Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕСССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕСССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стресс / студент / физическая подготовка / физическая активность физическая культура / физические упражнения. / stress / student / physical training / physical activity / physical culture / physical exercise.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скидан Мария Николаевна, Кузнецова Вероника Евгеньевна

студенческий возраст чаще всего приходится на период второй юности или первый период зрелости. Психика у данного контингента достаточно лабильна. Большое количество студентов в настоящее время имеют проблемы с психосоматикой, которая накладывает свой отпечаток не только на психическое здоровье, но и физическое. Подтверждение тому является проведенный анализ повседневной жизни подростков. Каждый студент, не смотря на пол и возраст, испытывает постоянный стресс и эмоциональное напряжение, причинами которых являются учебный процесс, сдача зачетов и экзаменов. В данной работе рассматривается формирование устойчивости психики к стрессовым ситуациям студентов благодаря занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скидан Мария Николаевна, Кузнецова Вероника Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STRESS TOLERANCE IN STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL TRAINING

student age most often falls on the period of the second youth or the first period of maturity. The psyche of this contingent is quite labile. A large number of students currently have problems with psychosomatics, which leaves its mark not only on mental health, but also on physical health. This is confirmed by the analysis of the everyday life of adolescents. Every student, regardless of gender and age, experiences constant stress and emotional tension, the causes of which are the educational process, passing tests and exams. This paper examines the formation of mental resistance to stressful situations in students through physical education classes.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕСССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕСССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Скидан М.Н.1, Кузнецова В.Е.2

1Скидан Мария Николаевна - старший преподаватель, 2Кузнецова Вероника Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Северо-Кавказский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»,

г. Краснодар

Аннотация: студенческий возраст чаще всего приходится на период второй юности или первый период зрелости. Психика у данного контингента достаточно лабильна. Большое количество студентов в настоящее время имеют проблемы с психосоматикой, которая накладывает свой отпечаток не только на психическое здоровье, но и физическое. Подтверждение тому является проведенный анализ повседневной жизни подростков. Каждый студент, не смотря на пол и возраст, испытывает постоянный стресс и эмоциональное напряжение, причинами которых являются учебный процесс, сдача зачетов и экзаменов. В данной работе рассматривается формирование устойчивости психики к стрессовым ситуациям студентов благодаря занятиям физической культурой.

Ключевые слова: стресс, студент, физическая подготовка, физическая активность физическая культура, физические упражнения.

FORMATION OF STRESS TOLERANCE IN STUDENTS BY MEANS OF

PHYSICAL TRAINING Skidan M.N.1, Kuznetsova V.E.2

1Skidan Maria Nikolaevna - senior lecturer, 2Kuznetsova Veronika Evgenievna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF SOCIAL, HUMANITARIAN AND NATURAL SCIENCES, NORTH CAUCASUS BRANCH OF THE FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION "RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF JUSTICE", KRASNODAR

Abstract: student age most often falls on the period of the second youth or the first period of maturity. The psyche of this contingent is quite labile. A large number of students currently have problems with psychosomatics, which leaves its mark not only on mental health, but also on physical health. This is confirmed by the analysis of the everyday life of adolescents. Every student, regardless of gender and age, experiences constant stress and emotional tension, the causes of which are the educational process, passing tests and exams. This paper examines the formation of mental resistance to stressful situations in students through physical education classes.

Keywords: stress, student, physical training, physical activity, physical culture, physical exercise.

УДК 796.015.132

Студенты, находясь в социуме, испытывают на себе различного рода давление - в учебе, в коллективе или даже в семье. Оно может иметь различный характер и причины. К примеру, подрастающее поколение часто поддается стрессу и переживаниям, связанным со страхом оценивания результатов их работ, страхом возможного разочарования со стороны тех, на кого они равняются. Между тем, с каждым годом возрастает нагрузка на интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы студента.

Регулярные физические нагрузки вызывают психологическую разрядку и помогают противостоять эмоциональным перегрузкам. Именно поэтому студентам особенно важно уделять время физической подготовке, которая направлена на развитие физических качеств студентов и его гармоничное развитие. Основа физической подготовки - любой вид спорта или отдельный комплекс упражнений, например: гимнастика, бег, аэробика, единоборства, плавание, либо любые другие подвижные игры. Данный комплекс занятий необходим, прежде всего, для укрепления здоровья, повышения иммунитета и увеличения сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам.

Понятие «стресс» стало широко известным в 1936 году в научных трудах канадского физиолога Ганса Селье и подразумевало под собой физиологические процессы, происходящие в организме в ответ на неблагоприятные воздействия. Причем определение категории «неблагоприятное воздействие» не было дано, так как применительно к различным ситуациям она принимает сугубо персонифицированный

характер. Иначе говоря, данное воздействие может иметь самые разные причины, и по-разному оказывать влияние на индивида. Для современного студента стресс не является чем-то сверхъестественным, а всего лишь реакцией организма на трудности, которые приводят к психоэмоциональному напряжению.

Любая активность, превышающая имеющиеся ресурсы человека, приводит в действие механизм стресса, который несет функцию адаптации к возникающей трудности. В этом случае стресс имеет положительное значение, что позднее будет рассмотрено более подробно. Однако во всех других случаях стресс вызывает серьезные проблемы со здоровьем, в частности, с психикой.

Учебно-профессиональная деятельность, являясь ведущей в студенческом возрасте, характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок. Перемены в жизни, учебная нагрузка, сложности с социализацией и адаптацией, разочарование в будущей профессии - все это может послужить «толчком» к формированию стрессового состояния. При чем оно формируется не сразу - постепенно, после преодоления его этапов.

Первым этапом является тревожность, возникающая как ответ организма на раздражитель. На данном этапе у студента наблюдается внезапный всплеск энергии, появляется волнение, подскакивает давление. Начинается выработка так называемых гормонов стресса.

Как и стресс, в небольших количествах, тревожность может быть полезной, помогая человеку справиться и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Однако, если тревожность становится более интенсивной и постоянной, «входит в привычку», это может привести к негативным последствиям для психического здоровья.

Кроме того, вместе с тревожностью нередко возникает чувство подавленности и беспокойства, что может выразиться в панических атаках. Данные симптомы имеют психологическое начало. Именно они способны вызвать физиологические симптомы: боли в голове, бессонница, учащенное сердцебиение, нестабильность приемов пищи и невозможность расслабиться, вызванное мышечным напряжением.

Следующий этап - это сопротивление, когда снижается синтез гормонов в организме, но он все так же пытается противостоять стрессовой ситуации. Именно поэтому студент может наблюдать повышение уровня бдительности через обострение зрения и слуха. В данном случае проявляется клинический стресс.

Данная стадия характеризуется снижением эффективности работы иммунной системы и восстановительных процессов, а также изменением работы внутренних органов.

Наиболее эффективными занятиями, повышающими стрессоустойчивость, повышающими эмоциональный фон, а также максимально воздействующими на весь организм, являются следующие:

1. Плавание. Им могут заниматься студенты с практически любым уровнем физической подготовки и состоянием здоровья.

2. Йога. Данные занятия можно охарактеризовать как совокупность различных физических и умственных упражнений, которая состоит из дыхательных упражнений и медитаций. Именно йога поможет улучшить самосознание, внимательность и концентрацию.

Для борьбы со стрессом отлично подойдут такие техники из йоги, как полное йоговское дыхание, ситали пранаяма, трехчастное дыхание (Дирга Пранаяма) и поза дерева (Врикшасана). Данные упражнения помогут расслабиться и снизить уровень стресса за сравнительно короткий промежуток времени - от 10 до 30 минут.

Дыхание играет особенно важную роль в регулировке психоэмоциональных состояний. Вдох через нос повышает тонус коры головного мозга, а выдох - снижает, что в свою очередь помогает нормализовать сердцебиение, которое так важно для поддержки организма «в тонусе».

3. Бег и легкоатлетические упражнения. Они помогают овладеть студентам простейшими формами соревнований, а так же формируют морально-волевые качества личности.

4. Гимнастика. Концентрация, необходимая для выполнения движений, поддержания равновесия и совершенствования техники, требует полного внимания, что позволяет полностью сосредоточиться на понимании своего физического состояния.

Физическая активность восполняет потребность организма в работе, так как повышает работоспособность и укрепляет здоровье студента. Однако стресс, на любой его стадии, оказывает огромное влияние на состояние здоровья и общего самочувствия, поэтому так важно уметь прислушиваться к себе.

С другой стороны, стресс, который не вызывает особого дискомфорта и негативных последствий, даже полезен, так как вполне способен закалять психику и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем, в чем и выражается феномен адаптации человека ко всему новому.

Однако, существование положительного стресса вовсе не означает, что нет необходимости заниматься его профилактикой, особенно тогда, когда речь идет о физической подготовке, которая имеет важную роль в улучшении общего самочувствия, и ни в коем случае лишним не представляется.

Таким образом, стресс, как особая реакция организма на окружающие его вещи и события, является вполне естественным, если не приносит дискомфорт человеку. В противном же случае, такая реакция

наносит непоправимый урон организму. И тогда на помощь может прийти физическая активность, которая дает ряд преимуществ студентам, борющимся со стрессовым состоянием. Включив физическую активность в свой распорядок дня, учащиеся не только улучшают свое общее самочувствие, но и снижают риск психологического истощения со всеми его последствиями в виде различного рода заболеваний.

Важно отметить, что физическая активность - это лишь одна из многих стратегий, которую студенты могут использовать не только ради формирования устойчивости к стрессовым ситуациям, но и ради укрепления своего здоровья.

Список литературы /References

1. Ананьева И.В. Роль физической культуры в формировании психологической устойчивости студента к стрессовым ситуациям / И.В. Ананьева, Д.А. Хван. — Текст: непосредственный // Молодой ученый.

— 2023. — № 18 (465). — С. 263-264. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102365/ (дата обращения: 21.01.2024).

2. Акарачкова Е.С. Стресс: причины и последствия, лечение и профилактика. Клинические рекомендации / Е.С. Акарачкова, А.И. Байдаулетова, А.А. Беляев, Д.В. Блинов, О.А. Громова, М.С. Дулаева. — СПб.: Скифия-принт; М.: Профмедпресс, 2020. — 138 с.

3. Гучева А.Д. Профилактика психоэмоционального выгорания обучающихся по программам СПО средствами физической культуры. - 2020. - С. 4.

4. Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа. Антистресс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dzhmao.ru/info/zdorovyy-obraz-zhizni/antistres.php (дата обращения: 21.01.2024).

5. Киселева Е.В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е.В. Киселева, С.П. Акутина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020.

— № 6 (140). — С. 417-419. — Режим обращения: https://moluch.ru/archive/140/39480/ (дата обращения: 21.01.2024).

6. Палаткин А.Ю. Методические рекомендации «Общая физическая подготовка» / А.Ю. Палаткин. -Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Юность», 2019. - 8 с.

7. Шогенов Б.Ю., Кумахова Д.Б. Влияние стресса на человека // Журнал Экономика и социум. - 2020. -№ 1 (68). - 917-929 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.