Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / компетенции / кружок / деятельность / обучение / formation / competence / circle / activity / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Анна Алексеевна

Проблема формирования технологических компетенций, обучающихся особенно актуальна в настоящее время, т.к. имеет большое влияние на построение всего учебного процесса. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания раскрывает определенные возможности для их формирования. Однако главная роль в этом принадлежит образовательной области «Технология». Новое содержание обучения по курсу «Технология» требует разработки соответствующего учебно-методического обеспечения, которое учитывает широкую вариативность содержания, уровневую дифференциацию, практико-ориентированную направленность, сочетание продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся. Он способствует практической ориентации учебного процесса и развитию навыков учащихся. Важно разработать соответствующее учебно-методическое обеспечение для успешной реализации этого метода в обучении технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the formation of technological competencies of students is especially relevant at the present time, because it has a great influence on the construction of the entire educational process. Each academic subject, depending on the subject content, reveals certain opportunities for their formation. However, the main role in this belongs to the educational field "Technology". The new content of the course "Technology" requires the development of appropriate educational and methodological support, which takes into account the wide variability of content, level differentiation, practice-oriented orientation, a combination of productive and reproductive activities of students. It contributes to the practical orientation of the educational process and the development of students' skills. It is important to develop appropriate educational and methodological support for the successful implementation of this method in teaching technology.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ»

Выводы. Подведя итог нашей работы исследование показало, что обучающихся можно заинтересовать в данном направлении. Объединение ИКТ и лоскутного шитья оправдало себя. Повторное анкетирование показало 100% заинтересованность обучающихся в кружковой деятельности по ДЛИ. На примере эко-сумок мы видим, что обучающиеся самостоятельно могут разработать модели, сконструировать выкройки. Идет развитие фантазии, индивидуальности, аккуратности и самореализации.

В процессе творческой работы в лоскутном шитье развиваются: Образное, конструктивное и аналитическое мышление. Воображение. Зрительная память.

Также приобретаются навыки:

Легкости и быстроты овладения знаниями и умениями.

Способности использовать их для решения задач в различных ситуациях, включая нестандартные. Уверенности в правильном принятии обоснованных решений и их успешной реализации.

При использовании техники лоскутного шитья можно изготовить не только эко - сумки, но многое другое, например, как: наборы диванных подушек, покрывало, наволочки, одежду и т.д. Эти вещи можно использовать не только в своем обиходе, но и подарить близкому человеку, который высоко оценивает ручной труд мастериц. Эти изделия все индивидуальны и выполняются с любовью и душевным трепетом мастерицы. Особенно ценны эти работы, выполненные вашим ребенком в школе. Цените, поддерживайте своих детей, которые начинают увлекаться каким-либо видом прикладного искусства. Ваша поддержка - это самое ценное и много значащие для вашего ребенка.

Литература:

1. Гордон, М. Лоскутное шитье: мотивы, узоры, техники. Как повысить свое мастерство / М. Гордон. - Москва: Ниола 21 век, 2001,- 128 с.

2. Лоренц, Н. Орнамент всех времен и стилей / Н. Лоренц. - Москва: Эксмо, 2010. - 47 с.

3. Мазурик, Т.А. Лоскутное шитьё. От ремесла к искусству / Т.А. Мазурик. - СПб.: Паритет, 2005. - 152 с.

4. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания в школе / Н.Н. Ростовцев. - Москва: Агар, 2000. - 176 с.

5. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями на 27 октября 2020 г)

Педагогика

УДК 378.2

магистрант 1 курса Захарова Анна Алексеевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Аннотация. Проблема формирования технологических компетенций, обучающихся особенно актуальна в настоящее время, т.к. имеет большое влияние на построение всего учебного процесса. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания раскрывает определенные возможности для их формирования. Однако главная роль в этом принадлежит образовательной области «Технология». Новое содержание обучения по курсу «Технология» требует разработки соответствующего учебно-методического обеспечения, которое учитывает широкую вариативность содержания, уровневую дифференциацию, практико-ориентированную направленность, сочетание продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся. Он способствует практической ориентации учебного процесса и развитию навыков учащихся. Важно разработать соответствующее учебно-методическое обеспечение для успешной реализации этого метода в обучении технологии.

Ключевые слова: формирование, компетенции, кружок, деятельность, обучение.

Annotation. The problem of the formation of technological competencies of students is especially relevant at the present time, because it has a great influence on the construction of the entire educational process. Bach academic subject, depending on the subject content, reveals certain opportunities for their formation. However, the main role in this belongs to the educational field "Technology". The new content of the course "Technology" requires the development of appropriate educational and methodological support, which takes into account the wide variability of content, level differentiation, practice-oriented orientation, a combination of productive and reproductive activities of students. It contributes to the practical orientation of the educational process and the development of students' skills. It is important to develop appropriate educational and methodological support for the successful implementation of this method in teaching technology.

Key words: formation, competence, circle, activity, training.

Введение. В современном контексте технология представляет собой системный подход к организации и оптимизации деятельности человека с целью достижения наилучших результатов при минимальных затратах всех ресурсов. Основные принципы оптимизации включают высокое качество продукции или услуг, ориентацию на потребителя, а не просто на количество произведенного продукта, а также эффективное использование ресурсов в широком смысле слова. Обучение учащихся в образовательной области «Технология» строится на основе конкретных технологических процессов, представленных в основных модулях. Предложенные сквозные образовательные линии представляют собой важный и разносторонний набор тем, которые могут обогатить содержание основного учебного модуля и обеспечить более глубокое понимание технологии [1].

Кружковая работа, одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности. Кружковая работа осуществляется в процессе внеурочной работы в образовательных учреждениях (школы, гимназии, училища и т.п.), а также в учреждениях дополнительного образования (дома творчества, дома культуры, клубы и т.п.).

Задача кружков - углублять и расширять кругозор учащихся, удовлетворять их интересы и запросы, развивать творческие способности, прививать практические умения и навыки и приобщать к общественно полезному и производительному труду.

При использовании технологической компетенции необходимо учитывать, что на процесс подготовки конкурентоспособного ученика влияет множество внутренних и внешних факторов. Реализация алгоритма формирования технологической компетенции будущего «мастера на все руки» возможна, только в случае использования комплексного подхода к ее реализации, который был синтезировал все самое существенное, относящееся к сути и особенностям процесса такой подготовленности.

Исходя из выше сказанного, и была выбрана тема данной статьи и направление работы: «Формирование технологической компетентности у обучающихся общеобразовательных школ».

Изложение основного материала статьи. Для формирования технологической компетентности у учащихся в нашей школе ведутся разнообразные учебные и внеклассные мероприятия, такие как уроки технологии, предпрофильная подготовка, профильное и профессиональное обучение, а также работа в кружках и музеях, которые способствуют более глубокому и практическому освоению технологий. Мы считаем, что это поможет учащимся успешно справляться с вызовами современного мира и готовиться к будущим карьерным возможностям в технологических областях.

Технологическая компетенция означает готовность к пониманию инструкций, описаний технологических процессов и последовательности действий, а также к тщательному и точному выполнению этих инструкций и технологических процедур.

В процессе планирования и при проведении занятий с учетом формирования технологической компетенции учащихся следует:

- использовать различного рода алгоритмы, памятки самостоятельного выполнения упражнений (причем старшеклассников нужно научить самостоятельно их составлять);

- отводить значительную роль отработке умений формулировать учебную задачу в виде вопроса в любой форме: графической, знаковой, словесной;

- преобразовывать текстовую информацию в форме таблиц, графиков, схем, диаграмм;

- писать конспекты, составлять планы ответов;

- формулировать выводы, обобщать, выделять главное, находить причинно-следственные связи и общие способы решения учебных задач;

- обучать школьников проектировать и корректировать собственную деятельность, осуществлять самоанализ, самоконтроль и самооценку выполняемой деятельности.

При этом очень важным моментом является использование парной и групповой форм организации познавательной деятельности учащихся. При организации контроля усвоения знаний необходимо добиваться умений выделять главное, высказывать обобщенные суждения.

С целью формирования технологических компетенций у учащихся разработана учебная программа кружка «Домашний мастер» в неделю отводится 1 час, в год 35 часов.

Задачи включают в себя:

■S Способствовать развитию патриотизма у учащихся.

■S Формировать навыки мужского мастерства.

■S Обучать использованию современных станков для производства готовой продукции.

■S Развивать знания и практические навыки в области деревообработки, оценки состояния и улучшения окружающей среды в своей местности.

■S Формировать мотивацию, потребности и привычки, способствующие экологически обоснованному поведению и здоровому образу жизни.

Для проверки эффективности технологических компетенций проводилось тестирование на знания и умения учащихся применять их на практике. Всего в эксперименте участвовали 24 учащихся: 12 из которых контрольная группа, 12 экспериментальная группа. Содержание итоговых знаний определяется исходя из анализа требований к усвоению того учебного материала, которому такие знания должны предшествовать.

Для оценки базовых знаний, учащихся мы провели тестирование по методике A.B. Хуторского и проанализировали их ответы.

Таблица 1

Структура содержания проверки опорных знаний

Компонент технологических компетенций Знания и умения учащихся

«Научно-техническая информация и технологическая документация»: личностный и аксиологический компоненты; операционно- деятельностный - навыки работы с разнообразной технической информацией в форме чертежей, схем, эскизов, технологических карт, инструкций к техническим объектам; - навыки самостоятельной разработки чертежей и технологических карт, построения графиков выполнения изделий и проектов.

« Технологические процессы и системы»: когнитивный, операционно- деятельностный - знания о социальных и функциональных основах техники и технологий; - знания о современной технике и технологических процессах по сферам экономики (производство, транспорт, сфера услуг, сельское хозяйство, строительство, связь и коммуникации, и пр.); - умения работать с ручным и электрифицированным инструментом, станками и оборудованием.

«Исследование материалов и структур»: когнитивный, операционно- деятельностный - знания о материалах и процессах электротехники и микроэлектроники, наноматериалах в старших классах -исследовательские умения (на примере изучения свойств различных материалов (глина, металл, древесина,синтетические материалы, ткани); - навыки использования изученных свойств для обработки и создания проектных изделий.

«Моделирование и конструирование»: операционно-деятельностный - умения моделирования (создание моделей от замысла, эскиза, чертежа до воплощения на практике) и конструкторского мышления при изготовлении механизмов, машин, зданий, помещений, бытовых изделий, одежды и пр.

На констатирующем этапе была проведена первичная диагностика уровня знаний, умений, учащихся в контрольной и экспериментальной группах. Показатели начального тестирования сформированности технологических компетенций у обучающихся 9-10 классов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень сформированности технологических компетенций в контрольной и экспериментальной группах в

начале эксперимента

Этап/группы контрольная группа экспериментальная группа

констатирующий этап 36% 39%

По результатам тестов в начале эксперимента мы выявили исходный уровень сформированности технологических компетенций у обучающихся в контрольной и экспериментальной группах. По результатам можем отметить, что уровень сформированности технологических компетенций в контрольной группе и в экспериментальной группах практически одинаковые 36% и 39%.

На формирующем этапе проводились занятия, направленные на обучение учащихся технике изготовления мебели во время кружковых занятий. В качестве контрольной группы была выбрана группа, которая не посещают кружок «Домашний мастер». Учащиеся, составляющие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

На контрольном этапе была осуществлена повторная диагностика уровня знаний, умений, учащихся в контрольной и экспериментальной группах, проведен анализ полученных результатов.

Таблица 3

Уровень сформированности технологических компетенций в конце эксперимента

Этап/группы контрольная группа экспериментальная группа

контрольный этап 45% 70%

Как видно из таблицы в конце эксперимента результат стал совсем иным. В контрольной группе повысилось на 9% больше, а в экспериментальной группе 31%.

По данным контрольной диагностики можно сделать вывод о том, что уровень сформированности технологических компетенций у обучающихся экспериментального класса повысился. Следовательно, применение различных форм и методов обучения при проведении уроков у обучающихся среднего подросткового возраста является действенным инструментом развития мотивации, интереса к деятельности, что необходимо для формирования и повышения у них уровня технологических компетенций.

Таким образом, по результатам проведенных занятий можно наблюдать положительную динамику. Однако, для формирования технологических компетенций проведения и анализа всего трёх занятий недостаточно, для получения устойчивого результата применение таких занятий должно носить системный характер. Система формирования компетенций, особенно технологических, должна носить личностно-ориентированный характер.

Только при учёте особенностей, склонностей, интересов каждого ученика, мы сможем развить у него именно те качества, которые в последствии пригодятся ему для определения с будущей профессией, успешности, роста как профессионала.

Выводы. Для эффективного развития технологических компетенций необходимо, чтобы школьники проявляли заинтересованность и активное участие, осознавали важность будущих знаний и навыков для своей профессиональной и личной жизни. Это осознание способствует более успешному и продуктивному обучению.

В ходе экспериментальной работы мы убедились, что эффективное формирование компетенций возможно лишь в том случае, если обучаемый занимает в процессе обучения активную, деятельностную позицию, является субъектом познавательной и преобразовательной деятельности. Следовательно, необходимым условием формирования технологических компетенций оказывается активизация учебной деятельности.

Разработанный нами кружок по технологии по стандартам ФГОС был апробирован в рамках педагогического эксперимента и показал свою эффективность в формировании технологических компетенций у обучающихся (самостоятельное создание новых объектов, осуществление технологических процессов или приемов выполнения трудовых операций), что позволяет подтвердить гипотезу.

Литература:

1. Алхукова, А.И. Технологии формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей педагогического колледжа: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Алхукова Анастасия Ивановна. - Орёл, 2004. - 124 с.

2. Атутов, П.Р. Концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе / П.Р. Атутов, O.A. Кожина, В.П. Овечкин. - Москва: Новая философская энциклопедия, 2001. - Т. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.