изводственной технике диктовался всей совокупностью производственных, социально-экономических, технологических, научных предпосылок и требований. Развитие техники, таким образом, в современном мире все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны, без техники невозможно представить развитие человечества, а с другой, техника -мощная сила, способная вызвать негативные и даже трагические последствия. Непродуманное развитие техники приводит к тому, что успехи технического прогресса обычно оборачиваются сложными социальными проблемами. Заменяя рабочую силу человека на производстве, приводя тем самым к повышению производительности, техника обостряет проблемы занятости и безработицы; жштищный комфорт приводит сегодня к нежелательной разобщенности людей; достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютных, обезличенных городов, загубленной природы и т.д.
Несомненно одно: техника направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности человека преобразовать и самого человека. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники. Совершенно очевидно, что в технике заключены не только безграничные возможности, но и безграничные опасности.
В заключение необходимо сказать, что на протяжении веков научная и техническая деятельность считались морально нейтральными. Сегодня мы уже не можем пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого или инженера.
В.Г. Горохов в указанной работе, посвященной данной проблематике, пишет, что инженер обязан прислушиваться не только к голосу ученых и технических специалистов и голосу собственной совести, но и к общественному мнению. Особенно это важно, когда результаты его деятельности могут повлиять на здоровье и образ жизни людей, затронуть памятники культуры, нарушить равновесие природной среды и т.д. (1).
Инженер в современном мире должен осознавать свою ответственность перед человеческой цивилизаци-ей, стать служителем гуманности, так как человечество все больше оказывается зависимым от последствий технического развития. В этой связи управление техническим прогрессом, его сдерживание, регулирование, осуществление его целей, оценка результатов оказываются сегодня не только инженерной, государственной, управленческой, но и этической проблемой.
Область технических исследований охватывает все сферы общества, из которых в качестве ключевых при подготовке специалистов технических учебных заведений можно выделить следующие моменты:
1. Необходимость более полного рассмотрения вопросов, связанных с осмыслением феномена "техника".
2. Формирование в сознании обучаемых оптимистической оценки техники и ее развития.
3. Создание позитивной направленности в инженерной деятельности обучаемых: служить человеку, удовлетворению его потребностей и нужд (1).
Итак, проблема осмысления феномена техники и формирование целостного представления о ней при подготовке инженеров существует. Технику изучали и
изучают многие ученые, но только в наше время эта проблема получила свое наибольшее распространение, и от того, насколько правильно, осмысленно мы подойдем к ее решению, напрямую зависит будущее человечества.
ЛИГЕЖГУВ\
1. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.: Контакт-Альфа, 1995.
2. Философия Мартина Хайдеггера и современность: Сб. статей. - М.: Наука, 1991.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГПС МЧС РОССИ
Ю.С. Никонова, О.Ю. Плеханова, СЛ. Худяков, преподаватели
Екатеринбургский филиал Академии ГПС МЧС России
В течение жизни человек включается в различные виды деятельности, всесторонне контактирует с окружающими его людьми, он принимает нормы поведения и согласно им действует сам.
Современное молодое поколение в России в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на известной предрасположенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило нежелание большинства из них включиться в новые общественные отношения.
Анализ деятельности молодых сотрудников ГПС показывает, что они также испытывают трудности при адаптации в новых условиях. Таким образом, проблемы социализации и адаптации личности в настоящее время представляют наибольший интерес в психологической практике и отчетливо выделяются среди других проблем, встречающихся у выпускников образовательных учреждений МВД и МЧС России.
Процесс социального развития личности выпускника образовательного учреждения МВД и МЧС России предполагает активное взаимодействие его с новой социальной средой и вхождение в новую систему социальных связей.
Социализация определяется в этом случае как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой - как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности. Таким образом, социализация личности выпускника образовательного учреждения МВД и МЧС России включает способность к адекватному восприятию новых социальных требований, избирательное отношение к социальным воздействиям, низкую социальную ригидность, сформированность личностных предпосылок для выполнения задач социализации.
С целью объективного анализа проблемы социализации молодых специалистов МВД и МЧС России обратимся к истории изучения данного вопроса в психологической науке. Практически любое исследование в рамках проблематики социализации так или иначе обращается к содержанию усваиваемого индивидом социального опьгга - усвоению моделей поведения и социальных значений (символов, ценностей и установок).
Основным критерием в оценке социального развития индивида становится его социальная успешность. Впервые данный принцип был заложен Ф. Гиддингсом (1855-1931). Он указал, что в качестве ведущей задачи социализации выступает такое приспособление человека к обществу, которое обеспечит ему успешное функционирование. С этого момента процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, а нарушение его - как дезадаптация.
Эта проблема по-разному предстает в различных теоретических ориентациях. Так, с точки зрения бихевиоризма, социально-психологическая адаптация понимается как процесс, посредством которого достигается состояние социального равновесия между индивидом и группой, как отсутствие конфликтных отношений человека с ближайшим социальным окружением. Основное внимание психоаналитических концепций при анализе адаптации направлено на формирование и развитие защитных механизмов личности, причем сам процесс адаптации также ориентирован на формирование и развитие защитных механизмов личности, а психологические защиты могут играть для личности как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль.
В силу того, что проблема психологической защиты содержит в себе центральное противоречие между стремлением человека сохранить психическое равновесие и теми потерями, к которым ведет избыточное вторжение защит, выделяют и патологические защиты как неадекватную форму адаптации. Для интеракционист-ского подхода к анализу социально-психологической адаптации характерно ее рассмотрение как успешного выполнения личностью нормативного ролевого репертуара и умения разрешать возникающие ролевые конфликты.
Что же касается эмпирических исследований процесса социально-психологической адаптации, то в целом выделяется три ряда факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации к социальным изменениям. Это, во-первых, способность человека к изменению своих ценностных ориентаций и Я-концепции; во-вторых, умение находить определенный "баланс" между своими ценностными ориентация-ми и социальной ролью; в-третьих, ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей.
Наиболее интересной с точки зрения нашего исследования может стать проблема ресоциализации, которая включает процесс "вторичного" вхождения индивида в социальную среду в результате каких-либо "дефектов" социализации или в результате смены социального окружения, а также осознанное изменение поведения человека в ситуации очевидного социального неуспеха.
Именно такие изменения в поведении и отражаются в профессиональной деятельности выпускников в первые годы работы.
Психологическими особенностями данного периода являются:
- смена ведущего вида деятельности;
- сложности, затруднения в применении теоретических знаний в практической деятельности;
- иллюзорное восприятие окружающей действительности;
- ломка социокультурных стереотипов;
- ценностно-нормативный кризис;
- низкий уровень управленческой компетентности;
- повышенная тревожность;
- снижение уровня самооценки;
- коммуникативный барьер с более опытными и старшими по возрасту коллегами;
- низкий авторитет;
- осознание своей несовершенности.
Причинами этих психических проявлений обычно
являются возрастные особенности; несовершенство коммуникативных и организаторских навыков; новые условия работы; расширение сферы коммуникации; степень присвоения новых ценностей; осмысление значимости выбранной профессии и своей роли в ней; несоответствие уровня притязаний реальным возможностям; возникновение незнакомых препятствий; преувеличенное представление о своей уникальности; излишняя уверенность в своих знаниях; неумение выстраивать межличностные отношения с руководством и подчиненными.
С целью облегчения процесса социализации и адаптации будущих специалистов, а также предотвращения возможностей возникновения трудностей в первые годы профессионального становления особое внимание следует уделить роли институтов социализации и совершенствованию воспитательного процесса в образовательных учреждениях МЧС РФ.
В психолого-педагогической литературе представлены различные подходы в понимании процесса воспитания. В одном из них воспитание рассматривается как целенаправленный процесс со стороны воспитывающего, а во втором случае оно приравнивается к совокупности всех, в том числе достаточно случайных и нецеленаправленных социальных воздействий. Очевидно, что второе понимание тождественно понятию социализации.
При этом сам процесс воспитания не только требует от его носителя собственно воздействия в ситуации однозначно определенного ролевого расписания, но и как ситуация реального межличностного взаимодействия, как отношения партнерства, выдвигает более широкие, выходящие за рамки ситуации взаимодействия, цели и рефлексию происходящего.
Однако приведенное выше понятие социализации (как усвоения и воспроизводства социальных связей) задает ее в виде сугубо нормативного процесса, практически не акцентирующего возможность интерпретации социальных инноваций, не вмещая в себя всего поля явления "социального творчества".
В данном случае социальное творчество выступает как тот аспект социализации, который отражает процесс создания человеком новых областей социальной практики, производство нового социального пространства, ненормативного в момент своего становления.
Потенциальная объективная заданность социализации как производства нового социального пространства
вытекает из факта общей дестабилизации социальной жизни и ценностно-нормативного кризиса нашего общества, выражающегося в отсутствии четко структурированных нормативных моделей.
В итоге, переходя на новый этап социализации, молодой специалист оказывается не только на традиционном для данного этапа "перекрестке" социальных выборов, но и в ситуации, когда установленная на нем сигнализация дает противоречивую общественную информацию, а то и не работает вовсе.
Хотя разрушенные институты социализации во многом и не отвечали новым требованиям, тем не менее, они представляли довольно отлаженный механизм воспитания подрастающих поколений, с устоявшимися представлениями об идеалах, ценностях, нормах и принципах. Современная ситуация в обществе находится в кризисном положении. Чем раньше в обществе созреет понимание особой роли и специфической социальной позиции молодежи в механизме воспроизводства социальной структуры, тем эффективнее будет его выход из кризиса.
В настоящее время в Екатеринбургском филиале Академии ГПС МЧС России ведется активная работа в данном направлении. При решении проблемы социализации будущих специалистов особое место отводится воспитательной работе, осуществляющейся в соответствии с Концепцией о совершенствовании воспитательной работы в Екатеринбургском филиале Академии ГПС МВД России в 2001 -2005 гг и руководящими документами МВД России из-за отсутствия нормативной базы МЧС России.
В основе этой воспитательной работы лежат принципы:
- научной обоснованности, преемственности, плановости и поэтапности намеченных преобразований;
- компетентности управления воспигагельной работой в филиале;
- приоритетной ориентации всех отделов, служб и подразделений филиала, направленной на решение задач воспитания и развития личности курсантов.
Реализация перечисленных выше принципов осуществляется по следующим направлениям:
-укрепление служебной дисциплины и законности в целях повышения результативности учебно-воспитательного процесса;
- государственно-правовое информирование и обществе нно-шсударственная подготовка личного состава;
- психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на всех этапах обучения курсантов;
- профессионально-нравственное, культурно-эстетическое и патриотическое воспитание личного состава;
- обеспечение гарантий правовой и социальной защиты курсантов, сотрудников и членов их семей.
Основной целью воспитательной работы при решении проблемы социализации будущих специалистов является формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности работника пожарной охраны и гражданина, способного успешно реализовать себя в обществе и профессиональной деятельности.
В связи с этим в филиале активно используются различные формы и методы воспитательной работы. В 1996 г в этом образовательном учреждении была разработана
и утверждена программа и структура индивидуально -воспитательной работы с личным составом, учитывающая основные положения Директивы МВД РФ от 19 июня 1996 г №1.
В связи с преобразованием ЕПТУ в филиал Академии ГПС МВД РФ в 2000 г. программа и структура индивидуально-воспитательной работы была переработана с учетом нового статуса. Были определены приоритетные направления индивидуально-воспитательной работы и методика ее ведения. Программа воспитательной работы позволила обеспечить единство обучения и воспитания, комплексное участие в этом процессе офицеров подразделений служебно-боевой подготовки, преподавательского состава и общественных формирований.
Воспитательная работа организуется и проводится в тесном взаимодействии с группой психологического обеспечения и институтом кураторства. Во внеурочное время преподавателями различных кафедр проводятся лекции, направленные на расширение кругозора курсантов, повышение их интеллектуального и нравствен-но-эстетического уровня и социальной компетентности.
В филиале ведется постоянная и целенаправленная работа по укреплению служебной и трудовой дисциплины, созданию обстановки взаимной требовательности и ответственности за выполнение функциональных обязанностей, а также надлежащего морально-психологического климата в коллективе. Осуществляется анализ дисциплины в подразделениях, выявляются причины нарушений, создаются условия, направленные на ее совершенствование. Регулярно проводятся встречи руководства филиала с курсантами. Активно используются общественные формирования: суды чести; советы курсов, клуба, библиотеки, наставников; редколлегия. Внедрена и успешно работает система наставничества выпускного курса над первокурсниками, а также организована индивидуальная работа с курсантами, испытывающими трудности адаптации в коллективе.
Для развития творческого отношения курсантов к учебной и служебной деятельности и обмена опытом в филиале регулярно проводятся смотры-конкурсы на звание "Лучший сержант", стенной печати подразделений служебно-боевой подготовки, самодеятельного художественного творчества подразделений служебно-боевой подготовки, строевой песни, "на лучший воинский порядок". Курсанты филиала постоянно принимают активное участие в проведении культурно-массовых мероприятий, знакомятся с достопримечательностями Екатеринбурга, посещают экскурсии, встречаются с ветеранами филиала и школьниками города.
Итак, на примере Екатеринбургского филиала АГПС МЧС РФ показана роль образовательного учреждения в процессе социализации и адаптации курсантов и молодых специалистов ГПС. Необходимо отметить специфичность и уникальность данного образовательного учреждения как института социализации, которая характеризуется целенаправленностью воздействия, ориентацией обучаемых на идеальную модель общественных отношений и ценностных ориентаций, выработкой критериев оценки своей деятельности и поведения, ориентацией на активное взаимодействие с окружающей средой и вхождение в новую систему социальных связей.