Формирование ценностных ориентаций будущих учителей средствами современной инструментальной музыки
Лабунец В.Н.
Аннотация: В статье рассматриваются психолого-педагогиче-ские условия формирования ценностных ориентаций музы-кантов-специалистов, в частности, будущих учителей музыки, чья личная система художественных ценностей и умение формировать ее у будущих воспитанников во многом предопределяет уровень развития подрастающего поколения.
Ключевые слова: ценностные ориентации, инструментальная музыка, психолого-педагогические условия, творческая активность, диалогическое общения.
Одна из приоритетных задач становления духовности человека связана с развитием его ценностных ориентаций, регулирующих опыт общения с окружающей средой, природой, культурой, обществом. Важным средством формирования ценностных ориентаций личности является музыкальное искусство. Вопросы формирования ценностных ориентаций личности средствами музыкального искусства изучаются в аспекте общефилософских проблем аксиологии, а также эстетики, социологии, психологии, педагогики, искусствоведения. Такой обширный диапазон исследования объясняется значимостью изучения феномена ценностных ориентаций в системе гуманитарного знания в целом, а также его местом в структуре внутреннего мира личности.
Изучение современной инструментальной музыки является одной из наибольших потребностей, требует осознания новой иерархии ценностей, новых средств бытия, новых представлений об искусстве. Инструментальная музыка XX-XXI веков отражает музыкальные процессы всех эпох и воплощает в данном виде искусства все новые тенденции ценностного осмысления музыкального бытия, «причем новизна переживаний, воплощенные в художественной форме, тесно связана с отношением средств музыкального выражения» [1, с. 30]. Инструментальной музыке в новой социокультурной ситуации (когда ускоряется «сердцебиение» эпохи) свойственна особая экспрессивная интерпретация музыкального времени. Это и «стремительность музыкальной экспрессии, что вполне соответствует чрезмерно ускоренному темпу духовной жизни ...» [1, с. 30], это постоянная эволюция индивидуальных стилей, это и новая интерпретация вертикали и горизонтали, новое соединение движения и статики, новое понимание единой сущности революционного и эволюционного обновления музыкального материала (как сущности процесса творчества).
Поиск новых форм - основное направление, по которому развивается современное искусство, - характеризуется отказом от канонической системы мышления. Ведь данная эпоха - это время огромной силы эксперимента во всех областях искусства, время перехода к новой художественной системе, формирования новых мировоззренческих установок. Новое философское осмысление мира искусства, борьба за новое против старого в сфере духовных ценностей, провозглашение полной свободы художественной личности стали сегодня основными условиями художественного творчества.
Музыкальное искусство является саморазвивающейся системой. Идея саморазвития заложена в самой этой системе, что проявляется в бесконечном стремлении к созданию нового. Однако создание нового не является полным разрушением старого, а выступает постоянным обновлением. В каждом «сегодня» живет «вчера» и «завтра» и, следовательно, в настоящем уже существуют зерна будущего. Пути взаимодействия «старого» и «нового» в искусстве заключаются в поиске равновесия в антитезе. Поиск нового синтеза, интегративных устремлений искусства пронизывают весь ХХ век [2].
Появление в инструментальной музыке ХХ века атонализ-ма, додекафонии, сериализма, сонористики свидетельствует о революционных преобразованих существовавших до сих пор постоянных систем музыкального мышления. Стремление к изобретениям, экспериментам в средствах выразительности, направленность на обновление всей системы музыкального языка - эти особенности современной инструментальной музыки отражают в постоянное стремление соединить национальное и наднациональное, урбанистическую структуру города и архаический фольклор, культуру Запада и Востока. Сочетание несочетаемого - это и есть центр напряжения, свойственный искусству ХХ века, что создает образ нашего времени, его множественность, жанрово-стилевой синтез, особый музыкальный язык. Новое представление об искусстве требует осознания новых средств музыкального мышления, звуковой логики, создания новой техники композиции, новых гармонических систем. В этом заключается специфика инструментального искусства современности.
Переосмысление пространственно-временной организации музыки с одновременным формированием новой концепции стиля тесно связаны с новым языком эпохи. Эпоха музыкальной риторики постепенно трансформировалась, что привело к перевороту в средствах выразительности и в средствах их организации, удостоверяющий новый музыкальный синтаксис в современной инструментальной музыке. Век, постоянно движущийся в сторону полифони-зации, понимание необходимости диалога, диалогического мышления и диалогической истины (М. Бахтин). Поиски нового музыкального языка направлены на создание новых форм, лишенных традиционных средств развития, свободных от необходимости иметь завязку, развитие и развязку провозглашенной идеи. Возможность сосуществования своего и чужого слова открывает путь к осознанию принципа полифонизма, к полистилистике, опирающейся на диалог стиля и жанра, на их открытость, сосуществование и пересечение [3].
Новое ценностное осмысление музыкальных инструментов, где в исключительном лаконизме и графической ясности создается новый звуковой образ инструментов, требует такой же ясности мышления и у исполнителя, и у слушателя, способности к восприятию как новой конструкции формы, так и новой системы художественных образов.
Современная инструментальная музыка позволяет на конкретном музыкальном материале:
• проследить переход от полистилистического к новому полифоническому мышлению, что открывает путь к переосмыслению всех ранее существующих взаимосвязей, требуя диффузии (взаимного проникновения) стилевых и жанровых модуляций, переосмысления и стиля и жанра;
• войти в новый «звуковой образ» музыкального инструмента, который содержит множественность авторских миров;
• осознать новые «музыкальные языки», проработать жанрово-стилевой и интонационно-стилевой анализы, запустить механизм ассоциативных связей.
В процессе освоения современной инструментальной музыки наблюдается формирование новой системы ценностей, которую мы рассматриваем как процесс роста познавательных потребностей и интереса к современной инструментальной музыке через восприятие, изучение, проникновение, ценностное осмысление и художественное преображение музыкальных произведений, которые поражают
своим разнообразием. Освоение современной музыки невозможно без формирования ценностных ориентаций, но и формирование новой системы ценностей невозможно без освоения современной музыки. Таким образом, возникает понимание того, что формирование ценностных ориентаций базируется на осознании процессов, которые происходили и происходят сегодня в современном инструментальном искусстве. Изучение ценностных ориентаций на примере освоения современной инструментальной музыки позволит нам определить сущность, структуру и динамику этого процесса.
Осознание принципов формирования ценностных ориентаций в музыкально-педагогическом процессе требует погружения в глубины уже познанного, проникновение в сущность другого порядка, установление более сложных, дифференцированных по содержанию закономерностей, что и определяет научно-педагогический поиск.
Исходя из логики формирования ценностных ориентаций будущих учителей музыки в сфере современного инструментального искусства Н. В. Свещинська определяет следующие этапы этого процесса:
• первый - формирование целостного восприятия, эмоционального отношения как эмоционально-интеллектуальной сущности личности;
• второй - развитие способностей образного мышления, художественного осмысления и оценки как интеллектуально-деятельной сущности субъекта;
• третий - воспитание осознанного интереса, сложившихся потребностей в творческой активности как деятельно-творческой сущности человека. На этой стадии студенты углубляют свои представления и знания. Безусловно, это распределение весьма условно, но бесспорно оно выражает общий ход процесса формирования ценностных ориентаций личности в музыкальной сфере.
Особенность начального этапа - обязательное возникновение потребности в познании, причем потребность эта и задает деятельный импульс. И чем выше будет «поисковая активность» (как механизм возникновения ориентации), тем глубже будет процесс познания. Движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от простого к сложному через поиск, исследования, творческую познавательную деятельность помогает личностям выступать «творцами ценностей для себя» [4, с. 124]. Познавательный интерес как проявление познавательной потребности личности является «общим, наиболее ярким выражением ценностного отношения к миру» [4, с. 128], а в аспекте музыкально-познавательной деятельности ценностного отношения к музыкальному миру.
Методы стимулирования познавательной потребности, средства пробуждения интереса к познаваемому объекту представляют серьезную музыкально-педагогическую проблему. Познавательный интерес как проявление познавательной потребности личности рассматривается в работах А. Маркова, А. Демьянчука, И. Карпенко, Г. Шевченко и др. Так, в педагогических исследованиях Г Щукиной и Ю. Шарова прослеживается трансформация познавательной потребности через стимуляцию интереса - опять к познавательной потребности (как доминирующее направление в развитии личности). В психологических исследованиях П. Симонова подчеркивается влияние на сферу потребностей, происходящее посредством обеспечения субъекта информацией о познавательном мире. «Этот процесс
не мгновенное нахождение качества - он растянувшийся во времени, который имеет свои этапы, последовательно соотносясь с общим ростом и возрастным развитием человека, формированием его личностных свойств» [5, с. 114].
Музыкальное познание начинается с ощущения эмоционального взрыва, толчка, заставляет начать длительный и сложный путь к объекту, который познается.
Этап познания - это, по утверждению психологов О. Леонтьева и М. Чеснокова, системообразующий момент в формировании ценностного сознания, когда личность открывает мир для себя. Во множественности смыслов, заложенных автором в музыкальное произведение, личность познает вольно или невольно, ищет тот смысл, который вызывает у нее самый мощный эмоциональный отклик. На начальном этапе ориентирования чрезвычайно важно наличие и эмоционального, и рационального компонентов, потому что эмоциональный толчок придает движение интеллектуальной деятельности, которая, в свою очередь, питает эмоциональное постижение музыкального мира. В процессе познания формируется новый личностный смысл, который представляет собой «особый уровень индивидуального сознания и подчеркивает субъективные особенности отражения человеком картины мира» [4, с. 121].
Единство эмоционального и рационального в процессе познания обеспечивает возможность постижение музыкальной картины мира, естественного существования в ней. Подобно ребенку, который открывает для себя мир сначала в беззаботном его ощущении, а затем и в нахождении множественности окружающих смыслов, субъект, познавая музыкальный мир, сначала воспринимает синкретическую, целостную, многоуровневую картину, где он постепенно должен вычленить все компоненты, понять их взаимосвязи, выделить доминирующее, общее и единичное.
На первом этапе формирования ценностной ориентации, фазе опознания, начинается развитие аксиологического отношения и к объекту, и к самому процессу познания. Познание как ценность, музыка как ценность - это первый ценностный опыт познающего субъекта. Именно на этом этапе формируется принцип музыкоцентризма и начинает действовать закон музыкального притяжения, обеспечивающий гармоничное освоение музыкального мира. Основное условие для возникновения музыкального притяжения - это постоянная потребность в новом познании. Формирование потребности познания - ценностная доминанта первого этапа ориентации. Педагогическая стратегия определяет работу всех механизмов ориентации, на этом этапе: диапазон поиска, направленность оценки на сам процесс познания, выбор проекции в достижении сопереживания, обеспечение максимальной самореализации личности (в самостоятельной деятельности) и, наконец, создание максимально благоприятных условий для достижения успеха. Все это обеспечивает мощную эмоциональную мотивацию познавательной деятельности личности.
Неразрывная связь сознательного и бессознательного на первом этапе ориентации - фазе опознания - дает возможность педагогу-музыканту составить первый портрет личности воспитанника, который вольно или невольно проявляет на этой фазе свои музыкальные симпатии или антипатии. «Ведь бессознательное не отделено от сознания какой-то непроходимой стеной. Процессы, начинающиеся в нем, имеют часто свое продолжение в сознании, и наоборот, многое из осознанного вытесняется нами в подсо-
знательную сферу. Существует постоянная динамическая связь между обеими сферами нашего сознания «[6, с. 69].
Проявление бессознательного - это ценный материал для аналитической деятельности педагога-музыканта, для определения основных направлений его педагогической стратегии, первый шаг на пути к синтетически-диалогиче-скому общению. Процесс познания начинается с акта восприятия, тесно связанного, по выражению Л. Выготского, с двумя проблемами - «чувства и воображения» [6, с. 187]. На этом этапе диагностируется уровень чувств и воображения ученика, его исконные способности к постижению музыки, степень его заинтересованности музыкой и инструментом.
Формирование ценностного музыкального сознания связано с восприятием музыки как постижением заложенных в ней смыслов. При бедности чувства и воображения, при неразвитой творческой фантазии множественность музыкальных смыслов становятся непостижимыми, а целостность музыкального мира дробится на многочисленные осколки. Таким образом, задача формирования ценностного сознания неразрывно связана с активизацией чувства и воображения в процессе музыкального познания.
Увлечение предметом изучения - оптимальный эмоциональный фон для успеха познавательной деятельности. Внесение ценностного аспекта в процесс познания требует концептуального перехода от «репродуктивной» (А. Ки-рьяков) деятельности к поисково-творческой, что обеспечивает максимальную включенность личности в учебный процесс. «Чем выше уровень познавательного творчества учащихся в учебной деятельности, тем глубже ценностное отношение к процессу познания и содержанию знаний, которые усваиваются» [4, с. 128].
Особенностью данного этапа выступает познавательный интерес или познавательная потребность как ценностное наполнение. Г. Щукина рассматривает интерес как педагогическую проблему и приходит к выводу, что интерес является активным стимулом любой деятельности, выражая ее избирательный характер, что, в свою очередь, отражает субъективные особенности человека. Достижение сопереживания и последующее движение к ценностному осмыслению и оценке музыкальных ценностей - это первый шаг к диалогу, где познание чужого «Я» - непременное условие для возникновения культурного диалога [4].
Итак, на первом этапе ориентации нужно понять, чего хочет композитор, и постараться найти необходимые средства для достижения его намерений, т.е. попытаться проникнуть в текст и в контекст музыки, накопить те знания и умения, которые помогут в освоении этого текста. Следовательно, на этом этапе главной ценностью является мир художественных образов автора.
На втором этапе нужно опираться не только на полученные знания и умения, но и на личностно-ценностную специфику своего воображения. Дальнейшее развитие музыкальной личности ведет к периоду аналитического расчленения, осознания элементов, отыскивания новых смыслов, выделения ценностных доминант нового этапа становления. Это первые шаги в самоопределении, первые попытки осознания собственных целей и задач, овладения средствами музыкальной выразительности. Именно на этом этапе эмоциональная функция как средство самовыражения может уступить место давлению ремесла, потому что потребность самовыражения уже не довольствуется теми техническими средствами, которыми на данный момент владеет студент.
Этапы усвоения ценностей, ценностного осмысления и оценки естественно переходят в фазу переосмысления, переоценки, перевоплощения через собственное «Я», которое вступает в процесс взаимообогащения и самопознания. На этом этапе личностные субъект-объектные отношения дополняются субъект-субъектными, где субъект познает самого себя, соединяет усвоенные ценности с собственными качествами, будто примеряя их на себя, принимая или отвергая то, что изучает. Этап переоценки ценностей позволяет формулировать цели, осознавать идеалы, искать пути к осуществлению поставленной цели. Необходимость формирования способности к переосмыслению и перевоплощения музыкального произведения диктуется тем, что, «познать сущность музыки» можно только тогда, когда произойдет огромная аналитическая работа, насыщенная ценностно-личностными отношениями и той практической работой, «которая одна может дать материал для работы нашего синтезирующего подсознания «[7, с. 305].
Если на первом этапе главной ценностью является мир художественных образов автора, на втором - их ценностное осмысление, то третий этап - начало реального диалога, в котором «Я» начинает задавать автору вопросы, решение которых ведет личность в психологическую сферу мировоззрения. «Я-концепция» как результат познания себя и самооценки, как результат рефлексии - непременный компонент третьего этапа формирования ценностных ориентаций. Формирование оценки и самооценки - две основные составляющие этой стадии. Переосмысление и перевоплощения мира художественных образов происходит через все больший отход от внешних, нормативных регуляторов ко внутренним, ценностным.
Учитывая педагогический анализ процесса формирования ценностных ориентаций будущих учителей средствами современной инструментальной музыки, этот процесс нужно рассматривать как рост познавательных потребностей и интересов через изучение, целостное восприятие, ценностное осмысление и оценку современного фортепианного искусства и перевоплощения комплекса художественных образов в новое качество в художественно-творческой деятельности.
Педагогическое общение педагога со студентами приобретает особое значение и обусловлено дидактическим положением о зависимости эффективности учебно-воспитательного процесса от организации оптимального педагогического общения (А. Леонтьев) по принципу диалогического взаимодействия, которое способствует развитию творческого потенциала личности и служит основой ее продуктивной деятельности (И. Зязюн). В статье мы рассматриваем педагогическое общение как ценностное взаимодействие между педагогом и студентом, диалогическое по форме: что субъекты общения выступают с различных позиций во взаимодействие, обмен ценностями представляет собой не только приобщение студента к аксиологической иерархии педагога, но и приобщение педагога к ценностным ориентирам студента. И в дальнейшем осуществляется совместная деятельность по постижению ценностей всего музыкального мира. Необходимым условием этого взаимодействия является свобода общения и деятельности, а концептуальной особенностью является форма диалога. Диалог - специфическая форма общения, когда человек воспринимается как партнер с правом на собственную позицию, на личный способ восприятия мира. Диалог позволяет выразиться каждому из партнеров общения [8, с. 270].
Изменения ценностных ориентаций в современных условиях связаны с овладением педагогом мастерства вести диалог. Диалогический характер общения субъектов педагогического процесса предполагает новые отношения между ними. Эти отношения основаны на доверии студентов, уважении их взглядов, мыслей, действий. Во взаимодействии педагога и студента необходимо придерживаться оптимального баланса между свободой и руководством, между самостоятельностью студентов и помощью им.
Современной педагогикой доказано, что сверхзадача учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы привлечь студентов к активной самостоятельной деятельности, сформировать их как субъектов этой деятельности [9, с. 18].
Задача педагога заключается в создании условий, обеспечивающих активность студентов (формирование мотивации, развитие познавательных интересов, обучение приемам творческой работы). Для создания условий развития активности и самостоятельности будущих учителей предлагается использовать следующие действия:
• ставить студента в позицию активного субъекта обучения;
• развивать у молодежи способности самообладания музыкально-творческой деятельностью (саморегуляция, самооценка, самоорганизация, самоконтроль, самоанализ);
• организовать процесс формирования ценностных ориентаций как решение учебно-познавательных проблем на почве творческого взаимодействия, диалогического общения со студенческой молодежью.
Таким образом, применение системного подхода к совершенствованию музыкально-педагогического процесса позволяет сформировать потребность в диалогическом общении будущих учителей с современными инструментальными произведениями, ведет к целостному постижению музыкального искусства и способствует формированию творческой личности.
This article discusses the psychological and pedagogical conditions of value formation musicians, professionals, in particular, future music teachers, whose personal system of values and artistic ability to shape its future students have largely determines the level of development of the younger generation.
Key words: value orientation, instrumental music,
psycho-pedagogical conditions, creative activity, dialogic communication.
Список использованных источников
1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) / Ю.Б. Алиев. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. - 352 с.
2. Синий всадник / под редакцией В. Кандинского и Ф. Марка. Перевод, коммент. и статьи В. Пышновой. - М. : Изобр. искусство, 1996. - 192 с.
3. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики / М. Лобанова. - М.: Музыка, 1994. - 320 с.
4. Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценности / А.В. Кирякова. - Оренбург, Изд-во Ор. ГУ, 1996. - 188 с.
5. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П.В. Симонов. - М. : Наука, 1970. - 141 с.
6. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1987. - 341 с.
7. Яворский Б.Л. Статьи. Воспоминания. Переписка / ред.-сост. И.С. Рабинович. - М. : Сов. композитор, 1982. - 703 с.
8. Педагогическое мастерство : учебник / И.А. Зязюн, Л.В. Кра-мущенко, И.Ф. Кривонос и др., под редакцией И.А. Зязюн.
- М. : Высшая школа, 1997. - 349 с.
9. Лазарсфельд П.Ф. Латентно-структурный анализ и теория тестов / П.Ф. Лазарсфельд // Математические методы в социальных науках / ред. П. Лазарсфельд, Н. Генры; пер. с англ. - М. : Прогресс, 1973. - С. 42-54.