Научная статья на тему 'Формирование традиционной чаньской письменности в контексте развития школы чань'

Формирование традиционной чаньской письменности в контексте развития школы чань Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
238
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАНЬ-БУДДИЗМ / ПИСЬМЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ЧАНЬ / ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЫ ЧАНЬ / БОДХИДХАРМА / МЕДИТАЦИЯ / СОЧИНЕНИЯ ПАТРИАРХОВ / МЕДЛЕННОЕ И ВНЕЗАПНОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ / CHAN-BUDDHISM WRITING TRADITION OF CHAN / HISTORY OF FOUNDATION CHAN SCHOOL / BODHIDHARMA / MEDITATION / COMPOSITIONS OF PATRIARCHS / SLOW AND SUDDEN ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Занданова Татьяна Алексеевна

Статья посвящена становлению чань-буддийской традиционной письменности в Китае. В ней рассматриваются жизнеописания основных патриархов, анализируется их роль в формировании школы чань и ее письменной традиции, освещается процесс разветвления чань на Северную и Южную школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of traditional writing in the context of foundation of Chan school

The article is devoted to the foundation of Chan-buddhist traditional writing in China. Biographies of the main patriarchs are considered, their significance in creation of the Chan school and its writing tradition are analyzed. The process of branching Chan on Northern and Southern schools is covered in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование традиционной чаньской письменности в контексте развития школы чань»

УДК 299.5 (510/517) Т.А. Занданова

ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ЧАНЬСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЫ ЧАНЬ

Статья посвящена становлению чань-буддийской традиционной письменности в Китае. В ней рассматриваются жизнеописания основных патриархов, анализируется их роль в формировании школы чань и ее письменной традиции, освещается процесс разветвления чань на Северную и Южную школы.

Ключевые слова: чань-буддизм, письменная традиция чань, история становления школы чань, Бодхидхар-ма, медитация, сочинения патриархов, медленное и внезапное просветление.

T.A. Zandanova THE DEVELOPMENT OF TRADITIONAL WRITING IN THE CONTEXT OF FOUNDATION OF CHAN SCHOOL

The article is devoted to the foundation of Chan-buddhist traditional writing in China. Biographies of the main patriarchs are considered, their significance in creation of the Chan school and its writing tradition are analyzed. The process of branching Chan on Northern and Southern schools is covered in the article.

Key words: Chan-buddhism writing tradition of Chan, history of foundation Chan School, Bodhidharma, meditation, compositions of patriarchs, slow and sudden enlightenment.

Школу чань (□□ - чань цзун), согласно традиции чань-буддистов, основал сам Будда Шакьямуни, который однажды поднял перед учениками цветок и улыбнулся. Кроме Кашьяпы никто не понял смысла этого жеста Будды. Кашьяпа ответил Будде тем, что поднял цветок и улыбнулся. В это мгновение он пережил состояние пробуждения (бодхи), которое было передано ему Буддой непосредственно, без наставлений в письменной или устной форме. В чань-буддизме эту историю впоследствии назвали «□□□□» («нянь хуа вэй сяо»), которая буквально переводится как «поднять цветок и улыбнуться», в отечественной буддологии данный случай носит название «Цветочная проповедь Будды». Так, согласно чань, началась традиция прямой передачи пробуждения от учителя к ученику. В Индии Дхарма (учение Будды) передавалась в течение двадцати восьми поколений наставников, к которым, согласно чаньскому преданию, относились такие великие буддисты, как Ашвагхоша и Нагарджуна. Двадцать восьмым патриархом школы созерцания в Индии был Бодхидхарма (□□□□ - Путидамо), брахман из южной Индии, который в качестве проповедника прибыл в Китай в начале VI в. и стал первым патриархом чань в Китае.

Сохранилось мало сведений о ранней истории школы чань. Она изложена главным образом в описании жизнедеятельности первых патриархов школы, такие жизнеописание в конечном счете и составляют традиционную чаньскую письменность. В хрониках школы говорится, что у истоков школы чань стояло пять патриархов: Бодхидхарма, Хуэй Кэ, Сэн Цань, Дао Синь и Хун Жэнь. Каждый из них внес свой вклад в развитие и становление школы, без их участия, не было бы современной школы чань с ее уникальным учением.

Жизнеописания Бодхидхармы наполнены вымышленными деталями, целью которых, очевидно, являлось возвеличивание основателя школы, поскольку исторически достоверных сведений о жизни и учении патриарха существует крайне мало. Бодхидхарма практиковал медитацию, которая, как уже было отмечено, впоследствии стала считаться одним из главных средств достижения просветления. Он также проповедовал учение Ланкаватара-сутры (□□□ - Лэнцзя цзин), текста, сочетавшего философию йогачары с теорией Татхагатагарбхи. На первом этапе существования школы чань ее даже называли «школой Ланкаватары» («□□□□» - «Лэн цзя цзин цзун»). Легендарная встреча Бодхидхармы и императора У-ди □ □ (502-557) династии Лян, правившего в эпоху Южных и Северных династий (□□□ - Нань бэй чао) в период Южных династий, описывается в первом гун-ане1 чаньского сборника «Би янь лу» («□□□» - «Записки у Лазурной скалы»), составленного в XII в. монахом Юаньу Кэци-ном □□□□ (1063-1135).

Император У-ди спросил патриарха: «Каково первое значение святости»? Монах ответил: «Пустотность не может быть святой».

1 Гун-ань - это записи необычных историй, случаев из жизни великих чаньских патриархов (гун-ань переводится как «общественный случай», «общественный документ»).

13

Император вновь спросил: «При строительстве монастырей и дарении пищи монахам какие духовные добродетели смогут быть приписаны его величеству?»

Ответ был: «Никаких духовных добродетелей».

Император опять задал вопрос: «Кто передо мной стоит?»

Бодхидхарма ответил: «Не знаю».

Император так ничего и не добился, а Бодхидхарма, переплавившись по реке, удалился в сторону царства Вэй1.

Бодхидхарме приписывается «Трактат о светильнике и свете» («□□□» - «Дэн дянь цзин»), содержащий ряд положений, предопределивших характер философии чань. В нем выдвигается постулат «не опираться на слова и писания» («□□□□» - «бу ли вэнь цзы»), в котором говорится: «передача истины вне писаний и речей, нет никакой зависимости от слов и букв. Передача мысли от сердца к сердцу, созерцание собственной изначальной природы и есть реализация состояния Будды» [Цит. по кн.: 3, с. 18]. Наставления, изложенные в трактате, определили основное направление развития письменной традиции чань, направленной на поиски приемов и методов непосредственной передачи Дхармы. Перед смертью он назначил преемником своего ученика Хуэй Кэ и даровал ему свое монашеское облачение и чашку для подаяния.

Следующий патриарх школы, Хуэй Кэ □□ (487-593 гг.) акцентировал внимание на методе медитации «цзочань бигуань» «□□□□» (букв. «сидеть в медитации, уставившись в стену»), внедренном ранее Бодхидхармой. Источники по истории чань-буддизма после Бодхидхармы весьма скудны, однако исследование современника того периода Дао Сюаня проливает свет на некоторые моменты в биографиях патриархов школы чань. Так, например, к моменту встречи с Бодхидхармой Хуэй Кэ было сорок лет, он был образован, хорошо разбирался в китайской классической литературе и буддийских философских сочинениях, изучал даосизм. После смерти Бодхидхармы он вел бродячий образ жизни. Когда на севере начались гонения на буддизм (в 574 г.)2, Хуэй Кэ бежал оттуда и скрылся в горах Янцзы. Но вскоре он смог снова вернуться в столицу, где прожил еще около десяти лет [1, с. 107].

В период жизни четвертого патриарха школы Дао Синя □□ (580-651) произошли значительные изменения. Преимущественно бродячий образ жизни буддийских монахов сменился постоянным местонахождением в общине на одном месте. Это явилось началом процесса, который при династиях Тан и Сун завершился переходом к упорядоченной жизни буддийских монахов в монастырской общине. Так как в общине проживало много монахов и сборов милостыни стало не хватать на всех, монахам приходилось самим добывать пропитание. При таком новом образе жизни было очень важно внутреннее отношение к повседневной деятельности. Четвертый патриарх выразил это четырьмя иероглифами: «□□□□» («Цю ли цзо тан» - «Идти, стоять, сидеть, лежать»). С этого момента монахам требовалось не только заниматься медитацией в зале и вслух произносить сутры, но и производить все работы в храме и на полях.

Дао Синь до конца своих дней усердно практиковал медитацию. Он упорно наставлял он своих учеников: «Отнеситесь серьезно к занятиям медитацией! Сидеть в медитации важнее всего прочего. К тому времени, как вы проведете в занятиях медитацией от трех до пяти лет, вы научитесь обходиться малым количеством пищи. Закройте двери и сидите! Не декламируйте сутр и ни с кем не разговаривайте! Если вы будете настойчиво совершенствоваться в этом в течение долгого времени, то плод будет сладок, как мякоть ореха, которую обезьяна достает из скорлупы. Но редко кому удается достичь такого состояния» [2, с. 85]. В подобного рода наставлениях в дальнейшем совершенствовалась чаньская практика, которая неизменно отражалась в письменных сочинениях адептов чань.

Учеником Дао Синя был Хун Жэнь □□ (601-674). После беседы, напоминавшей гун-ань Он был принят в число учеников последнего. Ему приписывается сочинение под названием «Трактат о восхождении колесницы» («□□□□» - «Цюшан чэн лунь»), также «Трактат об основах совершенствования сознания» («□□□□» - «Сю синь яо лунь»), составленный его ближайшими учениками. Он содержит изложение учения о постижении истинной природы сознания и ценные практические наставления относительно техники медитации. Центральное место в трактате Хун Жэня занимает концепция «□□□» «шоу чжэнь синь» - «удерживание истинного сознания», то есть осознание природы Будды, изначально чистой и просветленной. В тексте присутствует образ зеркала, оно, как и изначальное сознание, чисто и ясно по своей природе и не меняется, даже будучи покрытым слоем пыли. Позднее ученик и преемник Хун Жэня шестой патриарх Хуэй Нэн в сочиненной им гатхе произнесет, что зеркало изначально просветленного сознания всегда чисто. Так откуда взяться пыли? И пятый патриарх согласился со своим учеником [6]. С именем Хун Жэня заканчивается ранний период становления школы чань. Наиболее значительным результатом этого периода был вывод о том, что для

наставника и ученика в равной степени было важным проявление конечной природы Будды через опыт просветления. Канонические тексты буддизма продолжали пользоваться большим уважением, но все больше внимания стало уделяться медитации, а не изучению сутр. Такое акцентирование внимания на медитации требовало создания дополнительной литературы посвященной этой теме. Чань-ские наставники не замедлили с созданием такой литературы, которая все более определяла специфику чаньской письменной традиции.

В истории чань-буддизма шестой патриарх Хуэй Нэн □ □ (637-713) наряду с Бодхидхармой считается вторым и фактическим основателем учения. Имя его почитаемо многими поколениями учеников. Биография изложена в «Сутре помоста шестого патриарха» («□□□□» - «Лю цзу тань цзин»), которая составлена на основе конспективных записей высказываний Хуэй Нэна, проповедей и бесед. Этому сочинению суждено было приобрести статус сутры, наряду с текстами, считавшимися записями проповедей самого Будды.

До того как Хуэй Нэн стал учеником Хун Жэня, он познал нищету и лишения. Его отец рано ушел из жизни, когда мальчик был совсем еще мал. Он и его стареющая мать, перебравшись в Наньхай, жили в большой нужде. Они занимались продажей дров, которые юноша относил на рынок. В один прекрасный день он услышал, как его покупатель прочел отрывок из Алмазной сутры, и испытал внезапное просветление. Покупатель поведал ему о процветающей школе просветления Хун Жэня, расположенной на горе Фэнмуншань в Восточных горах в [уезде] Хуанмэй округа Цичжоу. Хуэй Нэн мгновенно принял решение. Так, согласно хроникам, он прибыл в Хуанмэй в возрасте двадцати четырех лет. Вскоре он достиг высшего просветления, удостоился посвящения и вернулся в Южный Китай уже в качестве шестого патриарха. Следующие шестнадцать лет он провел в одиночестве в своих родных горах. В 676 г. Хуэй Нэн принимает монашеский сан и спустя год возвращается в монастырь Баолинсы в Цаоци, где начинает читать лекции в главном храме города. В его словах звучат новые мотивы, которые привлекают к нему многих учеников [5, с. 144-145]. Хуэй Нэн умер в окружении учеников. После смерти его удостоили титула «Наставник чань великого зерцала» («□□□□» -«Да цзянь чань ши»).

На рубеже УІІ-УІІІ вв. в школе чань происходит раскол на Северную и Южную школы, в истории чань-буддизма данное противостояние получило название «□□□□» («нань дунь бэй цзянь» - «внезапность юга, медлительность севера»). В основе раскола лежала дискуссия о мгновенном, внезапном или постепенном характере просветления. Южная школа во главе с Хуэй Нэном утверждала, что пробуждение, будучи самой природой сознания, не может быть ничем обусловлено и должно озарить обыденное сознание адепта чань внезапно. Северная школа во главе с учеником пятого патриарха Хун Жэня по имени Шэнь Сю □ □ (606-706), напротив, настаивала на постепенном характере пробуждения, подобно постепенному исчезновению мрака во время рассвета. Смысл данного спора касался также вопроса о невыразимости истинно-сущего, абсолюта. Истинно-сущее невыразимо по той причине, что все, что оно должно было выразить, «лежит за пределами обусловленного и сознательного». Традиция чань гласит, что Хун Жэнь, перед тем как передать бразды правления следующему наставнику, решил испытать претендентов, наказав написать ответ на гатху:

Шэнь Сю написал:

Тело - это древо просветления.

Сознание похоже на подставку светлого зеркала

Постоянно трудимся, протирая [его]?

не позволяя того, чтобы на [нем] образовалась пыль3.

Прочтя это, согласно версии «Сутры помоста шестого патриарха», реакцией Хуэй Нэна был ответ:

Просветление изначально не имеет древа,

Светлое зеркало также не имеет подставки,

Природа Будды постоянно чиста -Откуда взяться пыли?4

В гатхе Шэнь Сю приписывает безатрибутивному абсолюту качества, это демонстрирует, что его сознание не освобождено от внешних привязанностей, он лишь подошел к вратам Дхармы, но не проник вовнутрь. Подставка ясного зеркала здесь - это эмпирическое сознание, которое поддерживает, в случае с Шэнь Сю, абсолют или природу Будды. В последних двух строках утверждается необходимость духовного самосовершенствования, так как его сознание, пребывающее в «омрачености», привязанности к мирской пыли, необходимо постоянно «чистить». Тогда как Хуэй Нэн в первых двух

строках указывает на невыразимость абсолюта, а в последних двух - на то, что духовное совершенствование для его достижения не нужно, так как для просветленного ума уже не существует угрозы омрачения. «В просветленном сознании природа Будды предстает постоянно чистой, не замутняемой мирской пылью, что соответствует махаянской версии о том, что к просветленному сознанию Будды и бодхисатв уже не может пристать скверна. Бодхисаттвы, находясь в сансаре, постоянно пребывают в чистоте, их сознание уже не может омрачиться» [7, с. 183]. Хуэй Нэн в своей гатхе призывает простых мирян узреть чистую природу Будды, как он это сделал сам.

Чаньские наставники эпохи Тан сыграли немаловажную роль в становлении и развитии школы чань. Период между смертью Хуэй Нэна в 713 г. и первыми гонениями на буддизм императором У Цзуном (845 г.) называют золотым веком китайского чань-буддизма. Это время считается временем подлинных наставников чань, которые на пике духовного подъема выражали свой невыразимый опыт оригинальными и парадоксальными способами, записанными в их сочинениях.

Другим значимым наставником после Хуэй Нэна был Ма Цзу^ □ (707-786). Главный акцент в своей деятельности Ма Цзу перенес на разработку методов психотренинга. Он применил технику крика как средство просветления ученика, сочетая парадоксы и грубость. Ма Цзу одним из первых начал практиковать метод гун-ань в школе чань. До него больше внимания уделяли доктрине, а не вспомогательным средствам. Главным в его учении было не сидение в состоянии медитации, а сам момент просветления, который мог быть выражен как угодно. Ему принадлежит огромная роль в формировании классического чань, провозглашающего принцип: «сознание обычного человека и есть сознание Будды, речь обычного человека и есть слово Будды».

Ма Цзу приписывается трактат «□□□□□□□□» («Цзянси Мацзу Даои чаньши юйлу» - «Речения чаньского наставника Ма Цзу из провинции Цзянси»). Именно с Ма Цзу началась традиция систематических записей чаньских афоризмов. У Цзун Ми, который был одновременно патриархом школ чань и хуаянь, есть следующее высказывание: «Каждое слово, что я произношу, - не что иное, как использование Дао» [4, с. 39]. Так, традиция передавать учение непосредственно от учителя ученику перешла на другой уровень: теперь считалось, что высшее знание могло передаваться при помощи записи высказываний чаньских патриархов.

Бай Чжан □ □ (720 - 814) был учеником Ма Цзу, он сформулировал правила жизни чаньских монахов. Бай Чжан так же, как и четвертый патриарх школы Дао Синь, уделял огромное значение этической ценности труда в контексте религиозной практики чань. Его настоящее имя Хуай Хай □ □. Прозвище Бай Чжан он получил по названию гор Синьубайчажаншань, в которых поселился и жил. Бай Чжан выработал собственный монастырский устав «□□□□» («Чань мэнь гуй ши» - «Чаньский устав»), который известен как «Чистый устав [наставника с гор] Байчжан» («□□□□» - «Байчжан цин гуй»). Ему принадлежит принцип «день без работы - день без пищи» («□□□□,□□□□» - «и жи бу цзо, и жи бу лян»), ставший основой в чаньских обителях, где физическим трудом были обязаны заниматься все монахи независимо от ранга. Высказывания Бай Чжана сведены в сборнике «□□□□□□» («Байчжан чаньши юй лу» - «Запись речей чаньского наставника [с гор] Байчжан»). Бай Чжан также уделял особое внимание концепциям буддизма Махаяны о «природе Будды» («□□» -«фо синь»), о тождественности природы всех живых существ, постижение которой требовало отказа от рационального мышления. Основным методом самосовершенствования Бай Чжан считал полную отвлеченность от текстов, мыслей, сосредоточенность на определенном объекте, все это необходимо было для того, чтобы сознание освободилось от сосредоточенности на себе.

К середине IX в. Северная школа прекратила свое существование. Южная школа между тем разделилась на пять направлений или «домов» классического чань («□ □» - «у цзя»), два из которых существуют и поныне, определяя его современное лицо. Это направление линьцзи (□□□) и направление цаодун (□ □ □). Три других направления - вэйян (%□□), юньмэнь (□□□) и фаянь (□□□) - исчезли после ХП-ХШ вв. Вообще сложно точно определить временные рамки существования «пяти домов», так как «пятью домами» школы начали называться гораздо позже и порядок их расположения в чаньской литературе был разным. Жизнь и творчество некоторых их основоположников школ приходится на период династии Тан, но к началу правления династии Сун осталось только два направления южной ветви чань-буддизма: линьцзи и цаодун. К тому же существовали еще две ветви: янци □ □□ и хуанлун □□□ , которые в начале династии Сун отделились от школы линьцзи. В традиционном чань-буддизме данный факт отражен следующим выражением - «пять домов и семь школ» («□□□□» -«у цзя ци цзун»).

Возникновение такого количества школ определяется, прежде всего, различными стилями и приверженностью к разным традициям, которые естественным образом возникли у наставников и потом

получили признание в среде учеников. К примеру, школа цаодун делала упор на методы достижения просветления, безобъектную сидячую медитацию «цзочань» («□□») в отличие от направления линь-цзи, активно использующего метод гун-ань в качестве главной сотериологической практики.

Основателем школы линьцзи является монах Исюань □ □ (811-866), получивший известность под именем Линьцзи □□ - название монастыря в Чжэньчжоу (совр. Чжэньдин, пров. Хэбэй), где находилась его школа. В школе Линьцзи получила развитие центральная концепция чань-буддизма о «внезапном просветлении» («□□» - «дунь у») и спонтанной реализации «природы Будды». Линьцзи призывал единым волевым усилием уничтожить все психологические преграды, стоящие на пути к просветлению, и отбросить все привязанности, которые также заключались в идее «просветления», «нирваны», «Будды» и т.д. Линьцзи призывал разрушить все психологические преграды, обусловливающие стереотипы обыденного мышления, поэтому он называл Будду «куском экскрементов», нирвану и просветление - «невольничьими колодками», «дырой в отхожем месте». Это необходимо было для освобождения сознания человека от всех внутренних препятствий к непосредственному переживанию своей тождественности с «истинной реальностью», которая не обусловлена такими понятиями, как «Будда», «нирвана» и т. д. Чаньских наставников и Линьцзи в том числе толкало на такие экстраординарные поступки и слова, стремление вызвать в ученике прорыв к просветлению.

Особенно важное значение для достижения просветления Линьцзи придавал преодолению зависимости от чужого авторитета и привязанности к внешним условностям, так как просветление заключено внутри сознания, не нужно искать его вне. Данные положения изложены в главном трактате Линьцзи - «□□□» («Линьцзи лу» - «Записи Линьцзи»), полное название «□□□□□□□□□□» («Чжэньчжоу Линьцзи Хуэйчжао чаньши юйлу» - «Записи бесед «мудростью освещающего» наставника чань Линьцзи из области Чжэнь»), который считается одним из классических образцов чаньской литературы. В данном трактате проявился максималистский подход школы линьцзи к решению проблемы просветления, обусловивший особую жесткость методов психотренинга, таких как применение «шокового» психофизического воздействия на психику ученика, например внезапные удары палкой или кулаком и оглушительные восклицания «Хэ!».

В трактате «Линьцзи лу» были даны детальные изложения основных принципов теории и практики школы линьцзи, которые сыграли важную роль в ее дальнейшем развитии. Фрагменты «Линьцзи лу» широко использовались в чаньской практике психотренинга в качестве объектов для медитации и как исходный материал для парадоксальных загадок и диалогов гун-ань. Некоторые ключевые эпизоды «Линьцзи лу» вошли в различные антологии чаньских притч и историй, а также в сборник парадоксальных задач и диалогов «У мэнь гуань» («□□□» - «Застава без ворот»).

До середины IX в. школа чань была менее влиятельной, нежели школа тяньтай или хуаянь, однако ей удалось без значительных потерь пережить антибуддийские гонения императора У-цзуна. Император, будучи приверженцем даосизма, не разделял взгляды своих предшественников, которые всячески поддерживали буддизм. По всей стране закрывались и разрушались монастыри, проводились массовые конфискации их собственности, все эти меры необходимы были для того, чтобы заставить монахов и монахинь вернуться к мирской жизни. Эта политика продолжалась на протяжении шести лет правления У-цзуна, (841-847). Гонения привели к кризису и началу упадка таких влиятельных прежде школ, как тяньтай, хуаянь и мицзун.

Однако в школе чань почти не было потерь: чаньские монахи в то время еще только начали создавать монастыри с хорошей организацией. Кроме того, они занимались производительным трудом, что освобождало их от обвинений в бездельничестве. В результате в Х-Х1 вв. «чань превращается в одну из ведущих школ, создает большие монастыри и разрабатывает религиозно-философскую систему, характерную только для этой школы» [Абаев, 1983, с. 134].

Сотериологические концепции школы чань, такие как учение о внезапном пробуждении, о непосредственном постижении «природы Будды» в себе и во всем сущем и традиционная чаньская письменная традиция, представлявшая собой жизнеописания наставников чань, а также и другие аспекты теории и практики чань оказали огромное влияние на литературу, искусство и эстетические теории Китая и сопредельных стран.

На сотериологическую практику школы чань решающее влияние оказал метод медитации, культивируемый Бодхидхармой. Синтез этих факторов оказал воздействие на формирование школы чань как школы с исключительно практическим уклоном, акцентирующей свое внимание на практической стороне религиозного мышления. Поэтому школа чань и ее письменная традиция занимает особое место, как в китайском буддизме, так и в китайской духовной традиции в целом. Школа чань оказа-

лась самой жизнестойкой школой оставшейся после жестоких гонений эпохи Тан, а ее письменная традиция составила уникальное, самодостаточное явление китайской культуры.

Примечания:

1 о- ±^: 2003. - с.1

2 Император У-ди (®Ф, 560-578 гг.) проводил политику объединения династий Северного Китая, для чего он использовал людские и материальные ресурсы буддийских монастырей. В результате в 577 г. более 40 тыс. монастырей было закрыто, около 3 млн монахов вернулось к мирской жизни.

3 Цит по кн.: Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. - Новосибирск, 1995. - С.182.

4 Там же.

Литература

1. Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. - СПб., 1994. - 336 с.

2. Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма / пер. с англ. Ю.В. Бондарева. - М., 2003. - 317 с.

3. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. - М., 1977. - 216 с.

4. Маслов А.А. Классические тексты Дзэн / Серия «Мастера боевых искусств» - Ростов н/Д, 2004. - 480 с.

5. Сутра Помоста Шестого патриарха / пер. Н.В. Абаев // Антология Дзэн / сост. Н. Болдырев. - Челябинск, 2004. - 456 с.

6. Хун-жэнь. Трактат об основах совершенствования только сознания [Электронный ресурс] / пер. и коммент. Е.А. Торчинова // Режим доступа: http://daolao.ru/Texts/Torchinov/Hun ren/Hun-ren.htm (2 апр. 2010).

7. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философском учении китайского буддизма. - Новосибирск, 1995. -224 с.

8. Ш^.Шо№М.—ШШ о- ±^: 2003. - 264 с.

9. / ^ШШМ. - ^4': 2001. - 699 с.

Занданова Татьяна Алексеевна - аспирант отдела философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, e-mail: tany avo st@v andex. ru

Zandanova Tatyana Alekseevna - post-graduate student of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of Russian Academy of Science. Ulan-Ude, Sakhyanova str. 6, e-mail: tanv avo st@v andex.ru

УДК 008 (- 11) Г.Е. Манзанов

ВОСТОЧНЫЕ РЕЛИГИ ОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ (СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ)

В статье анализируются философские, социокультурные характеристики восточных религиозных традиций, которые рассматриваются как социальные институты.

Ключевые слова:религия, культура, традиция, институт, буддизм, ислам, этнос.

G.E. Manzanov EAST RELIGIOUS TRADITIONS (SOCIAL AND CULTURAL ASPECTS)

The philosophical, social and cultural features of the East religious traditions as social institutes are considered in the article.

Key words: religion, culture, tradition, institute, Buddhism, Islam, ethnos.

Существование культуры определяется противоречием между смертностью индивида и бессмертностью человечества. Человек способен быть творцом, если он исходит из ценностных ориентаций, выходящих за рамки обыденного, обывательской земной жизни, если он ощущает себя необходимым звеном, незаменимым исполнителем высших надличностных идеалов и целей. Религиозное мироощущение - это исторически закономерный, но далеко не единственный путь решения этой проблемы, которая по своей онтологической сути, по соприкосновенности с бездонной тайной человеческого существования лежит несравненно глубже распри атеистов и теологов, разворачивающейся на видимом «горизонтальном» историко-культурном ландшафте.

То, что теологи обозначают словом «бог», у философов может фигурировать как «мировой дух», «абсолютная идея», «жизненный поток». При всем внешнем различии этих учений они равноценны по своей «вертикальной» ускоренности как неотвратимые попытки выявления «смысла жизни» живых и самоосознанных личностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.