УДК 331.2
Назарова Ульяна Анатольевна
ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте
Республики Башкортостан» Россия, Уфа1
Заведующая кафедрой экономики труда, предпринимательства и маркетинга
Доктор экономических наук Доцент [email protected]
Вишневская Нина Геннадьевна
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Россия, Уфа
Научный сотрудник Лаборатории исследования социально-экономических проблем регионов
Кандидат экономических наук [email protected]
Заработная плата педагогических работников общего образования в регионах Российской Федерации: парадоксы регионального рынка труда
1 450008, Уфа, ул. Заки Валиди, 40
Аннотация. Поскольку сфера общего образования выступает основой развития трудового потенциала территории, анализ аспектов удовлетворённости учителей характеризуется высокой актуальностью. При этом уровень оплаты труда, и его территориальная дифференциация выступают основными компонентами удовлетворённости трудом работников сферы образования. В статье дается анализ уровня заработной платы педагогического состава учреждений общего образования в региональном аспекте и его влияния на экономическое развитие регионов, вскрываются причины существующих парадоксов на рынке труда и очерчиваются направления гармонизации социально-трудовой сферы. В статье представлена авторская группировка регионов России по уровням заработных плат учителей. На основе анализа статистической информации показано, что уровень средней заработной платы педагогических работников учреждений общего образования распределен по регионам России крайне неравномерно, и эта дифференциация возрастает. Авторы проводят факторный анализ сложившихся диспропорций российского рынка труда, выявляют особенности и проблемы современного этапа региональной экономики в свете неравномерности оплаты труда работников бюджетной сферы, прогнозируют тенденции дальнейшего развития региональных рынков труда.
Ключевые слова: межрегиональная дифференциация; экономика региона; миграция; рынок труда; оплата труда; сфера образования.
Для современной России все более актуальным становится усиление региональной дифференциации по многим социально-экономическим показателям [9]. Отличия в экономическом потенциале, демографической и ресурсной базе, природно-климатических условиях и в этнокультурных традициях населения определяют региональные особенности воспроизводства трудовых ресурсов и формирования рынков труда [6].
Можно выделить ряд методик дифференциации регионов по показателям, характеризующим развитие социально-экономического развития [3].
Так, одна из методик рассматривает интегральный индекс развития макрорегионов, который включает шесть индикаторов, приведенных к условиям 2000 года: плотность промышленного производства, инвестиции, строительство жилья, уровень безработицы, заработная плата и бюджетная обеспеченность [11]. Данная методика позволяет выявить регионы - лидеры и аутсайдеры, что необходимо для получения комплексной картины степени межрегиональных диспропорций [12].
Другая методика, основанная на типологии регионов по таким признакам, как освоенность территории и уровень экономического развития региона, позволяет выделить следующие типы: лидеры, относительно развитые или опережающие по доходу, середина, аутсайдеры. Устойчивой чертой всего постсоветского периода развития остается растущая концентрация экономики России в сильнейших регионах с особыми преимуществами - г. Москве и Тюменской области с автономными округами2.
Интересна методика, разработанная в Совете по изучению производительных сил. Оценка производится по 9 компонентам регионального развития: общий уровень развития региона; состояние отраслей производства; финансовое положение региона, инвестиционная активность; доходы населения; занятость и рынок труда; состояние социальной сферы; экологическая ситуация; международная экономическая активность. Эти компоненты описываются набором показателей - первый из них описывается восемью показателями, остальные - четырьмя. [4]
К несомненным достоинствам данной методики следует отнести:
1) комплексность оценки, обеспечиваемую значительным количеством информационно значимых показателей;
2) при интерпретации результатов можно определить, какие из 9 компонентов регионального развития оказали наиболее существенное влияние на интегрированный индикатор уровня социально-экономического развития региона;
3) одинаковый вес каждого индикатора. [1]
Вышеперечисленные методические разработки позволяют оценить положение регионов на основе комплексных показателей. Не менее любопытным представляются исследования региональной дифференциации по отдельным показателям социально-экономического развития, например, уровню заработной платы.
В одном из таких исследований эксперты «РИА Рейтинг» на основе данных Росстата провели исследование заработных плат в России в 2013 году, оценив разницу в ее уровне как между регионами, так и внутри регионов.
2 Социальный атлас российских регионов [Электронный ресурс] / Независимый институт социальной политики. -Режим доступа: http://atlas.socpol.ru/index.shtml. - Загл. с экрана.
Результаты показали, что в целом по России почти 13% населения зарабатывает в месяц менее 9 тыс. руб., а 4,7% зарабатывает по факту существенно больше - 75 тыс. руб. в месяц. Однако от региона к региону картина сильно разнится.
В шести регионах страны (кавказские республики и Калмыкия) доля людей, получающих менее 9 тыс. руб., превышает 30%. Еще в 25 российских регионах зарабатывает менее этой суммы более 20% населения.
Вместе с тем в ряде регионов, в основном дальневосточных, почти нет людей, которые зарабатывают менее 10 тыс. руб. в месяц.
Кроме того, в России есть целый ряд регионов, где велико число людей, зарабатывающих достаточно большие деньги по общероссийским, да и по среднеевропейским стандартам. В Ямало-Ненецком автономном округе почти 30% работников зарабатывают более 75 тыс. руб. в месяц (почти 2 тыс. евро). В Ненецком автономном округе и Чукотском автономном округе 25% населения зарабатывает более 75 тыс. руб. в месяц. Всего в России 11 регионов, в которых более чем 10% работников получают высокую зарплату. Почти все регионы, лидирующие по доле высокооплачиваемых работников, - это северные регионы плюс Москва3.
В современной ситуации особо интересным для исследования становится вопрос региональной дифференциации отдельных категорий работников - учителей общего образования.
Низкой оплатой труда педагогов сферы общего образования руководство страны серьёзно озаботилось ещё в 2012 году, когда вышел Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной социальной политики»4. О необходимости доведении зарплат учителей до уровня не ниже средней по территории стали говорить и средства массовой информации, и сами государственные и муниципальные служащие. В итоге всех мероприятий, включающих и очередную оптимизацию, и активизацию внебюджетной деятельности, и изыскание бюджетных средств - регионам удалось действительно повысить зарплату педагогического состава общеобразовательных учреждений. Так, по сравнению с 2008 годом, когда Новая система оплаты труда сменила Единую тарифную сетку, и средняя заработная плата в образовании составляла 11316 руб. данный показатель достиг в 2013 г. 23457,9 руб. То есть, рост за тот период составил 207,3 %, тогда как в целом по экономике средняя заработная плата выросла на 172,3 % (рисунок).
Процесс реформирования системы оплаты труда работников образования внес существенные коррективы в дифференциацию регионов по уровню заработной платы педагогов.
В 2009 году регионы столкнулись с серьезными сложностями при введении новой системы оплаты труда. Во-первых, в 2009 году повысился минимальный размер оплаты труда до 4330 рублей. Дополнительное финансирование, которое было выделено на введение новой системы оплаты труда для создания фонда стимулирования, более чем на половину было использовано для «подтягивания» до минимального размера оплаты труда зарплаты не педагогов, а большей части работников, занятых в учреждениях общего образования. Во-вторых, новые системы оплаты стали вводиться по всем бюджетным отраслям, и везде должны были предусматриваться стимулирующие выплаты.
3 Инвестиции. Факты и комментарии. №32 / Бюллетень Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ. - С. 11-12
4 Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" от 7 мая 2012 г. № 597// http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html
35000
30000
29792
о а
. 15000
25000
20000
10000
5000
1240,2
.3457,9
0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Вся экономика —^—Образование
Рис. 1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образования и в целом по экономике в Российской Федерации за 2000-2013 гг.5
Увеличение заработной платы в общеобразовательных учреждениях привело к тому, что в сентябре 2009 года средняя зарплата учителей во многих регионах приблизилась к средней по экономике. Средняя заработная плата педагогов на 1 октября 2010 года в 13 субъектах РФ была ниже, чем средняя зарплата по региону, менее чем на 10 процентов (Ленинградская, Псковская, Ивановская, Саратовская, Сахалинская, Новгородская, Брянская, Кемеровская, Калининградская, Белгородская области, Красноярский край, Республика Чувашия). В Республике Хакасия средняя заработная плата учителей городских общеобразовательных учреждений в это время превышала среднюю заработную плату по экономике в этом регионе. 2010 год принес новую тенденцию: наряду с ростом заработной платы в одних регионах в других она стала снижаться. Самое сильное отставание зарплаты учителей от средней по экономике региона в тот период наблюдалось в Центральном федеральном округе - менее половины, самое меньшее - в Дальневосточном6.
Исследование, проведенное коллективом авторов 2010 году среди учителей Калининградской и Новгородской областей показало, что около четверти учителей в Калининградской области и треть в Новгородской области отмечают, что их суммарный доход увеличился за исследуемый год. [10]
Но, к сожалению, не все регионы находятся в равном положении. Рассмотрим в качестве примере Республику Башкортостан - один из наиболее, казалось бы, благополучных в экономическом смысле регионов. На конец 2013 года средняя заработная плата педагогических
5 Рынок труда, занятость и заработная плата // Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/
6 В. Молодцова Учительская зарплата: рост или падение // «Учительская газета», №07 от 15 февраля 2011 года.
работников школ Республики Башкортостан составила 23892 рубля. Это ниже среднероссийского показателя на 5146 рублей - размер, близкий к прожиточному минимуму. Хотя в дальнейшем власти региона намерены исправлять данную ситуацию. Так, по прогнозам специалистов, средняя заработная плата учителей Башкирии в 2014 году вырастет с 23 892 рублей до 25 686 рублей. Это заложено в бюджете республики и будет достигаться за счет выплат стимулирующего характера. В 2013 году на эти цели дополнительно из региональной казны было выделено более 2 миллиардов рублей.
Во исполнение положений майских Указов в Республике Башкортостан разработана Дорожная карта. В ней предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы педагогам, в том числе за счет привлечения на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет минимизации неэффективных расходов. Эта работа должна вестись в каждой образовательной организации.
По предварительным итогам мониторинга Министерства образования Республики Башкортостан заработная плата в I полугодии 2014 г. составила:
• у педагогических работников общеобразовательных организаций - 100,3% по отношению к средней заработной плате в Республике Башкортостан;
• у педагогических работников дошкольных образовательных организаций -101,7% по отношению к средней заработной плате в сфере общего образования в Республике Башкортостан.
Не выполнен показатель у педагогических работников организаций дополнительного образования - 70,9% по отношению к средней заработной плате учителей в Республике Башкортостан7.
Если провести сравнительный анализ средней заработной платы по регионам России, то можно выделить регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры. По уровню средней заработной платы учителей лидируют такие территории, как Ямало-ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ненецкий автономный округ. К регионам с самой низкой средней заработной платой педагогов относятся Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Алтайский край. Причем самая высокая средняя заработная плата учителей выше смой низкой средней заработной платы в 4,5 раза. (табл. 1).
Если же говорить об отношении средней заработной платы педагогических работников к средней заработной плате по региону, то в Республике Башкортостан он составляет 106,5 %. Это значительно выше среднероссийского уровня (на 9,6 %). По регионам России данный показатель варьируется от 90,3 % в Республике Тыва до 113 % в Хабаровском крае.
7 Выступление министра образования Республики Башкортостан А.С. Гаязова на республиканском августовской совещании по образованию 08 августа 2014 года. // Министерство образования Республики Башкортостан. - URL: http://www.morb.ru/minvo/doklady/index.php
Таблица 1
Показатели, характеризующие уровень оплаты труда педагогических работников учреждений общего образования за 2013 год8
Отношение
Средняя заработная средней заработной платы
Субъект Российской Федерации Средняя заработная плата по субъекту РФ, руб. плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования, руб. педагогических работников образовательных учреждений общего образования к средней заработной плате по субъекту РФ, %
Российская Федерация 29 960 29 038 96,9
Республика Башкортостан 22 440 23 892 106,5
Хабаровский край 33819 38232 113
Республика Тыва 25628 23153 90,3
Регионы-аутсайдеры
Республика Дагестан 17 135 16 361 95,5
Республика Калмыкия 17 624 16 673 94,6
Алтайский край 18 008 17 361 96,4
Республика Марий Эл 18 558 17 581 94,7
Карачаево-Черкесская Республика 17 916 17 679 98,7
Республика Мордовия 17 885 18 086 101,1
Республика Адыгея 19 169 18 348 95,7
Кировская область 19568 18860 96, 4
Регионы-лидеры
Сахалинская область 48 438 51 251 105,8
Тюменская область 51 016 53 039 104,0
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 54 533 57 598 105,6
Магаданская область 57 101 58 536 102,5
г.Москва 56 262 60 027 106,7
Ненецкий авт. округ 62 570 64 888 103,7
Чукотский автономный округ 70 191 67 348 95,9
Ямало-Ненецкий авт. округ 69 439 73 343 105,6
8 Составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики (раздел «Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки»)
Проследим как изменились рассмотренные выше показатели за первое полугодие 2014 года. Регионы-лидеры не сдали свои позиции. Снова в числе регионов с самыми высоким показателями оплаты труда Ямало-ненецкий, Чукотский, Ненецкий автономные округа. Причем заработная плата за первое полугодие 2014 года выросла в этих регионах в среднем на 10 тыс. рублей.
Среди регионов-аутсайдеров в тройку лидеров возглавляет вновь Республика Дагестан с уровнем средней заработной платы учителей в 17448 руб. Данный показатель вырос здесь на 1087 рублей. Такие регионы как Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская республики, Алтайский край, республики Мордовия, Марий-Эл также в писке регионов-аутсайдеров по уровню оплаты труда педагогов учреждений среднего образования. (таблица 2)
Если говорить о Республике Башкортостан, то можно заметить негативные тенденции в динамике уровня средней заработной платы учителей. Увеличился разрыв данного показателя от среднероссийского значения. Теперь он составляет 9665 руб. Отношение средней заработной платы работников учреждений общего образования к средней заработной плате по региону также имеет отрицательную динамику. Показатель снизился с 106,5 % до 102,9%. Причем данный показатель в некоторых регионах напротив имеет явно положительную динамику. Так в Хабаровском крае отношение уровня средней заработной платы учителей к уровню средней заработной платы по региону выросло со 113 % до 137,3 %, в Республике коми со 106 % до
137.4 %. Наиболее значительно данный показатель вырос в республике Хакасия (с 99,6% до
137.5 %).
Таблица 2
Показатели, характеризующие уровень оплаты труда педагогических работников учреждений общего образования за первое полугодие 2014 года9
Отношение
Субъект Российской Федерации Средняя заработная плата по субъекту РФ, руб. Средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования, руб. средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования к средней заработной плате по субъекту РФ, %
Российская Федерация 31 509 33 924 107,7
Республика Башкортостан 23 581 24 259 102,9
Хабаровский край 34 835 47 830 137,3
Республика Коми 39 464 54 209 137,4
Республика Хакасия 28 094 38 629 137,5
Регионы-аутсайдеры
Республика Дагестан 18 505 17 448 94,3
Карачаево-Черкесская Республика 18 902 19 261 101,9
9 Составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики (раздел «Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки»)
Отношение
Субъект Российской Федерации Средняя заработная плата по субъекту РФ, руб. Средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования, руб. средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования к средней заработной плате по субъекту РФ, %
Республика Мордовия 18 701 19 941 106,6
Алтайский край 18 723 20 141 107,6
Кабардино-Балкарская Республика 19 075 20 249 106,2
Костромская область 20 267 20 739 102,3
Республика Марий Эл 19 554 20 962 107,2
Республика Северная Осетия - Алания 19 845 21 382 107,7
Регионы-лидеры
Республика Саха (Якутия) 49 139 62 782 127,8
Тюменская область 54 284 65 508 120,7
Камчатский край 52 284 69 482 132,9
Магаданская область 58 812 73 177 124,4
Ханты-Мансийский авт. 56 925 73 191 128,6
округ-Югра
Ненецкий авт. округ 65 369 75 148 115,0
Чукотский автономный округ 75 399 76 713 101,7
Ямало-Ненецкий авт. округ 76 449 83 174 108,8
Можно сделать вывод о том, что уровень средней заработной платы педагогических работников учреждений общего образования распределен по регионам России крайне неравномерно, и эта дифференциация возросла даже по итогам последнего небольшого периода (4,5 раз в 2013 и 4,8 раза по первому полугодию 2014). С одной стороны, разница в зарплатах учителей по регионам не на много превосходит межрегиональную разницу по средним зарплатам (4,1 раза). О том, что эта ситуация не является нормальной для единой экономики страны говорится достаточно много. Но ещё больше удивляет межрегиональная дифференциация в оплате труда бюджетников, ведь она устанавливается внерыночным механизмом. Действительно, на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: учитель одного региона равной квалификации с педагогом из другого региона может получать заработную плату в 4,5 раза выше. По идее должна «сработать» ресурсно-разместительная функция заработной платы и педагоги из регионов аутсайдеров должны в массовом порядке трудоустраиваться на рабочие места в регионах-лидерах по оплате труда в образовании. Но, как ни странно, даже в регионах-лидерах есть в учреждениях общего образования есть вакантные рабочие места, причём по количеству их даже больше, чем в регионах-аутсайдерах. Так, на 1 июля 2014 г. вакансий учителей по базе государственной
службы занятости населения в Республике Дагестан - 25 человек10, в Ямало-Ненецком автономном округе - 74 человека11. Также для чистоты анализа можно сопоставить количество вакансий с численностью трудоспособного населения региона. Тогда получится следующая картина (таблица 312).
Таблица 3
Отношение вакансий учителей к трудоспособному населению региона
Показатель Республика Республика Ямало-Ненецкий
Башкортостан Дагестан автономный округ
Количество вакансий
учителей, заявленных
работодателями в службу
занятости населения, ед. 76 25 74
Трудоспособное
население, чел. 2 438 687 1827637 376795
Отношение вакансий
учителей на 1000 человек трудоспособного
населения, ед./чел. 0,03 0,01 0,2
Как видим, по благополучному Ямало-Ненецкому АО показатель даже выше. Если предположить, что играет роль суровый климат, то можно взять для примера Москву, где только по данным одного сайта по трудоустройству на октябрь 2014 года размещено 33 вакансии учителей с заработной платой от 30 000 до 80 000 рублей.13
В чём же причина такого парадокса рынка труда? Объяснение этому лежит в самих характеристиках наёмного труда, описанных ещё в позапрошлом веке А.Маршаллом. Первая особенность, на которую обратил внимание А. Маршалл в «Принципах экономической науки» [7, а270], заключается в том, что рабочий продает свой труд, но сохраняет собственность на самого себя. С этим связана одна из особенностей рынка труда, которая состоит в том, что никто не может предложить свой труд на рынке, на котором не присутствует лично. Из этого следует, что понятия «мобильность труда» и «мобильность рабочего» взаимозаменяемы [7, а273]. Отсюда вытекает также зависимость работника не только от заработной платы, но и от всего комплекса условий труда: физиологических, социальных и психологических. Продавцу кирпича все равно, будет использоваться его товар при постройке дворца или канализации. Другое дело - работник, предлагающий свой труд. Это прямо влияет на мобильность труда, как фактора производства. Хорошей иллюстрацией являются результаты социологического опроса, проведенного в ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» в разгар экономического кризиса (март 1997 г). Согласно его результатам, 78% опрошенных заводчан, несмотря на длительные (до полугода) задержки заработной платы, не собирались менять место работы, мотивируя это:
10 Сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, заявленных работодателями в центры занятости населения в муниципальных районах и городских округах Республики Дагестан по состоянию на 1 июля 2014 года // Министерство труда и социального развития Республики Дагестан. - URL: http://www.dagmintrud.ru/info/vakansii-v-rd/
11 Вакансии // Департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа. - URL: http://zanyanao.regiontrud.ru/home/soisk/vac.aspx
12 Демографический ежегодник России.2013: Стат.сб./ Росстат. -M., 2013. - С. 19-22
13 Электронный ресурс// http://www.job-mo.ru/
1. Привычкой к месту и людям (43,3%);
2. Удовольствием от самой работы (16,7%);
3. Хорошим коллективом (13,3%).
Другой иллюстрацией данной ситуации выступает мотивационная структура выбора профессии молодыми людьми [5]. Так, согласно опросу, проведенному авторами в июне 2014 года среди студентов Башкирского государственного университета (всего методом случайно-вероятностного отбора было опрошено 1029 респондентов, среди них 23,9% студентов третьего курса, 50,7% - четвертого курса, 18,2% - пятикурсников и 7,3% магистрантов), большинство студентов выбирают специальность, исходя из своих интересов и способностей (более 60%). Только треть студентов выбирает специальности, руководствуясь рациональными мотивами (материальная заинтересованность, возможности будущего трудоустройства) [2].
Таким образом, заработная плата - далеко не единственный фактор, определяющий мобильность наемного труда. Именно поэтому учителя нашей страны не демонстрируют массового регионального перетока. Кроме того, ещё одна особенность наёмного труда снижает мобильность, а именно нехранимость. Как писал А. Маршалл, «продавцы рабочей силы -обычно достаточно бедные люди, не имеющие резервного фонда, поэтому они не в состоянии произвольно снять ее с продажи» [8, а274]. Действительно, переезд в другой регион «чреват» такими материальными затратами, как приобретение жилья, транспортные издержки, адаптация к инфраструктуре и т.п. А учитывая долгие годы нахождения учительства в категории «новых бедных», понятно, что большими запасами денежных средств они не обладают.
Таким образом, ситуация неоправданной межрегиональной дифференциации в оплате труда не может существенно сглаживаться естественным путём за счёт реализации ресурсно-разместительной функции зарплаты. Но и благоприятной ситуацию тоже назвать нельзя. Во-первых, имеет место социальная напряжённость работников данной сферы. Авторские опросы учителей показали, что абсолютное (100 %) количество респондентов - учителей школ Республики Башкортостан - считают несправедливой сложившуюся межрегиональную дифференциацию в оплате труда. Также не массово, но отток наиболее квалифицированного учительства в столичные регионы всё же происходит, что закладывает долгосрочные основы для ещё большей социально-экономической дифференциации регионов.
Конечно же, изменить ситуацию хотелось бы не снижением доходов учителей в благополучных регионах, а за счет роста зарплат педагогов в регионах-аутсайдерах. И это еще раз подтверждает то факт, что необходимы срочные, действенные меры по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников учреждений общего образования в рамках продуманной государственной политики доходов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов С.В. О методах исследования межрегиональной дифференциации / С.В. Баранов, Т.П. Скуфьина // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10 (часть 7). - стр. 1495-1499; Ц^: www.rae.ru/fs/? section=content&op=show_article&article_id= 10001913
2. Вишневская Н.Г. Профориентация и трудоустройство 2014: Итоги социологического опроса студентов старших курсов и магистрантов Башкирского государственного университета / Н.Г. Вишневская- Уфа: ФГБОУ ВПО «БашГУ», 2014. - 40 с.
3. Вишневская, Н.Г. Региональный рынок труда в системе социально-трудовых отношений /Н.Г. Вишневская//Вопросы структуризации экономики. -2010.-№ 2. -153-157 с.
4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 495 с.
5. Иванова Л.Х. Профориентация - профилактика «болезни» рынка труда / Л.Х. Иванова, У.А. Назарова // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2014. № 1 (117). С. 85-87.
6. Кутаев Ш. К. Концептуальные основы функционирования и развития рынка труда: опыт регионов: монография/Ш. К. Кутаев, Н. Г. Вишневская, И. В. Новикова; под общей ред. Ш. К. Кутаева. -М.: Перо, 2013. -272 с.
7. Маршалл А. Принципы экономической науки, т.1. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. С. 273. - 415 с.
8. Маршалл А. Принципы экономической науки. т.П. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. С. 274. - 310 с.
9. Назарова У.А. Региональный рынок труда: проблемы гармонизации социально-трудовых отношений / У.А. Назарова //Экономика и управление: научно-практический журнал. 2011. № 3. С. 35-42.
10. Новая система оплаты труда в школах. Опыт Калининградской и Новгородской областей: сборник / Г.В. Андрущак, Я.Я. Козьмина, Е.В. Сивак, М.М. Юдкевич -М.-Йошкар-Ола: ООО «Полиграфическое предприятие Центр Принт», 2010. -200 с.
11. Суспицын, С.А. Измерения и анализ пороговых значений в региональных кластерах / С.А. Суспицын // Регион: экономика и социология. - 2007. - №1. - с.69-86.
12. Суспицын, С.А. Сводные индексы регионов Российской Федерации в 2001-2009 г.г. / С.А. Суспицын // Регион: экономика и социология. - 2007. - № 3. - с. 285-291.
Рецензент: Пескова Динара Рустемовна, декан факультета экономики и управления ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», доктор экономических наук.
Ulyana Nazarova
«The Bashkir academy of public administration and management under the president of the republic Bashkortostan»
Russia, Ufa [email protected]
Nina Vishnevskaya
FSEBI of HPE «Bashkir state university»
Russia, Moscow [email protected]
Teachers' salary in the regions of Russian Federation: regional labour market paradox
Abstract. Since the scope of general education is the basis of the employment potential of the area, an analysis of aspects of teachers' satisfaction has a high relevance. The level of remuneration and its territorial differentiation are the main components of educators's satisfaction with the labor. The article analyzes the wage level of the teaching staff of institutions of general education in the regional context and its impact on the economic development of the regions. The article as well reveals the reasons of the existing paradox in the labor market, and outlines the direction of harmonization of social and labor sphere. The article presents the author's grouping of regions of Russia in terms of teachers' salaries. Based on the analysis of statistical information it shows that the average salary of teachers of general education institutions distributed across Russian regions is extremely uneven and the differentiation increases. The authors conduct a factor analysis of the labor market imbalances established the Russian, identify characteristics and problems of the modern stage of the regional economy in the framework of non-uniformity of wages of public sector employees, predict trends in the further development of regional labor markets.
Keywords: inter-regional differentiation; the economy of the region; migration; labor market; labor cost; the education sector.
REFERENCES
1. Baranov S.V. O metodah issledovanija mezhregional'noj differenciacii / S.V. Baranov, T.P. Skufina // Fundamental'nye issledovanija. - 2013. - № 10 (chast' 7). - str. 14951499; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10001913
2. Vishnevskaja N.G. Proforientacija i trudoustrojstvo 2014: Itogi sociologicheskogo oprosa studentov starshih kursov i magistrantov Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta / N.G. Vishnevskaja- Ufa: FGBOU VPO «BashGU», 2014. - 40 s.
3. Vishnevskaja, N.G. Regional'nyj rynok truda v sisteme social'no-trudovyh otnoshenij /N.G. Vishnevskaja//Voprosy strukturizacii jekonomiki.-2010.-№ 2. -153-157 s.
4. Granberg A.G. Osnovy regional'noj jekonomiki: uchebnik dlja vuzov. - M.: GU VShJe, 2000. - 495 s.
5. Ivanova L.H. Proforientacija - profilaktika «bolezni» rynka truda / L.H. Ivanova, U.A. Nazarova // Jekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal. 2014. № 1 (117). S. 85-87.
6. Kutaev Sh. K. Konceptual'nye osnovy funkcionirovanija i razvitija rynka truda: opyt regionov: monografija/Sh. K. Kutaev, N. G. Vishnevskaja, I. V. Novikova; pod obshhej red. Sh. K. Kutaeva. -M.: Pero, 2013. -272 s.
7. Marshall A. Principy j ekonomicheskoj nauki, t.I. - M.: Izdatel'skaja gruppa «Progress», 1993. S. 273. - 415 s.
8. Marshall A. Principy jekonomicheskoj nauki., t.II. - M.: Izdatel'skaja gruppa «Progress», 1993. S. 274. - 310 s.
9. Nazarova U.A. Regional'nyj rynok truda: problemy garmonizacii social'no-trudovyh otnoshenij / U.A. Nazarova //Jekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal. 2011. № 3. S. 35-42.
10. Novaja sistema oplaty truda v shkolah. Opyt Kaliningradskoj i Novgorodskoj oblastej: sbornik / G.V. Andrushhak, Ja.Ja. Koz'mina, E.V. Sivak, M.M. Judkevich - M-Joshkar-Ola: OOO «Poligraficheskoe predprijatie Centr Print», 2010. - 200 s.
11. Suspicyn, S.A. Izmerenija i analiz porogovyh znachenij v regional'nyh klasterah / S.A. Suspicyn // Region: jekonomika i sociologija.- 2007. - №1. - s.69-86.
12. Suspicyn, S.A. Svodnye indeksy regionov Rossijskoj Federacii v 2001-2009 g.g. / S.A. Suspicyn // Region: jekonomika i sociologija.- 2007. - № 3. - s. 285-291.