Научная статья на тему 'Формирование цифровой образовательной среды в современных условиях'

Формирование цифровой образовательной среды в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Ключевые слова
цифровое образование / цифровая трансформация / информационно-коммуникационные технологии / digital education / digital transformation / information and communication technologies

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семёнова А.Н., Чагарова А.Б., Смаккуева А.К., Батдыева А.А., Чегемлиева А.М.

Активное развитие цифровых технологий и их внедрение во все сферы жизнедеятельности человека порождает новую социальную реальность, виды деятельности и способы коммуникации в условиях цифрового пространства. Цифровые технологии сегодня приобрели статус востребованных инструментов современного образовательного процесса. Цифровой поворот в образовании – новая стадия развития образовательных и учебных практик, определяющая тенденции современного процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Семёнова А.Н., Чагарова А.Б., Смаккуева А.К., Батдыева А.А., Чегемлиева А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a digital educational environment in modern conditions

The active development of digital technologies and their introduction into all spheres of human activity generates a new social reality, types of activities and ways of communication in the digital space. Digital technologies have acquired the status of demanded tools of the modern educational process today. The digital turn in education is a new stage in the development of educational and training practices, which determines the trends of the modern learning process.

Текст научной работы на тему «Формирование цифровой образовательной среды в современных условиях»

Семёнова А.Н.

Старший преподаватель кафедры общей информатики.

Северо-Кавказская государственная академия.

Чагарова А.Б.

Обучающийся2 курса направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Северо-Кавказская государственная академия.

Смаккуева А.К.

Обучающийся 2 курса направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Северо-Кавказская государственная академия.

Батдыева А.А.

Обучающийся 2 курса направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Северо-Кавказская государственная академия.

Чегемлиева А.М.

Обучающийся 2 курса направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Северо-Кавказская государственная академия.

Формирование цифровой образовательной среды в современных условиях

Единого толкования термина «цифровое образование», несмотря на его широкое распространение и использование, нет. В научных работах и статьях термин «цифровое образование» часто описывает следующие виды образовательной деятельности: обучение в формате e-learшng, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, обучение при помощи информационных и электронных технологий [1, с. 2]. по мере интенсивного развития Интернета растет потребность в системах электронного обучения для академического обучения и корпоративных тренингов как во всем мире, так и в России. Исследователи отмечают, что одной из первых на этом рынке заявила о себе группа компаний «Компетен-тум». Среди заказчиков решений e-Leaming — более 200 компаний и организаций по всему миру, в том числе Министерство науки и высшего образования РФ, ведущие мировые провайдеры продуктов и услуг электронного обучения, крупнейшие российские компании, такие как «Северсталь», «ВымпелКом», «Росгосстрах» и др. За 22 года работы «Компетентум» реализовал более 300 проектов, создал более

Альманах Крым. Экономика, инновации №39 2023

1,5 млн различных образовательных продуктов и программ [2, с. 101].

Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии, базирующейся на определенных основных принципах: интерактивном (диалоговом) режиме работы с компьютером; интегрированности с другими программными продуктами; гибкости процесса изменения данных и постановок задач. В качестве инструментария информационной технологии используются такие распространенные виды программных продуктов, как: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения. Одна из важнейших целей создания системы образовательных порталов - это формирование с участием специалистов профессиональной зоны и механизмов поиска качественной образовательной информации [3, с. 37]. Информационно-коммуникационные технологии оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем их внедрение в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые, связанные с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации, с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа; электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети; информационно-поисковые и информационно-справочные системы и т.п.

Рассматривая возможности и направления использования информационных технологий в современном образовании исследователи выделяют: во-первых, создание и развитие информационного пространства; во-вторых, использование мультимедиа и интерактивной доски, имеющей важное значение для повышения уровня усвоения нового материала, применение средств мультимедиа; в-третьих, дистанционное обучение; в-четвертых, использование цифровых образовательных ресурсов (полноценное применение новых педагогических инструментов; создание индивидуальной образовательной траектории обучающегося; возможность построения авторского учебного курса педагогом; стимулирование учебной мотивации обучающихся; повышения качества и устранения пробелов в знаниях), являющимися важнейшей составляющей деятельности современного преподавателя; в-пятых, применение компьютерных

тренажеров и виртуальных лабораторных работ, предоставляющих возможность в учебной аудитории с помощью современного технического обеспечения смоделировать производственную ситуации или технологический процесс; в-шестых, использование компьютерных технологий при контроле знаний, позволяющих реализовы-вать более эффективную технологию контроля знаний в процессе обучения студентов и предоставляющих возможность преподавателю сократить время на проверку тестов, контрольных работ. Важное место в формировании цифровой образовательной среды занимает государственная информационная политика определяющая наиболее важные направления деятельности федеральных и региональных органов власти в сфере изменения нормативно-правой базы, в целях регулирования механизмов информационных отношений и обеспечения правового равенства всех участников взаимодействия в информационной области; в закреплении порядка обязанностей по защите интересов государства в информационной сфере; в соблюдении законности и баланса интересов личности, общества и государства в области информации и образования; в публичности при осуществлении целей; в преимущественном обновлении отечественных информационных, телекоммуникационных технологий, их подключения к глобальным информационным сетям; в обеспечении безопасности государства при формировании, использовании, защите информационных систем и используемой информации, обеспечения информационной безопасности.

В настоящее время наблюдается распространение определенных тенденций, характерных для мирового опыта цифровой трансформации образования, среди которых: активное применение цифровых устройств и цифровых педагогических технологий; обучение с помощью дополненной (симуляторы, тренажеры, биометрические датчики и т. д.), виртуальной и смешанной реальности; геймифика-ция образования (создание и внедрение учебных игр); применение искусственного интеллекта; проведение учебно-исследовательской работы в среде виртуальной лаборатории; проведение видеоконфе-ренцсвязи, использование социальных сетей, сетевых проектов для организации цифрового взаимодействия и коммуникации; использование облачных баз знаний (в том числе блокчейн); персонализа-ция обучения и др. [4, с. 72].

Цифровая трансформация образования призвана обеспечить достижение каждым обучаемым необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровых технологий,

Альманах Крым. Экономика, инновации №39 2023

включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды [5, с. 9]. Курс развития на инновации включает ряд направлений. Одно из них — формирование инновационного человека и компетенций инновационной деятельности. Развитие этого направления связано с совершенствованием системы высшего и дополнительного профессионального образования, введением образовательных программ, ориентированных на развитие предпринимательских и практических навыков у обучающихся, а также навыков по продвижению научных разработок и венчурному инвестированию у специалистов, с адресной поддержкой талантливой молодежи и молодых ученых.

Цифровая эпоха требует от современного человека владения критическим мышлением, инициативностью, креативностью, способностью решать нестандартные задачи, готовностью к сотрудничеству и продуктивному межличностному взаимодействию, способностью к самообразованию на протяжении всей жизни, а также цифровой грамотностью и цифровой самоидентификацией для полноценного и осмысленного использования цифровых инструментов, источников и сервисов в своей работе и повседневной жизни [6, с. 20].

А.М. Носонов пишет о том, что среди секторов рынка информационных продуктов и услуг выделяются услуги образования, включающие все формы и ступени образования: дошкольное, специальное, среднее, непрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку [7, с. 7]. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр. В современных условиях приоритетным направлением использования информационно-коммуникационных технологий является научно-исследовательская и обзорно-аналитическая деятельности крупнейших информационных компаний, располагающих собственными, органично встроенными в структуру организации мирового уровня банками данных.

Для дальнейшего совершенствования цифрового образования необходим глобальный подход с учетом как открывающихся перспектив, так и имеющихся рисков. Способствовать реализации основных задач цифрового образования должны не только отдельные учебные учреждения, педагоги, компании и их сотрудники, но и сами обучающиеся, родители, общественность.

Библиографический список:

1. Чумаков Д.А., Болотина М.А. Цифровое образование на современном этапе: перспективы и проблемы // Вестник молодежной науки. 2021. № 1 (28). С. 2.

2. Потеряева О.Б., Третьяк Н.В. Особенности инновационного развития Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. 2016. № 6 (388). Вып. 53. С. 97-105.

3. Гурфова Р.В., Шумахова К.С. Развитие информационного общества в России // Научные известия. 2019. № 15. С. 36-39.

4. Жигалова О.П. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации общества // Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. 2019. Т. 14. № 2. С. 69-74.

5. Сергеева Е.В., Чандра М.Ю. Тенденции цифровой трансформации общего образования: мониторинг мнений педагогов и руководителей образовательных организаций // Известия ВГПУ. 2020. № 8 (151). С. 9-15.

6. Куприяновский В.П., Сухомлин В.А., Добрынин А.П. [и др.]. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // International Journal. 15 педагогические НАУКИ nal of Open Information Technologies. 2017. Том 5. № 1. С. 19-25.

7. Носонов А.М. Типология уровня развития информационного общества в России // Современные проблемы территориального развития. 2017. № 1. С. 7.

References

1. Chumakov D.A., Bolotina M.A. Digital education at the present stage: prospects and problems // Bulletin of youth science. 2021. № 1 (28). P. 2.

2. Poteryayeva O.B., Tretyak N.V. Features of innovative development of the Russian Federation // Bulletin of Chelyabinsk State University. Economic Sciences. 2016. № 6 (388). Vol. 53. P. 97-105.

3. Gurfova R.V., Shumakhova K.S. Development of the information society in Russia // Scientific news. 2019. № 15. P. 36-39.

4. Zhigalova O.P. Formation of the educational environment in the conditions of digital transformation of society // Uch. zap. Transbaikal. state un-ta. 2019. Vol. 14. № 2. P. 69-74.

5. Sergeeva E.V., Chandra M.Yu. Trends in the digital transformation of general education: monitoring the opinions of teachers and heads of educational organizations // News of the Voronezh State Pedagogical University. 2020. № 8 (151). P. 9-15.

6. Kupriyanovsky V.P., Sukhomlin V.A., Dobrynin A.P. [and etc.]. Skills in the digital economy and challenges of the education system // International Journal. 15 pedagogical SCIENCES nal of Open Information Technologies. 2017. Volume 5. № 1. P. 19-25.

7. Nosonov A.M. Typology of the level of development of the information society in Russia // Modern problems of territorial development. 2017. № 1. P. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.