Научная статья на тему 'Формирование трудовой активности студентов техникума в процессе взаимодействия с работодателем'

Формирование трудовой активности студентов техникума в процессе взаимодействия с работодателем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимов О. В.

Данная статья раскрывает понятие трудовой активности и условия ее формирования через взаимодействие педагогов и работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of technical school students' labor activity in the process of interaction with an employer

This article dwells on the essence of labor activity and pedagogical terms of its forming process in interaction with an employer.

Текст научной работы на тему «Формирование трудовой активности студентов техникума в процессе взаимодействия с работодателем»

Итоговая оценка выставляется:

85-100 баллов - «5» (отлично),

75-84 балла - «4» (хорошо),

60-74 балла - «3» (удовлетворительно), менее 60 баллов - «2» (неудовлетворительно).

Зачет может быть выставлен автоматом, если студент набрал более 60 баллов.

По сумме баллов, набранных студентом, выставляется итоговая оценка за работу в период изучения курса, которая учитывается при зачете и на экзамене. Окончательная оценка выставляется по результатам ответов на экзамене.

Студенты, набравшие менее 60 баллов, зачет не получают. Они дорабатывают разделы, по которым получили отрицательные баллы.

На контроль самостоятельной работы при применении данной рейтинговой системы времени уходит во много раз больше, чем планируется учебной нагрузкой, даже при разработанных и неоднократно апробированных тестах. Но эти затраты времени вполне окупаются уровнем и качеством знаний на этапе зачета и экзамена, а также и на этапе промежуточного контроля знаний в середине каждого семестра.

По дифференциальным уравнениям по всем пяти темам разработаны двадцатиминутные тесты, которые можно проводить в бумажном варианте в конце лекции или практического занятия. Составлен также общий тест на все темы, рассчитанный на сорок минут. По четырем темам, кроме темы «Теория устойчивости по Ляпунову», составлены и многократно опробиро-ваны тесты, рассчитанные на 40 минут работы на ЭВМ, по которым оценка выставляется машиной. Разработаны также и опробированы программы контрольных работ на ЭВМ, рассчитанные на 70 минут, с выставлением оценки также машиной. Эти 40-минутные тесты и контрольные работы на 70 минут желательно проводить в классах ЭВМ, используя апробированные программы.

Приведенная система с небольшими изменениями может быть применена при преподавании любой другой дисциплины.

УДК 377.011.33 Я 453

О.В. Якимов

ГУО СПО «Политехнический техникум»

Россия, 671247, Бурятия, Кабанский район, п.Селенгинск, мкр Солнечный, 42.

Формирование трудовой активности студентов техникума в процессе взаимодействия с работодателем

Данная статья раскрывает понятие трудовой активности и условия ее формирования через взаимодействие педагогов и работодателей.

O.V. Yakimov

Polytechnical School Russia, 671247, Buryatia, Kabansk Region, s.Selenginsk, district Solnechny, 42.

The formation of technical school students’ labor activity in the process of interaction

with an employer

This article dwells on the essence of labor activity and pedagogical terms of its forming process in interaction with an employer.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., а также планом мероприятий Правительства Российской Федерации по обеспечению опережающего развития системы довузовского профессионального образования целями учреждений профессионального образования являются управление качеством, доступность и эффективность. Основная идея реструктуризации сети учреждений профессионального образования со-

2008/15

стоит в том, что профессиональное образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Переход к рыночным отношениям приводит к снижению числа вакансий, представляемых работодателями для трудоустройства населения. Невостребованность полученных молодыми выпускниками профессий (специальностей), отсутствие социального опыта, психологическая неготовность к самостоятельным действиям превращают трудоустройство в социальную проблему, острота которой не снижается. Отказ государства от гарантированного трудоустройства выпускников училищ, техникумов, вузов и продолжающийся их выпуск в условиях отсутствия спроса на специалистов требует поиска особых форм взаимодействия образовательных учреждений с работодателями.

Проблема подготовки студентов к труду, формирование трудовой активности выступает как воспитательная проблема, т.к. речь идет не только о практической подготовке, но и о формировании потребности к труду как жизненной необходимости.

Для теоретического осмысления особенностей формирования трудовой активности в процессе организации производственных практик на базе работодателей и для ее выявления нужны показатели, достаточно полно раскрывающие ее сущность. Для преподавателей образовательного учреждения и работодателей необходима конкретная характеристика воспитанности студентов, которая помогает предметно и обоснованно строить образовательный процесс.

Необходимо также иметь в виду, что выявление трудовой активности и ее формирование не самоцель, а важное средство, обеспечивающее возможность управления образовательным процессом и повышения качества подготовки специалистов.

Научно-педагогические исследования подтверждают, что успешное осуществление цели и решение конкретных задач, формирование конкурентноспособного человека возможно при условии постоянной обратной связи, т.е. регулярного получения достаточных сведений о тех изменениях, которые происходят под влиянием формирования в личности студентов. Поскольку целью модернизации образования является подготовка выпускника, востребованного на рынке труда, то данную цель, очевидно, и следует рассматривать как ожидаемый результат образовательного процесса.

Определяя пути повышения эффективности процесса формирования трудовой активности студентов техникума, мы провели пилотажное исследование по определению направленности личности студентов техникума в начале и в конце обучения. Экспериментальным материалом послужила методика Б. Баса из 27 пунктов суждений, опубликованная в 1967 г. С помощью этой методики выявляются следующие направленности:

- направленность на себя («Я» - направленность) - это ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение, безотносительно работы и товарищей, агрессивность в достижении цели, склонность к соперничеству;

- направленность на общение - это стремление при любых условиях поддерживать отношения, ориентация на совместную деятельность, но часто - в ущерб выполнению конкретных заданий, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в эмоциональных отношениях, в привязанности;

- направленность на дело - это заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество.

Испытуемыми были студенты Политехнического техникума первого и четвертого курсов. В результате пилотажного исследования мы выявили, что первокурсники в основном направлены на себя и на общение и в меньшей степени направлены на дело. С четвертым курсом эксперимент выявил иное состояние: они в большей степени направлены на дело и в меньшей степени на общение и на себя. Вследствие чего мы выявили, что в ходе учебно-производственных практик ЦКК Кабанского района на втором, третьем и четвертом курсах в процессе взаимодействия с работодателем осуществляется формирование трудовой активности студентов в результате осознания ими новых отношений на рынке труда: «если я хорошо овладею определенными трудовыми навыками, я смогу претендовать на хорошо оплачиваемое рабочее место», что и мотивирует их на трудовую активность, со всеми компонентами-блоками ее структуры - мотивационно-целевым, содержательно-операционным и результативно-оценочным блоками. Сдвиг с направленности «на себя» на направленность «на дело» и является проявлением трудовой активности личности.

Пилотажное исследование повлекло за собой разработку структуры трудовой активности студентов, определения ее сущности и особенностей, цели, задач, условий повышения эффективности формирования трудовой активности студентов.

Целью образовательного процесса является подготовка выпускников техникума, востребованных на современном рынке труда, поэтому необходимо формирование у студентов общественно значимого социального опыта, осознанной потребности в труде, овладение общетрудовыми компетенциями.

Сущность формирования трудовой активности студентов техникума состоит в активизации позиции самих студентов, в расширении сферы учебных практик с современным оборудованием на базе работодателей, в выработке единой позиции преподавателей техникума, мастеров производственного обучения, работодателей и бизнес-сообществ по формированию трудовой активности.

Особенностями формирования трудовой активности студентов являются: осознание необходимости трудиться ради приобретения общественно значимого социального опыта, сформиро-ванность практических компетенций, устойчивых интересов к различным видам труда, умение самоорганизации и организации труда других, стремление достичь результатов, нетерпимое отношение к лени.

Определение педагогической сущности трудовой активности студентов - сложная и многогранная проблема. Для ее решения требуется разработка общих вопросов, связанных с характеристикой вообще.

Многие исследователи предпринимали попытки определить сущность активности, установить соотношение ее с деятельностью человека. Сложились различные точки зрения, определения сущности активности и соотношения ее с деятельностью, их можно объединить в несколько групп.

Так, М.С. Коган (2), И.И. Христова (7) и другие отождествляют активность с любой практической деятельностью человека, независимо от ее интенсивности и направленности. В.А. Смирнов (5) понимает активность как меру деятельности, как особое, положительно направленное отношение человека к окружающей среде.

Сущность понятия активности и смежных с ней понятий рассматривается авторами с разных позиций, что, с одной стороны, продвигает развитие представлений о понятии активности, но с другой стороны, такая многоплановость подходов затрудняет формирование единой точки зрения. Из анализа основных публикаций, в которых рассматривается вопрос о сущности понятия активности, можно вычленить основные подходы исследователей к рассмотрению вопроса. Таких подходов фактически два. Одни авторы рассматривают активность как деятельность, другие - как качество личности. Нам представляется, что эти подходы нельзя отрывать друг от друга. Использование их в единстве позволяет формировать единую точку зрения в определении сущности активности, которую необходимо рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.

В сфере трудовой деятельности проявляется трудовая активность. Т.П. Богданова считает, что «трудовая активность - это специфическое и четко проявляющееся общее качество личности, формирующееся в процессе труда и направленное на достижение его высших результатов» (1, с. 25).

В диссертационном исследовании В.Н. Тырышкина дается определение трудовой активности: «Трудовая активность - это личностное качество, определенное ценностным содержанием сформированных потребностей, интересов, мотивов, целей трудовой деятельности, взглядов и убеждений, приобретаемых знаний, умений, навыков. Оно проявляется в трудовом процессе как осознанная необходимость личной деловитости, творчества, интенсивного и качественного труда, оказание помощи в труде другим и влияния на формирование добросовестного отношения к труду других» (6).

Изучая исследования трудовой активности разных авторов, мы разработали определение этого понятия. Трудовая активность представляет собой личностное качество, формируемое в процессе труда и направленное на достижение его общественно значимого социального опыта.

Данное определение позволяет утверждать, что трудовая активность имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю, находящиеся в причинно-следственной зависимости. Внутренняя сторона представляет собой совокупность мотивационно-целевых установок личности на труд:

2008/15

ее морально-волевой (социально-психологической) и практической готовности к деятельности. Внешняя сторона - это разнообразные формы, способы проявления в деятельности компонентов трудовой активности. В зависимости от того, насколько высок уровень знаний, умений и навыков, содержание психических свойств: потребностей, мотивов, интересов, социального опыта, взглядов и убеждений, чувств, целей трудовой деятельности, тем больше потенциальные возможности и вероятность проявления высокого уровня трудовой активности. Как считают исследователи (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова и др.), эта двуединость есть одна из особенностей процесса формирования активности вообще и трудовой активности, в частности.

В нашем исследовании мы остановились на углубленном рассмотрении педагогических условий повышения эффективности трудового воспитания. Одним из них является совершенствование организации учебно-производственных практик студентов на III и IV курсах Политехнического техникума на базе работодателей. Изучение опыта организации учебнопроизводственных практик одновременно с анализом научно-педагогической литературы позволило установить, что в реализации задач трудового воспитания в процессе организации учебно-производственных практик на базе работодателя (Селенгинское ЦКК) определяющую роль играют формы и средства организации трудовой деятельности студентов.

Выбор той или иной формы организации труда определяется морально-психологической готовностью студентов к выполнению конкретного трудового задания, уровнем развития коллектива студентов. Следовательно, в воспитательных целях необходимо использовать такие формы организации практики, где студенты вступают во взаимоотношения в труде на реальном производстве, активно влияющие на чувства, мотивы поведения студентов, способствуя тем самым их подготовке к самостоятельной трудовой жизни, формированию трудовой активности.

Студентов-практикантов, участие которых на производстве связывают лишь с выполнением неприятных обязанностей, главный механик ОАО «СЦКК» стремится чаще поощрять за хороший труд, создавая психологическую ситуацию успешности. К примеру, во время производственной практики студентов III курса Володя Н. работал, только если его работу кто-то контролировал. Технолог комбината работал с бригадой рабочих, т.к. шел запуск нового оборудования. Во время первого обкатывания картоноделательной машины Володя вместе с рабочими участвовал в обслуживании высокоскоростной техники. При подведении итогов дня главный технолог отметил его работу при диагностировании узлов машины как одну из значимых. Видимо мотив «работать во избежание неприятности» постепенно замещался другим - «стремлением получить похвалу» и на его основе можно было формировать и закреплять более ценные социально значимые мотивы, такие как хорошо пройти практику и получить работу на комбинате в каникулярное время.

Большинство студентов первокурсников во время практики первичных навыков в учебных мастерских во всех трудовых делах участвовали из-за желания принести успех своей группе. Преподаватель, учитывая, что при всей своей ценности, это побуждение не всегда способствует осознанию истинного смысла труда, при очередном занятии в мастерской обратила внимание студентов на то, как в наши дни обострилась обстановка с нехваткой профессиональных специалистов на СЦКК. Тем самым педагог подчеркнула социально-экономическую значимость их профессиональной подготовки, хотя и подчеркнула, что полного осознания истинного смысла дела пока еще не произошло. Об этом свидетельствовал следующий факт: в один из дней, на перемене к студентам I курса подошел мастер производственного обучения и попросил после уроков помочь главному энергетику ЦКК разложить на складе по видам новые приборы. Как поощрение энергетик разрешил засчитать это время как отработанный субботник. Первокурсники были рады, они сообщили об этом своему куратору и ждали от нее одобрения. Однако куратор предложила студентам подумать - справедливо ли это будет. При подведении итогов практики студенты отмечают не только то, как они овладевали первоначальными навыками взаимодействия в коллективе, но и то, как они отказались от зачета субботника. Используя при организации этого дела основной мотив «принести пользу коллективу», куратор добивалась осознания общественной значимости дела, справедливого отношения к труду других и того, чтобы студентов к труду побуждала не просто коллективная, а общественная цель труда, где приобретается социальный опыт.

Проведенное исследование показывает, что общественно значимая цель деятельности становится целью самого студента наиболее полно тогда, когда он поставлен в позицию субъекта его

выработки. В этом случае существующая цель превращается в цель самой личности, а значит в решающей степени определяет ее сознание и поведение.

Организация учебно-производственных практик на базе работодателя, одобрение труда студентов генеральным директором ОАО «СЦКК» К.М. Прошкиным на научно-практической конференции в Политехническом техникуме в присутствии всех студентов, преподавателей, родителей, ведущих специалистов СЦКК, СМИ и администрации Кабанского района позволили студентам сильнее переживать радость труда и коллективного успеха, стимулировали их трудовую активность.

Таким образом, необходимость социального развития личности будущего специалиста заключается в формировании у него социально значимых качеств, таких как коммуникативность, инициативность, мобильность, оптимизм, толерантность, креативность, критичность и рефлексивность мышления, готовность к переменам в условиях неопределенности, умение понимать людей и работать в команде, умение постоянно делать ответственный выбор, планировать и прогнозировать свою деятельность и отвечать за ее результаты.

Литература

1.Богданова Т.П. Трудовая деятельность как важнейшая сфера проявления социальной активности молодежи / Т.П. Богданова. - М., 1999. - С. 25.

2.Коган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного исследования / М.С. Коган. - М., 1998. - 328 с.

3.Колычева З.И. Технологии социального развития личности в профессиональном образовании / З.И. Колычева // Среднее профессиональное образование. 2007. - №5. - С. 68-71.

4. Пинский А.А. Либеральная идея и практика образования / А.А. Пинский. - М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 667 с.

5.Смирнов В.А. Трудовая активность молодежи и пути ее развития / В.А. Смирнов. - М., 2001. - С. 6-56.

6.Тырышкин В.Н. Воспитание трудовой активности старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук /В.Н. Тырышкин. - М., 1979. - 21 с.

7. Христова И.И. Пути формирования социальной активности личности/ И.И. Христова. - М.: Мысль, 1999. - 141 с.

References

1 .Bogdanova T.P. Labor activity as the most important sphere of social activity of the youth. - M., 1999. - Р.25.

2.Kogan M.S. Humans’ activity. The experience of systemic investigation. - M., 1998. - 328 p.

3.Kolycheva Z. I. Techniques of social development of a person in professional education // Secondary professional education. 2007. - №5. - Р. 68-71.

4.Pinski А.А. Liberal idea and practice of education. - M., 2007. - 667 p.

5.Smirnov V.A. Labor activity of youth and ways of its development. - M., 2001. - Р. 6-56.

6. Taryshkin V.N. Development of labor activity of senior students: аbstract of dis. ... cand. of pedagogy. - M., 1979. - 21 p.

7.Khristova I.I. The ways of forming person’s social activity. - M.: Mysl, 1999. - 141 p.

УДК 378.147:514 Я 654

С. С. Янтранова

Бурятский государственный университет Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

О детерминированных тестовых заданиях по геометрии

В данной статье рассматривается опыт применения электронного учебного пособия в учебном процессе на естественнонаучных факультетах университета. Работа была организованна в системе дифференцированного Интернет-обучения ГЕКАДЕМ, с помошью которого было организовано итоговое тестирование.

S.S. Yantranova

Buryat State University

Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolin str.,24a

On determinized tests on Geometry

The article describes the experience of implementation of on electronic textbook on Higher Mathematics for students of science departments. It is composed on the GEKADEM system. This textbook helps to provide credit activities using determinized tests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.