Семёнова А.Н.
Старший преподаватель кафедры общей информатики.
Северо-Кавказская государственная академия.
Чагарова А.Б.
Обучающийся2 курса направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Северо-Кавказская государственная академия.
Смаккуева А.К.
Обучающийся 2 курса направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Северо-Кавказская государственная академия.
Батдыева А.А.
Обучающийся 2 курса направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Северо-Кавказская государственная академия.
Чегемлиева А.М.
Обучающийся 2 курса направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Северо-Кавказская государственная академия.
Формирование цифровой образовательной среды в современных условиях
Единого толкования термина «цифровое образование», несмотря на его широкое распространение и использование, нет. В научных работах и статьях термин «цифровое образование» часто описывает следующие виды образовательной деятельности: обучение в формате e-learшng, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, обучение при помощи информационных и электронных технологий [1, с. 2]. по мере интенсивного развития Интернета растет потребность в системах электронного обучения для академического обучения и корпоративных тренингов как во всем мире, так и в России. Исследователи отмечают, что одной из первых на этом рынке заявила о себе группа компаний «Компетен-тум». Среди заказчиков решений e-Leaming — более 200 компаний и организаций по всему миру, в том числе Министерство науки и высшего образования РФ, ведущие мировые провайдеры продуктов и услуг электронного обучения, крупнейшие российские компании, такие как «Северсталь», «ВымпелКом», «Росгосстрах» и др. За 22 года работы «Компетентум» реализовал более 300 проектов, создал более
Альманах Крым. Экономика, инновации №39 2023
1,5 млн различных образовательных продуктов и программ [2, с. 101].
Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии, базирующейся на определенных основных принципах: интерактивном (диалоговом) режиме работы с компьютером; интегрированности с другими программными продуктами; гибкости процесса изменения данных и постановок задач. В качестве инструментария информационной технологии используются такие распространенные виды программных продуктов, как: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения. Одна из важнейших целей создания системы образовательных порталов - это формирование с участием специалистов профессиональной зоны и механизмов поиска качественной образовательной информации [3, с. 37]. Информационно-коммуникационные технологии оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем их внедрение в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые, связанные с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации, с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа; электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети; информационно-поисковые и информационно-справочные системы и т.п.
Рассматривая возможности и направления использования информационных технологий в современном образовании исследователи выделяют: во-первых, создание и развитие информационного пространства; во-вторых, использование мультимедиа и интерактивной доски, имеющей важное значение для повышения уровня усвоения нового материала, применение средств мультимедиа; в-третьих, дистанционное обучение; в-четвертых, использование цифровых образовательных ресурсов (полноценное применение новых педагогических инструментов; создание индивидуальной образовательной траектории обучающегося; возможность построения авторского учебного курса педагогом; стимулирование учебной мотивации обучающихся; повышения качества и устранения пробелов в знаниях), являющимися важнейшей составляющей деятельности современного преподавателя; в-пятых, применение компьютерных
тренажеров и виртуальных лабораторных работ, предоставляющих возможность в учебной аудитории с помощью современного технического обеспечения смоделировать производственную ситуации или технологический процесс; в-шестых, использование компьютерных технологий при контроле знаний, позволяющих реализовы-вать более эффективную технологию контроля знаний в процессе обучения студентов и предоставляющих возможность преподавателю сократить время на проверку тестов, контрольных работ. Важное место в формировании цифровой образовательной среды занимает государственная информационная политика определяющая наиболее важные направления деятельности федеральных и региональных органов власти в сфере изменения нормативно-правой базы, в целях регулирования механизмов информационных отношений и обеспечения правового равенства всех участников взаимодействия в информационной области; в закреплении порядка обязанностей по защите интересов государства в информационной сфере; в соблюдении законности и баланса интересов личности, общества и государства в области информации и образования; в публичности при осуществлении целей; в преимущественном обновлении отечественных информационных, телекоммуникационных технологий, их подключения к глобальным информационным сетям; в обеспечении безопасности государства при формировании, использовании, защите информационных систем и используемой информации, обеспечения информационной безопасности.
В настоящее время наблюдается распространение определенных тенденций, характерных для мирового опыта цифровой трансформации образования, среди которых: активное применение цифровых устройств и цифровых педагогических технологий; обучение с помощью дополненной (симуляторы, тренажеры, биометрические датчики и т. д.), виртуальной и смешанной реальности; геймифика-ция образования (создание и внедрение учебных игр); применение искусственного интеллекта; проведение учебно-исследовательской работы в среде виртуальной лаборатории; проведение видеоконфе-ренцсвязи, использование социальных сетей, сетевых проектов для организации цифрового взаимодействия и коммуникации; использование облачных баз знаний (в том числе блокчейн); персонализа-ция обучения и др. [4, с. 72].
Цифровая трансформация образования призвана обеспечить достижение каждым обучаемым необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровых технологий,
Альманах Крым. Экономика, инновации №39 2023
включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды [5, с. 9]. Курс развития на инновации включает ряд направлений. Одно из них — формирование инновационного человека и компетенций инновационной деятельности. Развитие этого направления связано с совершенствованием системы высшего и дополнительного профессионального образования, введением образовательных программ, ориентированных на развитие предпринимательских и практических навыков у обучающихся, а также навыков по продвижению научных разработок и венчурному инвестированию у специалистов, с адресной поддержкой талантливой молодежи и молодых ученых.
Цифровая эпоха требует от современного человека владения критическим мышлением, инициативностью, креативностью, способностью решать нестандартные задачи, готовностью к сотрудничеству и продуктивному межличностному взаимодействию, способностью к самообразованию на протяжении всей жизни, а также цифровой грамотностью и цифровой самоидентификацией для полноценного и осмысленного использования цифровых инструментов, источников и сервисов в своей работе и повседневной жизни [6, с. 20].
А.М. Носонов пишет о том, что среди секторов рынка информационных продуктов и услуг выделяются услуги образования, включающие все формы и ступени образования: дошкольное, специальное, среднее, непрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку [7, с. 7]. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр. В современных условиях приоритетным направлением использования информационно-коммуникационных технологий является научно-исследовательская и обзорно-аналитическая деятельности крупнейших информационных компаний, располагающих собственными, органично встроенными в структуру организации мирового уровня банками данных.
Для дальнейшего совершенствования цифрового образования необходим глобальный подход с учетом как открывающихся перспектив, так и имеющихся рисков. Способствовать реализации основных задач цифрового образования должны не только отдельные учебные учреждения, педагоги, компании и их сотрудники, но и сами обучающиеся, родители, общественность.
Библиографический список:
1. Чумаков Д.А., Болотина М.А. Цифровое образование на современном этапе: перспективы и проблемы // Вестник молодежной науки. 2021. № 1 (28). С. 2.
2. Потеряева О.Б., Третьяк Н.В. Особенности инновационного развития Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. 2016. № 6 (388). Вып. 53. С. 97-105.
3. Гурфова Р.В., Шумахова К.С. Развитие информационного общества в России // Научные известия. 2019. № 15. С. 36-39.
4. Жигалова О.П. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации общества // Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. 2019. Т. 14. № 2. С. 69-74.
5. Сергеева Е.В., Чандра М.Ю. Тенденции цифровой трансформации общего образования: мониторинг мнений педагогов и руководителей образовательных организаций // Известия ВГПУ. 2020. № 8 (151). С. 9-15.
6. Куприяновский В.П., Сухомлин В.А., Добрынин А.П. [и др.]. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // International Journal. 15 педагогические НАУКИ nal of Open Information Technologies. 2017. Том 5. № 1. С. 19-25.
7. Носонов А.М. Типология уровня развития информационного общества в России // Современные проблемы территориального развития. 2017. № 1. С. 7.
References
1. Chumakov D.A., Bolotina M.A. Digital education at the present stage: prospects and problems // Bulletin of youth science. 2021. № 1 (28). P. 2.
2. Poteryayeva O.B., Tretyak N.V. Features of innovative development of the Russian Federation // Bulletin of Chelyabinsk State University. Economic Sciences. 2016. № 6 (388). Vol. 53. P. 97-105.
3. Gurfova R.V., Shumakhova K.S. Development of the information society in Russia // Scientific news. 2019. № 15. P. 36-39.
4. Zhigalova O.P. Formation of the educational environment in the conditions of digital transformation of society // Uch. zap. Transbaikal. state un-ta. 2019. Vol. 14. № 2. P. 69-74.
5. Sergeeva E.V., Chandra M.Yu. Trends in the digital transformation of general education: monitoring the opinions of teachers and heads of educational organizations // News of the Voronezh State Pedagogical University. 2020. № 8 (151). P. 9-15.
6. Kupriyanovsky V.P., Sukhomlin V.A., Dobrynin A.P. [and etc.]. Skills in the digital economy and challenges of the education system // International Journal. 15 pedagogical SCIENCES nal of Open Information Technologies. 2017. Volume 5. № 1. P. 19-25.
7. Nosonov A.M. Typology of the level of development of the information society in Russia // Modern problems of territorial development. 2017. № 1. P. 7.