смешанное обучение - терминологический анализ // Библиотековедение. - 2022. - Т. 71, № 1. - С. 103-111.

4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 20.05.2023).

5. Орехова С.В., Кислицын Е.В. Совокупная производительность факторов в промышленности России: малые vs крупные предприятия // Journal of New Economy. - 2019. - Т. 20, № 2. - С. 127-144.

6. Пиньковецкая Ю.С. Влияние предпринимательского капитала региона на деятельность малых предприятий // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. - 2019. - № 3. - С. 119-131.

7. Развитие промышленного сектора и поддержка предпринимателей: поручения Президента РФ по итогам ПМЭФ-2022 // Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/news/1556230/ (дата обращения: 20.05.2023).

8. Сказочкин А.В. О состоянии инновационной деятельности малых предприятий в России // Управление наукой: теория и практика. - 2021. - Т. 3, № 3. - С. 61-83.

9. Lindstrom D.L., Schmidt-Crawford D., Thompson A.D. Flexible but languishing: What we've learned about virtual working and learning // Journal of Digital Learning in Teacher Education. - 2021. - Vol. 37, № 3. - P. 150-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.