Научная статья на тему 'Формирование толерантного национально - культурного пространства в Омской области'

Формирование толерантного национально - культурного пространства в Омской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОКУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РАЙОН / NATIONAL POLICY / NATIONAL TOLERANCE / NATIONAL REGION / NATIONAL-CULTURAL AUTONOMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Г И. Тюменцева

В статье дан анализ механизмов регулирования межнациональных отношений на региональном уровне, рассмотрены пути формирования толерантного национально-культурного пространства в Омской области. Представленный опыт позволяет утверждать, что в регионе сложилась эффективная система организации этнического многообразия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A TOLERANT NATIONAL-CULTURAL SPACE IN THE OMSK REGION

This paper analyzes the mechanisms of the regulation of international relations at the regional level, considing ways to foster tolerance of national-cultural space in the Omsk region. Presented experience suggests that the region has developed an effective system of organization of ethnic diversity.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантного национально - культурного пространства в Омской области»

теория и история

государства и права

удк 316.7 ФОРМИРОВАНИЕ ТОлЕРАНТНОГО НАЦИОНАлЬНО-

культурного пространства в омской области

_Formation of a Tolerant National-cultural space in the Qmsk Region

Г. И. Тюменцева - доцент кафедры истории и философии Омского юридического института, кандидат философских наук, доцент

G. I. Tyumentseva - Associate Professor of History and Philosophy, Omsk Law Institute, PhD, Associate Professor

Аннотация. В статье дан анализ механизмов регулирования межнациональных отношений на региональном уровне, рассмотрены пути формирования толерантного национально-культурного пространства в Омской области. Представленный опыт позволяет утверждать, что в регионе сложилась эффективная система организации этнического многообразия.

This paper analyzes the mechanisms of the regulation of international relations at the regional level, considing ways to foster tolerance of national-cultural space in the Omsk region. Presented experience suggests that the region has developed an effective system of organization of ethnic diversity.

Ключевые слова: национальная политика, национальная толерантность, национально-культурная автономия, национальный район.

National policy, national tolerance, national-cultural autonomy, national region.

Единство многообразия - это формула развития и жизнеспособности российского многонационального общества и государства. Гражданское единство и этнокультурное многообразие представляют собой два взаимосвязанных вектора реализуемой государственной политики в Российской Федерации.

Языковое, религиозное, культурное разнообразие населения - это всегда вызов для любой власти. Омское Прииртышье демонстрирует достойный ответ на этот вызов. Здесь создаются максимальные условия для реализации этнокультурных потребностей граждан, сохранения культурной самобытности, формирования атмосферы взаимоуважения и толерантности.

Этническая толерантность - базовая категория межнациональной коммуникации - предполагает:

- готовность к взаимовыгодному сотрудничеству;

- готовность к культурному взаимообогащению, диалогу культур;

- нейтрализация этностереотипов и др.

Показатель стабильности региона, в том числе национальной, - 1-е место по Сибирскому федеральному округу и 10-е по России по инвестиционной привлекательности.

В Омской области сложилась достаточно эффективная система организации этнического многообразия. Институциональной основой этой

системы являются национально-культурные автономии, национально-территориальный немецкий район Азово, общественные организации этнического и иного толка.

Большевики резко критиковали теорию и практику национально-культурных автономий, усматривая в них механизм раскола общества в целом и рабочего класса в частности по этническому признаку. Эта идея рассматривалась как буржуазный национализм. Вновь она возникает в общественном сознании после распада СССР как возможная форма организации на этнической основе и как принцип, согласно которому этнические группы, проживающие дисперсно, коллективно реализуют права и интересы, связанные с их этнической принадлежностью, языком, культурой в целом. В 1996 г. был принят Федеральный закон «О национально-культурной автономии», появились правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан российской Федерации на добровольной основе.

Однако многие исследователи и политики увидели в национально-культурной автономии альтернативу политической автономии, которая способна к злокачественному перерождению в сепаратизм. Так, Н. П. Салохин в своей статье говорит о необходимости трансформировать национально-территориальные в национально-культурные автономии1. Об этом же писал В. Р. Филиппов: «К сожалению, законодатель трактует национально-культурную автономию не как альтернативу национальной государственности, а как частный аспект регулирования этнокультурных процессов. Именно поэтому легитимизированный институт национально-культурной автономии не сможет существенно повлиять на ход этнических процессов в стране и мало приблизит нас к межэтническому согласию»2. Пятнадцать лет функционирования и закона, и национально-культурной автономии как общественного института опровергают эти слова. С точки зрения политической целесообразности сохранение национально-государственных образований в составе Российской Федерации, на наш взгляд, оправдано, об

этом же свидетельствует развернувшаяся дискуссия по поводу единой гражданской национальности - «россиянин». Национально-культурная автономия же позволяет обеспечить этнокультурные потребности граждан многонациональной России.

Общественная активность в этом плане достаточно велика, и общественные объединения, представляющие интересы народов Российской Федерации, составляют значительный спектр институтов гражданского общества. По данным регистрации 2008 г., в стране зарегистрировано 267 национальных общественных объединений, 18 федеральных, 208 региональных, 510 местных национально-культурных автономий. В Омской области зарегистрировано 20 национально-культурных автономий (далее - НКА): 4 региональных (казахская, татарская, немецкая, еврейская), 16 местных (1 татарская, 14 немецких, 1 латышская). Эти показатели в определенной степени связаны с этнической структурой области. По данным переписи 2002 г., здесь живут представители более 120 этносов, из них русские составляли 83,5 %, казахи - 3,9 %, украинцы - 3,85 %, немцы - 3,7 %, татары - 2,3 %.

Помимо 20 НКА в Омской области зарегистрировано еще 31 национально-культурное объединение. В местах компактного проживания одной этнической группы создаются центры национальной культуры на базе культурных учреждений. Так, действуют 32 центра русской традиционной культуры, 16 - немецкой, 8 - казахской, 4 - украинской, 2 - латышской, 1 - татарской, 1 - эстонской культуры3.

В целях установления конструктивного диалога между обществом и властью в 2005 г. был создан Консультативный совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при губернаторе Омской области, в состав которого вошли как представители общественных организаций, так и администрации (31 человек). При министерстве культуры Омской области действует Консультативный совет по вопросам взаимодействия с национально-культурными объединениями.

Также в 2005 г. были внесены изменения в Закон «О национально-культурной автономии», ка-

1 См.: СалохинН. П. Противоречивость глобальной демократизации: нелинейный прогресс в управлении // Демократизация работы с молодежью в России и за рубежом : сб. материалов междунар. форума. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. С. 41.

2 Филиппов В. Р. Национально-культурная автономия: перспективы институциализации в России // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1998. Спецвыпуск. С. 93.

3 См.: Национально-культурное наследие Омской области. URL: http: // www/sibmincult/ru/mf_mat/p4_2/php

сающиеся финансовой помощи государства и муниципальных органов. На основе данных изменений в Омской области ежегодно выделяются средства на развитие национально-культурных автономий, объявляются конкурсы на получение грантов губернатора Омской области, осуществляется и непрямая финансовая поддержка общественных национальных организаций путем предоставления помещений для работы творческих коллективов и проведения мероприятий, фестивалей, оказания организационной, информационной, методической и иной помощи.

Особое значение в сохранении национально-культурного наследия народов Омской области принадлежит государственному учреждению культуры «Межрегиональное национальное культурно-спортивное объединение «Сибирь -Дом дружбы». Дом дружбы поэтапно реализует долгосрочный социальный проект «Национальный мегаполис» (2001-2016 гг.), который включает подпроекты: «Культура моего народа», областной фестиваль национальных культур «Единение», «Душа России», «Певческое поле». Эти фестивали стали международными, сегодня в них принимают участие творческие коллективы не только из районов Омской области, но уже из 23 регионов России, Казахстана, Латвии, Молдовы, Германии, Израиля, Китая.

Областной фестиваль национальных культур «Единение» проводится ежегодно с 1989 г. министерством культуры Омской области, Домом дружбы, национально-культурными автономиями и другими общественными объединениями. Основными задачами этого фестиваля являются: сохранение традиционных культур народов Омского Прииртышья, воспитание культуры межнационального общения, развитие национального самодеятельного художественного творчества, расширение культурного сотрудничества. Каждый год фестиваль проходит в новой форме: например, в 2000 г. - в форме декад русской, украинской, белорусской, немецкой, татаро-башкирской, казахской, восточных культур, в 2001 г. - в форме альманахов культур народов Омской области, каждый из которых проходил в течение 1,5-2,5 месяцев. Особенностью фестиваля 2003-2004 гг. стало возрождение национальных праздников, проведение их в местах компактного проживания людей одной национальности. В рамках фестиваля реализуются различные проекты: так, например, в ноябре 2010 г. прошел международный фестиваль «Ор-

намент восточной души», где были представлены образцы культурного и творческого наследия армянского, еврейского, китайского, корейского и других народов, проведена выставка «Востока разноцветные штрихи», целый раздел которой был посвящен 20-летию городской общественной организации «Шалом XXI в.» и 10-летию регионального отделения общественного движения «Общероссийское объединение корейцев». Вся эта деятельность формирует гражданскую и духовно-нравственную общность, укрепляет межнациональный мир и согласие.

Консультативный совет при губернаторе Омской области в 2010 г. принял решение о создании «национальной деревни» - комплекса, который будет располагаться в парке 300-летия Омска и представлять постоянно действующую экспозицию, где каждый народ сможет рассказать о своих обычаях, истории, языке.

Конституция Российской Федерации гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения, право на пользование родным языком. Язык - это основа культуры, поэтому в 17 муниципальных районах области и в Омске действуют образовательные учреждения с этнокультурным компонентом: 19 школ с изучением немецкого языка как родного, 18 - с изучением казахского языка, 11 - с татарским этнокультурным компонентом, 1 - с углубленным изучением латышского языка, 1 - украинского языка, 1 - иврита.

Национальная школа является важнейшим фактором национального возрождения любого народа. Только школа обеспечивает преемственность развития национальной культуры, формирует творческую личность как носителя и продолжателя самобытных традиций родного народа, а также общечеловеческих культурно-нравственных ценностей.

Школа является очагом национальной культуры. Так, на базе Уленкульской СОШ с татарским этнокультурным комплексом Большереченско-го муниципального округа Омской области созданы и работают фольклорный ансамбль «Яшь-лек» («Молодость»), где разучиваются старинные и современные татарские песни, фольклорный ансамбль ветеранов села и педагогического труда «Ядкарь» («Память»), проводятся детский праздник «Каргаботкасы» («Воронья каша»), Малый сабантуй с национальными играми, спортивными состязаниями. Школа уделяет большое вни-

мание изучению истории родного края, родословной семей учащихся, своих корней - в этом огромную роль играют кружки краеведения и школьные музеи4.

Существуют также и воскресные школы, курсы по изучению татарского, казахского, армянского, латышского, польского, китайского и финского языков. Мы видим типичную картину функционирования национальных школ на территории Омской области, которые вряд ли могли так эффективно развиваться без административной поддержки. Многое делается министерством культуры Омской области в рамках Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия Российской Федерации и программы ее реализации на 2009-2015 годы.

Управление этническим многообразием в Омской области осуществляется не только в рамках концепции национально-культурной политики, но и концепции национально-территориальных объединений. По словам губернатора Омской области Л. К. Полежаева, «мы обладаем уникальным опытом по созданию Азовского немецкого национального района, и опыт этот удачный»5.

Азовский немецкий национальный район был создан в Омской области в 1992 г. как компромиссное решение проблемы российских немцев, которые массово эмигрировали в Германию, не получив политической возможности восстановить Республику немцев Поволжья, ликвидированную в 1941 г. Размышляя о прошлом, настоящем и будущем национальных районов, писатель и общественный деятель Гуго Вормсбехер писал: «...любой шаг, ведущий к объединению хоть какой-то части российских немцев, к тому, чтобы создать хоть какие-то условия для поддержания их языка, культуры, общности, идентичности, ментальности, любой такой шаг мы должны приветствовать»6. Прошло почти 20 лет, и можно констатировать сохранение этноса российских немцев. За эти годы претворились и претворяются в жизнь две федеральные целевые программы «Социально-экономическое и этнокультурное

развитие российских немцев». В рамках этих программ Азовский немецкий национальный район получил 41 % всех выделяемых средств (Алтай - 9 %, остальные 50 % распределились поровну между Ульяновской, Саратовской и Самарской областями)7. Большую поддержку оказало правительство Германии, выделив 150 млн евро8.

Значительное внимание в районе уделяется возрождению и развитию немецкого языка как родного. Если в 1992 г. только в двух школах он преподавался как родной, то сейчас изучается во всех 12 детских садах, в 19 из 27 школ. На базе Цвет-нопольской средней школы работает экспериментальная площадка по проблеме «Развитие принципа двуязычия в условиях немецкого национального района». Коллектив авторов учителей района подготовил учебники по немецкому родному языку с 1-го по 9-й класс. С 1992 г. издается еженедельная газета Ihre Zeitung с тиражом в настоящее время 2 тыс. экземпляров. Из 8 полос 2 печатаются на немецком языке. Создан информационный портал российских немцев. В районе регулярно проводятся фестиваль немецкой культуры Phohix, детский фестиваль Nachtigall, действуют народные коллективы Heimatland, Maiglöckchen, хор ветеранов труда, ансамбль «Моника», народный танцевальный коллектив и др.

Занимая 2-е место по численности этнических немцев в России после Алтайского края (76 тыс. человек), Омская область располагает самой разветвленной сетью организаций, центров и филиалов немецкой культуры. Всего в регионе функционируют 1 областная и 15 местных немецких национально-культурных автономий, 3 региональных и 1 городская общественные организации, 41 центр и 11 филиалов немецкой культуры9.

В Омской области активно используется договорная форма отношений с властными структурами, что способствует более эффективному решению актуальных вопросов этнического развития. Хорошей практикой стало регулярное совместное обсуждение с органами власти в формате круглых столов различных проблем этнокультурного раз-

4 См.: Раева С. Ж., Мачитова Р. М. Проблемы развития национальной культуры в сельской школе // Образование Омской области. 2006. № 1. С. 23-25.

5 Полежаев Л. К. Омская область: антикризисная политика и модернизация экономики. URL: http://www/rain/ru/on-line/198295059.html

6 Вормсбехер Г. Национальные районы. URL: http://www.rundschau.mv.ru/worms_d.htm

7 См.: Арент И. В. Развитие национального немецкого района Азово в Омской области как фактор сближения народов России и Германии // демократизация работы с молодежью в России и за рубежом : сб. материалов междунар. форума. Омск : Изд-во ОмГПУ 2010. С. 266.

8 См.: Там же.

9 См.: Азовский немецкий национальный район. URL: http://omskrusdeutsch.ru/index.php?option

вития немцев в Омской области в целом и Азовского района в частности. «Через определенные трудности, непростые дискуссии и беспрерывный поиск конструктива и компромиссов удалось сформировать в регионе настоящую команду единомышленников. Итог нашей 20-летней совместной деятельности налицо - это твердо стоящий на ногах Азовский немецкий национальный район», - заявил глава района Бруно Рейтер10.

Несмотря на это, нельзя не признать, что немецкий район в Омской области лишь частично смог решить возлагаемые на него задачи. Основные материальные средства самого дорогостоящего проекта для немецкого этноса в России ушли на создание инфраструктуры, развитие экономики района, социальной жилищной базы. Это было связано с тем, что Азовский немецкий национальный район стал абсолютно новым административным образованием, что потребовало создания инфраструктуры практически с нуля. Теперь необходимо наполнить «сосуд» реальным этническим содержанием, проводить «отделочные работы» - возвратить «немец-кость», максимально усилить языковую работу, увеличить число этнических немцев путем сокращения эмиграции и привлечения их в район компактного проживания, т. к. с 1992 г. доля немецкого населения в районе сократилась вдвое и составила около 30 % всего населения. Не следует забывать, что в состав Азовского немецкого национального района входит не только районный центр, но и ряд немецких деревень, сохранивших свою этническую самобытность. Эффективная работа с малыми поселками и деревнями может дать толчок для окончательного обретения районом своего «национального лица».

В Омской области уделяется большое внимание сохранению национально-культурной самобытности не только отдельных этносов, но и сословий. В первую очередь это касается казачества. О необходимости фактической реабилитации казачества еще в 1990-е годы писал А. И. Ка-занник. Будучи заместителем губернатора Омской области по делам национальностей, религий и общественных организаций, он разработал региональную программу возрождения этого сословия11. Сегодня накоплен большой опыт

проведения различных мероприятий в этом направлении, богатый музыкально-песенный и этнографический материал, что обусловило необходимость в культурном взаимообмене и обогащении с другими регионами. С 2000 г. на территории исторической столицы сибирского казачества ежегодно проходит межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие», учредителями и организаторами которого являются министерство культуры Омской области, омский Дом дружбы, казачьи общественные организации. Фестиваль наглядно демонстрирует богатое песенное, устное народное творчество, семейно-обрядовые традиции казаков. С каждым годом география участников расширяется. Так, в VI межрегиональном фестивале казачьей культуры, посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, приняли участие 812 человек, представители более 50 творческих коллективов из 33 городов и сел 13 регионов России и Казахстана12. О фестивале был снят фильм «Любо», занявший III место на Всероссийском фестивале документальных фильмов.

25 февраля 2011 г. в Омской области состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Сибирское казачество: история и современность». Ее организаторами выступили правительство Омской области, министерство культуры, Институт истории Сибирского отделения РАН. Участники конференции (более 1000 человек) прибыли из 15 регионов России, а также Аргентины, Казахстана и Узбекистана. Эта конференция была направлена на координацию работ по изучению, сохранению и пропаганде лучших казачьих традиций. Неслучайно она проходила именно в Омском регионе, который стал центром развития казачества на востоке страны. В 2004 г. в Омске состоялся Общероссийский казачий круг, в 2009 г. в регионе был принят Закон «О развитии российского казачества на территории Омской области», который определил правовые, финансово-экономические и социальные основы развития казачества, в 2010 г. Омская область стала местом проведения заседания Совета при Президенте по делам казачества, в состав которого входит глава Омского региона Леонид Полежаев. В области успешно работают около

10 См.: Азовский немецкий национальный район. URL: http://omskrusdeutsch.ru/index.php?option

11 См.: Казанник А. И. Проблема регулирования межнациональных отношений на региональном уровне // Региональные проблемы межнациональных отношений в России. Омск, 1993. С. 130-135.

12 См.: URL: http://www/sibmincult.ru/inf_mat/p4_2.php

30 казачьих организаций, реализуется пилотный проект по созданию приграничного казачьего Одесского района, в котором образовано лукья-новское сельское поселение со станицей Генера-ловка13. Сегодня здесь организовано крестьянско-фермерское хозяйство, в котором трудятся более 200 казаков. Общество охраняет лесные и охотничьи угодья, занимается земледелием, скотоводством, даже рыболовным промыслом. Желающих вступить в казачье общество все больше, но установлен годовой испытательный срок. Подобные поселения, по мнению полпреда Президента в СФО, должны укреплять приграничные территории всей Сибири. Аналогичная работа начата в

селах с компактным проживанием казаков исиль-кульского, Русско-Полянского и Черлакского муниципальных районов Омской области14.

Современные процессы в этно-социальной сфере Омской области в значительной степени определяются ее полиэтничностью, гетерогенным составом. Это обогащает духовную жизнь региона, делает ее более динамичной и многообразной, хотя одновременно создает и определенные проблемы. Однако в целом Омская область, благодаря ее эффективной деятельности по разным направлениям национальной политики, остается оплотом стабильности, межнационального и межконфессионального согласия.

13 См.: Прииртышье - центр казачества Сибири // Социум. 2011. 2 марта.

14 См.: ГрафН. Любо! В Сибири будут возрождать казачьи станицы // Рос. газ. 2008. 24 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.