Научная статья на тему 'Об арктическом рынке труда'

Об арктическом рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
338
38
Поделиться
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / РЫНОК ТРУДА / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / "СЕВЕРНАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ" / WORKFORCE / LABOR MARKET / ARCTIC ZONE / WAGES / "NORTHERN TERRITORIAL PREMIUM"

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Иванова Медея Владимировна, Белевских Татьяна Васильевна, Зайцев Данил Викторович

В данном исследовании рассматривается арктический рынок труда как часть национального рынка труда России. Современное состояние рынка труда данного региона во многом определяется историческим аспектом развития производительных сил и производственных отношений в стране. В советское время наблюдался активный приток трудовых ресурсов за счет организованных работ и строек, распределения выпускников образовательных учреждений для комплектования промышленных предприятий персоналом, повышенных зарплат и прочих льгот. После распада массовая миграция населения, снижение роли государства в развитии регионов Севера привели к снижению численности трудовых ресурсов и дефициту на рынке труда. Привлекательность территорий экстремального освоения с точки зрения заработков существенно снизилась, появилась проблема дефицита трудового потенциала. В работе определены сущность и формы социально-экономических институтов, формальные и неформальные институты, основы функционирования рынка труда. Целью стало выявление специфических характеристик, оказывающих существенное влияние на ряд формальных экономических институтов и неформальных институтов арктического рынка труда, тесно взаимосвязанных между собой, а также анализ факторов, формирующих «северную территориальную премию». В статье использованы экономико-статистические методы анализа сложившихся тенденций в определении стоимости трудовых ресурсов и особенностей потребления на территориях Арктической зоны Российской Федерации. В результате выявлена двойственная ситуация на рынке труда арктических территорий, где одновременно наблюдаются и объективные условия для повышения заработной платы на Севере, и условия к снижению северной территориальной премии. Данные тенденции актуализируют необходимость научного подхода к сущности, содержанию и методологическим основам определения размера северных повышающих коэффициентов. Кратко подводя итоги, хотелось бы отметить, что рынок труда Арктической зоны Российской Федерации представляет особый территориальный сегмент национального пространства, где особые дискомфортные условия влияют на его институциональные параметры, а главное они должны обеспечивать увеличение цены северного трудового контракта. В данной статье представлены объективные особенности рынка труда северных территорий и зоны Арктики, определяющие условия к увеличению цены труда на Севере. Однако статистика по субъектам Арктической зоны Российской Федерации показывает противоречивость складывающейся ситуации в регионе.

About the Arctic Labor Market

The present paper considers the Arctic labor market as part of the national labor market. The current state of the labor market in the region is largely determined by the historical aspect of development of productive forces and production relations in the country. In the Soviet times there was an active flow of human resources through organized activities and construction projects, distribution of graduates of educational institutions to be employed at industrial enterprises, higher wages and other benefits. After the collapse of the Soviet Union the mass migration of the population, reduction of the state’s role in the development of the Northern regions led to a decrease in the number of labor resources and their shortage on the labor market. The attractiveness of the territories of extreme development from the point of view of earnings has declined substantially, there emerged the problem of the lack of labor potential. The present study determines the nature and forms of socio-economic institutions, formal and informal institutions, and the basis for the functioning of the labor market. The aim of the study is to identify specific characteristics which have a significant effect on several formal economic institutions and informal institutions of the Arctic labor market, which are closely interrelated, and to analyze the factors that form the “Northern territorial premium”. This article uses economic and statistical methods for analyzing the current trends in determining the value of labor resources and specifics of consumption patterns in the territories of the Arctic zone of the Russian Federation. The results reveal a dual situation on the labor market of the Arctic territories, where there exist objective conditions for increasing the wages in the North and conditions to reduce the Northern territorial premium. These trends suggest the need for a scientific approach to the nature, content and methodological foundations of determining the amount of the northern multipliers. Briefly summing up, the authors would like to note that the labor market of the Arctic zone of the Russian Federation is a particular territorial segment of national space, where particularly uncomfortable conditions affect its institutional parameters, and most importantly they must ensure the increase in the price of the northern employment contract. This article presents objective characteristics of the labor market of the Northern territories and the Arctic zone, defining the conditions to increase the price of labor in the North. However, statistics on the subjects of the Arctic zone of the Russian Federation shows the inconsistency of the current situation in the region.

Текст научной работы на тему «Об арктическом рынке труда»

УДК 94(470.1/22)+331.2+331.5+332.14 ББК 65.04(231)+65.240+65.245

© М.В. Иванова, Т.В. Белевских, Д.В. Зайцев ОБ АРКТИЧЕСКОМ РЫНКЕ ТРУДА

ИВАНОВА МЕДЕЯ ВЛАДИМИРОВНА

Филиал Кольского научного центра Российской академии наук Центр гуманитарных проблем Баренц региона

Россия, 184200, Мурманская область, г Апатиты, Академгородок 40-а E-mail: medeya99@yahoo.com

БЕЛЕВСКИХ ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

Мурманский арктический государственный университет Россия, 183720, г Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 15 E-mail: tanyabelka@mail.ru

ЗАЙЦЕВ ДАНИЛ ВИКТОРОВИЧ

Мурманский арктический государственный университет филиал в г Апатиты

Россия, 184209, г. Апатиты, ул. Лесная, д. 29 E-mail: seizev38422@yandex.ru

В данном исследовании рассматривается арктический рынок труда как часть национального рынка труда России. Современное состояние рынка труда данного региона во многом определяется историческим аспектом развития производительных сил и производственных отношений в стране. В советское время наблюдался активный приток трудовых ресурсов за счет организованных работ и строек, распределения выпускников образовательных учреждений для комплектования промышленных предприятий персоналом, повышенных зарплат и прочих льгот. После распада массовая миграция населения, снижение роли государства в развитии регионов Севера привели к снижению численности трудовых ресурсов и дефициту на рынке труда. Привлекательность территорий экстремального освоения с точки зрения заработков существенно снизилась, появилась проблема дефицита трудового потенциала. В работе определены сущность и формы социально-экономических институтов, формальные

и неформальные институты, основы функционирования рынка труда. Целью стало выявление специфических характеристик, оказывающих существенное влияние на ряд формальных экономических институтов и неформальных институтов арктического рынка труда, тесно взаимосвязанных между собой, а также анализ факторов, формирующих «северную территориальную премию». В статье использованы экономико-статистические методы анализа сложившихся тенденций в определении стоимости трудовых ресурсов и особенностей потребления на территориях Арктической зоны Российской Федерации. В результате выявлена двойственная ситуация на рынке труда арктических территорий, где одновременно наблюдаются и объективные условия для повышения заработной платы на Севере, и условия к снижению северной территориальной премии. Данные тенденции актуализируют необходимость научного подхода к сущности, содержанию и методологическим основам определения размера северных повышающих коэффициентов. Кратко подводя итоги, хотелось бы отметить, что рынок труда Арктической зоны Российской Федерации представляет особый территориальный сегмент национального пространства, где особые дискомфортные условия влияют на его институциональные параметры, а главное - они должны обеспечивать увеличение цены северного трудового контракта. В данной статье представлены объективные особенности рынка труда северных территорий и зоны Арктики, определяющие условия кувеличению цены труда на Севере. Однако статистика по субъектам Арктической зоны Российской Федерации показывает противоречивость складывающейся ситуации в регионе.

Трудовые ресурсы, рынок труда, Арктическая зона, заработная плата, «северная территориальная премия».

Россия - крупнейшее арктическое государство в мире, площадь сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) составляет приблизительно 3,7 млн км2, с населением более 7,0 млн человек (около 5% населения страны)1. Утверждение мирового преимущества России в Арктике непосредственно связано с ее дальнейшим освоением и развитием, что подкреплено экономическим и геополитическим интересом [10]. С экономической точки зрения Арктическая зона представляет интерес богатой минерально-сырьевой базой; наличием Северного морского пути, с геополитической - имеет важное стратегическое значение - государственная граница России на протяжении примерно 20 тысяч километров проходит по Северному Ледовито-

1 Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс] // РОССТАТ. -Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_mam/rosstat/ru/statistics/puЫica-tions/catalog/doc_1138623506156

му океану, в арктических регионах базируются силы Северного морского флота, сосредоточен ряд важнейших предприятий оборонной промышленности [4].

В «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» отмечаются отрицательные демографические процессы, отток трудовых ресурсов, а также отсутствие эффективной системы подготовки кадров, дисбаланс между спросом и предложением трудовых ресурсов в территориальном и профессиональном отношении. Таким образом, существует возможность, что регионы АЗРФ будут испытывать дефицит кадров необходимой квалификации, что подтверждается демографическими процессами, которые наблюдаются в Арктической зоне в постсоветский период [15; 18]. В то же время суверенная экономически развитая страна - это страна, самодостаточная в своем

кадровом потенциале. Таким образом, актуализируется вопрос о рынке труда как непосредственном институте, генерирующем трудовые ресурсы.

Современный рынок труда - сложная динамично-развивающаяся система социально-экономических отношений. Междисциплинарный характер исследований рынка труда, множественность его определений позволяют рассматривать его с экономической, социальной, географической точек зрения [5; 7, с. 18; 11, с. 138; 12, с. 12].

В нашем исследовании Арктический рынок труда представляется как часть национального рынка труда России, т. е. региональный рынок труда. Таким образом, с географической точки зрения мы обозначаем границы функционирования рынка территорией, имеющей общность социально-экономических, политических и географических факторов, - Арктической зоной Российской Федерации2.

Современное состояние рынка труда данного региона во многом определяется историческим аспектом развития производительных сил и производственных отношений в стране. Так, для арктической территории России характерна большая заселенность и наличие более крупных городских поселений, чем в арктических территориях других стран. Это объясняется политикой заселения северных территорий, проводимой СССР с начала 19201930-х гг. для обеспечения добывающей промышленности трудовыми ресурсами [17, с. 31-60]. В Советский период приток трудовых ресурсов в северные регионы обеспечивался за счет организованных работ и строек, распределения выпускников образовательных учреждений для комплектования промышленных пред-

2 О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 2 мая 2014 года № 296. - Режим доступа : www.consultant.ru

приятий персоналом, повышенных зарплат и прочих льгот. После распада Советского Союза и перехода к рыночной модели миграционный приток на Север, имевший место в 1980-х гг., сменился на массовую миграцию населения из регионов Севера. Снизилась роль государства в развитии северных территорий, было приостановлено финансирование развития транспортной системы, отменены повышенные заработные платы и льготы, что привело к резкому увеличению стоимости жизни [13; 16; 19; 20, с. 251-270]. В результате с 1990 по 2014 год численность населения регионов, относящихся к АЗРФ, снизилась с 8 927 тыс. чел. до 7 220 тыс. чел., то есть на 19%. При этом численность населения РФ сократилась на 1,35% [6].

В результате функционирование современного рынка труда АЗРФ сопряжено со следующими специфическими характеристиками: экстремальными природно-климатическими условиями; наличием разнообразных и значительных по запасам минерально-сырьевых и других природных ресурсов; сосредоточением объектов экономики и социальной сферы на ограниченных площадях; дисперсностью расселения; удаленностью и транспортной труднодоступностью; чрезвычайной уязвимостью и медленной восстанавливаемостью природных экосистем; высокой долей в составе населения коренных малочисленных народов Севера [8].

Институциональный подход к изучению регионального рынка труда предполагает рассматривать его как совокупность институтов, определенных правил, норм поведения с учетом сложных взаимосвязей между обществом и экономикой. Так, в работах А. Ноува, Дж. Гэлбрейта, Р. Хайлбронера, Р. Коу-за, Д. Норта, Дж. Бьюкенена институты представлены как базовый, фундаментальный фактор функционирования

экономической системы в долгосрочной перспективе. Однако среди исследователей данного направления нет единства относительно определения рынка в качестве объекта изучения институциональной экономической теории: рынок рассматривается и как институт, и как определенная институциональная система. Рынок труда традиционно рассматривают через систему отношений между продавцами и покупателями труда или через систему экономических отношений купли-продажи рабочей силы. По Д. Норту, институциональная система создается путем взаимодействия разноуровневых институтов [9]. Институты могут быть формальными, т. е. закрепленными в форме законодательных и нормативно-правовых актов, приказов и т. д., и неформальными, представляющими собой обычаи, традиции, стереотипы мышления, привычки, нормы поведения, которые складываются с течением времени и зависят от психологических, ментальных и культурных особенностей общества. Среди институтов рынка труда также можно выделить как формальные, так и неформальные. На рынках труда действуют строгие правила поведения и заключения контрактов, во многом обусловленные традицией и культурой общества [14, с. 200]. Формальные институты, регулирующие функционирование рынка труда, представлены следующими формами:

- политические институты - политика государства как главного субъекта экономических и политических отношений в сфере труда и занятости;

- законодательные нормы, регламентирующие порядок приема и увольнения с работы, права и обязанности работодателя и работника и устанавливающие ответственность за нарушение и неисполнение указанных норм; инструкции и правила трудовой дисциплины и т. д.;

- экономические институты - обмен; спрос на труд и предложение труда; заработная плата и механизм ее распределения; институт минимальной заработной платы; институт собственности, найма;

- системы контрактации - способы и порядок заключения индивидуальных и коллективных договоров, регулируемые правовыми нормами и законами, а также арбитражные или судебные процедуры. Наряду с экономическими институтами они являются базовыми институтами институциональной структуры рынка труда (и экономической системы в целом) [2].

Специфические характеристики оказывают существенное влияние на ряд формальных экономических институтов и неформальных институтов арктического рынка труда, которые тесно переплетаются между собой. Рассмотрим некоторые из них.

Заработная плата работников органи-заций,расположенныхвАЗРФпревосходит среднероссийский показатель (табл. 1), особенно в четырех регионах с развитой добывающей промышленностью (в 1,5-2 раза) - Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа (нефте-, газодобывающая промышленность), Республика Саха (Якутия) (алмазодобывающая промышленность), Чукотский автономный округ (золотодобывающая промышленность).

Таблица 1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

Регион 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Мурманская обл. 29308 32342 36188 40225 43378

Архангельская обл. 20475 22882 26374 30205 33125

Ненецкий АО 47349 50036 57795 61765 65816

Республика Коми 26140 28897 33971 37717 40222

Ямало-Ненецкий АО 52619 59095 63696 69192 74489

Красноярский край 23254 25659 28672 31623 34178

Республика Саха (Якутия) 28708 34052 39916 46542 51111

Чукотский АО 46866 53369 60807 68261 76285

Российская Федерация 20952 23369 26629 29792 32495

Источник: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru; Расчеты авторов.

С одной стороны, высокие расходы «арктической экономики» обусловлены исторически сложившейся необходимостью привлечения или «переманивания» рабочей силы из других регионов страны. С другой, можно сделать вывод, что в настоящее время увеличение цены рабочей силы в АЗРФ в большей степени определяется отраслевой спецификой региона.

Считается, что высокая «северная» номинальная заработная плата в значительной степени «съедается» повышенной стоимостью потребительской корзины в Арктике. Однако в половине регионов Арктической зоны потребительские расходы незначительно превышают среднероссийский уровень, а в остальных - ниже среднероссийского (табл. 2). Следует отметить тот факт, что, по данным статистики, среднедушевые доходы превышают расходы жителей в рамках самого региона, что говорит о формировании сбережений или отложенного спроса.

Формирование потенциального «отложенного» спроса включает в себя два элемента - текущий и стратегический. Текущий спрос связан с организацией продолжительного северного отпускного периода. Стратегический - создает условия к переезду по окончании трудовой деятельности в другие регионы. В данном случае

ярко проявляются неформальные институты рынка труда - стереотипы, когда было принято приезжать на Север за большими заработками, а по окончании трудовой деятельности переезжать в регионы с более благоприятными для проживания природно-климатическими условиями, т. к. на северных территориях в силу высоких издержек проживания оставаться было нецелесообразно. Отсюда возникают денежные затраты, связанные с и решением вопросов размещения и обустройства домохозяйства. Таким образом, повышение стоимости труда обусловлено и фактором «отложенного» спроса на товары и услуги других территориальных рынков.

Повышенные издержки воспроизводства трудовых ресурсов связаны также с экологическими и природно-климатическими факторами, представляющими потенциальные риски для здоровья работника. Заболеваемость в арктических регионах превышает среднероссийский уровень (табл. 3).

В результате заработная плата, формирующаяся на арктическом рынке труда, включает в себя отложенный спрос и риск проживания и трудовой деятельности в рассматриваемом регионе.

Специфика спроса на трудовые ресурсы во многом определяется сложившейся

Таблица 2. Потребительские расходы и доходы регионов АЗРФ на человека, тыс. руб.

Регион 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Потребительские расходы Среднедушевые доходы Потребительские расходы Среднедушевые доходы Потребительские расходы Среднедушевые доходы Потребительские расходы Среднедушевые доходы Потребительские расходы Среднедушевые доходы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Мурманская обл. 15,64 24,05 17,26 25,30 19,53 28,93 22,05 32,91 24,24 34,15

Архангельская обл. 11,97 19,61 14,11 21,46 15,52 23,14 17,46 26,26 19,85 29,43

Ненецкий АО 14,29 52,27 16,17 54,63 18,48 62,32 20,33 66,28 22,64 66,49

Республика Коми 13,96 22,26 16,10 23,93 17,95 27,04 19,34 29,34 20,71 30,84

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Ямало-Ненецкий АО 21,44 43,37 24,08 46,79 26,00 52,59 27,47 58,04 28,93 61,25

Красноярский край 12,25 18,26 14,11 20,15 16,74 22,52 18,20 24,92 19,13 24,81

Республика Саха (Якутия) 14,44 23,09 15,98 25,62 17,53 28,70 19,27 31,53 21,88 34,21

Чукотский АО 14,50 38,15 14,99 43,05 16,11 48,53 16,28 52,70 16,39 57,31

Российская Федерация 13,19 18,96 15,26 20,78 17,23 23,22 19,08 25,93 20,92 27,77

Источник: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru; Расчеты авторов.

Таблица 3. Число зарегистрированных заболеваний у пациентов с диагнозом, установленным впервые в жизни (на 1000 человек населения)

Регион 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Российская Федерация 780,0 796,9 793,9 799,4 787,1

Республика Коми 1035,2 1047,2 1053,5 1047,4 1054,8

Архангельская обл. 1021,4 1036,3 1042,3 1008,6 991,3

Ненецкий АО 1813,8 1750,4 1752,0 1573,1 1436,8

Мурманская обл. 891,9 851,2 853,3 896,7 850,3

Ямало-Ненецкий АО 1151,5 1180,7 1122,1 1191,9 1132,1

Красноярский край 813,3 831,3 825,8 807,9 804,8

Республика Саха (Якутия) 1023,4 1047,4 1066,5 1107,0 1098,1

Чукотский АО 1213,5 1246,8 1172,5 1122,8 1025,2

Источник: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru; Расчеты авторов.

структурой экономики. Арктическая экономика весьма избирательна в привлечении и потреблении рабочей силы из-за высокой степени специализации, что определяет размещение экономически активного населения по отраслям арктической экономики [1, с. 57-65] (табл. 4).

Структура экономики выявляет необходимость привлечения трудовых ресурсов с определенными профессионально-квалификационными характеристиками. В случае, когда региональный рынок труда не может удовлетворить спрос, хозяйствующие субъекты несут повышенные затраты на привлечение работников требуемых профессий и квалификационного уровня на региональный рынок труда, несмотря на его «непривлекательность» с точки зрения дискомфортности проживания и трудовой деятельности.

В настоящий момент статистика арктических территорий показывает отрицательное или крайне низкое миграционное сальдо (табл. 5), что свидетельствует о незначительной привлекательности арктического сегмента в рамках национального рынка труда с точки зрения параметров занятости и оплаты труда. В целом регионы Арктической зоны демонстрируют гораздо более высокую миграцион-

ную убыль, чем естественную. При этом за пределы региона выезжает наиболее мобильное, то есть молодое население. Миграционная убыль молодежи также усугубляет ситуацию естественной убыли, поскольку сокращается доля населения детородного возраста. На протяжении последних лет доля населения, находящегося в трудоспособном возрасте, сокращается при росте доли населения старше трудоспособного возраста3. В структуре населения арктических регионов Российской Федерации доля трудоспособного населения за период 2004-2013 гг. упала почти на 5% при росте доли населения старше трудоспособного возраста более чем на 4%, особенно в Мурманской и Архангельской областях, Республике Коми и Чукотском автономном округе, где доля лиц в возрасте старше трудоспособного за рассматриваемый период возросла более чем на 5%, а доля трудоспособного населения, в свою очередь, упала примерно на 6%. Оценка перспективы на рынке труда АЗРФ свидетельствует, что в ближайшем будущем рассматриваемые регионы будут испытывать дефицит трудовых ресурсов.

Возможно, реализуемые в настоящее время «арктические проекты», которые имеют стратегический геоэкономический и геополитический характер, изменят ситуацию со спросом на рынке труда, будут созданы новые рабочие места, привлекательность арктических регионов возрастет.

Еще одним формальным институтом рынка труда является льготное трудовое законодательство, действующее на территориях субъектов АЗРФ. Нормы, определяемые Трудовым кодексом, суще-

3 Более подробно данные тенденции рассмотрены в работе: Иванова М. В. Актуальные вопросы формирования арктических трудовых ресурсов // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2016. - № 2. - С. 46-61.

Таблица 4. Структура ВРП по видам экономической деятельности в 2013 г., %

Регион Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Сельское хоз-во, рыболовство, рыбоводство Строительство Оптовая и розничная торговля и т.д. Транспорт и связь Прочее

Российская Федерация 10,8 17,4 3,9 4,4 6,8 18 10 28,7

Республика Коми 32,4 11,3 3,4 1,4 11,5 5,7 10 24,3

Архангельская обл. 26,1 12 3,2 3,9 6 8 15,8 25

Ненецкий АО 75,9 0,3 0,9 0,9 8,6 0,9 4,8 7,7

Мурманская обл. 18 10,7 6,1 8,4 5,3 9,4 9,2 32,9

Ямало-Ненецкий АО 52,6 1,4 2,2 0,2 9,5 10,8 9,2 14,1

Красноярский край 17,2 28,1 3,8 3,7 6,3 9,1 8,2 23,6

Республика Саха (Якутия) 43 1,7 3,8 2,4 8,1 7,2 9,5 24,3

Чукотский АО 31,3 0,2 14,6 3,1 3 13,7 5,2 28,9

Источник: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru; Расчеты авторов.

Таблица 5. Миграционный прирост в арктических регионах на 10 000 чел.

Регион 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Мурманская обл. -93,0 -105,0 -60,0 -69,0 -77,0 -101,0 -129,0 -65,0

Архангельская обл. -46,9 -61,5 -51,2 -83,0 -81,0 -88,0 -85,0 -68,0

Ненецкий АО -19,0 -47,0 14,0 -50,0 32,0 12,0 -3,0 1,0

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Республика Коми -98,0 -129,0 -109,0 -139,0 -112,0 -122,0 -120,0 -107,0

Ямало-Ненецкий АО -45,0 -114,0 -79,0 -88,0 118,0 -21,0 -150,0 -112,0

Красноярский край -15,0 -8,0 -1,0 -15,0 28,0 13,0 5,0 3,0

Республика Саха (Якутия) -34,0 -69,0 -66,0 -71,0 -102,0 -87,0 -96,0 -70,0

Чукотский АО -56,0 -156,0 -196,0 -174,0 102,0 -66,0 -7,0 -30,0

Источник: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru; Расчеты авторов.

ственно влияют на увеличение затрат по привлечению трудовых ресурсов на арктическом рынке труда. Глава 50 Трудового кодекса РФ определяет особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (куда входят все регионы АЗРФ)4. С точки зрения формирования спроса на труд льготное трудовое законодательство в арктических субъектах имеет три концептуальных направления - увеличение заработной платы, сокращение продолжительности отработанного времени и раннее выбытие из трудоспособного возраста.

Рост цены труда на территории Арктики определяется применением повыша-

4 Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http:// www.consultant.ru

ющих северных коэффициентов к заработной плате работников. Они включают в себя районный коэффициент и процентную (стажевую) надбавку. В результате действия северных повышающих коэффициентов обеспечивается привлекательность арктического рынка труда в рамках национального пространства, что позволяет государству выполнять геоэкономическую и геополитическую функции по обеспечению занятости и присутствия постоянно проживающего населения на территориях с особо экстремальными условиями проживания. Но главным с точки зрения формирования спроса выступает проблема роста издержек арктического хозяйствующего субъекта по привлечению труда и, как следствие, обеспечения конкурентоспособности арктического тер-

Таблица 6. Структура занятых в экономике по фактической продолжительности рабочей недели в 2014 г., % от числа занятых

Регион Отработали часов в неделю Отработано в среднем на одного занятого, часов в неделю

менее 9 9-15 16-20 21-30 31-40 41-50 51 и более

1 2 3 5 6 7 8 9 10

Российская Федерация 0,5 0,9 1,4 2,3 85,1 4,9 1,9 38,2

Республика Коми 0,3 0,7 0,9 1,5 78,0 5,9 4,5 36,2

Архангельская обл. 0,4 0,8 1,0 1,7 80,6 6,0 2,7 35,9

Ненецкий АО 0,1 0,2 0,9 0,9 87,3 1,5 2,7 36,1

Мурманская обл. 0,3 0,4 0,8 1,6 75,3 6,9 4,9 35,8

Ямало-Ненецкий АО 0,1 0,0 0,2 0,3 98,0 0,5 0,3 38,1

Красноярский край 0,4 0,6 0,9 1,6 85,4 6,8 1,9 38,8

Республика Саха (Якутия) 0,5 0,6 1,3 2,5 83,5 4,9 2,4 37,5

Чукотский АО 0,1 0,3 0,4 0,8 87,9 5,1 3,6 38,5

Источник: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru; Расчеты авторов.

риториального продукта и арктической экономики в целом. Проблема арктической фирмы в России состоит в том, что государство административным путем может повышать издержки организации, связанные с привлечением труда, предписав им нормативным актом некоторые дополнительные выплаты. Но с доходами это сделать труднее, поскольку цены на конечную продукцию, где применяется дорогостоящий фактор, регулируются уже не государством, а рыночными механизмами.

В результате работодатели снижают размер зарплаты, чтобы удержать общий размер расходов на содержание рабочего места в приемлемых для себя пределах. Такая ситуация снижает привлекательность рабочих мест на арктическом рынке труда по сравнению со среднероссийским.

Другой значимой проблемой привлечения рабочей силы в условиях действия льготного трудового законодательства выступает сокращение отработанного времени. Сокращение отработанного времени одного занятого в экономике северных субъектов определяется, во-первых, уменьшением продолжительности рабочей недели для отдельных категорий работников в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, занятых в экономике региона. Так, в арктиче-

ских субъектах РФ происходит сокращение продолжительности рабочей недели до 36 часов для определенных категорий работников5. Во-вторых, статистика сокращения отработанного времени определяется увеличением продолжительности отпускного периода для всех работников арктической территории.

В результате сокращения времени, отработанного каждым занятым на арктическом рынке труда, возникает объективная необходимость компенсировать потери за счет роста числа занятых в экономике территории (табл. 6).

Результатом влияния представленных особенностей выступает рост цены трудовых ресурсов в арктической зоне и, соответственно, издержек по привлечению рабочей силы на арктическом рынке труда, таким образом формируется «северная территориальная премия» - составляющая заработной платы (факторного дохода) наемного работника арктического рынка труда, как повышение цены заключенного трудового контракта на Севере по сравнению с ценой контракта (заработной платы) в рамках территорий, благоприятных по условиям проживания и трудовой деятельности, при равных профессиональ-

5 Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http:// www.consultant.ru

но-квалификационных характеристиках наемных работников [3]. Важно отметить объективность условий ее получения. Северная территориальная премия в составе заработной платы предполагает денежную компенсацию следующих расходов и формирование денежных привилегий наемного работника северного рынка труда:

1) компенсация повышенной стоимости воспроизводства способностей к труду (рабочей силы) на Севере в силу повышения стоимости северных территориальных продуктов (цен на товары и услуги) и изменения величины и структуры самой потребительской корзины;

2) действие льготного трудового законодательства на территории Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, в виде применения повышающих коэффициентов к заработной плате наемных работников;

3) формирование отложенного спроса на услуги и товары других региональных рынков в период выезда с северной территории и возможной миграции с Севера по окончании трудовой деятельности (формирование «северных сбережений»);

4) оплата потенциальных рисков для физического и психо-эмоционального здоровья наемного работника, связанных с проживанием на Севере, высокой заболеваемостью, потенциальной утратой профессиональных способностей;

5) плата за «не переход» к другим территориальным сегментам национального рынка труда, территориальным сегментам страны, благоприятным по условиям проживания и трудовой деятельности;

6) выполнение геополитической и геоэкономической функций жителями северных территорий, осуществляющими трудовую деятельность и постоянное проживание на стратегических территориях России, характеризующихся слабой заселенностью, удаленностью и/или общей дискомфортностью.

В результате объективного характера получаемой северной территориальной премии наемным работником арктического рынка труда создаются возможности получения северной компоненты в составе заработной платы на постоянной основе, несмотря на показатели трудовой территориальной миграции. Одновременно развитие северных и арктических территорий приведет к сокращению «северной территориальной премии» путем совершенствования многофункциональной социальной инфраструктуры, транспортной доступности, техники и технологий и, соответственно, снижения общих экономических издержек, развития образования и удовлетворения спроса за счет собственно регионального рынка труда и др.

Ответом на двойственность ситуации может стать показатель удельной оплаты труда для арктических территорий, отражающий то, какая доля в каждом рубле валового регионального продукта приходится на трудовые затраты (табл. 7).

При рассмотрении вопроса о конкурентоспособности арктической экономики интерес представляют не получаемые доходы работников, а дороговизна трудовых ресурсов с точки зрения арктических хозяйствующих субъектов. Значительное превышение показателя удельной оплаты труда над среднероссийским уровнем имеет место только в Архангельской и Мурманской областях, а также в Чукотском автономном округе; в остальных же регионах показатель либо близок к среднероссийскому уровню, либо ниже его. Данный факт говорит о том, что повышенные трудовые издержки арктической фирмы могут быть компенсированы высокой производительностью труда. Подтверждением этого тезиса также является показатель удельной оплаты труда для ведущих отраслей регионов (табл. 8), то есть видов экономической деятельности, на которые приходится наибольшая доля ВРП региона.

Таблица 7. Удельная оплата труда в регионах АЗРФ

Регион 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Республика Коми 0,368 0,402 0,407 0,439 0,414 0,367 0,388 0,410

Архангельская область 0,403 0,400 0,463 0,433 0,380 0,359 0,383 0,400

Ненецкий АО 0,151 0,137 0,177 0,129 0,122 0,115 0,144 0,144

Мурманская обл. 0,513 0,515 0,591 0,693 0,655 0,629 0,648 0,658

Ямало-Ненецкий АО 0,253 0,257 0,271 0,316 0,297 0,272 0,240 0,228

Красноярский край 0,365 0,363 0,442 0,466 0,381 0,378 0,418 0,430

Республика Саха (Якутия) 0,446 0,455 0,447 0,469 0,428 0,406 0,427 0,473

Чукотский АО 0,740 0,658 0,570 0,418 0,518 0,489 0,528 0,560

Российская Федерация 0,381 0,393 0,419 0,471 0,450 0,418 0,435 0,449

Источник: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru; Расчеты авторов.

Таблица 8. Удельная оплата труда для ведущих отраслей регионов Арктической зоны Российской Федерации

Вид экономической деятельности Регион 2009 г. 2010 2011 2012 2013

Добыча полезных ископаемых Республика Коми 0,19 0,16 0,14 0,13 0,14

Архангельская обл. 0,05 0,05 0,05 0,06 0,06

Ненецкий АО 0,05 0,04 0,04 0,05 0,05

Мурманская обл. 0,36 0,24 0,20 0,25 0,22

Ямало-Ненецкий АО 0,21 0,19 0,16 0,13 0,13

Республика Саха (Якутия) 0,27 0,18 0,16 0,17 0,18

Чукотский АО 0,18 0,25 0,20 0,24 0,38

Российская Федерация 0,15 0,13 0,11 0,12 0,12

Обрабатывающие производства Красноярский край 0,22 0,18 0,19 0,22 0,23

Российская Федерация 0,38 0,35 0,33 0,35 0,35

Источник: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru; Расчеты авторов.

Для Красноярского края наибольший процент ВРП приходится на обрабатывающую промышленность, для остальных регионов - на добычу полезных ископаемых (см. табл. 4).

Таким образом, показатель удельной оплаты труда превышает среднероссийский уровень только в трех регионах -Мурманской области, Республике Якутия и Чукотском автономном округе. В остальных же регионах Арктики он близок к среднероссийскому уровню или ниже его, что позволяет говорить об особенностях привлечения труда в данных регионах.

В результате двойственной ситуации на рынке труда арктических территорий, где одновременно отмечается и объективность повышения заработной платы на Севере, и условия к снижению северной территориальной премии, возникает необходимость научного подхода к сущ-

ности, содержанию и методологическим основам определения размера северных повышающих коэффициентов.

Кратко подводя итоги, хотелось бы отметить, что рынок труда АЗРФ представляет собой особый территориальный сегмент национального пространства, где особые дискомфортные условия влияют на его институциональные параметры, а главное - должны обеспечивать увеличение цены северного трудового контракта. В данной статье представлены объективные особенности рынка труда северных территорий и зоны Арктики, определяющие условия к увеличению цены труда на Севере. Однако статистика по субъектам Арктической зоны РФ показывает противоречивость складывающейся ситуации в этом регионе.

В заключение считаем необходимым подчеркнуть, что назрела императивность научного исследования сущности

и использования таких экономических категорий, как арктический рынок труда, северная фирма, северная экономика, северная территориальная премия. В свою очередь использование этих категорий требует формирования обоснованного подхода к регулированию занятости и трудовых отношений в рамках арктических территорий России на федеральном уровне в целом и в субъектах АЗРФ в частности.

В условиях развития экономической деятельности в северных широтах и реализации крупных инвестиционных про-

ектов, имеющих стратегическое общегосударственное значение, регулирование трудовых ресурсов в зоне Арктики потребует самого тщательного исследования проблем «арктического экономического субъекта», «арктической экономики» для предупреждения возможных перекосов в трудовых ресурсах вплоть до полного разрушения данного рынка. И главной проблемой (или, возможно, решением проблемы) может стать методология расчета цены «северного трудового контракта» и определения размера «северной территориальной премии».

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулов, В. Б. О территориальной дифференциации заработной платы [Текст] / В. Б. Акулов, Т. В. Белевских // Проблемы развития территории. - 2013. - № 6 (68). - С. 57-65.

2. Безруков, Д. А. Рынок труда: институциональный аспект исследования [Электронный ресурс] / Д. А. Безруков. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/rynok-truda-institutsionalnyy-aspekt-issledovaniya

3. Белевских, Т. В. Рынок труда северных территорий России и северная территориальная премия [Текст] : монография / Т. В. Белевских, Д. П. Беляев. - Мурманск : Баренц-пресс, 2016. - 105 с.

4. Белова, В. Л. Арктика в геополитической конкуренции государств [Текст] / В. Л. Белова. - М. : Наука, 2014. - 370 с.

5. Буланов, В. С. Некоторые методологические вопросы исследования рынка труда [Текст] /

B. С. Буланов // Общество и экономика. - 1997. - № 7-8. - С. 66-72.

6. Иванова, М. В. Актуальные вопросы формирования арктических трудовых ресурсов [Текст] / М. В. Иванова // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2016. - № 2. - C. 46-61.

7. Кашепов, А. А. Рынок труда: проблемы и решения [Текст] / А. А. Кашепов, С. С. Сулашкин, А. С. Мал-чинов. - М. : Научный эксперт, 2008. - 232 с.

8. Меламед, И. И. Арктическая зона России в социально-экономическом развитии страны [Текст] / И. И. Меламед, М. А. Авдеев, В. И. Павленко, С. Ю. Куценко // Власть. - 2015. - № 1. - С. 5-11.

9. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики [Текст] / Д. Норт. - М., 1997.

10. Павленко, В. И. Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны [Текст] / В. И. Павленко // Арктика: экология и экономика. - 2013. - № 4 (12). -

C. 16-25.

11. Рофе, А. И. Экономика труда [Текст] / А. И. Рофе. - М. : Кнорус, 2010. - 400 с.

12. Сосновская, Л. Н. Рынок труда: формирование, функционирование, регулирование [Текст] : авто-реф. дис. ... д-ра экон. наук / Л. Н. Сосновская. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 1993. - 39 с.

13. Фаузер, В. В. Демографический потенциал северных регионов России как фактор экономического освоения Арктики [Текст] / В. В. Фаузер // Арктика и Север. - 2013. - № 10. - С. 19-47.

14. Ходжсон, Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории [Текст] / Дж. Ходжсон. - М., 2003.

15. Heleniak, T. Der große exodus demographische trends an Russlands nördlicher peripherie [Text] / T. Heleniak, T. Holzlehner, E. Khlinovskaya // Osteuropa. - 2011. - Vol. 61. - P. 371-386.

16. Heleniak, T. Population Change in the Periphery: Changing Migration Patterns in the Russian North [Text] / T. Heleniak // Sibirica: Interdisciplinary Journal of Siberian Studies. - 2010. - Vol. 9. - № 3. - P. 9-40.

17. Heleniak, T. The role of attachment to place in migration decisions of the population of the Russian North [Text] / T. Heleniak // Polar Geography. - 2009. - Vol. 32. - P. 31-60.

18. Laruelle, M. The demographic challenges of Russia's Arctic [Text] / M. Laruelle // Russian analytical digest. - 2011. - Vol. 96. - P. 8-10.

19. Parente, G. Living in the New North: Migration to and from Russian Arctic Cities [Text] / G. Parente, N. Shiklomanov, D. Streletskiy // Focus on Geography. - 2012. - Vol. 55. - P. 77-89.

20. Schmidt, J. Demographic and economic disparities among Arctic regions [Text] / J. Schmidt et al // Polar Geography. - 2015. - Vol. 38. - P. 251-270.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Иванова Медея Владимировна - доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник. Филиал Кольского научного центра Российской академии наук Центр гуманитарных проблем Баренц региона. Россия, 184200, Мурманская область, г. Апатиты, Академгородок 40-а. E-mail: medeya99@yahoo.com. Тел.: (8155) 57-41-87.

Белевских Татьяна Васильевна - кандидат экономических наук, доцент. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». Россия, 183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 15. E-mail: tanyabelka@mail.ru. Тел.: (8152) 21-38-01.

Зайцев Данил Викторович - специалист по учебно-методической работе кафедры экономики и управления, социологии и юриспруденции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет», филиал в г. Апатиты. Россия, 184209, г. Апатиты, ул. Лесная, д. 29. E-mail: seizev38422@yandex.ru. Тел.: 8-964-6870056.

Ivanova M.V., Belevskikh T.V., Zaitsev D.V.

ABOUT THE ARCTIC LABOR MARKET

The present paper considers the Arctic labor market as part of the national labor market. The current state of the labor market in the region is largely determined by the historical aspect of development of productive forces and production relations in the country. In the Soviet times there was an active flow of human resources through organized activities and construction projects, distribution of graduates of educational institutions to be employed at industrial enterprises, higher wages and other benefits. After the collapse of the Soviet Union the mass migration of the population, reduction of the state's role in the development of the Northern regions led to a decrease in the number of labor resources and their shortage on the labor market. The attractiveness of the territories of extreme development from the point of view of earnings has declined substantially, there emerged the problem of the lack of labor potential. The present study determines the nature and forms of socio-economic institutions, formal and informal institutions, and the basis for the functioning of the labor market. The aim of the study is to identify specific characteristics which have a significant effect on several formal economic institutions and informal institutions of the Arctic labor market, which are closely interrelated, and to analyze the factors that form the "Northern territorial premium". This article uses economic and statistical methods for analyzing the current trends in determining the value of labor resources and specifics of consumption patterns in the territories of the Arctic zone of the Russian Federation. The results reveal a dual situation on the labor market of the Arctic territories, where there exist objective conditions for increasing the wages in the North and conditions to reduce the Northern territorial premium.

These trends suggest the need for a scientific approach to the nature, content and methodological foundations of determining the amount of the northern multipliers. Briefly summing up, the authors would like to note that the labor market of the Arctic zone of the Russian Federation is a particular territorial segment of national space, where particularly uncomfortable conditions affect its institutional parameters, and most importantly - they must ensure the increase in the price of the northern employment contract. This article presents objective characteristics of the labor market of the Northern territories and the Arctic zone, defining the conditions to increase the price of labor in the North. However, statistics on the subjects of the Arctic zone of the Russian Federation shows the inconsistency of the current situation in the region.

Workforce, labor market, Arctic zone, wages, "Northern territorial premium".

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ivanova Medeya Vladimirovna - Doctor of Economics, Associate Professor, Leading Research Associate. Branch of Kola Science Center of the Russian Academy of Sciences "Center for Humanitarian Problems of the Barents Region". 40A, Akademgorodok, Apatity, Murmansk Oblast, 184200, Russian Federation. E-mail: medeya99@yahoo.com. Phone: +7(8155) 57-41-87.

Belevskikh Tat'yana Vasil'evna - Ph.D. in Economics, Associate Professor. Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education "Murmansk Arctic State University". 15, Captain Yegorov Street, Murmansk, 183720, Russian Federation. E-mail: tanyabelka@mail.ru. Phone: +7(8152) 21-38-01.

Zaitsev Danil Viktorovich - Specialist in Educational and Methodological Work at the Department of Economics and Management, Sociology and Law. Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education "Murmansk Arctic State University", branch in Apatity. 29, Lesnaya Street, Apatity, 184209, Russian Federation. E-mail: seizev38422@yandex.ru. Tel: 8-964-6870056.