PHYSICAL EDUCATION A T THE UNIVERSITY AND MOTIVA TION OF STUDENTS
M.Yu. Tochigin, S.Yu. Vitko, I.N. Motorin, I.M. Tochigin
On the basis of research conducted by the author together the Department of Marketing, highlighted the motivational basis for not attendance of physical culture and other causes, and ways of forming a conscious motivation for students in the formation of the needs of the development of the program on physical training in high school and to overcome other objective and subjective problems hindering the development of university programs students of physical culture.
Key words: motivation, survey research, not attendance, modern requirements, nonstandard means of physical culture.
Tochigin Mikhail Yurievich, senior teacher, [email protected], Russia, Moscow, Russian economic University named after G.V. Plehanov,
Vitko Sergey Yurievich, senior teacher, [email protected], Russia, Moscow, Russian economic University named after G.V. Plehanov,
Motorin Igor Nikolaevich, senior teacher, [email protected], Russia, Moscow, Russian economic University named after G.V. Plehanov,
TochiginIliya Mikhailovich, student, [email protected], Russia, Moscow, Russian economic University named after G.V. Plehanov
УДК 796.011.3
ФОРМИРОВАНИЕ СВОДОВ СТОПЫ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
М.В. Чайченко, М.Ю. Золотова
Освящены вопросы правильного формирования опорно-двигательного аппарата, а также ранней коррекции возможных нарушений. Приведены практические примеры организации занятий физического воспитания формирующей направленности на базе МДОУ № 24 г. Коломна Московской области.
Ключевые слова: дошкольный возраст, плоскостопие, стопа, физическое развитие.
Проблема увеличения численности детей, имеющих нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата, а в частности, отклонения в состоянии стоп всегда была и остается одной из важных аспектов нашего времени. По некоторым данным именно от правильного формирования стопы зависит состояние всего опорно-двигательного аппарата - это здоровые коленные и тазобедренные суставы, правильно сформированный позвоночный столб, нормальное кровообращение головного мозга [2]. В опорных структурах тела вышележащий сегмент функционально зависит от низлежащих и наоборот. Неоспоримо, что все вышележащие отделы
нижней конечности, таза и позвоночного столба опираются на стопу. Ряд авторов [1, 2] отмечает, что на формирование осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности статико -динамическая функция стопы. Нередко плоская стопа становится причиной сколиоза, а в запущенных случаях вызывает общее расстройство организма.
Известно, что плоскостопие - это нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов, что вызвано ослаблением мышц и растяжения их связок. Детская стопа, по сравнению со взрослой, относительно коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно соприкасаются или даже налегают друг на друга. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большой эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам, прыжкам, соскокам с высоты, быстрее утомляется и больше подвергается деформации. Нижние конечности у новорожденных детей растут быстрее, становясь длиннее верхних. Наибольшая скорость роста нижних конечностей отмечается у мальчиков в 12-15 лет, у девочек в 13-14 лет. Формирование сводов стопы обычно заканчивается к 11-12 годам, а всей стопы - к 16-18 годам. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно отражается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать весомым препятствием к занятиям в различных спортивных секциях. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата и, в частности детской стопы, имеет большое значение.
Наш опыт организации работы на базе дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о том, что при комплексном применении средств физического воспитания, направленных на развитие функций опорно-двигательного аппарата, будет способствовать не только его коррекции, но и формировать двигательные навыки, характерные для детей рассматриваемого возраста [3].
Цель работы - обосновать наиболее адекватные содержания и структуры образовательного процесса по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, направленные на формирование функций нижнего отдела опорно-двигательного аппарата.
В соответствии с целью работы мы обозначили следующую задачу: выделить наиболее эффективные средства и методы физической культуры, способствующие формирование функций нижнего отдела опорно-двигательного аппарата у детей.
Для решения поставленной задачи использовались методы анализа и обобщения научно-методической литературы по проблеме исследования и педагогические методы.
Результаты и их обсуждение. Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что гармоничное физическое развитие является одним из основных факторов, определяющим здоровье человека.
Доказано, что большое значение в предупреждении различных деформаций опорно-двигательного аппарата имеет физическая культура в различных ее формах. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на функции центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, происходит становление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Деформация стопы составляет 61,3 % среди всех деформаций опорно-двигательного аппарата [4]. Если стопа развивается неправильно, происходит опущение сводов - подобное нарушение функций называется плоскостопием. Появление плоскостопия каждый объясняет по-своему: одни - наследственностью, другие - плохим питанием, неподходящей обувью, сидячим образом жизни или, наоборот, излишней нагрузкой на ноги, но мало кто понимает, что основная причина - это неправильное физическое развитие в годы раннего детства.
Самым эффективным средством предупреждения плоскостопия является общее оздоровление ребенка, правильное и своевременное развитие у него различных двигательных навыков. Своевременное и полноценное освоение различных движений - это главный показатель правильного психомоторного развития ребенка.
Для того чтобы коррекционно-формирующая работа была успешной, нами в условиях дошкольного образовательного учреждения была создана полноценная развивающая физкультурно-оздоровительная среда. Для этого в спортивном зале ДОУ предусмотрено наличие необходимого оборудования и инвентаря, способствующего формированию мышц стопы и голени и благотворно влияющего на укрепление сводов стопы. Это массажные коврики, массажные мячи, гимнастические палки, скакалки, обручи, ребристые доски и т. д.
На практических занятиях по физическому воспитанию дети занимаются в носочках, а при выполнении специально-формирующих упражнениях босиком. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение для обеспечения эмоционального фона и в хорошо проветриваемом зале, что благотворно влияет на закаливающий фактор.
К специальным упражнениям, формирующих нижний отдел опорно-двигательного аппарата, мы относим физические упражнения, направленные на укрепление длинной малоберцовой мышцы, осуществляющей пронацию переднего отдела стопы; большеберцовой мышцы и длинных сгибателей пальцев, усиливающих супинацию заднего отдела стопы и пронирующих голень кнаружи; длинного сгибателя большого пальца и коротких сгибателей пальцев, задней большеберцовой мышцы, способствующих углублению продольного свода.
Однако мы пришли к выводу, что гимнастика для коррекции плоскостопия не должна состоять только из упражнений, направленных на укрепление мышц, так как она будет вызывать утомление мышц стопы и возможное опущение сводов. Специальные упражнения мы рекомендуем применять в сочетании с обшеразвивающими для мышц верхних
конечностей, плечевого пояса, туловища и нижних конечностей, так как плоскостопие чаше всего возникает у ослабленных детей с низким уровнем физического развития и подготовленности. Для разгрузки мышечно-связочного аппарата стопы необходимо проделывать специальные упражнения в положении лежа или сидя.
Разрабатывая систему физических упражнений, направленных на формирование сводов стопы детей, необходимо учитывать, что стопа ребенка не является уменьшенным подобием стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности. Так, например, костный аппарат стопы дошкольников во многом имеет хрящевую структуру, связки более эластичные и растяжимые, мышцы недостаточно сильные и выносливые.
В группу упражнений для укрепления свода стопы мы включили упражнения, направленные на укрепление мышц голени и стопы, а также циклические и прыжковые упражнения уступающе-преодолевающего характера, способствующие не только повышению выносливости нижних конечностей, но и способствующие формированию правильной осанки, что в свою очередь обеспечивает нормальную работу ЦНС и сердечнососудистой системы (ходьба, бег, прыжки и их разновидности) [5].
В ходьбе, беге и прыжках, в период опоры, стопа является начальным звеном замкнутой биокинематической цепи. У ослабленных детей уровень выносливости достаточно низкий, а циклические упражнения развивают общую выносливость, увеличивают умственную и физическую работоспособность, улучшают психоэмоциональное состояние, укрепляют здоровье детей. На наш взгляд, именно ходьба и бег являются наиболее ценными естественными движениями, правильная организация которых, помимо общего благотворного влияния на весь организм ребенка, являются хорошим средством, предупреждающим образование плоскостопия. Беговые упражнения мы старались проводить в игровой форме, длительность которых доводилась к 6-7 годам до 15 мин за одно занятие. В ходе занятий, мы использовали три разновидности бега, которые видоизменялись по разной скорости: быстрый бег, бег со средней скоростью и медленный бег. Разноскоростной бег обеспечивает различное воздействие на организм ребенка и оказывает содействие решению основных задач физического воспитания:
а) в процессе обучения быстрому бегу, наибольшее внимание уделяется укреплению мышц бедра, голени, стопы, выработке широкого шага. Кроме того, быстрый бег оказывает немаловажное влияние на деятельность основных функциональных систем организма;
б) бег со средней скоростью является главным средством развития общей выносливости у дошкольников, предъявляет определенные требования к технике, которые выражаются в прямом положении головы, активном выносе вперед бедра маховой ноги и перекате стопы с пятки на носок;
в) медленный бег является важным средством совершенствования выносливости у детей. Он также требует сохранения прямого положения туловища, развернутых плеч, поднятой головы, мягкой постановки ноги на всю стопу с небольшим опережением постановки ее на носок.
В качестве укрепления мышц нижних конечностей и разнообразия занятий мы предлагаем использовать прыжковые элементы уступающе-преодолевающего характера со скакалкой. Несмотря на общедоступность и простоту использования, скакалка не так часто использовалась на занятиях по физическому воспитанию в экспериментальных дошкольных образовательных учреждениях, так как ее применение требует высокой организации и детей, и педагога [5].
Прыжки со скакалкой сочетают в себе эффективность длительного бега, атлетическую мощь различных прыжков и красоту танцев.
Данный вид движений мы включали в каждое занятие и отводили им 7-10 мин от общего времени занятий.
Однако двигательные действия на повышение выносливости нижних конечностей, мы считаем недостаточными, так как они будут вызывать утомление мышц стопы и возможное опущение сводов. Мы рекомендуем их применять в сочетании с обшеразвивающими упражнениями для нижних конечностей, включенных в подготовительную часть, а для разгрузки мышечно-связочного аппарата стопы необходимо проделывать специальные упражнения в положении сидя и лежа, применяемых в заключительной части занятия (совершенствование двигательных действий происходило за счет увеличения количества повторений, применения гимнастических предметов и выполнения упражнений с партнером).
Анализируя итоги нашей работы в 2014-2016 гг. мы провели мониторинг по изменению свода стопы. Динамика наблюдаемых параметров показана в таблице.
Сравнительный анализ изменений свода стопы у детей дошкольного возраста МБОУ № 24 г. Коломна Московской области
Изменение сводов стопы 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Плоскостопие 20 % 13 % 7 %
Уплощение 52 % 47 % 31 %
Норма 28 % 40 % 62 %
Результаты обследования свидетельствуют о том, что систематические занятия физической культурой, специальными физическими упражнениями, использования природно-оздоровительных факторов способствуют развитию и укреплению мышц, связок, суставов, участвующих в нормальной деятельности опорно-двигательного аппарата, а изменение формы стопы вызывает снижение функциональных
возможностей организма, изменяет положение таза и позвоночника, что отрицательно сказывается на функциях последнего, приводя к нарушениям осанки и изменениям общего состояния ребёнка.
Список литературы
1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Технология оздоровления детей в детском саду. Новые стандарты. М.: УЦ « Перспектива», 2012. 120 с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фабер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. М.: Академия, 2002. 416 с.
3. Золотова М.Ю., Чайченко М.В. Динамика показателей физического развития у детей 5-7 лет при использовании специально-корригирующих упражнений на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 170-175.
4. Золотова М.Ю., Чайченко М.В. Формирование опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры у детей старшего дошкольного возраста // ScienceTime. 2014. № 7. С. 117-120.
5. Чайченко М.В. Комплексная методика оздоровительной физической культуры дошкольников 5-7 лет с направленным развитием функций опорно-двигательного аппарата: дис. ...канд. пед. наук. Тула, 2013. 215 с.
Чайченко Мария Владимировна, канд. пед. наук, доц., [email protected]. Россия, Коломна, Государственный социально-гуманитарный университет,
Золотова Мария Юрьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Коломна, Государственный социально-гуманитарный университет
FORMATION OF CHILDREN ARCH BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION
IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
M. V. Chaychenko, M. Y. Zolotova
Complex technique of the organization of work on the formation of the arches of the foot children in kindergarten, involves the use of physical education, it is quite effective and allows you to achieve a significant reduction in the number of children with deviations from the standard indicators in the state of the. In the consecrated questions correct formation of the musculoskeletal system, as well as an early correction of possible violations. The article gives practical examples of the organization of physical education lessons focus on forming the basis of Kindergarten № 24 Kolomna, Moscow Region.
Key words: preschool age, flat feet, foot, physical development.
Chaychenko Maria Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Kolomna, State Socio-Humanitarian University,
Zolotova Maria Yurievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, mariy-zolotova@yandex. ru, Russia, Kolomna, State Socio-Humanitarian University