Научная статья на тему 'Формирование стратегии управления интеллектуальной собственностью предприятия'

Формирование стратегии управления интеллектуальной собственностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1190
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии управления интеллектуальной собственностью предприятия»

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

М.Н. Дудкина, аспирант

Воронежский государственный технический университет

Переход от неприятия интеллектуальной собственности (ИС) к признанию ее важным корпоративным активом компании - тенденция, характерная не только для зарубежной, но и для российской экономики. По мере продвижения экономики к более наукоемкой модели развития ИС становится одним из основных активов действующих предприятий, а обмен различными объектами интеллектуальной собственности превратился в настоящее время в самостоятельную сферу экономических отношений. Поэтому разработка рациональной стратегии управления интеллектуальной собственностью предприятия является одним из действенных рычагов управления современным производством, позволяющим рационально организовать текущее и перспективное планирование, снизить финансовые риски при освоении инвестиций.

Процедуру формирования стратегии управления интеллектуальной собственностью автор предлагает разделить на ряд этапов, которые представлены на рисунке.

1. Создание (накопление) интеллектуального потенциала предприятия.

Задачей данного этапа является выявление и анализ всех уже созданных на предприятии инноваций, технологий и др. На основе анализа имеющегося интеллектуального задела и уровня профессиональных кадров принимаются обоснованные управленческие решения по инвестированию средств в новые НИОКР, результаты которых могут представлять коммерческий интерес и важны для деятельности предприятия с учетом его развития [1].

Выявление и анализ объектов ИС заключается в оценке размеров и значимости собственных интеллектуальных активов и их систематизации. Неотъемлемой частью таких мероприятий является составление аудиторской таблицы интеллектуальной собственности. Предпринимательские подразделения группируются по вертикальной оси в соответствии с темпами их роста по отношению к валовому внутреннему продукту, а по горизонтальной оси группируются патенты с учетом возможности их реализации в продукции текущего, перспективного плана или отказа от использования вообще. Такая таблица дает общее представление о том, какие патенты имеют более высокую и непосредственную коммерческую ценность, какие более пригодны для получения лицензионной прибыли, а от каких следует просто отказаться,

чтобы сократить затраты на поддержание патентного портфеля.

Определить пути, с помощью которых можно повысить корпоративный доход, можно с помощью оценки интеллектуальной собственности. Оценка ИС представляет собой достаточно сложный процесс, связанный с необходимостью всестороннего анализа множества факторов, влияющих на конечный результат. Сложность оценки ИС связана с проблемой правильного выбора вида оцениваемой стоимости и метода ее оценки применительно к конкретной ситуации, а также с трудностями сбора достоверной информации как об аналогичных сделках, так и о конкретном партнере по сделке, будущем доходе от приобретения ИС и других факторах, влияющих на оценку стоимости.

Чем выше потенциальная стоимость ИС, тем сложнее ее оценка и тем выше профессиональные требования к специалистам, проводящим оценивание.

Результат первого этапа - систематизация и создание интеллектуальной собственности.

2. Выбор доминирующей формы интеллектуальной собственности.

Одним из важных элементов стратегического планирования ИС является решение вопроса о том, какой вид интеллектуальной собственности - изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, объекты авторского права или ноу-хау, следует принять в качестве доминирующего в перспективном планировании деятельности фирм. По данному вопросу ведутся многочисленные дебаты, однако применительно к специфике российских наукоемких предприятий, автор считает возможным выделить в качестве приоритета объекты промышленного права.

3. Учет и использование объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов предприятия.

Использование ИС в качестве нематериальных активов серьезно влияет на конкурентоспособность предприятия и его рыночную стоимость. Нематериальные активы - долгосрочные активы, не имеющие осязаемого содержания. Следует различать нематериальные активы в узком бухгалтерском смысле, т.е. учитываемые на балансе, и нематериальные активы в широком смысле, включая те, которые на балансе не учитываются, но приносят доход компании и повышают ее рыночную стоимость.

Этап 1. Создание (накопление) интеллектуального потенциала предприятия

Этап 2. Выбор доминирующей формы интеллектуальной собственности

I__________

Этап 3. Учет и использование объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов предприятия

Этап 4. Правовая охрана интеллектуальной собственности

Этап 5. Оценка конкурентоспособности и коммерциализуемости результатов интеллектуальной

деятельности

Этап 6. Выбор формы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности предприятия

Использование в собственном производстве

Выход на внешний рынок

Этап 7. Выход предприятия на рынок интеллектуальной собственности

:хх:

Этап 8. Формирование интеллектуального капитала предприятия

Процедура формирования стратегии управления интеллектуальной собственностью предприятия

Таким образом, рассматривая нематериальные активы как категорию бухгалтерского учета, необходимо сделать следующее:

- произвести инвентаризацию ОИС;

- обеспечить выполнение всех критериев отнесения ИС к нематериальным активам;

- выбрать учетную политику предприятия, касающуюся отражения НМА в балансе предприятия;

- произвести оценку НМА и поставить на баланс предприятия;

- использовать налоговые льготы на операции с НМА.

Результатом данного этапа является учет всех действующих активов предприятия и, соответственно, увеличение общей стоимости предприятия как единого имущественно-финансового комплекса.

4. Правовая охрана интеллектуальной собственности.

4.1. Определение форм и методов правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности.

Данный этап является одним из самых важных и его задача сформировать «портфель» прав предприятия. Когда чётко определены права компании, производится оценка целесообразности их охраны и выбираются формы правовой охраны интеллектуального продукта: патентная охрана или коммерческая тайна (ноу-хау). Компания должна:

- оценить, какая форма охраны наиболее надёжно защитит её права;

- сравнить расходы, которые фирма понесёт в каждом случае.

Далее компания должна выбрать такую стратегию охраны объектов ИС, которая бы наиболее точно соответствовала ее целям и возможностям: наступательная («тарана»), оборонительная («патентной сети»), патентно-лицензионная.

Результатом данного этапа является принятие обоснованного управленческого решения о финансировании работ по правовой охране РИД.

4.2. Осуществление правовой охраны интеллектуальной собственности и пресечение нарушений исключительных прав.

Заключается в разработке и проведении мероприятий по поддержанию правовой охраны ИС, решению судебных споров и т.д.

5. Оценка конкурентоспособности и коммерци-ализуемости разработки.

В условиях глобализации мировой экономики особое значение в обеспечении конкурентоспособности приобретают следующие факторы:

- новизна, т.е. наличие в товаре объектов ИС;

- правовая охрана новых решений, объектов ИС, используемых в товаре или услуге;

- патентная чистота товара, отсутствие которой препятствует коммерциализации конкретного объекта ИС;

- технико-экономические показатели;

- соответствие международным стандартам, особенно в области экологии.

Анализ коммерциализуемости разработок чаще всего проводят экспертным методом. По мнению автора, такой подход не может являться верным, так как в нем присутствует высокий процент субъективности. Поэтому предлагается проводить оценку коммерческого потенциала технологии на основе квалиметри-ческого анализа.

6. Выбор формы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности предприятия.

В международной практике существуют две основные формы коммерциализации интеллектуальных ресурсов предприятия, а именно: использование ИС в собственном производстве (стратегия капитализации интеллектуальных ресурсов) или выход на внешний рынок (стратегия коммерциализации ИС) [2].

Задачей данного этапа является принятие управленческих решений по выбору форм использования созданных на предприятии ОИС.

7. Выход предприятия на рынок интеллектуальной собственности.

Главная задача данного этапа - проведение серьезных маркетинговых исследований соответствующего сектора рынка и тщательная подготовка коммерческой сделки с ИС.

Ускоренное движение экономики к более наукоемкой модели развития сформировало новый сектор мировой торговли - рынок ИС. Выход компании на рынок ИС требует глубоких знаний специфики и тенденций развития мирового рынка ИС.

8. Формирование интеллектуального капитала предприятия.

Основной составляющей интеллектуального капитала является интеллектуальная собственность. Главной задачей этого этапа является создание условий трансформации ИС в интеллектуальный капитал компании. Такая трансформация основана на стратегии максимального использования портфеля ИС и всех накопленных профессиональных знаний. При этом механизм наращения интеллектуального капитала компании заключается в перенесении основных усилий в сфере технологии, инноваций и маркетинга в область создания культуры управления ценными знаниями, в то же время сохраняя сильные стороны, на которых построена компания.

Выявить объекты ИС, которыми располагает компания, проанализировать их использование и потенциальную ценность, определить формы и методы защиты, получить и поддерживать в силе правовую охрану на территории коммерческих интересов, опре-

делить избыточные активы и организовать их реализацию путем продажи лицензий или ноу-хау, пресекать нарушения исключительных прав - эти основные задачи, решаемые при разработке стратегии управления интеллектуальной собственностью.

Очевидно, что вопросы, касающиеся определения и формирования стратегии управления интеллектуальной собственностью довольно обширны, однако на основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости серьезного подхода к выявлению потенциальных ресурсов и повышению эффективно-

сти бизнеса за счет рационального использования интеллектуальной собственности.

Литература

1. Карпова Н.Н. Стратегия управления интеллектуальной собственностью предприятий / Н.Н. Карпова. Режим доступа: http://belgospatent.org.by/Russian/ docsZKarpova7Karpova_strategy.doc

2. Шумянков Н.В. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности / Н.В. Шумянков. - М.: «Орфей», 2005.- 293 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.