Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ ФГОУ ВО «ХГУЭП»'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ ФГОУ ВО «ХГУЭП» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / LSM MOODLE / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуйко О.И.

В статье описан опыт применения различных программных продуктов в формате дистанционного обучения в период пандемии, а также проведен анализ результатов опроса студентов о влиянии перехода на удаленный режим работы на процесс их обучения и формирования цифровой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DIGITAL LITERACY OF UNIVERSITY STUDENTS IN REMOTE WORK BY EXAMPLE KHABAROVSK STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND LAW

The article describes the experience of using various software products in the format of distance learning during the pandemic. During the study, the results of a survey of students on the impact of switching to a remote mode of work on their learning and the formation of digital literacy were analyzed

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ ФГОУ ВО «ХГУЭП»»

УДК 004.9

DOI 10.38161/2618-9526-2021-2-113-119

О. И. Чуйко,

канд. техн. наук, заведующий кафедрой информационных систем и технологий Хабаровского государственного университета экономики и права

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ ФГОУ ВО «ХГУЭП»

В статье описан опыт применения различных программных продуктов в формате дистанционного обучения в период пандемии, а также проведен анализ результатов опроса студентов о влиянии перехода на удаленный режим работы на процесс их обучения и формирования цифровой грамотности. Ключевые слова: дистанционное обучение, ЬБЫMoodle, цифровая грамотность

УДК 004.9

DOI 10.38161/2618-9526-2021-2-113-119

O. I. Chuyko,

Candidate of Technical Sciences, Head of the Department of Information Systems and

Technologies

Khabarovsk State University of Economics and Law

FORMATION OF DIGITAL LITERACY OF UNIVERSITY STUDENTS IN REMOTE WORK BY EXAMPLE KHABAROVSK STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND LAW

The article describes the experience of using various software products in the format of distance learning during the pandemic. During the study, the results of a survey of students on the impact of switching to a remote mode of work on their learning and the formation of digital literacy were analyzed Key words: distance learning, LSMMoodle, digital literacy

В настоящее время информационные технологии активно внедряются во все сферы деятельности человека и оказывают огромное влияние на профессиональную деятельность. У специалистов различных областей появляется необходимость использования пакетов прикладных программ или специализированных баз данных, а, в некоторых случаях, необходимость программирования и применения математических моделей. Эти процессы

требуют соответствующей подготовки молодых специалистов, и, следовательно, изменения образовательных программ.

Цифровые компетенции - это комплекс компетенций по работе в цифровой среде и с цифровыми продуктами, включая активность по созданию и сбору данных, их обработке и анализу, а также по автоматизации процессов с помощью компьютерных технологий [1].

Основной цифровой компетенцией, формирование которой интегрировано во все образовательные программы ХГУЭП, является цифровая грамотность.

Цифровая грамотность - это технические и когнитивные навыки, позволяющие ориентироваться в современных информационных технологиях, удовлетворяя личные, образовательные и профессиональные потребности [1].

Примерами таких навыков являются:

- умение работать с информацией в цифровой среде,

- способность алгоритмизировать и оптимизировать свои действия,

- умение взаимодействовать в цифровой среде с учетом норм этики и правового регулирования цифрового пространства,

- знание основ информационной безопасности на уровне пользователя и способность защищать цифровые устройства и персональные данные,

- понимание технических возможностей современных цифровых устройств и интернет-технологий,

- способность решать простые технические проблемы,

- умение работать в офисных приложениях и т.д. [1].

Цифровая грамотность рассматривается как компетенция необходимая не только для профессиональной деятельности выпускников, но и для обучения в ХГУЭП, и ее формирование обеспечивается на 1 курсе обучения. При этом для различных образовательных программ цифровая грамотность может включать разный набор навыков и умений. Формирование этой компетенции предполагает-

ся в рамках дисциплины «Информационные технологии».

В 2020 году мир столкнулся с таким глобальным явлением, как пандемия. Повсеместно объявлялись локдауны, организации переходили на удаленный режим работы. Образовательные организации не стали исключением. Поэтому появилась необходимость применять в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии, тем самым повышая цифровую грамотность преподавателей и студентов на практике.

В процессе обучения были использованы следующие программные продукты:

- учебная среда LSM Moodle

- сервисы проведения видеоконференций zoom и discord

- электронная почта

- электронные библиотечные системы

- поисковые системы

- различные он-лайн сервисы.

Moodle (модульная объектно-

ориентированная динамическая учебная среда) - это свободная система управления обучением, ориентированная, на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами. Она подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения [2-5].

В среде Moodle преподаватели выкладывают презентации лекций, задания на лабораторные и практические занятия и другие методические материалы. Для проверки знаний в системе Moodle предусмотрена возможность создания тестов нескольких типов [2]. При этом есть воз-

можность настроить различные параметры тестирования, например, время начала

и окончания теста, а также его длительность (рисунок 1).

Рисунок 1 - Настройка параметров теста

В данном примере тест доступен в течении 40 минут, но его длительность 30 минут. Разница в 10 минут дается для того, чтобы все студенты успели подключиться и пройти тест одновременно.

По окончанию тестирования преподавателю доступна таблица результатов те-

стирования группы студентов (рисунок 2). При необходимости он может в режиме просмотра увидеть ответы отдельного студента, проанализировать, в каких случаях были допущены ошибки.

Д ft Чуйка Ольга Игоревна

АБВГДЕЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Яабвгдеёжзиклмно прстуфхцчшщэюя

-ые ¿анные как

Значения, разделяемые запятыми 5 Скачатэ

илия / Адрес электронной Отчества почты

ыгин 'Р

жинович

Тест

Затраченное

Состояние начат Завершено время

Б. 1 В. 2 В. 3 В. 4 В. 5 В. I 0ценка/10,00 /0,33 /0,33 /0,33 /0,33 /0,33 /0,

мотр

1ТКИ

иков 1ла

ньевич

мотр

ГГКИ

■ушко

ювич

мотр

1ТКИ

0005974® iail.ael.ru

0006122® iail.ael.ru

0006121© iail.ael.ru

Завершенные 24 декабря 2020 10:20 24 декабэя 202010:52 32 мин. 18 сек. 7,89 О 0,22 О 0,22 V 0,33 V 0,33 V 0,33

Завершенные 24 декабоя 2020 10:20 24 декабоя 202010:53 33 мин. 40 сек 3,67 0,33 •/ 0,33 О 0,17 V* 0,33 Q 0,17

Зазеашенные 24 декабоя 2020 10:20 24 декабзя 202010:55 35 мин. 9 сек 5,61 X 0,00 X 0,00 •S 0,33 V 0,33 •S 0,33

Рисунок 2 - Итоговая таблица результатов тестирования

Лекционные и практические занятия проводились с помощью сервисов прове-

дения видеоконференций zoom или discord.

В режиме видеоконференции очень удобно проводить занятия, связанные с информационными технологиями, т.к. на экране можно показать, как выполнять задание, а если у студента возникают трудности, он может вывести демонстрацию экрана своего компьютера и задать интересующие вопросы. Преподаватель отвечает на вопросы каждого студента в общем эфире. Таким образом, преподаватель сразу для всей группы отвечает на часто задаваемые вопросы. А при защите лабораторных и практических работ студенты слушают своих одногруппников, что позволяет им глубже разобраться в теме и подготовиться к ответам на вопросы.

По электронной почте студенты отправляли выполненные задания преподавателю на проверку и могли задать вопросы по теме вне занятия.

Электронные библиотечные системы студенты использовали для поиска учебной литературы и научных журналов при подготовке к занятиям, а также к зачетам

Как видно из таблицы, во время работы в удаленном режиме студенты стали активнее использовать различные инфор-

и экзаменам. В нашем вузе используются ЭБС Znanium, Юрайт, Лань, Гребенникон, e-Library.

Также в процессе обучения использовались различные он-лайн сервисы, позволяющие выполнять прикладные задачи. Например, для программирования и создания приложений, а также совместной работы над 1Т-проектом использовались сервисы github.com, gitlab.com, для построения финансовых моделей бизнеса -сервисы model.finolog.ru, fmmodelbшЫ-er.com, для планирования, анализа и визуализации бизнес-процессов - creately.com, для компьютерного моделирования, планирования и создания дизайнов - plano-plan.com, canva.com и другие.

В ходе данного исследования был проведен опрос студентов о результатах дистанционного обучения. Анкета создана с помощью сервиса гугл формы. В опросе приняли участие 110 человек.

В таблице 1 представлен анализ ответов на вопрос «Какими информационными технологиями вы пользовались?»

мационные технологии. Но, самое главное, при возвращении на очное обучение после обучения в дистанционном формате

Таблица 1 - Анализ ответов на вопрос «Какими информационными технологиями вы пользовались?»

Варианты ответов При очном обучении до Во время дистанционного При очном обучении

перехода на «удаленку» обучения после «удаленки»

учебная среда LSM Moodle 56,4 86,4 75,5

сервисы проведения видеоконференций zoom и discord 24,5 91,8 24,5

электронная почта 70 89,1 74,5

электронные библио- 32,7 31,8 27,3

течные ресурсы

поисковые системы 66,4 68,2 72,7

различные он-лайн сер- 35,5 45,5 42,6

висы

студенты продолжили пользоваться этими информационными технологиями. Например, учебная среда LSM Moodle. До перехода на удалённый режим её активно использовали 56,4% студентов, а после возвращения на очное обучение - 75,5%. Таким образом, переход на дистанционный формат оказал положительное влия-

ние на формирование цифровой грамотности.

Этот вывод подтвердили и ответы на следующий вопрос: «Способствует ли обучение на «удалёнке» развитию цифровой грамотности?» 58,2% и 25,5% студентов высказались положительно и нейтрально соответственно (рисунок 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3 - Результаты опроса

На вопрос «Насколько сложным был для вас процесс обучения на «удалён-ке»?» 38,2% студентов ответили, что однозначно проще и легче, чем очное; оди-

наково или затрудняюсь ответить - 28,2% и 20% соответственно, а 13,6% считают, что им было сложнее учиться, чем очно (рисунок 4).

Рисунок 4 - Результаты опроса

На вопрос насчет качества обучения большая часть студентов отмечают, что

оно осталось на прежнем уровне или даже улучшилось (рисунок 5).

Как (по вашему мнению) повлиял ли переход на удаленный режим работы на качество процесса обучения? 11 0 ответов

Ф качество процесса обучения заметно

ухудшилось ф качество процесса обучения немного

ухудшилось 4 качество процесса обучения осталось на прежнем уровне ф качество процесса обучения немного

улучшилось Ф качество процесса обучения замет . Ф затрудняюсь ответить

Рисунок 5 - Результаты опроса

На вопрос о влиянии дистанционного что формат никак не повлиял, а 32,7% от-

обучения на результаты сдачи сессии аб- мечают, что сессию сдали даже лучше,

солютное большинство высказалось по- чем обычно (рисунок 6). ложительно: 57,3% студентов считают,

Как повлияло ли обучение на удалёнке на результат сдачи сессии? 11 0 ответов

ф сдал сессию лучше, чем обычно ф сдал сессию хуже, чем обычно ф из-за этого не сдал сессию вовремя ф никак не повлияло

Рисунок 6 - Результаты опроса

Основными трудностями для студентов во время дистанционного обучения

были плохая связь и проблема с самодисциплиной (рисунок 7).

Рисунок 7 - Результаты опроса

На вопрос: Какие полезные (для вас лично/для вашей будущей профессии) навыки вы приобрели в связи с опытом обучения на «удалёнке»? Студенты чаще всего записывали следующие ответы:

- самодисциплина;

- освоение новых программ;

- использование различных онлайн сервисов;

- опыт работы по видеосвязи.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что переход на удаленный режим работы положительно отразился на формировании цифровой грамотности студентов нашего вуза. Некоторые элементы дистанционного обучения можно рекомендовать к внедрению в учебный процесс в очном формате, а по отдельным дисциплинам комбинировать форматы обучения для более глубокого формирования цифровых компетенций.

Список использованных источников

1. Концепция развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ, Москва, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.hse.ru/data/2020/07/07/1595396 188/ Прил 7-Концепция развития ЦК_22.06 (1)pdf (дата обращения 01.07.2021).

2. Чуйко О.И., Белозерова СИ. Применение LSM Moodle для проведения интернет-олимпиад // Вестник ХГУЭП. -2017. - №2 (81). - С.122-128.

4. Белозёрова С.И., Белозёров И.Л., Чуйко О.И. Создание электронных образовательных ресурсов по дисциплине «Системы управления технологическими процессами и информационные технологии» в модульной объектно-ориентированной динамической среде // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5; URL:http://www.srience-education.ru/128-22495

5. Белозёрова С.И., Чуйко О.И. Опыт применения LMS Moodle для создания и сопровождения учебных курсов // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28448.

6. Чуйко О.И., Белозерова С.И., Баженов Р.И. Влияние электронной образовательной среды на качество обучения и мотивацию к учебе студентов вузов // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сб. науч. тр. междунар. науч. -практ. конф. 2628 марта 2020 г. Тверь: Твер. гос.ун-т, 2020. - Вып. 18. - С. 294-298.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.