Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ТВОРЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ТВОРЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ЦЕНТРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА / TECHNICAL CREATIVITY / CAPACITIES FOR CREATIVE PROJECT ACTIVITY / STUDENTS OF TECHNICAL CREATIVITY CENTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисовская А. И.

Актуальность статьи заключается в необходимости формирования у обучающихся способностей к творческой проектной деятельности. Развивать способности ребенка к творческой деятельности важно начинать с раннего возраста, поскольку это сложный процесс, происходит у каждого ребенка индивидуально. На занятиях в центрах творчества, а особенно технического творчества, учащиеся вырабатывают устойчивое желание к творческой проектной деятельности, а через эту деятельность развивают свои творческие способности. В статье представлено авторское определение готовности к творческой проектной деятельности, проектная технология и критериально-диагностический аппарат оценивания уровней сформированности готовности учащихся к творческой проектной деятельности. Приведены результаты опытно-экспериментальных исследований, подтверждающих эффектность и целесообразность использования проектирования как инновационной технологии обучения. Статья может быть полезна для руководителей и педагогов, работающих в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лисовская А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO PROMOTE CREATIVE PROJECT ACTIVITY AMONG THE CHILDREN STUDYING AT TECHNICAL CREATIVITY CENTERS

The relevance of the article is caused due to the need to encourage children to use their ability for creative project activity. As developing a child’s creativity is strictly individual, it is of primary importance to start this process since early childhood. Centers of children’s creativity, especially technical creativity, promote students’ sustainable interest to carry out creative project activity, and through this activity help them to develop their creative capacities. The author suggests a project technology and a criterium-diagnostic apparatus to evaluate student’s readiness for creative project profession-oriented activity. The article contains the results of research experiments, which prove the efficiency and usefulness of innovative learning technology. The article may be of practical value for managers and teachers working in the supplementary education system.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ТВОРЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

УДК 371.3

Формирование способностей к творческой проектной деятельности обучающихся центров технического творчества

How to promote creative project activity among the children studying at technical creativity centers

Лисовская А.И., муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга успеха» г.о. Самара, lis_anya@bk.ru

Lisovskaya A., the municipal budgetary institution of supplementary education "The center of children's creativity "Raduga uspekha (Rainbow of success) ", Samara, lis_anya@bk.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.027

Ключевые слова: техническое творчество, способность к творческой проектной деятельности, обучающиеся центров технического творчества.

Keywords: technical creativity, capacities for creative project activity, students of technical creativity centers.

Аннотация. Актуальность статьи заключается в необходимости формирования у обучающихся способностей к творческой проектной деятельности. Развивать способности ребенка к творческой деятельности важно начинать с раннего возраста, поскольку это сложный процесс, происходит у каждого ребенка индивидуально. На занятиях в центрах творчества, а особенно технического творчества, учащиеся вырабатывают устойчивое желание к творческой проектной деятельности, а через эту деятельность развивают свои творческие способности. В статье представлено авторское определение готовности к творческой проектной деятельности, проектная технология и критериально-диагностический аппарат оценивания уровней сформированности готовности учащихся к творческой проектной деятельности. Приведены результаты опытно-экспериментальных исследований, подтверждающих эффектность и целесообразность использования проектирования как инновационной технологии обучения. Статья может быть полезна для руководителей и педагогов, работающих в системе дополнительного образования.

Abstract. The relevance of the article is caused due to the need to encourage children to use their ability for creative project activity. As developing a child's creativity is strictly individual, it is of primary importance to start this process since early childhood. Centers of children's creativity, especially technical creativity, promote students' sustainable interest to carry out creative project activity, and through this activity help them to develop their creative capacities. The author suggests a project technology and a criterium-diagnostic apparatus to evaluate student's readiness for creative project profession-oriented activity. The article contains the results of research experiments, which prove the efficiency and usefulness of innovative learning technology. The article may be of practical value for managers and teachers working in the supplementary education system.

Введение. Система дополнительного образования получила широкое развитие в нашей стране в 30 годы прошлого столетия. Создавались всевозможные клубы, кружки, открывались студии, Дворцы пионеров и школьников. Вся эта образовательная система была направлена на создание благоприятной среды для развития творческого потенциала учащихся. В процессе массового увлечения учащихся техническим творчеством страна получила высококлассных рабочих, талантливых инженеров,

проектировщиков, конструкторов и т.д. В настоящее время центры дополнительного

образования, центры технического творчества работают в новом формате, поскольку изменилось время, требования к воспитанию и обучению.

В центр технического творчества обучающиеся обычно попадают либо во время экскурсии с классом, либо за компанию с другом и очень редко, когда ребенок приходит целенаправленно в данный кружок, имея определенное желание и интерес к конкретному виду деятельности. Но не исключено, что интерес появился в семье, либо на примере старшего брата, либо отца и только очень редко на примере

любимого героя произведения. В любом случае разнообразие видов технического творчества (авиа-моделирование, авто-моделирование,

ракетостроение, судо-моделирование,

робототехника и беспилотные летательные аппараты) помогает учащимся определиться с будущей профессией. Например, в Самарском регионе, где успешно развивается ракетно-космическая и автомобильная отрасли, восстанавливается тяжелая промышленность, инженерно-технические профессии и рабочие специальности очень востребованы.

Итак, попадая в центр технического творчества, школьник видит на полках, витринах различные технические макеты и модели самолетов, автомобилей, судов, роботов, беспилотников и именно в этот момент он определяется с выбором направления своей деятельности и кружка. Изготовление любой модели - это проект, который может быть разбит на несколько модулей (изготовление корпуса, винтовой группы и т.д.). Каждый из этих этапов связан с творчеством.

В контексте нашего исследования можно обнаружить различные подходы к определению понятия «творчество». Мещеряков и Зинченко определяют творчество: «это практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (крайне мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты) [2, с.536]. В другом словаре «творчество предполагает у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной,

оригинальностью, уникальностью» [9, с.646]. В большой Советской энциклопедии «деятельность, порождающее нечто новое, отличающееся неповторимостью, уникальностью...» [12, с.1314]. В психологической литературе огромное место отводится изучению понятия и процессов «творчества». Этим занимались отечественные психологи: Выготский Л.С. и Рубинштейн С.Л., Матюшкин А.М., Брушлинский А.В., Тихомиров О.К.; зарубежные: Гилфорд Дж., Стернберг Р., Рознули Дж., Хеллер К., но эти теории не выходят за рамки поэлементного анализа. Для отечественной психологии характерно совмещение двух парадигм тестологической и процессуально-деятельностной. Д.Б.

Богоявленской предложен метод «креативного поля». В качестве единицы измерения творческих способностей автор рассматривает понятие «интеллектуальная инициатива» как синтез интеллектуальной и мотивационной структуры личности, проявляющийся в продолжении

мыслительной деятельности за пределами исходных требований. Интеллектуальная инициатива проявляется в самостоятельной постановке исследовательской задачи, в выходе за пределы требуемого задания [1, с.385].

Проведенное нами исследование по формированию способностей учащихся центра технического творчества к творческой проектной профессионально-ориентированной деятельности за исходную позицию было принято определение готовности учащихся.

Готовность обучающихся учреждений дополнительного образования к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности - это интегративный многокомпонентный феномен, адекватно отражающий его готовность на основе приобретенных знаний, умений, навыков и личностных профессионально-значимых качеств: выбирать тему проекта; находить, обобщать и анализировать информацию об аналогах и прототипах проектируемого объекта; выявлять противоречия между конструктивно -технологическими решениями, выявленными у аналогов и прототипов и конструктивно -технологическими решениями проектируемого объекта и на их основе сформулировать проблему проектных исследований; находить рациональное решение проблемы разработки макета или натурного образца проектируемого объекта; выбирать материалы для изготовления деталей проектируемого объекта (дерево, ткань, бумага, металл, пластик) и инструменты для обработки деталей технического объекта; изготавливать с использованием ручных инструментов и простейшего станочного оборудования макет, модель или натурный образец проектируемого объекта; осуществлять монтаж, сборку деталей проектируемого изготовленного объекта; испытать, апробировать разработанную модель, макет, натурный образец проектируемого объекта; подготовить аргументируемый отчет и презентационные материалы по выполненному объекту; публично продемонстрировать (на выставке, конференции, семинаре) выполненный макет, модель или натурный образец спроектированного объекта и сделать по нему презентацию [6].

Как говорилось выше, учащийся, выбирая тот или иной вид деятельности, совсем не обязательно, что он сделает это одномоменто, то есть попадет в тот кружок, который будет соответствовать его ожиданиям и захватит целиком. Многие сегодняшние школьники, в соответствии с современными реалиями, не всегда могут пользоваться измерительными

приборами, инструментами для выпиливания, строгания, долбления и т.д., но практически все знакомы с элементами конструктора «Лего», на основе которого проводятся различные соревнования: «Сумо», «Кегельринг», «Робофутбол» и т.д., что впечатляет ребенка и также позволяет раскрыть его возможности и способности. Учащийся самостоятельно отдает предпочтение определенному виду деятельности.

Творческая проектная деятельность организуется так, чтобы целью познавательных действий учащихся было не просто усвоение нового или углубление освоенного в основной школе содержания учебного материала, а решение определенных возможностей на основе этого содержания, чтобы имело место активное применение приобретенных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе полученного знания, чтобы учащиеся четко представляли, как можно использовать усвоенную ими теорию на практике.

В последнее время проектная технология получила высокое признание и широкое использование во всех сферах и уровнях образования, в том числе дополнительного образования благодаря ряду основных ценностей и преимуществ по сравнению с другими традиционными и инновационными

технологиями.

Выбор темы проектирования учащимися очень важен и ответственен. Метод проектов ориентирован на самостоятельную творческую проектную деятельность учащихся, которая выполняется либо индивидуально, либо группой обучающихся под руководством (или с помощью) педагога в течение определенного отрезка времени. В результате проектирования у обучающихся формируются умения, и закрепляются навыки организации

самостоятельной работы: добывание

необходимой информации из библиографических источников, патентных фондов, сети Интернет; самостоятельное принятие решений при рассмотрении многокритериальных

оптимизационных задач; техническое и графическое оформление результатов работы; презентаций своих разработок. А также формирование ряда других компетенций, требующих проявления личной инициативы и предприимчивости. Педагог должен подготовить ученика к выбору темы творческого проекта, не должно быть навязывания упрощенных или удобных тем проектной деятельности [7;8]. Сущность и ценность метода проектов состоят в том, что они позволяют учащимся выбирать

деятельность по своим интересам, по своим силам, что будет создавать мотивацию познания и способствовать зарождению интереса к последующим делам, побуждать учащихся активно использовать имеющиеся знания и умения, самостоятельно добывать новые знания, вырабатывать умения и навыки решения конкретных задач. Проектирование позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление стать созидателем чего-то нового, осознавать себя творцом при работе с «непослушными инструментами» и «неподатливыми

материалами», с «умными машинами» и «технологическими системами». В процессе проектирования у учащихся вырабатываются и закрепляются навыки анализа и способности оценивать всевозможные разноплановые ситуации; разрабатывать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей; развивать умения выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям, способ изготовления объекта проектной деятельности (продукта труда) [4;10].

Необходимо предоставить обучающемуся свободу выбора темы проекта, ознакомиться с его желанием выполнять работу в команде или полностью самостоятельно, заранее оговорить сроки выполнения данного проекта и материалы, повторить определенные умения по обращению с инструментами и материалами. Процесс такого обсуждения может быть непродолжительным, а иногда он занимает значительное время на раздумье, на уточнение темы проектной деятельности, поскольку интересы обучающегося могут лежать в различных плоскостях, это может быть теоретическое исследование, либо практическое изготовление какого-то макета или модели, изготовление какой-то поделки и т.д. [3].

Творческая деятельность учащихся стимулируется созданием атмосферы творческой среды и исследовательской свободы. Однако объект проектирования должен быть взят из реальной жизни, обучающийся должен быть знаком с поставленной проблемой, для решения которой у него должны быть определенные знания на данный момент и пропедевтические, которыми он должен овладеть при выполнении данного проекта. Далее происходит «вживание» в проект, делается анализ проектируемого объекта, определяется его новизна, обозначается общественно-значимая ценность. Затем необходимо составить план выполнения проекта. Способен ли обучающийся изготовить с использованием имеющихся инструментов и

простейшего станочного оборудования детали и составные части проектируемого объекта (макета, модели, образца), смонтировать и наладить предполагаемый объект проектной деятельности. Затем сделать анализ проделанной работы и составить аргументированный отчет и презентацию выполненного творческого проекта. Выполненную работу и объект/модель необходимо публично (на выставке, семинаре, на конференции) продемонстрировать и эффективно презентовать. Важной организационно-методической характеристикой творческих проектов является форма представления результатов проектной деятельности учащихся: технические характеристики и описание, рабочие чертежи, макеты моделей, готовые изделия, опытные образцы технических объектов и приборов. В последнее время стало традиционным представлять результаты проектных разработок в виде компьютерных презентаций, что при современном уровне подготовки учащихся по ГГ-технологиям стало общедоступным для большинства занимающихся в Центрах дополнительного образования.

Младшие школьники также заинтересованы организацией проектной деятельностью, но для них более приемлемы игровые проекты, которые используются в основном в целях формирования у них смекалки, инициативы и творческого мышления. При этом в качестве тем могут быть использованы сюжеты сказок народов мира, интеллектуальные и логические игры, компьютерные игры и т.п. С большим интересом проходят ролевая игра и квест-игра по станциям с изучением историй изобретений, открытий, выполнением творческих заданий, созданием фантазийных изобретений. В таких проектах композиция игры только намечается и остается открытой до ее завершения. Участники игры принимают на себя роли, обусловленные содержанием и характером проекта. Это могут быть литературные герои или выдуманные персонажи, которые имитируют социальные ситуации и межличностные отношения, решают поставленные задачи.

Одной из основных целей проектной деятельности является развитие и формирование у учащихся ряда социально-культурных компетенций: умения работать с информацией, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других и работать в команде.

Другой, не менее важной, целью является ранняя социализация учащихся в коллективах центра технического творчества в процессе совместной деятельности над проектами, коммуникации со сверстниками, педагогами.

Третья немаловажная цель - ранняя профессиональная ориентация (знакомство с инженерно-техническими профессиями),

предпрофессиональная подготовка (умение работать с определенными инструментами, элементарным станочным оборудовании и т.д.) и профессиональное самоопределение подростков (выбор ВУЗа или ССУЗа технической направленности).

Успешное осуществление любой

человеческой деятельности даже при наличии определенных способностей зависит от сочетаний качеств личности, таких как устойчивые потребности, целевые установки, интересы, склонности, идеалы и её эмоционально-волевые свойства. Способности и личностные качества тесно связаны с положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, переходящие на высоком уровне развития в страстную увлеченность, в жизненную потребность в этом виде деятельности. Однако и этого набора качеств для успешности в какой-либо деятельности недостаточно, необходим ряд черт характера, прежде всего это трудолюбие, организованность, целеустремленность и настойчивость. Все талантливые люди утверждают, что талант - это труд, умноженный на терпение, и огромная работоспособность [11]. Творческая проектная деятельность в сфере технического творчества может способствовать формированию личностных и профессиональных качеств для дальнейшей результативности и успешности обучающихся в общественно-полезной и профессиональной деятельности.

Материалы и методы исследований. В ходе работы над данной темой нами разработан критериально-диагностический аппарат

измерения оценки сформированности уровней готовности учащихся центров технического творчества к выполнению творческой проектной профессионально-ориентированной деятельности, содержащий в своей структуре следующие компоненты: критерии уровней сформированности когнитивного,

операционального и деятельностного

компонентов. Разработан пакет соответствующих контрольных тестов для оценивания сформированное™ готовности по 100 балльной шкале и ранжированных на три уровня: базовый, высокий и повышенный; методика вычисления интегральных значений готовности учащихся центров технического творчества к творческой проектной деятельности по выявленным показателям уровней сформированности.

С целью выявления эффективности функционирования инновационной технологии формирования у учащихся готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности в октябре 2016 г. проводились экспериментальные исследования на базе Центра детского творчества «Радуга успеха» городского округа Самара. В эксперименте участвовал 161 учащийся, из числа которых были сформированы контрольная и экспериментальная группы.

Контрольная группа (выборка 82 человека) -учащиеся 7 - 10 классов общеобразовательных школ, успешно совмещающие свои занятия в школе с творческой проектной деятельностью в объединениях «Трассовый автомоделизм», «Комнатные летающие авиамодели». Проектная творческая деятельность учащихся контрольной группы организована по традиционной технологии наставничества [5].

Экспериментальная группа (79 человек) -учащиеся 7 - 10 классов общеобразовательных школ города, совмещающие занятия в школе с творческой проектной деятельностью в Центре детского творчества «Радуга успеха» в объединениях «Робототехника», «Скоростные автомодели», «Авиамоделизм». Проектная творческая деятельность учащихся

экспериментальной группы организована и реализуется по разработанной нами инновационной педагогической технологии.

Опытно-экспериментальные исследования мы начали с констатирующего эксперимента, установив исходный уровень готовности обучающихся к творческой профессионально -ориентированной деятельности; а также смогли оценить, правомерно ли сформирован состав контрольной и экспериментальной групп по стартовым, исходным показателям качества готовности к творческой проектной деятельности.

С этой целью в октябре 2016 г. учащиеся контрольной и экспериментальной групп подверглись диагностированию по тестам на выявление у них уровней сформированности когнитивной и операционной готовности к творческой проектной деятельности.

Результаты эксперимента. Учащиеся обеих групп прошли тестирование на выявление у них уровней сформированности когнитивной, операциональной и деятельностной готовности к творческой проектной деятельности.

Поскольку априори известно, что большинство учащихся поступили в Центр детского творчества, не имея опыта проектной деятельности и навыков выполнения трудовых операций по изготовлению макетов, моделей и опытных образцов и профессионально-ориентированных объектов, то экспертные оценки по сформированности когнитивного, операционального и деятельностного

компонентов готовности делались по результатам собеседований с учащимися [5].

Формирующий эксперимент проводился на базе Центра детского творчества «Радуга успеха» г. Самара в течение двух лет в процессе апробации и внедрения в образовательный процесс инновационной педагогической технологии формирования у учащихся готовности к творческой проектной деятельности.

В процессе были разработаны и практически апробированы методы, способы и средства формирования и отслеживания (оценивания) уровней готовности учащихся центров технического творчества к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности.

Обобщенные полученные данные по показателям уровней сформированности когнитивного, операционального и

деятельностного компонентов готовности учащихся контрольной и экспериментальной групп к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности на итоговом срезе констатирующего эксперимента показали, что количество учащихся экспериментальной группы выполняющих творческие проекты по разработанной инновационной технологии за 2 года на повышенном уровне, выросло в 1,5 раза; количество учащихся выполняющих творческие проекты на высоком уровне - в 2 раза, по сравнению с учащимися контрольной группы, см. таблицу 1.

Состав групп Показатели Уровни показателей сформированности

Ниже базового Базовый (граничный) Повышенный Высокий

Контрольная (82 чел) % к выборке 4,9 47,7 26,9 19,5

Экспериментальная (79 чел) % к выборке 2,5 10,1 57 30,4

Таблица 1. - Сравнительно-сопоставительные показатели по уровням сформированности у учащихся контрольной и экспериментальной групп готовности к творческой проектной деятельности на итоговом срезе формирующего эксперимента

В конце эксперимента в 2018-2019 учебном году число учащихся Центра «Радуга успеха», повысивших свой технический уровень развития через проектную деятельность и получивших награды в конкурсных мероприятиях различного уровня, увеличилось на 138 человек из них: Всероссийский фестиваль робототехники в конкурсе творческих проектов - 2 диплома I степени и 2 сертификата участников; Международный конкурс поделок - 2 лауреата, диплом I и II степени; Всероссийские творческие конкурсы - 2 диплома I степени, 2 диплома II степени, Городская конференция по научно-техническому творчеству «Инновация, изобретения, технологии» - 1, 2, 3 место и т.д.

Результативность реализованной проектной технологии подтверждается так же позитивным процессом профессионального становления выпускников центра технического творчества, подавляющее большинство которых - 85%, поступают в технические колледжи, техникумы и ВУЗы по специальностям и профилям, которые культивируются в центре технического творчества «Радуга Успеха» г. Самары.

Заключение. Современное российское образование нацелено на повышение его эффективности и конкурентоспособностина мировом рынке образовательных услуг, обеспечивая инновационный характер развития, используя инновационные технологии, которые способствуют улучшению качества образования.

В связи с этим возрастает потребность в таких инновационных технологиях, которые направленны на формирование у обучающихся творческих способностей к проектной деятельности, предоставление возможностей разработки и реализации научно-технических проектов.

Творческая проектная деятельность организуется так, чтобы целью познавательных действий учащихся было не просто усвоение нового или углубление освоенного в основной школе содержания учебного материала, а получение практического результата на основе полученного знания, чтобы обучающиеся четко представляли, как можно использовать усвоенную ими теорию на практике.

Готовность обучающихся учреждений дополнительного образования к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности - это интегративный многокомпонентный феномен, адекватно отражающий его готовность на основе приобретенных знаний, умений, навыков и личностных профессионально-значимых качеств

Проектная деятельность как технология творчества предоставляет обучающимся выбор пути инновационного развития и профессионального самоопределения.

Потребность в таких технологиях растет и изменяет представление о традиционной образовательной деятельности.

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: монография / Д.Б. Богоявленская. -Самара: Издательский дом «Федоров», 2009. - 416 с.

2. Большой психологический словарь; под. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 672 с.

3. Кравцов П.Г., Михелькевич В.Н. Выбор тематики, структуры и содержания выпускной квалификационной работы в условиях неопределенности: сборник / П.Г. Кравцов, В.Н. Михелькевич // Материалы междунар. конф. «Человек в условиях неопределенности». - СамГТУ-2018. -Самара. - Т. 2. - С. 147-150.

4. Лисовская А.И. Использование технологии «свободного труда» С. Френе в системе дополнительного образования / А.И. Лисовская, Л.П. Овчинникова, В.Н. Михелькевич. - Казанская наука. -№ 11. - С. 179-182.

5. Лисовская А.И. Критериально-диагностический аппарат и результаты эксперимента оценивания эффективности технологии формирования у учащихся готовности к творческой профессионально ориентированной проектной деятельности / А.И.

Лисовская // Молодой учёный. - 2019. - № 17(255). - С. 221.

6. Лисовская А.И. Проектные технологии в техническом творчестве обучающихся / А.И. Лисовская // Инновационные педагогические технологии / Материалы УШ Международной научной конференции. - 2018. - С. 101-104.

7. Михелькевич В.Н. Теоретико-методические основы организации проектной деятельности учащихся в центрах детского и юношеского творчества / В.Н. Михелькевич, Л.П. Овчинникова, А.И. Лисовская. -Самара: Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6. - № 1(18). - С. 197-201.

8. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие / В.Н. Михелькевич, В.М. Нестеренко, П.Г. Кравцов. - Самара: Изд-во СГТУ, 2004. - 91 с.

9. Новейший психологический словарь; под ред. В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха. - Ростов н/Дону.: Феникс, 2005. - 808 с.

10. Овчинникова Л.П. Проектная технология -эффективное направление интенсификации профессиональной подготовки студентов-заочников /

Л.П. Овчинникова // Казанская наука. - Казань. - 2013. - № 3. - С. 221-224.

11. Селевко Г.К. Технология свободного труда С.Френе / Г.К. Селевко; в кн. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х томах. - Т. 1. - С.

756-759. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

12. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 1600 с.

References:

1. Epiphany D.B. Psychology of creative abilities: monograph / D.B. Epiphany. - Samara: Publishing House "Fedorov", 2009. - 416 p.

2. A large psychological dictionary; under. ed. B. Meshcheryakova, V. Zinchenko. - SPB.: Prime-EUROSNAK, 2005. - 672 p.

3. Kravtsov P.G., Mikhelkevich V.N. The choice of topics, structure and content of the final qualifying work in the face of uncertainty: collection / P.G. Kravtsov, V.N. Mikhelkevich // Materials of the international. conf. "Man in the face of uncertainty." - SamGTU-2018. - Samara. - T. 2. - S. 147-150.

4. Lisovskaya A.I. Using the technology of "free labof' S. Frenet in the system of additional education / A.I. Lisovskaya, L.P. Ovchinnikova, V.N. Mikhelkevich. -Kazan science. - № 11. - S. 179-182.

5. Lisovskaya A.I. Criteria and diagnostic apparatus and the results of an experiment for evaluating the effectiveness of technology for forming students' readiness for creative professionally oriented project activities / A.I. Lisovskaya // Young scientist. - 2019. - № 17 (255). - S. 221.

6. Lisovskaya A.I. Design technologies in the technical creativity of students / A.I. Lisovskaya // Innovative pedagogical technologies / Materials of the VIII

International Scientific Conference. - 2018. - S. 101-104.

7. Mikhelkevich V.N. Theoretical and methodological foundations of the organization of project activities of students in the centers of children and youth creativity / V.N. Mikhelkevich, L.P. Ovchinnikova, A.I. Lisovskaya. -Samara: Samara Scientific Bulletin. - 2017. - T. 6. - № 1 (18). - S. 197-201.

8. Mikhelkevich V.N., Nesterenko V.M., Kravtsov P.G. Innovative pedagogical technologies: a training manual / V.N. Mikhelkevich, V.M. Nesterenko, P.G. Kravtsov. - Samara: Publishing house of SSTU, 2004. - 91 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. The latest psychological dictionary; under the editorship of B. B. Shapar, V.E. Rossokha. - Rostov n / Don.: Phoenix, 2005. - 808 p.

10. Ovchinnikova L.P. Design technology - an effective direction of intensification of professional training of part-time students / L.P. Ovchinnikova // Kazan Science. - Kazan. - 2013. - № 3. - S. 221-224.

11. Selevko G.K. Technology of free labor S.Frene / G.K. Selevko; in the book. Encyclopedia of educational technology: in 2 volumes. - T. 1. - S. 756-759. - M.: Research Institute of School Technologies, 2006. - 816 p.

12. Soviet Encyclopedic Dictionary. - M.: Soviet Encyclopedia, 1987. - 1600 p.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.