Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СУБЪЕКТОВ МСП'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СУБЪЕКТОВ МСП Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ / ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурунян Т.В.

В статье проводится анализ формальных и неформальных барьеров цифровой трансформации малого и среднего предпринимательства для определения направлений их преодоления. В качестве эмпирической базы исследования представлены результаты анкетного опроса субъектов малого и среднего предпринимательства и экспертов - представителей государственной власти, научного сообщества, ассоциаций предпринимателей. Выявляются институциональные барьеры в сфере внешней и внутренней среды бизнеса. Подчеркивается значимость неформальных барьеров, лежащих в социальной и культурной сферах. Делается акцент на институциональных барьерах, связанных с недостаточной разработкой законодательства в сфере информационно-цифровой безопасности. Рассматриваются выгоды цифровой трансформации для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование «цифрового партнерства» с крупным бизнесов. Одновременно определяются и риски «цифрового партнёрства». Делается вывод о необходимости разработки Концепции цифровой трансформации малого и среднего предпринимательства для устранения институциональных барьеров и дальнейшему переходу к цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL BARRIERS TO DIGITAL TRANSFORMATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The article analyzes the formal and informal barriers to the digital transformation of small and medium-sized businesses in order to determine the directions for overcoming them. As an empirical basis for the study, the results of a questionnaire survey of small and medium-sized businesses and experts - representatives of government, the scientific community, associations of entrepreneurs are presented. Institutional barriers in the field of external and internal business environment are identified. The importance of informal barriers that lie in the social and cultural spheres is emphasized. Emphasis is placed on institutional barriers associated with insufficient development of legislation in the field of information and digital security. The benefits of digital transformation for small and medium-sized businesses, including the formation of a "digital partnership" with large businesses, are considered. At the same time, the risks of "digital partnership" are also determined. It is concluded that it is necessary to develop the concept of digital transformation of small and medium-sized businesses to eliminate institutional barriers and further transition to digital transformation.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СУБЪЕКТОВ МСП»

Институциональные барьеры цифровой трансформации субъектов МСП

Гурунян Татьяна Валентиновна

канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и инвестиций Сибирского института управления-филиала РАНХиГС, taniagur64@mail.ru

В статье проводится анализ формальных и неформальных барьеров цифровой трансформации малого и среднего предпринимательства для определения направлений их преодоления. В качестве эмпирической базы исследования представлены результаты анкетного опроса субъектов малого и среднего предпринимательства и экспертов - представителей государственной власти, научного сообщества, ассоциаций предпринимателей. Выявляются институциональные барьеры в сфере внешней и внутренней среды бизнеса. Подчеркивается значимость неформальных барьеров, лежащих в социальной и культурной сферах. Делается акцент на институциональных барьерах, связанных с недостаточной разработкой законодательства в сфере информационно-цифровой безопасности. Рассматриваются выгоды цифровой трансформации для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование «цифрового партнерства» с крупным бизнесов. Одновременно определяются и риски «цифрового партнёрства». Делается вывод о необходимости разработки Концепции цифровой трансформации малого и среднего предпринимательства для устранения институциональных барьеров и дальнейшему переходу к цифровой трансформации.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, цифровая трансформация, институциональные барьеры, информационно-цифровая безопасность, цифровое партнерство, концепция

Исследование проводится в рамках работы (НИР) «Институциональное регулирование цифровой трансформации малого и среднего предпринимательства» по внутреннему гранту в Сибирском институте управления-филиале РАНХиГС в 2022 году

Цифровая трансформация сектора малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) - необходимое условие конкурентоспособности и поддержания экономической безопасности страны в условиях внешних шо-ков. МСП обеспечивает занятость, особенно социально незащищенных слоев населения, гибко меняет стратегию для насыщения рынка товарами и услугами в новом экономическом контуре, формирует конкурентную среду. Цифровая трансформация - это возможность для субъектов МСП оставаться финансово-устойчивыми, конкурентоспособными, и выполнять важные институциональные задачи [1, 2, 5]. По уровню цифровой трансформации бизнеса наша страна пока отстает от многих технологически развитых и быстроразвиваю-щихся стран. Поэтому определение институциональных барьеров цифровой трансформации МСП стало одной из задач НИР «Институциональное регулирование цифровой трансформации малого и среднего предпринимательства» по внутреннему гранту в Сибирском институте управления-филиале РАНХиГС. Применялся метод анкетного опроса субъектов МСП и экспертов. В Новосибирской области респондентами выступили 278 предпринимателей (репрезентативное количество опрошенных по отношению к генеральной совокупности). Предприниматели отвечали на вопросы анкеты в Google-форме, размещенной на порталах Центра «Мой бизнес», в социальных сетях структур поддержки предпринимательства, на сайтах администраций муниципальных образований Новосибирской области. Так же реали-зовывалось анкетирование предпринимателей оффлайн в рамках заседаний Совета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства мэрии г. Новосибирске в 2021-2022 г.г., на Форуме креативных индустрий, организованном Министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, Новосибирским отделением «ОПОРА РОССИИ» в сентябре 2022 года. В рамках НИР приняли участие в качестве экспертов представители органов исполнительной власти, ответственных за инновационную политику, политику поддержки предпринимательства, эксперты научного сообщества, проводящие исследования в сфере цифровой экономики и инно-ватики, руководители предпринимательских ассоциаций, руководители компаний МСП.

Термин «барьер» в институциональной теории впервые прозвучал в труде Б. Мильнера. По Б. Мильнеру, барьер - это характерный признак институтов, «разработанные людьми ограничения». В современной экономической литературе проводится широкий анализ административных барьеров. Под административными барьерами понимаются препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности [4]. Административные барьеры создаются отдельными должностными лицами органов государственной власти или общей системой регулирования предпринимательской деятельности (коррупция, высо-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

Сл>

со см о см

0 ш Ш

1

и

<

00

0

1 I

кая степень контроля над бизнесом, сложность регистрации, лицензирования, и др.). Административные барьеры рассматриваются в качестве формальных институциональных барьеров. Неформальные институциональные барьеры, противодействующие цифровой трансформации, формируются в сфере человеческого капитала и неформальной экономики, традиций и культуры.

Цифровая трансформация субъектов МСП затруднена рядом институциональных барьеров. По результатам исследования, среди наиболее значимых институциональных барьеров в деятельности предпринимателей для цифровой трансформации - нехватка финансовых и инвестиционных ресурсов (рис. 1). Существуют барьеры в использовании МСП финансовых институтов развития, определяемые нормативными рамками и условиями предоставления поддержки. Так, микрофинансирование рассчитано на возврат заемных средств в короткие сроки. Это очень рискованно для мСп сельских поселений и малых городов, имеющих низкий среднедушевой доход населения. Развитие деятельности МСП затруднено «провалами» финансовых институтов.

Институциональные барьеры в сфере человеческого капитала имеют определяющее значение для цифровой трансформации, по мнению большинства респондентов. Несформированность цифровых компетенций сотрудников указывают в качестве барьера цифровой трансформации бизнеса 75% респондентов. Требуются и дополнительные кадры в сфере цифровых технологий. Значимую роль в противодействии цифровиза-ции и последующей цифровой трансформации играют и другие неформальные факторы, например, внутреннее

сопротивление в компании, страх изменений. Бог.......-

роль в возникновении таких барьеров имеет инф ционная ассиметрия и неполнота информации, ко заключается в недостаточной осведомленности о дах цифровой трансформации. В этих условиях I обостриться проблема оппортунистического пове, сотрудников компании (нарушение принципов де этики и договоренностей). В результате, повыш транзакционные издержки, резко снижает эфф| ность предпринимательской деятельности.

Около 45% предпринимателей указывают на статок технического сопровождения как барьера ровой трансформации. Чуть меньшее количестЕ спондентов в качестве барьера видят отсутствие и структуры.

Обратимся к мнениям предпринимателей по п разработанности законодательства в сфере информационно-цифровой безопасности (рис.2). По мнению респондентов и экспертов НИР, законодательство сфере информационно-цифровой безопасности требует значительной доработки. Чуть меньше четверти респондентов считает законодательство полностью разработанным. 39% опрошенных указывают, что законодательство разработано недостаточно, отсутствует нормативное регулирование многих вопросов. Например, вопрос о необходимости признания средством индивидуализации доменного имени. По мнению 28-ми % процентов предпринимателей, законодательство в целом разработано, но отсутствует нормативное регулирование некоторых вопросов.

Нехватка финансовых и инвестиционных ресурсов

Нехватка квалифицированных кадров в сфере...

Несформированность цифровых компетенций сотрудников

Внутреннее сопротивление цифровизации в компании, страх изменений

Недостаток технического сопрововдения

Отсутствие 1нфраструктуры

10% 20% 30%

Рисунок 1. - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Оцените, пожалуйста, барьеры цифровой трансформации бизнеса»

Субъекты МСП указывают на остутсвие четких определений, терминологии в сфере информационной безопасности. Некоторые предприниматели обращают внимание на незащищенность авторских прав при онлайн-тренингах, семинарах.

Эксперты НИР определяют финансовые барьеры и «провалы» финансовых институтов развития как очень значимые, особенно в условиях внешних шоков: «Предположим, что у компании есть стратегическое видение и выделенные на это средства, но в условиях постоянной необходимости адаптироваться к внешним изменениям, компания оставляет фокус на цифровую трансформацию до лучших времен и перенаправляет бюджет на покрытие основных затрат компании в условиях неста-

^М ПЬ иАМ Л^ЛТ-ЗУАШПЛ ио ПЬ1и1ГО\\

Полностью разработано, % 40

Затрудняюсь ответить, %

Не защищено авторское право

при онлайн тренинга:-:, семинара*:, образовательные технологии, %

35 30

25

о целом разработано, но отсутствует нормативное

регулирование некоторых БСПрЭСОВ,%

Разработано недостаточно,. □Фсутгте ует нормативное регулировате мнетп* вопросов * %

ОГ£уТ£Тйие четких

терминологии Б поле

информационной информации., %

Рисунок 2. - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Достаточно ли, по Вашему мнению, разработано законодательство в сфере информационно-цифровой безопасности?»

Некоторые эксперты считают, что цифровая трансформация доступна только финансово устойчивым компания МСП с высоким доходом: «цифровая трансформация может потребовать больших финансовых вложений, которых у компании может не быть, так как это дополнительно выделяемый бюджет из оборота компании на развитие бизнеса. Особенно, если учесть, что срок окупаемости этих вложений неоднозначен. Получается, что к цифровой трансформации может прийти только успешный стабильный бизнес». Делается акцент на не-

достаток финансовой поддержки со стороны государства: «Отсутствие "бонусов", поблажек для компаний, которые используют цифровые сервисы, иными словами бизнес не мотивирован со стороны гос. услуг» (мнение представителя бизнеса).

Эксперты подчеркивают недостаточную разработанность законодательства в цифровой сфере, например: «Нет подготовленной законодательной базы, к примеру, часть строительных компаний по-прежнему подают в "бумажном" виде сделки по недвижимости в Росреестр». Представители бизнеса отмечают наличие административных барьеров, высокий уровень бюрократии, регуляторные ограничения на внедрение программных решений (например, в медицине).

Эксперты единодушны во мнении, что существуют барьеры цифровой трансформации со стороны бизнес-среды и технологической среды. Например, монополизм цифровых платформ, слабое институциональное подкрепление. Но надо преодолевать барьеры и во внутренней среде бизнеса. В качестве барьеров в сфере менеджмента названы: «отсутствие стратегического видения», «необходимость зрелого менеджмента как на высшем уровне руководства, так и на уровне линейного менеджмента». так как менеджмент должен транслировать нововведения сотрудникам и готовить их к предстоящим изменениям. Как минимум у людей на всех уровнях не должно быть страха "Совершить ошибку"».

В фокусе внимание всех экспертов неформальные барьеры. Речь идет о барьерах социального, культурного характера, недостаточном развитии цифровых компетенций, цифровой культуры. Важный барьер цифровой трансформации бизнеса - дефицит квалифицированных кадров: «Необходимы новые знания нормативно-правовой базы управления в цифровой среде, новые знания цифровой экономики (другая терминология, другое ценообразование, другие свойства цифровых продуктов, другая среда коммуникации сотрудников и пр.)». Решающее значение имеют и социально-психологические барьеры: «Сопротивление руководителей изменениям», «Страх руководителей и собственников компаний потерять/открыть/описать все бизнес-процессы компании», «Отсутствие заинтересованности предприятий ко внедрению программных продуктов». Эксперты сферы бизнеса отмечают, что «Развитие стартапов достаточно активно, но трансфера технологий не происходит, крупный бизнес не хочет идти на риски. Стимулы и защита слабо интегрированы в бизнес-интересы компаний». Эксперты отмечают присутствие некоторых социальных барьеров: « невысокий уровень образования в МСП, отсутствие личных мотиваций, нигилизм, страхи и консерватизм». Преодолеть неформальные барьеры часто значительно сложнее, чем формальные. Необходима система обучения для перехода к цифровой трансформации, которая объединяет развитие цифровых компетенций, цифровой культуры, «мягкие навыки» в сфере цифровизациии, в том числе умение быстро адаптироваться и принимать решения в условиях изменений.

Отметим, что теневая экономика представляет собой институциональный барьер цифровой трансформации. Можно сказать, что теневая экономика и цифровая трансформация бизнеса - понятия несовместимые. Цифровые технологии позволяют делать прозрачными многие хозяйственные и финансовые операции.

Рассмотрим, как субъекты МСП оценивают выгоды цифровизации и последующей цифровой трансформации для деятельности своей компании и поддержания конкурентоспособности. Предприниматели понимают, что цифровая трпнсформация снизит финансовые и временные издержки ведения бизнеса, позволит охватить большую долю рынка. Около половины респондентов указывают, что сокращаются издержки на разработку и время выхода новых решений на рынок, это основное преимущество цифровизации (рис.3).

Поэтому у части компаний увеличивается маржинальность (прибыльность) продуктов и услуг. К сожалению, предприниматели не видят в качестве позитивного изменения государственную поддержку цифровой трансформации. Для более чем 40 % респондентов очень важно, что формируется цифровая культура сотрудников, которая представляет собой основу для прохождения всех этапов цифровой трансформации, и дальнейшего развития. 22% респондентов отмечают, что происходит трансформация продуктовой модели бизнеса в сервисную. Пятая часть субъектов МСП указывает, что клиент активно вовлекается в жизненный цикл продукта в рамках платформенной бизнес-модели. Около 20% предпринимателей делают акцент на том, что в процессе цифровизации развивается «цифровое партнерство» в рамках кооперации крупного бизнеса и МСП (рис.3).

Цифровая трансформация открыла новую возможность для субъектов МСП - «цифровое партнерство» с крупными компаниями, использующими передовые цифровые технологии.

Сокращаются издержки на разработку и время выхода новых решений на рынок, %

Без изменений. %.

Компания получает поддержку «цифровой

трансформации*' со стороны государства, %

Развивается *цифрово< партнерство» в рамках кооперации крупного бизнеса и МСП,...

Увеличивается питализация компании

Растет маржинальность (прибыльность) продуктов и услуг, %

Происходит трансформация продуктовой модели ведения бизнеса а..

Формируется «цт культура* сотрудников

Клиент активно влекается в жизненный

Рисунок 3 - Распределение ответов респондентов на вопрос:

«Какие изменения в деятельности компании произошли благодаря цифровизации?»

Выгода «цифрового партнерства» для субъектов МСП заключается, прежде всего в том, что при объединении инфраструктур (или отдельных элементов) партнеров создаются совершенно новые или более продвинутые продукты и услуги: «Это позволяет не тратить ресурсы и время на создание необходимой инфраструктуры внутри, а привлечь партнера, с которым можно существенно ускорить процесс запуска продукта на рынок». «Цифровое партнерство» реализуется в рамках производственных и инновационных кластеров и «полюсов конкурентоспособности», также научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ). «Полюс конкурентоспособности» объединяет в пределах территории

X X

о

го

>

X

го гп

о

го о го

со

fO CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

предприятия любых размеров, исследовательские лаборатории и учебные заведения для развития синергетики и отношений сотрудничества. Могут привлекаться и другие партнеры, например, государственные органы, как национальные, так и местные, а также компании, предоставляющие предприятиям услуги.

Цель в том, чтобы, через синергетику и осуществляемые в сотрудничестве инновационные проекты, позволить предприятиям-партнерам занять ведущее положение в своей области как в стране, так и в мире. Научно образовательные центры (НОЦ) сегодня рассматриваются в качестве нового элемента инновационной инфраструктуры [3]. НОЦ мирового уровня - это поддерживаемое субъектом РФ объединение вузов, научных организаций с организациями реального сектора экономики, в том числе сектора МСП. Программа деятельности НОЦ разрабатывается совместно всеми участниками. Таким образом, НОЦ представляет собой систему коллаборации образования, науки и бизнеса [6]. Как структурные элементы общей территориальной инновационной сети, организации НОЦ имеют большую научную базу и опираются на прямые производственные связи, что позволяет им минимизировать затраты и использовать конкурентное преимущества перед предприятиями, не входящими в НОЦ. Это обстоятельство имеет решающее значение в случаях, если речь идет о субъектах МСП, испытывающих трудности в самостоятельном ведении бизнеса. Помимо собственно снижения затрат к преимуществам НОЦ следует отнести возможность узкой специализации входящих в них предприятий и занятия ими конкретной промышленной ниши на рынке, горизонтальную интеграцию организаций, входящих в НОЦ. Эти факторы повышают привлекательность организаций, входящих в НОЦ, для инвесторов и способствует обмену информационными ресурсами, повышению уровня цифровизации участников НОЦ. Поэтому в Новосибирской области сформирован НОЦ мирового уровня «Сибирский биотехнологический научно-образовательный центр». Предпосылки создания НОЦ такого направления заключались в наличии инновационной инфраструктуры (Академпарк, Медицинский технопарк), крупнейшего научно-образовательного комплекса (НИИ по биотехнологическим и медицинским наукам, государственный научный центр «Вектор», 22 вуза, и др.). Кроме того, в реальном секторе экономики трудится более 400 агропредприятий, более 20 организаций здравоохранения. Среди них и компании МСП агропромышленного сектора, ведущие традиционную деятельность, которые стали респондентами исследования. Именно для этих субъектов МСП особенно значимо участие в НОЦ с точки зрения цифровой трансформации.

Наряду с выгодами «цифрового партнерства» предприниматели отмечают и возможные риски цифрового партнерства, которые в основном связаны с утечкой данных и оттоком пользователей. Предприниматели опасаются, что разная культура управления и целепола-гания, несовпадение бизнес-моделей и возможный конфликт интересов на следующих стадиях развития партнерства приведет к торможению цифровой трансформации. По мнению респондентов, возможны угрозы и в сфере информационной безопасности.

Проведенный анализ позволил определить формальные и неформальные барьеры цифровой трансформации МСП. Можно констатировать, что существуют

серьезные ограничения цифровой трансформации, связанные с недостатком финасовых ресурсов и «провалами» финансовых институтов развития. Есть мнение, что цифровая трансформация доступна только самым успешным субъектам МСП, у остальных все финансовые ресурсы тратятся на «выживание» в условиях внешних шоков. Неразвитое законодательство и административные барьеры, регуляторные ограничения на внедрение программных продуктов тормозит цифровую трансформацию бизнеса по мнению респондентов и экспертов НИР. Барьеры бизнес-среды и технологической среды заключаются в монополизме цифровых платформ, отсталой технической базе отечественных решений, неотрегулированности некоторых вопросов кибер-безопасности, и другое. Цифровая трансформация предъявляет особые требования к внутренней среде компаний МСП, необходимо изменение менеджмента. Цифровая трансформация МСП возможна только при преодолении неформальных барьеров социального, культурного характера, формировании цифровых компетенций и цифровой культуры. Отмечается, что у сто-рудников и даже руководителей компаний МСП присутствует «страх изменений», что может привести к оппортунистическому поведению. Респонденты НИР самым значимым преимуществом цифровой трансформации считают увеличение прибыльности компании, формирование цифровой культуры сотрудников. Для многих субъектов МСП важно, что цифровая трансформация дает импульс «цифровому партнерству» с крупныи бизнесом в рамках кластеров и НОЦ мирового уровня. Но предприниматели указывают и на возможные риски «цифрового партнерства».

Для преодоления институциональных барьеров цифровой трансформации МСП необходимо определить цифровые права предпринимателей (равный доступ к цифровой инфраструктуре, цифровым технологиям (рекомендации ООН); разработать пакеты универсальных (стандартных) цифровых услуг для бизнеса. Предлагается разработать и утвердить Концепцию цифровой трансформации МСП для устранения институциональных и других барьеров, создания соответствующих условий, стимулов, мотиваций, требований для использования цифровых технологий бизнесом. В Концепции должны быть устоновлены цели, задачи, приоритеты и принципы институционального регулирования цифровой трансформации МСП, рассмотрены проблемы и барьеры цифровой трансформации. На основе исследований и опыта зарубежных стран и регионов РФ необходимо обосновать основные направления институционального регулирования цифровой трансформации МСП, и механизмы реализации Концепции.

Концепция цифровой трансформации МСП станет основой «прорыва» для развития МСП для обеспечения устойчивости и развития этого ключевого сектора экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Галимбекова, А. Г. Цифровая трансформация российского бизнеса в условиях санкционной политики: новые вызовы и проблемы/А. Г. Галимбекова//Цифровая наука. - 2022. - № 4. - С. 4-10. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49290167 (дата обращения: 29.11.2022). - Режим доступа: науч.-электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.

2. Ватутина, Л. А. Цифровизация и цифровая трансформация бизнеса: современные вызовы и тенденции /

Л. А. Ватутина, Е. Ю. Злобина, Е. Б. Хоменко // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. -2021 -Т.31,№4-С.545-551 -URL

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46407441 (дата обращения: 03.11.2022). - Режим доступа: науч.-электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.

3. Гурунян Т.В. Научно-образовательные центры: возможности для малого и среднего предпринимательства// Инвестиционная политика, инвестиции и предпринимательство в контексте современных вызовов и ограничений (памяти В. И. Огородникова): материалы Все-рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Новосибирск, 1 декабря 2020 г.) / под науч. ред. Т.В. Гурунян. -Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2021. С. 5-8.

4. Мильнер, Б. З. Предисловие к работе Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики»/Б. З. Мильнер. - М.: Начала. 1997.

5. Позмогов, А. И. Цифровая трансформация российского бизнеса: монография / А. И. Позмогов, И. Э. Гер-гиев, Н. А. Мардеян [и др.]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Владикавказский филиал; под редакцией А. И. Позмо-гова. - Москва: Русайнс, 2021. - 455 с.

6. Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 №537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики».

Institutional barriers to digital transformation of small and medium-sized businesses

Gurunyan ^V.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The article analyzes the formal and informal barriers to the digital transformation of small and medium-sized businesses in order to determine the directions for overcoming them. As an empirical basis for the study, the results of a questionnaire survey of small and medium-sized businesses and experts - representatives of government, the scientific community, associations of entrepreneurs are presented. Institutional barriers in the field of external and internal business environment are identified. The importance of informal barriers that lie in the social and cultural spheres is emphasized. Emphasis is placed on institutional barriers associated with insufficient development of legislation in the field of information and digital security. The benefits of digital transformation for small and medium-sized businesses, including the formation of a "digital partnership" with large businesses, are considered. At the same time, the risks of "digital partnership" are also determined. It is concluded that it is necessary to develop the concept of digital transformation of small and medium-sized businesses to eliminate institutional barriers and further transition to digital transformation.

Keywords: small and medium-sized businesses, digital transformation, institutional barriers, information and digital security, digital partnership, concept

References

1. Galimbekova, A. G. Digital transformation of Russian business in the

context of the sanctions policy: new challenges and problems / A. G. Galimbekova//Digital Science. - 2022. - No. 4. - P. 4-10. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49290167 (date of access: 11/29/2022). - Access mode: scientific-electronic. eLibrary.ru library, authorization required.

2. Vatutina, L. A. Digitalization and digital transformation of business: modern

challenges and trends / L. A. Vatutina, E. Yu. Zlobina, E. B. Khomenko // Bulletin of the Udmurt University. Series Economics and Law. - 2021.-T.31, No. 4.-C.545-551.-URL:

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46407441 (date of access: 03.11.2022). - Access mode: scientific-electronic. eLibrary.ru library, authorization required.

3. Gurunyan T.V. Research and Education Centers: Opportunities for Small

and Medium Enterprises // Investment Policy, Investments and Entrepreneurship in the Context of Modern Challenges and Limitations (in memory of V.I. Ogorodnikov): materials of the All-Russia. scientific-practical. conf. with international participation (Novosibirsk, December 1, 2020) / under scientific. ed. T.V. Gurunyan. - Novosibirsk: SibAGS Publishing House, 2021. P. 5-8.

4. Milner, B. Z. Preface to the work of D. North "Institutions, institutional

changes and the functioning of the economy" / B. Z. Milner. - M .: Beginning. 1997.

5. Pozmogov, A. I. Digital transformation of Russian business: monograph /

A. I. Pozmogov, I. E. Gergiev, N. A. Mardeyan [et al.]; Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladikavkaz branch; edited by A. I. Pozmogov. - Moscow: Rusajns, 2021. - 455 p.

6. Decree of the Government of the Russian Federation of April 30, 2019 No.

537 "On measures of state support for world-class scientific and educational centers based on the integration of educational organizations of higher education and scientific organizations and their cooperation with organizations operating in the real sector of the economy."

X X О го А С.

X

го m

о

м о м

CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.