Научная статья на тему 'Формирование толерантности в образовательном процессе'

Формирование толерантности в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1722
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / "ПОМОГАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ" / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ГАРМОНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК / НЕЗАВИСИМОЕ МЫШЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ / «ASSISTING RELATIONSHIP» / TOLERANCE / UNIVERSAL HUMAN VALUES / PEDAGOGICAL INTERACTION / PEDAGOGICAL PERSPECTIVE / A BALANCED PERSON / INDEPENDENT THINKING / LEARNING MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхакова Фаниля Сагитовна

Современное образование утверждает право на множественность, вариативность и уникальность человеческих проявлений во всех сферах жизнедеятельности и декларирует многообразие как источник развития отдельного человека и всего общества. В педагогике это означает признание личности как ценности, а также ее права на самоопределение и обоснование важности подготовки человека к активной жизнедеятельности в разнообразном мире, к активным терпимым отношениям людей друг к другу. Это и есть выражение сути и основных идей толерантности, декларирующих уважение прав и свобод человека, которым соответствуют знания, общение, свобода мысли и убеждений. Последние одновременно квалифицируются как компоненты образовательного процесса. Формирование толерантности важнейшая задача образования. В статье рассматриваются психолого-педагогические условия и факторы решения этой проблемы, важнейшими среди которых являются гуманистический стиль общения, признание личностной значимости обучаемого, инновационная стратегия обучения. Теоретическая ценность работы заключается в анализе психолого-педагогических факторов формирования толерантности, представляющей основу образования человека и ее реализации. Практическая новизна статья рекомендуется в качестве материала для учебных занятий, курсов повышения квалификации работников сферы услуг, учебно-методических разработок, научных работ студентов и аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TOLERANCE IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Modern education confirms the diversification, flexibility and uniqueness of human aspects and asserts that variety contributes to the development of a person and society in general. In pedagogics it stands to recognize both an individual as a value and their rights to personal identity as well as to state the importance an individual’s preparation for active life in the multifaceted world, for active tolerant attitude of people towards others. This is the basic principle underlying the concept of tolerance, declaring respect for human rights and freedoms which correspond to knowledge, communication, freedom of thought and opinion. Tolerance formation is a major task of education. The article deals with psychological and pedagogical conditions and factors that help to tackle this issue, the most important of which are humanistic communication style, the acknowledgment of a learner’s personality, innovative learning strategy. The theoretical value of this work lies in the analysis of psychological and pedagogical factors that are operational in forming tolerance viewed as the basis of education. The findings of this work may be of considerable practical value as it can be used for lectures and seminars, refresher courses for people working in services, in graduate and postgraduate students’ works.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности в образовательном процессе»

дам, делаем вывод, что в среднем расходы средних и крупных предприятий по комплексному юридическому сопровождению (аутсорсингу) могут колебаться в пределах от 100 до 200 тыс. руб. в месяц.

Предположим, что при интенсивном сотрудничестве МБУ УЖХ г. Уфы с аутсорсинговой компанией г. Уфы затраты составят 100-200 тыс. руб. в месяц, следовательно, 1 200-2 400 тыс. руб. в год.

Сравнив затраты на аутсорсинг с содержанием юридического отдела получим:

3 822 - 1 200=2 622 тыс. руб. (при минимальных объемах работ аутсорсера);

3 822 - 2 400 = 1 422 тыс. руб. (при максимальных объемах работ).

Экономия затрат в год составит от 1 422 до 2 622 тыс. руб. в зависимости от объема работ и обязательств, возложенных на юридическую аутсорсинго-вую компанию. А так как МБУ УЖХ г. Уфы не будет иметь штатных юристов, следовательно, нет необходимости производить социальные отчисления во внебюджетные фонды, что даст экономию в 882 тыс. руб. дополнительно. Максимальная экономия затрат будет равна 3 504 тыс. руб. (2 622+882=3 504).

Общая сумма затрат на оплату труда может снизиться на 3,1 % (ФОТ в 2014 г. - 112 413 тыс. руб.): (112 413 - 3 504) / 112 413 х 100 %=96,9 %. Следовательно, себестоимость произведенных товаров и услуг МБУ УЖХ г. Уфы также уменьшится на 3,1 % в сравнении с прошлым отчетным годом. При сохранившихся объемах выручки в будущем снижение себестоимости, прибыль от продаж может увеличиться на 2-3 % (в зависимости от влияния внешних факторов в новом отчетном году), что составит 95 996 х 0,03 =2 880 тыс. руб.

Полученные денежные средства можно направить на погашение кредиторской задолженности, увеличение капитала и резервных фондов предприятия и т. д.

Переход к юридическому сопровождению предлагается провести в течение двух месяцев, так по законодательству РФ руководство предприятия должно предупредить штатных сотрудников о сокращении штата за два месяца до завершения процедуры.

В первый месяц МБУ УЖХ г. Уфы объявляет о ликвидации юридического отдела и сокращении штатного персонала. Также занимается поиском подходящей юридической компании (проводит встречи и переговоры по сотрудничеству).

Во второй месяц МБУ УЖХ г. Уфы заключает договор с аутсорсинговой компанией. Аутсорсинговая компания принимает в свое ведение дела юридического отдела, после чего юридический отдел ликвидируется.

Подводя итоги можно сделать выводы, что услуги аутсорсинга могут обеспечить свободными финансовыми ресурсами до 3 504 тыс. руб. и привести к увеличению прибыли от продаж на 2 880 тыс. руб.

В качестве варианта, возможного к использованию совместно с аутсорсингом, можно предложить - аутстафинг, то есть механизм снижения численности работников путем их перевода в другую компанию с сохранением обязанности исполнения возложенных на сотрудника функций. Это даст возможность разгрузить некоторые структурные подразделения (отдел кадров, бухгалтерия и т. д.), сократив объемы их работы, что даст некоторые положительные результаты в работе основного предприятия.

Литература: Официальный сайт МБУ УЖХ г. Уфы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ugh.ufanet.ru/index. php/home/o-predpriyatii.

Literature:

The officiai site of the Municipal budget institutions housing authority of Ufa [Electronic resource]. - URL: http://ugh.ufanet.ru/index.php/home/o-predpriyatii.

Исхакова Ф.С.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 37.013.2:316.647.5

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Современное образование утверждает право на множественность, вариативность и уникальность человеческих проявлений во всех сферах жизнедеятельности и декларирует многообразие как источник развития отдельного человека и всего общества. В педагогике это означает признание личности как ценности, а также ее права на самоопределение и обоснование важности подготовки человека к активной жизнедеятельности

В^^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 1 (11), 2015

189

в разнообразном мире, к активным терпимым отношениям людей друг к другу. Это и есть выражение сути и основных идей толерантности, декларирующих уважение прав и свобод человека, которым соответствуют знания, общение, свобода мысли и убеждений. Последние одновременно квалифицируются как компоненты образовательного процесса. Формирование толерантности - важнейшая задача образования. В статье рассматриваются психолого-педагогические условия и факторы решения этой проблемы, важнейшими среди которых являются гуманистический стиль общения, признание личностной значимости обучаемого, инновационная стратегия обучения.

Теоретическая ценность работы заключается в анализе психолого-педагогических факторов формирования толерантности, представляющей основу образования человека и ее реализации. Практическая новизна - статья рекомендуется в качестве материала для учебных занятий, курсов повышения квалификации работников сферы услуг, учебно-методических разработок, научных работ студентов и аспирантов.

Ключевые слова: толерантность, общечеловеческие ценности, педагогическое взаимодействие, «помогающие отношения», педагогическая позиция, гармоничный человек, независимое мышление, мотивация учения.

FORMATION OF TOLERANCE IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Modern education confirms the diversification, flexibility and uniqueness of human aspects and asserts that variety contributes to the development of a person and society in general. In pedagogics it stands to recognize both an individual as a value and their rights to personal identity as well as to state the importance an individual's preparation for active life in the multifaceted world, for active tolerant attitude of people towards others. This is the basic principle underlying the concept of tolerance, declaring respect for human rights and freedoms which correspond to knowledge, communication, freedom of thought and opinion. Tolerance formation is a major task of education. The article deals with psychological and pedagogical conditions and factors that help to tackle this issue, the most important of which are humanistic communication style, the acknowledgment of a learner's personality, innovative learning strategy.

The theoretical value of this work lies in the analysis of psychological and pedagogical factors that are operational in forming tolerance viewed as the basis of education. The findings of this work may be of considerable practical value as it can be used for lectures and seminars, refresher courses for people working in services, in graduate and postgraduate students' works.

Key words: tolerance, universal human values, pedagogical interaction, «assisting relationship», pedagogical perspective, a balanced person, independent thinking, learning motivation.

Современное образование, обращенное к человеку, утверждает право на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений и декларирует многообразие как один из важнейших источников развития, а также разнообразную возможность толкования мира и себя в этом мире. Это и есть выражение сути и основных идей толерантности. Применительно к педагогике это означает признание педагогом права каждого обучаемого принимать самостоятельное решение относительно своей жизни и своего развития. Гуманистическая педагогика запрещает любые прямые воздействия на личность, уникальность и неповторимость которой составляют основное богатство общества. Всякое искусственное ограничение свободного проявления и развития субъекта препятствует его интеллектуально-творческому развитию, самореализации, а следовательно, в определенной степени негативно сказывается на качестве человеческого капитала страны.

Современная педагогика должна лишь раскрывать перед воспитуемым широкое поле выборов

с оценочной характеристикой последних, то есть по образному определению А.В. Перцева, подсказывать, как нельзя поступать. Следует отметить, что гармоничный человек толерантен, он осознает необходимость приспособления к реальному миру и находит эффективные способы взаимодействия с ним. Можно сказать, что толерантность является ядром нравственной культуры личности, являясь показателем и мерой социально значимого уровня развития человека. Она проявляется в знаниях, умениях, навыках, компетенциях, необходимых людям в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Наличие в структуре сознания личности толерантной составляющей обусловливает высокий уровень ее зрелости. Как показывают исследования, существует прямая связь между уровнем проявления толерантности человека и системой его ценностей, определяющих жизненный выбор.

Интолерантная личность, характеризуемая неадекватным представлением о себе, развивается как асоциальный субъект с выраженным пренебрежи-

тельным отношением к общечеловеческим ценностям и повышенной подверженностью аморальному и антиправовому воздействию. В настоящее время в молодежной и подростковой среде широко распространены такие негативные проявления, как нетерпимость, агрессивность, озлобленность, жестокость, являющиеся результатом многих факторов и причин, среди которых особо выделяются педагогические.

Это ставит перед педагогами важнейшую задачу изучения всех аспектов и направлений оптимизации деятельности по воспитанию толерантности у подростков и молодежи в процессе обучения. Сегодня реалии нашей жизни выявляют новые смыслы практической реализации основной цели образования, заключающейся в формировании компетентного человека, способного к активной жизнедеятельности в многообразном мире, обладающего высокой культурой общения, принятия и уважения разных систем культурных ценностей народов, общностей, групп на основе нравственного самосознания.

Вышесказанное в равной степени применимо ко всякого рода отношениям и деятельности личности во всех сферах и отраслях народного хозяйства страны, в частности в ЖКХ, в котором неоднозначно складываются взаимоотношения как между работниками, так и между клиентами и работниками. Что касается профессиональной квалификации последних, необходимо признать, что она нуждается в совершенствовании, особенно в психолого-педагогическом направлении. Все это в возрастающей степени актуализирует необходимость теоретического осмысления и практического решения проблемы формирования толерантности людей.

Современное состояние толерантного воспитания характеризуется как переход от интериоризации общечеловеческих ценностей, моральных норм и правил к формированию способности самостоятельного мышления. Человек постоянно находится в ситуации морального выбора, которую он обязан разрешить в результате должного осмысления, руководствуясь своим разумом и ориентируясь на разум человечества, разум других людей, проявляя уважение к последним. Вышесказанное квалифицируется как характеристика основного принципа толерантности и как вполне приемлемая нравственная позиция субъекта, позволяющая выстраивать оптимальные отношения к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому формирование такой позиции является главной проблемой и смыслом образования и воспитания человека.

Несомненно, важнейшим условием толерантного воспитания является неукоснительное соблюдение принципиального требования к его организации, заключающегося в неизменно уважительном отношении к личности воспитуемого как к равноправному партнеру совместной деятельности (так называ-

емая «педагогика сотрудничества», по определению В.А. Сухомлинского и Ш.А. Амонашвили). Главным приемом воспитания является восприятие и принятие человека таким, какой он есть. Это основной фактор эффективного взаимодействия участников воспитательного процесса, построения системы оптимальных взаимоотношений.

В гуманитарной образовательной парадигме воспитание понимается как ценностно-смысловой диалог воспитателя и воспитанника, как взаимодействие, в котором происходит становление человека посредством познания и понимания себя и других людей. Только в общении субъект может осознавать свою уникальность, неповторимость и то общее, что объединяет его с другими, обогащает его личностную сущность, и, соответственно, понимать смысл и ценность человеческого бытия. С этой точки зрения диалог рассматривается в качестве универсальной сущностной характеристики воспитания толерантности и предполагает обязательное равенство субъектов, различие их ценностей, направленность на выражение свободной активности и совершение морального выбора, а также адекватное понимание и принятие принципиально новых духовных продуктов как результата диалога.

Безусловно, становление нравственной личности представляет процесс активного саморазвития, освоения и умножения культурных ценностей в процессе обучения. Однако доминирующим условием этого является эффективное педагогическое взаимодействие, определяющая роль в котором принадлежит преподавателю, выполняющему важнейшую гуманитарную функцию построения «помогающих отношений» образованию и воспитанию человека (К.Р. Роджерс). Центральным звеном и механизмом создания такого образовательного культурного пространства являются соответствующая педагогическая культура и педагогическая этика, суть которых сводится к следующим психологическим установкам: искреннее желание и отношение к обучающемуся субъекту, безусловное его принятие и эмпатийное понимание его переживаний. Поэтому особую роль в реализации педагогических функций преподавателем играет его профессионально-личностная позиция.

Сегодня любой профессионал, главным образом, оценивается выбираемыми ролями и позицией, определяющей деятельность, поведение и взаимодействие. По отношению к преподавателю, реализующему человекотворческую функцию, вышесказанное приобретает особое значение, поскольку основным средством воспитания является его собственный образ как пример. По образному определению К.Д. Ушинского: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

ВЫ^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 1 (11), 2015

191

Именно такая характеристика является олицетворением должного образа преподавателя, способного выполнять свою миссию по утверждению и реализации идеалов толерантности через педагогическое общение. В «Декларации принципов толерантности» указывается: «Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека... Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма..., демократии и правопорядка».

Вполне определенно в этом же документе трактуется сущность толерантного воспитания: «Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других». Оно должно быть направлено на формирование у обучающихся молодых людей мышления высокого уровня, критического, независимого и системного, выработку суждений, основанных как на национальных ценностях, так и общенациональных. Мышление напрямую связано с потребностями, стремлениями, целями, поэтому важным аспектом активизации мыслительной деятельности человека, равно как и его образования, в том числе толерантного, является систематическая работа педагога по повышению мотивации учения. Среди факторов решения этой задачи можно выделить гуманистический стиль общения, инновационные стратегии обучения, творческий характер учебной деятельности, балльно-рейтинговую систему оценивания и обязательное признание личностной значимости обучающегося.

Таким образом, следует признать, что толерантность и ее формирование есть не только важнейшая ценность и стратегическая цель образования, реализуемая вкупе с остальными целями и задачами, она является выразителем культуры образования, ее сутью, а также культуры каждого человека и всего общества. Как показывает сама жизнь, именно толерантность становится основой взаимовыгодного сотрудничества людей разных культур, ценностей и интересов как представителей разных общностей, организаций, групп, а также главным фактором реализа-

ции прав личности и ее самореализации во всех сферах жизнедеятельности.

Список литературы:

1. Бенин В.Л. Культура. Образование. Толерантность: монография. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. - 192 с.

2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие. - М.: Академия, 2014. - 400 с.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2015. - 464 с.

4. Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы инновационного развития: сборник научных статей Международной заочной научно-методической интернет-конференции.

- Уфа: УГУЭС, 2013. - 127 с.

5. Толерантность и интолерантность в современном обществе: Перспективы и реальность / Материалы VII Международной научно-практической конференции / Под редакцией И.Л. Первовой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. - 494 с.

6. Толерантность и образование: современные проблемы формирования толерантного сознания: коллективная монография / Отв. ред. А.В. Перцев. Вып. 16.

- Екатеринбург: Полиграфист, 2006. - 192 с.

List of literature:

1. Benin VL. Culture. Education. Tolerance: monograph.

- Ufa: BSPU, 2011. - 192 p.

2. Smirnov S.D. Pedagogy and Psychology of Higher Education: from Activity to an Indiviual: study guide. - M.: Academia, 2014. - 400 p.

3. Stolyarenko L.D. Psychiology foundations: study guide / L.D. Stolyarenko. - M.: Prospect, 2015. - 464 p.

4. Higher education: current trends, problems and prospects of innovative development: collection of scientific articles of the International research and methodology Internet conference. - Ufa: USUES, 2013. - 127 p.

5. Tolerance and intolerance in modern society: Prospects and reality / The proceedings of the VII International conference / Edited by I.L. Perova. - SPb.: Published by SPSU, 2009. - 494 p.

6. Tolerance and education: current problems in forming tolerance: multi-authored monograph / Edited by A.V. Pertsev. Issue 16. - Ekaterinburg: Poligraphist, 2006. -192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.