Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский сад / младший дошкольный возраст / связные высказывания / формирование / развитие / педагог / родители / kindergarten / junior preschool age / coherent statements / formation / development / teacher / parents

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Измайлова Рання Геннадьевна, Шейнова Татьяна Геннадьевна

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования по формированию связных высказываний у детей младшего дошкольного возраста. В теоретической части рассмотрено понятие связного высказывания и процесс его формирования и развития в дошкольном возрасте. Приведены результаты эмпирического исследования, направленного на проверку гипотезы об эффективности влияния различных форм и методов на формирование связных высказываний у дошкольников. Среди них выделены наиболее эффективные методы, формы и техники: разнообразные игры, наглядное моделирование или мнемотехника, сказкотерапия, загадки, театрализованные представления, авторские методики, нацеленные на формирование связных высказываний у младших дошкольников. Приведены результаты экспериментального исследования по формированию связных высказываний, которое было осуществлено в 2022-2023 учебном году среди 84 младших дошкольников экспериментальной группы и 92 детей контрольной группы из 6 дошкольных образовательных организаций Орехово-Зуевского городского округа. Путем эмпирического исследования подтверждена эффективность различных форм и методов работы при развитии умения у младших дошкольников составлять связные высказывания. Сделан вывод о необходимости осуществления специальной работы по формированию и дальнейшему развитию связных высказываний у младших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Измайлова Рання Геннадьевна, Шейнова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of theoretical and empirical research on the formation of coherent statements in children of primary preschool age. In the theoretical part, the concept of a coherent statement and the process of its formation and development in preschool age are comprehensively studied. The results of an empirical study aimed at testing the hypothesis about the effectiveness of the influence of various forms and methods on the formation of coherent statements in preschoolers are presented. Among them, the most effective methods, forms and techniques are highlighted: various games, visual modeling or mnemonics, fairy tale therapy, riddles, theatrical performances, author’s techniques aimed at the formation of coherent statements in younger preschoolers. The results of an experimental study on the formation of coherent statements are presented, which was carried out in the 2022-2023 academic year among 84 junior preschoolers in the experimental group and 92 children in the control group from 6 preschool educational organizations of the Orekhovo-Zuevsky urban district. Through empirical research, the effectiveness of various forms and methods of work in developing the ability of younger preschoolers to compose coherent statements has been confirmed. It is concluded that it is necessary to carry out special work on the formation and further development of coherent statements in younger preschoolers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Итак, можно сделать вывод о том, что процесс обучения иностранных курсантов образовательных организаций высшего образования, входящих в систему Министерства обороны РФ, имеет ярко выраженную специфику, обусловленную особенностями статуса иностранных военнослужащих в качестве субъектов образовательного процесса.

Выводы. Данные особенности выражаются в наличии объективных затруднений, возникающих при формировании профессиональных компетенций, преодолеть которые представляется возможным исключительно посредством осуществления адаптационных мероприятий в рамках системы личностно ориентированного педагогического сопровождения, предполагающего, во-первых, разработку и реализацию особой системы мер педагогического воздействия, основанную на приоритете дидактического принципа доступности, во-вторых, наличие специальной профессиональной компетенции у профессорско-преподавательского состава, в-третьих, осуществление широкого спектра организационно-методических мероприятий психолого-воспитательного характера на всех уровнях образовательной организации, наконец, в-четвертых, повышенную интенсивность самостоятельной работы иностранных курсантов.

Литература:

1. В Минобороны России отмечают рост числа иностранных курсантов в военных вузах страны [Электронный ресурс] // Звезда: сайт. -2021. - URL: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201809281441-mil-ru-lto4r.html (дата обращения: 17. 02. 2023)

2. Монахова, Л.Ю. Исследование уровней готовности иностранных курсантов к обучению в военных вузах / Л.Ю. Монахова,В.В. Танюхина//Человеки образование. -№ 1. -2012. -С. 112-115

3. Павлушкина, Т.В. Педагогическое сопровождение социальной адаптации иностранных военнослужащих в российском военном вузе: автореферат дисс... канд. пед. наук. 13.00.01 / Павлушкина Татьяна Викторовна. - Благовещенск, 2015.-23 с.

4. Савченко, В.М. Военная субкультура как составной элемент педагогического процесса военного вуза / В.М. Савченко, В.Я. Слепов // Теория и практика профессионального образования офицеров в военных вузах Российской Федерации. - М.: Военный Университет, 2018. - С. 143.

5. Тенитилов, П.С. Обучение иностранных военнослужащих на основе принципа доступности: дисс... канд. пед. наук: 13.00.08 / Тенитилов Павел Сергеевич. - Москва, 2018. - 185 с.

6. Izmaylova, N.V. Scientific worldview as a basis for foreign cadets of military institutions adaptation / N.V. Izmaylova, N.L. Borisova, I.S. Izmaylova, O.K. Shevchenko II В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk, Russia, 2021. - C. 2365-2371

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Измайлова Рания Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат филологических наук, доцент Шейнова Татьяна Геннадьевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования по формированию связных высказываний у детей младшего дошкольного возраста. В теоретической части рассмотрено понятие связного высказывания и процесс его формирования и развития в дошкольном возрасте. Приведены результаты эмпирического исследования, направленного на проверку гипотезы об эффективности влияния различных форм и методов на формирование связных высказываний у дошкольников. Среди них выделены наиболее эффективные методы, формы и техники: разнообразные игры, наглядное моделирование или мнемотехника, сказкотерапия, загадки, театрализованные представления, авторские методики, нацеленные на формирование связных высказываний у младших дошкольников. Приведены результаты экспериментального исследования по формированию связных высказываний, которое было осуществлено в 2022-2023 учебном году среди 84 младших дошкольников экспериментальной группы и 92 детей контрольной группы из 6 дошкольных образовательных организаций Орехово-Зуевского городского округа. Путем эмпирического исследования подтверждена эффективность различных форм и методов работы при развитии умения у младших дошкольников составлять связные высказывания. Сделан вывод о необходимости осуществления специальной работы по формированию и дальнейшему развитию связных высказываний у младших дошкольников.

Ключевые слова: детский сад, младший дошкольный возраст, связные высказывания, формирование, развитие, педагог, родители.

Annotation. The article presents the results of theoretical and empirical research on the formation of coherent statements in children of primary preschool age. In the theoretical part, the concept of a coherent statement and the process of its formation and development in preschool age are comprehensively studied. The results of an empirical study aimed at testing the hypothesis about the effectiveness of the influence of various forms and methods on the formation of coherent statements in preschoolers are presented. Among them, the most effective methods, forms and techniques are highlighted: various games, visual modeling or mnemonics, fairy tale therapy, riddles, theatrical performances, author's techniques aimed at the formation of coherent statements in younger preschoolers. The results of an experimental study on the formation of coherent statements are presented, which was carried out in the 2022-2023 academic year among 84 junior preschoolers in the experimental group and 92 children in the control group from 6 preschool educational organizations of the Orekhovo-Zuevsky urban district. Through empirical research, the effectiveness of various forms and methods of work in developing the ability of younger preschoolers to compose coherent statements has been confirmed. It is concluded that it is necessary to carry out special work on the formation and further development of coherent statements in younger preschoolers.

Key words: kindergarten,junior preschool age, coherent statements, formation, development, teacher, parents.

Введение. Основные документы, которые регламентируют работу педагога дошкольного образования, обращают к речевому развитию как важному аспекту в общем становлении ребенка, начиная с раннего возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на «обеспечение равных возможностей в период дошкольного детства ... независимо от ...языка» [8]. Федеральная образовательная программа

дошкольного образования предполагает «вербальное обозначение совершаемых совместных действий» ребенком, начиная с шестимесячного возраста [7, С. 21].

В современном обществе, где коммуникация играет важнейшую роль во всех сферах жизни, умение связно выражать свои мысли является необходимым навыком. Особенно важно научиться связно высказываться с раннего детства, поскольку именно в этот период формируются основы языковой компетенции. В связи с этим актуальной задачей для педагогов дошкольных учреждений является развитие у детей умения составлять связные высказывания.

С развитием цифровизации родители в условиях семьи общаются с детьми все менее активно. Беседы с родителями и наблюдение за процессом прихода в детский сад, раздеванием и одеванием дошкольника все чаще позволяют убеждаться в том, что основным для них является в это время не общение с ребенком, а «зависание» в социальных сетях и мессенджерах. Речевая активность в процессе взаимодействия «ребенок-родитель» часто сводится к простым односложным вопросам и ответам:

- Как дела?

- Нормально.

- Что делал?

- Гулял.

В связи с этим в процессе формирования связных высказываний у детей педагогам необходимо работать в тесном контакте с родителями.

Связные высказывания в данном исследовании рассматриваются как последовательность слов в законченном предложении, связанных между собой по смыслу и передающих определенную информацию. Сложность исследования состоит в том, что в дошкольном возрасте у детей только начинает формироваться связная речь, они учатся правильно соединять слова, образующие предложения. У каждого дошкольника наблюдается свой индивидуальный темп развития связной речи. В данном случае необходимо поддерживать развитие каждого ребенка с учетом уже имеющегося уровня развитости речи и коммуникативных навыков.

В научных исследованиях формирование связных высказываний обычно рассматривается относительно детей, имеющих различные речевые отклонения, общее недоразвитие речи [2]. Однако существует ряд исследований последних лет, направленных на применение особых форм работы с детьми при обучении дошкольников с нормотипичным развитием. Это использование контаминированного типа связного высказывания [5], устного народного творчества, загадок [9], метода наглядного моделирования [1]. Ряд предыдущих работ авторов также фрагментарно посвящен рассмотрению данного вопроса. Это речевое развитие детей старшего дошкольного возраста [3], развитие монологической речи [5], повышение эффективности связной речи [10].

Целью данного исследования является определение уровня эффективности формирования связных высказываний у дошкольников при использовании различных методы и форм работы.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что обучение детей младшего дошкольного возраста связным высказываниям будет результативным, если:

- будут изучены особенности связных высказываний и специфика их формирования;

- будут выявлены уровни сформированности связных высказываний на начальном и конечном этапах педагогического эксперимента;

- будут использованы различные формы и методы, оказывающие существенное влияние на формирование связных высказываний у дошкольников, включая работу с родителями.

Изложение основного материала статьи. Исследование научной литературы по теме показало, что связные высказывания могут иметь различные формы, например, это может быть простое предложение, в котором два слова связаны между собой союзом, или это может быть сложное предложение, состоящее из нескольких частей, связанных между собой союзами или другими средствами связи. Для формирования связной речи у детей дошкольного возраста рекомендуется использовать различные методы, формы и техники: игры, наглядное моделирование, или мнемотехника [1], мнемические таблицы [10], диалогическое чтение, сказкотерапия [2], загадки [9], театрализованные представления, авторские методики [6], коллективные виды деятельности [3] и т.д. В процессе познавательной, игровой, творчески направленной активности дети учатся выражать свои мысли, общаться с другими людьми, развивать словарный запас и грамматические навыки.

Экспериментальное исследование по формированию связных высказываний проводилось в 2022-2023 учебном году среди 84 младших дошкольников экспериментальной группы и 92 детей контрольной группы из 6 дошкольных образовательных организаций Орехово-Зуевского городского округа.

Исследование было проведено в несколько этапов.

1. Констатирующий этап для определения начального уровня сформированности связных высказываний у детей 3-4

2. Формирующий этап, включавший проведенную в экспериментальных группах работу. Контрольная группа детей занималась по программе занятий по развитию речи.

3. Контрольный этап. После окончания формирующей части эксперимента проводилось завершающее тестирование для определения эффективности проведенной работы с детьми экспериментальной группы.

Основными показателями эффективности в процессе формирования связных высказываний служили разработанные и обсужденные на кафедре теории и методики начального и дошкольного образования ГГТУ критерии:

а) общее количество связных высказываний младшего дошкольника;

б) логичность связных высказываний;

в) последовательность связных высказываний;

г) правильность использования грамматических конструкций младшим дошкольником;

д) способность детей 3-4 лет к соотнесению своих высказываний с общей темой;

е) словарный запас, грамотность, понятность и четкость речи в целом как показатели, характеризующие речь ребенка.

Всего в педагогическом эксперименте участвовали 176 детей. На констатирующем этапе были диагностированы 84

ребенка из экспериментальной группы и 92 ребенка из контрольной группы. Из них высоким уровнем сформированности связного высказывания не обладал ни один ребенок, на среднем уровне находились 16 детей (9%) из контрольной и экспериментальной групп, на низком уровне - 160 (91%) детей. Соотношение по распределению младших дошкольников в контрольной и экспериментальной группах было приблизительно одинаковое. Более детально распределение детей на констатирующем этапе исследования представлено на рисунке 1.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рисунок 1. Уровни сформированности связных высказываний на констатирующем этапе

Общее количество связных высказываний младших дошкольников было на низком уровне; высказывания не были логичными и последовательными; грамматические конструкции использовались с ошибками; высказывания зачастую не соотносились с общей темой; словарный запас, грамотность, понятность и четкость речи демонстрировались преимущественно на низком уровне.

Результаты констатирующего этапа исследования нацелили на дальнейшую работу по формированию связных высказываний у младших дошкольников. Решение поставленных задач планировалось достигнуть в 2 этапа:

- формирование умения осознавать красоту речи, мотивации к осуществлению связного высказывания;

- развитие навыка связного высказывания практическими методами.

Для реализации формирующего этапа были подобраны и разработаны различные методы, формы и техники: разнообразные игры, наглядное моделирование, или мнемотехника, сказкотерапия, загадки, театрализованные представления, авторские методики, нацеленные на формирование связных высказываний у младших дошкольников. Далее охарактеризуем некоторые из них.

Прежде всего, выбирая методы, формы и техники работы по формированию связных высказываний, мы исходили из того, что с помощью работы над речью можно осуществлять умственное развитие. Так, Е.И. Володина, Е.С. Девина отмечают: «Одним из важных признаков развития умственных способностей ребенка является речь, которая позволяет ему думать, фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия» [2, С. 40].

С.А. Шатрова [9] в данной связи уделяет особое внимание развитию умений и навыков рассуждения у дошкольников. На основе её технологии обучения связным высказываниям была разработана более простая методика, приемлемая в работе с младшими дошкольниками. Развиваясь интеллектуально, дети учились правильно оформлять собственные суждения и умозаключения.

A.M. Беседина [1] в своем исследовании предлагает в работе с детьми использовать систему методов и приёмов, построенных на ассоциациях. Данная техника позволяет не только контролировать процессы запоминания, сохранения информации, но и развивать активный и пассивный словарь детей. В данной связи на формирующем этапе исследования широко использовалась мнемотехника, которая в младшем дошкольном возрасте была реализована на простейшем уровне. Детям предлагались игровые ситуации с картинками и аналогиями.

Изучение народного фольклора сопровождалось знакомством с контаминациями, новыми выражениями или сходными по значению формами. В знакомстве с детскими сказками «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка» использовались обсуждение с придумыванием новых слов, эпитетов для основных героев и характеристики их поступков. Так появились «Мышка - хвОстунишка» из сказки «Курочка Ряба», «Зайчик - забегайчик», «Лисичка - рыжичка», «Волк -серок, зубок» из сказки «Теремок».

E.H. Киркина, А.О. Бузанова также отмечали необходимость обучения связным высказываниям. Авторы отмечали, что монолог-контаминация в работе с дошкольниками и методика речевого развития с точки зрения обучения его мастерству недостаточно разработана. Авторы отмечают: «...появляется хорошая возможность развивать в детях способность осознавать особенности содержания и формы функционально-смысловых типов речи, описывать предметы и явления, повествовать о событиях, приходить к простейшим умозаключениям [5,С. 115].

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы использовались и авторские методики для формирования связных высказываний. Так, методика В.К. Воробьевой [6], которая была создана с целью развития монологической речи, успешно использовалась для формирования связных высказываний. Благодаря данной методике дети познали возможность связного общения в единстве речевых компонентов. Младшие дошкольники научились различать небольшой рассказ и разрозненный текст, его деформированный или недоукомплектованный варианты.

В работе на формирующем этапе педагогами были использованы эвристические игры, позволяющие выработать направленность детей на выделение и называние недостающих элементов на картинке, в описанной ситуации. Младшим дошкольникам предлагались картинки, демонстрирующие визуально правильную последовательность и отсутствие отдельных элементов.

Понимая важность в развитии ребенка 3-4 лет творческой составляющей, педагогами также были использованы разнообразные развивающие игры.

На формирующем этапе на основе изученных особенностей связных высказываний и эффективности их формирования были использованы различные формы и методы, оказывающие существенное влияние на формирование связных высказываний у дошкольников, включая работу с родителями. Данная работа была построена с учетом тех форм и методов, которые массово использовались самими родителями. Это дистанционное общение, групповая и подгрупповая работа в мессенджерах.

Контрольный этап исследования был проведен в мае-июне 2023 года. На нем также были диагностированы 84 ребенка из экспериментальной группы и 90 детей из контрольной группы (2 ребенка выбыло). Всего в педагогическом эксперименте участвовали на контрольном этапе 174 ребенка.

На контрольном этапе в экспериментальной группе были получены более высокие результаты, чем в контрольной. На высоком уровне связным высказыванием овладели 2 (2,4%) ребенка, на среднем уровне - 64 (76,2%), на низком по-прежнему остались 16 (21,4%) детей. В контрольной группе высокий уровень был диагностирован у 1 ребенка (1,1%), средний - у 32 (35,6%) детей, низкий - у 57 (63,3%). Распределение детей на контрольном этапе исследования представлено на рисунке 2.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рисунок 2. Уровни сформированности связных высказываний на контрольном этапе

Результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах, существенно отличаются на контрольном этапе. Общее количество связных высказываний находится преимущественно на среднем уроне в экспериментальной группе и преимущественно на низком уровне в контрольной группе.

Связные высказывания младших дошкольников на данном этапе приобрели в большинстве случаев логичность и последовательность; в грамматических конструкциях наблюдалось меньше ошибок; высказывания в большей части соотносились с общей темой; словарный запас, грамотность, понятность и четкость речи демонстрировались преимущественно на среднем уровне.

Выводы. Работа по формированию связных высказываний младших дошкольников с использованием различных методов, форм, технологий является актуальным и интересным направлением исследований в области философии, педагогики, психологии, речевого развития дошкольников.

Результаты педагогического исследования позволяют утверждать, что в условиях детского сада необходимо осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию и дальнейшему развитию связных высказываний у младших дошкольников.

Литература:

1. Беседина, A.M. Использование метода наглядного моделирования (или мнемотехники) для развития связной речи / A.M. Беседина, Н.В. Терентьева, Д.В. Корякина // Психология и педагогика: теоретический и практический потенциал: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». - Чебоксары, 2021. - С. 101-104

2. Володина, Е.И. Сказкотерапия как средство формирования связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.И. Володина, Е.С. Девина // Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения". - 2022. - № 1-1. - С. 39-43

3. Измайлова, Р.Г. Использование коллективных видов деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Р.Г. Измайлова, Т.Г. Шейнова, Т.В. Тимохина // Перспективы науки и образования. - 2020. -№5(47).-С. 199-211

4. Измайлова, Р.Г. Развитие монологической речи детей при подготовке к школьному обучению / Р.Г. Измайлова, Т.Г. Шейнова, Т.В. Тимохина // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИОГПА, 2021.-Вып. 71 (1).-С. 150-153

5. Киркина, E.H. Особенности формирования контаминированного типа связного высказывания у старших дошкольников / E.H. Киркина, А.О. Бузанова // Система знаний: процессы развития современной научной мысли. Сборник научных трудов. -Казань,2021. -С. 112-116

6. Лисина, И.А. Использование авторской методики В.К. Воробьевой для формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / И.А. Лисина // Инновационная наука. - 2022. - № 5-2. - С. 110-113

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847) [Электронный ресурс]. -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (дата обращения: 11.10.2023)

8. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document (дата обращения: 09.10.2023)

9. Шатрова, С.А. Обучение старших дошкольников связным высказываниям-рассуждениям на примере загадок / С.А. Шатрова // Перекресток идей и гипотез. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. -С. 137-146

10. Шейнова, Т.Г. Повышение эффективности развития связной речи дошкольников посредством мнемических таблиц / Т.Г. Шейнова, Т.В. Тимохина // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 74 (1). - С. 306-310

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент Ильина Нина Федоровна

Красноярский государственный педагогический

университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Степанова Инга Юрьевна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

ПРИВЛЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Аннотация. В статье обосновывается целесообразность привлечения региональных инновационных площадок к разработке и реализации программ подготовки педагогических кадров специфическим потенциалом их педагогического коллектива. Во введении актуализируется создание программ для практико-ориентированной подготовки будущих педагогов, придания подготовке опережающего характера. Также обосновывается значимость вовлечения команд региональных инновационных площадок к подготовке будущих учителей. В основной части статьи раскрыты научно-методические основания подобной деятельности: эвристический поиск способов воплощения принципа открытости в образовании с опорой на ключевые положения пространственно-средового подхода к организации образовательной деятельности; проблемно-задачный подход к обучению; применение базовых основ освоения проектной и исследовательской деятельности в становлении педагога-профессионала. Предложены интерактивная модель разработки образовательных программ и организационно-педагогические условия, позволяющие привлекать региональные инновационные площадки в разработке и реализации новых программ подготовки педагогических кадров. В выводах показывается перспективность предложенного варианта привлечения региональных инновационных площадок к разработке и реализации программ подготовки педагогических кадров.

Ключевые слова: инновационные площадки, программы подготовки, педагогические кадры, принцип открытости, проблемно-задачный подход, проектная и исследовательская деятельность.

Annotation. The article justifies the feasibility of involving regional innovative platforms in the development and implementation of training programs for teachers with the specific potential of their pedagogical team. The introduction updates the creation of programs for practical-oriented training of future teachers, giving advanced training. The importance of involving teams of regional innovative sites in the preparation of future teachers is also justified. The main part of the article reveals the scientific and methodological foundations of such activities: heuristic search for ways to implement the principle of openness in education based on the key provisions of the spatial-environmental approach to organizing educational activities; problem-problem approach to training; application of the basic foundations for mastering design and research activities in the formation of a professional teacher. An interactive model for the development of educational programs and organizational and pedagogical conditions have been proposed that allow attracting regional innovative platforms in the development and implementation of new training programs for pedagogical personnel. The conclusions show the prospects of the proposed option of attracting regional innovative platforms to the development and implementation of training programs for teachers.

Key words: innovative platforms, training programs, pedagogical personnel, the principle of openness, problem-problem approach, design and research activities.

Исследование выполнено no проекту «Привлечение организаций, отнесенных к федеральным ирегиональным инновационным площадкам по направлению "Педагогическое образование", для разработки и распространения новых образовательных программ подготовки педагогических кадров направленных на освоение научно-методических основ воспитания, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ, в рамках

государственного задания №073-00018-23-02)

Введение. Вступление общества в информационную стадию своего развития потребовало существенных изменений в сфере образования. Запрос на креативные компетентности, на многоплановый поиск работающих способов действия в различных ситуациях, на адаптивность к новым условиям, на готовность к освоению нового по ходу его порождения, который продолжительное время рассматривался как элитарный, становится все более массовым [1]. Поэтому образовательные программы, подходы к их разработке и реализации, которые ранее давали удовлетворительный образовательный результат, перестают быть по-прежнему эффективными и востребованными.

Проблема программной реализации непрерывного педагогического образования, обеспечения качества подготовки педагогических кадров продолжительное время является крайне актуальной. Особое внимание в ее решении уделяется вопросам актуальности и практической направленности программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, что позволяет сокращать разрыв между возрастающими темпами обновления практики общего образования и стремлением к постоянству содержания профессионально-педагогической подготовки и инфраструктуры его реализации. Вместе с тем отмечаемое отставание педагогической теории от темпов развития образовательной практики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.