Научная статья на тему 'Формирование толерантного сознания в детских коллективах дошкольных учреждений РФ'

Формирование толерантного сознания в детских коллективах дошкольных учреждений РФ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-МИГРАНТЫ / MIGRANT CHILDREN / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РФ / MIGRATION POLITICS OF THE RUSSIAN FEDERATION / СМЕШАННЫЕ ГРУППЫ ДОУ / MIXED GROUPS IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ТОЛЕРАНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / TOLERANT THINKING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ушакова Марина Евгеньевна

В ситуации мировой политической и экономической нестабильности социально-демографические, этно-социальные, социокультурные вопросы звучат особенно остро и требуют неотложного внимания. Этническая толерантность становится насущной необходимостью, а принятие внутренней установки личности относительно ценностей и культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам задачами педагогики как практикоориентированной науки. Статья посвящена философско-социологическому осмыслению процессов и факторов, влияющих на формирование толерантного мышления у всех участников педагогического процесса: детей-мигрантов, членов их семей, воспитателей-иностранцев и у местного населения РФ. Ориентация на гуманизацию и культурный диалог выступает некой ценностью личности, обусловливающей отношение человека к миру и его поведение во взаимодействии с другими. Показано, что современная миграционная ситуация в мире и России ставит педагогическому сообществу новые задачи, решение которых требует законодательной поддержки Правительства РФ, использования опыта других стран с учетом российских реалий, педагогической и личностной инициативы при проведении конкретных мероприятий. Включенность в процесс всех институтов социализации позволяет подойти к решению проблем поликультурной среды комплексно, учитывая специфику территории, коммуникативные возможности участников, повышение педагогической компетентности воспитывающих взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ушакова Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Tolerant Consciousness in Child Groups of Preschool Institutions in the Russian Federation

In the current world-wide political and economical instability socio-demographic, ethno-social and sociocultural issues have become really acute and require urgent attention. Ethnic tolerance is becoming a vital necessity, and acceptance of the inner settings of a person regarding the values and cultural peculiarities of other ethnic groups and commitment to inter-ethnic contacts are the aims of education as a practice-oriented science. This article is dedicated to the philosophical and sociological understanding of processes and conditions that influence the development of tolerant consciousness among all the participants of the educational process: migrant children, members of their families, teacher-foreigners, and locals in the Russian Federation. Aiming at humanization and cultural the dialogue serves as some value for people underlying their attitude towards the world and their behaviour when interacting with the others. It is shown that the current migrational situation in the world and Russia, offers new challenges to the educational society, that require legislative support from the RF government, the usage of other countries’ experiences tailored to the Russian reality, as well as some educational and personal initiative in organizing real events. Involvement of all the institutes of socialization in the process allows approaching the issues of multicultural environment comprehensively taking into account the characteristic aspects of the territory, communicative resources of students, capacity building of the teaching adults.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантного сознания в детских коллективах дошкольных учреждений РФ»

УДК 37

М. Е. Ушакова

Формирование толерантного сознания в детских коллективах дошкольных учреждений РФ

В ситуации мировой политической и экономической нестабильности социально-демографические, этно-социальные, социокультурные вопросы звучат особенно остро и требуют неотложного внимания. Этническая толерантность становится насущной необходимостью, а принятие внутренней установки личности относительно ценностей и культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам - задачами педагогики как практико-ориентированной науки. Статья посвящена философско-социологическому осмыслению процессов и факторов, влияющих на формирование толерантного мышления у всех участников педагогического процесса: детей-мигрантов, членов их семей, воспитателей-иностранцев и у местного населения РФ. Ориентация на гуманизацию и культурный диалог выступает некой ценностью личности, обусловливающей отношение человека к миру и его поведение во взаимодействии с другими. Показано, что современная миграционная ситуация в мире и России ставит педагогическому сообществу новые задачи, решение которых требует законодательной поддержки Правительства РФ, использования опыта других стран с учетом российских реалий, педагогической и личностной инициативы при проведении конкретных мероприятий. Включенность в процесс всех институтов социализации позволяет подойти к решению проблем поликультурной среды комплексно, учитывая специфику территории, коммуникативные возможности участников, повышение педагогической компетентности воспитывающих взрослых.

Ключевые слова: дети-мигранты, миграционная политика РФ, смешанные группы ДОУ, адаптация, толерантность, толерантное мышление.

М. Е. Ushakova

Development of Tolerant Consciousness in Child Groups of Preschool Institutions

in the Russian Federation

In the current world-wide political and economical instability socio-demographic, ethno-social and sociocultural issues have become really acute and require urgent attention. Ethnic tolerance is becoming a vital necessity, and acceptance of the inner settings of a person regarding the values and cultural peculiarities of other ethnic groups and commitment to inter-ethnic contacts are the aims of education as a practice-oriented science. This article is dedicated to the philosophical and sociological understanding of processes and conditions that influence the development of tolerant consciousness among all the participants of the educational process: migrant children, members of their families, teacher-foreigners, and locals in the Russian Federation. Aiming at humanization and cultural the dialogue serves as some value for people underlying their attitude towards the world and their behaviour when interacting with the others. It is shown that the current migrational situation in the world and Russia, offers new challenges to the educational society, that require legislative support from the RF government, the usage of other countries' experiences tailored to the Russian reality, as well as some educational and personal initiative in organizing real events. Involvement of all the institutes of socialization in the process allows approaching the issues of multicultural environment comprehensively taking into account the characteristic aspects of the territory, communicative resources of students, capacity building of the teaching adults.

Keywords: migrant children, migration politics of the Russian Federation, mixed groups in preschool educational institutions, adaptation, tolerance, tolerant thinking.

С конца XX века в России наблюдаются существенные изменения во внешней и внутренней миграции населения. Основными причинами масштабного перемещения людей социологи считают вооруженные конфликты, притеснения по национальному признаку, социально-экономическое ухудшение жизни людей [3]. Указанные причины вытесняющей миграции имеют место и сегодня. Стремительно меняющиеся обстоятельства определяют актуальность данного вопроса, требуют углубленного изучения, осмысления подобного опыта европейских стран,

изменения концептуального взгляда на проблему, применения системного подхода к решению задач, учета конфликтологического аспекта миграционного процесса. Образование в таких условиях выступает стратегически важной сферой социальной жизни, платформой для адаптации детей-мигрантов, неотъемлемой частью которой является толерантное мышление.

Социальная толерантность означает принятие, правильное понимание и уважение других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. На уровне взаи-

© Ушакова М. Е., 2014

модействия людей она выражается во взаимоуважении, взаимопонимании, взаимопомощи; является противоположностью агрессивности, раздражительности; выступает основным элементом культурного общения людей разных конфессий, базой нравственных и общечеловеческих ценностей [3].

В процессе изучения путей формирования толерантного сознания в детском коллективе нами был проведен опрос среди родителей тех детей, которые посещают дошкольное образовательное учреждение со смешанными группами. В соответствии с результатами опроса более 60 % респондентов негативно отнеслись к слову и понятию «толерантность», потому что этот термин, по их мнению, означает «ущемление прав одних групп населения в пользу других», «разрушение моральных и других устоев принимающей стороны», «терпимость местного населения к выходкам мигрантов». Опрашиваемые исключали возможность неправильной трактовки ими понятия и после того, как им сообщали значение данного слова; более того, удивлялись тому, что неверно его понимали. Родители детей-мигрантов уклонялись от ответа или говорили о случаях негативного отношения к ним местного населения. Подобные результаты не являются единичными и указывают на необходимость проведения специальных мероприятий по популяризации толерантного сознания и поведения в обществе.

Наше наблюдение и опрос работников ДОУ показал, что около 40 % респондентов под словом «толерантность» понимают «терпимость», «снисходительность», что является верной трактовкой понятия, а среди черт толерантной личности называют уважение, справедливость, понимание, умение слушать и сопереживать. Педагоги также указывают на необходимость (50 % опрошенных) проведения внутригрупповых и межгрупповых мероприятий в ДОУ, формирующих у детей толерантное сознание: беседы, игры-драматизации, тематические викторины, совместный досуг и т.п. Необходимо отметить, что в то же время анкета с вопросами о толерантности вызвала у педагогов настороженность, возникли вопросы об анонимности обработки результатов, в нескольких случаях был зафиксирован отказ от участия в анкетировании. Коллеги, работающие в паре с педагогами других национальностей, не связывали теоретическое обсуждение вопросов толерантности с жизнью. Результаты данного исследования показывают, что педагоги готовы к диалогу на тему толерантности, хотя не всегда

понимают актуальность его практического применения из-за отсутствия внимания к этой теме в учреждении.

Социологи отмечают прямую зависимость становления толерантного сознания мигрантов от уровня агрессивности страны пребывания, то есть от уровня толерантности самого общества. От того, как складываются отношения в группе, формируется модель адаптации: нормальная, отклоняющаяся или патологическая [2]. Считается, что дети-мигранты изначально находятся в напряженной ситуации адаптации к новым социальным, этнокультурным, языковым условиям, а конфликтные ситуации при взаимодействии со средой случаются довольно часто. Ребенок действует в соответствии со своей культурой, системой ценностей, духовно-психологическим состоянием. Попадая в атмосферу доброжелательности, принятия его картины мира, в поле диалога, он переходит от настороженного, напряженного состояния в спокойное, и адаптивный процесс проходит наименее травматично.

Так, наше исследование, проведенное в 2012 году среди детей седьмого года жизни, посещающих смешанную группу детского сада, подтверждает, что этнические различия не вызывают у детей отказа заниматься общим делом (вхождение / принятие в игру детей, выполнение коллективной поделки и др.), если воспитатели ввели ребенка-мигранта в группу в доброжелательной атмосфере и, следовательно, он был положительно воспринят членами группы, была проведена беседа о взаимном расположении детей друг к другу, поощрялась их совместная деятельность. И, напротив, услышав негативную оценку в обществе в свой адрес или в адрес ребенка-мигранта, дети демонстрировали деструктивное поведение. Наблюдалось проявление ими агрессии (в том числе и немотивированной, в некоторых случаях - как ответной реакции на собственную зависть в ответ на похвалу за правильный ответ другого ребенка), негативизма, отказ от участия в совместных играх или демонстрация желания прогнать другого ребенка из игры [1]. Тема толерантности возникает естественным образом при работе с детьми-мигрантами в смешанных группах дошкольного образовательного учреждения. Даже если в коллективе складываются ровные, доверительные отношения, этно-национальные отличия интересуют детей, вызывают серию вопросов и обсуждения. Воспитатель, таким образом, составляя план по формированию толерантного сознания, учитывает по-

56

М. Е. Ушакова

желания и интересы детей, что обеспечивает обратную связь в тандеме «ребенок - педагог». Подобные примеры указывают на правильность выбранного вектора в процессе формирования толерантного сознания общества.

В РФ существует ряд программ федерального и регионального уровня, в рамках которых ведется работа по снижению напряжения в национальном вопросе. В последнее время вопросам национальной политики стали уделять больше внимания. В декабре 2012 года Президентом РФ В. В. Путиным был подписан Указ «О стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года». А ранее, в июне 2012 года, был создан президентский совет по межнациональным отношениям, который занимается «рассмотрением концептуальных основ, целей и задач государственной национальной политики РФ», а также обеспечением взаимодействия органов государственной власти разных уровней общественных и научных организаций, занимающихся межнациональными отношениями.

В контексте принятых государственных программ в детских садах, школах, вузах, домах культуры и др. проводятся Дни толерантности, беседы, лекции, коллоквиумы, фестивали национальных культур, которые объединяют людей и способствуют посредством реализации творческого потенциала детей и взрослых распространению знаний о культурных традициях и особенностях разных народов. В рамках программы проводится организация семинаров для студентов различных факультетов по изучению культуры и истории народов России, а также для чиновников, которые сотрудничают с национальными и религиозными объединениями. Среди задач мероприятий необходимо отметить следующие: содействие в сохранении и приумножении духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, российского патриотизма; формирование культуры межнационального общения в соответствии с нормами морали и традициями народов Российской Федерации; развитие межнациональных и межрегиональных культурных связей; формирование в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов РФ.

В Законе РФ «Об образовании» записано, что «содержание образования должно обеспечивать ... формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого обще-

ства». Российское образование всегда было тесно связано с различными компонентами общественной жизни. Несмотря на крупные реорганизационные мероприятия внутри системы, недостаточное финансирование и слабую законодательную базу, внимание к проблемам толерантности на местах не ослабевает. Педагогическое сообщество продолжает выполнять объединяющую функцию, в чем так нуждается современное российское общество.

Библиографический список

1. Колотова, Н. И. Воспитание толерантности как необходимое условие развития современного общества [Текст] / Н. И. Колотова, М. Е. Ушакова // Межкультурная коммуникация: лингвистический, социальный и медицинский аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 77-летию КГМУ. - Курск : ГБОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России, 2012.

2. Калайков, И. Цивилизация и адаптация [Текст] / И. Калайков. - М. : Прогресс, 1984. - 237 с.

3. Воропаева, А. В. Молодые мигранты в социокультурном пространстве России [Текст] / А. В. Воропаева. -М.: Альфа-М, 2011. - 96 с.

Bibliograflcheskij spisok

1. Kolotova, N. I. Vospitanie tolerantnosti kak neob-hodimoe uslovie razvitija sovremennogo obshhestva [Tekst] / N. I. Kolotova, M. E. Ushakova // Mezhkul'turnaja kommu-nikacija: lingvisticheskij, social'nyji medicinskij aspekty: Mate-rialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 77-letiju KGMU. - Kursk : GBOU VPO KGMU Minzdravsocrazvitija Rossii, 2012.

2. Kalajkov, I. Civilizacija i adaptacija [Tekst] / I. Kalajkov. - M. : Progress, 1984. - 237 s.

3. Voropaeva, A. V. Molodye migranty v sociokul'turnom prostranstve Rossii [Tekst] / A. V. Voropaeva. - M. : Al'fa-M, 2011. - 96 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.