Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ / ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сварковская Лина Андреевна

В статье изложены результаты теоретического исследования по анализу современных форм организации работы в дошкольной образовательной организации с целью формирования театральной культуры дошкольника. Обоснована актуальность знакомства детей с театром как видом искусства и формирования театральной культуры у дошкольников. Проведен анализ основных отечественных исследований по данной теме за последние десять лет. Приведена статистика не посещающих театр детей-дошкольников и указаны причины сложившейся ситуации. Представлено авторское толкование понятие «театральная культура дошкольника». В качестве основных ее компонентов выделены: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный. Автором перечислены задачи, которые необходимо реализовать при формировании каждого из компонентов. Рассмотрены формы организации работы в детском саду по формированию названных компонентов театральной культуры. Приведены примеры тем и видов бесед на разных этапах работы, тематика педагогических проектов, раскрыто содержание театральных занятий и индивидуальной работы с детьми. Описаны возможные формы работы театрального кружка (студии) по темам: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя. В выводах отмечено, что основными современными формами работы являются: беседы, театральные занятия и интегрированные занятия, экскурсии (в т.ч. видео-экскурсии), театрализованные игры (имитации, драматизации, импровизации), педагогические проекты, посещение спектаклей, просмотр видеоспектаклей, индивидуальная работа с детьми, театрализованные развлечения и утренники, театральные кружки и студии. Перспективу дальнейшего исследования автор видит в создании критериальной характеристики для оценки уровня сформированности театральной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THEATRE CULTURE IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE: FORMS OF WORK ORGANIZATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article presents the results of theoretical research on the analysis of modern forms of work organization in preschool educational organizations to form the theater culture of preschool children. The relevance of introducing children to the theater as a form of art and the formation of the theater culture of preschool children is explained. The analysis of basic domestic research on this topic for the past ten years is conducted. The statistics of preschool children who do not go to the theater are given and the reasons for such a situation are indicated. The author's interpretation of the concept "the theater culture of preschool children" is presented. The following components are singled out as its main ones: cognitive, emotional and value, active. The author lists the tasks that must be implemented in the formation of each of the components. The forms of work organization in kindergarten on the formation of the named components of theater culture are considered. Examples of topics and types of conversations at different stages of work, topics of pedagogical projects, the content of theatrical classes and individual work with children are disclosed. Possible forms of work of a theater club (studio) on the following topics are described: characteristics of theater art; types of theater art; the origin of the play; theater outside and inside; the culture of the audience. The conclusion notes that the main modern forms of work are: conversations, theatrical classes and integrated classes, excursions (including video excursions), theatrical games (imitation, drama, improvisation), pedagogical projects, visiting performances, watching video performances, individual work with children, theatrical entertainment and matinees, theatrical clubs and studios. The author sees the prospect of further research in the creation of the criterion characteristics to assess the level of formation of the theater culture in children of senior preschool age.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

толерантности, высоких нравственных принципов, социокультурных ориентиров бережного отношения к истории и культуре своего народа.

Литература:

1. Дьячкова, Т.В. Формирование российской гражданской идентичности подростка: потенциал детского общественного объединения / Т.В. Дьчкова // Вестник Томского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - 2015. - № 4. - С. 316-324

2. Маликова, Е.В. Психолого-педагогические основы изучения проблемы гражданской идентичности современных подростков / Е.В. Маликова, Е.В. Жихарева // Формирование гражданской идентичности как фактор закрепления молодых кадров в регионе: междун. научн.-практ. конференция. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. - С. 12-19

3. Мирошкина, М.Р. Развитие воспитательной функции детских общественных объединений в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации: научн.-метод. рекомендации / М.Р. Мирошкина, С.В. Лобынцева. - М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2019. - 15 с.

4. Немков, П.А. Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках российского движения школьников / П.А. Немков // Социально-политические исследования. - 2020. - № 4 (9). - С. 121-134

5. Осипова, Л.П. Воспитание гражданской активности школьников во внеурочной деятельности» [Электронный ресурс] / Л.П. Осипова. - URL: http://school61.ucoz.org/Ot4et/vystuplenie_l.p-osipova.pdf (дата обращения: 18.01.2023)

6. Пак, Л.Г. Научные подходы к исследованию процесса социализации взрослеющего человека / Л.Г. Пак // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: междун. электронная науч.-практ. конференция. - Казань, 2020. - С. 563-568

7. Пак, Л.Г. Минимизация рисков обучающегося в образовательной организации [Электронный ресурс] / Л.Г. Пак, Е.В. Харитонова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26304 (дата обращения: 18.01.2023)

8. Петрич, О.И. Воспитание гражданственности у подростков в современных детских общественных объединениях: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Петрич Ольга Изяславовна. - Пятигорск, 2011. - 23 с.

9. Потехина, Е.Н Детское общественное объединение в современной общеобразовательной организации как фактор формирования гражданственности подростков / Е.Н. Потехина // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2017. - № 3. - С. 44-56

10. Путимцева, К.Р. Цифровая партисипация поколения Z как инструмент гражданской активности в период пандемии COVID-19 / К.Р. Путимцева, С.Б. Абрамова // Ананьевские чтения - 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков - к новым достижениям и инновациям: междун. научн. конференция. - СПб.: Издательство Скифия-принт, 2022. -С. 655-656

11. Черкасских, О.Т. Формирование гражданской позиции молодёжи в рамках деятельности детских объединений и детских общественных организаций / О.Т. Черкасских, И.Е. Котова, Е.А. Проскурникова // Педагогика: традиции и инновации: X междунар. науч. конференция. - Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 51-53

12. Яруллин, И.Ф. Содержание понятия «гражданская ответственность» / И.Ф. Яруллин // Современные проблемы науки, образования и производства: междунар. научн.-практ. конференция. В 2 т. Т. 1. - Нижний Новгород: НФ УРАО, 2010. - С. 67-70

Педагогика

УДК 372.2

кандидат педагогических наук, доцент Сварковская Лина Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье изложены результаты теоретического исследования по анализу современных форм организации работы в дошкольной образовательной организации с целью формирования театральной культуры дошкольника. Обоснована актуальность знакомства детей с театром как видом искусства и формирования театральной культуры у дошкольников. Проведен анализ основных отечественных исследований по данной теме за последние десять лет. Приведена статистика не посещающих театр детей-дошкольников и указаны причины сложившейся ситуации. Представлено авторское толкование понятие «театральная культура дошкольника». В качестве основных ее компонентов выделены: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный. Автором перечислены задачи, которые необходимо реализовать при формировании каждого из компонентов. Рассмотрены формы организации работы в детском саду по формированию названных компонентов театральной культуры. Приведены примеры тем и видов бесед на разных этапах работы, тематика педагогических проектов, раскрыто содержание театральных занятий и индивидуальной работы с детьми. Описаны возможные формы работы театрального кружка (студии) по темам: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя. В выводах отмечено, что основными современными формами работы являются: беседы, театральные занятия и интегрированные занятия, экскурсии (в т.ч. видео-экскурсии), театрализованные игры (имитации, драматизации, импровизации), педагогические проекты, посещение спектаклей, просмотр видеоспектаклей, индивидуальная работа с детьми, театрализованные развлечения и утренники, театральные кружки и студии. Перспективу дальнейшего исследования автор видит в создании критериальной характеристики для оценки уровня сформированности театральной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: театральное искусство; театральная культура; компоненты театральной культуры дошкольника; дети старшего дошкольного возраста; формы организации работы в детском саду; театральные занятия; театрализованные игры.

Annotation. This article presents the results of theoretical research on the analysis of modern forms of work organization in preschool educational organizations to form the theater culture of preschool children. The relevance of introducing children to the theater as a form of art and the formation of the theater culture of preschool children is explained. The analysis of basic domestic research on this topic for the past ten years is conducted. The statistics of preschool children who do not go to the theater are given and the reasons for such a situation are indicated. The author's interpretation of the concept "the theater culture of preschool children" is presented. The following components are singled out as its main ones: cognitive, emotional and value, active. The author lists the tasks that must be implemented in the formation of each of the components. The forms of work organization in kindergarten on the formation of the named components of theater culture are considered. Examples of topics and types of conversations at different

stages of work, topics of pedagogical projects, the content of theatrical classes and individual work with children are disclosed. Possible forms of work of a theater club (studio) on the following topics are described: characteristics of theater art; types of theater art; the origin of the play; theater outside and inside; the culture of the audience. The conclusion notes that the main modern forms of work are: conversations, theatrical classes and integrated classes, excursions (including video excursions), theatrical games (imitation, drama, improvisation), pedagogical projects, visiting performances, watching video performances, individual work with children, theatrical entertainment and matinees, theatrical clubs and studios. The author sees the prospect of further research in the creation of the criterion characteristics to assess the level of formation of the theater culture in children of senior preschool age.

Key words: theatrical art; theater culture; components of the theater culture of preschool children; children of senior preschool age; forms of work organization in kindergarten; theatrical classes; theatrical games.

Введение. Фундамент культуры человека закладывается в дошкольном возрасте. Ее важнейшей составляющей является нравственное и эстетическое развитие ребенка. Среди направлений развития личности дошкольника, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [9] предусматривает художественно-эстетическое развитие. Данное направление предусматривает ознакомление дошкольников с произведениями искусства, их восприятия и понимания. Среди различных способов реализации этого направления можно выделить знакомство детей с театром как видом искусства. С древнейших времен театральное искусство - мощный инструмент влияния на подрастающее поколение. Практика современного театра демонстрирует устойчивую тенденцию расширения репертуара именно для аудитории детей дошкольного возраста (Л.М. Некрасова [3]). Следовательно, воспитание театральной культуры дошкольника является новым вызовом для современной дошкольной педагогики.

Актуальность проблемы подтверждается материалами исследований И.Е. Киселевой [2], в которых указывается, что более 80% детей-дошкольников, особенно из рабочих семей, не посещают театр; 20% детей посещают театр редко, проведение досуга такого рода не является семейной традицией. Такое состояние дел объясняется, с одной стороны, социально-экономическими причинами: кризисом в России, который коснулся семей различного уровня - рабочих, служащих, с малым и высоким достатком; низким уровнем культуры семьи, недооценкой роли театрального искусства в развитии ребенка. С другой стороны, не все дошкольники имеют возможность посмотреть спектакль, концерт в театре в виду отсутствия самих театров в маленьких городах и сельской местности. Поэтому, детский сад на сегодняшний день становится проводником культурного просвещения и развития детей средствами театра. Несмотря на то, что ФГОС ДО требует от педагога организации работы по приобщению детей к театру, как виду искусства, в педагогической практике, как правило, отсутствует целостная система по указанному направлению. Чаще всего воспитатели привлекают детей к участию в инсценировке сказок, литературных произведений на праздничных утренниках и вечерах развлечений, другие же формы работы практически не используются.

Цель статьи - рассмотреть современные формы организации работы по формированию театральной культуры дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. Анализ научных публикаций показал, что понятие «театральная культура» изучается разными науками и трактуется в различных аспектах. Проведенный теоретический анализ показал, что исследований, посвященных формированию у детей старшего дошкольного возраста театральной культуры, крайне мало.

Опираясь на положения теории деятельности и работы А.П. Байко, A.A. Каравай [1], под театральной культурой дошкольника мы понимаем комплекс представлений и элементарных знаний о театре и правилах поведения в нем; умений воспринимать и оценивать театральное искусство; проявлять творческие потребности, свойства и качества личности, необходимые для театрализованной деятельности [8].

Задачи воспитания театральной культуры дошкольника мы рассматриваем на основе выделенных в данном определении трех компонентов: когнитивный (знаниевый); эмоционально-ценностный; деятельностный. Рассмотрим формы организации работы в детском саду по формированию названных компонентов театральной культуры.

Формирование театральной культуры невозможно без знания старшими дошкольниками театра как вида искусства, что предполагает формирование у них: представлений об истории возникновения театра и его назначении, о различных видах и жанрах театра, об особенностях театральных профессий, процессе подготовки спектакля; расширение знаний о взаимодействии разных искусств в театральном спектакле; знакомство с устройством сцены, зрительного зала, правилами поведения в театре. Поэтому, первейшей формой работы является беседа (Е.А. Пелих [4]). В рамках данной формы работы на этапе ознакомления могут проводиться беседы на такие темы, как «Что делают в театре зрители?», «Кто участвует в спектакле?», «Как надо вести себя в театре?» и другие.

На следующем этапе необходимо познакомить дошкольников с внутренними помещениями театра (фойе, зрительный зал, сцена и др.) и их оформлением (декорации, сцена, фойе). Данная работа может быть организована посредством реальных и виртуальных экскурсий в театр, музей кукол, просмотра видео и фотоматериалов с последующим обсуждением и творческими работами на заданную тему (рисование, лепка, аппликация): «Здание театра», «Мой театр», «Музей кукол -героев спектаклей» и др. В продолжение работы, уместно использовать познавательные беседы с поисковыми вопросами: «Можно ли представить театр без зрителей?», «Кто принимает участие в создании театральной постановки?», «Похожи ли характеры героев спектакля?») и т.д.

Ю.А. Пуртова [7] рекомендует в сетку занятий включать такие формы работы, как специальные театральные занятия и репетиции детских театральных постановок, на которых воспитатель углубляет, обобщает, приводит в систему знания дошкольников о театре.

Эмоционально-ценностный компонент начинает формироваться благодаря представлениям, полученной информации о театре и продолжает формирование в деятельности. Задачи эмоционально-ценностного компонента театральной культуры реализуются в таких формах работы как: походы в театр, знакомство с видеоспектаклями (развитие «эмоционального предвосхищения действа», художественного восприятия спектакля, эмпатии к героям; понимания комплекса выразительных средств); театрализованных играх и играх-имитациях, играх-драматизациях, играх-импровизациях, которые включаются в другие занятия (математика, развитие речи и т.п.), праздничных театрализованных развлечениях и утренниках (формирование интереса к театру и его разным видам; внимания к особенностям исполнения роли; умения оценить свое и чужое исполнение; положительно относиться к творчеству других людей и др.).

Деятельностный компонент театральной культуры дошкольника имеет непосредственно практический характер и предполагает формирование умений принимать различные роли и передавать выразительно разные образы, слушаться указаний режиссера; умений работать с партнером, в группах, подыгрывая и удерживая смысловой контекст пьесы, свободно чувствовать себя в передаваемых образах; умений инсценировать мини игру-спектакль с подготовкой игрушечной сцены и изготовлением декораций для нее, оформления театральной афишы, программы; умений оформить и исполнить собственные театральные постановки; формирование умений правильного поведения в театре. Основными формами организации работы по его формированию являются: театрализованные занятия; повседневные ролевые театрализованные

игры; театрализованные развлечения и театрализованные праздники (утренники); педагогические проекты; индивидуальная работа с детьми; ежедневная самостоятельная деятельность детей с элементами театрализации; театральные кружки и театральные студии (Л.Н. Прохорова [6]).

Занятия организовываются со старшими дошкольниками два раза в неделю продолжительностью до 25 минут. В их содержание входят различные упражнения: на речевое и коммуникативное развитие детей; на развитие актёрского мастерства (для освоения средств выразительности передачи образа: интонации, статических поз, жестикуляции, мимики). Также на занятиях дети разыгрывают игры-миниатюры, сценические импровизации, этюды, диалоги-импровизации. Они также могут включать просмотр спектаклей с последующим обсуждением и постановку мини-спектаклей. Повседневные ролевые театрализованные игры, как форма работы, проводятся как по инициативе взрослых, так и по инициативе детей. Для их возникновения важно, чтобы в группе была создана специальная предметно-пространственная среда (различные виды театров (настольный, перчаточный, пальчиковый, кукольный, марионеток, теневой и др.), уголки «ряжения», ширмы и т.д.). При создании соответствующей среды в группе обязательно возникает самостоятельная деятельность детей с моментами театрализации. Театрализованные развлечения проводятся в различных формах (кукольный театр, теневой театр, настольный театр игрушки, инсценировки на фланелеграфе, инсценировки сказок, рассказов, стихотворений, музыкальных произведений) и планируются в названных формах один-два раза в месяц наряду с другими развлечениями. Продолжительность их должна соответствовать возможностям возраста (от 20 минут до 30-40 минут) и зависит от содержания материала. Важно обеспечить в ходе развлечений смену ролей (зрители, артисты, режиссеры, костюмеры, гримеры). Театрализованные праздники могут быть результатом работы по различным педагогическим проектам (краткосрочным и долгосрочным, направленным на знакомство детей с театром и постановку спектаклей): «Виды искусства в театре»; «Театр и мы»; «Мы играем в театр»; «В гостях у театра»»; «Мы любим театр»; «Сказочная страна театра» и др. В содержание праздничных музыкальных утренников обязательно включаются игры-драматизации, мини-спектакли, сценки, диалоги и т.д. Театрализованные развлечения и театрализованные праздники могут быть проведены непосредственно с дошкольниками и с привлечением актеров театра в рамках взаимодействия детского сада с социальными партнерами. Индивидуальная работа воспитателя с детьми проводится по необходимости, как правило, один раз в неделю, и решает следующие задачи: разучивание роли и подготовка к игре в спектакле; обыгрывание сценок, диалогов, при котором педагог предлагает воспитанникам разобраться с характером роли, придумать реплики, продумать линию диалога; работа с отстающими детьми.

Отдельно можно выделить такие формы работы как театральный кружок, театральная студия. Как правило, их работа строится по парциальным программам, благодаря которым углубленно решаются задачи формирования театральной культуры дошкольника. В контексте нашего исследования заслуживает внимания программа «Арт-фантазия» Э.Г. Чуриловой [5], которая содержит в себе раздел «Основы театральной культуры», включающий несколько отдельных тем: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя. По каждой из тем автор предлагает описание методики и ее содержательное наполнение:

- Тема «Особенности театрального искусства». Реализация этой темы осуществляется через использование бесед, рассказов и обсуждений и непосредственно через постановку спектаклей;

- Тема «Виды театрального искусства». Когда дошкольники познакомились с некоторыми видами театра (драматический, театр оперы и балета, кукольный и т.д.), педагог раскрывает особенности организации каждого из спектаклей. Данная работа осуществляется на занятиях, кружках через показ детских спектаклей в записи и посещение театров, через участие детей в подготовке различных спектаклей. Э.Г. Чурилова предлагает использовать для постановок хорошо знакомые и любимые сказки, последовательно проигрывая роли в разных видах театра (пальчиковый, кукольный, теневой, драматический и др.);

- Тема «Рождение спектакля». Эта тема предусматривает введение детей в мир театральных профессий и формирование у них знаний о создании спектакля, ценности каждой профессии в театральном коллективе (актеры, режиссер, гримеры, художники-оформители сцены, хореографы, звукорежиссеры, костюмеры и т.д.). Такая работа может быть проведена через беседу и игру («Встреча с театром», «Без кого не состоится спектакль?», «Готовим театральную программку»), а также через обыгрывание детьми этюдов;

- Тема «Театр снаружи и изнутри». Эта тема предполагает знакомство с архитектурой театров, различными зонами зрительного зала (партер, амфитеатр, балконы), их расположением. С этой целью могут быть проведены экскурсии по городу с рассматриванием зданий театров, рассматривание фотографий и картин. Закрепление информации может пройти в конструктивной деятельности детей (постройка театра и его помещений из различных конструкторов, мягких модулей, стульчиков и т.п.);

- Тема «Культура поведения в театре». Реализация данной темы предполагает беседы с детьми на темы театрального этикета, разыгрывание ситуаций «Как подготовиться к походу в театр», «Покупаем билеты в театр», «Мы опоздали на спектакль: как быть?», «Как себя вести в театре» и др.

Таким образом, названные компоненты театральной культуры дошкольника формируются комплексно в разных формах работы дошкольного учреждения.

Выводы. Основными формами организации работы по формированию всех трех компонентов театральной культуры (когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный) в условиях детского сада являются: беседы, театральные занятия и интегрированные занятия, экскурсии (в т.ч. видео-экскурсии), театрализованные игры (имитации, драматизации, импровизации), педагогические проекты, посещение спектаклей, просмотр видеоспектаклей, индивидуальная работа с детьми, театрализованные развлечения и утренники, театральные кружки и студии.

Перспективой дальнейшего исследования является создание критериальной характеристики для оценки уровня сформированности театральной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Байко, А.П. Формирование театральной культуры подростков в клубной деятельности / А.П. Байко, А.А. Каравай // INTERNATIONAL SCIENTIFIC REVIEW OF THE PROBLEMS OF PHILISOPHY, PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY. Boston, USA, 10-11 September 2018. - Boston: APress, 2018. - P. 50-54

2. Киселева, И.Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника в театрализованной деятельности: монография / И.Е. Киселева. - Ульяновск: Зебра, 2015. - 124 с.: [сайт], 2015. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24878090_39916818.pdf (дата обращения: 23.11.2022)

3. Некрасова, Л.М. Воспитание зрительской культуры детей и молодежи и современный театр / Л.М. Некрасова // Педагогика искусства. - 2019. - №4. - С. 227-233

4. Пелих, Е.А. Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей / Е.А. Пелих. - М.: Академия, 2013. - 32 с.

5. Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» / [Э.Г. Чурилова и др.]; под ред.Э.Г.Чуриловой. - М.: Владос, 2016. - 127 с.

6. Прохорова, Л.Н Развиваем творческую активность дошкольников / Л.Н. Прохорова // Дошкольное воспитание. -2006. - № 5. - С. 21-27

7. Пуртова, Ю. А. Проект "Театр и мы" / Ю А. Пуртова // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 12. - С. 29-31

8. Сварковская, Л.А. Формирование театральной культуры старших дошкольников: анализ программных задач / Л.А. Сварковская, А.А. Мерджанова // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. -2022. - № 08 (73): [сайт], 2022. - URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-teatralnoj-kultury-starshikh-doshkolnikov-analiz-programmnykh-zadach.html (дата обращения: 23.11.2022)

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М: ТЦ Сфера. - 2018. - 80 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Сельмурзаева Хеди Рамзановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Барахоева Жанна Мустафаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); начальник отдела стипендиальных и социальных программ Гейдарова Джамиля Рашид Кызы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается теоретическое обоснование проблемы моделирования профессионального развития педагогов в образовательной организации. Эффективное профессиональное развитие педагогов автор определяет как структурированное профессиональное обучение, которое приводит к изменениям в практике учителей и улучшению результатов обучения учащихся. Рассмотрены наиболее существенные подходы к проектированию инновационных моделей профессионального развития учителей. Важным фактором, влияющим на личностное развитие, считаем самоосознание текущего состояния развития и связанную с этим профессиональная удовлетворенность. Педагогическое моделирование объединяет социальную и педагогическую теорию и практику с целью интеграции методов, средств, форм, видов деятельности для решения актуальных проблем педагогической практики, что позволяет использовать педагогическое проектирование как основу профессионального развития педагога в условиях общеобразовательной организации.

Ключевые слова: обоснование, моделирование, профессиональное развитие, педагог, образовательная организация, подходы.

Annotation. The article deals with the theoretical substantiation of the problem of modelling teachers' professional development in an educational organisation. The author defines effective professional development of teachers as structured professional learning that leads to changes in teachers' practices and improves student learning outcomes. The most significant approaches to designing innovative models of teachers' professional development have been considered. The self-awareness of the current state of development and the related professional satisfaction are considered to be an important factor influencing personal development. Pedagogical modeling combines social and pedagogical theory and practice in order to integrate methods, means, forms, activities to solve actual problems of pedagogical practice, which allows using pedagogical design as the basis for professional development of a teacher in the conditions of general education organization.

Key words: rationale, modelling, professional development, teacher, educational organisation, approaches.

Введение. Изменения, которые происходят в различных сферах жизнедеятельности нашего общества, детерминируют необходимость постоянного совершенствования педагогов всех ступеней образования.

Обществу необходимы работники образования, которые способны проектировать образовательный процесс, индивидуальные образовательные траектории учащихся, а так же личное профессиональное развитие в соответствии с новыми тенденциями.

Изложение основного материала статьи. Анализ актуальных исследований свидетельствует о том, что изучаются различные аспекты профессионального развития педагогов: содержание профессионального развития педагога (Н. Фичтмен, С. Зепеде, М. Рис, А. Росс); системы и модели профессионального развития педагогов (Б. Джойс, Л. Ингварсон, С. Кееген, М. Кочрен-Смит, С. Литл); методы и формы профессионального развития педагогов (П. Гриммет, К. Дуинлен, Д. Троя); карьерный цикл профессионального развития учителей (Э. Эриксон, Д. Кристенсен, Р. Фесслер, М. Хуберман) и др.

Отечественные ученые также изучают особенности профессиональной подготовки педагогов: непрерывное профессиональное образование (Я. Бельмаз, А. Кузнецова), технологии подготовки учителей (В. Балакин, С. Клепко, В. Крижко), стратегии формирования профессионализма (И. Мартыненко, Л. Хомич, В.А. Сластенин, А.К. Марков), повышение квалификации педагогов (В. Быков, В. Олейник).

Термин «профессиональное развитие» можно истолковать в широком и узком значении. В широком значении «профессиональное развитие» включено в понятие «профессионализации личности» и будет означать изменения психологической структуры личности, связанного с усвоением человеком профессионального знания, умений, навыка, идеала и ценности, а также иных слов, профессиональных норм, необходимых в осуществлении личностью успешного профессионального процесса. В узком значении понятие «профессионального развития» будет использовано как акцентирование внимания на психологические составляющие в процессе профессионального становления человека и означающее становление, и развитие профессионального самосознания.

Профессиональное развитие педагогов считается эффективным и оказывает положительное влияние на учителей, когда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.