CD о; x
J
<
m
О территориальной премии на рынке
труда северных территорий России:
*
история, настоящее и перспективы
The Impact of the Cost of Living Allowance on the Labor Market of Russia's Northern Regions: Past, Present, and Future
УДК 331.5
О
Беляев Денис Павлович
директор Мурманского института экономики -филиала Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат исторических наук, доцент 183031, г Мурманск, ул. Халатина, д. 7
Belyaev Denis Pavlovich
Murmansk Institute of Economics Branch of St. Petersburg University of Management and Economics
Khalatina Str. 7, Murmansk, Russian Federation, 183031
Белевских Татьяна Васильевна
доцент Мурманского государственного гуманитарного университета, кандидат экономических наук, доцент 183038, г Мурманск, ул. Капитана Егорова,
д. 15
Belevskikh Tat'yana Vasil'evna
Murmansk State Humanities University Kapitana Egorova Str. 15, Murmansk, Russian Federation, 183038
Рынок труда северных территорий представляет собой особый региональный сегмент национального (мирового) пространства, где особые дискомфортные условия производственной деятельности, проживания и труда оказывают влияние на экономическое поведение всех участников рыночных отношений. В результате, северный рынок труда, сохраняя общий рыночный механизм, имеет свои особенности в формировании спроса на труд, предложения рабочей силы, ценообразования на труд как фактор производства, государственного регулирования трудовых отношений. Главной отличительной чертой рынка труда северных территорий (проблемой исследования) выступает повышение цены трудового контракта, заключенного на Севере, по сравнению с территориями комфортными по условиям проживания. В результате в структуре факторного дохода работника северного рынка труда появляется «северная территориальная премия» как особая экономическая категория, требующая научно-методологического исследования. В работе представлены понятие, экономическое содержание, исторический аспект, статистическая характеристика северной компоненты («северной территориально премии») в составе заработной платы работника северного рынка труда России.
Цель. Определить научно-методологическое содержание и особенности «северной территориальной премии» в составе факторного дохода на рынке труда.
Результаты. Определена сущность территориальной премии в целом и северной территориальной премии на рынке труда в частности. Выявлены предпосылки получения северной компоненты работником северного рынка труда в составе факторного дохода. Проанализирован исторический аспект проблемы исследования, а также представлена статистическая характеристика по территориальной премии северного рынка труда России. Определены перспективы получения территориальной премии на рынке труда северных территорий.
Ключевые слова: рынок труда северных территорий, предложение труда, спрос на труд, цена труда, территориальная премия, дифференциация доходов населения, северная территориальная премия
The labor market of the northern régions is a spécial aspect of national (global) space, where difficult conditions of industrial activity, housing, and employment
have an impact on the economic behavior of all market relations. As a result, the northern labor market, while maintaining common market mechanisms, has its own distinct characteristics of demand, supply, and pricing, as well as state regulations of labor relations. The main feature of the labor market of the northern territories (the subject of this study) is an increase in the price of labor contracts, compared with areas with better living conditions. As a result, the income structure of employees in the northern labor market includes a "northern regional allowance" as a special economic category that requires scientific and methodological research. This study presents the concept of economic content, a historical analysis, and statistical characteristics of the northern labor component (northern regional allowance) related to an employee's salary in Russia's northern labor market.
Aim. The goal is to determine the scientific and methodological constructs and features of the "northern regional allowance" as a part of factor income in the labor market.
Results. The author(s) defines the essence of the regional living allowance, in general, and the northern regional living allowance for the labor market, in particular. Furthermore, the study clarifies the preconditions required for an employee to qualify for the northern regional allowance as a part of factor income. This study includes an analysis of the historical aspect of the research topic, provides the statistical characteristics of the regional allowance, and defines the prospects for obtaining the regional allowance in terms of the northern labor market in Russia.
Keywords: northern region labor market, labor supply, labor demand, the price of labor, regional cost of living allowance, income differentiation, the northern regional allowance
Общая постановка проблемы исследования Рынок труда северных территорий представляет собой особый сегмент национального или мирового экономического пространства, где особо дискомфортные условия проживания и трудовой деятельности оказывают значительное влияние на всех участников рыночных отношений (наемный работник, «северная фирма», государство) [1]. Социально-экономический показатель «дискомфорта» оказывает влияние на все
* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ 15-12-51005.
аспекты занятости на северном рынке труда страны: особенности формирования спроса и предложения на факторном рынке, ценообразование на рабочую силу, продолжительность и условия занятости, отпускного периода, выбытие из трудоспособного возраста, определения трудового стажа и др. Необходимость учитывать эти особенности трудовой и производственной деятельности на Севере в управлении предприятиями лежит в основе актуальной проблемы — конкурентоспособности «северного продукта», «северной фирмы», «северной экономики», «северной территории» в целом.
Большая часть России по физико-географическим показателям относится к северной территории, где проживает порядка 8% населения и создается пятая часть валового внутреннего продукта страны. К тому же после распада СССР степень «северности» нашей страны резко возросла. В результате актуальной становится постановка вопроса об экономической эффективности северных территорий и «северного производства» в составе Российской Федерации и самой страны в мировом измерении как северной державы.
Северный рынок труда не измеряется только физико-географическими параметрами. Это, скорее, социально-экономическая категория, которая требует научного исследования для решения оперативных проблем и стратегических вопросов проживания людей на Севере России и обеспеченности «северной экономики» трудовыми ресурсами. Среди прочих характеристик рынка труда северных территорий главной рыночной особенностью (проблемой исследования) выступает проблема ценообразования. Ценообразование на рынке труда российского Севера в современных условиях, по мнению авторов, осуществляется под влиянием двух факторов: внешнего по отношению к рынку (нерыночный) и внутреннего (рыночный).
Внешний (или нерыночный) фактор, определяющий ценообразование на факторном рынке труда на Севере России, детерминируется особенностями льготного государственного регулирования трудовых отношений в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Действие районных коэффициентов и процентных надбавок за «стаж работы», применяемых в отношении оплаты труда работника северных территорий, по мнению государства, должно создать реальные преимущества в оплате труда для привлечения рабочей силы на Север и закрепления постоянно проживающего населения на северных территориях страны. Следует отметить, что применение повышающих коэффициентов к заработной плате работников северных территорий РФ нарушает принципы рыночного ценообразования на факторном рынке и создает искусственные привилегии для наемного работника северного рынка труда, а также стимулирует рост издержек «северной фирмы», что снижает конкурентоспособность «северного территориального продукта».
Вполне логичным кажется применение северных повышающих коэффициентов к оплате труда работников отдельных территорий в централизованной экономике, когда государство выступает единственным владельцем средств производства (монополистом на рынке капитала) и работодателем (монопсония на рынке труда), определяя условия занятости и оплаты труда. В рыночных условиях данная норма закона призвана обеспечить защиту интересов работников северных территорий и постоянно проживающего населения, выполняющих геоэкономическую и геополитическую функцию проживания и осуществления трудовой дея-
тельности на дискомфортных, удаленных и/или мало- ^ заселенных территориях, имеющих стратегическое =□ значение в экономике и политике России. С другой § стороны, повышающие коэффициенты стимулируют ш рост издержек «северной фирмы» и снижают конку- ^ рентоспособность самой фирмы и «северной эконо- ^ мики» в целом, при условии что цена на конечный ^ продукт, в производстве которого использован до- ° рогостоящий ресурс, формируется рынком. о
Рыночный фактор, определяющий особенности це- го нообразования на рынке труда северных территорий, ^ определяется спецификой взаимодействия спроса и и предложения на северном рынке труда как разница т цены трудового контракта, заключенного на северном Ел сегменте национального рынка труда и территории, ш комфортной по условиям проживания. Цена заклю- ^ чаемого трудового контракта на Севере повышается з со стороны как спроса, так и предложения рабочей силы. Предложение труда (наемный работник), понимая особенности трудовой деятельности и проживания на Севере, стимулирует рост заработной платы с целью компенсации текущих и потенциальных высоких в будущем «северных расходов» [2]. Спрос на труд (работодатель) вынужден создавать привлекательные условия для привлечения рабочей силы с конкретными профессионально-квалификационными характеристиками в соответствии со специализацией и требованиями «северной экономики».
В результате повышения цены трудового контракта, заключенного на северном сегменте национального рынка, можно говорить о формировании территориальной премии в составе факторного дохода на рынке труда северных территорий или «северной компоненте» в составе «северной заработной платы», которая имеет свои внутренние особенности, требующие содержательного и методологического исследования.
Понятия территориальной премии и «северной территориальной премии»
Территориальная премия на рынке труда в целом означает возможности установления разного уровня цен на рабочую силу одного профессионально-квалификационного уровня в зависимости от региона (территориального сегмента) занятости работника. Это означает, что работники, имеющие одинаковые профессиональные и квалификационные характеристики, но работающие на разных территориальных сегментах национального рынка труда, заключают договор с различными ценовыми характеристиками, несмотря на единое трудовое законодательство.
Главной отличительной чертой территориальной премии на рынке труда выступает ее временный характер, высокая территориальная мобильность рабочей силы как фактора производства. Территориальная премия, выплачиваемая работникам отдельных регионов (территориальных сегментов), стимулирует приток рабочей силы в этот территориальный сегмент, тем более что в территориальном разрезе отсутствует проблема ограничений полового или профессионально-квалификационного характера на занятость. Следовательно, повышается степень конкурентности этого территориального сегмента в силу увеличения количества его участников. В результате соперничества (конкуренции) участников рынка при схожих профессионально-квалификационных характеристиках в составе факторного дохода сначала сокращается, а затем исчезает территориальная премия и цена трудового контракта по территориальным сегментам выравнивается.
^ «Северная территориальная премия» — это со-
1 ставляющая заработной платы (факторного дохода) § наемного работника северного рынка труда, как пре-ш вышение цены заключенного трудового контракта на ^ Севере по сравнению с ценой контракта (заработной ^ платы) в рамках территорий благоприятных по услови-
2 ям проживания и трудовой деятельности при равных ° профессионально-квалификационных характеристи-
0 ках. Важно отметить объективность условий получего ния «северной территориальной премии». «Северная ^ территориальная премия» в составе заработной пла-=т ты предполагает денежную компенсацию следующих т расходов и формирование денежных привилегий на-
1 емного работника северного рынка труда:
ш • компенсация повышенной стоимости воспроизводства способностей к труду (рабочей силы) на
3 Севере в силу повышения стоимости северного территориального продукта (цены товаров и услуг), изменения величины и структуры самой потребительской корзины;
• формирование отложенного спроса на услуги и товары других региональных рынков в период выезда с северной территории и возможная миграция с Севера по окончании трудовой деятельности (формирование «северных сбережений»);
• оплата потенциальных рисков для здоровья наемного работника, связанных с проживанием на Севере, потенциальной утратой профессиональных способностей;
• плата за «непереход» к другим территориальным сегментам национального рынка труда, территориальным сегментам страны благоприятным по условиям проживания и трудовой деятельности;
• выполнение геополитической и геоэкономической функций жителями северных территорий, осуществляющих трудовую деятельность и постоянное проживание на стратегических территориях России, характеризующихся слабой заселенностью, удаленностью и/или общим дискомфортом. Объективный характер «северной территориальной
премии» наемным работником северного рынка труда означает возможность получения северной компоненты в составе заработной платы на постоянной основе, несмотря на территориальные показатели трудовой миграции.
История формирования «северной территориальной премии» в составе факторного дохода В процессе освоения отдаленных территорий государство неизбежно сталкивается с проблемой их заселения. Необходимо было создавать такие мотивацион-ные условия, которые способствовали добровольному переселению населения из относительно обжитых и комфортных районов проживания в экстремальные. Одним из таких условий наряду с созданием инфраструктуры являлось материальное стимулирование. В дореволюционной России, например с целью колонизации Кольского полуострова, архипелага Новая Земля и других северных территорий, государство выделяло определенные средства на переселение, компенсируя дорожные затраты, а также предоставляло так называемые «подъемные» и налоговые послабления. Кроме того, штатные оклады чиновников, учителей, врачей, священников, служащих на Севере были выше, чем у их коллег в центральных районах страны. Положительный опыт царских властей оказался востребованным и в советское время [3].
Предпосылки формирования территориальной премии в составе факторного дохода работника север-
ных территорий (северной территориальной премии) определяются практикой системы территориального регулирования заработной платы, принятой в СССР. Преимущества в оплате труда на Севере в условиях командной экономики и уравнительной системы заработной платы определялись государством как монопольным собственником средств производства и монопсонистом на рынке труда. Государство как единственный работодатель может определять условия занятости населения в целом и в отдельных региональных сегментах, стимулируя приток рабочей силы на территории, где предполагается активное развитие производственной деятельности, исходя из политики размещения производительных сил на территории страны. Действующая и по сей день система районного регулирования заработной платы в основном была сформирована в 1960-е гг. [4].
С точки зрения предпосылок формирования северной территориальной премии в составе заработной платы работника северного рынка труда среди прочих параметров системы территориального регулирования заработной платы, принятой в СССР, особый интерес представляют районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы. Районный коэффициент — это надбавка к заработной плате, установленная в процентном отношении к ней с целью компенсировать работникам различия в стоимости жизни по регионам, обусловленные неодинаковыми потребностями (состав потребительской корзины) и разным уровнем цен на территориальные товары и услуги. Вторым значимым элементом в системе территориального регулирования заработной платы выступают процентные надбавки к заработной плате работников за стаж работы на предприятиях, в организациях и учреждениях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Надбавки за стаж призваны обеспечить рост реального уровня оплаты труда по сравнению с территориями, благоприятными по условиям проживания, и, следовательно, выполняли функцию привлечения и закрепления кадров в отдаленных, малоосвоенных, дискомфортных к проживанию районах.
Если рассматривать северные повышающие коэффициенты с функциональной точки зрения, то районные коэффициенты служат средством выравнивания реальной заработной платы с учетом роста стоимости воспроизводства рабочей силы на Севере, а процентные надбавки предназначены для ее реального повышения. В советский период существовали различные точки зрения на проблему территориального регулирования заработной платы (природа северных надбавок, методологические подходы к расчетам, а также временная и территориальная динамика).
По мнению Я. И. Гомберга районные коэффициенты к заработной плате должны быть дифференцированы в соответствии с районными различиями по условиям воспроизводства рабочей силы [5]. При этом другие советские экономисты высказывали мнения о том, что районные коэффициенты должны превышать указанные различия, иначе они не будут стимулировать миграцию населения в необходимом направлении развития производительных сил на территории страны. Так, П. Г. Бунич отмечает, что «для привлечения кадров в районы пионерного освоения требуется увеличить их заработок, стимулируя нужные направления и масштабы миграционных процессов. Если в новом районе к тому же более суровые климатические условия, действуют повышенные цены и пр., то размер зарплаты необходимо определить так, чтобы компенсировать
Таблица 1 т
о
Показатели среднедушевых доходов по регионам — лидерам России, руб./мес.
о
Богатые регионы Бедные регионы
№ п/п Регион руб. № п/п Регион руб.
1 Ненецкий автономный округ 59 414 1 Республика Калмыкия 10 032
2 Ямало-Ненецкий автономный округ 49 719 2 Республика Тыва 11 626
3 Москва 48 343 3 Республика Ингушетия 12 296
4 Чукотский автономный округ 43 161 4 Республика Марий Эл 12 362
5 Магаданская обл. 35 995 5 Республика Мордовия 12 912
6 Ханты-Мансийский автономный округ 35 871 6 Карачаево-Черкесская Республика 13 168
7 Сахалинская обл. 33 355 7 Кабардино-Балкарская Республика 13 410
8 Тюменская обл. 32 553 8 Чувашская Республика 13 470
9 Камчатский край 30 485 9 Алтайский край 13 517
10 Московская обл. 29 566 10 Саратовская обл. 13 948
Источник: [9].
все удорожания, а затем уже дополнительно увеличить ее для привлечения кадров из других районов» [6].
Таким образом, главная задача северных надбавок даже в условиях командной экономики состоит в привлечении наемного работника на северные территории посредством возможности получения северной территориальной премии в составе факторного дохода. Одна из проблем районного (территориального) регулирования заработной платы в условиях централизованной экономики состояла в сохранении повышенной оплаты труда (через коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате) в освоенных районах, где уже отсутствует необходимость привлечения трудовых ресурсов. Например, по мнению Е. И. Капустина, «надбавки к заработной плате для привлечения и закрепления кадров должны периодически изменяться, так как изменяются параметры освоения района, развитие транспорта, острота потребности в тех или иных кадрах» [4]. Высказывались мнения, что размеры северных повышающих коэффициентов вполне могут меняться или вовсе отменяться, когда те или иные регионы перестанут испытывать потребность в притоке рабочей силы.
Важно отметить, что проблемы советской экономической науки в отношении практики северных повышающих коэффициентов актуальны и в новых условиях экономических отношений — территории применения, целевая направленность применяемых коэффициентов, методология расчета повышающих коэффициентов, потенциальная динамика коэффициентов.
Настоящее «северной территориальной премии» Современная система территориального регулирования заработной платы, унаследованная от советской командной экономики, по-прежнему определяет внешние (нерыночные) условия получения северной территориальной премии. В условиях развития рыночных отношений в экономике России в целом и рынка труда в частности этот механизм формирования территориальной премии внешне представляется неадекватным. Далее выделим два сектора в экономике северных территорий — коммерческий и бюджетный.
Коммерческий сектор северной территориальной экономики представлен «северными фирмами», которые, привлекая труд, ориентированы на экономические показатели предельного продукта и предельных затрат по привлечению рабочей силы с целью максимизации прибыли. Северная фирма ориентирована на
размер абсолютных издержек по привлечению труда как фактора производства. Согласно действующему законодательству эта сумма затрат будет распределяться на базовый оклад и выплаты компенсирующего характера, предусмотренные северным льготным законодательством. С точки зрения минимизации издержек и обеспечения конкурентоспособности производимого «северного продукта» северная фирма следует классическим экономическим законам.
Сложнее проблема описывается в бюджетном секторе, где работодателем выступает государство. Действие единой тарифной сетки (ЕТС) в оплате труда работников бюджетного сектора действительно создавало преимущества в оплате труда на Севере, когда применение единых размеров окладов по стране дополнялось повышающими коэффициентами в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, и обеспечивало номинальный и реальный рост заработной платы на Севере. Однако переход к новой системе оплаты труда (НСОТ) можно рассматривать как скрытую угрозу северной территориальной премии работников бюджетного сектора северной экономики и потенциальные возможности снижения ее реального содержания. В условиях НСОТ механизм поведения государства не отличается от поведения коммерческой фирмы, которая рассчитывает абсолютный размер издержек по привлечению труда [7]. Статистика северных регионов показывает занижение базовых окладов работников бюджетного сектора в северных регионах, и применение северных повышающих коэффициентов обеспечивает номинальный рост заработной платы или ее соответствие повышенному прожиточному минимуму на Севере [Там же]. Переход к системе эффективных контрактов вряд ли позволит реализовать рыночный механизм формирования территориальной премии в бюджетном секторе северной экономики. Скорее, он будет действовать в сторону выравнивания и/или увеличения заработной платы работников территорий, благоприятных по условиям проживания и трудовой деятельности.
Российская Федерация характеризуется высокой степенью дифференциации доходов населения. Дифференциация доходов определяется множеством факторов как объективного, так и субъективного порядка [8]. Однако география Российской Федерации оказывает значительное влияние на формирование доходов в отдельных регионах страны и дифференциацию заработной платы в стране в целом. В табл. 1 представлена информация по показателям средне-
т Таблица 2
о
Средняя заработная плата в регионах России в 2015 г.
о
Субъекты Российской Федерации Среднемесячная зарплата, руб.
Российская Федерация 32 000
Центральный федеральный округ 39 800
Северо-Западный федеральный округ 35 600
Республика Карелия 29 500
Республика Коми 35 800
Архангельская область 33 500
Ненецкий автономный округ 54 100
Вологодская область 26 200
Калининградская область 26 200
Ленинградская область 25 500
Мурманская область 39 700
Новгородская область 24 900
Псковская область 22 100
Санкт-Петербург 41 300
Тюменская область 45 600
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 56 300
Ямало-Ненецкий автономный округ 64 200
Республика Саха (Якутия) 48 600
Камчатский край 46 000
Магаданская область 50 800
Сахалинская область 46 600
Чукотский автономный округ 51 000
Источник: [10].
душевых доходов регионов-лидеров в Российской Федерации.
Данные статистики показывают, что среди «богатых регионов» Российской Федерации широко представлены северные территории, которые вполне могут конкурировать по уровню доходов с Москвой и Московской областью. Однако получаемые доходы лишь частично определяются размером заработной платы в их составе. Однако и здесь северные регионы выступают лидерами. В табл. 2 представлена информация по Северо-Западному федеральному округу по показателю средней номинальной заработной платы. Данные исследования с аналитической точки зрения авторами дополнены информацией по лидерам предыдущей статистики.
Территориальная статистика демонстрирует возможности получения повышенных «северных доходов» и, как результат, потенциальные условия получения «северной территориальной премии» работниками этого сегмента национального рынка труда в составе факторного дохода.
Серьезной экономической проблемой исследования выступает покупательская способность «северной» заработной платы при условиях изменения величины и структуры «северной потребительской корзины», а также роста стоимости территориальных товаров и услуг на Севере. В табл. 3 представлена информация по размеру приведенной заработной платы в Российской Федерации в целом и отдельным субъектам, что определяет покупательскую способность заработной платы в целом и «северной заработной платы» в частности.
Представленная статистика показывает высокую покупательскую способность заработной платы по северным субъектам РФ, что свидетельствует о повышении реального уровня заработной платы и формировании северной территориальной премии в составе факторного дохода. При этом в северных регионах
значительно сокращаются показатели бедности. Согласно исследованиям РБК о приведенной заработной плате в российских городах, среди городов лидеров по этому показателю можно назвать Надым — ЯНАО (6,73), Полярные Зори — Мурманская область (6,72), Мирный — Якутия (6,4), Новый Уренгой — ЯНАО (6,27) и Лянтор — ХМАО (6,21). Северные города оказываются вполне конкурентоспособными по сравнению с такими городами, как Сосновый Бор (6,5) и Высоцк (6,24) Ленинградской области (лидерами этого списка являются Приморск Ленинградской области (8,86) и Лобня Московской области (7,2)) [9].
Перспективы получения «северной территориальной премии»
Северные территории по-прежнему создают возможности получения «северной территориальной премии» в составе заработной платы для наемного работника, что подтверждается территориальной статистикой Российской Федерации. Однако северные территории России характеризуются крайней степенью дифферен-цированности. В данном исследовании представлена статистика конкурентоспособных северных территорий РФ, где специализация территориальной экономики имеет конкурентные преимущества и компенсирует действие «северного удорожающего фактора». Можно выделить другую группу северных регионов, которые оказались неконкурентоспособными в настоящих рыночных условиях, где высокие северные издержки превышают конкурентные преимущества территории и территориальной экономики [11]. Кроме того, появляется множество «несеверных» территориальных рынков труда в экономике страны, которые создают условия к получению территориальной премии в составе заработной платы, несмотря на сохранение льготного законодательства для северного рынка труда.
Несмотря на оптимистичность представленной выше статистики, можно назвать следующие объектив-
Таблица 3
Распределение численности работников по размерам номинальной заработной платы (в пересчете на величину стоимости набора потребительских товаров и услуг) по субъектам Российской Федерации за апрель 2013 г.,
% к общей численности работников
В том числе численность работников, заработная плата кото-
рых начислена на уровне
Регион стоимости одного стоимости от одного стоимости свыше
фиксированного до двух фиксиро- двух фиксирован-
набора потребитель- ванных наборов ных наборов потре-
ских товаров потребительских бительских товаров
и услуг и ниже товаров и услуг и услуг
Российская Федерация 13,7 28,8 57,5
Центральный федеральный округ 12,7 28,7 58,6
Северо-Западный федеральный округ 8,4 24,6 67,0
Республика Карелия 10,9 30,5 58,6
Республика Коми 8,6 24,2 67,2
Архангельская обл. 12,7 29,8 57,5
Ненецкий автономный округ 4,5 17,5 78,0
Архангельская обл. (без Ненецкого авто- 13,1 31,4 55,5
номного округа)
Вологодская обл. 15,5 30,2 54,3
Калининградская обл. 10,8 32,9 56,3
Ленинградская обл. 8,1 25,6 66,3
Мурманская обл. 4,6 20,9 74,5
Новгородская обл. 12,3 29,5 58,2
Псковская обл. 19,5 36,1 44,4
Санкт-Петербург 5,0 20,3 74,7
Тюменская область 5,1 17,2 77,7
Ханты-Мансийский автономный округ 2,5 16,6 80,9
Ямало-Ненецкий автономный округ 2,3 11,6 86,1
Тюменская обл. 9,4 26,4 64,2
Магаданская обл. 4,9 22,4 72,7
Сахалинская обл. 4,9 24,0 71,1
Чукотский автономный округ 4,1 21,2 74,7
Источник: [10].
ные причины, которые ведут к снижению фактора «северности» в реализации территориальной дифференциации заработной платы работников Крайнего Севера и территорий, приравненных к ним.
Территория Севера характеризуется развитой и многофункциональной социальной инфраструктурой, транспортной доступностью.
Численность населения северных территорий достаточная, постоянно проживающее население может в полном объеме удовлетворить локальные (региональные) потребности в рабочей силе, что не требует создания преимуществ в оплате труда для привлечения и закрепления новых работников других территориальных сегментов национального рынка труда.
Развитие технологий производственной деятельности и проживания человека на Севере, которые характеризуются более высокой способностью удовлетворения потребностей на фоне снижения общих экономических издержек.
Отсутствие условий к свободной миграции рабочей силы в пределах страны, что связано с административными, информационными и экономическими условиями, что создает возможности дискриминации работников северного рынка труда и занижения ставок заработной платы.
В результате двойственной ситуации на рынке труда северных территорий, где одновременно отмечаются и объективность повышения заработной платы на Севере, и условия к снижению северной территориальной премии, возникает необходимость научного
подхода к определению сущности, содержания и методологических основ определения размера северных повышающих коэффициентов.
Северные территории Российской Федерации имеют стратегическое значение в экономике и политике страны, что связано с активной производственной деятельностью и проживанием постоянного населения в северных широтах. Однако привлечение и удержание рабочей силы на дискомфортных территориях — это не только проблема «северной фирмы», но и серьезная государственная задача, так как трудиться и проживать человек может и в дискомфортных условиях, но главной становится «цена вопроса» (наличие «северной территориальной премии»). Поэтому проработка проблемы «северной территориальной премии» с научно-методологической точки зрения представляется актуальной для современной российской экономики.
Литература
1. Белевских Т. В. Понятие рынка труда северных территорий // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Основной выпуск № 11. 2006. С. 32-35.
2. Белевских Т. В. Особенности предложения труда в рамках рынка труда северных территорий // Социальное развитие северных территорий России и зарубежных стран: опыт, проблемы, перспективы: Мат-лы междунар. конф. (20-21 ноября 2014 г.). Мурманск: МГГУ, 2015. С. 38-41.
3. Беляев Д. П. Архипелаги акватории Баренцева моря: история освоения и изучения (вторая половина XIX — первая треть ХХ вв.). Мурманск, 2010. 163 с.
m 4. Кузнецова Н. П., Широкова Л. Н. Районное регулирование х заработной платы. М.: Экономика, 1987. 125 с.
0 5. Гомберг Я. И. Совершенствование районного регули-
1 рования заработной платы // Известия Академии наук £ СССР. Серия экономическая. 1979. № 1. С. 60-70.
s 6. Бунич П. Г. Районное регулирование заработной платы //
ЭКО. 1980. № 7. С. 3-5. ^ 7. Белевских Т. В. Реформирование системы оплаты труда ° в бюджетном секторе — скрытая угроза северным надо бавкам // Проблемы социально-экономического развития ^ регионов Севера: Сб. тр. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, ^ 2009. С. 56-61.
^ 8. Акулов В. Б., Белевских Т. В. О территориальной диф-^ ференциации заработной платы // Проблемы развития g территории. № 6 (68). 2013. С. 57-65. х 9. Исследования РБК: [Электронный ресурс]. Режим до-ш ступа: http://www.rbk.ru.
^ 10. Данные Федеральной службы статистики: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.
11. Акулов В. Б. Конкурентоспособность экономики Севера в условиях формирования новой парадигмы мирового развития (общий подход) // Север и Арктика в новой парадигме развития. Мат-лы V Междунар.-практич. конф. (Апатиты, 8-10 апреля 2010 г.). Апатиты: КНЦ РАН, 2010. С. 3-5.
References
1. Belevskikh T. V. Ponyatie rynka truda severnykh territoriy [The concept of the labor market of the northern territories]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova [Bulletin of the Kostroma State University named after N. A. Nekrasov], 2006, no. 11, pp. 32-35.
2. Belevskikh T. V. Osobennosti predlozheniya truda v ramkakh rynka truda severnykh territoriy [Features of the labor supply within the labor market of the northern territories]. Sotsial'noe razvitie severnykh territoriy Rossii i zarubezhnykh stran: opyt, problemy, perspektivy: Mat. mezhdunar. konf. (20-21 noyabrya 2014 g.) [Social development of the northern territories of Russia and foreign countries: Experience,
problems, prospects. Proc. int. conf. (November 20-21, 2014)]. Murmansk, Murmansk State Humanities University Publ., 2015, pp. 38-41.
3. Belyaev D. P. Arkhipelagi akvatorii Barentseva morya: istoriya osvoeniya i izucheniya (vtoraya polovina XIX — pervaya tret' XX vv.) [Archipelagos of the Barents Sea area: History of development and research (second half of XIX — the first third of the twentieth century.)]. Murmansk, Murmansk State Pedagogical University Publ., 2010. 163 p.
4. Kuznetsova N. P., Shirokova L. N. Rayonnoe regulirovanie zarabotnoy platy [Regional regulation of wages]. Moscow, Ekonomika Publ., 1987. 125 p.
5. Gomberg Ya. I. Sovershenstvovanie rayonnogo regulirovaniya zarabotnoy platy [Improving regional regulation of wages]. Izvestiya Akademii nauk SSSR. Seriya ekonomicheskaya [Proc. of the Academy of Sciences of the USSR. Ser. Economics], 1979, no. 1, pp. 60-70.
6. Bunich P. G. Rayonnoe regulirovanie zarabotnoy platy [Regional regulation of wages]. EKO, 1980, no. 7, pp. 3-5.
7. Belevskikh T. V. Reformirovanie sistemy oplaty truda v byu-dzhetnom sektore - skrytaya ugroza severnym nadbavkam [Reforming the pay system in the public sector — a hidden threat northern allowances]. Problemy sotsial'no-ekonomi-cheskogo razvitiya regionov Severa: Sb. tr. [Problems of social and economic development of the Northern regions: Coll. pap.]. Apatity, KSC RAS Publ., 2009, pp. 56-61.
8. Akulov V. B., Belevskikh T. V. O territorial'noy differentsia-tsii zarabotnoy platy [On territorial wage differentiation]. Problemy razvitiya territorii, 2013, no. 6 (68), pp. 57-65.
9. RBC Research. Available at: http://www.rbk.ru. (in Russ.).
10. RF Federal State Statistics Service Data. Available at: http:// www.gks.ru. (in Russ.).
11. Akulov V. B. Konkurentosposobnost' ekonomiki Severa v us-loviyakh formirovaniya novoy paradigmy mirovogo razvitiya (obshchiy podkhod) [Competitiveness of the economy of the North in the formation of a new paradigm of global development (general approach)]. Sever i Arktika v novoy paradigme razvitiya. Mat. V Mezhdunar. prakt. konf. (Apatity, 8-10 aprelya 2010 g.) [North and the Arctic in the new development paradigm. Proc. 5th int. pract. conf. (Apatity, April 8-10, 2010)]. Apatity, KSC RAS Publ., 2010, pp. 3-5.
Издания СПбУУиЭ
Рубцов А. Е. Транспортировка в логистике: учебное пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. — 136 с.: ил.
ISBN 978-5-94047-744-0
В учебном пособии рассматриваются основные понятия и определения в логистическом транспортном процессе и раскрывается их сущность. Изложены способы транспортировки грузов в логистической системе, сущность и особенности интер-/мультимодальных перевозок грузов. Показаны роль, задачи, функции систем складирования и грузопе-реработки в логистике, рассмотрены основные подходы к оценке работы логистических транспортных систем, особенности планирования и реализации международных перевозок грузов. В виде самостоятельного раздела излагаются основы управления трубопроводным транспортом и внутриорганизационными транспортными системами.
Издание предназначено для студентов, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» и профилю подготовки «Логистика», а также для аспирантов и практических работников, занятых в области транспортировок в логистике.
Транспортировка
Митрофанов С. В. Организация гостиничного дела: монография. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. — 158 с.: ил.
ISBN 978-5-94047-746-4
В монографии представлено комплексное описание поэтапной организации гостиничного дела, определены взаимосвязи отдельных служб гостиничного предприятия, их технические характеристики, основанные на требованиях, применяемых к зданиям и помещениям, оборудованию гостиниц и иных средств размещения, должностные обязанности сотрудников. В исследовании представлен анализ актуальной нормативно-правовой базы, затрагивающей все аспекты деятельности средств размещения. Подробно рассмотрены вопросы классификации средств размещения и история их развития.
Издание предназначено для студентов старших курсов специальностей «Туризм» и «Гостиничное дело», также может быть интересно широкому кругу читателей.
Митрофанове. В.
Организация гостиничного дела
Ski