Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровая команда / виртуальная команда / основы информационной безопасности / информационные технологии. / Digital team / virtual team / fundamentals of information security / information technology.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А. Лапина М., В. Ржевская Н., Токмакова М. Е., Медведева Медведева А., Семиколенова Е. Р.

В современном цифровом мире, где информация является ценным активом, понимание и применение информационной безопасности становятся все более важными. Традиционные методы обучения в этой области могут быть недостаточными для полного понимания динамичных проблем безопасности. Однако с использованием цифровых технологий командной работы учебный процесс может быть улучшен, а учащиеся оснащены необходимыми навыками и знаниями для защиты информации в подключенном мире. Исследовано применение цифровых технологий командной работы в сфере информационной безопасности. Рассмотрены преимущества использования цифровых технологий командной работы в изучении информационной безопасности. Популярность цифровых технологий командной работы, таких как дистанционное обучение, быстро растет, и доступность этих технологий приводит к значительному увеличению числа людей, получающих образование через электронное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — А. Лапина М., В. Ржевская Н., Токмакова М. Е., Медведева Медведева А., Семиколенова Е. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF DIGITAL TEAMWORK TECHNOLOGIES IN THE STUDY OF THE BASICS OF INFORMATION SECURITY

In today's digital world, where information is a valuable asset, understanding and applying information security is becoming increasingly important. Traditional teaching methods in this area may not be sufficient to fully understand the dynamic security issues. However, with the use of digital teamwork technologies, the learning process can be improved, and students are equipped with the necessary skills and knowledge to protect information in a connected world. The application of digital technologies of teamwork in the field of information security is investigated. The advantages of using digital technologies of teamwork in the study of information security are considered. The popularity of digital teamwork technologies, suchas distance learning, is growing rapidly, and the availability of these technologies leads to a significant increase in the number of people receiving education through e-learning.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 37.013.8

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© 2023 М. А. Лапина1, Н. В. Ржевская2, М. Е. Токмакова2, А. С. Медведева2, Е. Р. Семиколенова3

1 научный руководитель, доцент кафедры информационной безопасности автоматизированных систем e-mail: mlapina@ncfu.ru 2 студент кафедры информационной безопасности автоматизированных систем 3 студент кафедры автоматизированных электроэнергетических систем и электроснабжения,

Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь)

В современном цифровом мире, где информация является ценным активом, понимание и применение информационной безопасности становятся все более важными. Традиционные методы обучения в этой области могут быть недостаточными для полного понимания динамичных проблем безопасности. Однако с использованием цифровых технологий командной работы учебный процесс может быть улучшен, а учащиеся оснащены необходимыми навыками и знаниями для защиты информации в подключенном мире. Исследовано применение цифровых технологий командной работы в сфере информационной безопасности. Рассмотрены преимущества использования цифровых технологий командной работы в изучении информационной безопасности. Популярность цифровых технологий командной работы, таких как дистанционное обучение, быстро растет, и доступность этих технологий приводит к значительному увеличению числа людей, получающих образование через электронное обучение.

Ключевые слова: цифровая команда, виртуальная команда, основы информационной безопасности, информационные технологии.

APPLICATION OF DIGITAL TEAMWORK TECHNOLOGIES

IN THE STUDY OF THE BASICS OF INFORMATION SECURITY

© 2023 M. A. Lapina1, N. V. Rzhevskaya2, M. E. Tokmakova2, A. S. Medvedeva2, E. R. Semikolenova3

1 Scientific Supervisor, Acting Deputy Director for International Activities

e-mail: mlapina@ncfu.ru

2 Student, Department of Information Security of Automated Systems

3 Student of the Department of Automated Electric Power Systems and Power Supply

North Caucasus Federal University

In today's digital world, where information is a valuable asset, understanding and applying information security is becoming increasingly important. Traditional teaching methods in this area may not be sufficient to fully understand the dynamic security issues. However, with the use of digital teamwork technologies, the learning process can be improved, and students are equipped with the necessary skills and knowledge to protect information in a connected world. The application of digital technologies of teamwork in the field of information security is investigated. The advantages of using digital technologies of teamwork in the study of information security are considered. The popularity of digital teamwork technologies, such

as distance learning, is growing rapidly, and the availability of these technologies leads to a significant increase in the number of people receiving education through e-learning.

Keywords: digital team, virtual team, fundamentals of information security, information technology.

Во все более цифровом мире, где информация является ценным активом, понимание и применение информационной безопасности имеют первостепенное значение. Традиционные методы изучения этого предмета могут не полностью отражать динамичный и совместный характер реальных проблем безопасности. Однако, используя цифровые технологии командной работы, можно улучшить учебный процесс и вооружить учащихся необходимыми навыками и знаниями для защиты информации в подключенном мире.

Под цифровой командой мы понимаем команду, участники которой географически и организационно рассредоточены, имеют общую цель и поддерживают связь друг с другом с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий [1].

С февраля 2012 г. электронное образование и дистанционные образовательные технологии признаны официальной формой обучения, которая может использоваться для любых программ, в том числе для получения высшего образования.

С каждым годом популярность технологий цифровой команды растет: например, дистанционное образование и его доступность обеспечили быстрый рост слушателей, получающих образование с помощью электронного обучения.

Цифровые технологии командной работы, такие как платформы для совместной работы, виртуальные рабочие пространства и средства связи, предлагают ряд преимуществ для изучения информационной безопасности. Вот несколько ключевых преимуществ:

• моделирование в реальном мире;

• сотрудничество и решение проблем;

• возможности дистанционного обучения;

• практическое применение знаний;

• непрерывное обучение и обратная связь.

Изначально виртуальные группы были задуманы как средство, позволяющее организациям максимально увеличить разницу часовых поясов, обеспечивая круглосуточное обслуживание клиентов без выходных. Во многих организациях идея виртуальных команд стала популярной задолго до того, как они стали реальностью. Неудивительно, что организациям понравилась идея значительного сокращения расходов на поездки и переезды вместе с возможностью извлекать выгоду из глобального кадрового резерва независимо от их физического местонахождения.

Однако со временем эта тенденция пришла и в образовательную сферу, ее популярность начала расти, а развитие технологий для работы цифровой команды продолжается до сих пор.

События последних лет, а именно COVID-19, определенно ускорили распространение виртуальных команд, и теперь команды полагаются на технологии для выполнения рабочих задач, общения и обмена информацией [1].

Цифровые технологии командной работы открывают возможности для непрерывного обучения и обратной связи. Студенты могут участвовать в текущих дискуссиях, получать отзывы от преподавателей и сверстников, а также улучшать свое понимание и практику. Этот итеративный процесс обучения позволяет им со временем адаптировать и улучшать свои компетенции в области информационной безопасности, не отставая от меняющихся угроз и технологий.

Лапина М. А.

Ржевская Н. В.

Токмакова М. ЕМедведева А. ССемиколенова Е. Р. Применение цифровых технологий командной работы при изучении основ информационной безопасности

Цифровые технологии командной работы позволяют учащимся участвовать в реалистичном моделировании сценариев информационной безопасности. Через виртуальные среды учащиеся могут анализировать смоделированные угрозы безопасности, такие как атаки вредоносного ПО, утечки данных или попытки социальной инженерии, и реагировать на них. Этот практический опыт позволяет им понять практическое значение мер безопасности и научиться эффективно снижать риски.

В рамках статьи рассмотрены возможности виртуальных досок Padlet и Miro в образовательном процессе вуза. Виртуальная доска - это бесконечная интерактивная онлайн-доска, на которой можно рисовать, записывать текст, делать пометки, добавлять рисунки, стикеры, а также динамические объекты, тем самым прекрасно иллюстрируя и оживляя подачу учебного материала [3].

Padlet представляет собой веб-сайт, позволяющий общаться с другими пользователями с помощью текстовых сообщений, фотографий, ссылок и другого контента [4].

Определение ВИДЫ * Щ

информационной ; Щ информационного Я

войны оружия НУ

*

+

ИНБ Ванжула Даниил 1 ■ Г У/ Белюченко Никита (ИН...

Информационная война - Выделяют А основных вида

это разновидность боевых информационного

действий, в которых оружия:Воздействие на

ключевым объектом человеческую психику,

воздействия является Дезинформирование

информация, хранящаяся систем принятия решений,

или циркулирующая в Радиоэлектронная борьба,

управляющих, Воздействие на

разведывательных, боевых программно-техническое

и прочих системах оснащение

противника. Концепция телекоммуникационных

современной систем и

информационной войны автоматизированных

разработана сравнительно информационных систем

недавно. По мнению https://scienceforum.ru/2015/articl

американских е/2015009102

специалистов, само

ИНБ-б-о-21-1 Сергей Н...

Информационное оружие -это средства уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты, ограничения или воспрещения доступа к ним законных пользователей, дезорганизации работы технических средств, вывода из строя телекоммуникационных сетей, компьютерных

Рис. 1. Пример работы на Padlet

Miro - это виртуальный аналог обычной доски, который используется преподавателем для проведения онлайн-уроков, удалённых встреч и конференций, соединяя учеников из разных точек доступа [5]. Miro - проект, разработанный в России и сумевший найти признание за рубежом - позволяет развенчать миф об однообразности и монотонности онлайн-образования.

Методы социальной инженерии в деятельности злоумышленника

способы манипулирования людьми с целью получения от них конфиденциальной

алке в сообщении-спаы

- Скачивание файла с вирусом

услуга за услугу -

указания хакера, лично передает ему доступ к важной информации, преступник выдает себя за известное вам лицо, которому якобы необходима !

Злоумышленники могут рекламировать свои услуги как компьютерных мастеров или работает технически, но и выуживает информацию через общение со своим

паживая работу ПО. мошенник производит необходимые для взлома манипуляции. )ь наоборот помогал вам).

Рис. 2. Пример работы на Miro Одновременно можно работать на нескольких виртуальных досках с разными пользователями, добавлять к уроку одного и более участников [6].

Информационная безопасность - это командная работа. Используя цифровые технологии командной работы, учащиеся могут сотрудничать со своими сверстниками для решения сложных задач безопасности. Благодаря общим рабочим местам, дискуссионным форумам и инструментам для совместной работы они могут обсуждать решения, обмениваться идеями и учиться друг у друга. Этот совместный подход отражает реальную природу информационной безопасности, где командная работа и общение необходимы для эффективных стратегий защиты.

С переходом на использование технических средств связи информация подвергается воздействию случайных процессов (сбоям оборудования, ошибкам операторов и т.д.), которые могут привести к ее разрушению, изменению на ложную, а также создать предпосылки к доступу к ней посторонних лиц, утечки информации [7].

С появлением сложных автоматизированных систем управления, связанных с автоматизированным вводом, хранением, обработкой и выводом информации, проблемы ее защиты приобретают большее значение [8].

В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» указано, что к 2025 г. из российских вузов должны выпускаться не менее 120 тыс. выпускников, чья специализация связана с информационными технологиями, и примерно 40% российским гражданам необходимо сформировать цифровые навыки [9].

Следовательно, можно сделать вывод о том, что основной задачей сегодня является формирование навыков командной работы и развитие цифровых компетенций. Необходимо обеспечить эффективное решение данной задачи и подготовку конкурентно способного специалиста на ближайшее будущее [10].

В связи с недавними глобальными событиями дистанционное обучение стало распространенным способом обучения. Цифровые технологии совместной работы облегчают удаленное сотрудничество и обучение, позволяя студентам изучать информационную безопасность из любой точки мира. Имея возможность подключаться, общаться и работать вместе виртуально, учащиеся могут участвовать в групповых проектах, делиться ресурсами и извлекать выгоду из разных точек зрения, даже если они физически разделены.

Информационная безопасность не только теоретическая проблема - она требует практической реализации. Цифровые технологии командной работы предлагают учащимся платформу для применения своих знаний и навыков в аутентичных сценариях. Они могут проектировать и разрабатывать решения для обеспечения безопасности, проводить оценку уязвимостей или совместно создавать политики безопасности. Этот практический подход способствует критическому мышлению, способностям к решению проблем и применению теоретических концепций в реальных условиях.

Чтобы эффективно использовать технологии цифровой командной работы при изучении основ информационной безопасности, следует учитывать несколько соображений. Во-первых, преподаватели должны выбрать подходящие платформы и инструменты, которые соответствуют целям обучения и способствуют безопасному общению и сотрудничеству. Они также должны предоставить рекомендации и ресурсы, чтобы учащиеся понимали этические и юридические аспекты информационной безопасности.

Кроме того, важно соблюдать баланс между теоретическими знаниями и их практическим применением. Использование цифровых технологий командной работы должно дополнять традиционные методы обучения, позволяя учащимся эффективно преодолевать разрыв между теорией и практикой.

Таким образом, использование технологий цифровой совместной работы при изучении основ информационной безопасности дает множество преимуществ.

Лапина М. А., Ржевская Н. В., Токмакова М. Е., Медведева А. С., Семиколенова Е. Р.

Применение цифровых технологий командной работы при изучении основ информационной безопасности

Вовлекая учащихся в реалистичные симуляции, способствуя сотрудничеству, обеспечивая дистанционное обучение, способствуя практическому применению и содействуя непрерывному обучению, эти технологии улучшают образовательный опыт и готовят учащихся к задачам защиты информации в цифровом мире.

Общие рекомендации и принципы, которые могут быть полезны при изучении информационной безопасности в контексте цифровой командной работы, включают в себя:

• использование безопасных коммуникационных инструментов;

• управление доступом и разграничение прав;

• совместное использование документов и хранение данных;

• регулярные обновления и обучение;

• аудит и мониторинг.

При работе в команде над проектами информационной безопасности важно использовать безопасные коммуникационные инструменты. Это может включать защищенные каналы связи, энд-ту-энд шифрование, аутентификацию и контроль доступа к коммуникационным платформам. Цифровая командная работа в области информационной безопасности требует строгого управления доступом и разграничения прав. Необходимо убедиться, что каждый участник команды имеет только необходимые права доступа к информации и ресурсам.

Также необходимо использовать безопасные инструменты совместной работы и обмена документами, чтобы команда могла эффективно сотрудничать над проектами информационной безопасности. Следует убедиться, что данные хранятся в безопасном месте и применяются соответствующие меры защиты информации.

Информационная безопасность постоянно развивается, поэтому важно быть в курсе последних тенденций, угроз и практик. Проведение регулярных обновлений знаний и обучение команды необходимы, чтобы все участники были информированы о текущих стандартах и методологиях. А мониторинг активности в системах и сетях поможет своевременно выявить аномалии и принять соответствующие меры, воспользовавшись мощью цифровых технологий командной работы, снабдив следующее поколение специалистов по информационной безопасности необходимыми навыками, знаниями и мышлением для совместной работы для защиты наших цифровых активов.

Библиографический список

1. Балашова, И. В. Внедрение цифровых технологий в организацию работы виртуальных команд / И. В. Балашова. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50397360 (дата обращения: 14.03.2023).

2. Батаев, А. В. Анализ мирового рынка дистанционного образования / А. В. Батаев // Молодой ученый. - 2015. - № 20 (100). - URL: https://moluch.ru/archive/100/22587/ (дата обращения: 14.03.2023).

3. Горовенко, Л. А. Анализ дидактических возможностей использования в образовательном процессе инструментария виртуальной доски REALTIMEBOARD / Л. А. Горовенко, Г. А. Алексанян. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 40629625 75380685.pdf (дата обращения: 14.03.2023).

4. Фрик, О. В. О дидактических возможностях использования виртуальной доски PADLET в образовательном процессе вуза / О. В. Фрик. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 42595841 30426003.pdf (дата обращения: 14.03.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Нинаева, З. А. Интерактивные технологии на уроках английского языка: доски MIRO / З. А. Нинаева. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 48517609 43744180.pdf (дата обращения: 14.03.2023).

6. Мотова, О. П. Работа с виртуальными электронными досками учителя-словесника в рамках дистанционного обучения / О. П. Мотова. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 42781528 70365426.pdf (дата обращения: 14.03.2023).

7. Махмутова, М. В. Применение инновационных образовательных технологий в изучении основ информационной безопасности систем организационного управления / М. В. Махмутова, Л. В. Подкользина, Р. Р. Махмутов. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 24994899 34192941.pdf (дата обращения: 14.03.2023).

8. Виды угроз ИБ. - URL: http://www.arinteg.ru/articles/ugrozy-informatsionnoy-bezopasnosti27123.html (дата обращения: 14.03.2023).

9. «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (раздел 2 - «Кадры и образование»): Федеральный закон №1632-р: [принят Правительством Российской Федерации 2017-07-28]. 2017.

10. Пушкарева, Т. П. Облачные технологии как основное средство формирования навыков командной работы в современных условиях/ Т. П. Пушкарева, В. В. Калитина. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49587544 (дата обращения: 14.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.