Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения молодежи к своему здоровью как фактор профилактики ВИЧ-инфекции'

Формирование ценностного отношения молодежи к своему здоровью как фактор профилактики ВИЧ-инфекции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппов Александр Геннадьевич

Раскрываются содержание и результаты международного пилотного проекта по профилактике ВИЧ-инфекции и повышению квалификации педагогических работников и родителей в решении данной проблемы. Представлена система мер, позволяющая повысить эффективность формирования ценностного отношения молодежи к своему здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения молодежи к своему здоровью как фактор профилактики ВИЧ-инфекции»

жательная часть проекта: статистические данные о масштабах распространения наркомании в районе проживания, их сравнительный анализ с результатами собственного социологического исследования, информация о негативных последствиях употребления наркотических веществ и т.д. Заключение: наркоман нуждается в помощи; наркотики вызывают физическую и психическую зависимость, разрушают организм, приводят к деградации человека; помочь могут специалисты - врач, нарколог, консультант «телефона доверия», психолог; каждый может участвовать в работе по профилактике наркомании, рассказать другим о вреде наркотиков, сказать «нет» наркотикам. Вывод: в результате работы гипотеза проекта подтвердилась. Действительно, профилактическая работа в школе препятствует распространению наркомании. Список литературы (не менее десяти источников информации).

7. Информационная, методическая, техническая подготовка к организации профилактической работы (наличие ряда компьютерных программ, антинаркотиче-ских видеоматериалов и т.д.).

Решение семи выделенных задач, как показал опыт их реализации в практике работы классного руководителя, составляет основное содержание системы работы по профилактике наркомании в подростковой среде.

Литература

1. Близнецова, О.И. Воспитание мотивации изучения предметов естественного цикла старшеклассниками на примере обучения биологии и химии: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.И. Близнецова. М., 1975. 28 с.

2. Ильин, B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / B.C. Ильин. М.: Педагогика, 1984. 144 с.

3. Макеева, А. Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе / А. Г. Макеева. М.: Сентябрь, 1999. 144 с.

4. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / науч. ред. Л.М. Шипицына, JI.C. Шпелени. СПб., 2003. 464 с.

5. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. М.: Логос, 1999. 272 с.

А.Г. ФИЛИППОВ (Волгоград)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

Раскрываются содержание и результаты международного пилотного проекта по профилактике ВИЧ-инфекции и повышению квалификации педагогических работников и родителей в решении данной проблемы. Представлена система мер, позволяющая повысить эффективность формирования ценностного отношения молодежи к своему здоровью.

Эпидемия ВИЧ/СПИД переросла сегодня в глобальный кризис и представляет одну из наиболее серьезных угроз для социального прогресса, поражая преимущественно молодых людей - наиболее производительную часть рабочей силы. В 2002 -2005 гг. на территории Волгоградской области был реализован Международный проект «Комплексные стратегии противодействия распространению вич/иппп среди молодежи в РФ». Партнерами волгоградских специалистов наряду с администрацией Алтайского края были шесть агентств ООН: ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), МОТ (Международная организация труда), ПОНП (Программа ООН по наркотикам и преступности), ПРООН (Программа развития ООН), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), ЮНФПА (Фонд по народонаселению). Финансирование проекта осуществлялось Фондом ООН по международному сотрудничеству (UNFIP) и Департаментом международного развития Правительства Великобритании (DFID).

Одним из наиболее удачных стал опыт совместной работы по компоненту МОТ в системе начального профессионального образования.

Международная организация труда в процессе реализации своего компонента ставила перед собой следующие задачи:

- обеспечение подготовки тренеров в учреждениях начального профессионального образования;

- обеспечение подготовки рабочих групп в профессиональных училищах

© Филиппов А. Г., 2007

(включая директоров, заместителей по УВР, педагогов, психологов, медиков, библиотекарей, волонтеров);

- предоставление молодежи, обучающейся в профессиональных училищах, доступа к информации, средствам профилактики ВИЧ/ИППП; при необходимости - направление молодых людей в другие учреждения и организации, оказывающие информационные, медико-соци-альные услуги.

Постановлением губернатора Волгоградской области была создана межведомственная рабочая группа под руководством вице-губернатора для реализации и координации проекта. В ее состав вошли представители комитетов по образованию и здравоохранению, центра по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями, Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Работа проводилась в четырех учебных заведениях начального профессионального образования: профессиональном училище №11 и лицее №59 г. Волгограда, профессиональном училище №13 г. Ка-лач-на-Дону и № 35 г.Волжского.

Основные направления работы предусматривали:

1) подготовку кадров в системе начального профессионального образования до уровня, необходимого для осуществления противодействия распространению ВИЧ/ ИППП среди учащейся молодежи в ходе учебного процесса;

2) разработку и апробацию (включая тиражирование) учебных материалов для молодежи по проблеме ВИЧ/ИППП и вопросам здоровья в целом (включая сборник учебных элементов «Твое здоровье»);

3) разработку, тиражирование и распространение среди молодежи информационных и раздаточных материалов по проблеме ВИЧ/ИППП.

Опытно-экспериментальная работа включала в себя:

- обучающие семинары-тренинги для тренеров системы НПО, включая специалистов комитета по образованию;

- семинар для директоров учреждений НПО;

- разработки учебных элементов модульного пособия «Твое здоровье»;

- 12-дневный семинар-тренинг для учащихся (волонтеров) и преподавателей училищ (программа «Фестиваль социальных проектов» на базе образовательного центра «Смена», г. Анапа);

- разработку концепции сборника учебных элементов «Твое здоровье»;

- создание иллюстративного ряда для сборника учебных элементов «Твое здоровье» с учетом интересов учащихся учреждений начального профессионального образования в выборе основных персонажей;

- многоуровневую оценку изменения уровня информированности учащихся учреждений начального профессионального образования по вопросам здоровья в целом, и по проблеме ВИЧ/ИППП в частности.

По итогам работы получена положительная оценка Экспертного совета профессионального образования по запросу и при поддержке Министерства образования и науки РФ.

В сборник учебных элементов «Твое здоровье» вошли следующие темы: «Твое здоровье»; «Твое здоровье и личная гигиена»; «Твое здоровье и питание»; «Твое здоровье и пространство свободного времени»; «Твое здоровье и планирование семьи»; «Твое здоровье и насилие»; «Твое здоровье и курение»; «Твое здоровье и алкоголь»; «Твое здоровье и наркотики»; «Твое здоровье и ИППП»; «Твое здоровье и ВИЧ/СПИД».

Непосредственное изучение учащимися училищ сборника учебных элементов «Твое здоровье» было организовано через комбинирование различных форм и методов обучения и воспитания, активное участие самих подростков в «круглых столах», групповых дискуссиях «Твой выбор», тематических классных часах и внеклассных мероприятиях, социально-психологических тренингах, предметных неделях, информационных библиотечных часах, акциях «Твоя безопасность в твоих руках», «Я выбираю жизнь», ролевых и интерактивных играх, театрализованных представлениях, конкурсах рефератов, рисунков, плакатов, сочинений.

На уроках по таким предметам, как «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний», «Санитария и гигиена», «Биология»», «Физическая культура», отдельные темы изуча-

лись по учебным элементам «Твое здоровье и наркотики», «Твое здоровье и ИППП», «Твое здоровье и курение».

В учебных заведениях были созданы волонтерские группы, которые привлекались к проведению не только курсовых, общеучилищных, но и районных, городских профилактических мероприятий.

Понимая важное значение семьи в профилактической работе с вредными привычками подростков, училища старались сделать родителей своими союзниками, единомышленниками. С этой целью в повестку дня родительских собраний обязательно включались вопросы по формированию здорового образа жизни, проводился родительский всеобуч, на котором выступали и консультировали специалисты: медики, психологи, наркологи, юристы, работники правоохранительных органов.

Безусловно, одни учебные заведения не справились бы с решением столь сложных проблем. Поэтому были привлечены к сотрудничеству различные организации и учреждения, призванные заниматься этой работой: «Центр СПИД», муниципальное учреждение «Социум», Федеральное управление службы по борьбе с наркотиками по Волгоградской области, Центр профилактики социально-психолого-педагогической помощи подросткам и молодежи «Альтернатива», Областной центр планирования семьи и репродукции, комитеты по делам молодежи области и города, Молодежный центр «XXI век», социально-молодежный комплекс «Лидер» г. Калач-на-Дону, Волжский центр медицинской профилактики, наркологический и кожно-венеро-логический диспансеры и мн. др.

Несмотря на небольшой срок конкретной работы с учащимися, последовательное, этапное и комплексное выполнение мероприятий позволило добиться некоторых положительных результатов.

Для оценки эффективности использования профилактических разработок МОТ в системе начального профессионального образования специалистами Волгоградского государственного медицинского университета (Н.И. Латышевская, Л.А. Давыденко, Л. П. Сливина) было проведено трехэтапное социологическое исследование учащихся профессиональных училищ, позволившее выявить динамику их представлений о значимости здорового образа жизни, самосохранительного поведения, ин-

формированности о ВИЧ/ИППП в процессе обучения навыкам организации здорового образа жизни.

Контингент обследованных составили около 300 учащихся ПУ в возрасте от 15 до 18 лет. Их общие характеристики на протяжении всех трех этапов исследования существенно не менялись.

В процессе реализации профилактических разработок МОТ в 1,4 раза уменьшилось число курящих подростков, в 1,8 раза - число сочетающих курение с приемом алкогольных напитков, в 1,7 раза стало меньше учащихся, употребляющих алкоголь часто. Выявлены изменения в отношении употребления психоактивных веществ. Так, в 2,5 раза уменьшилось число учащихся, считающих, что можно улучшить свое настроение при помощи наркотиков, в 1,3 раза - при помощи алкоголя и в 1,5 раза - пробовавших это сделать при помощи алкоголя.

Отмечены положительные изменения в сексуальном поведении респондентов: уменьшилось число подростков, у которых половой контакт происходил на фоне употребления алкоголя; в 1,6 раза увеличился контингент сокративших число половых партнеров до одного; в 1,4 раза больше подростков ответили, что в последний раз во время секса использовали презерватив.

Увеличилось число респондентов, отметивших, что хотели бы получать информацию по вопросам ВИЧ/СПИДа в медицинском учреждении и центре планирования семьи, что свидетельствует о подготовленности подростков к получению более глубоких знаний по этим вопросам. Численность подростков, считающих, что в городе проводится работа по профилактике ВИЧ/СПИДа, возрастала от этапа к этапу (55,9%-76, 7%-86,0%). При этом в качестве источников информации, прежде всего, отмечали СМИ, на втором месте - распространение буклетов, брошюр, на третьем - лекции, беседы.

На третьем этапе по сравнению с первым в 1,8 раза увеличился контингент учащихся, принимавших участие в профилактической работе. Если на первом этапе подростков, считающих, что в их поведении произошли изменения, было 15,0%, то по результатам последнего этапа -25,3%. В структуре изменений поведения - более частое использование презервативов (6,7% респондентов - на первом

этапе, 20,7% - на третьем), сдача анализа на ВИЧ-инфекцию (1,3% и 7,3% соответственно). На заключительном этапе исследования по сравнению с первым в 1,9 раза увеличилось число учащихся, считающих, что на изменения в их поведении повлияло участие в профилактических мероприятиях.

Работа профессиональных училищ в рамках проекта показала, что тема здорового образа жизни в настоящее время очень актуальна и востребована молодежью, и только постоянная, ежедневная, кропотливая работа по профилактике вич/иппп может отвести угрозу новой волны заболеваемости вирусными инфекциями и сохранить молодое поколение здоровым.

Литература

1. Сборник материалов итоговой конференции по результатам реализации компонента МОТ в проекте «Комплексные стратегии противодействия распространению ВИЧ/ ИППП среди молодежи РФ». Барнаул-Вол-гоград-М.: Изд-во «Амбрелла», 2005. 171 с.

2. Науменко, Ю.В. Школа и здоровье: теоретико-методологический анализ: монография / Ю.В. Науменко; науч. ред. Н.К.Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. 244 с.

И. Ю. ПЫЛЬЦИНА (Волгоград)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ЭТАПЕ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА

Раскрыты новые характеристики девиантного поведения подростков и факторы его возникновения. Показана система деятельности социального педагога по диагностике, профилактике и преодолению кризисных ситуаций в развитии подростков.

Девиантное поведение корректно определить как отклоняющееся от моральных и социальных норм, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой социальные санкции.

Исследования, проведенные нами среди подростков в образовательных и социально-педагогических учреждениях г. Волгограда в 2000 - 2005 гг., позволяют констатировать тот факт, что пик девиантных проявлений у подростков приходится на период 12,5 - 15 лет. Сложность его состоит в том, что этот возраст относится к критическим периодам жизни человека. На сегодняшний день, изучая и исследуя подростковый возраст, ученые и практики (С. А. Беличева, Ю. А. Клейберг, В. И. Сло-бодчиков, Т. И. Шульга) характеризуют его множеством терминов: «переходный», «трудный», «критический», называя, соответственно, его представителей «максималистами», «беспризорниками», «безнадзорными» и т. п.

Актуальность рассмотрения отклоняющегося поведения подростков на этапе возрастного кризиса обусловлена резким увеличением и продолжающимся ростом подросткового нигилизма, агрессивности, преступности. Личность подростка с девиантным поведением на этапе возрастного кризиса - сложное единство общего и индивидуального. Общими являются возрастные особенности нервно-психической организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов, формирования характера, резко возрастающая активность, стремление к самостоятельности, к самоутверждению, пониманию сложных отношений в окружающей социальной среде. Эти общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов.

Основные общие дефекты поведения подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность и др.).

Возрастной кризис подростков наблюдается в двух основных формах. Первая -это кризис независимости. Его симптомы- упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям. Вторая форма - кризис зависимости, которая проти-

© Пыльцина И.Ю., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.