Научная статья на тему 'Формирование толерантного сознания личности в педагогической практике'

Формирование толерантного сознания личности в педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантное сознание / структурные компоненты толерантного сознания / обучающийся / педагогическая практика / образовательное учреждение / tolerant consciousness / structural components of tolerant consciousness / student / pedagogical practice / educational institution

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумова Елена Александровна, Чердымова Елена Ивановна

В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности современного человека, для которого толерантные, гуманистические идеи в социальных отношениях стоят не на последнем месте. В статье показано, что одним из возможных путей решения данной проблемы является формирование толерантного сознания личности обучающегося, способствующего выживанию человечества в целом и являющемся условием гармоничных отношений в обществе. В настоящее время существует потребность в формировании толерантного сознания с самых ранних ступеней обучения. В статье дано определение толерантного сознания. Авторами впервые выделены структурные компоненты толерантного сознания: когнитивный; эмоционально-ценностный; мотивационно-ориентационный; конативный. Рассмотрена возможность формирования толерантного сознания через различные виды понимания педагогом личности обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокоумова Елена Александровна, Чердымова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of tolerant consciousness in рedagogical practice

At present, one of the most important problems of education is the formation of the personality of a modern person, for whom tolerant, humanistic ideas in social relations are quite important. The article shows that one of the possible ways to solve this problem is the formation of a tolerant consciousness of a student’s personality, which contributes to the survival of mankind as a whole and is a condition for harmonious relations in society. Currently, there is a need for the formation of a tolerant consciousness from the earliest stages of education. The article gives a definition of tolerant consciousness. The authors for the first time singled out the structural components of tolerant consciousness: cognitive; emotional value; motivational-orientational; conative. Approaches to the formation of a tolerant consciousness of a student in pedagogical practice are determined. The possibility of forming a tolerant consciousness through various types of understanding by a teacher of a student’s personality is considered.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантного сознания личности в педагогической практике»

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-151-161 УДК 37.035

Е.А. Сорокоумова1, Е.И. Чердымова2

1 Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация;

2 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,

443011 г. Самара, Российская Федерация

В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности современного человека, для которого толерантные, гуманистические идеи в социальных отношениях стоят не на последнем месте. В статье показано, что одним из возможных путей решения данной проблемы является формирование толерантного сознания личности обучающегося, способствующего выживанию человечества в целом и являющемся условием гармоничных отношений в обществе. В настоящее время существует потребность в формировании толерантного сознания с самых ранних ступеней обучения. В статье дано определение толерантного сознания. Авторами впервые выделены структурные компоненты толерантного сознания: когнитивный; эмоционально-ценностный; мотивационно-ориен-тационный; конативный. Рассмотрена возможность формирования толерантного сознания через различные виды понимания педагогом личности обучающегося.

Ключевые слова: толерантное сознание, структурные компоненты толерантного сознания, обучающийся, педагогическая практика, образовательное учреждение

Формирование

толерантного сознания личности в педагогической практике

го ^

и

ф к

Т X

Е о

© Оэрокоумова Е.А., Чердымова Е.И., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И. Формирование толерантного сознания личности в педагогической практике // Педагогика и психология образования. 2023. № 3. С. 151-161. DOI: 10.31862/2500-297Х-2023-3-151-161

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-151-161 E.A. Sorokoumova1, E.I. Cherdymova2

1 Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation

2 Samara National Research University, Samara, 443011, Russian Federation

Formation of tolerant consciousness in pedagogical practice

At present, one of the most important problems of education is the formation of the personality of a modern person, for whom tolerant, humanistic ideas in social relations are quite important. The article shows that one of the possible ways to solve this problem is the formation of a tolerant consciousness of a student's personality, which contributes to the survival of mankind as a whole and is a condition for harmonious relations in society. Currently, there is a need for the formation of a tolerant consciousness from the earliest stages of education. The article gives a definition of tolerant consciousness. The authors for the first time singled out the structural components of tolerant consciousness: cognitive; emotional value; motivational-orientational; conative. Approaches to the formation of a tolerant consciousness of a student in pedagogical practice are determined. The possibility of forming a tolerant consciousness through various types of understanding by a teacher of a student's personality is considered. Key words: tolerant consciousness, structural components of tolerant g consciousness, student, pedagogical practice, educational institution

O CK T X

E o

o ^ CITATION: Sorokoumova E.A., Cherdymova E.I. Formation of tolerant consci-¡5 x ousness in pedagogical practice. Pedagogy and Psychology of Education. 2023.

® | No. 3. Pp. 151-161. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-151-161 152

Актуальность проблемы

Проблема формирования толерантного сознания становится наиболее актуальной в современном мире, потому что толерантность является одним из главных проявлений человека ХХ! в. Воспитание толерантных отношений считается одним из важнейших принципов воспитания и образования в гуманистической психологии и педагогике. Толерантное сознание предполагает проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, но не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим [14; 16].

Толерантное сознание связано с характером и уровнем психологической культуры общества и личности.

Анализируя концепцию толерантного сознания, Е.И. Чердымова определяет четыре компонента в его структуре (рис. 1).

ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ

Когнитивный компонент Знания о толерантности, взаимосвязи человека с человеком; о социальных нормах гражданского общества, проявляющихся в правах всех его индивидов быть различными

Эмоционально-ценностный компонент Ценности и идеалы,в основе которых лежит толерантная позиция, социальные нормы и правила, регулирующие повседненвную жизнь

Мотивационно-ориентационный компонент Установки на получение, поиск, переработку информации по уменьшению негативного воздействия в процессе общения

Конативный компонент Намерение сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иной менталитет, образ жизни

Рис. 1. Структура и сущность толерантного сознания

о;

го ^

Толерантное сознание являет собой ценность и социальную норму ш к гражданского общества, которое может проявляться в праве всех людей Е о быть разными; обеспечивает устойчивую гармонию между различны- го >< ми конфессиями, политическими, этническими и другими социальны- ^ и ми группами; готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми,

Таблица 1

Подходы к определению толерантности

го

^

и

01

^ X

X |_

о

о ^

|_ о

го X

ч X

01 и

с с

Автор Определение

А.Г. Асмолов [2] Социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в полиэтническом, межкультурном обществе

В.А. Ситаров, Г.С. Батищев [17] Универсальный принцип в регулировании отношений человека к остальным людям и внешнему миру, а также готовность от чистого сердца и глубоко приникать в мир другого

З.И. Замалетдинова [8] Не пассивное, покорное терпение, а активное моральное отношение и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этническими группами, социальными группами, ради положительного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды

В.А. Тишков [22] Свойство открытости и свободного мышления. Это личностная, общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит и взгляды на этот мир различны, не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу

Г.У. Солдатова [20] Готовность принять других такими, какие они есть. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности, интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относиться к позициям и ценностям других

Л.А. Байкова [4] Ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех его индивидов быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, полиэтническими, этническими и другими социальными группами, уважении к многообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям

Б.З. Вульфов [6] Способность человека или группы сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иной менталитет, образ жизни

В.В. Садохина [19] Право на свободное выражение своих взглядов и реальное равноправие людей в практической жизни

которые различаются по внешнему виду, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [6; 10; 13; 15]. Появляется и проявляется толерантность в обнаружении отличий между государствами, культурами, людьми и способом реагирования на них [1; 2; 5; 9; 25].

В демократическом обществе ключевым духовно-нравственным принципом является толерантность. Понятие толерантности формировалось на протяжении долгого времени, приобретало и накапливало разносторонние значения. Но в то же время не существует единственного мнения на сущность этого понятия в современных научных трудах (табл. 1).

Формирование толерантного сознания является сложным длительным процессом, осуществляющимся не только в учебных общеобразовательных организациях, но и в обществе, социальном окружении. Толерантность относится к числу тех новых ценностных ориентаций, которые труднее всего усваиваются сознанием.

Формирование толерантного сознания обучающегося

На наш взгляд, формирование таких качеств, как признание другого, принятие, понимание, способствовало бы решению проблемы формирования толерантного сознания личности. Понимание, рассмотренное в концепции Е.А. Сорокоумовой, является способностью видеть другого изнутри, способностью видеть его мир одновременно с двух точек зрения: своей и другого человека [21].

Можно выделить две группы видов понимания при формировании толерантного сознания (рис. 2).

Рис. 2. Виды понимания при формировании толерантного сознания ш к

I £

О ^

Понимание того, что такое толерантность полезно для выстраивания ^ ^ совместного продуктивного диалога, при этом толерантность не всегда ^ 5 означает доброжелательное принятие другого, т.е. чьи привычки, чья

жизнь отличается от какого-либо другого человека. Современное общество, которое настроено на многообразие и разнообразие, по умолчанию толерантно. В современном мире человек привык видеть, что под толерантностью понимается действительно внешнее доброжелательное отношение к другим, даже в том случае, если он не понимает других людей, какие-то их привычки кажутся ему не близкими [7; 18; 24].

Толерантность может быть на самом деле вынужденным смирением, это не означает, что смирение не сопровождается каким-нибудь внутренним негодованием, но это означает, что мы принимаем решение смиряться друг с другом, потому что это способствует более продуктивному сосуществованию.

Толерантность может даже означать снисходительность, которая никак не связана с уважением, ни сочувствуем, ни с восхищением, ни с искренним интересом, ни с интересом к каким-нибудь ценностям, нормам поведения, образу жизни других людей. Получается, что толерантность никак не связана с аспектом положительных эмоций. Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является, согласно декларации ООН1, воспитание, которое начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других [9; 11; 14]. Действительно, образовательная деятельность является основным средством развития толерантности в обществе.

Среди симптомов нетерпимости преподавателя к обучающимся можно выделить: амбициозность; настороженность в общении; раздражительность; внезапные эмоциональные вспышки; негативные высказывания и др. Такие проявления неприемлемы и несопоставимы с деятельностью учителя, одной из самых гуманных и мирных деятельностей - образованием и воспитанием человека.

Таким, образом, необходимо начинать работу по формированию и воспитанию толерантности с порой на четыре компонента толерантного сознания (см. рис. 1).

Сегодня существует множество программ по воспитанию молодого поколения в духе толерантности. Эти программы направлены на развитие толерантных взглядов и предотвращение национального экстремиз-

к ма, в том числе антисемитизма в гражданском обществе.

S Поэтому проблему толерантности можно считать проблемой образо-

I iE вания. Исследования феномена толерантности показали, что они явля-

¡5 § ются условием и фактором гармоничного развития личности; играют 2- х

с! х _

ш ¡5

С 1=

1 Декларация принципов толерантности. URL: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya. php (дата обращения: 18.12.2022).

роль в жизни учеников и педагогических учреждений; выступают в качестве гуманистической основы образования; обеспечивает прочную основу для успешного развития и социализации личности. Воспитание толерантности - это воспитание терпимости к различным стилям жизни, взглядам, поведению и ценностям [3; 18; 20].

Заключение

Современное образовательное пространство учебного заведения признает культурную идентичность каждого человека ценной и значимой, обеспечивает доступ ко всем цивилизациям мира, включая собственную, снимает внешние ограничения на доступ к другим образовательным системам.

В образовательных учреждениях должно формироваться определенное социокультурное отношение к жизни, где каждый может ощутить комфорт бытия, самодостаточность и стремление к самосовершенствованию. Однако особенности общественного развития создают систему препятствий для реализации этих целей. Формирование толерантного сознания является длительным и сложным процессом, происходящем в период формирования личности, а также на протяжении всей жизни.

Можно выделить три этапа работы по воспитанию толерантных отношений в рамках комплекса мероприятий:

- подготовительный, на данном этапе происходит знакомство обучающихся с понятием феномена толерантность и его составляющими;

- формирующий, формируется положительное отношение к проявлению толерантности в поведении и развитие потребности в таком отношении;

- результативный, на котором у обучающихся развивается толерантное отношение и поведение.

Для успешного формирования толерантного сознания у обучающегося необходимо наличие образцов, которые предъявляются ребенку, и мобилизация его активного желания овладеть этими образцами.

Библиографический список / References

1. Артемьева В.А., Данилова М.В. Анализ понятия «толерантность» в современной научной литературе // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 471-474. [Artemyeva V.A., Danilova M.V. Analysis of the concept of "tolerance" in modern scientific literature. Molodoj uchenyj. 2015. No. 2. Pp. 471-474. (In Rus.)]

2. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. [Asmolov A.G.

1- о

Р ^ о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2- х

^ х

ш ¡5

С 1=

Tolerance: Different paradigms of analysis. Tolerantnost v obshchestvennom soznanii Rossii. Moscow, 1998. (In Rus.)]

3. Асташова Н.А. Толерантность как условие самореализации личности // Вестник Брянского госуниверситета. 2011. № 1. С. 19-22. [Astashova N.A. Tolerance as a condition for personal self-realization. The Bryansk State University Herald. 2011. No. 1. Pp. 19-22. (In Rus.)]

4. Байкова Л.А. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. [Bajkova L.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy gumanizatsii pedagogicheskoj sistemy obrazovatelnogo uchrezhdeniya [Theoretical and methodological foundations of humanization of the pedagogical system of an educational institution]. PhD Dis. Moscow, 2000.]

5. Боцманова М.Э., Зак А.3. Экспериментальное обучение и умственное развитие // Экспериментальные исследования по проблемам усовершенствования учебно-воспитательного процесса в начальных классах и подготовки детей к школе. Тбилиси, 1974. Ч. I. С. 43-52. [Botsmanova M.E., Zak A.Z. Experiential learning and mental development. Eksperimentalnye issledovaniya po problemam usovershenstvovaniya uchebno-vospitatelnogo protsessa v nachalnykh klassakh i podgotovki detej k shkole. Tbilisi, 1974. Vol. I. Pp. 43-52. (In Rus.)]

6. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. 2002. № 6. C. 12-16. [Vulfov B.Z. Education of tolerance: Essence and means. Vneshkolnik. 2002. No. 6. Pp. 12-16. (In Rus.)]

7. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении) // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сборник статей. М.; Воронеж, 2002. [Grinshpun I.B. The concept and substantive characteristics of tolerance (on the issue of tolerance as a mental phenomenon). Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnykh otnoshenij (teoriya i praktika). Moscow, Voronezh, 2002. (In Rus.)]

8. Замалетдинова З.И. Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. [Zamaletdinova Z.I. Formirovanie mezhetnicheskoj tolerantnosti mladshikh shkolnikov v polikulturnoj obrazovatelnoj srede [Formation of interethnic tolerance of junior schoolchildren in a multicultural educational environment]. PhD Dis. Moscow, 2015.]

9. Зеньковский В.В. Педагогические сочинения. Саранск, 2002. [Zenkovskij V.V. Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical essays]. Saransk, 2002.]

10. Золотухин В.М. Толерантность как проблема философской антропологии: Дис. ... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2005. [Zolotukhin V.M. и ^ Tolerantnost kak problema filosofskoj antropologii [Tolerance as a problem

g ¡E of philosophical anthropology]. PhD Dr. Hab. Ekaterinburg, 2005.]

о ° 11. Золотухин В.М. «Терпимость» как общечеловеческая ценность // Сов-g g ременные проблемы гуманитарных дисциплин. Вып. 2. Кемерово, 1999.

[Zolotukhin V.M. "Tolerance" as a universal human value. Sovremennye problemy gumanitarnykh distsiplin. Vol. 2. Kemerovo, 1999. (In Rus.)]

12. Касьянова Е.И. Нравственные основы толерантности в современной социокультурной ситуации. СПб., 2009. [Kasyanova E.I. Nravstvennye osnovy tolerantnosti v sovremennoj sotsiokulturnoj situatsii [Moral foundations of tolerance in the modern sociocultural situation]. St. Petersburg, 2009.]

13. Кротков Е.А. Анатомия толерантности: феноменологический анализ // Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизм: Сборник публикаций. Белгород, 2005. [Krotkov E.A. Anatomy of tolerance: Phenomenological analysis. Formirovanie ustanovok tolerantnogo soznaniya i profilaktika ekstremizm. Belgorod, 2005. (In Rus.)]

14. Рожков М.Н., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003. [Rozhkov M.N., Bajborodova L.V., Kovalchuk M.A. Vospitanie tolerantnosti u shkolnikov [Cultivating tolerance among schoolchildren]. Yaroslavl, 2003.]

15. Рыбакова Г.А. Об этнокультурном воспитании // Начальная школа Казахстана. 2004. № 3. С. 24-28. [Rybakova G.A. About ethnocultural education. Nachalnaya shkola Kazakhstana. 2004. No. 3. Pp. 24-28. (In Rus.)]

16. Немчинова Л.С., Омельченко Е.А. Сущность психолого-педагогических подходов к пониманию толерантности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Сб. статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2012. Ч. 3. С. 84-89. [Nemchinova L.S., Omelchenko E.A. The essence of psychological and pedagogical approaches to understanding tolerance. Lichnost, semya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii: Sb. statej po materialam XIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Novosibirsk, 2012. Vol. 3. Pp. 84-89. (In Rus.)]

17. Ситаров В.А. Ненасильственные технологии организации обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 261-265. [Sitarov V.A. Non-violent technologies for organizing the education and upbringing of children in educational institutions. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. No. 3. Pp. 261-265. (In Rus.)]

18. Сукачева А.В., Маслова Т.М. Коммуникативная толерантность: теоретический и практический аспекты // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 (71). C. 687-692. [Sukacheva A.V., Maslova T.M. Communicative tolerance: Theoretical and practical aspects. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2017. No. 3 (71). Pp. 687-692. (In Rus.)]

19. Садохина В.В. Основные факторы оптимизации профессиональной подготовки учителей музыки: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. [Sadokhina V.V. Osnovnye faktory optimizatsii professionalnoj podgotovki uchitelej muzyki [The main factors for optimizing the professional training of music teachers]. PhD Dis. Moscow, 1999.]

20. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М., 2000. [Soldatova G.U. Zhit v mire s soboj i drugimi: Trening tolerantnosti dlya podrostkov [Living in peace with yourself and others: Tolerance training for teenagers]. Moscow, 2000.]

- о о ^

— о

21. Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю., Шуваева Н.Ю. Формирование гра- g х

ш 5

С 1=

жданской идентичности у детей дошкольного возраста // Педагогика и психология образования. 2020. № 3. С. 159-172. DOI: 10.31862/2500-297Х-

2020-3-9 [Sorokoumova E.A., Molostova N.Yu., Shuvaeva N.Yu. Formation of civic identity in preschool children. Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 3. Pp. 159-172. (In Rus.) DOI: 10.31862/2500-297X-2020-3-9]

22. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. [Tishkov V.A. Tolerantnost i soglasie v transformiruyushchikhsya obshchestvakh. Ocherki teorii i politiki etnichnosti v Rossii [Tolerance and consent in transforming societies. Essays on the theory and politics of ethnicity in Russia]. Moscow, 1997.]

23. Туман-Никифоров А.А. Кризис духовности как проблема отсутствия цементирующего социум Идеала // Философия и общество. 2011. № 3. С. 91-102. [Tuman-Nikiforov A.A. The crisis of spirituality as a problem of the absence of an Ideal that cements society. Filosofiya i obshchestvo. 2011. No. 3. Pp. 91-102. (In Rus.)]

24. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: методические материалы. СПб., 2007. [Fedorenko L.G. Tolerantnost v obshcheobrazovatelnoj shkole [Tolerance in secondary schools]. Teaching materials. St. Petersburg, 2007.]

25. Чердымова Е.И. Экологическое намерение как компонент экологического сознания личности // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. 2011. Т. 13. № 2-2. С. 385-387. [Cherdymova E.I. Ecological intention as a component of the individual's ecological consciousness. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossijskoj Akademii nauk. 2011. Vol. 13. No. 2-2. Pp. 385-387. (In Rus.)]

Статья поступила в редакцию 20.05.2023, принята к публикации 25.06.2023 The article was received on 20.05.2023, accepted for publication 25.06.2023

Сведения об авторах / About the authors

Сорокоумова Елена Александровна - доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

Elena A. Sorokoumova - Dr. Hab. in Psychology; Professor at the Department of Labor Psychology and Psychological Counseling of the Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University E-mail: cea51@mail.ru

Чердымова Елена Ивановна - доктор психологических наук; профессор кафедры социологии и культурологии социологического факультета, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева Elena I. Cherdymova - Dr. Hab. in Psychology; Professor at the Department of Sociology and Cultural Studies of the Faculty of Sociology, Samara National Research University

E-mail: cheiv77@mail.ru

i_ о

P ^

^ о

2- x

x

ш ¡5

С 1=

Заявленный вклад авторов

Сорокоумова Е.А. - анализ и интерпретация литературы, подготовка текста статьи

Чердымова Е.И. - анализ и интерпретация литературы, подготовка текста статьи

Contribution of the authors

E.A. Sorokoumova - analysis and interpretation of literature, preparation of the text of the article

E.I. Cherdymova - analysis and interpretation of literature, preparation of the text of the article

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript

i_ о

P ^

^ о

2- x

s

ш ¡5

с i=

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.