Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные ориентации / младший школьник / внеурочные занятия / волонтерская деятельность / value orientations / primary school student / extracurricular activities / volunteer activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Кожурова, Е.А. Стручкова

Статья посвящается проблеме формирования ценностных ориентаций младших школьников. Активное вовлечение школьников в работу волонтера, направленную на гуманное взаимодействие предоставления помощи, способствует развитию социальной ответственности и уважения к чужому труду. Целью исследования является экспериментальная проверка эффективности формирования ценностных ориентаций младших школьников посредством волонтерской деятельности. Для достижения цели было проведено первичное обследование по определению сформированности ценностных ориентаций; разработаны внеурочные занятия по волонтерской деятельности с целью создать подходящую обстановку для осознания важности предоставления помощи; формирования умения анализировать свои действия и поступки других людей. Затем организована повторная диагностика. Новизна исследования состоит в том, что в процесс воспитания включена добровольческая волонтерская деятельность детей через создание гуманных взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Кожурова, Е.А. Стручкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING VALUE ORIENTATIONS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH VOLUNTEER ACTIVITIES

The article is devoted to the problem of the formation of value orientations of younger schoolchildren. The active involvement of schoolchildren in volunteering aimed at the humane interaction of providing assistance contributes to the development of social responsibility and respect for other people’s work. The aim of the study is to experimentally verify the effectiveness of the formation of value orientations of younger schoolchildren through volunteer activities. To achieve the goal, an initial survey is conducted to determine the formation of value orientations. Extracurricular volunteering activities have been developed in order to create a suitable environment for realizing the importance of providing assistance and developing the ability to analyze one’s actions and the actions of other people. The novelty of the research lies in the fact that the process of education includes the voluntary activity of children through the creation of humane relationships.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 374.1

Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastem Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

Struchkova E.A., primary school teacher, MBOU "Sordonnokhskaya secondary school n.a. T.I. Skrrybykina" (Orto-Balagan Village, Oymyakonsky Ulus, Yakutia,

Russia), E-mail: ekaterinastruckova288@gmail.com

FORMING VALUE ORIENTATIONS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH VOLUNTEER ACTIVITIES. The article is devoted to the problem of the formation of value orientations of younger schoolchildren. The active involvement of schoolchildren in volunteering aimed at the humane interaction of providing assistance contributes to the development of social responsibility and respect for other people's work. The aim of the study is to experimentally verify the effectiveness of the formation of value orientations of younger schoolchildren through volunteer activities. To achieve the goal, an initial survey is conducted to determine the formation of value orientations. Extracurricular volunteering activities have been developed in order to create a suitable environment for realizing the importance of providing assistance and developing the ability to analyze one's actions and the actions of other people. The novelty of the research lies in the fact that the process of education includes the voluntary activity of children through the creation of humane relationships.

Key words: value orientations, primary school student, extracurricular activities, volunteer activity

А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

Е.А. Стручкова, учитель нач. классов, МБОУ «Сордоннохская средняя общеобразовательная школа имени Т.И. Скрыбыкиной», с. Орто-Балаган,

Оймяконскийулус, РС (Я), E-mail: ekaterinastruckova288@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящается проблеме формирования ценностных ориентаций младших школьников. Активное вовлечение школьников в работу волонтера, направленную на гуманное взаимодействие предоставления помощи, способствует развитию социальной ответственности и уважения к чужому труду Целью исследования является экспериментальная проверка эффективности формирования ценностных ориентаций младших школьников посредством волонтерской деятельности. Для достижения цели было проведено первичное обследование по определению сформированности ценностных ориентаций; разработаны внеурочные занятия по волонтерской деятельности с целью создать подходящую обстановку для осознания важности предоставления помощи; формирования умения анализировать свои действия и поступки других людей. Затем организована повторная диагностика. Новизна исследования состоит в том, что в процесс воспитания включена добровольческая волонтерская деятельность детей через создание гуманных взаимоотношений.

Ключевые слова: ценностные ориентации, младший школьник, внеурочные занятия, волонтерская деятельность

Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций характеризуется своей многогранностью. Она рассматривается такими исследователями, как Б.П Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, РС. Немов, Л.В. Крапивская, В.Б. Ольшанский и др. [1; 2; 3]. В своих работах авторы связывают данную проблему с множеством факторов, таких как воспитание, образование, культурное окружение, личные убеждения и цели.

Для младших школьников участие в волонтёрской деятельности может стать замечательным опытом, который поможет им понять, что жертвовать своим временем и усилиями во благо других людей - это важно и ценно. Они могут участвовать в благотворительных акциях, помогать пожилым людям или детям с ограниченными возможностями здоровья, убирать мусор на улице, участвовать в экологических проектах и выполнять многое другое.

Волонтерство также способствует развитию социальной ответственности и уважения к чужому труду [4]. Это важные ценности, которые младшие школьники смогут пронести через всю свою жизнь. Кроме того, участие в волонтёрских проектах помогает детям развить навыки коммуникации, сотрудничества, организации и планирования.

Цель исследования: экспериментальная проверка эффективности формирования ценностных ориентаций младших школьников посредством волонтерской деятельности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- провести обследование по выявлению сформированности ценностных ориентаций обучающихся;

- разработать внеурочные занятия «Я - волонтёр» для организации волонтерской деятельности;

- организовать контрольную диагностику по выявлению сформированности ценностных ориентации детей.

Новизна исследования состоит в том, что в процесс воспитания включена добровольческая деятельность детей через создание гуманных взаимоотношений.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации теоретического материала о проблеме формирования ценностных ори-ентаций у младших школьников во внеурочной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги, работающие в младших классах начальной школы, могут использовать в своей практике выводы, полученные в данном исследовании, а также применять предложенную систему занятий, направленную на формирование ценностных ориен-таций через деятельность.

Работа проводилась на базе сельской малокомплектной школы МБОУ «Сордоннохская средняя общеобразовательная школа имени Т.И. Скрыбыкиной», Оймяконского улуса в Республике Саха (Якутия). В эксперименте принимали участие 15 разновозрастных воспитанников 2, 3 и 4 классов.

Чтобы выявить сформированность ценностных ориентаций у детей, была проведена диагностическая работа по двум тестам, направленная на изучение

желаний в зависимости от проецирования на себя или на других. уиспытуемых (предпочтения) %

Тест 1. Цель: выявление самооценки испытуемых. Учитель раздает учащимся листочки и просит поставить цифры от 1 до 4 после каждого высказывания как оценку Например: «Я не буду делиться с вещью, которая мне нравится»; «Я прощу друга, если он совершит плохой поступок» и т. д. При анализе разделили ответы на две категории: 1 - проецирование желания только на себя, 2 -проецирование желания на других.

Тест 2. «Три желания» (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых) [5]. Цель: наблюдение за ценностными ориентациями. Учитель подготавливает шаблон цветка с тремя крупными лепестками и просит ученика написать на каждом листочке свое желание.

В первом тесте ответы оценивались по двум критериям: направленность желаний только на себя или на других окружающих. У семерых желания были проецированы на других. Учащиеся, которые проецировали свои желания на других, имеют хорошую успеваемость, и родители работают в общеобразовательных учреждениях. Можно предположить, что ответы связаны с воспитанием и поведением их родителей. Один ученик - старший ребенок в многодетной и малообеспеченной семье, поэтому его ответы соответствовали показателям его поведения как старшего ребенка, который заботится о своих братьях и сестрах. У остальных (8 учащихся) ответы спроецированы только на себя: 6 - растут в неблагополучных семьях, двое из обеспеченной семьи. Ответы показывают скрытую агрессию по отношению к другим, им не хватает заботы, и они думают, что с таким поведением их заметят Вместе с тем есть дети из неполных семей, где есть только мама. Они зачастую ведут себя эгоистично, мало друзей, которые их принимают.

Далеелредстзвляеман ализ результатов второго теста, который раскрывает мотивационно-ценностную сферу по трем критериям:

1. Качественные категории (сферапредпочтения).

2. Степень ркетеженностино нремени.

3. Хврактераытказыкание.

Рис. 1.Распределениежеланий по шестикачественным категориям

По первому критерию качественные категории раздробили: 1 - материальные блага; 2 - домашние животные; 3 - путешествие; 4 - хорошие оценки; 5 - приобретение друзей; 6 - любовь и внимание родителей (рис. 1).

Первую категорию выбрал один ученик. Данный ученик является ребенком из неблагополучной семьи, где у родителей есть проблемы с работой. Это говорит о том, что его желание зависит от его семьи.

Вторую категорию - «домашние животные» - выбрали двое учащихся. У одного ученика в доме имеется маленький зоопарк, ему с детства прививали любовь к домашним животным. Второму школьнику дома нельзя держать животных, так как у члена семьи есть аллергия. Но ребенок очень любит животных и часто говорит, что хочет их завести.

Третью категорию - «путешествие» - выбрал один ребенок. Его выбор обусловлен тем, что всей семьей любят отдыхать на природе либо часто путешествуют за пределы территории республики. У него уже имеется положительное представление о том, что такое путешествие.

Четвертую категорию выбрали трое учеников. Родители детей работают в школе и на этом фоне часто волнуются о том, какие у них оценки, у одного имеется «синдром отличника».

Пятую категорию - «приобретение друзей» - выбрали четверо детей. Они наиболее коммуникабельны с окружающими их людьми. Один ученик любит быть в центре внимания, для него важно, чтобы его окружало много детей. Одна ученица хочет завести друзей, так как иногда сверстники обходят её стороной из-за лидерских качеств.

Шестую категорию - «любовь и внимание родителей» - выбрали четверо учащихся. Ученики в основном из неблагополучных и многодетных детей, где, возможно, им недостает ласки и внимания. Один - из благополучной семьи, но, по мнению ребенка, он должен быть лучшим по всем предметам, находится в ожидании похвалы от близких.

Анализ по второму критерию - степень протяжённости по времени. По ходу проведения теста ответы структурировались на четыре части: «после 4-го класса»; «после окончания школы»; «на неопределенный промежуток времени»; «на каникулах». Результаты показали, что выбранное желание ориентировано сбыться «после 4-го класса» у 3 учащихся, «после окончания школы» - у 2, «неуказанный промежуток времени» - у 7 и «на каникулах» - у 3. В первую часть входят желания детей, ориентированные на учебу, они имеют четкое представление. Во вторую часть - «после окончания школы» - входят желания, ориентированные на материальную ценность, выбор родителей. «На неопределённый промежуток времени» - это желания на приобретение питомца или друзей. «На каникулах» - желания, ориентированные на путешествие и материальные ценности.

Третий критерий - диагностика характера высказываний младших школьников. По характеру высказывания учащихся были распределены на две группы - «Я хочу...», «Я хотел бы...».

Таблица 1

Распределение желаний по критерию «характер высказывания», %

«Я хочу.» «Я хотел бы.»

67% (10) 33% (5)

К первой категории «Я хочу.» мы отнесли желания 10 детей. Учащиеся, которые писали «Я хочу.», по характеру волевые и активные, которые уверенно ведут себя с окружающими людьми, есть также избалованные родителями.

Ко второй категории «Я хотел бы.» относятся дети из неблагополучных семей или дети, которые имеют большие комплексы в самовыражении. К ним также можно отнести тех, у которых строгие родители, и они не могут открыто сказать, что хотят получить что-либо.

Таким образом, можно прийти к выводу, что на желания ребенка может действовать множество факторов. По высказыванию желания учащегося можно составить картину, какой это ребенок, какая у него семья, что у него на первом месте. По ходу проведения диагностических тестов мы выяснили, что у школьников достаточно развита нравственная самооценка. Результаты показывают, что у большинства желания направлены на самих себя, это говорит о том, что у них есть склонность к эгоизму или наблюдается дефицит взаимоотношений.

Чтобы сформировать ценностные ориентации у детей по разным аспектам сферы социальных отношений, разработали внеурочную программу «Я - волонтер!» на примере волонтерской деятельности с целью создать подходящую обстановку и мотивацию для осознания важности предоставления помощи и милосердия; формирования умения анализировать свои действия и поступки других людей.

Программа «Я - волонтер!» ориентирована на 1 учебный год для учащихся начальных классов разновозрастной категории от 6 до 11 лет. Цель программы: формирование ценностных ориентаций младших школьников посредством волонтерской деятельности.

Детям, у которых была направленность желаний на самих себя, вначале было сложно участвовать в мероприятиях, так как они не могли работать в команде. Но во время осуществления разных поручений всем понравилось выполнять добрые дела, например, по отношению к пожилым людям. Старшему поколению очень нравится, когда им помогают дети, от них школьники получили много по-

Таблица 2

№ п/п Наименование темы Количество часов Формы организации занятий Формы аттестации / контроля

Всего Теория Практика

1. «Хочу быть волонтером!» 1 1 Вводное занятие, тематическая беседа Журнал по ТБ и ПБ-протокол анкеты, опроса

2. Правила работы в коллективе. Создание эмблемы и девиза 1 1 Групповая деятельность Оценка коллективной работы

3. «Дарить или получать?» 1 1 Акция Фотоотчет

4. Достопримечательности Оймяконья 1 1 Экскурсия Дневник, рисунок

5. Акция «Твори добро» 2 1 1 Акция, лекция Фотоотчет

6. «Цени природу» 1 1 Викторина, КТД и др. Работы участников, создание свода правил

7. «Сделаем школу чище» 2 1 1 Субботник Проектная работа Защита проектов

8. «Я за здоровый образ жизни» 2 1 1 КВН, лекция-дискуссия Фотоотчет с мероприятия

9. «Животные - друзья человека» 2 1 1 Конференции, семинары, собрания Просмотр проектов по защите животных

10. «Взмахни крылом» 2 - 2 Участие в концертах, конкурсах Фотоотчет

11. «Мама - первое слово» 2 2 КТД Отзывы мам

12. «Уважай других» 1 1 Акция, субботник Фотоотчет

13. Всемирный день волонтеров 1 1 Мероприятие Фотоотчет- отчет проделанной работы

14. Ежегодная акция «Новогодние чудеса» 2 2 Акция Сбор заказов для детского дома

15. День защитника Отечества 1 1 КТД Фотоотчет

16. Спортивный марафон «День здоровья» Полюс Холода. 2 1 1 Организация праздников, марафон «Полюс холода» Продажа с марафона и отзывы покупателей

Тематический план занятий

17. Международный женский день 1 1 1 КТД, концерт Фотоотчет Отзывы мероприятия

18. Республиканская акция «Спаси птиц!» 2 1 1 Акция Выполнение проектов

19. Международный день книги 1 - 1 Помощь в библиотеке и др., трудовые десанты Фотоотчет, отзыв библиотекаря

20. Международный день милосердия 1 1 Трудовые десанты, акция Отзывы

21. «Профессии моей страны» 1 1 Лекция, КТД Проект

22. Соблюдай правила дорожного движения 2 1 1 Акция, лекция Акция для детских садов

23. Школьный музей 2 1 1 Субботник Отзыв

24. Акция «Георгиевская ленточка» 1 1 Трудовые десанты Фотоотчет

25. День Победы 2 1 1 КТД, концерт Фотоотчет

26. День здоровья 1 1 КТД Проверка плакатов

27. Озеленение школы 2 1 1 Субботник, трудовой десант Отзывы людей

28. Весенний кросс 1 1 Мероприятие

29. Фотоконкурс «10 добрых дел» 1 1 Мероприятие Отчет

30. Итоговое занятие: «Какой я волонтер?» 1 1 КТД Проект

Всего: 43

хвал и поощрений, что послужило мотивацией заниматься подобными делами и дальше.

Далее у воспитанников с желаниями, которые были направлены на других, вели себя более уверенно, так как нравственные нормы, чувства доброты, усвоенные в семье, становятся основой для формирования более глубоких представлений нравственности: патриотизма, ценности гуманных взаимоотношений, чувства коллективизма и т. д.

Таблица 3

Контрольная оценка сформированности ценностных ориентаций у испытуемых

Ответы направлены на себя Ответы направлены на других

87% (13) 13% (2)

После проведения формирующего этапа исследования среди младших школьников был проведен опрос на контрольную оценку сформированности ценностных ориентаций. Опрос состоял из 8 вопросов, на каждом вопросе ребенок выбирал вариант, который ему подходит За каждый правильный ответ ставится

Библиографический список

1. 2.

3.

4.

5.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Leont'ev D.A. Metodika izucheniya cennostnyh orientacij. Moskva: Smysl, 2002.

2. Nemov R.S. Psihologiya. Moskva: Vlados, 2008.

3. Ol'shanskij V.B. Lichnost'isocial'nye cennosti. Moskva: Prosveschenie, 2008.

4. Tarasova N.V. Volonterskaya deyatel'nost' kak istoriko-pedagogicheskij fenomen.

5. Prihozhan A.M., Tolstyh N.N. Psihologiya sirotstva. Sankt-Peterburg: Piter, 2005.

по одному баллу, ответы анализируется по двум критериям: «ответы направлены на себя» и «на других».

Таким образом, после проведения внеурочных мероприятий, направленных на формирование нравственных ориентаций, дети показали хорошие результаты. В контрольной оценке у испытуемых видно, что критерий «ответы направлены на других» - у 13 учащихся, которые активно участвовали во всех мероприятиях и им нравилось заниматься полезным делом. В начале эксперимента у половины группы желания были направлены только на себя. После проведения воспитательных мероприятий на примере волонтерской деятельности появились мотивы и желания делать что-либо для других.

Формирование ценностных ориентаций у младших школьников имеет большое значение для их дальнейшего развития как личностей. Ценности играют значительную роль в формировании мировоззрения, поведения, отношений с окружающим миром. Существенным аспектом работы по формированию ценностных ориентаций учащихся является создание условий для воспитания их моральных убеждений и норм поведения. Важно помнить, что это сложный и длительный процесс, который требует постоянного внимания и работы как со стороны школы, так и со стороны семьи и общества в целом.

Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012; № 4: 46-52.

Статья поступила в редакцию 18.04.24

Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. Москва: Смысл, 2002. Немов РС. Психология. Москва: Владос, 2008.

Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. Москва: Просвещение, 2008.

Тарасова Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен. Педагогическое образование в России. 2012; № 4: 46-52. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. Санкт-Петербург: Питер, 2005.

УДК 378

Korneeva N.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: korneevanyu@cspu.ru

TECHNOLOGY FOR TRAINING FUTURE PROFESSIONAL TEACHERS IN CONDITIONS OF NETWORK INTERACTION "COLLEGE - UNIVERSITY -ENTERPRISE". The article analyzes a network interaction of a college, university and enterprise (hereinafter referred to as the network CUE interaction) as an integration of the resources of educational institutions and the enterprise in order to increase the efficiency of training a future vocational education teacher. The idea is substantiated that the specificity of training a future software teacher lies in the formation of both engineering and pedagogical competencies, which determines their relationship and interpenetration. Particular attention is paid to the need for the professional training of future vocational education teachers to comply with the existing conditions of production and the labor market, which is ensured by the general resource base in the process of the CUE interaction, as well as digital learning technologies. The article clarifies the concept of "the network CUE interaction" and formulates the requirements of production and the education system for the implementation of such interaction with the aim of its effective implementation.

Key words: network interaction, integration, college, university, enterprise, vocational teacher, digital learning technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.