Научная статья на тему 'Формирование стратегического набора предприятия в зависимости от его позиционирования во внутренней и внешней среде'

Формирование стратегического набора предприятия в зависимости от его позиционирования во внутренней и внешней среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ НАБОР / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катков Владимир Владимирович

Отражен новый подход к формированию стратегического набора предприятия на основе его позиционирования во внутренней и внешней среде. Показаны зависимость от фазы экономического цикла национальной экономики, этапа жизненного цикла предприятия, необходимость учета соотношения эффективности и риска контрактов в наборе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the clause the new approach to forming of a strategic kit of the enterprise on the basis of its positioning in internal and an external environment is reflected. Dependence on a phase of an economic cycle of national economy, stage of enterprise lifecycle and necessity of a ratio of efficiency and risk of contracts in a kit is specified.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегического набора предприятия в зависимости от его позиционирования во внутренней и внешней среде»

^НаучнО-Технические^ведомости^^СПбГПу^

УДК 338.121

В.В. Катков

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАБОРА ПРЕДПРИЯТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ

Существует ряд методов управления стратегическим набором, но ни один из них не связан с позиционированием экономической единицы во внешней и внутренней среде. В [3] изложена предложенная чл.-кор. РАН Г. Б. Клейнером постановка проблемы такого позиционирования, но принципы формирования стратегического набора с учетом подобного позиционирования не освещены. Нет ответа на вопрос, одинаковы ли принципы формирования стратегического набора на разных этапах жизненного цикла экономической единицы в условиях разных фаз экономического цикла национальной экономики, а также методы управления рисками потенциальных портфелей контрактов, реализующих данный вариант этого набора. Поэтому актуальной становится проблема управления стратегическим набором с учетом позиционирования простой или сложной экономической единицы во внешней и внутренней среде, на разных этапах жизненного цикла данной единицы, в разных фазах экономического цикла национальной экономики, с разным соотношением эффективности и риска.

Позиционирование предприятия во внешней и внутренней среде. Нами выдвинута гипотеза о влиянии взаимоотношения с внешней и внутренней средой менеджмента экономической единицы на выбор стратегического набора. Суть этой гипотезы заключается в следующем. Выбирая тот или иной вариант стратегического набора, менеджмент исходит из объективно сложившегося представления о характере позиционирования экономической единицы во внешней и внутренней среде.

Обратимся к позиции Г.Б. Клейнера. В [3] рассматривается типизация взаимоотношений между предприятием как динамической (функционирующей и эволюционирующей) системой

и ее динамическим окружением. Выделяются следующие «пары характеристик»: «холизм -партикуляризм», «гомеостаз - гетеростаз», «реактивность - проактивность», «конституционализм - инвайронментализм», «рациональность -иррациональность».

Нами предложен так называемой морфологический ящик, который отражает многообразие видов позиционирования предприятий (см. рисунок).

Согласно выдвигаемой гипотезе, для каждого варианта предприятия предпочтительным оказывается только свой вариант стратегического набора.

Проведенное нами исследование динамики параметров предприятия под воздействием внешней среды на материалах Путиловского -Кировского завода в Санкт-Петербурге показало, что за 200-летний период его существования параметры предприятия менялись несколько раз.

В последнем десятилетии XIX в. завод представлял собой «холическую» организацию «реактивного» характера, работающую в режиме «гомеостаза», на основе «консерватизма» и «рационализма». Позиционирование завода во внешней и внутренней среде в рассмотренный период можно охарактеризовать цепочкой НОЬ-ООМ-ЯБ-КОК-ЯЯ.

Эта цепочка «продержалась» до кризиса 80-90-х гг. ХХ в. 5 ноября 1992 г. было зарегистрировано акционерное общество «Кировский завод», которое можно охарактеризовать цепочкой РЛЯТ-ООМ-РЯО-1КУ-ЯЯ. На момент регистрации акционерного общества собственниками завода стали 64000 физических лиц и около 50 юридических лиц.

В начале XXI в. завод распался на 22 самостоятельных кооперирующихся друг с другом

1. По тесноте связей в различных Холизм

аспектах деятельности предприятия (HOL)

набора

сивности инноваций

1

2. По стабильности стратегического Гомеостаз

(GOM)

1

(RE) 1

3. По степени реагирования к агрес- Реактивность

4. По желанию изменения миссии Конституционализм предприятия (KON)

1

5. По осознанности принятия решений Рациональность

(RR)

Партикуляризм (PART)

1

Гетеростаз (GET)

1

Проактивность (PRO)

1

Инвайронментализм (INV)

1

Иррациональность (IRR)

Морфологический ящик построения взаимоотношения с внешней средой фирмы

предприятия, совокупность которых можно охарактеризовать цепочкой РЛКТ-ОЕТ-КЕ-1КУ-1ЯЯ.

Налицо изменчивость внешних и внутренних ситуаций, которая привела к скачкообразной смене цепочек, характеризующих изменение образа предприятия.

Влияние экономических циклов на взаимодействие предприятия с внешней средой. В условиях роста и рецессии национальной экономики может кардинальным образом меняться взаимо-

действие предприятия с внешней средой, поскольку меняются составляющие и источники конкурентных преимуществ. Это означает, что стратегия долговременного функционирования компании должна постоянно корректироваться в зависимости от фазы экономического цикла.

Построим матрицу, в которой присутствуют этапы жизненного цикла предприятия и фазы экономического цикла национальной экономики (табл. 1).

Таблица 1

Фаза экономического цикла Рецессия Подъем

PART-GET--RE-INV-IRR HOL--GOM--PRO-KONIRR PART--GOM--PRO-INVIRR HOL--GOM--RE--KON-RR PART-GET--RE-INV-IRR HOL--GOM--PRO-KONIRR PART--GOM--PRO-INVIRR HOL--GOM--RE--KON-RR

1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 2.3 2.4

Детство (I) I/1.1 I/1.2 I/1.3 I/1.4 I/2.1 I/2.2 I/2.3 I/2.4

Юность (II) II/1.1 II/1.2 II/1.3 II/1.4 II/2.1 II/2.2 II/2.3 II/2.4

Зрелость (III) III/1.1 III/1.2 III/1.3 III/1.4 III/2.1 III/2.2 III/2.3 III/2.4

Старость (IV) IV/1.1 IV/1.2 IV/1.3 IV/1.4 IV/2.1 IV/2.2 IV/2.3 IV/2.4

Матрица экономической единицы с учетом позиционирования во внутренней и внешней среде, этапов жизненного цикла предприятия, фаз жизненного цикла национальной экономики

Таблица 2

Влияние фазы экономического цикла, жизненного цикла и позиционирования предприятия во внутренней и внешней среде на выбор стратегического набора

Фаза экономического / жизненного цикла, позиционирование предприятия во внутренней и внешней среде Характеристики стратегического набора

Рецессия 1. Преобладание наименее рисковых контрактов. 2. Преобладание контрактов, удовлетворяющих стратифицированный спрос на приростные и усовершенствованные товары, поддерживаемых финансовой экспансией. 3. Преобладание среднесрочных контрактов. 4. Преобладание СЗХ, предъявляющих спрос на товары с упрощенными функциями по крайне низким ценам

Подъем 1. Преобладание контрактов с новыми для предприятия СЗХ. 2. Сдерживание расширения портфеля контрактов на производство усовершенствованных и прорывных товаров с ажиотажным спросом в связи с финансовой рестрикцией. 3. Преобладание контрактов, подразумевающих расширение географического ареала хозяйственной деятельности

Детство 1. Заключение контрактов, соответствующих миссии предприятия. 2. Активное влияние ГСВ на формирование портфеля контрактов. 3. Ограничение количества контрактов

Юность 1. Заключение контрактов с новыми для предприятия СЗХ. 2. Рост количества контрактов. 3. Высокие показатели уровня транзакционных издержек в связи с возможным оппортунистическим поведением контрагентов

Зрелость 1. Наличие налаженных связей с СЗХ. 2. Высокие показатели уровня транзакционных издержек в связи с освоением новых технологий. 3. Наличие венчурных контрактов в стратегическом наборе

Старость 1. Поиск новых СЗХ связанный с устареванием технологии производства прежней продукции и падением спроса на нее. 2. Реструктуризация стратегического набора предприятия, ориентированная на выживание в условиях изменений внешней среды. 3. Изменение парадигмы бизнеса

Холизм 1. Определение в стратегических наборах доминирующих, по сравнению с другими, СЗХ и ЗСР. 2. Включение в набор СЗХ, допускающих работу в условиях сжатых сроков. 3. Включение в набор СЗХ, с которыми заключены продолжительные контракты. 4. Включение в набор СЗХ с прогнозируемым низким уровнем оппортунистического поведения для снижения трансакционных издержек, связанных с предотвращением оппортунизма

Партикуляризм 1. Включение в набор нескольких равноценных по значимости СЗХ. 2. Включение в набор СЗХ, обеспечивающих постоянство условий работы с ними. 3. Включение в стратегический набор непродолжительных срочных или точковых контрактов

Продолжение табл. 2

Фаза экономического / жизненного цикла, позиционирование предприятия во внутренней и внешней среде Характеристики стратегического набора

Гомеостаз 1. Включение в систему стратегических контрактов продолжительных контрактов. 2. Формирование стратегического набора преимущественно СЗХ, относящихся к освоенным фирмой нишам рынков. 3. Включение в стратегический набор СЗХ, работающих на рынке государственных заказов

Гетеростаз 1. Включение в стратегический набор внутристрановых и зарубежных СЗХ, предъявляющих спрос на инновационные товары, услуги и процессы. 2. Включение в систему стратегических контрактов непродолжительных срочных контрактов (возможны частые изменения состава набора СЗХ в связи с изменчивостью стратегии)

Реактивность 1. Включение в стратегический набор СЗХ, обслуживание которых не предполагает использования новейших технологий. 2. Формирование динамичного состава стратегического набора, обусловленного следованием предприятия за изменениями внешней среды. 3. Формирование динамичной системы стратегических контрактов

Проактивность 1. Формирование обусловленного доминированием предприятия на рынке стабильного стратегического набора. 2. Формирование относительно постоянной системы стратегических контрактов. 3. Формирование относительно постоянного набора зон стратегических ресурсов (ЗСР)

Консерватизм 1. Формирование стратегического набора, обусловленное принятой миссией предприятия. 2. Недопущение изменения парадигмы бизнеса. 3. Формирование стабильной системы стратегических контрактов

Инвайронмента-лизм 1. Формирование динамичного стратегического набора, обусловленного изменением приоритетов менеджмента при формировании стратегии предприятия. 2. Формирование динамичного набора ЗСР и взаимоотношений с группами стратегического влияния предприятия (ГСВ). 3. Формирование динамичной системы стратегических контрактов

Рациональность 1. Осмысленный выбор стратегического набора на основе комплексного анализа внешней и внутренней ситуации. 2. Формирование системы стратегических контрактов на основе анализа степени различных видов потенциального риска

Иррациональность 1. Спонтанный процесс формирования стратегического набора без анализа внешних и внутренних факторов. 2. Преувеличенное значение (этатизм) роли ГСВ в формировании стратегического набора и набора ЗСР

Влияние позиционирования предприятия во внешней и внутренней среде, фазы экономического цикла и этапа жизненного цикла предприятия на выбор стратегического набора представлены в табл. 2.

Влияние риска контракта на управление стратегическим набором. Следующим аспектом, влияющим на управление стратегическим набором, является оценка отношения эффективности и риска контрактов, составляющих набор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.