УДК 316.3
Янь Шуфан
Yan Shufang
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРНОЙ ИНДУСТРИИ В КИТАЙСКОЙ НАУКЕ
THE FORMING OF CULTURAL INDUSTRY THEORY IN CHINESE SCIENCE
Рассматривается содержание термина The article considers content of the term «cultural
«культурная индустрия», дается классификация industry». There is a clasification of cultural industries, культурных индустрий, рассматриваются осо- Peculiarities of their formation and development in re-бенности становления и развития их в регионах gions are examined
Ключевые слова: культурная индустрия, китайское Keys words: cultural industry, Chinese society, theory общество, теория
Впервые термин «культурная индустрия» появился в трудах немецких философов Т. Адорно и М. Хоркхаймера, которые использовали его для критического анализа стандартизации культурной жизни, постепенно превращающей культурно-художественные продукты в потребительскую ценность. Последовавшая затем дискуссия о массовой культуре, экономике свободного времени и «новой социологии общества» привлекла внимание к формам «культурной индустрии» -каналам распространения и доставке информации - СМИ. В связи с исследованием новых форматов культурного потребления терминологический смысл анализируемого понятия постепенно расширился. Понятие «культурная индустрия», обрастая слоем практических значений, стало использоваться уже для описания феноменов, выходящих за пределы собственно культурного смысла, в частности, при анализе процессов трансформации социальной среды. Предельно широкое значение термина закрепляется идеями культурного империализма, экономики услуг. Оно начинает охваты-
вать все механизмы формирования образа и стиля жизни от отдельного человека до больших социальных групп.
Конец 1970-х гг. можно по праву назвать временем возникновения теории культурной индустрии. Появляются фундаментальные труды, свидетельствующие о том, что культурная индустрия не является единичным объектом, а имеет различные формы и виды. О «культурной индустрии» начинают говорить во множественном числе.
В современных условиях культура как глобализированный «алгоритм» культурной практики уже не является узко локальным явлением, имеющим пространственную определённость. Это обуславливает рост влияния культурных индустрий на общую организацию мировой экономики, политики, других сфер жизнедеятельности. Становясь новым фактором экономики, культурные индустрии, как элемент культурной практики, сдвигаются в центр глобальных социально-экономических и политических процессов, в определённой степени детерминируя их протекание. Высокораз-
витые государства оказываются способными экспортировать не только товары, но и свой образ жизни, свою культуру, интеллектуальные продукты, тем самым оказывая влияние на процессы, происходящие в других странах.
В целом, в сфере «культурных индустрий» предлагается классификация, которая сложилась к концу 90-х гг. прошлого века: индустрия радио и телевидения; производство фильмов, включая видео-, йУй, телевизионные фильмы; интернет-индустрия; музыкальная индустрия: звукозапись (не только собственно музыкальная), распространение записей со всеми формами контроля и соблюдения прав, а также различные виды индустрии развлечений; издательский бизнес, включающий производство книг, компакт-дисков, информационных баз, а также (в определенной части) журналов и газет и сопутствующие ему услуги; разного рода образовательные и игровые индустрии.
Подобного рода коммуникативные виды деятельности, оформленные как «культурные индустрии», дополняются индустрией рекламы и технологиями воспроизводства клубной и другой массовой деятельности, особенно в городской среде.
В КНР с началом XXI в. «культурные ин-
дустрии» также выделены в качестве объекта и предмета специальных исследований. Практическая реализация деятельности в данной сфере связана с созданием в 2003 г. Отделом пропаганды и агитации КПК специальной «Группы по исследованию и статистическому оформлению культурных индустрий». В одном из ведущих вузов КНР - университете Цинхуа - создаётся Центр по исследованию культурных индустрий. Публикуются коллективные монографии [1]. В рамках общего изучения проблемы китайскими учёными определена сущность понятия культурной индустрии, принятой в китайской науке: охарактеризовано содержание, структура, разработаны критерии типизации культурных индустрий.
В самом общем виде понятие «культурная индустрия» включает в себя собственно культурные продукты, предоставление населению соответствующих культурных услуг и совокупность другой деятельности, которая связана с подобным производством и потреблением.
Стремясь к структурированию любого явления, китайские учёные, анализируя данный социальный феномен, выделяют в нём «ядро», наружный (ШИЩ) и связующий слои
ШШ) [2].
Под «ядром» традиционно понимаются услуги по предоставлению новостей; печатные, издательские услуги, включая защиту авторского права; радиовещание, телевидение, кино; услуги в области культуры и искусства.
Наружный слой, получивший особое
развитие после провозглашения в КНР реформ открытости внешнему миру, включает компьютерные (Интернет) услуги и разнообразные услуги в области индустрии развлечений
Всё, что связано с производством и сбы-
том культурных продуктов, оборудование культурно-бытового назначения отнесено китайскими специалистами к слою, названному связующим.
Таким образом, принятая в китайской науке и практике классификация культурных индустрий не расходится с принятыми представлениями и соответствует общепризнанным принципам её типологии. Однако китайские теоретики склонны к большей детализации и рассмотрению предмета в понятиях, свойственных традиционному образу мышления: «внутреннее - внешнее» («нэй - вай»), «разделение - единение» («фэнь - хэ») и др. Так, развивая проблематику культурных индустрий в условиях острой конкуренции за мировой рынок, китайские учёные представляют процессуальное видение этой сферы, раскрывая его в понятии «внутреннее». Его содержание связано с воспроизводством культурного капитала, культурными технологиями, креативными институтами и системами, регулированием ресурсного обеспечения, распространением низкорентабельной творческой индустрии, структурированием системы, объединяющей собственно капитал, услуги, традиционную продукцию и новые культурные продукты. «Внешнее» относится к урбанизации, модернизации, информатизации.
Особое внимание в новейших китайских исследованиях уделяется развитию культурных индустрий в регионах. Появляется региональная теория культурных индустрий, рассматривающая такие проблемы, как развитие культурной экономики провинции Гуандун, становление творческой индустрии Пекинской культуры, региональная модель культурных площадок городов Шэньяна и Даляня, особенности развития культурных индустрий провинций Сычуань, Хэнань и др [3].
Прошедший в октябре 2007 г. XVII съезд КПК привлёк особое внимание к проблемам развития «творческой индустрии», что обусловлено, с одной стороны, планами КНР в завоевании мирового лидерства, с другой -необходимостью трансформации действую-
щей модели экономического развития, которая постепенно исчерпывает свой потенциал. Её принципиальная реформа связывается с масштабным внедрением инноваций, формированием экономики творческой деятельности, стержнем которой должна стать, по замыслам разработчиков подобной стратегии, «творческая индустрия». Хотя теоретический аспект этого явления находится в процессе становления, в КНР определены основные принципы развития «творческой индустрии». Понимание её сути связывается специалистами с понятиями интеллектуальной собственности и индивидуальным творчеством.
В настоящее время в КНР в разных регионах с участием Министерств науки и техники, финансов, культуры, коммерции проводится практический эксперимент по изучению механизмов функционирования «творческой индустрии». Руководство КНР рассматривает и международную составляющую сферы «культурных индустрий» в целом, планируя в ближайшие годы масштабный выход китайской индустрии культуры на зарубежные рынки. Особенно это касается приграничных с Россией провинции Хэйлунцзян, Автономного района Внутренней Монголии. В КНР уверены, что в глобальной торговле экспорт культурной продукции играет всё более важную роль, поэтому Китай намерен расширять традиционный рынок культурных продуктов и претендовать на определённую часть рынка продуктов интеллектуального творчества. По сообщению Агентства Синьхуа, основанном на статистических данных, за пять лет объём экспорта культурной продукции КНР увеличился в 4 раза и составил в 2006 г. 10,32 млрд долл. США.
На внутреннем китайском рынке культура и интеллектуальные продукты стали важными объектами потребления. Более того, экономически развитые провинции и регионы КНР превращают культурную индустрию в опору экономики.
Рассматривая проблему в деятельностном аспекте, можно утверждать, что современная социально-культурная ситуация в КНР
свидетельствует о росте влияния культурных индустрий, которое отражается на общей организации экономики, общественной практики,
1. Вэньхуа чаньъе синь лунь (Новая теория культурной индустрии) / Под ред. Хуанбу Сяотао. - Чанша: Хунань жэньминь чубаньшэ, 2007.
2. Цюаньциухуа бэйцзин ся Чжунго вэньхуа чаньъелунь (Теория культурной индустрии Китая в условиях глобализации) / Под ред. Цзян Сяоли. -Чэнду: Сычуань дасюэ чубаньшэ, 2006. - С. 44.
Коротко об авторе__________________________________
Янь Шуфан, аспирантка кафедры востоковедения, Читинский государственный университет (ЧитГУ)
Научные интересы: культура КНР, традиционная культура, культурная индустрия
влияет на структуру занятости и нуждается в разработке новых управленческих технологий.
_______________________________Литература
3. 2007нянь: Чжунго вэньхуа чаньхе фач-жань баогао (2007 год: Доклад о развитии культурных индустрий в Китае) / Под ред. Чжан Сяо-мина, Ху Хуэйлиня, Чжан Цзяньгана. - Бэй-цзиншэхуэй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2007 (Вэньхуа лань пи шу).
____________________________________Briefly about author
Yang Shufan, graduate of Oriental Studies Department, Chita State University (ChSU)
Scientific interests: PRC culture, traditional culture, cultural industry