Научная статья на тему 'РАБОТА СО СТРЕССОМ У СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ФИТНЕС-ЙОГА»'

РАБОТА СО СТРЕССОМ У СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ФИТНЕС-ЙОГА» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / стресс / студент / учебный процесс / фитнес-йога / physical culture / stress / student / educational process / fitness yoga

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н.В. Соловьева

Состояние стресса сопровождает каждого человека в течение всей его жизни, а во время обучения в вузе, где студенческая жизнь наполнена множеством незнакомых и порой непривычных действий, многочисленными общениями, напряжённым образом жизни, особенно во время сессий и экзаменов, часто вызывает стресс. В данной статье мы рассматриваем пути работы со стрессовыми негативными состояниями с помощью методов и средств, применяемых на элективном направлении дисциплины по физической культуре «Фитнес-йога».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH STRESS IN STUDENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EFFECTIVE DIRECTION «FITNESS YOGA»

A state of stress accompanies every person throughout his life, and while studying at a university, where student life is filled with many unfamiliar and sometimes unusual actions, numerous communications, a stressful lifestyle, especially during sessions and exams, it often causes stress. In this article, we consider ways to work with stressful negative conditions using methods and tools used in the elective direction of the physical education discipline “Fitness Yoga”.

Текст научной работы на тему «РАБОТА СО СТРЕССОМ У СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ФИТНЕС-ЙОГА»»

РАБОТА СО СТРЕССОМ У СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ФИТНЕС-ЙОГА»

Н.В. Соловьева, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-1-167-171

Аннотация. Состояние стресса сопровождает каждого человека в течение всей его жизни, а во время обучения в вузе, где студенческая жизнь наполнена множеством незнакомых и порой непривычных действий, многочисленными общениями, напряжённым образом жизни, особенно во время сессий и экзаменов, часто вызывает стресс. В данной статье мы рассматриваем пути работы со стрессовыми негативными состояниями с помощью методов и средств, применяемых на элективном направлении дисциплины по физической культуре «Фитнес-йога».

Ключевые слова: физическая культура, стресс, студент, учебный процесс, фитнес-йога.

Состояние стресса сопровождает нас в течение всей жизни. Стресс - двигатель прогресса, поиска новых решений, покорения новых вершин, в том числе и в обучении. Поступая в вуз, знакомясь с новыми людьми в течение учебного процесса, осваивая новые дисциплины и тем более сдавая зачёты и экзамены, студенты обязательно сталкиваются со стрессовыми состояниями в той или иной степени. Разные люди переносят эти состояния индивидуально и справляются с ними тоже по-разному, но в любом случае - очень важно уметь уменьшать количество негативного стресса и его последствий. А последствием учебного негативного стресса могут стать невротические состояния, неврозы, функциональные заболевания нервной системы.

Новый элективное направление по дисциплине «Физическая культура» Петрозаводского государственного университета «Фитнес-йога» помогает студентам решить данную проблему.

Целью данного исследования является выявление уровня стресса и тревоги среди студентов, оценка их состояния после посещений электива «фитнес-йога». Решаемые задачи: поиск информации по теме; обработка учебных пособий по практической йоге; проведение опроса среди студентов; анализ полученных данных; обобщение, выводы.

Стресс - состояние психологического и физического напряжения в ответ на внешнее воздействие. Он помогает адаптироваться к изменчивой окружающей среде, но может также стать причиной отрицательных для здоровья последствий. Обучение в вузе - это возможность получить хорошее образование, познакомиться с новыми людьми, приобрести навыки, необходимые для взрослой самостоятельной жизни, но это еще и серьезный стресс, большая эмоциональная встряска для тех, кто еще недавно сидел за школьной партой. Процесс обучения является одним из самых сильных факторов, которые вызывают стресс. Это происходит из-за повышенных интеллектуальных нагрузок и существенных перемен в образе жизни учащихся.

Степень психоэмоционального напряжения, возникающего под воздействием стресса, зависит от готовности студента к самостоятельной жизни, отношения к учебе и уровня его ответственности за то, что с ним происходит. Также влияет и тип стресса, с которым приходится сталкиваться на учебе - позитивный и негативный.

Существует множество эффективных методов работы со стрессовыми состояниями. В данной статье рассматривается один из вариантов воздействия - регуляр-

ная физическая активность на элективном направлении «фитнес-йога».

Йога - это древняя практика, которая сочетает в себе физические упражнения, медитацию и дыхательные техники (пра-наямы). В наши дни йога стала одним из самых популярных методов улучшения здоровья, в том числе и психического.

Существует несколько аспектов жизни студентов, которые могут быть наиболее затронуты во время практики. Вот некоторые из них: инструменты йоги помогают уменьшить уровень тревоги, увеличить чувство благополучия и уверенности в себе; улучшить качество сна и помочь студентам чувствовать себя более энергичными и выносливыми; улучшить концентрацию, уменьшить беспокойство и улучшить когнитивные способности. Влияя на физическое здоровье, практика йоги может помочь улучшить гибкость, силу и выносливость, а также уменьшить боли в спине и суставах. Практика йоги может улучшить эмоциональное благополучие, уменьшить симптомы депрессии и тревоги, а также увеличить чувство радости и удовлетворения [1].

Участие в групповых занятиях помогает социализироваться и улучшить свои навыки общения.

Как в нашем случае практические занятия на элективном направлении «фитнес-йога» влияют на психоэмоциональное состояние обучающихся?

Первое преимущество йоги для студентов - это снижение уровня стресса и тревоги. Йога помогает справиться с учебной нагрузкой, уменьшая их уровень, а также улучшая настроение, повышая уровень внимательности, концентрации. Ведь в практике занятий йогой важно уметь осознанно выполнять любое, даже самое незначительное действие и упражнение, и мы этому учимся регулярно на каждом занятии.

Второе преимущество йоги - это улучшение физического здоровья. Практика включает в себя множество разнообразных физических упражнений, которые помогают укрепить мышцы всего тела, улучшить гибкость, подвижность, координацию движений, улучшить общее состояние

здоровья. Это особенно важно для студентов, которые проводят много времени в статическом положении, очень мало двигаются в течении учебных часов и не получают достаточной физической активности.

Третье преимущество йоги - это улучшение качества сна. Студентам часто бывает сложно заснуть из-за стресса и перегрузки, что может привести к проблемам со здоровьем и настроением. Практика йоги, через работу с определёнными видами дыхания и медитацией учит включать и активировать парасимпатическую нервную систему, что помогает нормализовать и улучшить качество сна, уменьшая уровень негативного стресса и тревоги.

Четвертое преимущество йоги - это улучшение когнитивных функций. Йога помогает развить память, концентрацию и способность к решению задач, что особенно полезно для студентов. Перечислим некоторые инструменты практики йоги для снятия напряжения и стресса.

Особое место в работе со стрессовыми состояниями в йоге занимают дыхательные практики. Применяя регулярно только базовые дыхательные упражнения, такие как: «Полное йоговское дыхание», «Дыхание Уджайи» и «Нади шодхана пранаяма» можно активно работать с нервной системой.

«Полное йоговское дыхание» - методика, основанная на объединении дыхания трех типов. С него начинается вся философия йоги, позволяющая практикующему достичь состояния единства ума и тела. Благодаря «Полному йоговскому дыханию» улучшается обмен веществ, поддерживается объём лёгких, укрепляется иммунитет, нормализуется вес тела, улучшаются кожные покровы. Дыхание напрямую воздействует на нервную систему в сторону успокоения и умиротворения [2].

«Уджайи» - дыхание, «сулящее победу» (в переводе с санскрита), эффективная техника вдохов-выдохов, при которой мышцы и разум расслабляются, уравновешивается работа кардио-респираторной системы, снижается уровень стресса, активизируются внутренние очистительные процессы. Доказано, что дыхание

«Уджайи» эффективно воздействует и включает парасимпатическую нервную систему и переключает организм на восстановление своих ресурсов., а значит и выздоровление [3].

Один из самых главных элементов практики йоги «шавасана» - поза для отдыха и расслабления. Она помогает быстро восстановить силы, восполнить растраченные за занятие физические и психологические ресурсы, благотворно влияет на организм, оздоравливает. В «шавасане» нужно постараться расслабить за определённое время все части тела и успокоить ум. Асана помогает сбросить напряжение после интенсивной физической нагрузки, подвести итог в практике и выйти на новый уровень в чувствовании своего тела, качественно отдохнуть физически и психологически.

В качестве практического исследования нами был выбран метод опроса. Опрос был проведен в группе «YOGA FITNESS ПетрГУ среди учащихся, посещающих электив. Цель опроса - определить уровень стресса и тревожности у студентов, выяснить с чем это связано, далее определить, и как электив «Фитнес-йога» влияет на эмоциональное и физическое состояние учащихся. Задача опроса - проанализировать полученные данные и сделать выводы.

В опросе принимало участие 87 человек, все из них студенты университета, посещающие электив «фитнес-йога» на постоянной основе, регулярно.

Результаты данного опроса.

Студентам предлагалось ответить на вопрос и оценить «на сколько часто они чувствуют стресс в своей жизни по шкале от 1 до 5?».

По результатам первого вопроса мы увидели, что почти 30% студентов «часто»

испытывают стресс. Соотношение учащихся ~ 20% выбрали ответ «очень часто». И только 1,8% испытывают стресс в повседневной жизни крайне редко. Эти данные показывают, что больше половины обучающихся ежедневно подвержены стрессу. Это не может не сказываться на их успеваемости и психоэмоциональном состоянии.

С целью узнать, «какое влияние оказывает стресс на жизнь студентов?» были заданы следующие наводящие вопросы: «Как долго вы обычно спите ночью?». По данным опроса можно сделать вывод, что средняя продолжительность сна у студентов - 6-8 часов. Это не сильно отклоняется от нормы 7-8 часов сна для взрослого человека.

Исходя из полученных результатов опроса: «влияние стресса на концентрацию внимания у студентов во время учебы». Большинство студентов, около 40%, оценивают влияние стресса на их концентрацию как «иногда». Ответ «часто» выбрали около 35% обучающихся. Малое процентное соотношение получили категории «очень часто», «часто» и «очень редко». Это можно объяснить тем, что стресс во время учебы является не причиной, а следствием каких-либо трудностей. Поэтому распознать, что именно влияет на проблему с концентрацией крайне трудно. Так как её уровень зависит от индивидуальности человека, его усидчивости, заинтересованности .

Исходя из данных, изображенных на рисунке 1, больше половины студентов (56,4%) часто устают. Из них почти 40% устают чуть реже - ответ «иногда». И только 5,5% обучающихся редко испытывают усталость.

Рис. 1. «Как часто вы устаете?»

Последствием усталости и плохого сна является плохое самочувствие по утрам. Под «плохим самочувствием по утрам» подразумевается чувство сонливости, слабости и усталости. Это связано с тем, что

организм не успевает восстановиться. Усталость буквально накапливается, в результате чего человек не чувствует себя отдохнувшим даже после длительного сна.

Рис. 2. «Как часто вы испытываете плохое самочувствие по утрам?»

Из данных представленных на рисунке 2, можно сделать вывод, что ровно половина опрашиваемых нами студентов «иногда» просыпаются по утрам с плохим самочувствием. И почти 40% сталкиваются с этим чувством ежедневно. И самая малая доля опрашиваемых (10%) реже всего этому подвержена. Эти показатели подтверждают отрицательное влияние стресса на жизнь студентов.

Заключение. В данной работе мы собирали данные, опрашивая студентов, занимающихся на элективном направлении «фитнес-йога». Анализировали субъективную оценку их нервно-эмоциональных состояний, проявлений стресса, наблюдаемых в течение учебной деятельности. Ре-

зультаты опроса подтверждают, что у большей половины студентов присутствуют негативные последствия стрессовых ситуаций, вследствие чего происходит переутомление, плохое самочувствие по утрам и состояние усталости.

Со всеми вышеперечисленными негативными последствиями эффективно помогут справиться регулярные занятия на элективном направлении «фитнес-йога». Где на практике применяются специальные техники, работающие со стрессовыми состояниями: это и обязательные дыхательные упражнения, действующие положительно на нервную систему; осознанные движения во время практик йоги, внимание на концентрацию и спокойствие. При-

ятное музыкальное сопровождение так же Элективное направление физической

положительно влияет и работает с состоя- культуры «Фитнес-йога» набирает попу-ниями стресса, специальные упражнения лярность у обучающихся, учит осознанно для расслабления мышц всего тела и сня- подходить к работе со своим физическим тие умственных напряжений. телом и сознанием.

Библиографический список

1. Быстров, В.И. Йога. Полная система упражнений. - Минск: Харвест, 2009. - 352 с.

2. Соловьева, Н.В. Оценка физических качеств у студентов, занимающихся на элективном направлении «фитнес-йога», начальная ступень / Н.В. Соловьева // Тенденции развития науки и образования. - 2023. - Вып. 6, №94. - С. 120-124. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ljournal.org/.

3. Фролов, А. Пранаяма и шаткарма. 3-е изд. - М.: Ориенталия, 2022. - 300 с.

WORKING WITH STRESS IN STUDENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EFFECTIVE DIRECTION «FITNESS YOGA»

N.V. Solovyova, Senior Lecturer Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. A state of stress accompanies every person throughout his life, and while studying at a university, where student life is filled with many unfamiliar and sometimes unusual actions, numerous communications, a stressful lifestyle, especially during sessions and exams, it often causes stress. In this article, we consider ways to work with stressful negative conditions using methods and tools used in the elective direction of the physical education discipline "Fitness Yoga'.

Keywords: physical culture, stress, student, educational process, fitness yoga.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.