Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / младшие школьники / здоровый образ жизни / активный образ жизни / ценностное отношение к здоровью / health / primary school children / healthy lifestyle / active lifestyle / value attitude to health.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудова Фариза

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни в младшем школьном возрасте является актуальной проблемой современного общества. Данная статья посвящена исследованию влияния различных методов и подходов на формирование у детей понимания важности здоровья и правильного образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махмудова Фариза

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A VALUE ATTITUDE TOWARDS A HEALTHY LIFESTYLE IN PRIMARY SCHOOL

The formation of a value attitude towards a healthy lifestyle in primary school age is an urgent problem of modern society. This article is devoted to the study of the influence of various methods and approaches on the formation of children's understanding of the importance of health and a proper lifestyle.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 37.013.77(07) Научная статья

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Махмудова Ф. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет» Институт педагогики и психологии (г. Кострома, Россия)

Аннотация. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни в младшем школьном возрасте является актуальной проблемой современного общества. Данная статья посвящена исследованию влияния различных методов и подходов на формирование у детей понимания важности здоровья и правильного образа жизни.

Ключевые слова: здоровье, младшие школьники, здоровый образ жизни, активный образ жизни, ценностное отношение к здоровью.

Для цитирования: Махмудова Ф. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни в младшем школьном возрасте // Наука и реальность. 2024. № 2 (18). С. 122-126.

FORMATION OF A VALUE ATTITUDE TOWARDS A HEALTHY LIFESTYLE

IN PRIMARY SCHOOL

Mahmudova F.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Kostroma State University" Institute of Pedagogy and Psychology (Kostroma, Russia)

Abstract. The formation of a value attitude towards a healthy lifestyle in primary school age is an urgent problem of modern society. This article is devoted to the study of the influence of various methods and approaches on the formation of children's understanding of the importance of health and a proper lifestyle.

Key words: health, primary school children, healthy lifestyle, active lifestyle, value attitude to health.

For citation: Mahmudova F. Formation of a value attitude towards a healthy lifestyle in primary school // Science and Reality. 2024. no. 2 (18). pp. 122-126. (in Russia).

Ценностное отношение к здоровому образу жизни является важным аспектом в развитии личности с самого раннего возраста. Особенно важно сформировать это отношение в младшем школьном возрасте, поскольку в это время у детей закладываются основы их жизненных привычек и убеждений. Здоровый образ жизни включает в себя правильное питание, физическую активность, регулярные медицинские осмотры и отказ от вредных привычек. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни в младшем школьном возрасте принимает ключевое значение, так как в этом возрасте дети лучше воспринимают новую информацию, быстрее усваивают привычки и формируют стойкие убеждения. В наше время дети сталкиваются с большим количеством стрессов, сидячим образом жизни, неправильным питанием и другими факторами, которые негативно влияют на их здоровье. Поэтому важно привить им правильные ценности и привычки, которые помогут им сохранить и укрепить свое здоровье [1].

Литературный анализ показывает, что поиском форм и методов работы по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) у младших школьников занимались многие. Однако среди многочисленных публикаций на данную тему мы не находим тех, которые напрямую были бы направлены на изучение и представление результатов эффективности формировании ценностного отношения к ЗОЖ у школьников [1].

1. Ценностное отношение к здоровью в понимании детей младшего школьного возраста.

Ценностное отношение к здоровью представляет собой систему ценностей, убеждений и отношений к собственному здоровью и здоровью окружающих. У детей младшего школьного возраста это понятие может быть нечетко сформулировано, но они уже имеют представление о важности здоровья для жизни. Дети отмечают, что здоровье позволяет им чувствовать себя хорошо, учиться, играть, общаться с друзьями и выполнять свои обязанности [3].

2. Факторы, влияющие на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста способствуют следующие факторы:

- Образовательная деятельность. Участие в занятиях по физической культуре и спорту, уроках по охране и укреплению здоровья, а также проведение бесед и тренингов о важности здорового образа жизни и вреде вредных привычек.

- Семейная поддержка. Родители играют важную роль в формировании ценностного отношения к здоровью у детей. Они могут выступать в качестве примера здорового образа жизни для своих детей, участвовать в совместных занятиях и спортивных мероприятиях.

- Окружающая обстановка. Важную роль играет обучающая среда, в которой находится ребенок. Школа, детский сад, спортивные секции и кружки - все это места, где формируются привычки и стереотипы поведения [3].

3. Методы и приемы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни.

1. Образовательные программы:

• интегрировать темы ЗОЖ в учебный план (например, уроки естествознания, физкультуры, здоровья).

• предоставлять информацию о питании, физической активности, гигиене и эмоциональном здоровье.

• использовать интерактивные подходы, такие как ролевые игры, демонстрации и проекты.

2. Создание поддерживающей среды:

• создать школьную среду, поощряющую ЗОЖ (например, здоровая столовая, активные перерывы).

• сотрудничать с родителями и общиной, чтобы сформировать последовательную систему поддержки.

• предоставлять примеры ЗОЖ для учащихся (например, здоровые учителя и персонал).

3. Опыт и практика:

• предоставлять учащимся возможности для участия в занятиях ЗОЖ (например, уроки физкультуры, внеклассная деятельность).

• поощрять учащихся принимать здоровые решения в повседневной жизни (например, выбор здоровых закусок, физическая активность).

• создавать опыт, который делает ЗОЖ приятным и привлекательным.

4. Укрепление ценностей:

• связывать ЗОЖ с положительными результатами (например, здоровье, энергия, уверенность в себе).

• поощрять учащихся рассуждать о важности ЗОЖ для их будущего.

• использовать истории, примеры из реальной жизни и средства массовой информации для демонстрации ценности ЗОЖ.

5. Оценка и обратная связь:

• регулярно оценивать уровень знаний, отношения и поведения учащихся в отношении ЗОЖ.

• предоставлять учащимся обратную связь и поддержку для улучшения их отношения к ЗОЖ.

• использовать результаты оценки для информирования и корректировки образовательных программ и стратегий.

Для проведения исследования был выбран качественно-количественный метод анализа. В качестве основных методов сбора данных использовались наблюдение, анкетирование и интервью. Было проведено исследование среди детей младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет), а также педагогов. Опросные листы и вопросники были разработаны с учетом специфики возрастных особенностей детей [2].

Перед исследованием с участниками была проведена мотивирующая беседа с целью объяснения смысла и процедуры исследования, формирования ответственного подхода со стороны обучающихся и доверия к исследователю.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1-й этап — констатирующий. Цель: изучить уровень сформированности у младших школьников знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

2-й этап — формирующий. Цель: формирование у детей знаний и навыков ЗОЖ.

3-й этап — контрольный. Цель: изучение динамики уровня сформированности ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников после проведения занятий.

Результаты исследования показали, что формирование ценностного отношения к здоровью в младшем школьном возрасте играет важную роль в долгосрочной перспективе. Дети, которые получают информацию о правильном питании, физической активности, гигиене и других аспектах здорового образа жизни, проявляют больше интереса к заботе о своем здоровье.

График 1. Уровень интереса детей к здоровому образу жизни в зависимости от получаемой информации:

Интервью с педагогами также выявило, что включение тем здоровья и здорового образа жизни в учебный процесс способствует не только повышению академической успеваемости, но и формированию ценностного отношения к здоровью учащихся.

Таким образом, исследование подтвердило важность формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни среди детей младшего школьного возраста. Вовлечение детей в процесс заботы о своем здоровье через образовательные и игровые мероприятия способствует не только их физическому благополучию, но и психологическому развитию. Педагоги, родители и специалисты в области психологии и педагогики должны уделить особое внимание формированию ценностного отношения к здоровью среди детей, чтобы обеспечить им здоровое будущее.

Формирование ценностного отношения к ЗОЖ в младшем школьном возрасте имеет решающее значение для воспитания здорового поколения. ультидисциплинарный подход, сочетающий образовательные программы, поддерживающую среду, практический опыт, укрепление ценностей и оценку, может эффективно способствовать развитию положительного отношения к ЗОЖ у младших школьников. Уделяя приоритетное внимание ценностному отношению к ЗОЖ, мы инвестируем в будущее здоровье и благополучие наших детей.

Список источников

1. Насонова Н.И. Особенности формирования психологического здоровья у младших школьников // Вестник Воронежского государственного технического университета - 2012. - Т.8. №10-2. - с. 188-190. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-psihologicheskogo-zdorovya-u-mladshih-shkolnikov

2. Семенова Е.И. Формирование здоровьесберегающего образа жизни учащихся младших классов. // Психолого-педагогическое образование в современном мире. - 2017. -Т. №. 21 (155). - С. 443-445. - URL: https://moluch.ru/archive/155/43721/ (дата обращения: 10.04.2024).

3. Фурманов А. Г. Здоровый образ жизни / А. Г. Фурманов, Ю. Н. Князев. - Минск, 2003. - 163 с.

Махмудова Фариза, магистрант по направлению «Психолого-педагогическое образование», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет», Институт педагогики и психологии (г.Кострома, Россия).

Mahmudova Fariza, Master's student in the field of «Psychological and Pedagogical Education», Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kostroma State University", Institute of Pedagogy and Psychology, (Kostroma, Russia).

farizka 0220@list.ru

Евстегнеева Анастасия Андреевна, научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет», Институт педагогики и психологии (г.Кострома, Россия).

Evstegneeva Anastasia Andreevna, scientific supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kostroma State University", Institute of Pedagogy and Psychology, (Kostroma, Russia).

Дата поступления: 29.04.2024

© Махмудова Ф., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.