Научная статья на тему 'Формирование судебных органов РСФСР и законодательные основы деятельности органов юстиции в 1917-1921 гг'

Формирование судебных органов РСФСР и законодательные основы деятельности органов юстиции в 1917-1921 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1638
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКРЕТЫ / СУД / ПРАВОСУДИЕ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ / НАКАЗАНИЕ / ПОЛНОМОЧИЯ СУДОВ / ПОДСУДНОСТЬ / КАРАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / DECREES / COURT / JUSTICE / THE COURT SYSTEM / THE JUDICIARY / THE PUNISHMENT / THE POWERS OF COURTS / JURISDICTION / PUNITIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малофеев С. С.

Исследование процесса становления судебных органов Советской России, правовой основы их деятельности и особенностей назначения наказаний в 1917-1921 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE JUDICIARY AND THE LEGISLATIVE FRAMEWORK OF THE RSFSR OF JUDICIAL AUTHORITIES IN THE PERIOD 1917 19211

Investigation of the process of formation of the judicial organs of Soviet Russia, the legal basis for their activities and characteristics of sentencing in the period 1917-1921.

Текст научной работы на тему «Формирование судебных органов РСФСР и законодательные основы деятельности органов юстиции в 1917-1921 гг»

Key words: clergy, charity, patriotic activity, the First World War, religion and moralizing teaching.

Lisitsina Olga Lvovna, assistant, valery20ll@ Jist.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 342 (470) «1917/1921»

ФОРМИРОВАНИЕ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ РСФСР И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ В 1917-1921 гг.

С.С. Малофеев

Исследование процесса становления судебных органов Советской России, правовой основы их деятельности и особенностей назначения наказаний в 1917-1921 гг.

Ключевые слова: декреты, суд, правосудие, судебная система, судебные органы, наказание, полномочия судов, подсудность, карательные меры

1917-й год стал поворотным в истории нашего многострадального Отечества: Российская Империя рухнула, хаос и анархия, буквально захлестнувшие страну, позволили прийти к власти большевикам.

Практически сразу после Октябрьского переворота 1917 года Советское правительство принялось за демонтаж системы государственных органов. На уровне правового регламентирования принятых решений нововведения закреплялись декретами.

Первые декреты были направлены на решение самых острых проблем, стоявших перед страной в 1917 году. В условиях ещё не окончившейся Первой мировой войны и приближающейся гражданской Советское правительство, понимая важность законного обоснования политической власти, не жалело сил на создание новой системы государственных органов. В законодательных актах новой власти звучал не только пафос революционного времени (свойственный большевикам в большей мере потому, что предпринималась попытка создания государственного образования нового типа с принципиально новым пониманием права и его роли в жизни общества [1]), но и четкость взгляда законодателя на регулируемые общественные отношения. Необходимо отметить, что развитого учения о том, каким должно быть право в пролетарском государстве, какова должна быть система государственных органов, на тот момент не существовало. Это обстоятельство существенно влияло на построение системы государственных органов и определение общих принципов их функционирования: в политических условиях 1917-1920-х гг. отсутствие правовой регламентации общественных отношений государственные органы получали право

осуществлять свою деятельность в соответствии с «революционным правосознанием» [2]. Правовые нормы, действующие до 1917 года, применялись лишь в той части, в которой не противоречили декретам советской власти.

В сложившейся осенью 1917 года политической ситуации силовой захват власти сторонниками большевиков практически не имел противодействия. 25 октября 1917 года Петроград полностью контролировался Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов. В этот день Военно-революционный комитет при Петроградском Совете обратился к народу с воззванием: «К гражданам России!». Это обращение означало, что «государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, Военно-революционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона»[4]. Петроградский ВРК в этом документе обещал всем гражданам России «немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства» [5].

Первые декреты советской власти устанавливали систему чрезвычайных органов с судебно-следственными функциями. Это декрет II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) 1917 г. «О земле» [7], в соответствии с которым: «помещичья собственность на землю отменяется незамедлительно без всякого выкупа. Помещичьи имения, равно как и все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов впредь до Учредительного собрания.

Какая бы то ни была порча конфискованного имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, карае-мым революционным судом (выделено мной -С.М.)».

Согласно декрету, порча конфискованного имущества квалифицируется как тяжкое преступление, предлогом тому служит то обстоятельство, что изъятое из собственности частных лиц имущество переходит в общенародную собственность. Стоит обратить внимание на то, что никакой конкретной санкции за «тяжкое преступление» документ не устанавливает. На тот момент отсутствует ко всему прочему и документ, содержащий классификационные признаки, позволяющие квалифицировать преступления по категориям различной степени тяжести. Применение правовых норм, принятых до 1917 года, здесь едва ли возможно в данном случае, поскольку в соответствии с нормами дореволюционного российского права применялись следующие виды наказания: смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в исправительном доме, заключение в крепости, заключение в тюрьме, арест и денежная пеня, т.е. штраф. В соответствии с

названными видами наказаний преступные деяния классифицировались на тяжкие преступления (за совершение которых закон устанавливал высшее наказание в виде смертной казни, каторги или ссылки на поселение), преступления (за совершение которых закон устанавливал высшее наказание в виде заключения в исправительном доме, крепости или тюрьме) и проступки (за совершение которых закон устанавливал высшее наказание в виде ареста или денежной пене, т.е. штрафу) [8]. Применение данной классификации в условиях 1917 года и позднее было невозможно по двум важным обстоятельствам: во-первых, определенные меры принуждения в условиях нестабильности государственной власти не могли быть обеспечены соответствующей силой (например, ссылка на поселение), во-вторых, перемены, произошедшие в государственно-правовой сфере, были слишком масштабны, чтобы применять установленную в Российской империи систему наказаний.

22 ноября (5 декабря) 1917 г. был принят один из важнейших документов в сфере создания системы органов для привлечения к ответственности - Декрет СНК «О суде». Необходимость создания государственной системы органов, полномочных разрешать конфликтные ситуации, объективно возникающие в общественной жизни, и отправлять правосудия в новой республике осознавалась высокопоставленными лицами из ВЦИК и СНК. Перемены в судебной системе начались практически сразу же после захвата власти большевиками осенью 1917 года и носили во многом стихийный и бессистемный характер. Различия касались как структуры и полномочий вновь образованных судебных органов, так и непосредственно специфики отправления правосудия [26]. Подобное положение вещей в судебном системе долго продолжаться не могло и 22 ноября (7 декабря) 1917 года СНК был принят «Декрет о суде» (позже документ получил название «Декрет о суде №1»). История советского суда достаточно освещена в историографии [27], мы рассмотрим важнейшие документы, регламентирующие структуру и деятельность судебных органов в Советской России.

Декрет СНК «О суде» № 1 от 22 ноября (5 декабря) 1917 года ликвидировал доныне существующую систему судебных и следственных органов власти, учреждений прокурорского надзора и адвокатуры. Документ в общих чертах определял облик судебной системы в РСФСР (структура судов 1 -й инстанции, подсудность и прочее), декларировал «демократические» принципы формирования новых органов судебной власти (выборность судей, отсутствие требований к образовательному уровню судьи и т.д.) и устанавливал основания назначения наказания (суды при принятии решений могли опираться на дореволюционное законодательство, если оно не противоречило «революционной совести и революционному правосознанию» [28]. Особый интерес вызывает примечание к пункту 5 декрета: «Отмененными признаются все законы, противоречащие

декретам ЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Рабочего и Крестьянского Правительства, а также программ-минимум Р.С.-Д.Р. партии и партии С.-Р.»[29], т.е. фактически этим декретом программные документы РСДРП и партии эсеров получали статус закона. Декрет содержит большое количество норм, в которых прямо или косвенно требуется принятие особого декрета по судебным вопросам. Подобное положение дел нельзя отнести к недостаткам декрета, поскольку в период необходимости создания новой правовой системы законодательного регулирования (а значит, и принятия соответствующих актов) требуют многие важные сферы общественной жизни, и потому ситуацию, когда новые государственные органы не торопятся регламентировать до мелочей все контуры учреждаемой системы судебных учреждений, можно считать допустимой. Однако когда речь идёт о привлечении к ответственности, нечёткие формулировки недопустимы даже для актов, принятых в первые месяцы установления новой власти. Таким образом, принятием этого декрета советская власть фактически установила режим тотального судебного произвола, позволив отправлять правосудие на основании внутренних убеждений судей, избираемых на основании демократических выборов (большей пристрастности суда при таком порядке формирования судейского корпуса в условиях начинающейся гражданской войны представить трудно).

Дальнейшее правотворчество в сфере построения судебных органов регламентировало лишь общие принципы судопроизводства и системы судебных органов (см.: Декрет ВЦИК и СНК от 7 марта 1918 года «О суде» № 2 [30], Декрет СНК от 13 июля 1918 года «О суде» №3 и проч.)

[31].

Судебные учреждения находились в ведении Народного комиссариата Юстиции, т. е. фактически были отнесены к исполнительным органам государственной власти. Структура и территориальное устройство судебных учреждений на местах не претерпело существенных преобразований в 1917-1918 гг. Материально-техническое обеспечение деятельности судов, уровень заработных плат, документальное и информационносправочное обеспечение отправления правосудия находились в неудовлетворительном состоянии: документы не доходили до судебных органов, заработные платы по нескольку раз выплачивались уже уволенным сотрудникам, в здании судов случались кражи, а среди судебных работников по причине плохих бытовых условий выявлялись различные заразные заболевания.

Учрежденное 30 ноября 1918 году Положение «О народном суде» устанавливало подсудность единого народного суда (все гражданские и уголовные дела, за исключением наиболее опасных для советской власти дел, подведомственных чрезвычайным органам), а также определяло необходимость решения судебных дел на основании декретов советской власти.

При этом суд был свободен в оценке доказательств по рассматриваемым делам.

Вопросы наказания в актах, регламентировавших систему построения судебных органов, регулировались лишь в самом общем виде (в основном устанавливались пределы наказаний для решения вопроса о подсудности дел). Документом, в котором обобщался предыдущий опыт правовой системы назначения наказаний, являлись принятые Постановлением НКЮ РСФСР от 12 декабря 1919г. «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» [32]. «Руководящие начала...» содержат определение наказания («меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает порядок общественных отношений от нарушителей последнего») и «примерный» перечень видов наказания. Документ содержит и некоторые нормы относительно назначения наказания (например, при соучастии в преступлении и проч.), но, учитывая краткость документа и общие формулировки, ясности в вопросе о применении наказания за то или иное преступление этот документ не вносит. Таким образом, можно сделать вывод, что в 1917-1919 гг. в правотворческой деятельности советской власти не сложилось единой системы судебных органов и правил отправления правосудия, а также внятного механизма привлечения к ответственности и исполнения судебных решений.

Необходимо отметить, что параллельно с системой судебных и иных правоохранительных органов создавались чрезвычайные учреждения для борьбы с «контрреволюционными элементами» [33].

Полномочия революционных трибуналов и других государственных органов, наделенных правом принятия чрезвычайных мер, были практически неограничены, а подведомственность рассматриваемых ими дел, рассматриваемых чрезвычайными органами, постоянно расширялась.

В период с 1917 по 1921 гг. советская власть полностью разрушила государственно-правовую систему дореволюционной России, возведя на её руинах строго централизованную систему государственных органов, карательный характер деятельности которых - неизбежное следствие принятых в 1917-1921 гг. официальных документов: в декретах и инструкциях, принятых в 1917-1921 гг. советскими государственными органами, содержались многочисленные нормы о привлечении к ответственности, однако ни конкретных определений, ни конкретных санкций за противоправное поведение документы не содержали, что создавало возможность для решения дел в соответствии с «революционной совестью и революционным правосознанием»; провозглашение демократических принципов и классового подхода при формировании новых органов государственной власти по сути означало предвзятое отношение к классовым противникам советской власти, из чего неизбежно следовал карательный уклон правоприменительной деятельности; для оперативной борьбы с врагами революции со-

ветская власть уже в первые месяцы создала систему чрезвычайных органов с практически неограниченными полномочиями.

Таким образом, советская власть в 1917-1921 гг. создала систему судебных органов, необходимых для решения гражданских и уголовных дел на местном уровне в соответствии с революционной идеологией, а для борьбы с политическими противниками широкие полномочия получили чрезвычайные органы отправления правосудия.

Список литературы

1. Отечественная история (1917-2001): учебник для вузов / А.В. Венков [и др.]; отв. редактор И.М.Узнародов. М.: Гардарики, 2002. 557с.

2. Декреты советской власти: сб. документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР, 1917-1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. М.: Госюриздат, 1953. 464с.; Булатов С. Я. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР // Правоведение. 1959. № 4. С. 126-132; Плотников А.А. Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года: историкоправовой анализ опыта создания советской государственности. Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова,

2002. 84 с.; Резепов В.П. К 50-летию Декрета о суде № 1 // Правоведение. 1967.№3.С.27-33.Режимдоступа:

http://www.law.edu.ru/artide/artide.asp?artideID= 1132507 (режим обращения: 16.04.2009).

3. Виноградов О.В. Правовое регулирование использования чрезвычайных мер и ограничений прав личности в первые годы становления советской власти.// История государства и права. 2007. № 22. С. 24-26; Па-нырин В.В. Концепция «революционной законности» и особенности её воплощения в политико-правовой жизни советской России в период НЭПа // История государства и права. 2007.№ 8. С.35-36.; Черненко Е.А. Принцип презумпции невиновности в истории советского уголовного процесса.// История государства и права. 2007. №13. С.26-28.

4. Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России!» (25 октября (7 ноября) 1917 г.). / URL:

http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/first.htm (режим обращения:

19.09.2008)

5. Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России!» (25 октября (7 ноября) 1917 г.). /

URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/first.htm (режим обращения:

19.09.2008).

6. Нерсесянц В.С. Основные концепции права и государства советского периода // Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1999. URL: http://kursach.com/biblio/0010019/302 2.htm

7. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР, 1917-1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. М.: Госюриздат, 1953. С. 9.

8. Декреты советской власти Т.1 (25 октября 1917 г.-16 марта 1918 г.) М.: Госполитиздат, 1957. С.18-20.

9. Декреты советской власти Т.1 (25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г.) М.: Госполитиздат, 1957. С.18.

10. Декреты советской власти Т.1 (25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г.) М.: Госполитиздат, 1957. С.19-20.

11. Право собственности // Гражданское право. Словарь-справочник. Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.,1996. 575с.

12. Уголовное уложение 22 марта 1903 г. : С мотивами, извлеч. из объясн. записки Ред. комис., представления Мин. юст. в Гос. сов. и журн. -особого совещ., особого присутствия деп. и общ. собр. Гос. совета. / изд. Н.С. Таганцева. СПб: Гос. тип., 1904. С.3-5.

13. Декреты советской власти Т.1 (25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г.) М.:Госполитиздат, 1957. С.24-25.

14. Декреты советской власти Т.1 (25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г.) М.:Госполитиздат, 1957. С.25.

15. Декреты советской власти Т.1 (25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г.). М.:Госполитиздат, 1957. С.40-41.

16. Декреты советской власти Т.1 (25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г.). М.: Госполитиздат, 1957. С.54-57.

17. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР, 1917-1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. М.: Госюриздат, 1953. С.10.

18. Декреты советской власти Т.1 (25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г.). М.: Госполитиздат, 1957. С. 161-162.

19. Декреты советской власти Т.1 (25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г.). М.: Госполитиздат, 1957. С.240.

20. Декреты советской власти Т.1 (25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г.). М.: Госполитиздат, 1957. С.77-85.

21. Декреты советской власти Т.1 (25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г.). М.: Госполитиздат, 1957. С.81.

22. Декреты советской власти Т.1 (25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г.) М.: Госполитиздат, 1957. С.84.

23. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР, 1917-1952 гг. / Под ред. И.Т. Голякова. М.: Госюриздат, 1953. С.15.

[24] Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР, 1917-1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. - М.: Госюриздат, 1953. - С.19.

25. Декреты советской власти Т.1 (25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г..) М.: Госполитиздат, 1957. С.390-391.

26. Резепов В. П. К 50-летию Декрета о суде № 1 // Правоведение. 1967.№3.С.27-33.

URL: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1132507 (режим обращения: 16.04.2009).

27. Яцкова А. История советского суда // Отечественные записки. 2003. №2. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2003/2/iackov.html (режим обращения: 12.04.2009).

28. Декрет о суде (22 ноября (5 декабря) 1917 г.) /URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o sude1.htm (режим обращения:

30.07.2008)/

29. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР, 1917-1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. М.: Госюриздат, 1953. С.16.

30. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР, 1917-1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. М.: Госюриздат, 1953. С.22-23.

31. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы: в 6 тт./ Советское государство. М.: Мысль, 2003. 829с. Т^.

32. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы: в 6 тт./ Советское государство. М.: Мысль,

2003. 829с. Т^. С.97.

33. Виноградов О.В. Правовое регулирование использования чрезвычайных мер и ограничений прав личности в первые годы становления советской власти. // История государства и права. 2007. № 22. С. 24-26.

Малофеев Сергей Святославович, аспирант, malofeevss@rambler. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

FORMATION OF THE JUDICIARY AND THE LEGISLATIVE FRAMEWORK OF THE RSFSR OF JUDICIAL A UTHORITIES IN THE 1917-1921 PERIOD

S.S. Malofeev

Investigation of the process of formation of the judicial organs of soviet russia, the legal basis for their activities and characteristics of sentencing in the 1917-1921 period.

Key words: decrees, court, justice, the court system, the judiciary, the punishment, the powers of courts, jurisdiction, punitive measures

Malofeev Sergey Svjatoslavovich, graduate student, malofeevss@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.