Научная статья на тему 'Формирование трудовых ресурсов на Севере России (на примере Мурманской области)'

Формирование трудовых ресурсов на Севере России (на примере Мурманской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОЛОНИЗАЦИЯ / COLONIZATION / АРКТИКА / ARCTIC REGION / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / LABOR FORCE / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ / POPULATION DYNAMICS / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляев Денис Павлович, Белевских Татьяна Васильевна, Бахтина Алёна Геннадьевна

Освоение северных территорий и зоны Арктики в отдельные исторические периоды и настоящий момент напрямую связано с необходимостью освоения северных или арктических производственных ресурсов, которые имеют национальное и мировое значение. Такая тенденция характерна как для России, так и других зарубежных северных стран. Среди причин слабой заселенности можно назвать следующие: дискомфортные и особо экстремальные природно-климатические условия северных широт, высокая стоимость проживания (выживания) здесь человека, значительные финансовые расходы по ведению экономической деятельности и высокой себестоимости производимой продукции на Севере. Поэтому исторически северные территории всего мира были крайне слабо экономически освоены и заселены. Можно отметить крайне слабые миграционные перемещения на Север, сопровождаемые необходимостью использования территориального фактора, возникновением очаговых поселений. Однако северные территории располагают значительными производственными ресурсами, освоение которых невозможно без привлечения трудовых ресурсов. Поэтому в отдельные исторические периоды возникает практическая необходимость в разработке и реализации государственных инструментов по обеспечению колонизационных потоков в северных направлениях территории страны. Цель. Дать ретроспективный анализ процесса формирования трудовых ресурсов на Севере России (на примере Мурманской области). Задачи. Определить особенности и основные периоды в формировании трудовых ресурсов Мурманской области как типичного северного региона РФ. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрен процесс формирования северных трудовых ресурсов. Результаты. В ходе исследования дана характеристика северных колонизационных процессов и описана роль государства в обеспечении территориальной миграции в северном направлении. Выводы. отметим важную методическую проблему оценки северного рынка труда России в настоящих условиях. В настоящий момент государственные гарантии и льготное трудовое законодательство привязывается к территориям Крайнего Севера и регионам, приравненным к ним. Вместе с тем в реализуемой государственной территориальной политике РФ широко используются категории «Арктика» и «арктическая зона». Возникающая ситуация требует методологического разъяснения применяемых категорий и распространения северной модели труда на конкретные территории России и обеспечения экономической привлекательности северных территорий для занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беляев Денис Павлович, Белевских Татьяна Васильевна, Бахтина Алёна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Northern Labor Force: Russian History Lessons (Through the Example of the Murmansk Region)

Exploration of the northern territories during certain historical periods as well as nowadays is directly associated with the necessity of developing the northern and Arctic production resources of national and global importance. Such a trend is typical for Russia and other northern countries. There are several possible reasons for a low population density in the northern territories: uncomfortable and extreme natural climatic conditions of the northern latitudes, high cost of living (survival), significant financial cost of maintaining economic activity, and high cost of production. Therefore, the economies of the northern territories have historically been poorly developed and the region has been scarcely populated. Extremely low migration to the North, accompanied by the urge to exploit territorial factors and the emergence of local settlements, is also worth noticing. However, the northern territories contain significant production resources that cannot be developed without attracting a labor force and, hence, it is practically necessary to develop and implement government tools for facilitating colonization flow, which arose during certain historical periods, in the northern directions. Aim. This study performs a retrospective analysis of the formation of a labor force in the northern regions of Russia (through the example of the Murmansk region). Tasks. This study identifies the special aspects and major periods regarding the formation of a labor force in the Murmansk region, a typical northern region of the Russian Federation. Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine the process of formation of the northern labor force in various aspects. Results. This study provides a characterization of northern colonization processes and outlines the role of the government in ensuring territorial migration in the northern direction. Conclusion. We point out an important methodological problem of assessing the northern labor market in Russia under the existing conditions. Government guarantees and concessional labor legislations are currently bound to the territories of the Far North and associated regions. At the same time, state territorial policy that is being implemented in the Russian Federation extensively exploits the categories of the Arctic and Arctic region. The resulting situation requires methodological clarification of the applied categories, expansion of the northern labor model to certain Russian territories, and improvement of the economic attractiveness of northern territories in terms of employment.

Текст научной работы на тему «Формирование трудовых ресурсов на Севере России (на примере Мурманской области)»

ш

CL

0

1

О

0

о; s

J <

со s

1 CL Ш CÍ О

Формирование трудовых ресурсов

на Севере России

(на примере Мурманской области)

Formation of Northern Labor Force: Russian History Lessons (Through the Example of the Murmansk Region)

*

УДК 331.52

Беляев Денис Павлович

директор Мурманского института экономики — филиала Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат исторических наук, доцент 183031, г. Мурманск, ул. Халатина, д. 7

Denis P. Belyaev

Murmansk Institute of Economics Branch of St. Petersburg University

of Management Technologies and Economics

Khalatina Str. 7, Murmansk, Russian Federation, 183031

Белевских Татьяна Васильевна

доцент Мурманского арктического государственного университета,

кандидат экономических наук, доцент

183038, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 15

Tat'yana V. Belevskikh

Murmansk Arctic State University

Kapitana Egorova Str. 15, Murmansk, Russian Federation, 183038

Бахтина Алёна Геннадьевна

научный сотрудник Мурманского областного краеведческого музея 183038, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 90

Alyеna G. Bakhtina

Murmansk Regional Museum of Local Lore

Lenina Ave 90, Murmansk, Russian Federation, 183038

Освоение северных территорий и зоны Арктики в отдельные исторические периоды и настоящий момент напрямую связано с необходимостью освоения северных или арктических производственных ресурсов, которые имеют национальное и мировое значение. Такая тенденция характерна как для России, так и других зарубежных северных стран. Среди причин слабой заселенности можно назвать следующие: дискомфортные и особо экстремальные природно-климатические условия северных широт, высокая стоимость проживания (выживания) здесь человека, значительные финансовые расходы по ведению экономической деятельности и высокой себестоимости производимой продукции на Севере. Поэтому исторически северные территории всего мира были крайне слабо экономи-

чески освоены и заселены. Можно отметить крайне слабые миграционные перемещения на Север, сопровождаемые необходимостью использования территориального фактора, возникновением очаговых поселений. Однако северные территории располагают значительными производственными ресурсами, освоение которых невозможно без привлечения трудовых ресурсов. Поэтому в отдельные исторические периоды возникает практическая необходимость в разработке и реализации государственных инструментов по обеспечению колонизационных потоков в северных направлениях территории страны. Цель. Дать ретроспективный анализ процесса формирования трудовых ресурсов на Севере России (на примере Мурманской области).

* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ 15-12-51005 «Рынок труда северных территорий России: история, проблемы, перспективы (на примере Мурманской области)».

Задачи. Определить особенности и основные периоды в формировании трудовых ресурсов Мурманской области как типичного северного региона РФ.

Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрен процесс формирования северных трудовых ресурсов. Результаты. В ходе исследования дана характеристика северных колонизационных процессов и описана роль государства в обеспечении территориальной миграции в северном направлении.

Выводы. Отметим важную методическую проблему оценки северного рынка труда России в настоящих условиях. В настоящий момент государственные гарантии и льготное трудовое законодательство привязывается к территориям Крайнего Севера и регионам, приравненным к ним. Вместе с тем в реализуемой государственной территориальной политике РФ широко используются категории «Арктика» и «арктическая зона». Возникающая ситуация требует методологического разъяснения применяемых категорий и распространения северной модели труда на конкретные территории России и обеспечения экономической привлекательности северных территорий для занятости. Ключевые слова: колонизация, Арктика, трудовые ресурсы, миграция, динамика численности, рынок труда

Exploration of the northern territories during certain historical periods as well as nowadays is directly associated with the necessity of developing the northern and Arctic production resources of national and global importance. Such a trend is typical for Russia and other northern countries. There are several possible reasons for a low population density in the northern territories: uncomfortable and extreme natural climatic conditions of the northern latitudes, high cost of living (survival), significant financial cost of maintaining economic activity, and high cost of production. Therefore, the economies of the northern territories have historically been poorly developed and the region has been scarcely populated. Extremely low migration to the North, accompanied by the urge to exploit territorial factors and the emergence of local settlements, is also worth noticing. However, the northern territories contain significant production resources that cannot be developed without attracting a labor force and, hence, it is practically necessary to develop and implement government tools for facilitating colonization flow, which arose during certain historical periods, in the northern directions. Aim. This study performs a retrospective analysis of the formation of a labor force in the northern regions of Russia (through the example of the Murmansk region). Tasks. This study identifies the special aspects and major periods regarding the formation of a labor force in the Murmansk region, a typical northern region of the Russian Federation.

Methods. This study uses general methods g of scientific cognition to examine the process g

of formation of the northern labor force in x

i_

various aspects. ш

Results. This study provides a characterization x of northern colonization processes and outlines x the role of the government in ensuring territo- ^ rial migration in the northern direction. g

Conclusion. We point out an important meth- ^ odological problem of assessing the northern K labor market in Russia under the existing con- =Ц ditions. Government guarantees and conces- g sional labor legislations are currently bound =jE to the territories of the Far North and associ- g ated regions. At the same time, state territorial policy that is being implemented in the s Russian Federation extensively exploits the categories of the Arctic and Arctic region. The resulting situation requires methodological clarification of the applied categories, expansion of the northern labor model to certain Russian territories, and improvement of the economic attractiveness of northern territories in terms of employment.

Keywords: colonization, Arctic region, labor force, migration, population dynamics, labor market

Колонизация всегда играла исключительно важную роль во всемирной истории, но особенно велико ее значение для России. Весь процесс возникновения и роста российской государственности и экономической мощи страны неразрывно связан с освоением пустующих территорий и заселением окраин.

Направления колонизационных потоков определяются различными факторами, среди которых можно назвать следующие: природно-географическую среду и ее параметры, транспортную доступность пионерных территорий, климатические условия проживания человека, стратегическое значение территориальных ресурсов, технологические возможности и экономические показатели их эксплуатации.

Благоприятная комбинация этих факторов определяет потоки стихийной колонизации, которая одновременно может быть подкреплена государственной поддержкой. С точки зрения социально-экономической эффективности и целесообразности колонизатор идет в район с природной и (или) хозяйственной обстановкой, сходной или более благоприятной по сравнению с местом прежнего проживания. Однако вышеописанные закономерности могут и не действовать.

Колонизационный район с точки зрения природно-географического или экономического факторов может быть неблагоприятным по сравнению с местом прежнего проживания переселенцев, а сам колонизационный процесс быть сопряженным с большими финансовыми затратами и экономическими трудностями, а также транспортной или технической сложностями.

§ С государственной точки зрения колониза-§ ция имеет целью не простое и/или стихий-

2 ное заселение территории страны, а научно ^ обоснованное хозяйственное освоение, нередко ^ диктуемое в том числе необходимостью обоз значения государственного присутствия на ^ территории с геополитической точки зрения. ^ Государство в управлении колонизационны-| ми потоками видит свой стратегический гео-^ экономический и геополитический интересы и | либо с помощью принуждения, либо стимули-о! рующих средств (а нередко — и того, и друго-^ го) обеспечивает регулируемую колонизацию

3 в пределах территории страны. Эта ситуация наиболее четко проявляет себя в реализации государственной политики управляемой колонизации северных широт России.

Освоение северных территорий и зоны Арктики в отдельные исторические периоды и настоящий момент напрямую связано с необходимостью освоения северных или арктических производственных ресурсов, которые имеют национальное и мировое значение. Такая тенденция характерна как для России, так и для других северных стран.

Среди причин слабой заселенности можно назвать следующие: дискомфортные и особо экстремальные природно-климатические условия северных широт, высокая стоимость проживания (выживания) человека, значительные финансовые расходы по ведению экономической деятельности и высокой себестоимости производимой продукции на Севере.

Исторически северные территории всего мира были слабо экономически освоены и заселены. Можно отметить крайне слабые миграционные перемещения на Север, сопровождаемые необходимостью использования территориального фактора, возникновением очаговых поселений. Наряду с этим северные территории располагают значительными производственными ресурсами, освоение которых невозможно без привлечения трудовых ресурсов. Поэтому в отдельные исторические периоды возникает практическая необходимость в разработке и реализации государственных инструментов по обеспечению колонизационных потоков в северных направлениях территории страны.

В данной работе выделены основные периоды в формировании трудовых ресурсов Мурманской области как типичного северного региона РФ, дана характеристика северным колонизационным процессам и описана роль государства в обеспечении территориальной миграции в северном направлении [1; 2].

Можно выделить следующие этапы формирования трудовых ресурсов в пределах Мурманской области, которые имеют особенности количественной оценки колонизационных процессов, доли стихийной территориальной ми-

грации, а также применяемого государственного инструментария в обеспечении движения населения страны на Север.

Первый период можно определить как естественный (стихийный) порядок формирования северных трудовых ресурсов, который продлился до начала XX в.

Первые летописные упоминания о русских, пришедших на Кольский полуостров, относятся к XII в. Их привлекают богатства Белого и Баренцева морей. Постепенно появляются первые постоянные поселения: Кандалакша, Варзуга и т. д. В середине XVI в. появляется первый город Кола. К началу прошлого века наш край был одной из самых малонаселенных окраин России. Основную массу составляли саамы, коми и ненцы, населявшие внутренние районы, поморы, селившиеся на Терском берегу, и жители города Колы. Как правило, размещение рабочей силы осуществлялось в традиционных сферах деятельности северной экономики, связанных с использованием природных и территориальных ресурсов Севера.

Формирование постоянного населения на Кольском полуострове на протяжении всего периода во многом определялось миграционными процессами. Основу «прибывающей северной рабочей силы» составляло мигрирующее национальное население, «романтики» и исследователи Севера и Арктики, «ищущие спасения» и «бегущие от власти». В результате численность населения территории крайне малая и динамика крайне незначительная. В 1897 г. в Кольском уезде проживало всего 9183 человека [3, с. 174]. Экономическое освоение северного региона сдерживалось ограниченной транспортной доступностью, высокими издержками и степенью риска организации производственной деятельности.

В этот период существовали объективные проблемы статистического учета постоянного и мигрирующего населения. Статистический учет населения практически не велся, и первые данные относятся к началу XIX в., когда население края составляло около 5000 человек.

Правительство начинает проводить целенаправленные меры для привлечения населения в середине столетия, а именно с 1868 г. были опубликованы «Положения» о даровании льгот переселенцам [Там же, с. 175]. Привлекалось русское и иностранное население. Приток населения усиливается во время Первой мировой войны: сюда приезжают строители, рабочие, солдаты. Ко времени установления Советской власти в крае в 1917 г. здесь проживало уже около 30 000 человек. Однако после военных действий Гражданской войны на территории Кольского Севера осталось лишь 19 000 человек [4, с. 100].

Второй период формирования северных трудовых ресурсов связан с первичным про-

мышленным освоением северных территорий с преимущественным применением принудительного труда и административных инструментов обеспечения территориальной трудовой миграции населения (начало XX в.). В этот период активно осуществляются геологическая разведка и первоначальное освоение минеральных ресурсов северных территорий страны, что требует активной индустриализации советской экономики. Однако территория крайне не обустроена для размещения постоянно проживающего населения, отсутствует нормальная социальная инфраструктура. В результате государством активно реализуются принудительные и административные механизмы обеспечения трудовыми ресурсами промышленно-развивающейся северной территории.

В начале ХХ в. советское правительство начинает активное освоение геологических ресурсов края, так как регион чрезвычайно богат минералами. Еще перед войной были обнаружены железорудные месторождения — Оленегорское и Ковдорское. В Хибинах найдены огромные залежи апатита и других редкоземельных металлов. В районе Мончетундры обнаружены медь и никель, необходимые для развития ВПК.

Были возможны два варианта развития: вывоз сырья в центральные регионы или создание производительных сил на месте [5, с. 235]. Выбор второго пути обусловил развитие северного региона и обозначил тенденцию на создание моногородов: Кировск (до 1934 — г. Хибины), Мончегорск, Нивастрой и др.

Создавались обогатительные фабрики и электростанции, требовавшие колоссальных людских ресурсов. Для реализации задуманных проектов было создано Главное управление лагерей (ГУЛАГ) [6]. Система управления принудительного труда (уголовно-исполнительная система) на Кольском полуострове берет свое начало с 1930-х гг. Система исправительно-трудовых лагерей «поставляла» заключенных, получивших различные названия в зависимости от исторического периода:

• с 1930 г. по апрель 1933 г. они назывались

спецпереселенцами;

• с 1933 г. по 1944 г. — трудпоселенцами;

• с марта 1944 г. — спецпереселенцами;

• с 1949 г. — спецпоселенцами контингента

«Бывшие кулаки» [Там же].

На 1 января 1931 г. по всей Мурманской области (в 1930-е г. — Мурманский округ) численность населения составляла 33 505 человек, а в 1940 г. население Мурманской области составило 318 400 человек [4, с. 101].

К концу этого периода можно отметить положительные тенденции в государственной территориальной стратегии привлечения населения в северные широты страны и практическое применение экономических инструментов

в северной колонизации, послабление админи- § стративных методов и снижение практики ис- § пользования принудительного труда в северной £

ш

экономике. Так, 1 августа 1945 г. вышел указ ^ Президиума Верховного Совета СССР «О льго- ^ тах для лиц, работающих в районах Крайнего з Севера» [7]. Новый документ снова вводил ряд ^ льгот для работников, осуществляющих тру- ^ довую деятельность в отдаленных местностях, | в том числе в районах Крайнего Севера. Без- ^ условно, появление этого документа связано | с изменением в лучшую сторону социально-эко- £ номической обстановки в стране (закончилась ^ Великая Отечественная война), а также со стрем- 5 лением руководства СССР продолжить программу освоения северных территорий страны.

Третий этап — это активное промышленное освоение северных территорий с обеспечением экономических условий привлечения рабочей силы в северные территории СССР (1950-е — 1980-е гг.).

Степень «обжитости» северных территорий страны в этот период резко возрастает. Север характеризуется развитой и активно растущей социальной и производственной инфраструктурой.

На уровне государства разрабатывается концепция территориального регулирования заработной платы, основанная на использовании экономических механизмов в привлечении работников с определенными профессионально-квалификационными характеристиками в соответствии с потребностями северной экономики. Действующая и по сей день система районного (территориального) регулирования заработной платы в основном была сформирована в 1960-е гг. [8]. Только северный рынок труда обеспечивал рост заработной платы посредством применения повышающих коэффициентов на фоне практикуемой уравнительной оплаты труда наемных работников советской экономики, что оказало значительное влияние на показатели численности населения северных регионов.

Кроме того, растущая социальная инфраструктура, отвечающая высоким требованиям того периода, позволяла решать вопросы комфортного размещения активно прибывающего населения. Активно развивающиеся северные предприятия обеспечивали не только занятость, но стремительный карьерный рост для молодых работников и специалистов и современные условия проживания.

Хотя и в довоенное время существовали льготы для работников, трудящихся в условиях Крайнего Кевера (постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 11 мая 1927 г. «О льготах для работников государственных учреждений и предприятий в отдаленных местностях Союза ССР» [9]; постановление СНК РСФСР от 26 октября 1932 г. «Об установлении терри-

§ тории, на которую распространяется действие § постановления ВЦИК и СНК 10 мая 1932 г.

2 о льготах для лиц, работающих на Крайнем ^ Севере»), данная политика получила распро-5 странение в послевоенное время [2; 10; 11].

3 Были введены следующие положения:

1. указ от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении ^ льгот для лиц, работающих в районах Край-к него Севера и в местностях, приравненных ^ к районам Крайнего Севера» [12]; | 2. указ от 26 сентября 1967 г. № 1908-У11 «О рас-е[ ширении льгот для лиц, работающих в рай-^ онах Крайнего Севера и в местностях, приз равненных к районам Крайнего севера» [13]; 3. постановление от 10 ноября 1967 г. № 1029 «О порядке применения указа Президиума Верховного совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" [14].

Безусловно, подобная политика дала дополнительный толчок к стимулированию производственной деятельности в северных широтах страны и привлечению населения. Предлагались ежемесячные выплаты до 300 руб. в месяц в зависимости первоначального заработка, более ранний срок выхода на пенсию, а также единовременные пособия за выслугу лет, составляющие до 50% заработка, иногда предоставлялось жилье. Даже работники, привлекаемые на сезонные работы, имели право на ряд льгот в северных регионах.

Таким образом, численность населения возрастала очень активно:

• 1950 г. — 567 672 человека,

• 1970 г. — 799 527 человек,

• 1970 г. — 965 462 человека,

• 1989 г. — 1 146 757 человек1. Наиболее сложный период формирования северных трудовых ресурсов пришелся на период 1990-х гг. — начала XXI в. Этот этап характеризуется потерей привлекательности Севера с точки зрения получения повышенных доходов, распадом СССР и массовым отъездом населения с целью сохранения права собственности на недвижимость на тот момент в уже независимых странах — бывших республиках СССР [15]. Происходит изменение структуры экономики, что требует внесения изменений в структуру рабочей силы региона. К тому же формируются новые территориальные рынки в пределах национальной экономики, где возникают возможности получения повышенных доходов.

В этот период неоднократно поднимается вопрос о необходимости реформирования системы территориального регулирования заработной платы и возможности отмены районных коэффициентов и процентных надбавок. Реа-

1 По данным всесоюзных и всероссийских переписей.

лизуемая система районного регулирования заработной платы была разработана в условиях централизованной экономики исходя из определенных государственных целевых установок конкретного исторического периода.

Районные коэффициенты были введены на основе действовавших поясных единых государственных цен в розничной торговле и должны были компенсировать различия в цене воспроизводства рабочей силы. Процентные надбавки создавали преимущества в оплате труда, служили средством привлечения кадров к необжитым территориям, а также должны были формировать постоянно живущее население на Севере. Очевидно, что в условиях перехода к рыночным отношениям данная система должна быть пересмотрена и изменена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В начале 1990-х гг. реформирование было направлено на повышение северных коэффициентов органами государственной власти субъектов Российской Федерации без достаточного научного и финансово-экономического обоснования (но только в отношении оплаты труда работников организаций, финансируемых из муниципального бюджета и бюджета субъекта РФ). Кроме того, среди первоочередных мероприятий по реформированию выделяется определение перечня регионов, на которые распространяется система повышающих коэффициентов.

По мнению Правительства РФ, регионы, примыкающие с юга и попавшие в состав территорий, приравненных к Крайнему Северу, необоснованно получают право на повышающие коэффициенты к заработной плате. Однако радикальных решений по пересмотру списка северных регионов принято не было.

По динамике численности населения Мурманской области наметились крайне негативные тенденции. Еще в 1990 г. в Мурманской области проживает 1 191 468 человек и наблюдается положительная динамика. Но за 4 года уезжает примерно 1 млн человек — колоссальная цифра для области. На территории Мурманской области в 1994 г. остается лишь 1 100 549 человек. В 1998 г. эти показатели становятся еще ниже, и численность населения — менее 1 млн2. И к 2002 г. население области составляет — 892 534 человека. Впоследствии динамика не выравнивается и остается отрицательной до сих пор.

Радикальные экономические, организационные и правовые преобразования в 1990-х гг. оказали значительное влияние на миграцию. Говорить об экономической основе данных процессов однозначно нельзя. Помимо кризисного состояния социально-экономической сферы на это повлиял и ряд других факторов. Многие покидают северные территории в целом и Мурманскую область в частности, потому что появилась

2 По данным всесоюзных и всероссийских переписей.

возможность получения высоких заработков по месту постоянного жительства, не прибегая к заключению контрактов на работу в тяжелых природно-климатических и бытовых условиях.

Выезд части работавших здесь жителей Украины и некоторых других республик бывшего СССР отчасти обусловлен и неопределенностью в отношении сохранения за ними забронированного на родине жилья, признания там льготного северного стажа работы и повышенных размеров пенсий, заработанных в России, а также возможностей получения или сохранения гражданства. На миграцию повлияли и спад промышленного производства, угроза закрытия предприятий и учреждений, сокращение контингента ВМФ России [Там же].

Особые опасения вызывает то, что уменьшение трудоспособного населения происходит особенно интенсивно, наблюдается общее старение как результат неблагоприятных миграционных процессов, сопровождаемых проблемами естественного прироста населения. Молодежь активно покидает регион, одновременно сокращается приток молодых кадров в область. Однако можно отметить положительное значение указанных тенденций с точки зрения степени напряженности на региональном рынке труда, что способствовало снижению показателя безработицы в регионе.

Последний, завершающий современный период функционирования северного рынка труда характеризуется как крайне противоречивый с точки зрения параметров формирования территориальной рабочей силы. Активно распространяется информация о перспективных инвестиционных проектах на фоне массовой миграции из региона и неблагоприятных показателей безработицы.

С одной стороны, в Мурманской области успешно развивается горная промышленность, имеется мощный энергетический комплекс, функционирует Северный морской путь, реализуются проекты, направленные на развитие МТУ, огромные средства вкладываются в развитие малого и среднего предпринимательства. Но для реализации всех планируемых проектов и мероприятий необходим человеческий ресурс, который в настоящее время достаточно сложно привлечь на территории, дискомфортные по условиям проживания, ограниченной социальной или досуговой инфраструктуры, низкой экономической привлекательности по уровню территориальных доходов.

Поэтому текущие потребности и перспективы привлечения трудовых ресурсов, обеспечения занятости населения в Мурманской области связаны с действующими производственными объектами природопользования и крупными инвестиционными проектами, реализуемыми или предполагаемыми к реализации на тер-

ритории региона. Основным источником тру- § довых ресурсов для региона остается местное § население. При этом сохранится негативная £

ш

тенденция оттока из региона молодежи. ^

Отмеченные противоречивые тенденции со- ^ временного состояния рынка труда северных з территорий подтверждают необходимость фор- ^ мирования обоснованного подхода к регули- ^ рованию занятости и трудовых отношений в | рамках северных территорий России на феде- ^ ральном уровне в целом и Мурманской области | в частности. Северные территории России ха- £ рактеризуются мощным экономическим потен- ^ циалом. Однако дискомфортные условия трудо- 5 вой деятельности и проживания человека формируют особую модель северного рынка труда, где заметно меняются характер, направленность и содержание государственного регулирования занятости и трудовых отношений. Исследование позволяет определить роль государства в историческом развитии и формировании рынка труда северных территорий России, интересы государства на Севере и приоритетные проблемы северного рынка труда.

Однако в заключение отметим важную методическую проблему оценки северного рынка труда России в современных условиях. В настоящий момент государственные гарантии и льготное трудовое законодательство привязываются к территориям Крайнего Севера и регионам, приравненным к ним. Вместе с тем в реализуемой государственной территориальной политике РФ широко используются категории «Арктика» и «арктическая зона».

Возникающая ситуация требует методологического разъяснения применяемых категорий и распространения северной модели труда на конкретные территории России и обеспечения экономической привлекательности северных территорий для занятости.

Литература

1. Белевских Т. В. Понятие рынка труда северных территорий // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Основной выпуск № 11. 2006. С. 32-35.

2. Белевских Т. В., Беляев Д. П. Рынок труда северных территорий России и северная территориальная премия. Мурманск: Баренц-пресс, 2016. 105 с.

3. II Ушаковские чтения: Мат-лы науч.-практ. межрегион. ист.-краевед. конф. памяти проф. И. Ф. Ушакова (2-4 марта 2005 г.) / Федер. агентство по образованию; Мурманский гос. пед. ун-т [и др.]; [ред-кол.: А. В. Воронин (науч. ред.) и др.]. Мурманск: Изд-во МГПУ, 2005. 423 с.

4. Современные вызовы и угрозы развитию Мурманской области: региональный атлас / Отв. ред.: Г. В. Жи-гунова, А. М. Сергеев. Мурманск: Изд-во МГГУ, 2014. 264 с.

5. Межнациональные и межкультурные отношения в Российском Заполярье: состояние и перспективы развития: Сб. мат-лов Всерос. науч.-практич. конф. (18 июня 2010 г.) / ФГОУ ВПО «Мурм. гос.

g техн. ун-т»; ФГОУ ВПО «Петрозав. гос. ун-т»; I [редкол.: Ю. В. Кузнецов (науч. ред.) и др.]. § Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010. 266 с. ш 6. Орехов В. В. Из истории развития энергетики на х Кольском полуострове: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kandalaksha.org/main/73-specperese-s lency-na-murmane.html. (Дата обращения: 10.01.2017). ° 7. О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего g Севера: Указ Президиума ВС СССР от 1 августа 1945 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc; ^ base=ESU;n=3574#0. (Дата обращения: 10.01.2017). g 8. Совершенствование системы государственного эконо-g мического регулирования в регионах Севера России / ¡g Коллектив авторов под рук. В. С. Селина, В. В. Ва-о сильева. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2002. 224 с.

9. О льготах для работников государственных учреждений и предприятий в отдаленных местностях Союза ССР: Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 11 мая 1927 г. // Правовая Россия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lawru.info/dok/1927/ 05/11/n1202080.htm. (Дата обращения: 10.01.2017).

10. Акулов В. Б., Белевских Т. В. О территориальной дифференциации заработной платы // Проблемы развития территории. № 6 (68). Вологда: Изд-во ИСЭРТ РАН, 2013. С. 57-65.

11. Белевских Т. В. Компенсирующие различия и северный рынок труда: теория и практика российской экономики // Север и рынок: Формирование экономического порядка. 2014. Т. 4. № 41. С. 8-10.

12. Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: Указ от 10 февраля 1960 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/901702312. (Дата обращения: 10.01.2017).

13. О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: Указ Президиума ВС СССР от 26 сентября 1967 г. № 1908-VII: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr5385.htm. (Дата обращения: 10.01.2017).

14. О порядке применения указа Президиума Верховного совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера» // Библиотека нормативно-правовых актов СССР: Постановление Совета министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_6693.htm. (Дата обращения: 10.01.2017).

15. Белевских Т. В. Особенности рынка труда северных территорий в переходной экономике России: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Петрозаводск: ПГУ, 2005. 22 с.

References

1. Belevskikh T. V. Ponyatie rynka truda severnykh territoriy [The concept of the labor market of the northern territories]. Vestnik Kostromskogo Gosu-darstvennogo Universiteta im. N.A. Nekrasova [Bulletin of Kostroma State University named after N.A. Nekrasov], 2006, vol. 12, no. 11, pp. 32-34.

2. Belevskikh T. V., Belyaev D. P. Rynok truda severnykh territoriy Rossii i severnaya territorial'naya premiya [The labor market of the northern territories of Russia and the northern territorial award]. Murmansk, Barents-press Publ., 2016. 105 p.

3. II Ushakovskie chteniya: mat. nauch.-prakt. mezhre-gion. ist.-kraeved. konf. pamyati prof. I.F. Ushakova, 2-4 marta 2005 g. [2nd Ushakov readings: Mat. sci.-pract. interregion. hist.-region. stud. conf. in memory of prof. I.F. Ushakov, 2-4 March, 2005]. Murmansk, MSPU Publ., 2005. 423 p.

4. Zhigunova G. V., Sergeev A. M., eds. Sovremennye vyzovy i ugrozy razvitiyu Murmanskoy oblasti: regional'nyy atlas [Modern challenges and threats to the development of the Murmansk region: Regional atlas]. Murmansk, MSHU Publ., 2014. 264 p.

5. Mezhnatsional'nye i mezhkul'turnye otnosheniya v Rossiyskom Zapolyar'e: sostoyanie i perspektivy raz-vitiya: Vseross. nauch.-prakt. konf., 18 iyunya 2010 g.: sb. mat. [Interethnic and intercultural relations in the Russian Arctic: The state and development prospects. All-Russ. sci.-pract. conf., June 18, 2010: Coll. pap.]. Murmansk, MSTU Publ., 2010. 266 p.

6. Orekhov V. V. From the history of energy development on the Kola Peninsula. Available at: https:// kandalaksha.org/main/73-specpereselency-na-mur-mane.html. Accessed 10.01.2017. (in Russ.).

7. Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR of 01.08.1945 "On benefits for persons working in the extreme North". Available at: http://www.con-sultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=ESU; n=3574#0. Accessed 10.01.2017. (in Russ.).

8. Sovershenstvovanie sistemy gosudarstvennogo eko-nomicheskogo regulirovaniya v regionakh Severa Rossii [Improving the system of state economic regulation in the regions of the North of Russia]. Apatity, RAS Kola Science Center Publ., 2002. 224 p.

9. Decree of the Central Executive Committee of the USSR, SNK of the USSR of 11.05.1927 "On benefits for employees of state institutions and enterprises in remote areas of the USSR". Available at: http:// lawru.info/dok/1927/05/11/n1202080.htm. Accessed 10.01.2017. (in Russ.).

10. Akulov V. B., Belevskikh T. V. O territorial'noy differentsiatsii zarabotnoy platy [On territorial wage differentiation]. Problemy razvitiya territorii, 2013, no. 6 (68), pp. 57-65.

11. Belevskikh T. V. Kompensiruyushchie razlichiya i severnyy rynok truda: teoriya i praktika rossiyskoy ekonomiki [Compensatory differences and the Northern labor market: Theory and practice of the Russian economy]. Sever i rynok: Formirovanie ekonomichesk-ogo poryadka, 2014, vol. 4, no. 41, pp. 8-10.

12. Decree of February 10, 1960 "On the regulation of benefits for people working in the Far North and in areas equated to the regions of the Far North". Available at: http://docs.cntd.ru/document/ 901702312. Accessed 10.01.2017. (in Russ.).

13. Decree of the Presidium of the Supreme Council of the USSR of 26 September 1967 № 1908-VII "On the expansion of benefits for people working in the Far North and in areas equated to the regions of the Far North". Available at: http://pravo.levonevsky. org/baza/soviet/sssr5385.htm. Accessed 10.01.2017. (in Russ.).

14. Resolution of the Council of Ministers of the USSR of November 10, 1967 № 1029 "On the procedure for the application of the decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR of September 26, 1967 "On the extension of privileges for persons working in the Far North and in regions equated to the regions of the Far North". Available at: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_6693.htm. Accessed 10.01.2017. (in Russ.).

15. Belevskikh T. V. Features of the labor market of the Northern territories in the transitional economy of Russia. Cand. econ. sci. diss. Synopsis. Petrozavodsk, PSU Publ., 2005. 22 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.