Научная статья на тему 'Формирование субъектности в детском возрасте: психологические основы и условия становления'

Формирование субъектности в детском возрасте: психологические основы и условия становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъектность / возрастно-нормативные показатели субъектности / психолого-педагогические условия / психическое развитие / вариативность развития / subjectivity / age-normative indicators of subjectivity / psychological and pedagogical condi-tions / mental development / developmental variability

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирова Марина Михайловна, Лушпаева Ирина Игоревна, Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна

В статье проводится обсуждение проблем формирования субъектности в дошколь-ном и младшем школьном возрасте. Представлен взгляд практикующего психолога на задачи системы образования по формированию субъектных способностей и качеств личности ребенка, которые позволят ему в будущем быть готовым к выполнению требований современной социокультурной ситуации и быть способным к самореализации. Автором предпринята попытка определить психолого-педагогические усло-вия, в которых протекает формирование субъектных качеств ребенка на возрастных ступенях дошколь-ного и начального школьного образования. Проблема формирования субъектности у детей рассматрива-ется автором не как локальная проблема, а как одна из научно-практических проблем в системе векторов развития современного детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SUBJECTIVITY IN CHILDREN: PSYCHOLOGICAL BASES AND CONDITIONS OF FORMATION

The article discusses the problems of the formation of subjectivity in preschool and primary school age. The view of a practicing psychologist on the tasks of the educational system to form the subjective abilities and personality qualities of a child is presented, which will enable him in the future to be ready to fulfill the requirements of the modern sociocultural situation and be able to fulfill his potential. The author made an attempt to determine the psychological and pedagogical conditions under which the formation of the subjective qualities of the child at the age levels of pre-school and primary school education proceeds. The problem of the formation of subjectivity in children is considered by the author not as a local problem, but as one of the scientific and practical problems in the system of developmental vectors of modern Childhood.

Текст научной работы на тему «Формирование субъектности в детском возрасте: психологические основы и условия становления»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

'Владимирова М.М., 2Лушпаева И.И., 'Мухаметзянова Ф.Г.

[email protected]

'Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия 2Институт развития образования Республики Татарстан, г. Казань, Россия

Аннотация: В статье проводится обсуждение проблем формирования субъектности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Представлен взгляд практикующего психолога на задачи системы образования по формированию субъектных способностей и качеств личности ребенка, которые позволят ему в будущем быть готовым к выполнению требований современной социокультурной ситуации и быть способным к самореализации. Автором предпринята попытка определить психолого-педагогические условия, в которых протекает формирование субъектных качеств ребенка на возрастных ступенях дошкольного и начального школьного образования. Проблема формирования субъектности у детей рассматривается автором не как локальная проблема, а как одна из научно-практических проблем в системе векторов развития современного детства.

Ключевые слова: субъектность, возрастно-нормативные показатели субъектности, психолого-педагогические условия, психическое развитие, вариативность развития.

Введение. Отличительной чертой современного общества являются изменения, происходящие в социальной, экономической и политической ситуации. Это повлекло за собой изменения в совместной жизнедеятельности взрослых, системе взаимодействия взрослого и ребенка, содержании социальных норм и ценностно-смысловых установок, социальной ситуации развития современных детей, что определило особенности их психического и психологического развития, становления детской субъектно-сти,какспособности к целеполаганию и рефлексии в деятельности и общении, ответственности, активности, свободе выбора в собственном сознании.

Все это привело к формированию нового круга социальных и психологических трудностей для формирования субъектных показателей у детей и подростков, таких как снижение психологических ресурсов, неопределенность системы связей и отношений к деятельности, взрослому и детскому сообществу, отношения к самому себе, утрате групповой принадлежности и коллективной ответственности.

Становление личности ребенка, формирование его идентичности, невозможно без развития субъектности, потому в современной социальной ситуации развития важным является обращенность к внутреннему миру ребенка как к субъекту своей деятельности, обучения, системы межличностных отношений со значимыми другими и пониманию себя.

Поставленные задачи разрабатывалась как приоритетные в отечественной психологии Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, К.А. Абульха-новой-Славской, А.В. Петровским, Д.А. Леонтьевым, А.В. Брушлинским, Л.И. Божо-вич, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. ведущими учеными и практиками.

Психолого-педагогические аспекты формирования субъектности учащихся в процессе обучения нашли отражение в работах Б.Г. Ананьева, И.А. Зимней, С.А. Нелюбова, В.В. Серикова.

Постановка проблемы. Практическая задача системы образования - сформировать необходимые субъектные способности и качества личности ребенка, которые позволяют ему в будущем быть готовым к выполнению требований современной социокультурной ситуации и способным к самореализации [1; 2].

В рамках обозначенной проблемы становления субъектности в детском возрасте, остро стоит проблема условий, в которых протекает формирование субъектных качеств. И именно социальная ситуация развития определяет эти условия, в которых возможно удовлетворение интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребенка, и направление его психического и социально-психологического развития [15; 16].

Основной формой осуществления ситуации развития является детско-взрослая общность, как особая система связей, отношений к деятельности, сверстнику, взрос-

Казанский вестник молодых ученых

лому, самому себе. Важно отметить, что социальная ситуация развития представляет собой не просто физическое присутствие в окружении детей и подростков тех или иных лиц, а то, как этих взрослых и отношения с ними воспринимает детско-подростковая популяция. Таким образом, именно социальная среда предоставляет ресурсы для формирования и развития субъектности, а социализация обеспечивает доступность этих ресурсов.

Научные интересы автора. Обсуждение ситуации становления субъектности ребенка и сопутствующих этому проблем, особой социальной ситуации Детства и его психического развития, которое способно «протекать» как по гармоничному типу, так и иметь функциональные и содержательные особенности развития в динамично протекающих культурных и социальных условиях, является актуальной с научной и практической стороны.

Хотелось бы рассмотреть проблемы формирования субъектности у детей не как локальную проблему, а как одну из научно-практических проблем в системе векторов развития современного Детства [15].

Научно-методологическое обоснование. Приоритетная антропологическая цель и ценность современного образования - обеспечить становление в каждом человеке его субъектности как потребности и способности к самодетерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролируемому поведению [7]. Способность к субъектному, самостоятельному действию и поведению - основа развития многообразных способностей и качеств ребенка на разных ступенях развития и обучения.

В отечественной психологической науке, основы субъектного подхода были заложены С.Л. Рубинштейном. В системном научном труде «Основы психологии» ученый связывает личностное развитие человека с его субъектностью, определяя ее как самостоятельную активность, самодвижение, осознанную саморегуляцию [12].

Научно-методологическое основание, раскрывающее соотношение и взаимосвязь психического развития ребенка и формирование субъектных качеств, представлено в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

Терминологически определение «субъектность» понимается как интегральное качество личности, проявляющееся в ценностно-смысловой самоорганизации действий и осознанной саморегуляции, приводящее к изменению себя и окружающей действительности посредством активно-преобразующей деятельности [4].

В.В. Давыдов и В.И. Слободчиков исследуя развитие субъектности в онтогенезе, отмечают в ходе развития ребенка постепенное наращивание субъектности и преодоление объектности. С.Л. Рубинштейн и А.В. Брушлинский определяли субъектность -как системную целостность всех сложнейших и противоречивых качеств человека, которая формируется в ходе исторического и индивидуального развития. Индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности [3; 4].

Таким образом, психологические основы развития детской субъектности обозначены в следующих понятиях психологии развития: возрастно-нормативные показатели развития субъектности в детском возрасте, социальные и образовательные ориентиры на каждой возрастной ступени детства, ведущий тип деятельности и его содержание, сензи-тивные периоды, интегральные новообразования, уровень интеллектуального и личностного развития, динамика психологических изменений, ресурсность психолого-педагогических условий для формирования комплекса субъектных составляющих ребенка на разных возрастных ступенях.

Современная постановка задачи. Современная практика образования в целях эффективного проектирования образовательной среды и соблюдения принципов возрастно-нормативного психического и социально-психологического развития ребенка, предполагает наличие следующих условий, в которых протекает формирование субъектных качеств ребенка на возрастных ступенях дошкольного и начального школьного образования.

1. Изменения понятия «возрастные нормативы развития» ребенка. Один из ключевых вопросов при проектировании психолого-педагогических условий - это

39

Педагогические науки

вопрос «Каков сегодня современный ребенок?». За последнее время изменились научно-теоретические представления о закономерностях и механизмах психического развития ребенка.

Если раньше в центре внимания были понятия «нормативность развития, возрастные границы психического развития», то сегодня акцент психологических аспектов развития ребенка сместился с понятия «конкретная норма развития» на изучение закономерностей и механизмов, порождающих разнообразие индивидуальных траекторий развития [6].

Поэтому, ориентация сегодня сделана не на среднестатистического ребенка, а на конкретно взятого ребенка. Это привело к введению в ФГОС дошкольного образования понятия «целевые ориентиры развития», которые предполагают возможность каждому ребенку реализовать свой индивидуальный путь и темп психического и личностного развития, включая формирование компонентов субъектности в общей схеме его нормативного развития.

В тоже время, понятие «возрастные и нормативные показатели развития» не отменяются, т.к. позволяют педагогам и психологам понять и определить возрастные закономерности развития ребенка, выявить благоприятные и препятствующие развитию субъектных качеств условия с целью проектирования необходимой психолого-педагогической среды. В данном случае, нормативно-возрастные показатели носят регулятивный характер и позволяют понять - «Как и для каких целей создана конкретная форма образования?» [7].

2. О социальной ситуации развития современного ребенка. Нарастающая скорость социально-экономических изменений, расширяющиеся границы информационного общества, спектр информационно-коммуникационных технологий порождают новую социальную ситуацию развития ребенка, вносящую определенные акценты в общую картину нормативного развития детей дошкольного и начального школьного возраста.

В первую очередь, это ситуация связана с ростом группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, при увеличении количества детей с проблемными вариантами развития, детей, растущих в условиях социально-экономического, медико-биологического, экологического, педагогического и психологического рисков.

Данная ситуация приводит к нарастанию различий в динамике развития детей, в степени развития их способностей и мотивационным различиям.

Поэтому, особое внимание педагогов и психологов должно уделяться линии развития субъектности дошкольника, в типично возрастном ведущем типе игровой деятельности - как субъекта собственной деятельности: формирование навыков самоорганизации, выполнение простых навыков произвольности действия, соотнесение своих действий с нравственными нормами («хорошо» - «плохо»), способности к сочувствию и сопереживанию, контроля за своими действиями и поведением, самостоятельности, смена процессуальной мотивации на мотивацию достижения результата [20-22].

Линия развития субъектности в младшем школьном возрасте должна включать следующие качества: устойчивая внутренняя мотивация поступков, осознанное планирование действия, регулирование активности в процессе достижения результата, адекватная самооценка, рефлексия как способность определять и сравнивать свои способности и возможности («что знаю, умею и хочу знать и уметь») [8].

Наблюдаемая сегодня тенденция к форсированию интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации за счет вытеснения типично детских видов деятельности и замещения их псевдоучебной деятельностью в дошкольном детстве приводит к снижению общей активности детей - игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и пр., что ведет к слабой сформированности у детей такого важного субъектного качества как предпосылки к учебной

Казанский вестник молодых ученых

деятельности, а, следовательно, к снижению их мотивации к учению на следующих уровнях образования.

3. Формирование субъектности в общении. Неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности.

4. Ценностно-смысловые установки развития и обучения на определенной возрастной ступени. В первую очередь проблемные моменты связаны с определенной аксиологической культурой, характерной для значительной части современных педагогов и родителей: это те ценностно-смысловые установки, которые лежат в основе воспитания ребенка, представления родителей, педагогов и воспитателей о том, каким должен быть ребенок, каковы сегодня идеалы воспитания?

Не секрет, что для многих взрослых ребенок лишь пластичный материал в умелых руках воспитателя, объект для воспитательного воздействия. Увидеть в ребенке индивидуальность, признать самоценность его личности, право на самостоятельный выбор своего пути развития, признать диалог единственно возможной формой построения отношений «педагог-воспитанник» удается далеко не каждому.

Прогрессивные образовательные технологии как раз и основаны на идеях диалогического равноправного сотрудничества, сохранения и развития личности ребенка, формирования его субъектных качеств в полном объеме, позволяющих ребенку сложить иерархию и соподчинение мотивов в деятельности, регуляцию активности, рефлексию как способность отношений с самим собой, взрослыми и сверстниками, а в будущем способность к самопониманию, самоопределению и самоизменению.

Заключение. Подводя итог анализу условий и результатов формирования субъектности в дошкольном и младшем школьном возрасте, конечной целью интегральных субъектных новообразований дошкольного возраста является становление ребенка как субъекта собственных действий, с полным их осмыслением, появление произвольности действия как способности ориентироваться на образец, способность строить деятельность в рамках достижения результата, а не просто процессуальных действий [7; 8].

Конечный результат нормативного развития субъектности в младшем школьно возрасте - это школьник учащий себя с помощью взрослого в составе класса как учебной общности» [9].

Литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Принципы субъекта в отечественной психологии Текст. / К.А. Абуль-ханова-Славская // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т 2. N° 4.

2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте Текст. / Л.И. Божович. Спб. Питер, 2008;

3. Брушлинский, A.B. Психология субъекта Текст. / A.B. Брушлинский / отв. ред. В.В. Знаков. СПб.: Алтейя, 2003. 272 с. // Вопросы психологии. 2004.

4. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение./ A.B. Брушлинский / 2-е изд., испр. М.: МПСИ, 2003.

5. Григорьева А.А., Баишева М.И. Субъектность ребенка как важное условие становления личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 26.

6. Зимняя И.А. Основы педагогическая психология / И.А. Зимняя / Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

7. Исаев Е.И. Введение в психолого-педагогическую антропологию. Монография. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.

8. Исаев Е.И. Возрастно-нормативная модель развития в дошкольном детстве [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 2.

9. Исаев Е.И. Возрастно-нормативная модель развития младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 2.

10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд.-М.: Просвещение, 2010.

41

Педагогические науки

11. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л., Хайрутдинов Р.Р. Магистратура как методологический феномен: вызовы современности //Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 9-14.

12. Мухаметзянова Ф.Г., Аксенова Г.И. Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблемУ// Прикладная юридическая психология. 2015. N° 1. С. 10-20.

13. Оценка достижение планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, Г.Б. Логиновой.-2-е изд. М.: Просвещение, 2010.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995;

16. Селиванова Н.Л. Теоретико-методические основы исследования проблем воспитания / Н.Л. Селиванова // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2006.

17. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1998.

18. Фельдштейн, Д.И. Детство в современном мире: явление, событие, процесс. Детство и социальный мир (социальное бытие детства и бытие Социума) Текст. / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. 2002. № 1.

19. Muhametzyanova F.G., Krasnenkova N.S., Chukmarova L.F., Kazakov A. N., Kryukov S. A., Obu-khova L. K. The Formation of Social-Psychological Competence In Professional Activity of Subjects Two Different Groups of Bank Workers // Asian Social Science; Vol. 11, No. 1; 2015, e-Version First. С. 359-363.

20. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л. Феномен субъектности в семантическом пространстве // Мир психологии. 2017. № 4 (92). С. 137-148.

21. Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р. О феномене фасилитации в высшем образовании // Казанский педагогический журнал. 2017. № 1 (120). С. 45-51.

22. Мухаметзянова Ф.Г., Боговарова В.А. Проблемы объектов и субъектов инклюзивного образования // Психолого-педагогический поиск. 2015. № 3 (35). С. 139-143.

FORMATION OF SUBJECTIVITY IN CHILDREN: PSYCHOLOGICAL BASES AND CONDITIONS

OF FORMATION

'M. Vladimirova, 2I. Lushpaeva, 'F. Mukhametzyanova

'Kazan Federal University, Kazan, Russia 2Institute for Educational Development of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia

Abstract: The article discusses the problems of the formation of subjectivity in preschool and primary school age. The view of a practicing psychologist on the tasks of the educational system to form the subjective abilities and personality qualities of a child is presented, which will enable him in the future to be ready to fulfill the requirements of the modern sociocultural situation and be able to fulfill his potential. The author made an attempt to determine the psychological and pedagogical conditions under which the formation of the subjective qualities of the child at the age levels of pre-school and primary school education proceeds. The problem of the formation of subjectivity in children is considered by the author not as a local problem, but as one of the scientific and practical problems in the system of developmental vectors of modern Childhood.

Keywords: subjectivity, age-normative indicators of subjectivity, psychological and pedagogical conditions, mental development, developmental variability

Сведения об авторах

Владимирова Марина Михайловна, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Лушпаева Ирина Игоревна, канд. психол. наук, доцент. Институт развития образования Республики Татарстан, г. Казань, Россия. [email protected]

Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна, д-р пед. наук, профессор. Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Дата поступления 14.12.2019

Authors of the publication

Marina Vladimirova, Kazan Federal University. Kazan, Russia.

Irina Lushpaeva, Ph.D. psychol. sciences, associate professor. Institute for the Development of Education of the Republic of Tatarstan. Kazan, Russia. [email protected]

Flera Mukhametzyanova, Dr. ped. sciences, professor. Kazan Federal University. Kazan, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.