Таким образом, комплексные занятия - это форма обучения, в рамках которой моделируются различные виды профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в конкретных ситуациях, отражающих реальную оперативную обстановку, а также одна из форм итоговой оценки профессиональной подготовленности обучаемых (1).
лигЕВшт
1. Майдыков А. Ф., Буданов A.B. Разработка и проведение комплексных оперативных учений в образовательных учреждениях МВД России: Учеб.-метод, пос. - М., 1997.
2. Об утверждении Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации //Приказ МВД России.-2000.-№955.
3. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел // Приказ МВД России. - 2002. - № 965.
4. Потапов А. Приемы стрельбы из пистолета: Практика СМЕРШ. - М„ 2001.
5. Соловей Ю.П., Каплунов A.M. Теория и практика применения сотрудниками милиции огнестрельного оружия: Учеб.-практ. пос. - М., 1995.
6. Справка по результатам инспекторской проверки состояния служебной, боевой и физической подготовки УВД Омской области. - Омск, 2002.
7. Справка по результатам инспекторской проверки состояния служебной, боевой и физической подготовки УВД Курганской области. - Курган, 2002.
8. Щипин А.И. Методика поэтапной огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: Ав-тореф. дис... канд. пед. наук. -М., 1999.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕХНИКЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС
М.Ю. Порхачев, ст. преподаватель
Екатеринбургский филиал Академии ГПС МЧС России
При подготовке инженеров в технических вузах акцент ставится на таких направлениях обучения, которые дадут возможность характеризовать выпускников как специалистов в данной области. В то же время в последнее время возросла роль в подготовке специалистов (инженеров-системотехников), которые должны выполнять координирующие и контролирующие функции (к примеру, инженер пожарной безопасности). Они должны иметь представление о многих технологических процессах. Статус таких универсальных специалистов в системе дисциплинарной организации науки и в структуре специализированной инженерной деятельности до сих пор четко не определен "... без них сегодня становится просто невозможно не только решение конкретных научных и инженерных задач, но и дальнейшее развитие науки и техники в целом" (1,384).
При подготовке такого рода специалистов значительный упор должен ставиться в том числе и на гуманитар-
ную подготовку. Действительно, помимо технических знаний и навыков по эксплуатации технических устройств современный инженер (особенно, инженер-системотехник), для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, должен ориентироваться в современных тенденциях развития науки и техники, обладать знаниями в области экономики (в том числе экономики отрасли), права, социологии, педагогики и психологии, философии и др.
Здесь мы сформулируем, на наш взгляд, ряд немаловажных вопросов, которые не находят должного рассмотрения при подготовке специалистов технических-учебных заведений (на примере вузов ГПС).
1. Что представляет собой техника в широком понимании?
2. Чем является техника в жизни человека и какое воздействие она осуществляет?
3. Каким образом должна осуществляться оценка последствий воздействия техники?
Уже при анализе Государственных образовательных стандартов по подготовке специалистов в области пожарной безопасности можно сделать вывод, что явным образом поставленные вопросы не рассматриваются.
Затронутую проблему можно назвать чисто философской. И с этим можно соптситься, но лишь частично:
- во-первых, каждый специалист в области техники, занимающийся постоянным самосовершенствованием, рано или поздно сталкивается с поставлешшми вопросами (здесь речь идет о познающей сущности человека);
- во-вторых, "техника" должна занять правильное "положение" при формировании целостного представления о мире;
- в-третьих, в современном техногенном мире остро встает вопрос о профессиональной этике подготавливаемых специалистов.
Если первый довод еще можно отнести к чисто философским (осмысление жизни и себя в этой жизни, хотя рационального решения здесь, на наш взгляд, не существует), то два последующих непосредственно связаны с процессом воспитания, а это уже задачи в большей степени педагогические.
Остановимся на поставленных вопросах.
Что включает в себя понятие техники и чем она является в жизни человека? Этот вопрос рассматривали многие ученые (X. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, В.Г. Горохов и др.).
Приведем два толкования, которые наиболее характерны для современного положения в этой области (в историческом развитии понятие техники изменялось).
Философская концепция техники М. Хайдеггера (1889-1976, ненецкий философ) (2). В центре его работ-связь техники с бытием, анализ ее в контексте отношения человек - бытие. Он не приемлет представление о технике как средстве и как воплощении человеческой деятельности. М. Хайдеггер видит в технике способ конструирования мира. Техника несет с собой и выражает в себе новое отношение человека к миру, новый способ раскрытия бытия.
Автор считает, что человек, создав технику, не продумал вопрос о ее природе. Между тем, по мысли М. Хайдеггера, сущность техники вовсе не есть что-то техническое. Сущность современной техники, по Хай-
деггеру, заключается в способе раскрытия "потаеннос-ти бытия" (2). Особенностями этого способа отношения человека к бытию, которое с наибольшей силой выражено в технике и которое, считал ученый, составляет миссию и судьбу человека, являются:
1) превращение природы в материал и источник энергии;
2) унификация, не постигающая многообразие и дифференцированность бытия;
3) функционализация, умаляющая индивидуальную самостоятельность вещи;
4) противопоставление субъекта и объекта, при котором объект включен в систему "добывающего предоставления", сознание дистанцировано от сущего, а субъект, отождествляемый с опредмечиванием, становится лишь моментом развития технических средств;
5) подчинение всего и вся планирующему и проектирующему расчету;
6) установка на господство, которая не ограничивается лишь осуществлением воли, а является способом онтологической конституции и мира, и вещи, и природы;
7) решающее значение производства, редуцирующегося к труду, обрабатывающему добыванию и изготовлению;
8) утилизация всего и вся и замещение природных вещей эрзацами;
9) нарастание риска вместе с техническим прогрессом и опасности техники для всей цивилизации, связанных с тем, что добывающее производство оказывается "забвением бытия", что техника влечет за собой отвлечение от истины бытия, его овеществление;
10) технизация естествознания и всей науки, которая возникла вместе с поворотом новоевропейского мышления в XVII в. и привела к усугублению технизации мира и утере его исходного смысла.
Учение М. Хайдеггера о технике, с особой силой подчеркнувшего риск и опасность техники для современной цивилизации и, одновременно, неустранимость технического орудования человеком вещами, является составной частью его критики современной цивилизации. М. Хайдеггер предлагает вновь, и вновь возвращаться к углубленному анализу природы техники. Его мечта состоит в том, чтобы техника была сродни искусству. Человек использует в искусстве природные материалы, но таким образом, что именно истинно человеческое определяет лицр искусства.
Понимание техники современными русскими учеными (1). Автор останавливается на проблемах исторического развития техники, соотношения науки и техники, специфики естественных и технических дисциплин, фундаментальных и прикладных исследованиях в технических науках. Именно эти вопросы и являются актуальными при подготовке специалистов технических отраслей.
Раскрывая понятие техники, В.Г. Горохов приводит высказывание П.К. Энгельмейера: "Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса" (1,384).
В.Г. Горохов пишет, что техника должна быть понята:
- как совокупность технических устройств, артефактов - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
- как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
- как совокупность технических знаний - от специализированных рецепгурно-технических до теоретических, научно-технических и системотехнических знаний" (1).
Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это часто думают, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. Таким образом, современная техника, и прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки.
Приведенные подходы к анализу "техники" по сути дела показывают, что однозначного позитивного подхода, который, как правило, формируется на бытовом уровне, не существует.
Общество и техника: проблемы взаимодействия. Многие исследователи всерьез заинтересованы такими проблемами, как социальные последствия технического развития, этические проблемы и особенности современной технотронной эры, формирование системы ценностей в индустриальном и постиндустриальном обществе, техническое образование, воспитание, взаимодействие общества и техники.
Сегодня эти проблемы затрагивают интересы всего человечества, они почти всегда включаются в перечень так называемых "глобальных проблем" современности. Причем опасность заключается не только в необратимых изменениях природной среды: прямое следствие этих процессов - изменение самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориентаций и т.д.
Взаимодействие человека и природы при помощи техники имеет давнюю историю, но только современная техника сделала ощутимыми роковые следствия этого для человека. После относительно стабильного состояния в течение тысячелетий, в конце XVIII в. произошел переворот в технике и вместе с тем во всей жизни людей. С помощью современной техники связь человека с природой проявляется по-новому. Вместе с необычайно усилившимся господством человека над природой возникает угроза того, что природа, в свою очередь, в неведомой ранее степени подчинит себе человека. Под воздействием действующего в технических условиях человека природа становится подлинным тираном. Возникает опасность того, что человек задохнется в той своей второй природе, которую он технически создаст, тогда как по отношению к непокоренной природе, постоянно трудясь в поте лица, чтобы сохранить свое существование, человек представляется нам сравнительно свободным.
Техника развивается под воздействием общественных, в том числе и производственных потребностей, т.е. переход от орудий ручного труда к машинной про-
изводственной технике диктовался всей совокупностью производственных, социально-экономических, технологических, научных предпосылок и требований. Развитие техники, таким образом, в современном мире все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны, без техники невозможно представить развитие человечества, а с другой, техника -мощная сила, способная вызвать негативные и даже трагические последствия. Непродуманное развитие техники приводит к тому, что успехи технического прогресса обычно оборачиваются сложными социальными проблемами. Заменяя рабочую силу человека на производстве, приводя тем самым к повышению производительности, техника обостряет проблемы занятости и безработицы; жилищный комфорт приводит сегодня к нежелательной разобщенности людей; достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютных, обезличенных городов, загубленной природы и т.д.
Несомненно одно: техника направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности человека преобразовать и самого человека. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники. Совершенно очевидно, что в технике заключены не только безграничные возможности, но и безграничные опасности.
В заключение необходимо сказать, что на протяжении веков научная и техническая деятельность считались морально нейтральными. Сегодня мы уже не можем пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого или инженера.
В.Г. Горохов в указанной работе, посвященной данной проблематике, пишет, что инженер обязан прислушиваться не только к голосу ученых и технических специалистов и голосу собственной совести, но и к общественному мнению. Особенно это важно, когда результаты его деятельности могут повлиять на здоровье и образ жизни людей, затронуть памятники культуры, нарушить равновесие природной среды и т.д. (1).
Инженер в современном мире должен осознавать свою ответственность перед человеческой цивилизацией, стать служителем гуманности, так как человечество все больше оказывается зависимым от последствий технического развития. В этой связи управление техническим прогрессом, его сдерживание, регулирование, осуществление его целей, оценка результатов оказываются сегодня не только инженерной, государственной, управленческой, но и этической проблемой.
Область технических исследований охватывает все сферы общества, из которых в качестве ключевых при подготовке специалистов технических учебных заведений можно выделить следующие моменты:
1. Необходимость более полного рассмотрения вопросов, связанных с осмыслением феномена "техника".
2. Формирование в сознании обучаемых оптимистической оценки техники и ее развития.
3. Создание позитивной направленности в инженерной деятельности обучаемых: служить человеку, удовлетворению его потребностей и нужд (1).
Итак, проблема осмысления феномена техники и формирование целостного представления о ней при подготовке инженеров существует. Технику изучали и
изучают многие ученые, но только в наше время эта проблема получила свое наибольшее распространение, и от того, насколько правильно, осмысленно мы подойдем к ее решению, напрямую зависит будущее человечества.
ЛИГЕЖГУВ\
1. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.: Контакт-Альфа, 1995.
2. Философия Мартина Хайдеггера и современность: Сб. статей. - М.: Наука, 1991.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГПС МЧС РОССИ
Ю.С. Никонова, О.Ю. Плеханова, СЛ. Худяков, преподаватели
Екатеринбургский филиал Академии ГПС МЧС России
В течение жизни человек включается в различные виды деятельности, всесторонне контактирует с окружающими его людьми, он принимает нормы поведения и согласно им действует сам.
Современное молодое поколение в России в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на известной предрасположенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило нежелание большинства из них включиться в новые общественные отношения.
Анализ деятельности молодых сотрудников ГПС показывает, что они также испытывают трудности при адаптации в новых условиях. Таким образом, проблемы социализации и адаптации личности в настоящее время представляют наибольший интерес в психологической практике и отчетливо выделяются среди других проблем, встречающихся у выпускников образовательных учреждений МВД и МЧС России.
Процесс социального развития личности выпускника образовательного учреждения МВД и МЧС России предполагает активное взаимодействие его с новой социальной средой и вхождение в новую систему социальных связей.
Социализация определяется в этом случае как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой - как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности. Таким образом, социализация личности выпускника образовательного учреждения МВД и МЧС России включает способность к адекватному восприятию новых социальных требований, избирательное отношение к социальным воздействиям, низкую социальную ригидность, сформированность личностных предпосылок для выполнения задач социализации.