СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Н.А. БЕЛЯЕВА
Формирование таможенных учреждений в Забайкалье после отмены порто-франко
Становление и развития таможенной службы в Забайкалье - неотъемлемая часть хозяйственного освоения российского Дальнего Востока. Появление здесь первых таможенных учреждений относится к первой четверти XVIII в., когда, после подписания Бурейского и Кяхтинского договоров с Китаем, в развитии двусторонней торговли появилось новое направление - приграничная торговля. Центром ее стала Кяхта, где в 1728 г. была основана первая на границе с Поднебесной таможня.
Таможенное регулирование Кяхтинского торга занимало особое место в российском таможенном законодательстве. Главным товаром, ввозившимся через Кяхту в Россию и дававшим наибольший объем пошлин, был чай. Кяхтинское купечество специализировалось на чайной торговле, а Гостиный двор в Кяхте стал местом таможенного оформления чаев. Порядок работы Кяхтинской таможни регулировался особыми статьями российского таможенного устава, а сама она была самой крупной таможней на азиатских границах империи - в 1821 г. в ее штате насчитывалось 218 человек.
Успехи морской торговли с Китаем во многом предопределил упадок Кяхтинского торга. Высочайше утвержденным 3 апреля 1862 г. Положением об устройстве таможенной части и таможенного управления в Восточной Сибири Кяхтинская таможня была упразднена. Функции главной таможни региона перешли к вновь учреждаемой таможне в Иркутске, в районе которой была создана таможенная линия - по сути, первый таможенный заслон на пути движения иностранных товаров, беспошлинно ввозимых в объявленные порто-франко Владивосток и Николаевск-на-Амуре.
С этого момента развитие самого Забайкалья и таможенных учреждений на его территории самым непосредственным образом связано с историей Приамурского края - Забайкальская область Восточно-Сибирского генерал-губернаторства вошла в состав образованного в 1884 г. Приамурского генерал-губернаторства.
БЕЛЯЕВА Наталья Анатольевна - д-р ист. наук, профессор, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин, Владивостокский филиал Российской таможенной академии.
Развитие таможенной службы на территории Забайкалья связано с реализацией долговременных правительственных программ и, прежде всего, с железнодорожным строительством. Завершение строительства Великой Сибирской магистрали и Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) предопределило судьбу приамурского порто-франко. Но еще до его отмены правительство изучило состояние охраны границы и выработало принципиальные основы строительства таможенных учреждений. Учитывая специфику торговых отношений с Китаем - беспошлинный ввоз китайских товаров за исключением чая, пошлина с которого носила фискальный характер; ханшина (хлебной китайской водки) и опиума, которые были запрещены к ввозу; наличие вдоль границы на всем ее протяжении 50-верстной полосы беспошлинной торговли, - правительство отказалось от первоначальной идеи установить по границе с Китаем сеть таможенных учреждений и ограничилось их созданием в главных торговых центрах и транспортных узлах. Такими центрами были порты Владивосток, Николаевск-на-Амуре и г. Сре-тенск, где доставлявшиеся по Амуру товары должны были перегружаться в железнодорожные вагоны, а также уже упоминавшаяся Кяхта, через которую товары (с преобладанием среди них чая) доставлялись из Китая сухопутными трактами. Именно в этих четырех населенных пунктах в июне 1899 г. появились первые таможенные чины.
Главной функцией создававшегося на период до открытия таможен в Кяхте и Сретенске временного таможенного надзора был контроль за передвижением чайных грузов, идущих в Иркутский район, а также досмотр и очистка пошлиной байхового и плиточного чаев, предназначенных для местного потребления в Амурской и Забайкальской областях. Возлагалась на него и ранее выполняемая контролерами акцизного ведомства обязанность пресечения незаконного ввоза в Забайкалье иностранных товаров, аналоги которых в России облагались акцизом, в первую очередь - спиртных напитков. Напомним, что еще с 1882 г. должностным лицам акцизного управления Восточной Сибири вменялось в обязанность осматривать приходящие в Сретенск по Амуру суда, а также прибывающие из Китая в Кяхту караваны с товарами, чтобы удостовериться в отсутствии запрещенных к привозу или ввезенных без уплаты пошлины напитков1. Впоследствии этот порядок был зафиксирован как норма в статьях 1425-1428 Устава таможенного (1892 г.).
Временный характер надзора отразился и на решении кадровой проблемы - он укомплектовывался чиновниками и досмотрщиками Иркутской таможни. В сентябре 1899 г. в Кяхте работали член Иркутской таможни Рейн-гартен и помощник пакгаузного надзирателя Яковенко, а в Сретенске - член таможни Троицкий и помощник пакгаузного надзирателя Иванов. Их обязанности определяли особые правила, утвержденные министром финансов 4 июля 1899 г.2
Опыт работы временного таможенного надзора подтвердил целесообразность открытия в Приамурье и Забайкалье полноправных таможенных
1 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. 3-е. Т. 2. № 844.
2 Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 29. Оп. 1. Д. 348. Л. 110-111.
учреждений. 15 мая 1900 г. в Кяхте и Сретенске были учреждены таможни 1-го класса 2-го разряда. Одновременно министру финансов предоставлялись большие полномочия в части открытия в Сибири и Приамурском крае новых таможенных учреждений (за исключением главных складочных и 1 -го класса таможен), определения их штатов и дислокации3. Деятельность первых таможенных учреждений, как и деятельность временного таможенного надзора, регулировалась особыми правилами, утвержденными министром финансов спустя год с момента учреждения первых забайкальских таможен -20 января 1901 г. Правила устанавливали порядок прохождения через таможни все тех же «чаев», доставляемых из Китая традиционным сухим путем в Кяхту и приобретающим все большую популярность новым смешанным путем из Николаевска по Амуру до Сретенска, затем по железной дороге в Иркутскую таможню и далее4.
Пограничное положение Забайкальской области наложило отпечаток на процесс формирования таможенной системы на этой территории. В январе 1902 г. было принято решение об открытии первого таможенного учреждения в полосе отчуждения КВЖД - таможенной заставы на конечной станции КВЖД в пос. Маньчжурия. Первым управляющим Маньчжурской заставой стал Станислав Николаевич Хмелевский. Выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета к моменту назначения на должность управляющего заставой имел за плечами солидный послужной список и знание специфических условий Приамурского края. И хотя в таможенном ведомстве 40-летний чиновник служил с 1894 г., его служба проходила в крупнейших таможнях - Санкт-Петербургской портовой, сухопутной Ревельской и в таможенном надзоре Владивостока.
В августе 1901 г., еще до утверждения таможенной заставы, С.Н. Хмелев-ский был направлен на ст. Маньчжурия. На его плечи легла основная работа по подготовке к открытию нового таможенного учреждения. О том, что этот процесс не был простым, свидетельствует сохранившаяся в архивах подготовленная С.Н. Хмелевским в мае 1902 г. инструкция для досмотрщиков Маньчжурской таможенной заставы. Приведем некоторые выдержки из этого любопытного документа.
«§ 1. Досмотрщики обязаны являться на службу в форменной одежде и в назначенное время, быть в трезвом виде и без разрешения не отлучаться.
§ 2. Как к присутствующим, так и к чиновникам таможни относиться вежливо и почтительно и исполнять все их служебные приказания...
§ 3. С провозителями, купцами, пассажирами и вообще с публикою обращаться вежливо, не входить в пререкания и не делать никому напрасных затруднений или остановок; в случае же недоразумений докладывать немедленно таможенному чиновнику, в распоряжение которого командированы.
§ 4. Ни в коем случае не требовать и не принимать никаких подарков по службе ни деньгами, ни вещами, ничем иным.
3 ПСЗРИ. Собр. 3-е. Т. 20. № 18615.
4 Государственный архив Читинской области (ГАЧО). Ф. 42. Оп. 1. Д. 5. Л. 13-17-а.
§ 5. При денежных кладовых, пакгаузах, погребах и других местах складки и погрузки или выгрузки товаров не ходить с огнем без особого разрешения начальства и не курить табак, равно запрещать это и другим лицам.
§ 6. Вверяемые по службе таможенные штемпеля, прессы, печати, замки, ключи и прочие подобные вещи, а также документы ни в коем случае не передавать посторонним лицам.
§ 7. Амуницию и обмундирование, отпускаемые от казны, употреблять и содержать в исправности.
§ 8. Заботиться о чистоте помещений таможенных пакгаузов и таможенного двора и всех казенных вещей, кому что поручено будет для надзора»5.
Как видим, управляющему приходилось разъяснять таможенным досмотрщикам не только суть их обязанностей, но и самые элементарные нормы поведения.
Вопрос о преобразовании Маньчжурской таможенной заставы в таможню решился далеко не просто. Еще в феврале 1902 г. Читинская городская дума высказалась в пользу учреждения таможни в г. Чита, которая казалась предпочтительнее ст. Маньчжурия, где отсутствовали российские финансовые учреждения, склады, и, кроме того, существовала постоянная угроза нападения хунхузов. Городская дума выразила готовность «уступить» таможенному ведомству земельные участки для устройства таможни, в т. ч. и ее складочных помещений. Мнение городского самоуправления поддержали военный губернатор Забайкальской области и Приамурский гене-рал-губернатор6. Ходатайство читинского купечества поступило в Министерство финансов в марте 1902 г., но не нашло там поддержки. 22 мая того же года министр финансов С.Ю. Витте одобрил точку зрения департамента таможенных сборов: «Учреждение ныне же означенной внутренней таможни признано было мною преждевременным, как не вызывающееся действительными нуждами торговли»7.
В июне 1902 г., спустя три месяца с момента фактического открытия, Маньчжурская таможенная застава была преобразована в таможню 1-го класса. Находившаяся на конечной станции КВЖД Маньчжурская таможня вплоть до середины 20-х годов оставалась одной из основных российских таможен в регионе. Разместившаяся в 18 верстах от границы, в полосе отчуждения КВЖД, она осуществляла таможенные обрядности над поездами и грузами, следовавшими по КВЖД в Забайкалье. Важнейшим направлением ее деятельности, как и деятельности всех таможенных учреждений Забайкалья и Приамурья, была борьба с контрабандой.
О масштабах контрабанды в районе Маньчжурской таможни можно судить по сохранившимся в архивах документам. Один из первых отчетов о деятельности Маньчжурской таможни сохранился в фонде Канцелярии Приамурского генерал-губернатора Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ). Согласно ему, за период
5 ГАЧО. Ф. 107. Оп. 1. Д. 2. Л. 145-147.
6 ГАИО. Ф. 29. Оп. 1. Д. 348. Л. 136-139.
7 Там же. Л. 147.
с 12 ноября 1902 г. по 1 января 1903 г. Маньчжурской таможней было произведено 41 задержание контрабанды, в результате задержано товаров на сумму 572 руб. На первом месте находились запрещенный к беспошлинному ввозу в империю чай и полностью запрещенный к ввозу в Россию опиум8.
Весной и летом 1902 г. вдоль всей сухопутной границы с Китаем (в Монголии и Маньчжурии) были открыты таможенные учреждения. Одновременно были внесены изменения в структуру таможенного управления в Сиби-ри9. Территория Приамурского края, в состав которого входила, напомним, в том числе и Забайкальская область, была поделена на три таможенных района во главе с ревизорами: Забайкальский - с местопребыванием ревизора в Чите, Амурско-Приморский - с центром в Хабаровске, и Заамурский, управление которого размещалось во Владивостоке. К Забайкальскому таможенному району были отнесены таможенные учреждения от Иркутска до устья р. Шилка: Иркутская складочная, Кяхтинская и Сретенская
1-го класса таможни, а также Байкальская, Хилкотойская и Акшинская таможенные заставы10. Заамурский же район имел особый статус. Во главе его находился окружной таможенный инспектор с правами начальника таможенного округа. В состав Заамурского района вошли все учреждения на территории Южно-Уссурийского края, а также в полосе отчуждения КВЖД и в приграничном с Маньчжурией районе Забайкальской области - Маньчжурская таможня, Борзянская, Акшинская и Абагатуевская таможенные заставы11.
Интенсивное «таможенное строительство» было прервано начавшейся Русско-японской войной. Восстановление с 1 мая 1904 г. порто-франко, как временной меры, внесло некоторые коррективы в деятельность дальневосточных таможенных учреждений, но в большей степени на их работу повлияли условия войны. Открытие военных действий сопровождалось призывом на военную службу таможенных чиновников и досмотрщиков. Это общероссийское мероприятие буквально парализовало работу таможенных учреждений.
Приведем только один пример. В январе 1905 г. управляющий Сретенской таможней сообщал в финансовое управление наместника: «Охрана кассы и значительного количества чаев, оставшихся на складах, вызывает необходимость иметь испытанных досмотрщиков. Между тем, таковые от призыва не освобождены. Кроме того, замена их новыми почти невозможна, местное население казачье мобилизовано, пришлое тоже призывается в запасные нижние чины»12. Впрочем, несмотря на неурядицы, таможенные учреждения Забайкалья сохранили свою работоспособность.
8 Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. 702. Оп. 2. Д. 438. Л. 190-190 об.
9 См.: Из истории таможенной службы России на Дальнем Востоке. Документы и материалы. 1899-1925 гг. Владивосток, 1999. С. 20.
10 ГАЧО. Ф. 107. Оп. 1. Д. Л. 280-281.
11 Список личного состава Министерства финансов на 1906 год. СПб., 1906. Стлб. 466-472.
12 ГАЧО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 17. Л. 15.
Сложившаяся в первые годы столетия система таможенных учреждений сохранилась вплоть до окончательной отмены порто-франко13.
Дислокация и структура таможенных учреждений после отмены портофранко определялась законом от 2 мая 1909 г. «Об организации таможенного надзора в Приамурском генерал-губернаторстве и в Забайкальской и Якутской областях и Иркутской губернии Иркутского генерал-губернаторства». В соответствии с Законом, на территории Приамурского генерал-губернаторства и Забайкальской области Иркутского генерал-губернаторства, в состав которого область была передана в 1906 г., был образован Приамурский таможенный округ14. На обеспечение перестройки таможенной службы дополнительно к смете расходов выделялись значительные средства - более 616 тыс. руб. В составе вновь образованного таможенного округа на территории Забайкалья действовало 2 таможни 1-го класса (Маньчжурская и Сретенская), одна таможня 2-го класса (Кяхтинская, преобразованная из таможни 1-го класса согласно тому же Закону от 2 мая 1909 г.), 7 таможенных застав, 20 таможенных постов на границе с Монголией и Маньчжурией15. О материальном обеспечении таможенных служащих говорят приведенные в архивных документах сведения о жаловании таможенных чиновников и досмотрщиков. Самым высоким было материальное обеспечение начальника таможенного округа, денежное содержание которого, без учета сумм на разъезды, составляло 8 тыс. руб. в год, 5 250 руб. составляло жалование управляющего таможней 1-го класса, 3 600 - управляющего таможней
2-го класса, 1 950 руб. в год получали управляющие таможенными заставами и надзиратели таможенных постов. Максимальное жалование досмотрщика (вольнонаемного служащего таможни) 1-го разряда в таможенных учреждениях Приамурского края было значительно скромнее - 47 руб. в месяц 16.
Создание Приамурского таможенного округа окончательно вводило в Приамурье и Забайкалье общероссийскую систему управления таможенным делом. Теперь таможенные учреждения действовали на основе Таможенного устава и Общего тарифа по европейской торговле. Однако специфические условия региона наложили отпечаток и на их деятельность. Так, таможенные заставы Приамурского таможенного округа, в т. ч. и дислоцирующиеся на территории Забайкалья, были наделены правами таможен 3-го класса по пропуску товаров, а таможенные посты, создававшиеся для предотвращения контрабанды, выполняли более широкие функции охраны границ. В фондах Маньчжурской, Сретенской и Кяхтинской таможен Государственного архива Читинской области сохранились циркуляры, адресованные конкретным таможням, таможенным заставам и таможенным постам: инструкции и правила, регламентирующие их деятельность на территории
13 Порто-франко в Приамурском крае и Забайкальской области было отменено Законом от 16 января 1909 г., который был введен в действие с 1 марта того же года.
14 Сборник узаконений и распоряжений по таможенной части в Приамурском крае и Восточной Сибири по 1 января 1912 г. СПб., 1912. С. 3-5.
15 Там же. С. 9-17.
16 Сборник узаконений и циркуляров по таможенной части за 1909 г. СПб., 1910. С. XVI.
Забайкалья. Именно эти документы дают представление о специфике применения на окраине страны общих норм таможенного законодательства, процедур таможенного оформления и контроля.
Одним из наиболее важных направлений в деятельности таможенных учреждений Приамурского таможенного округа оставалась борьба с контрабандой. В соответствии с инструкцией таможенным постам Забайкальской, Амурской и Приморской областей, утвержденной министром финансов 18 февраля 1910 г., к контрабанде относились: «а) иностранные (некитайские) пошлинные товары, а также русские товары, допускаемые к вывозу за границу с возвратом таможенных пошлин или акциза, - в тех случаях, когда те и другие провозятся из-за границы мимо таможенных постов или хотя и через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля; б) китайские пошлинные товары, водворяемые мимо таможенных постов или с сокрытием от таможенного контроля за пределы 50-верстной полосы, и в) запрещенные к ввозу и вывозу товары, провозимые из-за границы или за границу мимо таможенных постов или с сокрытием от таможенного контроля». При этом к ввозу в империю были запрещены привозимые из Китая хлебное вино и водка, опиум, а также все товары, запрещенные общим таможенным тарифом вообще к привозу в Россию. Вывозить же в Китай запрещалось порох, артиллерийские снаряды, пушки, ружья, винтовки, пистолеты и всякое огнестрельное оружие, военные снаряды, припасы, соль, опиум и другие товары, запрещенные к вывозу таможенным тарифом по европейской торговле, а ввоз в Китай селитры, серы и свинца допускался по особым разрешениям «китайского начальства»17.
Главным контрабандным товаром, в огромных количествах ввозившимся из Манчжурии в Забайкалье после отмены порто-франко, стал алкоголь. Теперь речь шла не о запрещенном «к привозу» китайском ханшине. Основными поставщиками контрабандной продукции стали русские спиртовые заводы, расположенные в полосе отчуждения КВЖД. Вывозимый согласно установленному порядку в Маньчжурию с возвратом акциза, разбавленный там до привычных российскому потребителю 40°-ный отечественный спирт возвращался обратно в Россию контрабандным путем. По свидетельству чинов Забайкальского акцизного надзора, в 1911 г. Маньчжурской таможней, таможенными заставами, постами и акцизными контролерами в районе ее деятельности было задержано более 3,1 тыс. ведер спирта крепостью 40°. Это была лишь малая толика гигантского контрабандного промысла. Судите сами - за тот же период на ст. Маньчжурия из Хайлара было ввезено около 131 тыс. ведер спирта18. Понятно, что население пос. Маньчжурия, численностью около тысячи человек, не могло потребить такое количество. Не вызывает сомнения, что спирт предназначался для ввоза в села и на приисковые поселки Забайкалья.
17 Сборник узаконений и распоряжений по таможенной части в Приамурском крае и Восточной Сибири. С. 27-32, 93-96.
18 ГАЧО. Ф. 107. Оп. 1. Д. 92. Л. 246.
Архивные документы сохранили для нас вопиющие свидетельства алкоголизации приграничного населения Забайкалья. В январе 1913 г. военный губернатор Забайкальской области направил начальнику Приамурского таможенного округа копию записки старожилов Забайкалья о положении приграничного населения Забайкалья. «Все пограничное население, - говорилось в ней, - от дешевизны вина мужчины и женщины в большинстве спились окончательно; хозяйства расстроились и земледелие сократилось донельзя,
19
у многих жителей не осталось ни одной рогатой скотины»19.
Несмотря на принимаемые меры - введение конных акцизных контролеров, направление в Забайкалье для охраны границы конных сотен За-амурского округа Отдельного корпуса пограничной стражи - справиться с ситуацией до начала Первой мировой войны так и не удалось. Контрабанда оставалась одним из атрибутов повседневной жизни приграничного населения Забайкалья.
В мае 1912 г. в стране была проведена реформа местного таможенного управления. Главной ее задачей стало повышение эффективности работы таможенных органов в условиях промышленного подъема через расширение их оперативной самостоятельности в отношении таможенного оформления. Инициаторы реформы считали, что именно самостоятельность, прежде всего, таможен 1-го класса будет способствовать улучшению борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
В ходе реформы были упразднены таможенные округа. Таможни 1-го класса теперь находились в непосредственном подчинении Департамента таможенных сборов, остальные таможенные учреждения (таможни 2-го и 3-го классов, таможенные заставы и таможенные посты) вошли в состав вновь образованных таможенных участков во главе с участковыми таможенными инспекторами. Всего в стране было создано 11 таможенных участков, среди них - Читинский, Хабаровский и Владивостокский. Инспектору Читинского таможенного участка в ревизионном отношении подчинялась теперь и Маньчжурская таможня. На эту должность был назначен опытный таможенный чиновник Александр Валерьянович Волынцевич-Сидорович, занимавший должности управляющего Владивостокской (1902-1907 гг.) и Иркутской (1907-1912 гг.) таможнями. Отметим, что некоторые подразделения управления Читинского таможенного участка выполняли свои функции и за его пределами. В частности, летом 1914 г. архитектор Читинского таможенного участка Г. Казеев обследовал таможенные учреждения Хабаровского таможенного участка и принял участие в составлении строительной программы специально Благовещенской таможни20.
Участковая структура управления таможенными учреждениями пережила создавшую ее таможенную систему. Как наиболее эффективная, она была сохранена в системе таможенного управления правительства адмирала Колчака, Дальневосточной республики и сохранилась в системе советских таможенных органов вплоть до 1925 г.
19 Там же. Ф. 78. Оп. 2. Д. 4. Л. 55.
20 См.: Таможня на Тихом океане. Документы и материалы. Вып. 2. Хабаровская таможня. Владивосток, 2004. С. 33-35.