Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна

В данной статье охарактеризован процесс формирования социальной активности младшего школьника через вовлечение в волонтерскую деятельность. Выделены основные этапы вовлечения младшего школьника в волонтерскую деятельность. Показан диагностический инструментарий социальной активности младшего школьника. Приведены данные констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Описан формирующий этап. Выделена специфика волонтерской деятельности младшего школьника и ее виды. Уделено внимание организационным аспектам вовлечения младших школьников в волонтерскую деятельность. Приведены данные контрольного этапа опытно-экспериментальной работы и проведен сравнительных анализ эмпирических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH VOLUNTEER ACTIVITIES

This article describes the process of forming the social activity of a younger student through involvement in volunteer activities. The main stages of involvement of a younger student in volunteer activity are highlighted. The diagnostic tools of the social activity of the younger student are shown. The data of the ascertaining stage of experimental work are presented. The formative stage is described. The specifics of the volunteer activity of a junior schoolboy and its types are highlighted. Attention is paid to the organizational aspects of involving younger schoolchildren in volunteer activities. The data of the control stage of experimental work are presented and a comparative analysis of empirical data is carried out.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Данное упражнение развивает умение восстанавливать деформированный текст с нарушенным порядком предложений.

5) Упражнение Как мы красили забор».

Инструкция. Младшим школьникам предлагается посмотреть на серию сюжетных картинок и ответить на вопросы, тем самым составляя рассказ по данной серии.

Вопросы для детей по серии сюжетных картинок:

1. Что Ваня решил сделать?

2. Где был котенок, пока Ваня красил забор?

3. Что потом сделал котенок?

4. Как поступил Ваня с котенком?

Данное упражнение развивает умение составлять рассказ с помощью наводящих вопросов.

Упражнения из комплекса были реализованы на уроках русского языка и литературного чтения в течение года. Разработанный комплекс упражнений с опорой на сюжетные картинки можно адаптировать на любые уроки, используя различные картинки.

После проведения уроков на формирующем этапе нами была проведена повторная диагностика выявления уровня развития устной связной речи у младших школьников. Результаты представлены ниже.

С высоким уровнем развития связной устной речи выявлено 7 человек (23,3%), на среднем уровне находятся 20 учащихся (66,7%) и низкий уровень у 3 первоклассников (10%). Заметим, что как и при первичной диагностики, так и при проведении повторной большинство учащихся находятся на среднем уровне. Также увеличилось количество детей с высоким уровнем и понижения числа учащихся с низким уровнем. Следовательно, разработанный и реализованный нами комплекс упражнений с опорой на сюжетные картинки способен повысить уровень развития связной устной речи младших школьников в учебной деятельности.

Выводы. Таким образом, подводя итог нашего исследования, мы пришли к выводу о том, что:

- во-первых, в развитие устной связной речи имеет огромное значение как в учебной деятельности как в повседневной жизни младших школьников, обладая коммуникативными возможностями;

- во-вторых, в ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены уровни развития связной устной речи младших школьников, которые показали необходимость в ее усовершенствовании. В результате чего был разработан и реализован комплекс упражнений с опорой на сюжетные картинки, который в результате повторной диагностики изменил показания уровни развития связной устной речи у младших школьников в положительную сторону. Однако остаются еще учащиеся с низким уровнем развития связной устной речи Поэтому данная работа требует продолжения.

Литература:

1. Агафонова, В.А. Формирование культуры речи у младших школьников / В.А. Агафонова, Л.А. Сатарова // Вестник МГОУ. - 2019. - № 2. - С. 6-11.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - Москва: Пресс, 2019. - 157 с.

3. Антонова, Е.С. Методика обучения русскому языку / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - Москва: Академия, 2015. - 400 с.

4. Арзамасцева, Н.В. Развитие связной речи младших школьников как актуальная проблема современности / Н.В. Арзамасцева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 4-1. - С. 112-115.

5. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - Москва: ЛКИ, 2007. - 176 с.

6. Борякова, Н.Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития / Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова. - Москва: Издательство: В. Секачев, 2010. - 51 с.

7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - Москва: Фокус, 2003. - 210 с.

8. Голуб, Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно -ориентированного образования / Г.Б. Голуб. - Самара: Учебная литература, 2016. - 176 с.

9. Запорожец, И.В. Культура речи / И. В. Запорожец // Начальная школа. - 2003. - № 5. - С. 38-39.

10. Кизилова, Т.Н. Система работы по развитию связной речи младших школьников / Т.Н. Кизилова // Наука и образование сегодня. - 2020. - № 9 (56). - С. 33-34.

11. Колесова, О.В. Современные аспекты развития культуры речи у младших школьников // О.В. Колесова, С.К. Тивикова, С.С. Клюева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71-2. - С. 200-203.

12. Ольшанская, В.В. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников / В.В. Ольшанская // Скиф. -2020. - №4 (44). - С. 668-671.

13. Российская Федерация. Законы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Федеральный закон № 373 [утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 06 окт. 2009 (ред. от 11.12.2020)]. - Москва: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2009.

14. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ: [Принят Государственной Думой 21 декаб. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декаб. 2012 г.]. - Москва: Кремль, 2012. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 25.04.2022).

15. Черемкина, О.П. Развитие связной речи младших школьников посредством сочинения / О.П. Черемкина // Вестник науки и образования. - 2021. - № 10-1 (113). - С. 72-76

Педагогика

УДК 371.8

кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ

ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье охарактеризован процесс формирования социальной активности младшего школьника через вовлечение в волонтерскую деятельность. Выделены основные этапы вовлечения младшего школьника в волонтерскую деятельность. Показан диагностический инструментарий социальной активности младшего школьника. Приведены данные констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Описан формирующий этап. Выделена специфика волонтерской деятельности младшего школьника и ее виды. Уделено внимание организационным аспектам

вовлечения младших школьников в волонтерскую деятельность. Приведены данные контрольного этапа опытно-экспериментальной работы и проведен сравнительных анализ эмпирических данных.

Ключевые слова: социальная активность, формирование социальной активности, волонтерская деятельность, младшие школьники.

Annotation. This article describes the process of forming the social activity of a younger student through involvement in volunteer activities. The main stages of involvement of a younger student in volunteer activity are highlighted. The diagnostic tools of the social activity of the younger student are shown. The data of the ascertaining stage of experimental work are presented. The formative stage is described. The specifics of the volunteer activity of a junior schoolboy and its types are highlighted. Attention is paid to the organizational aspects of involving younger schoolchildren in volunteer activities. The data of the control stage of experimental work are presented and a comparative analysis of empirical data is carried out.

Key words: social activity, formation of social activity, volunteer activity, junior schoolchildren.

Введение. В настоящее время создается множество программ и проектов по развитию у подрастающего поколения социальной активности. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года» четко обозначено, что на современном этапе актуально «воспитание человека образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека» [5].

Изложение основного материала статьи. Проблемы социального развития детей младшего школьного возраста отражены в работах Т.М. Бабуновой, Т.В. Антонова, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Е.В. Рылеева, А.В. Петровский, Л.В. Трубайчук. Так как социальное развитие включает в себя широкий спектр компонентов, то, исходя из вышесказанного, проблемой становится поиск эффективных средств и способов социального развития ребенка, как составного компонента воспитания детей младшего школьного возраста в целом [2]. В связи с этим необходимо включение в деятельность, которое позволит сделать процесс эффективным. Л.В. Болотова, С.Г. Екимова, Е. В. Богданова, У.П. Кретова, В.В. Митрофаненко, Е.С. Азарова и Л.Е. Сикорская считают, что таким средством может стать волонтёрская деятельность [4].

Социальная активность относится к показателям, характеризующим человека через призму его ценности для общества во взаимодействии с людьми. Основываясь на отечественной психолого-педагогической литературе, рассмотрим это понятие. В нашем исследовании мы будем понимать «социальную активность» как многогранное интегративное качество личности, признаками которого будут инициативность, целенаправленная социально значимая активность, а также готовность действовать в интересах общества.

В социальной активности выделяются следующие структурные компоненты: систему потребностей и стремлений, реализуемую в социально значимой деятельности; систему общественных и личных мотивов, определяющих направленность реализации активности; ценностные ориентации и социальные установки как средства регуляции отношений с предметно-социальной действительностью; самооценку и социально ценные качества личности [3]. На основании этого нами были выделены мотивационный, статусный, нормативный и деятельностный критерии.

В ходе исследования была проведена опытно - экспериментальная работа с целью создания условий для формирования социальной активности младших школьников посредством волонтерской деятельности и ее диагностики по итогам формирующего эксперимента. Опытно - экспериментальное исследование было проведено на базе МБОУ «СОШ № 9 г. Лесосибирска» в 4 классе. В классе обучаются 27 детей, из них 13 мальчиков и 14 девочек в возрасте 9-10 лет. Выделение критериев и показателей социальной активности младших школьников позволило подобрать диагностический инструментарий. Подобранные нами диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Диагностики для оценки уровня сформированности социальной активности младших школьников

Нормативный критерий Лист наблюдения за поведением (по схеме) В.В. Зинченко

Деятельностный критерий

Мотивационный критерий Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой)

Статусный критерий Методика «Самооценка» (Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн)

Опытно - экспериментальная работа была выстроена в несколько этапов: первый заключался в первичной диагностике сформированности социальной активности младших школьников среди учеников 4 класса. Второй этап заключался в реализации мероприятий, по вовлечению м ладших школьников в волонтерскую деятельность. Третий этап представляет собой повторную диагностику сформированности социальной активности у младших школьников. Подобранный диагностический инструментарий был использован на этапе констатирующего эксперимента и его результаты получили свое отражений в таблице 2.

Таблица 2

Сводная таблица констатирующего эксперимента

Диагностика Уровень сформированности

низкий средний высокий

Лист наблюдения по В.В. Зинченко (нормативный критерий) 30% 56% 15%

Лист наблюдения по В.В. Зинченко (деятельностный критерий) 32% 55% 13%

«Оцени поступок» (по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой (конвенциальные) 33% 48% 19%

«Оцени поступок» (по Э.Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой (моральные) 26% 52% 22%

«Самооценка» (Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн) (уровень самооценки) 22,2% 11,1% 66,7%

«Самооценка» (Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн) (уровень притязаний) 3,8% 14,8% 81,4%

По результатам констатирующего эксперимента выявлены следующие уровни сформированности социальной активности младших школьников: 11 человек имеют низкий уровень (41%), 13 детей со средним уровнем сформированности (48%) и 3 школьника с высоким уровнем сформированности социальной активности (11%).

На основании полученных результатов было решено реализовать формирующую работу на основе волонтерской деятельности для формирования социальной активности детей младшего школьного возраста.

В октябре 2021 года в сотрудничестве с классным руководителем 4 класса был разработан проект волонтёрской деятельности «Щепотка добра». В ходе реализации данного проекта младшие школьники принимали участие в разных видах волонтерской деятельности:

- постоянные сборы гуманитарных средств в общественную организацию «Симба», которая занимается оказанием помощи бездомным животным;

- организация веселых физминуток на переменах в рекреации начальной школы;

- помощь дворникам по расчистке школьного двора от снега;

- участие в благотворительных концертах и т.д.

В течение учебного года проводились классные часы по темам «Добро и милосердие», «Кто такой Благотворитель?», «Братья наши меньшие», «Что важнее: дарить или получать подарки?», «доброволец (волонтер) и т.д. Классные часы способствовали формированию понятийного аппарата младших школьников и освоению ключевых терминов волонтерской деятельности: доброта, благотворительность, волонтер, благополучатель. Участвуя в волонтерской деятельности, младшие школьники получили возможность проявить свои способности в новом деле, получат опыт в проведении и организации мероприятий, акций, что дает возможность раскрыть и выявить ранее скрытые возможности. В процессе подготовки и реализации волонтерской деятельности младшие школьники приобрели уверенность в своих силах и выстраивании новых социальных связей.

Для реализации системного подхода в организации волонтерской деятельности в МБОУ «СОШ № 9» г. Лесосибирска в 2021-2022 учебном году установлено сотрудничество с «Молодежным центром г. Лесосибирска» в рамках деятельности муниципального ресурсного центра поддержки добровольчества.

Одним из условий сотрудничества является содействие в регистрации детей от 7 до 18 лет на портале «DOBRO.RU», который является главной федеральной площадкой о добровольчестве в России. С этой целью под руководством заместителя директора по УВР классными руководителями, руководителем волонтёрского отряда «Доброе сердце», школьным координатором первичного отделения РДШ проводились для классных руководителей и детей информационно-мотивационные встречи. Тема встреч - перспективы и возможностей участия в волонтерской деятельности с регистрацией на портале «DOBRO.RU».

Далее заместителем директора по УВР было проведено организационное совещание по планированию деятельности с использованием информационного портала «DOBRO.RU», были обозначены рекомендации классным руководителям по включению детей в волонтерскую деятельность.

Первым добрым делом волонтеров МБОУ «СОШ № 9» с регистрацией на сайте «DOBRO.RU» стала «Весенняя неделя добра» - ежегодная общероссийская добровольческая акция, которая проводится с 1997 года и формируется на основе социально - значимых мероприятий волонтерской направленности. Был составлен план мероприятий и выставлен на портале «DOBRO.RU» по основным направлениям: «Десант добра» в «Дом ветеранов», в Клуб ветеранов микрорайона «Центральный», центр «Спиридоновский», библиотека, «Школьная Служба медиации», организация помощи животным, пропаганда ЗОЖ и акция «Чистота - залог здоровья».

Функции волонтеров в рамках мероприятий в «Весеннюю неделю добра»: 1) волонтер по уходу за животными, 2) волонтер-консультант, 3) участник субботника, 4) помощник библиотекаря, 5) социальный работник на волонтерских началах [1].

Далее была доведена информация для детей и родителей для участия в «Весенней неделе добра» через платформу «DOBRO.RU» (https://dobro.ru/event/10165297). Детям необходимо подать заявку в соответствии с той акцией, в которой участвует класс. При этом обращали внимание на то, что обучающийся может подать заявку только на одну акцию.

Таким образом, в соответствии с планом работы по реализации волонтерской деятельности, был осуществлён ряд мероприятий. 4 класс, в ходе опытно - экспериментальной части исследования принял участие в следующих мероприятиях «Весенней недели добра»:

• «Будка добра».

• «О добрых делах от детей детям».

• «Субботник».

• Акция «Покорми птицу».

• «Тебе герой отечества».

• «Нет пагубным привычкам».

У детей была отмечена большая заинтересованность в работе и сотрудничестве с окружающими. Обучающиеся точно следовали предлагаемому алгоритму работы, чтобы достичь желаемого результата. В сводной таблице 3 мы показали результаты контрольного эксперимента.

Таблица 3

Сводная таблица контрольного эксперимента

Диагностика Уровень сформированности

низкий средний высокий

Лист наблюдения по В.В. Зинченко (нормативный критерий) 13% 30% 57%

Лист наблюдения по В.В. Зинченко (деятельный критерий) 15% 58% 27%

«Оцени поступок» (по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой (конвенциональный) 14% 48% 38%

«Оцени поступок» (по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой (моральные) 11% 45% 44%

«Самооценка» (Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн) (уровень самооценки) 3,7% 7,4% 74%

«Самооценка» (Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн) (уровень притязаний) 3,8% 14,8% 88,9%

Таким образом, по результатам контрольного эксперимента выявлена положительная динамика в формировании социальной активности младших школьников по совокупности диагностических данных по разным методикам: 6 человек показали низкий уровень (22%), 7 детей со средним уровнем сформированности (45%) и 14 школьников с высоким уровнем социальной активности (33%). 45% школьников имеет средний уровень сформированности социальной активности, что указывает на недостаточно полное осознанием социальной важности волонтёрской деятельности; иногда поверхностным отношением к соблюдению социальных норм и правил поведения в ближайшей социальной среде; для них характерно расхождение знаний и практических действий, следовательно, данная категория младших школьников нуждается в руководящей роли учителя. Треть детей в классе (33%) может выступать лидерами в инициативе к совершению волонтерских дел. В ходе проведенной работы, их число увеличилось, за счет уменьшения количества детей с низким уровнем. Эта группа детей обладает полным представлением о социальных нормах, образцах и правилах поведения, готова к социально-полезной деятельности и радуется от полученного результата; проявляет самостоятельность от планирования до оценки результатов деятельности; обладает сформированным набором личностно важных и нравственных качеств.

Выводы. Подводя итог проведенной нами опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что выбранный нами способ формирования социальной активности младших школьников посредством вовлечения в волонтерскую деятельность может использоваться в качестве инструмента формирующей работы, так как используемые нами мероприятия волонтерской направленности дают положительную динамику сформированности социальной активности детей младшего школьного возраста. В результате опытно - экспериментальной работы мы выявили, что у обучающихся наблюдается положительная динамика в формировании социальной активности посредством волонтерской деятельности. На начальном этапе низкий уровень сформированности социальной активности наблюдался у 41% обучающихся, после реализации волонтёрских мероприятий снизился на 19% и стал 22%. Средний уровень сформированности социальной активности младших школьников на начальном этапе показал 48% обучающихся, после реализации волонтерских мероприятий показатель среднего уровня сформированности социальной активности младших школьников понизился на 3 % и стал 45%. Это небольшое понижение говорит лишь о переходе части младших школьников на высокий уровень сформированности социальной активности. Высокий уровень сформированности социальной активности младших школьников по итогам реализации волонтерских мероприятий на начальном этапе наблюдался у 11% учеников, по итогам реализации волонтерских мероприятий показатель повысился на 22% и стал 33%.

Литература:

1. Бодренкова, Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике / Г.П. Бодренкова // Российский центр развития добровольчества. - 2013. - Серия: Российская школа эффективного добровольчества. -С. 311-325.

2. Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения / Л.В. Занков. - Москва: Просвещение. - 2007. - 152 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Зинченко, В.В. Формирование социальной активности младших школьников в условиях инновационных образовательных учреждений / В.В. Зинченко // Инновации. Наука. Образование. - 2011. - URL: http://www.dissercat.com/content/ (дата обращения: 03.04.2022).

4. Купрейченко, А.Б. Проблема определения и оценки социальной активности. Психология индивидуальности / А.Б. Купрейченко. - Москва: Логос. - 2012. - 214 с.

5. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / утвержден распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996. - URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 28.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.