Научная статья на тему 'Индивидуально-личностный подход к подросткам в процессе профилактики наркомании'

Индивидуально-личностный подход к подросткам в процессе профилактики наркомании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галичкина Ольга Викторовна

Рассматриваются сущность и задачи профилактической работы с подростками в отношении наркомании. Раскрывается смысл индивидуально-личностного подхода в решении этой задачи. Описана и проиллюстрирована примерами последовательность педагогических действий педагога, выстраивающего систему работы на основе индивидуально-личностного подхода к личности подростка и процессу ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галичкина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-личностный подход к подросткам в процессе профилактики наркомании»

циальной стрессированности учащихся и неуспешностью социальных контактов со взрослыми и сверстниками.

По результатам факторного анализа в группе первоклассников с затрудненной адаптацией проявились противоречия между успешностью социальных контактов со взрослыми и сверстниками и социальной стрессированностью; эмоциональной привлекательностью учителя и тревожностью в ситуациях школьного взаимодействия; отсутствием признаков дезадаптивного поведения и эмоциональным неблагополучием ребенка. В группе первоклассников с неполной адаптацией наиболее ярко противоречие проявилось между эмоциональной непривлекательностью учителя и эмоциональным благополучием ребенка.

Полученные результаты позволяют констатировать, что:

- для периода возрастного кризиса 7 лет характерно специфичное сочетание объективных (средовых) и субъективных (личностных) факторов процесса социаль-но-психологической адаптации школьников, обусловливающее особенности и закономерности его протекания;

- выявленные особенности структуры факторов процесса социально-психологи-ческой адаптации школьников отражают, с одной стороны, общевозрастные закономерности, с другой - индивидуальные особенности в психическом развитии и личностном становлении школьников в период возрастного кризиса 7 лет;

- специфика влияния выявленных факторов на группы школьников с различным уровнем адаптации требует не только дифференцированного подхода в работе с ними, но и применения системы специальных педагогических средств, разработанной с учетом противоречий между факторами социально-психологической адаптации в каждой группе.

Полученные нами данные могут быть приняты за основу при разработке инвариантной и вариативной составляющих модели психолого-педагогического сопровождения адаптации школьников в период кризиса 7 лет как комплексной системы методов и средств взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, направленных на предупреждение и профилактику факторов риска данного процесса.

Литература

1. Ануфриенко, Е.В. Структура состояния дезадаптации в критические периоды развития личности: дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Ануфриенко. Комсомольск-на-Амуре,

2002. 224 с.

2. Бершедова, Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: автореф. дис. ... д-ра психол. наук/Л.И. Бершедова. М., 1999. 50 с.

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология / Л. С. Выготский; под ред. Д.Б.Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

4. Диагностика школьной дезадаптации. М.: Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1992. 204 с.

5. Поливанова, К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития (в логике культурно-исторической теории Л.С. Выготского): автореф. дис. ... д-ра психол. наук / К.Н. Поливанова. М., 1999. 39 с.

6. Слободская, Е.Р. Темперамент как фактор приспособления личности в критические периоды развития: дис. ... д-ра психол. наук / Е.Р. Слободская. Новосибирск, 2000. 310 с.

7. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М., 1995. 112 с.

О. В. ГАЛИЧКИНА (Волгоград)

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОДРОСТКАМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ

Рассматриваются сущность и задачи профилактической работы с подростками в отношении наркомании. Раскрывается смысл индивидуально-личностного подхода в решении этой задачи. Описана и проиллюстрирована примерами последовательность педагогических действий педагога, выстраивающего систему работы на основе индивидуально-личностного подхода к личности подростка и процессу ее формирования.

Профилактика наркомании представляет собой сложный комплекс социальных, медицинских, юридических и прочих мер,

© Галичкина О. В., 2007

принимаемых обществом для противодействия одной из сильнейших угроз нормальному развитию человека. Профилактика есть также вид педагогической деятельности, направленный на формирование у подростков специфических установок по отношению к употреблению наркотических веществ и выработку на их основе безопасного и ответственного поведения, прежде всего - за счет овладения навыками конструктивного общения, критического мышления, приемами преодоления стресса, неуверенности в себе, сопротивления психологическому давлению сверстников и т. д. Суть профилактики в данном случае состоит в моделировании ситуации, требующей оценки и преодоления некоторой жизненной коллизии, от правильного разрешения которой зависит будущее подростка. Наиболее эффективными при этом, как показал опыт, оказываются такие педагогические средства, которые, с одной стороны, предотвращают обращение к наркотическим веществам как способу достижения субъективно положительного внутреннего состояния, с другой - обеспечивают индивиду возможность реализовать собственную потребность в получении удовольствия за счет социально ценных источников [3].

Поскольку личностная позиция подростка по отношению к употреблению наркотиков представляет собой целостное личностное образование - конструкт смыслов, ценностей и опыта, то педагогические средства ее формирования также должны представлять собой целостную систему. Отдельно взятые педагогические средства не могут обеспечить реальное формирование тех качеств личности, которые создают психологическую устойчивость подростка к «наркогенному соблазну» (Там же).

Система педагогических средств - это такая их расстановка, последовательность, сочетание, когда каждое из средств соответствует поставленной цели и применяется так, что закрепляет, усиливает результат действия других средств, обеспечивая достижение цели кратчайшим путем, наиболее оптимальным для данных условий [1]. Такого рода педагогические средства не могут ограничиваться механическим включением подростка в какую-либо «отвлекающую» деятельность. Их сущностную основу составляет моделирование

жизненной ситуации, позволяющей подростку пережить и осмыслить коллизии, создающие опыт устойчивого сознательного противостояния наркотическому давлению. По сути, это ситуация, которая содержит нравственный выбор; самостоятельную постановку социально значимой цели; препятствие, требующее проявления воли и переживания радости собственного открытия; ощущение собственной значимости для других людей; самоанализ и самооценку; отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей; осознание своей ответственности за явления природной и социальной действительности и др. [5]. Иными словами, речь идет о ситуации, которая требует проявления личностной позиции ребенка, т.е. выступает своего рода жизненным событием.

При создании личностно ориентированной ситуации как определенного педагогического проекта, прогнозирующего отказ от наркотиков в настоящем и будущем, была опробована следующая последовательность педагогических действий.

1. Диагностика степени вовлеченности подростков в наркогенную ситуацию. Использование специального комплекса методик позволило получить представление о жизненной ситуации участников профилактической работы; определить, сколько процентов подростков исследуемой группы имеют опыт употребления наркотических веществ, позитивно настроены, а также не имеют четко выработанной личностной позиции по этому вопросу. Эти подростки составили так называемую «группу риска», в отношении которой был сделан основной акцент профилактической работы.

2. Формулировка педагогической цели, предполагающей изменение ценностного отношения подростков к наркотикам путем формирования специфических анти-наркотических установок и выработки на их основе безопасного и ответственного поведения.

3. Выбор предметной сферы, на материале которой создаются ситуации. В нашей работе мы остановились на системе занятий естественно-гуманитарного цикла, а именно - на уроках химии и биологии. Это в определенной степени объясняется спецификой самого феномена наркомании как явления, имеющего не толь-

ко психологическую, но сложную физиологическую и биохимическую обусловленность. Человеку, который уже имеет определенную профильную подготовку, на наш взгляд, гораздо легче разобраться в сложных механизмах формирования наркотической зависимости, симптомах наркотического опьянения и последствиях употребления наркотических веществ, что, в свою очередь, дает возможность обоснованно и грамотно использовать данную информацию при организации профилактической работы.

Кроме того, учителя химии и биологии в рамках своего предмета имеют и достаточно широкий диапазон предусмотренных учебной программой тем, которые позволяют использовать антинаркотиче-ские материалы непосредственно в качестве фрагментов уроков. Так, информация о негативном влиянии наркотических веществ была представлена нами в форме расчетных задач по химии. Приведем примеры некоторых из них:

■ Из одного грамма чистого героина наркодилеры, как правило, готовят 16 - 20 доз. Масса каждой из них - примерно 1 г. Вычислите массовую дозу героина в каждой из таких доз.

■ Учитывая, что 1 г чистого героина стоит 150 долл., определите цену данной дозы (методом пропорции). На практике цена самого дешевого и самого низкокачественного героина - примерно 6-10 долл. Какой доход получает торговец? На первый взгляд, немного. Но это только с рассчитанной вами массы одной дозы. А теперь определите размеры этого дохода, если в одной Москве за сутки продается 60 - 80 кг героина. Огромные доходы -вот основная причина колоссального развития наркосети.

■ В качестве добавки наркоторговцы часто используют сахарную пудру. Вычислите, какая масса сахара поступает в кровь человека с каждым новым уколом, если массовая доля примесей в 1 грамме «дозы» составляет 80%. Предположите последствия употребления такого товара для здоровья человека.

■ В качестве добавки к героину могут быть подмешаны и другие вещества. Например, стиральный порошок. Вычислите массовую долю героина в дозе массой 2 г, если массовая доля стирального порошка в нем составляет 63%. Не трудно предста-

вить, каковы могут быть последствия введения в вену стирального порошка, но, к сожалению, что это далеко не самая опасная примесь. Чистых наркотиков в продаже практически нет. Но если и удастся купить более или менее очищенный наркотик, возрастает другая опасность - опасность передозировки.

4. Отбор содержания используемых материалов. При этом мы учитывали, во-первых, наиболее распространенные механизмы привлечения подростков к употреблению наркотических веществ. Например, их предлагают цыгане или друзья (согласно статистике, в 75% случаев первое предложение попробовать наркотик исходит именно от друзей). Во-вторых, были приняты во внимание особенности социального статуса учащегося в группе: при «обыгрывании» ситуаций отказа от первой пробы исключалась возможность поручения «провокационной» роли подросткам с низкими социометрическими оценками («изгои»), т. к. это облегчает реализацию отказа другому участнику и способствует закреплению низкого социального статуса [2]. Третий аспект: характер наиболее доступных для данной подростковой группы наркотических веществ. Сегодня наиболее распространенной формой подростковой наркомании в России является употребление препаратов конопли [4]. Объяснением тому служат широкое распространение и относительная доступность (в том числе и по стоимости) препаратов. К тому же при эпизодическом употреблении (1-2 раза в неделю) привыкание к наркотику может развиться только к концу первого года, что создает иллюзию его относительной «безопасности». На этом, в частности, был сделан акцент при проведении работы с учителями (на заседаниях педагогического совета) и родителями (на общешкольных родительских собраниях), а также путем распространения буклетов, содержащих информацию о психических и поведенческих расстройствах вследствие употребления того или иного вида наркотиков.

Кроме того, при организации профилактической работы мы ориентировались на выбор таких педагогических средств, использование которых дало бы подростку возможность выработать свое собственное, глубоко эмоциональное отношение к

проблеме наркомании. В частности, подросткам были предложены отдельные несущие определенную эмоциональную нагрузку материалы для обсуждения: «В последнюю ночь перед смертью он пережил мучительные испытания. Сначала предательство, потом арест и ряд допросов, на которых против него давались ложные показания. Наконец, после бессонной ночи его повели на казнь. На месте казни ему предложили напиток, содержащий вещества, влияющие на психику. Они могли бы притупить боль и облегчить страдания. Но он отказался! Он хотел полностью владеть собой. Он хотел встретить испытание, полностью отдавая отчет в происходящем. Он не пытался уйти от действительности! И поэтому он отказался! О ком идет речь в этом рассказе? (В Библии говорится: "Попытались заставить Его выпить вино, смешанное с мирром, но Иисус отказался" (Евангелие от Марка 15:22). Подумай, Иисус отказался, хотя ему предстояло пройти через нечеловеческую боль и страдания. Тебе не выпали столь страшные испытания, почему же ты не пытаешься отказаться?)».

Значимость эмоционального компонента как особого канала, по которому педагог может проникнуть в смысловую сферу ребенка, стала основанием и для использования в рамках профилактической работы антинаркотических видеоматериалов (документальный видеофильм «Малита» о последствиях наркотической зависимости, снятый в условиях токсикологического стационара) с последующим обсуждением впечатлений от просмотра в группе участников (в форме «круглого стола»).

5. Построение диалогичного взаимодействия педагога и воспитанника - с целью пробудить собственные силы ребенка, чувство самоценности и уникальности. Диалог предполагает обращение к противоречиям в привычных и устаревших представлениях, столкновение различных концепций и их аргументаций, разговор о смысле события для личности. Так, в ходе организации конференции «Молодежь против наркотиков» участникам был задан следующий вопрос: «Наша конференция проходит под лозунгом “Молодежь против наркотиков”. Как вы думаете, соответствует ли это действительности. На самом ли деле молодежь сегодня против

наркотиков?». В ответ прозвучали стереотипные аргументы: «конечно, против, ведь наркотики - это зло, вред, опасность» и уже отсюда следует, что общество, особенно молодежь, негативно относится к наркотикам и наркомании в целом. В ответ мы привели неожиданный контраргумент, что послужило началом дискуссии: «А почему “следует”? Почему мы должны негативно относиться к тому, что сегодня является неотъемлемой частью повседневной жизни? Может быть, просто изменить социальную точку зрения на эту проблему, убрать ореол таинственности и сделать наркотики общедоступными, легальными?».

6. Организация самостоятельной работы подростков по исследованию состояния проблемы. Так, с целью обоснования актуальности проблемы наркомании, мы предложили детям самостоятельно провести ряд социологических опросов в школе и микрорайоне проживания. В частности, одной из групп был разработан опросный лист, включающий следующий перечень вопросов: «Как вы думаете, существует ли в нашей стране (городе, районе) проблема наркомании? Что такое наркомания? Как школа может помочь решению проблемы наркомании?» и т.д.

Результаты опроса легли в основу работы по созданию тематических проектов, которая включала в себя: а) формулировку темы, проблемного вопроса, гипотезы проекта, подвопросов темы; б) распределение обязанностей в группе, самостоятельную разработку содержания проекта; в) структурирование содержательной части проекта, оформление результатов проекта в виде мультимедийной презентации и информационного буклета; г) представление результатов (защита) проекта с привлечением профессиональных экспертов.

Так, группой учеников 10-го класса был разработан проект на тему «Жизнь над пропастью». Проблемный вопрос: «Школа - друг или враг наркотикам?». Гипотеза-. профилактическая работа в школе препятствует распространению наркомании. Подвопросы: нужна ли наркоману помощь? Чем опасен наркотик и к чему приводит его употребление? Какие специалисты участвуют в профилактике наркомании? Какой вклад может внести каждый ученик, чтобы остановить наркоманию? Содер-

жательная часть проекта: статистические данные о масштабах распространения наркомании в районе проживания, их сравнительный анализ с результатами собственного социологического исследования, информация о негативных последствиях употребления наркотических веществ и т.д. Заключение: наркоман нуждается в помощи; наркотики вызывают физическую и психическую зависимость, разрушают организм, приводят к деградации человека; помочь могут специалисты - врач, нарколог, консультант «телефона доверия», психолог; каждый может участвовать в работе по профилактике наркомании, рассказать другим о вреде наркотиков, сказать «нет» наркотикам. Вывод: в результате работы гипотеза проекта подтвердилась. Действительно, профилактическая работа в школе препятствует распространению наркомании. Список литературы (не менее десяти источников информации).

7. Информационная, методическая, техническая подготовка к организации профилактической работы (наличие ряда компьютерных программ, антинаркотиче-ских видеоматериалов и т.д.).

Решение семи выделенных задач, как показал опыт их реализации в практике работы классного руководителя, составляет основное содержание системы работы по профилактике наркомании в подростковой среде.

Литература

1. Близнецова, О.И. Воспитание мотивации изучения предметов естественного цикла старшеклассниками на примере обучения биологии и химии: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.И. Близнецова. М., 1975. 28 с.

2. Ильин, B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / B.C. Ильин. М.: Педагогика, 1984. 144 с.

3. Макеева, А. Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе / А. Г. Макеева. М.: Сентябрь, 1999. 144 с.

4. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / науч. ред. Л.М. Шипицына, Л.С. Шпелени. СПб.,

2003. 464 с.

5. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. М.: Логос, 1999. 272 с.

А.Г. ФИЛИППОВ (Волгоград)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

Раскрываются содержание и результаты международного пилотного проекта по профилактике ВИЧ-инфекции и повышению квалификации педагогических работников и родителей в решении данной проблемы. Представлена система мер, позволяющая повысить эффективность формирования ценностного отношения молодежи к своему здоровью.

Эпидемия ВИЧ/СПИД переросла сегодня в глобальный кризис и представляет одну из наиболее серьезных угроз для социального прогресса, поражая преимущественно молодых людей - наиболее производительную часть рабочей силы. В 2002 -2005 гг. на территории Волгоградской области был реализован Международный проект «Комплексные стратегии противодействия распространению вич/иппп среди молодежи в РФ». Партнерами волгоградских специалистов наряду с администрацией Алтайского края были шесть агентств ООН: ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), МОТ (Международная организация труда), ПОНП (Программа ООН по наркотикам и преступности), ПРООН (Программа развития ООН), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), ЮНФПА (Фонд по народонаселению). Финансирование проекта осуществлялось Фондом ООН по международному сотрудничеству (UNFIP) и Департаментом международного развития Правительства Великобритании (DFID).

Одним из наиболее удачных стал опыт совместной работы по компоненту МОТ в системе начального профессионального образования.

Международная организация труда в процессе реализации своего компонента ставила перед собой следующие задачи:

- обеспечение подготовки тренеров в учреждениях начального профессионального образования;

- обеспечение подготовки рабочих групп в профессиональных училищах

© Филиппов А. Г., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.