ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
УДК 32+940.5+021.63
З. И. АХУНОВА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ________________________________________
Правовая база современной национальной политики Российской Федерации. Механизмы реализации национальной политики государства на уровне субъектов РФ (на примере Новосибирской и Омской областей). Библиотека как важнейший инструмент проведения государственной национальной политики.
Ключевые слова: национальная политика, национальная культура, мультикультурализм, этнические группы.
В современном мире нередко на территории одного государства проживают представители различных народов. Российская Федерация не является исключением. Наша страна характеризуется многонациональным составом населения. По результатам переписи 2002 г. зафиксировано более 160 национальностей, а на уровне самоидентификации примерно 400 этнографических названий [1]. Сегодня Россия, как и другие страны, переживает глобализацию, в связи с этим наблюдается рост национального самосознания в условиях доминирования представителей той или иной народности, стремление этнических групп к сохранению и развитию самобытной национальной культуры. В связи с этим государство уделяет все большее внимание национальной политике, что, несомненно, способствует развитию в обществе толерантности и межэтнического согласия. Кроме того, защита прав этнических групп на территории многонационального государства, по мнению К.В. Калининой, становится также необходимым условием сохранения политической стабильности [2, с. 17].
В настоящее время в России имеется довольно обширное законодательство по вопросам национальной политики. Основой его является Конституция Российской Федерации, которая закрепляет правовые принципы регулирования межнациональных отношений. Расширительное изложение принципов, изложенных в Конституции, содержит Концепция государственной национальной политики, утвержденная Указом Президента РФ 15 июня 1996 г.
Кроме того, действующее в России законодательство в области защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов включает ряд специальных законов, среди которых следующие федеральные законы: «О национально-культурной автономии» (1996 г.), «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999 г.), «Об общих принципах органи-зации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2000 г.), «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Россий-ской Федерации» (2001 г.).
Закрепление прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов также осуществляется на уровне отраслевого федерального законодательства (в области регулирования вопросов
культуры, образования, здравоохранения, трудовых отношений и т.д.) Отраслевые законы закрепляют конституционный принцип недискриминации. Нормы, прописанные в отраслевом законодательстве, направлены на защиту прав человека и гражданина в конкретной области.
Частью правовой системы в области национальной политики Российской Федерации является Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств Совета Европы 1995 г. (ратифицирована в 1998 г.), также ряд международных договоров Российской Федерации, в которых ставится проблема необходимости защиты отдельных национальных меньшинств [3]. Это свидетельствует о стремлении нашей страны ориентироваться на общемировые нормы и ценности в этом вопросе.
Указанная правовая система в области национальной политики Российской Федерации в ее нынешнем виде решает вопрос защиты прав лиц, относящихся к национальным меньшинствам и коренным малочисленным народам, закрепляет на законодательном уровне такую основную организационно-правовую форму обеспечения прав национальных меньшинств, как национально-культурная автономия, развивает специальные гарантии защиты прав в области использования родного языка, получения образования на родном языке, сохранения культурного наследия народов России и т.д. Но, несмотря на достаточно обширную сферу правового регулирования национальных отношений, как отмечает Л.В. Анд-риченко, по-прежнему остается нерешенным ряд кардинальных вопросов, составляющих основу данного правового института, например, в российском законодательстве отсутствуют нормы, закрепляющие форму и порядок признания тех или иных этнических общностей в качестве национальных меньшинств. То есть на сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос определения понятия «национальные меньшинства». В современной России, несмотря на употребление этого термина в нормативно-правовых документах, понятие «национальное меньшинство» в действительности приобретает негативный оттенок. В этой связи делается попытка заменить его на такие лексические единицы, как «национальные группы» или «этнические группы». Но, как отмечает К.В. Калинина, эти понятия не могут рассматриваться в качестве правовой
Таблица 1
НКА в Новосибирской и Омской областях
Новосибирская область Омская область
Наименование национальностей, образующих автономию статус Наименование национальностей, образующих автономию статус
Белорусская I
Украинская 1 с? гО Латышская 1 к: й а 3 (О
Корейская 1 я <0
Еврейская і К О я 7 Немецкая 8 к о а 2
Армянская 2 а> IX ф о,
Татарская 1 Казахская 1
Финская Ї
Немецкая 7
Казахская 2 « КЗ К Татарская 2
Кыргызская 1 <а X
Бурятская 1 у ф 2 16 Киргизская 1 и & 2 11
Азербайджанская 2
Уйгурская 1 Чувашская 1
Таджикская 1
категории и, следовательно, в качестве субъекта права, т.к. спорным остается вопрос, что такое вообще «национальные группы», «этнические группы» 12, с. 20). Тем не менее употребление данных терминов по-прежнему является частым. Следует обратить внимание на то, что в международной практике выделяются этнические, языковые, культурные и религиозные меньшинства [2, с. 21]. Это представляется вполне целесообразным, т.к. выделение меныпинствапо национальному признаку имеет некий оттенок национализма, возможно, в некоторых случаях, даже расизма. Каждое государство, исходя из своей конкретной специфики, по-разному решает проблемы меньшинств, например, в итальянской Конституции используется термин «лингвистические меньшинства» [2, с. 28]. Что касается России, то на уровне Конституции установлен статус «национальных меньшинств», но до сих пор нет единого мнения по поводу того, какие же все-таки этнические группы в России можно отнести к категории национальных меньшинств. Но именно таким образом обеспечивается защита прав и интересов народов, относящихся к национальным меньшинствам. -При этом в Российской Федерации в соответствии с международными правовыми нормами лицам, принадлежащим к национальному меньшинству, дается право свободного выбора считаться или не считаться таковым [2, с. 32]. Вместе с тем государство гарантирует соблюдение прав представителей любой этнической группы, несмотря на то, относятся ли они к меньшинству или нет.
Таким образом, несмотря на уже созданную политико-правовую базу, по-прежнему не определен механизм ее реализации [2, с. 59]. Тем не менее, по мнению Л. В. Андриченко, недостатки вполне устранимы, работа в этом направлении позволит более эффективно решать на демократической правовой основе вопросы сохранения самобытности граждан различных национальностей [4].
В настоящее время практическая реализация государственной национальной политики Российской
Федерации все больше перемещается в субъекты Федерации и на уровень местного самоуправления. Это позволяет эффективно решать вопросы, связанные с жизнью и деятельностью конкретных национальностей, проживающих на территории того или иного региона.
Главными факторами, детерминирующими этносоциальные процессы в разных регионах, в том числе и в Сибири, по словам Ю.В. Попкова, являются: общие тенденции мирового развития, экономическая и национальная политика государства, особенности регионального этнокультурного массива, протекающие здесь миграционные перемещения, исторический опыт этнокультурных взаимодействий [5, с. 67]. Но, по мнению Ю.В. Попкова, к некоторым негативным последствиям в этносоциальном развитии народов Сибири привела внутренняя политика российского государства. Среди них: деградация села (массовое и неконтролируемое перемещение сельского населения в крупные населенные пункты) и усиление его моноэтничности, концентрация отдельных групп городского населения по этническому признаку, обострение внутриэтнических противоречий, усиление социальных дистанций между представителями той или иной национальной группы, усиление латентной межэтнической напряженности и многое другое [5, с. 68]. Тем не менее в контексте общегосударственной политики в ЗападноСибирском округе прослеживается проведение разумной национальной политики со стороны администрации областей, в частности Новосибирской и Омской. Проживающие на территории Западной Сибири этносы, опираясь на нормативноправовую базу и опыт других регионов страны, могут свободно определять форму самоорганизации. Ю.В. Попков к подобным формам относит:
— национально-культурные автономии,
— общественные организации тех или иных этнических групп,
— национально-культурные общества,
— культурно-просветительские общества,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
Таблица 2
Мероприятия, проводимые в рамках национально-культурной политики на территории Новосибирской и Омской областей
Форма мероприятия Новосибирск Омск
Организация государственных учреждений культуры «Дом национальных культур» (год создания: 2001) «Межрегиональное национальное культурно-спортивное объединение «Сибирь» (Дом дружбы)» (год создания 1996)
Подготовка фестивалей и форумов национальных культур «Единство через культуру», «День славянской письменности » «Россия — это МЫ», «Единение», «Душа Россия», «Межнациональный фестиваль свадебных обрядов»
Проведение областных национальных праздников — «Сабантуй» (татарский); — «Сорочинская ярмарка» (украинский); — «В гостях у Лявонихи», — «Сибирское сузорье» (белорусский); — «Науруз Байрам» (тюркский) — «УрлакУни — голос поколений» (казахский); — «РЬотх — Феникс» (немецкий); — «В душе звучат Украины мотивы» (украинский);
Мониторинг и социологические исследования в сфере межнациональных отношений, научнопрактические конференции, семинары, круглые столы «Культура и образование этнических сообществ Сибири»; «Этносоциальные процессы в Сибири: роль национально-культурных организаций в диалоге цивилизаций и культур» Просветительский проект «Университет дружбы народов «Культура моего народа»; творческие лаборатории: «Традиционная культура казахов — опыт, проблемы и перспективы», «Казачья культура через призму XXI века»; семинары-практикумы: «Татарское народное творчество. Традиции и современность», «Особенности свадебной обрядности народов Омского Прииртышья». «Взаимодействие национальных организаций и органов власти»
Сотрудничество со СМИ Выпуск национальных изданий: Газеты - немецкая «Сибирише цайтунг», азербайджанская «Страна огня», еврейская «Наша община», татарская «Азат Себер»; Межнациональный альманах «Содружество наций» Телепередача «Национальный характер»; Газеты: татарская «Татарский мир», «Ахдут» (Единство)
Создание национальных учебных заведений Немецкая прогимназия №1; Русско-немецкий университет; Еврейский лицей «Ор-Авнер»; Школы с изучением татарского языка (8); Воскресные языковые школы при национально-культурных общественных и государственных организациях. Еврейский лицей «Ор-Авнер»; Центр изучения немецкого языка; Омский педагогический колледж (дополнительная подготовка в области родного (татарского) языка).
культурно-просветительские центры, национально-культурные цщрры, общественные фонды, благотворительные фонды, общины,
землячества [5, с. 70].
Заметное место в национальных вопросах на территории Западной Сибири занимают созданные в соответствии с федеральными законами национальнокультурные автономии и общественные национальные организации [6]. По данным главного управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской
и Омской области на 2009 год, количественное распределение национально-культурных автономий выглядит следующим образом: 23 НКА в Новосибирской области и 13 НКА в Омской (табл. 1).
В современных условиях наблюдается все большая дифференциация национальных организаций в регионе. При этом, как отмечает И.А. Бабенко, в последние годы цели национально-культурных автономий и объединений трансформируются, а задачи этнокультурного развития отодвигаются на второй план [7]. Она выделяет следующие изменения в их деятельности:
— тенденция к созданию квазикорпоративных экономических структур;
— повышение интереса к трудовой миграции;
— появление политической компоненты в деятельности.
В связи с этим И.А. Бабенко говорит о появлении трудностей при создании целостной системы муль-тикультурализма, когда формируется сумма этнокультурных элементов, слабо интегрированных в гражданское общество, но при этом ориентирующихся на ресурсную поддержку государства [7]. В итоге И.А. Бабенко предлагает усилить взаимодействие национальных организаций с органами государственной власти по укреплению межнационального единства.
На территории Западной Сибири со стороны администрации заметна поддержка национальным организациям. Представлен широкий спектр партнерства: от проведения ежегодных фестивалей и национальных праздников до организации научных семинаров и конференций. Рассмотрим опыт работы Новосибирской и Омской областей в этом направлении.
Основными целями взаимодействия администрации с национальными общественными объединениями являются:
— поддержка общественных инициатив, направленных на формирование единого этнокультурного пространства на территории региона;
— поддержка социально значимой деятельности этнокультурных сообществ;
— правовая защита интересов представителей этнических групп;
— гармонизация межнациональных отношений [7].
Для достижения выше обозначенных целей проводится ряд мероприятий различного формата (табл. 2).
Несмотря на проводимую работу, остается еще ряд нерешенных проблем. В частности, до сих пор нет принятых федеральных целевых программ по сохранению и развитию национальных культур в ЗападноСибирском округе. Кроме того, отсутствуют специализированные структуры по вопросам межнациональных отношений в районах областей, что приводит к слабому развитию деятельности в этом направлении. По мнению Н.А. Томилова, в свете вышеобозна-ченных проблем необходимо усилить роль науки в решении национальных проблем и регулировании межнациональных отношений, особенно на региональных уровнях РФ. Целесообразно привлечь науку и ученых к выработке перспективных концепций развития национальных отношений, а также к разработке региональных программ по национальным вопросам [8].
В центре современной государственной национальной политики оказались также и библиотеки. Как справедливо заметила Ю.П. Мелентьева, «в библиотеке отражается все, что происходит в мире, а в мире отражается все, что происходит в библиотеке» [9, с. 67]. Е.Ю. Гениева считает, что одной из существенных
функций библиотеки является формирование у читателей межкультурной компетентности и толерантного мышления [9, с. 64]. В своей диссертации «Библиотека как центр межкультурной коммуникации» она говорит о том, что, осуществляя межкультурный диалог, библиотека вырабатывает плюралистические ценностные представления и нормы поведения в обслуживаемом микросоциуме [9, с. 64]. Библиотеки трансформируются в центры взаимодействия культур, формирующие поликультурную личность, способную преодолеть барьеры непонимания между представителями различных народов и предотвратить конфликты на почве национальных различий [10]. Библиотеки занимают особое место в национальнокультурном возрождении, которое тесно связано с ростом национального самосознания, что в свою очередь обусловлено стремлением малочисленных народов к сохранению своей культуры, языка, литературы. В этом важная роль принадлежит не только деятельности национально-культурных объединений и автономий, но и библиотекам.
Таким образом, реализация национальной политики все больше смещается на уровень субъектов Российской Федерации. Региональная национальная политика является демократичной, либеральной и опирается на принцип инициативной самоорганизации. В Западно-Сибирском федеральном округе наблюдаются положительные результаты в решении национальных проблем и регулировании межнациональных отношений. В частности, одним из важных моментов является не только осознание необходимости решения национальных вопросов этническими общностями и органами управления, но и переход к практической стороне решения проблем в этом направлении, выраженной:
— в правовой, политической и финансовой поддержке инициатив народностей, проживающих на территории региона, государством и со стороны администрации области;
— созданием различных форм самоорганизации (национально-культурные автономии, национальные общественные организации и т.д.);
— в проведении межнациональных мероприятий различными культурными учреждениями, в частности библиотеками.
Вместе с тем назрела необходимость в корректировке нормативно-правовой базы и усилении взаимодействия национальных организаций с органами власти в реализации национальной политики.
Библиографический список
1. Об итогах Всероссийской переписи населения 2002 года [Электронный ресурс]. — иИЬ: http://www.aks.ru. (дата обращения : 18.11.2009).
2. Калинина, К.В. Национальные меньшинства в Российской Федерации : учеб. пособие / К.В. Калинина. — 2-е изд. — М. : Изд-во РАГС, 2007. - 124 с.
3. Андриченко, Л.В. Защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в России / Л.В. Андричен-ко // Федерализм. — 2005. — № 2. — С. 182.
4. Андриченко, Л.В. Конституция России и развитие законодательства в области национальных отношений / Л.В. Андричен-ко, В. О. Елеонский // Федерализм. — 2003.— № 3. — С. 55 — 72.
5. Попков, Ю.В. Этносоциальные процессы в Сибири: ценностные ориентиры, тенденции, проблемы самоорганизации / Ю.В. Попков // Этносоциальные процессы в Сибири. — Новосибирск : Сибирское научное изд-во, 2007. — С. 67—71.
6. Лымарь, В.Д. Опыт работы администрации Новосибирской области с национально-культурными организациями /
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
В.Д. Лымарь // Этносоциальные процессы в Сибири. — Новосибирск : Сибирское научное издательство, 2007. — С. 236.
7. Бабенко, И.А. Концепция государственной национальной политики: региональные особенности реализации / И.А. Бабенко // Этносоциальные процессы в Сибири. — Новосибирск : Сибирское научное изд-во, 2007. — С. 238.
8. Томилов, Н.А. Региональная национальная политика в России и усиление ее научной базы / Н.А. Томилов // Культурологические исследования в Сибири. — 2003. — № 3. — С. 266.
9. Библиотека как центр межкультурной коммуникации: дискуссия по докторской диссертации Е. Ю. Г ениевой / / Науч. и техн. б-ки. - 2007. - № 5. - С. 64-68.
10. Гениева, Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации / Е.Ю. Гениева. — М. : РОССПЭН, 2005. — С. 8.
АХУНОВА Земфира Ихвальевна, преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности, Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.04.2010 г.
© З. И. Ахунова
УДК 347.99 (571) (09) е. В. КУЧЕРЯВЕНКО
Омский государственный аграрный университет
СУД В СИБИРСКОЙ ДЕРЕВНЕ В КОНЦЕ XIX в.: СВОЕОБРАЗИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ___________________________________
В статье рассматривается своеобразие правосудия в сибирской деревне в конце XIX века. Автор описывает деятельность волостных и мировых судов, а также подчёркиваются плюсы и минусы данных судебных институтов. Прослеживается соответствие действующих судебных инстанций сложившимся представлениям крестьян и их общественным потребностям. Выделяются различные факторы, отрицательно повлиявшие на деятельность мировых судов и на их популярность среди местного населения.
Ключевые слова: обычай, волостной суд, мировой суд, судебная реформа.
Осуществление правосудия в российской деревне всегда было сопряжено с некоторыми трудностями, которые обуславливались своеобразным крестьянским мировосприятием. В крестьянской среде ключевую роль играл элемент традиционализма. Сила традиции была священна для большинства деревенских жителей и была связана с непререкаемым культом земли, на основе которого рождалось множество обычаев, необходимых для упрочения стабильности крестьянского общежития. Обычай выступал здесь правилом, соблюдение которого, по мнению большинства сельчан, обеспечивало единственно правильное и справедливое решение возникающих вопросов. Это, в свою очередь, накладывало своеобразный отпечаток на решение спорных дел в судебном порядке. Отчасти в связи с этим можно объяснить и определённую популярность волостных судов среди крестьянского населения, которые разбирали дела в соответствии с обычным правом в ущерб действующему законодательству. Для крестьян такой порядок был «по духу» и в соответствии с их вековыми представлениями о правде. Это объяснялась рядом причин.
Во-первых, обычай имел большую нравственную силу. Переходя из поколения в поколение, он стал заветом предков об эталоне крестьянского жития. В консервативной среде это имело огромное значение.
Во-вторых, обычай применялся практически повсеместно для разбора различных споров, преимущественно возникающих из-за земельных правоотношений (хотя он широко применялся и в се-
мейных отношениях). Такой порядок одобрялся и охранялся многими членами сельского общества.
В-третьих, обычай для волостного суда имел преимущественное значение перед другими доказательствами. Даже наличие у одной из сторон, участвующих в судебном разбирательстве, необходимых юридических документов (купчих, закладных и др.) не всегда обеспечивало ей решение спора в свою пользу. Например, неопровержимым доказательством для суда являлась т.н. «мирская память». «В процессе освоения земель и обработки их в едином хозяйственном цикле устанавливались межи, выставлялись те межевые знаки, которые запечатлевались в памяти поколений... Попеременное обращение судей к старожилам, выставляемых сторонами, с вопросом: «чья то земля, на которой мы стоим», ответы старожилов и хождение по межам со старожилами истца и от-ветчика-почти обязательная часть судебного разбирательства» [1]. Существование подобных процедур отмечалось и в конце XIX в.
Всё это обеспечивало значимость деятельности волостных судов среди крестьян и, в некотором роде, устраивало имперскую администрацию.
Это подтверждает и тот факт, что введённые на территории Сибири Временные правила от 13 мая 1896 года фактически не устранили волостные суды как реально функционирующий судебный орган. В действительности, волостные суды являлись низшей инстанцией в системе местных судов. Исследователи объясняли это достаточно просто. Бтикеева М.А. отмечала, что у крестьян сохранился сословный уклад