Научная статья на тему 'Роль государственной информационной политики в развитии цифрового образования'

Роль государственной информационной политики в развитии цифрового образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
15
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная информационная политика / информационное общество / цифровое образование / цифровой образовательный контент / цифровая образовательная среда / state information policy / information society / digital education / digital educational content / digital educational environment

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Узденова Б. Х., Семенова А. Н., Боташева А. А., Махмудов А. Р., Чагарова А. Б.

Государственная информационная политика направлена на развитие информационного общества, организацию национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов, в том числе на развитие цифрового образования, сосредоточенного на распространении инновационных технологий и устройств, применяемых в обучении, внедрении цифровых технологий в учебный процесс, преобразовании методик и техники работы педагогов с обучающимися, изменение требований к самому процессу обучения и его результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Узденова Б. Х., Семенова А. Н., Боташева А. А., Махмудов А. Р., Чагарова А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the state information policy in the development of digital education

The state information policy is aimed at the development of the information society, the organization of the national digital economy, ensuring national interests and the implementation of strategic national priorities, including the development of digital education focused on the dissemination of innovative technologies and devices used in teaching, the introduction of digital technologies in the educational process, the transformation of methods and techniques of teachers’ work with students, changing requirements for the learning process itself and its results.

Текст научной работы на тему «Роль государственной информационной политики в развитии цифрового образования»

Узденова Б.Х.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей информатики. Северо-Кавказская государственная академия.

Семенова А.Н.

Старший преподаватель кафедры общей информатики. Северо-Кавказская государственная академия.

Боташева А.А.

Студент 1 курса. Северо-Кавказская государственная академия.

Махмудов А.Р.

Студент 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.

Чагарова А.Б.

Студент 1 курса. Северо-Кавказская государственная академия.

Роль государственной информационной политики в развитии цифрового образования*

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы направлена на реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, играющих главную роль в развитии информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов. В России информационное общество характеризуется широким распространением и доступностью мобильных устройств (в среднем на одного россиянина приходится два абонентских номера мобильной связи), а также беспроводных технологий, сетей связи. Наряду с задачей обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным технологиям актуальной является проблема интенсификации использования самих технологий, созданных на основе передовых знаний (нано- и биотехнологии, оптические техно-

* © Узденова Б.Х., Семенова А.Н., Боташева А.А., Махмудов А.Р., Чагарова А.Б., 2022.

логии, искусственный интеллект, альтернативные источники энергии). Развитие технологий сбора и анализа данных, обмена ими, управления производственными процессами осуществляется на основе внедрения когнитивных технологий, их конвергенции с нано- и биотехнологиями. Значительное увеличение объема данных, источниками и средствами распространения которых являются промышленные и социальные объекты, различные электронные устройства, приводит к формированию новых технологий. Повсеместное применение таких технологий способствует развитию нового этапа экономики - цифровой экономики и образованию ее экосистемы. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» цифровые технологии сегодня приобрели статус востребованных инструментов современного образовательного процесса. Несмотря на широкое распространение и использование термина «цифровое образование» специалистами различных областей, остается нерешенным вопрос о едином толковании данного термина, в связи с тем, что его значение меняется в зависимости от направления проводимого исследования. В научных работах и статьях термин «цифровое образование» часто описывает следующие виды образовательной деятельности: обучение в формате e-learшng, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, обучение при помощи информационных и электронных технологий. Главными задачами эксперимента являются: создание, ввод в эксплуатацию, развитие и эксплуатация информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, входящих в состав платформы цифровой образовательной среды; апробация функциональных возможностей платформы цифровой образовательной среды; формирование и обеспечение функционирования информационно-коммуникационной образовательной платформы; оснащение государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент, материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктурой и поддержка их функционирования, включая:

- обеспечение указанных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- оснащение указанных организаций в соответствии с порядком, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в соответствии со стандартом, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Мини-

стерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

- создание и (или) модернизация в указанных организациях структурированных кабельных систем, локальных вычислительных сетей;

- организация видео-конференц-связи в помещениях указанных организаций, с использованием которой, обеспечивается, в том числе, трансляция изображения и звука образовательной деятельности;

- оснащение указанных организаций иным оборудованием, обеспечивающим бесперебойность функционирования в их помещениях информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

В число задач также входят: развитие технологий и решений обработки и управления данными участников образовательных отношений на базе федеральных государственных информационных систем «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», «Единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, которые используются для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», создаваемой в рамках эксперимента Министерством просвещения Российской Федерации; апробация технологий и решений; формирование и апробация форм и условий информационно-технологического взаимодействия участников эксперимента при апробации платформы цифровой образовательной среды; обеспечение возможности реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и применением единого портала, информационной системы и информационно-коммуникационной образовательной платформы; обеспечение возможности использования и взаимодействия с платформой цифровой образовательной среды единых региональных информационных систем и ресурсов в сфере образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент. Способствовать реализации основных задач цифрового образования должны не только отдельные учебные учреждения, педагоги, компании и их сотрудники, но и сами обучающиеся, родители, общественность [1]. Участниками эксперимента являются: учащиеся, родители (законные представители) учащихся, педагогические работники, государственные и муниципальные общеобразовательные организации, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления,

осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования, поставщики цифрового образовательного контента и образовательных сервисов. «Цифровой образовательный контент» представляет собой материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, в том числе входящие в состав открытой информационно-образовательной среды «Российская электронная школа», а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, оценки компетенций и достижений учащихся, разрабатываемые или предоставляемые поставщиками контента и образовательных сервисов для организации деятельности цифровой образовательной среды.

«Цифровая образовательная среда» это - совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания. Целями эксперимента являются обеспечение в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» модернизации и развития системы начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории отдельных субъектов Российской Федерации и обеспечение возможности дальнейшего внедрения и использования цифровой образовательной среды на постоянной основе на всей территории Российской Федерации, в том числе в рамках модернизации и развития системы образования Российской Федерации в целом. В рамках эксперимента цифровая образовательная среда внедряется в качестве дополнительного механизма реализации образовательной деятельности, который должен обеспечить равные условия качественного образования учащихся вне зависимости от места их проживания посредством предоставления участникам образовательных отношений доступа к платформе цифровой образовательной среды, формирования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации универсальных способов организации образовательной деятельности с использованием цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, а также иных объектов, необходимых для организации деятельности в цифровой образовательной среде.

Платформа цифровой образовательной среды в части организации образовательной деятельности на основании требований Министерства просвещения Российской Федерации должна обеспечивать: во-первых, проведение учебных занятий в группах с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационной образовательной платформы; во-вторых, проведение диагностики образовательных достижений обучающихся в целях осуществления текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий). При проведении эксперимента информационно-технологическое взаимодействие платформы цифровой образовательной среды с государственными и иными информационными системами обеспечивается посредством использования этими системами единого портала, единой системы идентификации и аутентификации, единой системы нормативной справочной информации и единой системы межведомственного взаимодействия [2, с. 2].

В настоящее время можно наблюдать распространение следующих тенденций, характерных для мирового опыта цифровой трансформации образования: активное применение цифровых устройств и цифровых педагогических технологий; обучение с помощью дополненной (симуляторы, тренажеры, биометрические датчики и т. д.), виртуальной и смешанной реальности; геймификация образования (создание и внедрение учебных игр); применение искусственного интеллекта; интернет-вещей (например, проведение учебно-исследовательской работы в среде виртуальной лаборатории); использование сетевых форм организации цифрового взаимодействия и коммуникации (видеоконференцсвязь, социальные сети, сетевые проекты и др.); использование облачных баз знаний (в том числе блок-чейн); персонализация обучения и др. [3, с. 10].

Цифровая эпоха требует от современного человека владения компетенциями XXI в.: критическим мышлением, инициативностью, креативностью, способностью решать нестандартные задачи, готовностью к сотрудничеству и продуктивному межличностному взаимодействию, способностью к самообразованию на протяжении всей жизни, а также цифровой грамотностью и цифровой самоидентификацией для полноценного и осмысленного использования цифровых инструментов, источников и сервисов в своей работе и повседневной жизни [4, с. 20; 5.].

В заключении отметим, что государственная информационная политика должна быть направлена на активное развитие информационного общества, цифровых технологий и их внедрение во все сферы жизнедеятельности человека, порождая новую социальную реальность, виды деятельности и способы коммуникации в условиях цифрового пространства.

Цифровой поворот в образовании это - новая стадия развития образовательных и учебных практик, определяющая тенденции современного процесса обучения.

Библиографический список:

[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении

эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды». // URL: https://www.koiro.edu. ru/centers/tsentr-informatizatsiiobrazovaniya/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda/docs/postanovlenie_ PRF_07122020_2040.pdf (Дата обращения: 10.09.2022).

[2] Чумаков Д.А., Болотина М.А. Цифровое образование на современном этапе: перспективы и проблемы //

Вестник молодежной науки. 2021. № 1 (28). С. 2.

[3] Сергеева Е.В., Чандра М.Ю., Тенденции цифровой трансформации общего образования: мониторинг

мнений педагогов и руководителей образовательных организаций // Известия ВГПУ. 2020. № 8 (151). С. 9-15.

[4] Куприяновский В.П., Сухомлин В.А., Добрынин А.П. [и др.]. Навыки в цифровой экономике и вы-

зовы системы образования // International Jour - 15 педагогические НАУКИ nal of Open Information Technologies. 2017. Том 5. № 1. С. 19-25.

[5] Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае: II Российско-ки-

тайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» (г. Москва, 26-27 сент. 2019 г.) / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан [и др.]; отв. ред. И.В. Дворецкая; пер. с кит. Н.С. Кучмы. М.: 2019.

Reference

[1] Decree of the Government of the Russian Federation of December 7, 2020 No. 2040 "On conducting an

experiment on the introduction of a digital educational environment". // URL: https://www.koiro.edu. ru/centers/tsentr-informatizatsiiobrazovaniya/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda/docs/postanovlenie_ PRF_07122020_2040.pdf (09.10.2022).

[2] Chumakov D.A., Bolotina M.A. Digital education at the present stage: prospects and problems // Bulletin of

youth science.-2021. № 1 (28). Р. 2.

[3] Sergeeva E.V., Chandra M.Yu., Trends in the digital transformation of general education: monitoring the

opinions of teachers and leaders of educational organizations // Izvestiya VSPU. 2020. № 8 (151). Р. 9-15.

[4] Kupriyanovsky V.P., Sukhomlin V.A., Dobrynin A.P. [and etc.]. Skills in the digital economy and the chal-

lenges of the education system // International Jour - 15 pedagogical SCIENCES nal of Open Information Technologies. 2017. Volume 5. № 1. Р. 19-25.

[5] Problems and prospects of digital transformation of education in Russia and China: II Russian-Chinese

conference of education researchers "Digital transformation of education and artificial intelligence" (Moscow, September 26-27, 2019) / A.Yu. Uvarov, S. Wang, C. Kan [et al.]; resp. ed. I.V. Butler; per. with whale. N.S. Kuchma. M.: 2019.

Узденова Б.Х.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей информатики.

Северо-Кавказская государственная академия.

Семенова А.Н.

Старший преподаватель кафедры общей информатики.

Северо-Кавказская государственная академия.

Боташева А.А.

Студент 1 курса.

Северо-Кавказская государственная академия.

Махмудов А.Р.

Студент 2 курса.

Северо-Кавказская государственная академия.

Чагарова А.Б.

Студент 1 курса.

Северо-Кавказская государственная академия.

Роль государственной информационной политики в развитии цифрового образования Аннотация. Государственная информационная политика направлена на развитие информационного общества, организацию национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов, в том числе на развитие цифрового образования, сосредоточенного на распространении инновационных технологий и устройств, применяемых в обучении, внедрении цифровых технологий в учебный процесс, преобразовании методик и техники работы педагогов с обучающимися, изменение требований к самому процессу обучения и его результатам.

Ключевые слова: государственная информационная политика, информационное общество, цифровое образование, цифровой образовательный контент, цифровая образовательная среда.

Uzdenova B.H.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of General Informatics.

North Caucasus State Academy.

Semenova A.N.

Senior lecturer of the Department of General Informatics.

North Caucasus State Academy.

Botasheva A.A.

1st year student.

North Caucasus State Academy.

Makhmudov A.R.

2nd year student.

North Caucasus State Academy.

Chagarova A.B.

1st year student.

North Caucasus State Academy.

The role of the state information policy in the development of digital education Abstract. The state information policy is aimed at the development of the information society, the organization of the national digital economy, ensuring national interests and the implementation of strategic national priorities, including the development of digital education focused on the dissemination of innovative technologies and devices used in teaching, the introduction of digital technologies in the educational process, the transformation of methods and techniques of teachers' work with students, changing requirements for the learning process itself and its results.

Key words: state information policy, information society, digital education, digital educational content, digital educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.