Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЕРХНЕУДИНСКА (УЛАН-УДЭ) В 1920-1930-Е ГГ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЕРХНЕУДИНСКА (УЛАН-УДЭ) В 1920-1930-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УЛАН-УДЭ / ВЕРХНЕУДИНСК / БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАРМОНИЯ / РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР / БУРЯТСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР / ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ / КОЛХОЗНО-СОВХОЗНЫЙ ТЕАТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Паликова Татьяна Вадимовна, Романникова Анастасия Сергеевна

Проблема театрального пространства относительно нова в рамках российских исторических исследований, тем более региональных. В связи с этим тема формирования театрального пространства г. Улан-Удэ представляет интерес с точки зрения его локализации, учитывая специфику его местоположения и тенденции развития, и отсутствия исследований, предметом которых оно являлось. Важной составляющей работы стало определение сущности терминов «культурное» и «театральное пространство», выявление основных подходов к изучению последнего и его структуры. Поскольку театральное пространство рассматривалось только в контексте культурологии и искусствоведения, полученные этими дисциплинами выводы были применены к историческому нарративу и позволили выявить театральнопространственную тенденцию, выделив периоды, соответствующие историкокультурным этапам развития страны. Следствием изучения предмета в 1920-1930-е гг. стало заключение о том, что на это время приходится процесс активного формирования профессионального театрального пространства республики, центром которого становится ее столица. Подготовленное предшествующим ходом культурного развития его последующее расширение шло по пути формирования национального и специализированного театров с использованием потенциала творческих союзов и учебных заведений и оформления его структуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Паликова Татьяна Вадимовна, Романникова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THEATRICAL SPACE IN VERKHNEUDINSK (ULAN-UDE) IN 1920-1930

The problem of theatrical space is relatively new in Russian historical research, not to mention regional studies. In this regard, the issues of the development of theatrical space in Ulan-Ude are of interest both from the perspective of the specifics of its localization, and with regard to the lack of research on this topic. An important component of the research was the definition of the terms “cultural space” and “theatrical space”, as well as identification of the key approaches to the study of the latter and its structure. Since most of researchers consider theatrical space only in the context of cultural studies and art history, we have applied the conclusions obtained within the framework of these disciplines to the historical narrative and made it possible to identify the theatrical and spatial trend and its periods in accordance with the historical and cultural stages of the country's development. So, we have come to the conclusion that in the 1920-1930s the active development of the professional theatrical space took place in the republic, which center was the capital of Buryatia - Ulan-Ude. That processes was conditioned by the entire previous course of cultural development, and their subsequent expansion followed the path of the formation of national and specialized theaters using the potential of creative unions and educational institutions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЕРХНЕУДИНСКА (УЛАН-УДЭ) В 1920-1930-Е ГГ»

Научная статья

УДК 94:792(571.54)

DOI: 10.18101/2305-753X-2022-3-34-39

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЕРХНЕУДИНСКА (УЛАН-УДЭ) В 1920-1930-е гг.

© Паликова Татьяна Вадимовна

доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей и отечественной истории, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 nnet2861@gmail.com

© Романникова Анастасия Сергеевна

магистрант,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 nastyaromannikova2016@mail.ru

Аннотация. Проблема театрального пространства относительно нова в рамках российских исторических исследований, тем более региональных. В связи с этим тема формирования театрального пространства г. Улан-Удэ представляет интерес с точки зрения его локализации, учитывая специфику его местоположения и тенденции развития, и отсутствия исследований, предметом которых оно являлось. Важной составляющей работы стало определение сущности терминов «культурное» и «театральное пространство», выявление основных подходов к изучению последнего и его структуры. Поскольку театральное пространство рассматривалось только в контексте культурологии и искусствоведения, полученные этими дисциплинами выводы были применены к историческому нарративу и позволили выявить театрально-пространственную тенденцию, выделив периоды, соответствующие историко-культурным этапам развития страны. Следствием изучения предмета в 1920-1930-е гг. стало заключение о том, что на это время приходится процесс активного формирования профессионального театрального пространства республики, центром которого становится ее столица. Подготовленное предшествующим ходом культурного развития его последующее расширение шло по пути формирования национального и специализированного театров с использованием потенциала творческих союзов и учебных заведений и оформления его структуры.

Ключевые слова: театральное пространство, культурное пространство, Улан-Удэ, Верхнеудинск, Бурятская государственная филармония, Русский драматический театр, Бурятский драматический театр, театр юного зрителя, колхозно-совхозный театр.

Для цитирования

Паликова Т. В., Романникова А. С. Формирование театрального пространства Верх-неудинска (Улан-Удэ) в 1920-1930-е гг. // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2022. Вып. 3. С. 34-39.

Проблема театрального пространства обозначилась в XX в., но уже стала одной из главных тем исследований не только культурологов и искусствоведов, но и историков. Ведь театр, не только синтез различных направлений искусства: живописи, музыки, литературы, но и способ познания мира, благодаря которому

человек может испытать яркую палитру различных эмоций, а это требует четкого понимания его границ, основных черт и определения места в культурном пространстве. Театр нельзя отделить от понятия «культурное пространство», а культурное пространство — это самостоятельно существующее явление, которое состоит из некоторых подпространств, в том числе и театрального.

Между тем понятием «театральное пространство» и разработкой подходов к его определению занимались культурологи и искусствоведы. Одним из наиболее значимых стал игровой подход, суть которого состоит в том, что театр реализует себя в некотором пространстве, создавая условную реальность и передавая смысл произведения искусства [5, с. 115-129]. Социологический подход представляет театр как средство воздействия на общество и людей [4, с. 105-128]. Сценографический подход, разработанный еще в начале предыдущего века, не утратив своей значимости и сегодня, рассматривает театральное пространство как некую систему, формирующуюся благодаря режиссеру и взаимодействию между актерами и зрителями [6, с. 404-423]. Конечно, привести здесь все множество выработанных подходов и основанных на них дефиниций не представляется возможным. Остановимся на определении театрального пространства, которое, на наш взгляд, наиболее точно и полно характеризует этот феномен как сложную, постоянно находящуюся в движении систему, реализующую художественный замысел человека и удовлетворяющую его духовные потребности. Одновременно с этим театральное пространство как составляющая культурного пространства двухчастно, его части взаимозависимы: сцена и зрители и город (территориальный, культурный центр) и периферия.

Фокусом профессионального искусства (в данном случае театра) является город, в рамках Бурятии — город Улан-Удэ, которому по праву принадлежит статус центра театрального пространства республики.

В целом формирование театрального пространства в Бурятии, пройдя в своем развитии 5 этапов, охватывает большую часть XX в., а активный его этап приходится на 1920-1930-е гг. Однако предпосылки к этому появились гораздо раньше, поэтому нельзя исключать время, непосредственно предшествовавшее времени театральной профессионализации. На дореволюционном этапе мы можем говорить о формировании театрального пространства, которое включало в себя любительские труппы, театральные залы, зрителей. Однако в этот период театральное пространство существовало локально, в основном сосредоточиваясь в областной Чите (современная Бурятия была западной частью Забайкальской области) и богатой Кяхте. Все изменилось после Октябрьской революции 1917 г.

Возникновение и формирование театрального пространства в г. Верхне-удинске происходили параллельно организации стационарного театра в городе. Первую попытку создания такого тетра предпринял преподаватель Прибайкальского народного университета В. Н. Добронравов. Создав драматическую студию из 30 человек, он планировал организовать при университете профессиональный «Художественный пролетарский театр». Однако отсутствие финансирования не позволило развиться этой инициативе. И хотя создать профессиональный театр в городе не удалось, эта попытка имела важное значение и свидетельствовала о том, что тяга к театральному искусству велика. Она компенсировалась на тот период выступлениями гастрольных коллективов — Бунчука, Ячменева, «Творче-

ство», Театра революции, с одной стороны, с другой — все большую популярность приобретали самодеятельные драматические коллективы и студенческие спектакли, особенно после образования автономии (1923). Следуя за веяниями времени, их творчество в основном сводилось к пропаганде нового образа жизни, советской власти и достижениям революции, но, к сожалению, деятельность таких коллективов из-за финансовых трудностей не была постоянной. Прогрессирующий рост интереса общественности города к театральному искусству и невозможность удовлетворить его ни гастролирующими труппами, ни тем более самодеятельными коллективами подняли вопрос о стационарном профессиональном театре в г. Верхнеудинске.

Начало формирования театрального пространства в Бурятии справедливо связывают с труппой Московского передвижного организационного театра, в октябре 1928 г. гастролировавшего в Верхнеудинске и оставившего значительный след в культуре и республики, и города. По просьбе городской общественности оргтеатр после гастролей по городам Дальнего Востока вернулся в Верхнеудинск на три сезона (1928-1933 г.), заложив основы развития Государственного русского драматического театра (ГРДТ). Дальнейшую судьбу Русского драматического театра определил талантливый режиссер и педагог А. В. Миронский. В 1934 г. он сформировал новую труппу, заявившую о себе премьерой спектакля Н. Погодина «Аристократы» (1936).

Параллельно с развитием русского театра шло становление и бурятского театрального искусства. В соответствии с постановлением коллегии Наркомпросса от 3 июня 1932 г. в Верхнеудинске под художественным руководством М. В. Хаптагаева был организован Бурят-Монгольский государственный драматическо-музыкальный театр (БМГДМТ) [1, с. 20], начавший свою деятельность 7 июля 1932 г. спектаклем «Прорыв» Н. Г. Балдано.

Расширение театрального пространства республики связано с формированием еще трех творческих коллективов, два из которых можно назвать целевыми. Если кукольный театр, открытый в 1936 г. при Улан-Удэнском городском отделе народного образования, был нацелен на детскую публику (речь идет об исключительном новшестве, аналогов которому не было в дореволюционный период) и на его базе в 1940 г. был образован Государственный театр юного зрителя (ГТЮЗ), то созданный в 1938 г. Республиканский колхозно-совхозный театр (РКСТ) как следует из его названия был призван приобщать сельчан республики к театральному искусству.

Последней в этой череде учреждений стала Бурят-Монгольская государственная филармония (1938), объединявшая несколько творческих коллективов — симфонический оркестр (32 чел.), национальный бурят-монгольский хор (до 50 чел.), смычковый квартет под руководством И. Л. Рыка, оркестр бурят-монгольских народных инструментов. Большую часть этих коллективов составляли участники художественной самодеятельности, остальные — выпускники музыкально-театрального училища [3, с. 166-167]. При этом, судя по статистике первого года деятельности, филармония была самым мобильным учреждением, нацеленным на максимально широкий охват населения республики. Так, за первые семь месяцев своего существования было дало 240 концертов — 12 открытых, 50 выездных, 175 эстрадных, 3 прочих [2, с. 18-20].

Первый этап формирования профессионального театрального пространства в республике сопровождался естественными трудностями, связанными с нехваткой квалифицированных кадров и слабой материальной базой молодых творческих коллективов. К этому стоить добавить отсутствие национальных произведений для бурят-монгольского музыкально-драматического театра, собственных театральных художников, слабость постановочной части для всех театров и собственного здания у филармонии, что значительно осложняло их деятельность.

Стоит отметить, что большое значение в строительстве профессионального театрального искусства имели профессиональные организации творческих работников, то есть Союз художников и Союз писателей. Еще значительно молодые театры не имели собственных художников и драматургов. Поэтому местные художники создавали декорации и костюмы для постановок, афиши, писатели — пьесы для спектаклей, одновременно осуществляя и театральную критику. Творческие союзы также оказывали и материальную помощь, осуществляли значительную работу по пропаганде художественных произведений. Но в то же время творческие союзы, внедряя идейно-политическое единомыслие, ограничивали художественную самостоятельность.

Среди учебных заведений, которые готовили будущие кадры, необходимо отметить техникум искусств с театральным и музыкальными отделениями для подготовки артистов, режиссеров и композиторов, который был открыт 31 марта 1931 г. с музыкальной школой при нем (1933). В 1936 г. техникум был преобразован в Бурят-Монгольское театрально-музыкальное училище. В результате этого было открыто исполнительское отделение с 5 классами (вокальный, скрипки, виолончели, фортепиано, духовых инструментов).

Таким образом, мы можем говорить, что в 1920-1930-е гг. начинается активное формирование театрального пространства в г. Верхнеудинске (с 1934 г. — в г. Улан-Удэ) как в центре театрального пространства республики. При этом почва была подготовлена развитием любительского самодеятельного театра и гастрольными выступлениями, что нашло выражение в борьбе горожан за создание стационарного театра в Верхнеудинске (ГРДТ). Последующее расширение театрального пространства шло по пути формирования национального (БМГДМТ) и специализированных театров (кукольный/ГТЮЗ, РКСТ) и объединяло функции филармонии, нацеленные на распространение театрального искусства не только в городе, но и по всей республике. Не последнюю роль, в том числе в создании и приобщении к классическому и национальному театральному искусству сыграли творческие союзы и учебные заведения, оказавшие не только профессиональную, но и материальную помощь театрам. Можно констатировать, что уже на этом этапе оформилось разграничение театрального пространства г. Улан-Удэ на внутреннее (здания театров, сцены, декорации, актеры) и внешнее (учебные заведения, афиши, театральная критика).

Литература

1. Асалханова М. В. Истоки сценографии бурятского театра: от обряда до первых профессиональных спектаклей: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2005. 26 с. Текст: непосредственный.

2. Балдано С. В. Формирование и развитие художественной интеллигенции Бурятии (1932-1991 гг.): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Улан-Удэ, 2004. 25 с. Текст: непосредственный.

3. История Бурятии: в 3 томах. Т. 3. XX-XXI вв. / под редакцией Б. В. Базарова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. 464 с. Текст: непосредственный.

4. Пави П. Словарь театра. Москва: Прогресс, 1991. 480 с. Текст: непосредственный.

5. Ретюнских Л. Т. Философия игры. Москва: Вузовская книга, 2002. 256 с. Текст: непосредственный.

6. Станиславский К. С. Об искусстве театра. Избранное. Москва: Всерос. театр. о-во, 1982. 510 с. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 03.10.2022; одобрена после рецензирования 24.10.2022; принята к публикации 27.10.2022.

DEVELOPMENT OF THEATRICAL SPACE IN VERKHNEUDINSK (ULAN-UDE) IN 1920-1930

Tatyana V. Palikova

Dr. Sci. (Hist.), Prof.,

Dorzhi Banzarov Buryat State University

6 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000, Russia

nnet2861@gmail.com

Anastasiya S. Romannikova Master's Student,

Dorzhi Banzarov Buryat State University 6 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000, Russia nastyaromannikova2016@mail.ru

Abstract. The problem of theatrical space is relatively new in Russian historical research, not to mention regional studies. In this regard, the issues of the development of theatrical space in Ulan-Ude are of interest both from the perspective of the specifics of its localization, and with regard to the lack of research on this topic. An important component of the research was the definition of the terms "cultural space" and "theatrical space", as well as identification of the key approaches to the study of the latter and its structure. Since most of researchers consider theatrical space only in the context of cultural studies and art history, we have applied the conclusions obtained within the framework of these disciplines to the historical narrative and made it possible to identify the theatrical and spatial trend and its periods in accordance with the historical and cultural stages of the country's development. So, we have come to the conclusion that in the 1920-1930s the active development of the professional theatrical space took place in the republic, which center was the capital of Buryatia — Ulan-Ude. That processes was conditioned by the entire previous course of cultural development, and their subsequent expansion followed the path of the formation of national and specialized theaters using the potential of creative unions and educational institutions.

Keywords: theatrical space, cultural space, Ulan-Ude, Verkhneudinsk, Buryat State Phil-harmonia, Russian Drama Theatre, Buryat Drama Theatre, theater for young audiences, collective and state farm theater.

For citation

Palikova T. V., Romannikova A. S. Development of Theatrical Space in Verkhneudinsk (Ulan-Ude) in 1920-1930. Bulletin of Buryat State University. Humanities Research of Inner Asia. 2022; 3: 34-39 (In Russ.).

The article was submitted 03.10.2022; approved after reviewing 24.10.2022; accepted for publication 27.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.