Научная статья на тему 'Формирование стратегии экономической безопасности в условиях рыночной экономики'

Формирование стратегии экономической безопасности в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продовольственный рынок / продовольственная безопасность / доступность продовольствия / продовольственное обеспечение / норма потребления / сельского хозяйство / снабжение промышленных предприятий сырьем / устойчивое экономическое развитие. / food market / food security / food availability / food supply / consumption rate / agriculture / supply of industrial enterprises with raw materials / sustainable economic development.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фасехзода И.С., Тиллоева С.Дж.

В статье рассматривается вопрос о необходимости разработки и реализации стратегии продовольственной безопасности в Таджикистане на долгосрочную перспективу. Предлагаются вопросы, которые должны быть включены в стратегию, в том числе физическая и экономическая доступность качественного продовольствия, сохранение экологических норм и эффективного менеджмента, соблюдения агротехнических норм и в целом использование преимуществ страны в производстве органической сельскохозяйственной продукции. Достижение стратегических целей, доступность продовольствия населению, снижение уровня бедности и развитие агропромышленного сектора составляют основу исследования. В статье обосновано, что в современных условиях эффективного использования земельных и водных ресурсов и увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции невозможно без внедрения новых технологий и соблюдения агротехнических норм выращивания культур. Также предложены пути обеспечения продовольственной безопасности в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фасехзода И.С., Тиллоева С.Дж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of an economic security strategy in a market economy

The article discusses the need to develop and implement a food security strategy in Tajikistan for the long term. The issues that should be included in the strategy are proposed, including the physical and economic availability of high-quality food, the preservation of environmental standards and effective management, compliance with agrotechnical standards and, in general, the use of the country's advantages in the production of organic agricultural products. The achievement of strategic goals, the availability of food to the population, the reduction of poverty and the development of the agro-industrial sector form the basis of the study. The article proves that in modern conditions of effective use of land and water resources and increasing the volume of agricultural production is impossible without the introduction of new technologies and compliance with agrotechnical standards of crop cultivation. The ways of ensuring food security in the country are also proposed.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии экономической безопасности в условиях рыночной экономики»

УДК 338.242

Фасехзода И.С.

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой,

кафедра экономического анализа, Таджикский государственный финансово-экономический университет,

Душанбе, Республика Таджикистан Тиллоева С.Дж. соискатель, кафедра экономического анализа, Таджикский государственный финансово-экономический университет,

Душанбе, Республика Таджикистан Fasekhzoda I. S.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department,

Department of Economic Analysis Tajik State University of Finance and Economics, Dushanbe, Republic of Tajikistan E-mail: fasikhov83@mail.ru Tilloeva S.J. Applicant,

Department of Economic Analysis, Tajik State University of Finance and Economics, Dushanbe, Republic of Tajikistan, E-mail: Tilloeva85@mail.ru

Формирование стратегии экономической безопасности в условиях рыночной

экономики

Formation of an economic security strategy in a market economy

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о необходимости разработки и реализации стратегии продовольственной безопасности в Таджикистане на долгосрочную перспективу. Предлагаются вопросы, которые должны быть включены в стратегию, в том числе физическая и экономическая доступность качественного продовольствия, сохранение экологических норм и эффективного менеджмента, соблюдения агротехнических норм и в целом использование преимуществ страны в производстве органической

1

сельскохозяйственной продукции. Достижение стратегических целей, доступность продовольствия населению, снижение уровня бедности и развитие агропромышленного сектора составляют основу исследования.

В статье обосновано, что в современных условиях эффективного использования земельных и водных ресурсов и увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции невозможно без внедрения новых технологий и соблюдения агротехнических норм выращивания культур. Также предложены пути обеспечения продовольственной безопасности в стране.

Abstract: The article discusses the need to develop and implement a food security strategy in Tajikistan for the long term. The issues that should be included in the strategy are proposed, including the physical and economic availability of high-quality food, the preservation of environmental standards and effective management, compliance with agrotechnical standards and, in general, the use of the country's advantages in the production of organic agricultural products. The achievement of strategic goals, the availability of food to the population, the reduction of poverty and the development of the agro-industrial sector form the basis of the study.

The article proves that in modern conditions of effective use of land and water resources and increasing the volume of agricultural production is impossible without the introduction of new technologies and compliance with agrotechnical standards of crop cultivation. The ways of ensuring food security in the country are also proposed.

Ключевые слова: продовольственный рынок; продовольственная безопасность; доступность продовольствия; продовольственное обеспечение; норма потребления; сельского хозяйство; снабжение промышленных предприятий сырьем; устойчивое экономическое развитие.

Keywords: food market; food security; food availability; food supply; consumption rate; agriculture; supply of industrial enterprises with raw materials; sustainable economic development.

Стратегическими целями государственной политики в Таджикистане

являются: достижение энергетической независимости; вывод страны из

транспортно - коммуникационной изоляции и обеспечение продовольственной

безопасности, как элемента национальной безопасности.

Потребление продовольствия признается важнейшим критерием качества

жизни и социального благополучия населения. Обеспечение гарантированного

доступа населения к продовольствию приобрело приоритетный характер в

2

масштабах всего мира и рассматривается в контексте «продовольственной проблемы».

В результате снижения объема производства сельскохозяйственной продукции за годы реформ на селе и ухудшения инфраструктуры продовольственного обеспечения, значительно возросли импорт и стоимость продуктов питания, что в итоге привело к созданию искусственного избытка продовольствия при снижении душевого потребления населения в Республике Таджикистан.

Состояние продовольственного обеспечения в стране характеризуется низким уровнем правовой ответственности хозяйствующих субъектов, отсутствием необходимой инфраструктуры, высокой степенью монополизации торговли отдельными группами на рынках, массовыми нарушениями качественных характеристик реализуемых продуктов питания, низким уровнем культуры рыночных отношений. Разрушается социальная сфера села, падает мотивация труда, усиливаются негативные поведенческие тенденции, подрывающие устои и определенные преимущества сельских местностей, как сферы обитания и культуры значительной части населения страны.

Обладая огромным природным потенциалом, страна имеет продовольственный дефицит, является импортозависимой и длительное время находится в зоне «гуманитарной помощи».

В сложившейся ситуации роль государства в регулировании обеспечения населения продовольствием значительно возрастает.

Усилению угроз для продовольственной безопасности Республики Таджикистан в условиях глобализации и вступления в ВТО, проблемам обеспечения её безопасности, развития импортозамещения уделено достаточно внимания в научной и специальной литературе.

Вместе с тем, исследованию механизмов формирования и регулирования системы продовольственной безопасности населения в рамках страны и ее отдельных регионов и выработка рекомендаций по эффективному

взаимодействию ее элементов, несомненно, имеют ценное значение в сфере осуществления экономических реформ в Республике Таджикистан.

Направления формирования системы продовольственного обеспечения страны и рынков различных продуктов имеют свои особенности, однако все вместе они должны решать важнейшую задачу наполнения и поддержания емкости внутреннего товарного рынка продовольствия, который зависит от ряда важнейших факторов:

• наличия базовых условий, возможностей и конкурентной среды для производства товаров и услуг;

• экономической свободы товаропроизводителей в развитии производства, переработки и реализации продукции;

• наличия конкурентоспособной продукции и спроса на нее;

• наличие эффективной налоговой, таможенной и ценовой политики, инфляции, покупательной способности населения и других факторов.

В таблице 1 приведена классификация основных проблем формирования и управления продовольственным рынком в Республике Таджикистан.

Таблица 1 — Классификация проблем формирования системы обеспечения продовольственного населения РТ

Признак Проблема

1. По объему и характеру несбалансированности рынка — диспропорции между спросом и предложением; — несбалансированность по определенным группам товаров; — региональные диспропорции.

2. По состоянию насыщенности рынка — проблемы насыщенного рынка — проблемы ненасыщенного рынка

3. По уровню управления — народно-хозяйственные; — отраслевые; — межотраслевые

4. По стратегии рыночной политики — на проблемы, связанные с формированием и развитием рынка, в первую очередь социально значимых товаров; — проблемы, связанные с нормализацией развития рынка и активизацией спроса на традиционные социально значимые товары;

— на решаемые традиционным способом, т.е. путем планово-регулирующего или коммерческого воздействия с использованием политики цен, налогов, кредитов;

— проблемы, требующие для своего решения разработки целевых комплексных программ и дополнительных инвестиций.

Указанные проблемы присущи почти всем странам, как экономически развитым, так и развивающимся. Определяющими в организации продовольственного рынка остаются предложение и специфика спроса. Это является, в свою очередь, залогом нормального товарного обращения, гарантией возмещения затрат производителя и удовлетворения потребностей потребителя в продовольствии.

Обеспечение приоритетных условий для стабильного развития продовольственного рынка требует со стороны государства новой социально ориентированной сельскохозяйственной политики, направленной на формирование системы продовольственного обеспечения населения по модернизированной схеме. Для объяснения данной схемы необходимо раскрыть содержание рассмотренных нами элементов этой системы.

Первоначальным элементом системы обеспечения населения регионов продовольствием является информационный ресурс, который состоит из данных анализа и прогнозирования этого рынка. Для анализа и прогнозирования рынка необходима исходная информация о нём, она может состоять из следующих разделов:

• нормативные и фактические уровни потребления;

• прогнозируемая численность населения;

• состояние продуктового рынка территории;

• внешние связи по ввозу и вывозу продуктов;

• состояние производства продукции предприятиями собственного АПК;

• покупательная способность населения и её прогноз;

• уровень обеспеченности населения за счет личного подсобного

хозяйства;

• маркетинговый анализ рынка конкретного региона.

Региональная дифференциация общего низкого платёжеспособного спроса населения, диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, отсутствие государственной поддержки в отношении товаропроизводителей приводят к тому, что структура продовольственного рынка по-разному проявляет свою эластичность на этапах трансформации и недостаточности информационного ресурса.

Другим элементом системы обеспечения населения регионов продовольствием является деятельность по формированию запасов продуктов питания на основе создания соответствующей инфраструктуры с современным оборудованием. Запасы продовольствия должны формироваться непосредственно в регионах, с целью достижения максимальной эффективности использования транспортно-коммуникационных систем.

Важным представляется создание и поддержание в регионе оптовых накопителей-компенсаторов розничной торговли, обеспечивающих непрерывность товаропотоков и концентрирующих товарную массу (по количеству, номенклатуре, ассортименту). Наличие в региональных (районных и городских) центрах достаточно разветвлённой сети магазинов розничных продаж товаров с минимумом товарных запасов, обеспечивающих их своевременную реализацию, и с дополняющим, компенсаторным эффектом первого оптового уровня важный аспект данной проблемы.

Кроме того, специализация каждого района по производству отдельных видов продовольствия напрямую показывает на формирования текущей региональной специализации. Региональная специализация по формированию запасов должна сопрягаться с региональным продовольственным рынком, а также с продовольственным рынком страны. Институциональный аспект перераспределения ресурсов (запасов) должен основываться на основе государственно-частного партнерства, с преобладанием государственных механизмов управления.

Продовольственный рынок выступает связующим элементом системы обеспечения населения регионов продовольствием. Под продовольственным рынком понимают совокупность специализированных рынков (субрынков) и системы социально — экономических отношений, связанных с производством, распределением и потреблением продовольствия. Продовольственный рынок подразделяется на субрынки и рыночные сегменты, где сегмент рынка — его часть представленная потребителями и производителями.

Признаки продовольственного рынка классифицируются с учётом региональных (по маркетингу) и отраслевых (по производству) особенностей, по объектам предложения, по географическому положению, по степени ограничения конкуренции, по характеру продаж, по степени переработки продукции, поставляемой на рынок. Это всё позволяет выявить экономический потенциал управленческой инфраструктуры в соответствии с особенностями (признаками) данного локального рынка.

Информационно-маркетинговая система, позволяющая обеспечить динамичное равновесие экономических интересов элементов инфраструктуры продовольственного рынка, основана на его сегментации по продукту (вкусовые качества, упаковка, готовность для потребления, цены), по субъектам сбыта, по формам торговли, по срокам и видам оплаты.

Алгоритм формирования факторов позволяет реализовать информационные модели управления затратами, транзакционными издержками, финансовыми результатами в центрах ответственности, а также внутри системы между производственными, сервисными подразделениями и другими управленческими структурами.

Для рассматриваемой системы необходимо формирование короткой продовольственной цепочки, которая представляется следующими уровнями:

• первый — перерабатывающие предприятия, которые производят из сельскохозяйственного сырья готовую к употреблению продукцию или полуфабрикаты для домашнего приготовления;

• второй — оптовые структуры, которые перевозят крупные партии

7

продовольствия, осуществляют функции их хранения и распределения;

• третий — предприятия розничного звена (предприятия общественного питания, магазины, рынки, киоски).

У подобных коротких цепочек имеется ряд преимуществ: небольшой объём поставки для розничных структур, сжатые сроки, высокое качество, быстрая оборачиваемость денег. Важная черта таких цепочек в транзитивной экономике - упрощение продуктовых операций по снабжению и реализации.

Необходимо исследование конкурентной среды на продовольственных рынках. Предприятия первого, а также и второго уровня могут закупать продукцию у дехканских (фермерских) хозяйств, а также у владельцев личного подсобного хозяйства, которая остается в избытке после формирования личного запаса. Обычно в условиях Республики Таджикистан эти хозяйства сами непосредственно не реализовывают свою продукцию, а товаропоток достаточно длинный, охватывающий большое количество посредников и с высокой добавленной стоимостью. В нашем плане исследования конкурентной среды необходимо исследование объемов производства и личного потребления населения региона. Формирование постоянной организованной схемы закупок продукции сельскохозяйственных производителей может способствовать возникновению между ними здоровой конкуренции.

Есть смысл в системе обеспечения населения регионов продовольствием выделить специфическое понятие «продовольственный маркетинг» как комплексную социально-экономическую категорию, раскрывающую системные закономерности проявления, формирования, развития и удовлетворения совокупности индивидуальных потребностей в продовольственных товарах в процессе производства, распределения, обмена и потребления продуктов питания в целях удовлетворения потребностей отдельных личностей и общества в целом.

В условиях трансформационной экономики одним из проблем эффективного функционирования регионального маркетинга продовольственной продукции является отсутствие упорядочивающей информационной

8

системы. В данном случае формирование автоматизированного учёта, моделирования, анализа и прогнозирования рынка является важным моментом в системе регионального рынка маркетинга продовольственной продукции. Специализированные центры в регионах могут осуществлять мониторинг рынка, пространственный и временной, производить вариантные расчёты по конкретным продуктам в реальном масштабе времени. Сельскохозяйственным производителям и предприятиям трех рассмотренных уровней необходимы оперативные и перспективные рекомендации, которые могут способствовать стабильному управлению процессом производства, распределения и потребления продовольственной продукции.

Построение системы стабильного управления предполагает вычленение инфраструктурных системообразующих компонентов из многообразия рыночных составляющих и их интеграцию в отраслевом разрезе. Регулирование может включать ценовую политику при сохранении способа формирования цен на основе баланса спроса и предложения продукции в зависимости от социального положения покупателей, систему анализа и прогнозирования развития продовольственного рынка.

Реализация такой задачи предполагает формирование оперативного мониторинга продовольственного рынка региона, учёта его потенциала и прогнозирования развития посредством создания Центров мониторинга и консалтинга в городских и районных центрах. Самообеспеченность таких Центров может обеспечиваться за счет проведения хоздоговорной деятельности. Такие Центры в дальнейшем послужат в качестве системы поддержки принятия решений для региональных властей в области повышения эффективности производства, распределения и потребления продовольственных товаров, а также движителями инновационных идей.

Проблема становления продовольственного рынка в транзитивных

экономиках рассматривается преимущественно описанием отдельных ее

проблем. Как таковой целостная модель механизма, включающей систему

управления формированием продовольственного рынка и его кластеризации

9

еще до конца не разработана. Решение проблемы вплотную зависит от комплексного подхода к этой проблеме, а также от использования системного метода анализа происходящих процессов в транзитивной экономике, в том числе и Республике Таджикистан.

Дело в том, что без наличия теоретической модели эффективного механизма управления продовольственным рынком, с точки зрения продовольственного обеспечения населения на этапе становления новых отношений нельзя построить «цивилизованные» рыночные отношения. Международная практика показывает, что в качестве эффективного механизма управления становления продовольственного рынка может стать кластеризация системы обеспечения населения продовольствием. Кластеризация способствует распространению позитивных импульсов по всему периметру входящих в систему элементов и входящих отрасли трех рассмотренных уровней продовольственных цепочек, создает ансамбль синергетических эффектов в отраслевом и территориальном комплексах национального хозяйства, а также способствует внедрению в них конкурентных элементов.

Реформирование институциональной структуры системы обеспечения

населения продовольствием нами представляется в нескольких направлениях, и

необходимо проводить их поэтапно. Первое — связано с реформированием

роли государства. Государственное участие в системе обеспечения населения

продовольствием необходимо, однако в связи формированием развитого

продовольственного рынка, безусловно, роль государства сменяется функциями

экономического регулирования. Однако в традиционном обществе мощная

рука государства может играть существенную роль в развитии системы.

Современное состояние внутреннего продовольственного рынка (повышающая

зависимость от импорта продовольственных товаров, низкая покупательная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

способность населения, нерациональность потребления продовольствия и

другие негативные моменты) требует от властей всех уровней разработки

четкой стратегии по повышению уровня отечественного производства для

внутреннего обеспечения населения продовольствием. Такая стратегия

10

реализуема посредством государственно-частного партнерства, т.е. государство может принять долевое участие в переработке некоторых видов сельскохозяйственной продукции, доставку оборудования и т.п. Однако главное в государственном управлении должно состоять в формировании так называемой законодательной базы, как правового условия работы субъектов продовольственного рынка.

Другое направление — связано с активным формированием так называемых рыночных институтов, которые нами рассмотрены как элементы системы обеспечения населения продовольствием. Это склады для запасов, разветвлённая сеть магазинов розничных продаж, оптовые продовольственные рынки, ярмарки и т.п.

Когда речь идет об инфраструктурных элементах то всегда имеется в виду, что они функционируют в системе явной или же скрытой защиты отраслей производства продовольственных товаров. Именно эти элементы могут соотноситься с международной нормой торговли сельскохозяйственными товарами в рамках ВТО.

Список литературы

1. Ашуров И.С. Продовольственная безопасности Таджикистан / И.С. Ашуров // Устойчивое развития АПК - важный фактор обеспечения продовольственной безопасности в Республике Таджикистан: Материалы респкбликанской научно-теоретической конференции.

2. Продовольственная безопасность и бедность № 4-2019. Агенство по статистике при Президенте РТ. Душанбе — 2019. — 170 С.

3. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан январь - декабрь. Душанбе — 2020. — С. 24-25.

4. Сельское хозяйсво в Республики Таджикистан. Статистических сборник - Душанбе, 2020.

5. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Олии Республики Таджикистан от 26.12.2018 г.

6. Солехзода А.А. Факторы, влияющие на уровень продовольственной безопасности / А.А. Солехзода, И.С. Фасихов // Научные исследования: Ключевые проблемы III тысячелетия (Россия, Москва). — 8 (9). — 2016. — С.15-23.

7. Фасехзода И.С. Роль государственного управления в обеспечении отечественного продовольственного продукта // И.С.Фасехзода, Х.А.Сайдалиев / Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук, Душанбе-2020, №1, С.95-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.